План по самообразованию
материал

Васильченко Ольга Михайловна

Материал разработан по теме «Использование современных методик обучения и воспитания детей с ТМНР». Работа над темой начата в сентябре 2018 года. Предполагается закончить работу над темой в мае 2022 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vasilchenko_sam.plan_.docx49.88 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №27»

г. Пятигорск

Утверждаю:

Директор школы № ____

Чумаченко Н.Ю.

«28» августа 2020г.

Согласно:

Зам.директора по УВР

Самодурова Т.В.

«28» августа 2020г.

Рассмотрено:

на заседании МО вспомогательных классов

Протокол № 1

от 28 августа 2020г.

 

Индивидуальный план самообразования

на 2020-2021 учебный год

учителя Васильченко О.М.


Общие сведения.

Фамилия Васильченко

Имя Ольга

Отчество Михайловна

Дата рождения: 4 ноября 1979 года

Образование: высшее, 2005г. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пятигорский государственный технологический университет» менеджер по специальности «Управление персоналом»; профессиональная переподготовка 2016г. Отделение дополнительного образования ООО «Издательство «Учитель» по программе «Педагогика и методика начального образования»

Педагогический стаж: 6 лет.

Педагогический стаж в данном образовательном учреждении: 6 лет.

Квалификационная категория: первая


Общешкольная методическая тема на 2020-2021 учебный год.

«Единое образовательное пространство школы как условие обеспечения качественного образования детей с нарушением слуха

в рамках ФГОС ОВЗ»

Цели и задачи работы школы – интерната на 2020-2021 учебный год

Цель: обеспечение современного качественного образования на основе его соответствия актуальным потребностям субъектов образовательного процесса.

Задачи:

1.Создать условия для непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности учителей и совершенствования их деятельности с учетом основных направлений инновационной работы школы;

2. Совершенствовать условия для развития творческого потенциала обучающихся с ОВЗ для его успешной  социальной реабилитации, абилитации и адаптации, как личности, способной к успешной интеграции в общество, готовой использовать  информационные ресурсы, технологические и коммуникативные компетентности, способствующие до профессиональной подготовке.

 3. Обеспечить методическое сопровождение работы с молодыми и вновь принятыми специалистами;

4. Создать необходимые условия для внедрения инноваций в УВП, реализации образовательной программы, программы развития школы.

5. Совершенствовать систему мониторинга и диагностики успешности образования, уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов.

 6. Учителям-предметникам с целью повышения профессионального мастерства совершенствовать умения по применению нетрадиционных форм уроков, самоанализа, самоконтроля своей деятельности.

7.Активизировать работу учителей-предметников по выявлению, обобщению и распространению передового педагогического опыта творчески работающих педагогов.

 8. Активизировать работу педагогического коллектива по организации исследовательской, проектной деятельности учащихся.

9. Создать условия для развития познавательных и интеллектуальных способностей учащихся с недостатками слуха через различные формы внеклассной работы по предметам.

10. Обеспечить качественную подготовку и проведение олимпиад, методических недель, научно-методических конференций, конкурсов, с целью повышения мотивации обучения, качества образования, уровня подготовки обучающихся с недостатками слуха.

 

Заседания педагогических советов в 2020-2021 учебном году

Тема педсовета

Дата

Ответственный

1

Обсуждение итогов работы школы – интерната за 2019-2020 учебный год и утверждение плана работы школы на новый учебный год

Август

2020г.

Директор школы

2

«Программа воспитания: от примерной к рабочей»

Ноябрь

2020 г.

Зам.директора по УВР Бочарова М.К., руковод. МО.

3

«Современная информационно-образовательная среда  в процессе образования и воспитания детей с нарушением слуха»

Декабрь

2020 г.

Зам.директора по УВР Самодурова Т.В.,         руковод. МО.

4

«Семья и школа. Создание единого образовательного пространства»

Март

2021 г.

Зам.директора по УВР Маркарян Л.Ю., руковод. МО.

5

О допуске к итоговой аттестации уч-ся 10-х классов

Март

2021 г.

Зам.директора по УВР

6

О переводе учащихся 1-9 классов в следующий класс

Май

2021г.

Зам.директора по УВР

7

Об окончании школы выпускниками 10-х классов

Июнь

2021г.

Зам.директора по УВР


Цели и задачи работы МО учителей классов со сложной структурой дефекта

2020-2021 учебный год

1.Формирование у обучающихся, воспитанников ключевых компетенций в соответствии с требованиями ФГОС НОО: здоровьесбережения, образовательной, коммуникативной, социально-личностной и информационной, - как основы успешной социализации и адаптации в основных сферах жизнедеятельности.

2.Совершенствование содержания образования, соблюдение слухо-речевого режима, использование в учебном процессе технологий проектной деятельности, активных методов и технологий обучения и воспитания, обеспечение направленности образования на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

3.Совершенствование здоровьесберегающей среды, развитие у обучающихся, воспитанников навыков ведения здорового образа жизни, активное использование педагогами Специализированной развивающей площадки.

4.Содействие усвоению обучающимися, воспитанниками опыта самостоятельной деятельности, личной ответственности, обеспечение профессионального самоопределения обучающихся старших классов.

5.Повышение уровня методической подготовки педагогов, мотивационной готовности к инновационной деятельности, развитие творческого потенциала, исследовательских умений через совершенствование организации и содержания работы по повышению квалификации учителей и воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС.


ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМНАЯ ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ:

«Использование современных методик обучения и воспитания детей с ТМНР».

Работа над темой начата в сентябре 2018 года.

Предполагается закончить работу над темой в мае 2022 года.

Цель: всестороннее изучение учащихся с ТМНР и разработка соответствующих мер педагогического воздействия с учётом выявленных особенностей

Достижение   поставленной   цели требует    решения   следующих  задач:  

  1. Совершенствовать теоретические знания.
  2. Овладеть новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей.
  3. Изучить и внедрить в практику новые педагогические и воспитательные технологии.
  4. Организовать процесс обучения таким образом, чтобы у учащихся повышался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась самостоятельность в работе,
  5.  Развить разносторонние способности детей для успешной их социализации

Ожидаемые результаты:

- положительная динамика уровня развития детей с ТМНР;

- повышение уровня самостоятельности учебной работы;

- повышение успеваемости и уровня обученности  учащихся;

- формирование навыков самообслуживания и жизнеобеспечения;

- формирование навыков предметно-практической, игровой, бытовой и доступной трудовой деятельности;

- развитие способности общаться и взаимодействовать с окружающими людьми


Исходя из индивидуальной темы по самообразованию, намечены основные направления работы по самообразованию.

Основные

направления

Действия и мероприятия

Сроки

реализации

Профессиональное

1. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

2. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования

3. Повышать квалификацию на курсах повышения квалификации.

регулярно

 

 

 регулярно

регулярно

Психолого-педагогические

1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики и воспитания.

 регулярно

Методические

1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по предметам.

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения учащихся.

3. Принимать участие с детьми в конкурсах творческих работ и олимпиадах.

4. Изучать опыт работы лучших учителей России через Интернет.

5. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

6. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

7. Выступать с докладами по теме самообразования.

 

регулярно

  регулярно

 

2020-2021

 

регулярно

 

 регулярно

 

регулярно

 

 регулярно

Информационно-технологические технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2. Обзор в Интернете информации по обучению, воспитанию детей с ОВЗ.

регулярно

 регулярно

Охрана здоровья

1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

регулярно


План работы по самообразованию на 2018-2022 учебный год.

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

1.Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

на протяжении

2014-2018 г.

-Изучение литературы

2. Прогностический

Определение целей  и

задач темы.

Разработка системы

мер, направленных

на решение

проблемы.

Прогнозирование

результатов

сентябрь,

октябрь, 2018г.

-Ознакомление с разными диагностическими методиками  и материалами  развития детей с ТМНР

ежегодно, на протяжении 2018-2022гг.

-Диагностика детей по изученным методикам.

 

3.Практический

Внедрение опыта

работы.

Формирование

методического

комплекса.

Корректировка  работы

октябрь, 2018г-

май, 2022г

-Разработка коррекционно-развивающих занятий  по развитию детей с ТМНР;

на протяжении

2018-2022гг.

-Разработка консультаций для родителей.

4. Обобщающий

Подведение итогов

Оформление результатов работы

2021-2022 гг.

- Систематизация практического материала по данной проблеме.

апрель,2022 г.

-Обобщение результатов на заседании методического объединения

на протяжении 2018-2022 гг.

-Участие и результаты

в муниципальных, региональных и

всероссийских  конкурсах и

викторинах (дипломы , сертификаты)

на протяжении 2018-2022 гг.

-Консультативная помощь воспитателям и родителям, организация мастер-классов, тренингов, семинаров- практикумов.

на протяжении 2018-2022 гг.

Участие в вебинарах

5. Внедренческий

Распространение опыта работы

на протяжении 2018-2022 гг.

-Публикации

-Организация мастер-классов для коллег.

-Выставки, информация на стендах


Самоотчёт Васильченко О.М

о работе над методической темой по самообразованию

2020-2021 уч. год

Задачи

Мероприятия

Результаты

1.Повышение уровня профессионального мастерства педагогических работников в соответствии с требованиями ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ.

Курсы по повышению квалификации педагога

Семинар «Комплексное сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ в условиях современной коррекционно-развивающей среды» Сертификат участника семинара 15.10.2020г. Школа-интернат №29 г.Георгиевск

Семинар «Коррекционная составляющая процесса обучения детей с ОВЗ»  Сертификат участника семинара 01.04.2021г. Школа-интернат №29 г.Георгиевск

Краевой семинар «Формирование связной речи у детей с ОВЗ» (2ч.) Сертификат участника краевого семинара 23.03.2021г. Школа-интернат №36 г.Ставрополь

Краевой вебинар «Особенности психолого-педагогического просвещения семей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью по средствам социальных сетей и мессенджеров» Сертификат участника краевого вебинара. ГБОУ «Краевой центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» г.Ставрополь

2.Участие во Всероссийских научно-методических  конференциях, фестивалях, вебинарах, интернет-конкурсах.

Подготовка материала для проведения практического онлайн семинара Краевого Ресурсного консультационного центра для родителей с темой «Интеграция между педагогом и родителем в поиске решения проблем, связанных с воспитанием и обучением ребёнка с ОВЗ" www.schoolkmv.ru/site/subsection/7section=tsentr& subsection

Участие в краевом марафоне-акции «Педагогу посвящается!» ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №27» г.Пятигорск Сертификат участника 05.10.2020г.

Участие в международном конкурсе педагогического мастерства портала «Солнечный свет» в номинации «Педагогический опыт» Диплом победителя за работу «Контрольная работа по чтению и развитию речи» 30.12.2020г.

3. Участие в педагогических советах школы.

Тема.

4. Совершенствование  методов и приёмов, позволяющих проводить коррекционно – развивающую работу с глухими и слабослышащими учащимися на уроках и во внеурочное время в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ.

1. Обзор и анализ методической литературы по данным вопросам.  

2. Взаимопосещение уроков и внеклассных мероприятий с последующим обсуждением их результатов.

4. Проведение  совместных заседаний МО начальных и МО вспомогательных классов.

Проведение классного часа «75 лет Победы» 01.09.2020г.

Проведение внеклассного речевого занятия в рамках реализации долгосрочного проекта «Школьный речевой патруль».

Тема. « День учителя » (4Б, 3В, 8Б)

Проведение внеклассного  мероприятия в рамках празднования Нового года в 3В классе «Дед Мороз в цирке».

Проведение классного часа «Технологии 21века» 22.04.2021г.

Выступление с темой «Пальчиковая гимнастика»

5. Накопить дидактический материал, соответствующий ФГОС ОВЗ

1. Обзор и анализ новинок методической литературы по данному вопросу.

2. Взаимообмен  новыми дидактическими материалами и использование их в учебно-воспитательной работе..

1.Постоянное  пополнение библиотечки МО книжными новинками и взаимообмен новыми дидактическими материалами.

Обучение детей с ТМНР: опыт использования альтернативной и дополнительной коммуникации. Сборник статей./ред. А.Артамонова – СПб.: изд.»Скифия», 2018 – 176с.

Селигман М. Обычные семьи, особые дети – М.: Теревинф, 2016 – 368с.

2. Внедрение в практику работы учителей дидактических материалов, соответствующих ФГОС ОВЗ.

6. Принимать участие в предметных интернет-олимпиадах, конкурсах, проектах, викторинах  среди учащихся школ 1 и 2 вида

X Межрегиональная предметная интернет – олимпиада с международным участием «Родник знаний» и другие конкурсы и олимпиады разных уровней.

X Межрегиональная предметная интернет – олимпиада с международным участием «Родник знаний»^

Филиппов Константин 2 класс: грамматика, развитие речи, окружающий мир

Климов Родион 2 класс: окружающий мир

Диплом победителя  в международной олимпиаде проекта videouroki.net по математике-  Филиппов Костя.

Диплом Гран-при  творческого фестиваля Inklusiv As fest в номинации «Декоративно-прикладное искусство» г.Асбест 2020г.-Шаптина Доминика

Участие ученицы 3В класса Шаптиной Доминики творческом дистанционном конкурсе  «Пасхальный перезвон»

7. Совершенствование учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных возможностей обучающихся, их интересов, образовательных возможностей, состояния здоровья

 1. Проведение  контрольных работ по математике, русскому языку:

входных,

по четвертям,

итоговых контрольных работ.

Входные – 2

По четвертям – 4

Итоговые - 2

8. Привлечение  родителей в активное участие жизни школы, класса.

Родительские собрания по окончании каждой четверти.

Журнал рег.

01.09.2020г. прот. №1

30.10.2020г. прот. №2

16.11.2020г. прот. №3

25.12.2020г. прот.№4

26.03.2021г. прот.№5

22.05.2021г. прот.№6

Регулярные консультации для родителей по WhatsApp и лично.

Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития  занимают особое место среди детей с ограниченными возможностями здоровья. Они представляют собой разнородную группу.  Как правило,  это учащиеся в выраженными нарушениями интеллектуального развития: умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью. Психическое и интеллектуальное недоразвитие сочетается с другими системными и\или локальными нарушениями. Это нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы. Тяжелые множественные нарушения развития представляют собой  не просто сумму двух и более нарушений развития, а качественно новую структуру дефекта, отличающуюся от структуры каждого нарушения входящего в комплекс ТМНР.

Данная категория детей характеризуется не только значительным недоразвитием мыслительной деятельности, не позволяющим овладеть  предметными учебными знаниями, но и нарушениями базовых психических функций (внимания, памяти, восприятия, мышления). У детей с ТМНР отмечается своеобразное развитие всех структурных компонентов речи вплоть до ее полного отсутствия. В последнем случае детей обучают использования средств невербальной коммуникации, альтернативной или дополнительной коммуникации.

Внимание отличается крайней непродуктивностью, неустойчивостью, истощаемостью. Дети очень отвлекаемые, неусидчивые.  Слабость активного произвольного внимания препятствует решению даже простых задач познавательного содержания, связанного с формированием учебных действий. Целенаправленная и продолжительная коррекционная работа дает в отсроченной перспективе определенные результаты. Особенно заметна положительная динамика при умеренном недоразвитии мыслительной деятельности.

Психофизическое недоразвитие характеризуется нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование и развитие не только точных и тонких движений, мелкой моторики, но часто и простых физических и трудовых действий. У данной категории детей отмечается замедленный темп, рассогласованность, неловкость движений или напротив -  повышенная возбудимость, хаотичная нецеленаправленная деятельность, двигательная расторможенность.

Коррекционно-развивающие технологии, применяемые мною, содержат в себе сочетание инновационных  технологий   с  традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества

Традиционные технологии  обучения в  коррекционной  работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии  учителя  и  учащихся. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся.

Объяснительно–иллюстративные технологии я применяю в классно-урочной системе и во   внеклассной работе. Результатом их применения является экономия   времени, сохранение сил учителя и учащихся, облегчение  понимания  сложных  знаний.

Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней   игровой деятельности, доступной каждому  ребенку, с учетом психофизических  возможностей каждого ребёнка. 

Личностно-ориентированные технологии (Якиманская И.С.,АмонашвилиШ.А.) направлены   на  организацию  учебно- воспитательного процесса   с учетом  индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся.

 Применение  данной  технологии  позволяет мне формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.

Инновационные  технологии. 

ИКТ.Активно использую компьютерные приложения, которые позволяют делать учебный процесс более увлекательным и доступным.

Технологии Арттерапии   позволяют  с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений  осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии. 

Технология альтернативной коммуникации. Альтернативная коммуникация – это общение лицом к лицу с собеседником без исполнения речи.

Дополнительная (вспомогательная) коммуникация – коммуникация, дополняющая речь. Она используется параллельно с альтернативной коммуникацией, если у ребенка с ОВЗ не развита устная речь в полном объеме, но он может называть отдельные звуки, слова.

Технологии дифференциации и индивидуализации обучения.  Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации учащихся в однородные (гомогенные) группы.

Индивидуализация - направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями каждого ребенка.

Технологии компенсирующего обучения. К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).

Основные требования к методике обучения детей с ТМНР

  1. Использование игровой формы как доминирующей. Игра не как развлечение, а как средство обучения.
  2.  Использование эмоций, наиболее сохранной стороны психической деятельности детей для формирования познавательных потребностей и повышения мотивации обучения
  3.  Использование подражательности, свойственной  детям, с тяжёлой умственной отсталостью.
  4.  Предметно-действенное обучение. Организация постоянной активной практической деятельности детей с конкретными предметами.
  5.  Детальное расчленение материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения. Обучение ведётся по каждому элементу, затем части объединяются в целое, а дети подводятся к обобщению.
  6.  Постепенное усложнение самостоятельных действий детей: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции.
  7. Частая смена видов деятельности на занятии, привлечение внимания детей к новым пособиям, новым видам деятельности в целях удерживания его на необходимое время
  8.  Большая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях.
  9. Индивидуальная и дифференцированная работа на уроке. Каждый ребёнок выполняет задание в соответствии со своими психофизическими возможностями и с необходимой помощью педагога.
  10.  Эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребёнка.

Практика показала, что хорошие результаты при проведении уроков даёт объединение следующих  предметов:

  • Трудовое обучение - социально-бытовая ориентировка
  • Чтение – рисование
  • Предметно-практическое обучение – математика, развитие речи, чтение
  • Ознакомление с окружающим миром – рисование
  • Ознакомление с окружающим миром - трудовое обучение и т.д.

Список литературы:

1.        Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : метод, пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей»/[Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2004. — 164 с

2.        Зиннхубер Х. Как развивается ваш ребёнок? Таблицы сенсомоторного развития, игры и упражнения: от 4 до 7,5 лет – М.: Теревинф, 2019. – 160с.

3.        Обучение детей с ТМНР: опыт использования альтернативной и дополнительной коммуникации. Сборник статей./ред. А.Артамонова – СПб.: изд.»Скифия», 2018 – 176с.

4.        Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с.

5.        Селигман М. Обычные семьи, особые дети – М.: Теревинф, 2016 – 368с.

6.        Хьюэтт Д., Фёрт Г., Бабер М., Харрисон Т. Интенсивное взаимодействие. Руководство. – СПб.: Скифия, 2018 – 248с.

Интернет-источники:

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2020/09/18/doklad-na-temu-sovremennye-pedagogicheskie-tehnologii

https://www.canva.com/ru_ru/sozdat/

https://on-skills.ru/

https://www.genial.ly/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план по самообразованию

план по самообразованию по теме: здоровье сберегающие технологии в образовательном процессе...

Личный перспективный план по самообразованию Автор: Трушакова С.А.учитель математики МОУ «КОРЧИНСКАЯ СОШ»

Тема:Формирование математических компетенций у учащихся через применение ИКТ на уроках математики....

план по самообразованию

план , которым я пользуюсь...

план по самообразованию Культурно-досуговая деятельность как средство сохранения и укрепления психофизиологического здоровья детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 2012-2013 уч.год

План по самообразованию учителя-логопеда в старшей логопедической группе детей с ОНР III уровня 2012-2013 уч.год Культурно-досуговая деятельность как средство сохранения и укрепления психофизиоло...

План по самообразованию "Культурно-досуговая деятельность как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня".

План по самообразованиюКультурно-досуговая деятельность как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. (2011-2012 г.г.)Учитель-логопед: Рогалева Наталья А...

План по самообразованию учителя.

В публикации дается примерный план самообразования по одной из тем....

План по самообразованию учителя математики

В помощь учителям математики...