ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА
статья

Кузяхметова Валерия

ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plastilinografiya_i_razvitie_rechi_rebenka.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пластилинография и развитие речи ребенка

           Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их  пальцев                                        

В.Ф.Сухомлинский

           Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

         К сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми.        Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, то в конце XX - начале XXI века их стало 55,5% (данные М.Е. Хватцева).

        При работе с детьми мы замечаем, что речь у них односложная, с недостаточно развитым словарным запасом, множественными аграмматизмами. Навык ведения диалога практически отсутствует.  Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.

        Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование неречевых психических процессов: наблюдается недостаточное устойчивое внимание, снижается вербальная память, страдает продуктивность запоминания.

         Вопрос взаимосвязи речи и мелкой моторики исследовали М.М. Кольцова и ее последовательница М.И. Рузина. Они выяснили, что выполнение упражнений на развитие мелкой моторики индуктивно приводят к возбуждению речевых центров головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи 

           Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания

         Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторик

Методы развития мелкой моторики рук детей

  • Массаж рук
  • Занятия лепкой (пластилинография)
  • Аппликации
  • Игры с бумагой
  • Игры с мелкими элементами (пазлы, мозаика)
  • Раскраски и рисование
  • Бусы для игр
  • Пуговки и шнуровки
  • Игра с крупой
  • Игры с песком
  • Пальчиковые игры

    Пластилинография – нетрадиционная техника рисования пластилином. В последнее время привлекает к себе все больше и больше внимания. Почему? Что такое пластилинография? Какими развивающими возможностями обладает данная техника? И как работать с пластилином, чтобы получился рисунок?

    Пластилинография относится к нетрадиционным художественным техникам, она заключается в рисовании пластилином на картоне или любой другой плотной основе. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, рельефными. Допускается включение дополнительных материалов – бисера, бусинок, природного и бросового материалов.

    Лепка всегда привлекает малышей. А пластилинография интересна вдвойне, ведь ребенок и не подозревает, что пластилином можно рисовать. Таким образом, при помощи взрослого ребёнок знакомится с новой техникой, развивает свои творческие способности, мелкую моторику, речь.

     Дети в младшем дошкольном возрасте уже достаточно хорошо знакомы с пластилином: они раскатывают колбаски и шарики, сплющивают из них «блинчики», вытягивают пластилин, слепляют детали изображения друг с другом.

      Поэтому и сюжеты и задания для детей данного возраста должны быть просты и легки. Вот какие работы можно предложить детям:  «Бусы на елочку»«Снежинки»«Осенние листья» и т. д.

     В старшем возрасте дети готовы создавать более сложные композиции, активно и умело смешивают цвета пластилиновых мазков, сплющивают, прищипывают, оттягивают детали от общей формы, соединяют элементы изображения способом примазывания, создают декоративные налепы.

    Работы, которые могут выполнять в этом возрасте дошкольники могут быть сложнее и по замыслу, и по композиции. Дети могут изображать целостные объекты (животных, растения, плоды, а могут и создавать жанровые картинки (в них присутствует действие, несколько героев). Возможно выполнение коллективных работ (например, «В зоопарке», включение в изображение дополнительных материалов (семян, крупы, блесток, ниток и пр., смешение техник (налепливание деталей на графическое изображение, например, на фотографии). Чем старше художник, тем больший арсенал действий с пластилиновым изображением он может совершать: процарапывать поверхность, обрезать стекой (например, как на фотографии перья у птицы).

           Работая с пластилином,  создается благоприятный эмоциональный фон, сам процесс лепки помогают ребенку выразить эмоции, свое видение окружающего мира и свое отношение к нему, сформировать эстетический вкус, развить гибкость, координацию, мелкую моторику пальцев, что в свою очередь способствует речевому развитию. Дети учатся вслушиваться и понимать смысл речи, повышается речевая активность ребёнка, речь становится более чёткой, ритмичной. Малыш постепенно и незаметно для самого себя овладевает искусством планирования и учится всегда доводить работу до конца.

    Пластилин также обогащает сенсорный опыт ребенка, который ярко ощущает пластику, форму и вес. Создавая изображение с помощью пластилинографии, ребенок покрывает пластилином поверхность листа, скатывает и раскатывает различные формы, что делает руку более послушной. Можно с уверенностью сказать, что пластилинография готовит руку ребенка к школьному письму.

    Пластилинография также развивает детское творчество (в первую очередь изобразительное) – ведь с помощью данной техники можно создать оригинальный, неповторимый образ, обладающий яркой выразительностью Таким образом, пластилинография – это универсальный метод развития эстетического вкуса, мелкой моторики пальцев, речи, творческих способностей дошкольников любого возраста.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

интернет-источники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи ребенка в игре

Рекомендации для родителей. С помощью каких игр можно пополнить словарь ребенка, развить фонематический слух....

Развитие речи ребенка средствами художественной литературы в области музыкального воспитания

Даны рекомендации по ознакомлению детей с художественной литературой в синтезе с музыкальным воспитанием....

Диагностика устной речи ребенка для определения его готовности к школе по речевому статусу

Диагностика устной речи ребенка для определения его готовности  к школе по речевому статусу...

Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка.

Наиболее важным средством связи между ребенком и окружающим миром является речевое общение, которое является одной из сложных высших психических функций человека. Речь ребенка не является врожденной с...

Конспекты занятий по активизации и обогащению речи ребенка 4,5 лет с тяжелым нарушением речи

Данные занятия разработаны для ребенка 4,5 лет (девочки), с тяжелым нарушением речи (моторная алалия (в языковом подходе)). Основная цель коррекционного блока из 8 занятий - активизация и обогащение р...

Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка

Консультация для воспитателей о том, как влияет речь взрослого на речь детей...