Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях через развитие мелкой моторики»
материал

Юрзанова Светлана Геннадьевна

тМелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребенка: речевые способности, внимание, мышление, координацию в пространстве, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), концентрацию и воображение. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость.ивность резко сокращается.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_razvitiyu.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5 «СЕМИЦВЕТИК» г. Вольска Саратовской области»

Приложение 4.4

ПУБЛИКАЦИЯ

воспитателя Юрзановой Светланы Геннадьевны

Консультация для родителей по развитию речи

«Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

«Истоки способностей и дарования детей

- на кончиках их пальцев, от них идут

тончайшие ручейки, которые питают

источник творческой мысли!»

В. А. Сухомлинский 

Современные родители знают о необходимости развития мелкой моторики. Но далеко не все находят время и желание серьезно заняться этим забавным и полезным процессом. А ведь каждую группу навыков нужно развивать в нужный момент.

На развитие мозга особое влияние имеет движение кистей рук, в особенности движения пальцами. Называется это мелкая моторика. Это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кисти руки. Сами собой эти движения не развиваются, требуется специальная тренировка. Если кисть ребёнка развита хорошо, писать он будет красиво, чётко, легко. Но, к сожалению, очень часто пальцы рук ребёнка оказываются слабыми.

Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребенка: речевые способности, внимание, мышление, координацию в пространстве, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), концентрацию и воображение. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость.

В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность. Чем больше ребенок хочет, что- либо делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее.

Родители должны замечать все «мелочи» поведения ребенка в играх и увлечениях. В дошкольном возрасте развитие моторики является главной и неотъемлемой частью.

Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе. В норме к 6-7 годам заканчивается созревание определенных зон головного мозга, которые отвечают за мелкую моторику и развитие речи.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу.

Учителя в школе начинают замечать, что у ребенка недостаточно развита моторика рук, наблюдается слабость и неловкость при держании ручки. Почерк неаккуратный и буквы неловкие. Ребенок может быть сам скован и напряжён. Это и есть результат не развитой мелкой моторики рук. Дети, идя в школу, часто не умеют держать ручку и завязывать шнурки.

Вот почему так важно работать с пальчиками. Для родителей особенно важно знать, как развивать точные и достаточно сильные движения пальцев, активизировать работу мышц кисти.

Существует ряд простых занятий, которые способствуют развитию мелкой моторике. Их простота и оригинальность заключается в том, что все это есть почти в каждом доме. Предложенный нами перечень всегда можно дополнить своими идеями и варьировать материалом в зависимости от предпочтений.

1. Шнуровка, игры со шнурками. Зашнуровать ботинки. Завязать узел, бант. Заплести косичку. Наматывание нитки на катушку и сматывание её в клубок. Плетение.

2. Работа с нитками. Мелкое нарезание и приклеивание их к трафарету.

3. Игры с пробками. (Игра «Лыжи»: Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог: «Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, Мы любим забавы холодной зимы». То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.)

4. Игры с бусинками, пуговицами. Нанизывание бусинок на нитку. Пришивание пуговиц. Выкладывание узора из бусинок, пуговиц (по цвету, по размеру, по форме). Выкладывание букв.

5. Игры с крупой. Рисование пальчиками по крупе. Перебирание крупы. Игра «Донеси крупу в ложке», «Помоги Золушке» - Складывание крупных зёрен в ладошку. Собрать крупу пинцетом, щипцами.

6. Подготовка руки к письму. «Дорожки». Выполнение узора, прописи. Штриховка в разных направлениях. Работа с трафаретами. Дорисуй картинку. Контур предмета (обведи рисунок, соедини по точкам).

7. Игры с бумагой. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.

8. Природный материал. С помощью семян и плодов создание узоров и пейзажей, развивается творческое воображение.

9. В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки, веточки (если игра происходит на улице). Игры со счетными палочками или спичками развивают глазомер, что позволяет ребенку научиться правильно рассчитывать длины и расстояния. Эти навыки пригодятся, когда ребенок будет изучать антонимы: далеко-близко, учиться писать: короткая - длинная черта и т.д.

10. Гуляя с ребенком во дворе, в парке, в лесу, обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.

Уважаемые родители, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук вашего ребенка и вашей заинтересованности его успеха в дальнейшем.

Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно. Только тогда может быть достигнут наилучший результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Игры с предметами домашнего обихода.Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены оче...

«Коррекция мыслительных процессов у детей с нарушением интеллекта через развитие мелкой моторики рук».

«Коррекция мыслительных процессов у детей с нарушением интеллекта через развитие мелкой моторики рук»....

Консультация для родителей "Краткие сведения о развитии речи ребёнка"

Дается краткая характеристика развития речи от 3 месяцев до 7 лет....

Формирование универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ, через развитие мелкой моторики во внеурочной деятельности, как один из видов коррекции личности.

Актуальность  вопроса о важности развития мелкой моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательно...

Семинар-практикум для родителей "Способы и приемы развития речи в домашних условиях"

Семинар-практикум для родителей "Способы и приемы развития речи в домашних условиях"...

Консультация для родителей «Особенности развития речи младших школьников»

    Во время консультации «Особенности развития речи младших школьников» учитель-логопед знакомит родителей с важностью правильного развития речи для формирования полноцен...

Консультацию для родителей «Роль родителей в развитии речи детей дошкольного возраста»

Читайте стихи — короткие и понятные, они полезны тем, что развивают память и ритм, формируют фонематический слух. Так что простые и хорошо рифмованные детские стихи и потешки тоже помогут налади...