ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА
статья
ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plastilinografiya_i_razvitie_rechi_rebenka.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пластилинография и развитие речи ребенка
Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев
В.Ф.Сухомлинский
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
К сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, то в конце XX - начале XXI века их стало 55,5% (данные М.Е. Хватцева).
При работе с детьми мы замечаем, что речь у них односложная, с недостаточно развитым словарным запасом, множественными аграмматизмами. Навык ведения диалога практически отсутствует. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.
Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование неречевых психических процессов: наблюдается недостаточное устойчивое внимание, снижается вербальная память, страдает продуктивность запоминания.
Вопрос взаимосвязи речи и мелкой моторики исследовали М.М. Кольцова и ее последовательница М.И. Рузина. Они выяснили, что выполнение упражнений на развитие мелкой моторики индуктивно приводят к возбуждению речевых центров головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи
Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания
Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторик
Методы развития мелкой моторики рук детей
- Массаж рук
- Занятия лепкой (пластилинография)
- Аппликации
- Игры с бумагой
- Игры с мелкими элементами (пазлы, мозаика)
- Раскраски и рисование
- Бусы для игр
- Пуговки и шнуровки
- Игра с крупой
- Игры с песком
- Пальчиковые игры
Пластилинография – нетрадиционная техника рисования пластилином. В последнее время привлекает к себе все больше и больше внимания. Почему? Что такое пластилинография? Какими развивающими возможностями обладает данная техника? И как работать с пластилином, чтобы получился рисунок?
Пластилинография относится к нетрадиционным художественным техникам, она заключается в рисовании пластилином на картоне или любой другой плотной основе. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, рельефными. Допускается включение дополнительных материалов – бисера, бусинок, природного и бросового материалов.
Лепка всегда привлекает малышей. А пластилинография интересна вдвойне, ведь ребенок и не подозревает, что пластилином можно рисовать. Таким образом, при помощи взрослого ребёнок знакомится с новой техникой, развивает свои творческие способности, мелкую моторику, речь.
Дети в младшем дошкольном возрасте уже достаточно хорошо знакомы с пластилином: они раскатывают колбаски и шарики, сплющивают из них «блинчики», вытягивают пластилин, слепляют детали изображения друг с другом.
Поэтому и сюжеты и задания для детей данного возраста должны быть просты и легки. Вот какие работы можно предложить детям: «Бусы на елочку», «Снежинки», «Осенние листья» и т. д.
В старшем возрасте дети готовы создавать более сложные композиции, активно и умело смешивают цвета пластилиновых мазков, сплющивают, прищипывают, оттягивают детали от общей формы, соединяют элементы изображения способом примазывания, создают декоративные налепы.
Работы, которые могут выполнять в этом возрасте дошкольники могут быть сложнее и по замыслу, и по композиции. Дети могут изображать целостные объекты (животных, растения, плоды, а могут и создавать жанровые картинки (в них присутствует действие, несколько героев). Возможно выполнение коллективных работ (например, «В зоопарке», включение в изображение дополнительных материалов (семян, крупы, блесток, ниток и пр., смешение техник (налепливание деталей на графическое изображение, например, на фотографии). Чем старше художник, тем больший арсенал действий с пластилиновым изображением он может совершать: процарапывать поверхность, обрезать стекой (например, как на фотографии перья у птицы).
Работая с пластилином, создается благоприятный эмоциональный фон, сам процесс лепки помогают ребенку выразить эмоции, свое видение окружающего мира и свое отношение к нему, сформировать эстетический вкус, развить гибкость, координацию, мелкую моторику пальцев, что в свою очередь способствует речевому развитию. Дети учатся вслушиваться и понимать смысл речи, повышается речевая активность ребёнка, речь становится более чёткой, ритмичной. Малыш постепенно и незаметно для самого себя овладевает искусством планирования и учится всегда доводить работу до конца.
Пластилин также обогащает сенсорный опыт ребенка, который ярко ощущает пластику, форму и вес. Создавая изображение с помощью пластилинографии, ребенок покрывает пластилином поверхность листа, скатывает и раскатывает различные формы, что делает руку более послушной. Можно с уверенностью сказать, что пластилинография готовит руку ребенка к школьному письму.
Пластилинография также развивает детское творчество (в первую очередь изобразительное) – ведь с помощью данной техники можно создать оригинальный, неповторимый образ, обладающий яркой выразительностью Таким образом, пластилинография – это универсальный метод развития эстетического вкуса, мелкой моторики пальцев, речи, творческих способностей дошкольников любого возраста.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
интернет-источники
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи ребенка в игре
Рекомендации для родителей. С помощью каких игр можно пополнить словарь ребенка, развить фонематический слух....
Развитие речи ребенка средствами художественной литературы в области музыкального воспитания
Даны рекомендации по ознакомлению детей с художественной литературой в синтезе с музыкальным воспитанием....
Консультация для педагогов и родителей на тему: «Влияние компьютера на развитие речи ребенка»
Как компьютер влияет на речевое развитие ребенка....
Диагностика устной речи ребенка для определения его готовности к школе по речевому статусу
Диагностика устной речи ребенка для определения его готовности к школе по речевому статусу...
Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка.
Наиболее важным средством связи между ребенком и окружающим миром является речевое общение, которое является одной из сложных высших психических функций человека. Речь ребенка не является врожденной с...
Конспекты занятий по активизации и обогащению речи ребенка 4,5 лет с тяжелым нарушением речи
Данные занятия разработаны для ребенка 4,5 лет (девочки), с тяжелым нарушением речи (моторная алалия (в языковом подходе)). Основная цель коррекционного блока из 8 занятий - активизация и обогащение р...
Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка
Консультация для воспитателей о том, как влияет речь взрослого на речь детей...