Готов ли ваш ребенок к школе?
статья

Зайруллина Екатерина Юрьевна

Готовим ребенка к школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Готов ли ваш ребенок к школе?

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1860789/pub_602d0676ae93e667d26aaac4_602d078eae93e667d26d4a92/scale_1200

Мы знаем, что в 5-7 лет происходит бурное физическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка. В этот период  в речи успешнее ставятся и закрепляются звуки, активнее обогащается словарь, закрепляются правильные лексико-грамматические конструкции. Но параллельно с этим проявляются и пробелы  в обучении. Многие родители начинают задумываться о том, готово ли их чадо к обучению за два, три месяца до начала школьного периода, но чаще всего родители надеются, что все решится само по себе, рано или поздно…

Не стоит тянуть, следует,  как можно раньше обратить внимание на пробелы в развитии и подготовке к школе. Как же обнаружить слабые звенья в будущего школьника? На какие критерии подготовки ребенка в школу необходимо обратит внимание?

https://cloudstatic.eva.ru/eva/330000-340000/330175/channel/8036455504083495.jpg

Сформирован ли ребенок как личность? Этот момент важен. В школьной жизни предстоит ставить определенные цели и идти к их достижению, для этого необходимо навык общения с учителями и сверстниками. Человек - существо общественное и развивается в коллективе. Ему необходимо общение. Без общения нет новой информации и развития.

Гораздо быстрее адаптируются к школьной жизни выпусники детских садов. Они без труда находят общий язык с одноклассниками и учителями, более уверены в себе, легче принимают самостоятельные решения, отстаивают свою точку зрения. Такие дети имеют опыт взаимодействия в коллективе. Детям, воспитывающимся дома, освоить навыки общения в 6-7 лет намного сложнее. А впереди долгие школьные годы. Необходимо заранее позаботиться об этом в дошкольный период, и особое внимание уделить речевому развитию ребенка.

https://www.photoforum.ru/f/photo/000/015/15889_88.jpg

Как определить, есть ли пробелы в речевом развитии малыша? 

Внимание:

•        уменет ли ребенок правильно (без искажения) произносить все звуки;

•        достаточен ли объем активного и пассивного словаря;

•            состояние грамматического стря речи (согласование и управление слов, умение строить фразу);

  •          способность к ведению диалога;

•            умение составления рассказа по описанию или по памяти.      

 Если родителю не удается объективно оценить речевое развитее ребенка, необходимо обратится к специалистам. Возможны  нарушение определенных групп звуков (свистящие и шипящие, звук „Р" и т.д.), нарушение слоговой структуры слов, грамматического строя речи , а связная речь оказывается вовсе не связной, очень бедной, с простыми фразами. Делаем вывод  - пора незамедлительно начинать коррекционную работу!

Расширяем словарный запас

Определение словарного запаса ребенка - занятие трудоемкое. Начать, пожалуй, необходимо с существительных. Например: к любому предмету (чашка, стол, диван, машина) ребенок называет части (детали) каждого. Чем больше, тем лучше. Подсказки не нужны, возможно указать ребенку на ту или иную часть предмета. Ее название должен озвучить будущий первоклассник. Вы можете услышать: „то, за что держат" (ручка), „куда садятся" (сидение), „где люди сидят" (салон). Такие ответы не неверны. Еще хуже, если ребенок называет стакан -чашкой, кресло - стyлом, а пароход – лодкой и т.д. В помощь возьмем различные картинки и иллюстрации. Рассматрим их, обсудим, ребенок легко запомнит названия различных предметов, их детали и части. Очень хороши для этого предметные картинки по темам: „Мебель", „Одежда", „Посуда„, „Транспорт» и т.д. Берите тему и прорабатывайте ее во всех направлениях в течение одной-двух недель.

После таких тренировок ребенок запомнит слова, также сможет группировать предметы по смыслу.

Помимо предметного словаря, обследовать предстоит и словарь признаков. Дошкольник 5-7 лет на вопрос: „Какой цветок?" - начинает перечислять: „Красивый, душистый, яркий, экзотический, хрупкий...". Но не всегда. Поможет вновь картинный словарь и проработка тем уже на предмет признаков. Образование прилагательных от существительных дает ребенку массу возможностей для словотворчества. Детям нравится определять чей хвост у белки, чья лапа у медведя или чье ухо у зайца.  Ребенок может справится с заданием, сказав: „беличий хвост, медвежья лапа, заячье ухо", но чаще всего  дошкольники придумывают: „зайчиный„, „зайчачий", „зайченый", „.песина", „лисиная", „волчачье„, „волчиное". И это еще не все! В этом случаи придется немало потрудиться, пока в памяти ребенка не закрепятся правильные формы притяжательных прилагательных. Поиграйте с малышом в игру „Чей хвост (лапа, ухо, глаза)?„. Помимо прилагательных, он вспомнит названия зверей, птиц и насекомых, деление на домашних и диких животных, а также название их детенышей. После этого параллельно проверьте глагольные формы на наглядной основе. Подойдут любые иллюстрации детских журналов, фотографии из семейного альбома. Проследите, не путает ли ребенок близкие по звучанию и значению слова: пришивает - вышивает - ушивает - перешивает - зашивает - нашивает - сшивает; лепил - слепил - прилепил - облелил - залепил и т.д. Обратите внимание и на различие временных форм (настоящее, прошедшее и будущее): лечится - лечился - будет лечиться. Вспомним и слова-предметы и связанные с ними слова-действия: карандашом рисуют, штрихуют, чертят, раскрашивают; кошка мяукает, лакает, сидит, лежит, царапается; малыш шалит, бежит, плачет, играет и т.д. Глагольный словарь хорошо проверять и отрабатывать на теме „Профессии". Повар (что делает?) варит, режет, шинкует, чистит, готовит; продавец взвешивает, торгует, фасует, продает и т.д.

Умение вести диалог - очень полезный навык. Проверьте способность ребенка поддерживать разговор с другими взрослыми или со сверстниками. Если это вызывает трудности, просто говорите с ребенком - обсуждайте буквально все - увиденный фильм, прочитанную книгу, бытовые моменты. Пусть малыш учится правильно строить фразу, задавать вопрос, слушать и понимать собеседника.

От диалога - к монологу.  Для начала положите перед ребенком сюжетную картинку или фото и послушайте, что он расскажет. Если просто перечислит отдельные предметы, не спешите радоваться. Рассказ должен состоять из грамматически верно построенных фраз, иметь смысловую цепочку. Смысл изображенной картинки должен быть раскрыт так, чтобы, не видя картинку, представлялось ее содержание. К этому идеалу и надо стемиться. От одной сюжетной картинки переходите к серии. Для этого вполне подойдут, например, комиксы.

Кажется ничего нового и сложного, но именно из этих мелочей складываются положительные результаты, именно этому тоже нужно учиться, постоянно тренируя и оттачивая родную речь.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=c69b7d2f57dd3ffc8771041494c22813-l&n=13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готов ли ваш ребенок к школе?

Данный материал поможет родителям определить подготовленность ребенка к школе при помощи теста, а также поможет рекомендациями, как лучше подготовить ребенка к школе. Может быть рекомендован психолога...

Готов ли ваш ребенок к школе

Ваш ребенок скоро  пойдет в школу. Это очень ответственный этап в его жизни: появятся новые обязанности, откроются новые горизонты.   Вашему вниманию представлены практические советы...

Тест-диагностика "Готов ли ваш ребенок к школе?"

Статья включает тестовый  материал для диагностики одного из ведущих факторов  готовности к школьному обучению - сформированности зрительного восприятия ребенка. . Выполнив серию субтестов м...

Готов ли ваш ребенок к школе?

Данная методика определения готовности ребенка к школе полезна родителям, логопедам, учителям начальных классов и воспитателям ДОУ....

Готов ли ваш ребенок к школе? Методика определения и советы логопеда.

Данная методика определения готовности ребенка к школе полезна родителям, логопедам, учителям начальных классов и воспитателям ДОУ....

Готов ли ваш ребенок к школе?

Значение правильной речи огромно для человека любой специальности. Неправильная речь ребёнка затрудняет его общение с окружающими, отражается на его общем развитии, характере, и в будущем может ...