Готов ли ваш ребенок к школе? (советы родителям)
материал по теме

Лучкина Елена Валерьевна

Советы родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotov_li_vash_rebenok_kshkole.docx35.02 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Советы родителям

ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК К ШКОЛЕ.

Ваш ребенок скоро  пойдет в школу. Это очень ответственный этап в его жизни: появятся новые обязанности, откроются новые горизонты.

Как показывает практика, значительное количество будущих первоклассников страдает речевой патологией. Отклонения в речевом развитии детей, поступающих в первый класс, носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребенка. Однако, в большинстве случаев, без оказания своевременной логопедической помощи они приводят к стойким специфическим ошибкам в письме и чтении (дисграфии и дислексии).

В свою очередь проблемы формирования навыков письма и чтения затрудняют усвоение программы по русскому языку, а также по другим школьным предметам, Это связано с тем, что именно речь является средством получения и выражения знаний. В результате учащиеся зачисляются в разряд неуспевающих.

Нарушения речи многообразны. Они имеют различную степень выраженности, зависят от причины и особенностей развития ребенка. Чаще всего на логопедический пункт поступают дети с дефектами речи, которые можно условно разделить на три большие группы.

Первая группа - фонетические нарушения речи. Они выражаются как в нарушении произношения отдельных звуков, так и их групп без других сопутствующих проявлений.

Вторая группа - фонетико-фо-нематические нарушения. Для них характерно то, что ребенок не только неправильно произносит звуки речи, но и недостаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звучаниями. Поэтому дети недостаточно четко овладевают анализом звукового (впоследствии - звукобуквенного) состава слова и делают специфические ошибки при чтении и письме, часто - в устной речи при неправильном воспроизведении слогов в слове (пропуски, перестановках слогов, недоговаривании окончаний слов и т.п.).

Третья группа - общее недоразвитие речи. Оно выражается в том, что нарушение распространяется не только на звуковую сторону речи. Страдает умение различать звуки речи, правильность слогового оформления слов, словарь, грамматика языка, связная речь. Если такому ребенку не будет своевременно оказана логопедическая помощь, он в дальнейшем не сможет полностью овладеть грамотной устной и письменной речью.

Письмо и чтение являются сложными многоуровневыми психофизиологическими процессами, которые осуществляются в результате совместной деятельности зрительного, речедвигательного, речеслухового и общедвигательного анализаторов. Для успешного овладения навыками письма и чтения необходимо, чтобы у ребенка был в достаточной степени сформирован ряд речевых и неречевых функций: слуховая дифференциация звуков, правильное их произношение, языковой анализ и синтез, который включает фонематический анализ и синтез, слоговой анализ и синтез. У дошкольника должен быть сформирован анализ предложения на слова, сформированность лексико-грамматической стороны речи, высокий уровень развития зрительного и слухового анализа, синтеза, внимания, памяти (различных видов), пространственных представлений.

Несформированность какой-либо    из   указанных   операций вызывает нарушение процесса овладения письмом и чтения, приводит к возникновению дис-графии и дислексии.

Несмотря на то, что диагностикой и коррекцией речевых нарушений, безусловно, должен заниматься специалист, в силах родителей оказать своему ребенку посильную помощь при подготовке к школе.

Если Ваш ребенок посещал в детском саду логопедические занятия, то Вы можете проконсультироваться у логопеда, насколько он готов к овладению грамотой и получить соответствующие рекомендации. Часто бывает, что по той или иной причине дошкольник не проходит полный коррекционный курс, вследствие этого к выпуску из детского сада не все стороны речи оказываются сформированными. В этом случае заботливым родителям необходимо летом позаниматься со своим ребенком, чтобы восполнить существующие пробелы в речевом развитии.

Ниже приводятся виды упражнений и игр, направленных на развитие психических функций, необходимых для успешного овладения устной и письменной речью.  Вы можете использовать эти упражнения для занятий с детьми 6-7 лет.

Занятия рекомендуется проводить систематически в игровой форме. Они должны быть кратковременными (10-15 минут). Затем их длительность можно увеличить до 25-40 минут. Родителям необходимо чутко реагировать на состояние ребенка (наличие у него интереса, утомления, изменения настроения) и в соответствии с этим регулировать продолжительность и содержание занятий.

Очень важно, чтобы каждое начатое задание было выполнено ребенком до конца, а содержание «этапов» и их последовательность были понятны. Поэтому, создание дружеской, доверительной атмосферы во время занятий будет играть важную роль в усвоении обучающего материала.

Не забывайте хвалить ребенка - это также хороший стимул в работе. У ребенка появится настроение и желание заниматься.

Во время занятий будьте терпеливыми и старайтесь подчеркивать неповторимость, индивидуальность и творческое начало ребенка.

Позвольте пожелать Вам, уважаемые родители, успехов, и напомнить, что благополучие наших детей в наших руках.

Советы родителям

Для успешного обучения ребенка в школе он должен иметь:

Правильное произношение

 К  5-6 годам речь ребенка должна быть полностью сформирована, он

должен правильно строить фразу, четко произносить все звуки родной речи, его словарный запас должен быть достаточно обширен и богат.

Хорошо развитую моторику  (общую и мелкую моторику пальцев

 рук).

Развитый фонематический слух

Достаточно хорошую память

Запоминать около 7 слов и повторять после одного прослушивания.

Хорошую усидчивость и внимание, умение работать в течение  

15-20 минут.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к

усвоению ребенком родного языка как средства коммуникации:

1.        Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2.        Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка. Отличать правильное произношение от дефектного, осуществлять слуховой контроль за собственным произношением, оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков, узнавать и различать звуки.

3.        Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа ауи; анализ обратного слога гласный — согласный типа ап; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях,  распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.

У детей должны быть сформированы речедвигательные навыки для правильного звукопроизношения, а также психологической базы речи (достаточно развитые восприятие, ощущение, внимание, память, мышление и другие психические процессы), способствующая формированию готовности к успешному освоению учебной деятельностью в школе.

Все родители, конечно, хотят, чтобы их дети говорили чисто и красиво. Но у некоторых это выходит естественно, а у других .... Как мамы не бьются над этой проблемой, ну не идет дело дальше «во-о-ны» или «сапки», хоть плачь!

В подобных случаях нужно обращаться к специалисту. Самодеятельность только ухудшает ситуацию и может навредить ребенку.

Время обращения за консультацией к логопеду очень индивидуально. У подавляющего большинства детей процесс овладения звуками заканчивается к 5 годам. На этот возраст и нужно ориентироваться. И, конечно, если в 5 лет ребенок не выговаривает один-два звука, ему необходима квалифицированная помощь.

Часто родители обращают внимание на погрешности речи своего ребенка непосредственно перед его поступлением в школу, тем самым,  создавая дополнительные проблемы и ему и себе.

Достаточно типична и такая ситуация: родители замечают, что их ребенок не выговаривает те или иные звуки и стараются самостоятельно устранить эти недостатки, часто нанося дополнительный ущерб.

 чего здесь в первую очередь надо предостеречь родителей?

Поскольку родители не владеют техникой постановки звука, единственное, что они могут предложить — подражание: «Послушай и повтори за мной...». Стараясь угодить маме, ребенок пробует сказать, как она. Но  не зная, как правильно это сделать, он может добиться искаженного звучания. Отсюда возникают межзубные и боковые варианты произношения звуков, горловое [р] и другие дефекты, которые исправлять затем будет значительно сложнее.

Работа над звукопроизношением сложна и требует определенной последовательности. Время постановки звука зависит от индивидуальных особенностей ребенка и может длиться по-разному: от месяца до года, а в некоторых случаях и более.

В любом случае родителям необходимо запастись терпением, не ждать быстрых результатов и обязательно довести курс коррекции произношения у ребенка до конца.

Следовательно, нужно вовремя обращаться к специалисту, который сможет применить необходимые методы и приемы устранения речевых недостатков.

Научить правильному произношению легче всего в дошкольном возрасте.

Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка  закрепляется и хуже поддается коррекции.

Советы и методические рекомендации по развитию моторики пальцев рук детей

Виды детской деятельности, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук

Развитие ручной умелости (рисование, лепка, конструирование, аппликация, вышивание и др.).

Различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов).

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без него.

Пальчиковый театр.

Упражнения по подготовке руки к письму (работа с трафаретами, шаблонами, фигурными линейками, объемными и плоскостными изображениями предметов.

Комплекс  пальчиковой гимнастики

Гармошка.  Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь – вместе).

Ладонь-кулак-ребро (на счет «раз-два-три»).

Пальчики здороваются (на счет «раз-два-три–четыре-пять» соединяются

пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.).

Человечек (указательный и средний пальцы правой, потом левой руки

бегают по столу).

Дети бегут на перегонки (движения как в четвертом упражнении, но

выполняют обе руки одновременно).

                       Потешка «Пальчик-мальчик»

                                          Пальчик-мальчик, где ты был?

                                          С этим братцем в лес ходил.

                                          С этим братцем щи варил.

                                          С этим братцем кашу ел.

                                          С этим братцем песни пел.

Пальчиковая гимнастика

Одновременно поворачивать кисти обеих рук ладонями вверх, вниз.

Кисти обеих рук одновременно сжимать в кулак, а затем разжимать соединенные вместе пальцы.

Положить кисти обеих рук на стол: ладонь левой руки сжать в кулак, а

правой раскрыть, затем  одновременно поменять положение рук.

Положить кисти обеих  рук на стол: вверх левая – руки сжать в кулак, вниз

правая – ладонь раскрыта. Поменять положение рук.

Поочередно прижимать большой палец руки ко всем остальным

 «здороваться». На двух руках одновременно.

Поочередно «здороваться» пальцами левой руки с пальцами правой.

Стул. Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок правой. Поменять положение рук.

        Ножка, спинка и сиденье -

        Вот вам стул на удивление.

Стол. Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка.

Поменять положение рук.

Цепочка. Большой и указательный  пальцы левой руки в кольце. Через него

Поочередно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой – указательный, большой – средний и т.д.

 Шарик. Все пальчики обеих рук соприкасаются кончиками. В этом

положении дуем на них, при  этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит» и пальчики принимают форму исходного положения.

 Кошка. Средний и безымянный пальцы упираются в большой.

Указательный и мизинец поднимаются вверх – вниз.

 Зайка. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянный и

мизинец стучит по большому пальцу.

 Замок.                    Пальцы сплетем,  и замок,  мы получим,

                                           Повторим еще, и получится лучше.

14. Кулак. Ребро. Ладонь.

15. Ухо – нос. Правой рукой дотронуться правого уха, а левой рукой – носа. Хлопок. Левой рукой дотронуться правого уха, а правой – носа. Хлопок.

16. Восьмерка. Вытянутая рука рисует восьмерку в воздухе. Указательный и средний пальцы в форме V. Глазами следим за рукой.

17. Речевая проба Хеда. Левой рукой коснуться левого уха, правой рукой – левого глаза и т.д.

18. Лезгинка. Сжать левую руку в кулак. Большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. Поменять положение 6-8 раз.

19. Пожатие руки по кругу. Логопед пожимает ладошку ребенка в определенном ритме. Ребенок должен передать ритм по кругу (постукивание).

20. Змейка. Пальцы сцепить в замок. Выворачивать к себе на вытянутые руки, протянуть замок.

«Домашняя игротека»

Рекомендуется «играть на кухне» 

«Помогаю маме».  Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики

«Волшебные палочки». Дайте малышу счетные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополняют изображения.

На кухне можно проводить игры на обогащение словаря ребенка

«Давай искать на кухне слова». Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.

«Угощаю». «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.

Можно играть с целью развития грамматического строя речи

«Приготовим сок». «Из яблок сок…(яблочный); из груш…(грушевый); из слив…(сливовый) и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? и т.п.»

Одна из рубрик «Домашней игротеки» – «Мастерская Золушки»

Игровые упражнения на развитие мелкой  моторики

Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребенок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры.

Попробуйте вместе с ребенком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с Вашей помощью), а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи).

Очень красивые картинки получаются из кнопок, особенно из цветных. В детском саду педагоги не могут дать детям кнопки (в целях безопасности). Но дома Вы можете проконтролировать своего ребенка. Кнопки лучше всего втыкать в плотный поролон.

По дороге из детского сада в детский сад:

«Я заметил». «Кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем – какие они».

Волшебные очки». «Когда их надеваешь, то все становится красным (синим, зеленым..). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный нос…».

«В свободную минутку»

Игровое упражнение на слоговую структуру слов

«Перепутаница». «Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: басока (собака), ловосы (волосы), посаги (сапоги)…

Игра на обогащение словаря ребенка

«Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона каркает, а воробей … (чирикает). Сова летает, а заяц …(прыгает, бегает). У коровы теленок, а у лошади … (жеребенок) и др.

Игра на развитие грамматического строя речи

«Упрямые слова».   Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пальто, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т.п.».

«Подвижные игры»

«Игры с мячом». «Я буду называть предметы, и бросать тебе

мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда в слове услышишь звук «ж». Если в слове нет звука, то мяч ловить не надо.

«Лягушка». Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, е, э, я, ы.

«Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «А», на другие звуки опускаешь низко руки». По аналогии можно проводить игру на другие гласные и согласные звуки.

Забавные скороговорки:

Предлагается выучить скороговорку, ограничивая каждое слово хлопком или взмахом руки, рассказывая с различной высотой и силой голоса, в разном темпе…

Пришел Прокоп – кипел укроп,
Ушел Прокоп – кипит укроп.
Как при Прокопе кипел укроп,
Так и без Прокопа кипит укроп.
И спит Прокоп – кипит укроп.

Прокоп полол укроп, полол и пропалывал.

Променяла Прасковья карася,
На две пары полосатых поросят.
Пробежались поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.

Мышка залезла под крышку,
Чтобы под крышкой сгрызть крошку,
Мышке, наверное, - крышка!
Мышка забыла про кошку.

Игра на развитие пространственной ориентировки

«Художник»

Ребенку предлагается нарисовать карандашами или красками картину в соответствии с инструкцией: «Нарисуй елочку в центре листа, справа от елочки - грибок, над елочкой птичку, между елочкой и грибом - цветок, на цветке - бабочку, в верхнем левом углу - солнышко, в нижнем правом углу - дерево, в нижнем правом углу - зайчика, в верхнем правом углу - облако и т.п.»

      Затем нарисованная картинка убирается и ребенку задаются вопросы. «Что нарисовано в верхнем левом углу? Где на картине расположено дерево? Где сидит зайчик? Что находится между зайчиком и цветком? и т.п.»

      Можно предложить ребенку составить рассказ по нарисованной картинке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готов ли ваш ребенок к школе? Методика определения и советы логопеда.

Данная методика определения готовности ребенка к школе полезна родителям, логопедам, учителям начальных классов и воспитателям ДОУ....

Советы родителям. Как готовить детей к ЕГЭ.

Поддерживать ребенка – значит верить в него.  Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить подростк...

Советы родителям: как помочь ребенку готовиться к экзаменам

Данными советами родители могут воспользоваться,  когда их дети начнут подготовку к сдаче экзаменов в 9-11 классах...

Как помочь ребенку добиться успеха: советы родителям

laquo;Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, ...

Адаптация ребенка после переезда: советы родителям.

Дання статья рекомендуется родителям, которые планируют переезд на новое место жительство....

Воспитание ребенка до года: советы родителям.

Воспитание детей лучше всего начинать уже с первых недель его жизни. Начиная с рождения и до года – это время активного физического развития малыша, его адаптации к окружающей среде и приобретен...

Буклет "«Как помочь ребенку сдать экзамен?» Советы родителям выпускников

Сдача выпускных экзаменов – это очень сложный и волнительный этап в жизни каждого ребенка. Чем Вы можете помочь своему ребенку в сложный период подготовки и сдачи ГИА?Прежде всего, своей по...