Школьная служба медиации
классный час (8 класс)

Федосова Галина Ивановна

Решаем конфликты по-новому

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshaem_konflikt_po-novomu.docx26.64 КБ
Файл tehnologiya_shkolnoy_mediatsii.docx37.55 КБ
Файл mediatsiya_v_shkole.docx35.52 КБ

Предварительный просмотр:

Медиация. Решаем конфликты по-новому

Медиация как новая технология общения. Что написано в Федеральном законе, где и как применить его на практике. Пример школьной медиации.

Внедрение медиативных технологий в работу с конфликтными ситуациями, в первую очередь, в подростково-молодежной среде, на протяжении более двадцати лет в России напрямую зависело исключительно от инициативы отдельных специалистов и руководителей.

Принятие федерального закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», регламентирующего использование медиативной технологии для разрешения конфликтных ситуаций, стало революционным в развитии медиации в нашей стране.

Цель закона

  • урегулирование споров при помощи независимого и незаинтересованного третьего лица (медиатора),
  • содействие развитию партнерских деловых отношений,
  • формирование этики делового оборота,
  • гармонизация социальных отношений.

Это особенно актуально и, тем более, перспективно в ситуации разрешения как спорных вопросов так и острых конфликтов,  в молодежной среде, с последующим их разбором и методическим описанием.

Несовершеннолетние и молодежь – уязвимая категория для возникновения острых конфликтных ситуаций, спровоцированных недомолвками с родителями, непониманием в школе, несогласием в кругу друзей.

Эти веские факторы вызывают не просто замыкание на самом себе, но и «уход» подростка от реальности и его «выход» в виде асоциального поведения.

Что такое медиация

Медиация – это одна из технологий урегулирования споров (или конфликтной ситуации) при участии третьей стороны (медиатора) не заинтересованной в данном конфликте, но помогающей выработать определенное соглашение по спору, полностью контролируя процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.

Основные принципы медиативных сессий

  • конфиденциальность выявленной медиатором информации,
  • нейтральность позиции медиатора,
  • равноправие сторон в процессе медиативной сессии
  • и, обязательно, добровольность участия в ней.

Эффективность (медиабельность) споров

Медиация возможна, когда стороны хотят урегулировать конфликт и когда необходимо восстановить отношения людей, желающих взаимодействовать в будущем. Не возможно проводить медиативную сессию, если стороны не хотят урегулировать конфликтную ситуацию, когда одна из сторон недееспособна (например, зависимость от наркотиков, ПАВ, алкоголя), если тематика медиации может нанести психическую травму самому медиатору, в криминальных конфликтах, при работе с близкими.

Согласно Закону, существуют и определенные ограничения в проведении процедуры.

Процесс медиации состоит из нескольких стадий:

* Введение в процесс медиации, вступительное слово медиатора –  продолжается достаточно долго, примерно 15-20 минут. Столь длинная и стандартная процедура обычно кажется начинающим медиаторам излишней, и они стараются ее сократить. Опыт показывает, что сокращение вступительной процедуры, как правило, приводит к резкому увеличению времени, а то и к срыву всего процесса медиации.

* Презентация сторон, когда каждая из сторон представляет суть произошедшего конфликта – при презентации и пересказе медиатор не делает никаких оценок, ничего не интерпретирует, позволяя себе только структурировать изложение. Завершается пересказ стандартными вопросами типа:

— Я правильно вас понял?

— Я не упустил ничего существенного?

* Дискуссия, в которой стороны вырабатывают вопросы для обсуждения в переговорах;

* Кокус, в который входит индивидуальная работа медиатора с каждой из сторон – посредник старается выявить точки сближения или прямого пересечения позиций и интересов сторон;

* Общая сессия – дискуссия по выработке предложений;

* Подготовка проекта соглашения;

* Выход из медиации – удовлетворенность медиацией конфликтующих сторон.

Функции медиатора

  1. При всем вышеупомянутом, медиатор выполняет функцию беспристрастного организатора происходящего процесса, активного слушателя, постоянно анализирующего конфликт и проверяющего реалистичность.
  2. В процессе сессии, расширяя ресурсы и обучая ведению переговоров, он обязан сохранять психологический климат на протяжении всей сессии и, подытоживая работу, помочь сторонам в составлении итогового соглашения (или «списка обещаний»), которое стороны декларируют письменно и обязательно указывают, что конкретно каждая сторона сделает или не сделает, что бы конфликт был урегулирован окончательно.

Для нашей страны медиация – это новый, альтернативный метод, урегулирования споров и конфликтов, ставший, сначала предметом обсуждения среди юристов, а затем, приобретающий все больше сторонников, готовых и способных все применять его в различных социальных сферах.

Пример школьной медиации

Предметом конфликта между учителем/преподавателем и родителем стал вопрос о предвзятом отношении учителя к одному из учащихся выпускного класса. Родительница была возмущена тем, что учитель вызвала ее на разговор в школу из-за неуспеваемости сына. Она была уверена, что ее ребенок обязан приносить домой только пятерки и четверки, а раз ему ставят тройки и двойки, значит виноват учитель-предметник.

Учитель предложила урегулировать конфликт с помощью медиации.

При этом медиатором выступил не психолог и не юрист, а родитель из параллельного класса.

Медиация заняла три часа. Однако, урегулировать конфликт удалось, соблюдая все этапы медиации, “эхо-повтор” медиатором услышанного и нахождение медиатором общего желаемого между конфликтующими.

В данном случае требования были разными, но, как правило, оба участника были согласны, что их главная задача — действовать не в своих интересах, а в интересах ребенка. Это стало  фундаментом будущих договоренностей.

Через две недели методиатор проверил, действительно ли стороны соблюдают соглашение и нужна ли дальнейшая помощь (психолога, юриста и т.д.)?

Медиация необходима людям, которые готовы к применению новых технологий в общении, уходя от привычных, стереотипных формул повседневности. Это действенный инструмент, который позволит продолжить взаимодействие между субъектами, не поступаясь своими интересами и, при этом, не теряя свое лицо. Осознавая социальную значимость интеграции инновационных методов, мы должны понимать, что этот подход очень важен в процессе воспитания детей, подростков и молодежи.



Предварительный просмотр:

 

ПРИМИРИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ В ШКОЛЕ: ТЕХНОЛОГИЯ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ

Медиация – это процедура урегулирования конфликта на взаимовыгодной основе, с участием в качестве посредника независимого лица – медиатора. Задача медиатора в ходе медиации - внимательно выслушать взгляд каждого участника конфликта, принять его переживания, помочь каждому самому понять происшедшее, понять собственное состояние и отношение к событию.

Основой работы школьных служб примирения является восстановительная медиация. Восстановительная медиация – это процесс, в котором медиатор создаёт условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости - о заглаживании причинённого вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций. В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность освободиться от деструктивных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации. Восстановительная медиация включает предварительные встречи медиатора с каждой из сторон по отдельности и общую встречу сторон с участием медиатора.

Восстановительная медиация ориентирована на процесс коммуникации, она направлена, в первую очередь, на налаживание взаимопонимания, обретение способности к диалогу и способности решить ситуацию. Достижение соглашения между сторонами становится естественным результатом такого процесса.

​— В прошлом учебном году возник конфликт в отношениях учеников, родителей учеников, классного руководителя и администрации общеобразовательной школы одного из подмосковных городов (речь идёт о реальной ситуации). В статье рассматривается вариант проведения процедуры медиации для разрешения данного конфликта.

Описываемые события, к сожалению, типичны для современной школы. Конфликт начался в 2019 году, когда ученики - участники ситуации - учились в первом классе.

Участники конфликта:

  • Вася Н. - ученик второго класса, на которого уже с первых дней учёбы (в первом классе) начали поступать жалобы от одноклассников по поводу его агрессивного поведения,
  • Иван Н. - папа Васи Н.,
  • Наталья Н. - мама Васи Н.,
  • Петя М. - ученик второго класса, одноклассник Васи Н.,
  • Ольга М. - мама Пети М.,
  • Мария Сергеевна - классный руководитель,
  • Елена Дмитриевна - директор школы,
  • другие одноклассники Васи и Пети и их родители.

Суть конфликта.

Мария Сергеевна по телефону сообщила Ольге М. о том, что после уроков возле здания школы произошла драка: трое ребят напали на Петю М. с кулаками, один из них даже пытался его душить. Драку разняла учительница старших классов, которая проходила мимо и стала невольным свидетелем потасовки. Ольга М. по телефону сообщила об этом происшествии родителям Васи Н. и эмоционально потребовала от них принять меры. Это был уже далеко не первый случай, когда Петя М. подвергался нападкам со стороны Васи Н. Последний серьёзный инцидент произошёл в конце прошлого учебного года. Он закончился тем, что Ольга М. написала заявление на имя директора школы с требованием перевести Васю Н. в другой класс либо в другую школу и была достигнута устная договорённость о том, что этому заявлению будет дан ход со всеми вытекающими последствиями в том случае, если подобный инцидент повторится.

Следует отметить, что Ольга М. (по профессии психолог-конфликтолог), ранее неоднократно предпринимала попытки  повлиять на происходящее: регулярно беседовала со своим сыном на тему его отношений с Васей Н. и другими одноклассниками, неоднократно беседовала с Васей Н. по поводу драк с её сыном и другими детьми, а также обсуждала эту сложную ситуацию с одноклассниками мальчиков, их родителями, классным руководителем и администрацией школы. В конце первой четверти второго класса Петя М. начал ходить на секцию борьбы, так как принял решение научиться давать отпор своему обидчику. Несколько раз это ему удалось, и по поводу этих стычек родители друг с другом не говорили. Но в последнем эпизоде Вася Н. напал на Петю М. уже не в одиночку, а вместе с двумя своими приятелями из параллельного класса, и дело приняло серьёзный оборот.

Разговор Ольги М. и Ивана Н. (папы Васи Н.) продолжился в переписке через родительскую группу в социальной сети, и родители нескольких одноклассников также приняли участие в обсуждении. Некоторые из них согласились с позицией Ольги М. и сообщили о случаях агрессивного поведения Васи Н. по отношению к их детям (“Я не говорила вам раньше о подобных ситуациях с моим сыном, потому что он «не хотел быть стукачом»”).

Иван Н. в переписке, наблюдать которую могли все родители, высказал такую свою позицию: “Я считаю, что для мальчиков драка - это нормально. Я хочу, чтобы мой сын вырос настоящим мужчиной, а мужчины всегда выясняют отношения на кулаках. Я не хочу, чтобы мой сын был хлюпиком и  маменькиным сынком или выбрал «нетрадиционную ориентацию». И вообще, он первым никогда не задирается!..”

Ольга М. заняла следующую позицию, которую озвучила в переписке: “Отношения нужно не выяснять на кулаках, а выстраивать на принципах сотрудничества. Разве это по-мужски, когда трое нападают на одного и избивают его? Вас разве не тревожит, что Вашего сына остановили, когда он душил ребёнка?! А если бы в этот момент рядом не оказалось взрослого ответственного человека?! Мне даже страшно представить, что могло бы произойти! А если бы Ваш сын оказался на месте моего? Очевидно, если Вася не изменит своего отношения к людям, то когда-нибудь сам окажется в подобной ситуации, только уже в противоположной роли! Я не только возмущаюсь его поведением по отношению к моему сыну, я переживаю за будущее самого Васи и хочу ему помочь.

Но сначала родители должны поменять свой подход к воспитанию, иначе всё останется, как прежде. Поэтому мы, родители, должны прийти к согласию, мы с вами сами должны договориться друг с другом, как, по каким принципам и правилам мы все вместе (родители всего класса) будем воспитывать наших детей. Я сейчас обращаюсь не только к васиным родителям, а к родителям всего класса. Мы должны действовать сообща (и вместе с классным руководителем). Тогда и наши дети научатся по-настоящему сотрудничать, разрешать все возникающие конфликты и строить прочные, доверительные и уважительные отношения не только в школе, но и со всеми другими людьми, без чего в будущем им никак не обойтись…”

К сожалению, провести реальную медиацию для участников данного конфликта возможности не представилось, поэтому ниже описан вариант проведения процедуры медиации в подобном случае.

Участниками процедуры медиации в первую очередь должны быть родители обоих учеников. Васю и Петю следует привлекать к работе в определённые моменты на предварительных встречах каждой стороны с медиатором и в процессе самой медиации (так же, как и классного руководителя).

Подготовке к процедуре медиации для разрешения данного конфликта следует уделить особое внимание. Необходимо заручиться поддержкой администрации школы (директора, завучей) и классного руководителя: обе конфликтующие стороны должны понимать, что проведение процедуры медиации не просто одобрено администрацией, но и настоятельно рекомендовано ею. Результат медиации также в определённом смысле будет влиять и на административное решение (отдать напрямую распоряжение о переводе учащегося в другой класс или о его отчислении администрация не может, но реагировать на заявление родителей с требованием перевести в другой класс учащегося, на которого поступают жалобы от других детей, обязано).

Ещё более важный этап - проведение предварительных встреч с каждой из сторон. И само решение сторон о проведении процедуры медиации или об отказе от неё, и успех самой медиации (в случае согласия сторон на её проведение) во многом зависят от эффективности проведения именно этого этапа. Предварительные встречи необходимо посвятить прежде всего информированию сторон о правилах и законах построения гармоничных отношений в различных социальных системах, в том числе семейной системе, учебном коллективе, общеобразовательной школе, а также об универсальных принципах построения взаимоотношений, то есть о тех глубинных закономерностях, которые лежат в основе любого взаимодействия между людьми. По сути, предварительные встречи с потенциальными участниками процедуры медиации (в описываемом случае) должны стать полноценными психологическими консультациями (целесообразно провести серию консультаций для каждой стороны).

В ходе предварительных встреч медиатором ставится задача выслушать взгляд каждого участника конфликта на ситуацию, выяснить и обсудить предложения каждого по разрешению ситуации, рассмотреть разные последствия происходящего.

Одним из ключевых факторов эффективности проведения предварительных встреч будет являться понимание обеими сторонами того, что разрешить конфликт и найти хорошее решение возможно только при том условии, если каждый участник ситуации будет понимать и учитывать потребности и интересы всех других участников.

Для проведения процедуры медиации следует пригласить участников в приспособленное для этой цели помещение вне здания школы, что будет способствовать созданию подходящей рабочей атмосферы.

Процедуру медиации медиатор начинает (1-ая фаза) с собственного представления в роли медиатора, краткого рассказа о предстоящей работе (цели-задачи, принципы, этапы) и предложения сторонам принять участие в процедуре медиации.

Правила поведения всех участников процедуры медиации (медиатора и обеих сторон) проговариваются с особой тщательностью и записываются на отдельном листе (формата А1), который остаётся перед глазами сторон на протяжении всей работы. Также важно прояснить роль медиатора в процессе медиации.

На следующем этапе (2-ая фаза) медиатор предлагает каждой стороне озвучить своё видение конфликта с тем, чтобы выявить суть конфликта, а также общие моменты и различия в позициях сторон. В данном конфликте общим в позициях сторон, скорее всего, будет понимание того, что всем участникам конфликта необходимо прийти к разрешению ситуации, так как детям предстоит учиться вместе ещё десять лет и именно взрослые (прежде всего родители, а также классный руководитель) должны помочь детям создать атмосферу сотрудничества в учебном коллективе.

Различия во мнениях и позициях сторон, наиболее вероятно, будут проявляться в оценке родителями мотивов и поведения детей в конфликте. После того как обе стороны поделились своим видением ситуации, медиатор подводит промежуточный итог этого этапа работы и озвучивает схожие и различные моменты в позициях сторон, как он это увидел.

Задачей следующего этапа (3-я фаза) процедуры медиации будет  выявление глубинных потребностей и интересов каждой стороны и трансформация позиций (в каких-то моментах изначально противоположных) сторон в темы, которые сторонам (с помощью медиатора) следует обсудить в рамках медиации. Разговор о потребностях и интересах друг друга, а также обсуждение нейтрально сформулированных тем позволяет существенно снизить градус эмоций в процессе общения, лучше понять мотивы и поступки другой стороны, а также свои собственные мотивы и поведение в конфликтной ситуации.

Проведение примирительных процедур в школьной среде осложняется тем аспектом, что деструктивное поведение детей во многом связано с их семейной ситуацией и зачастую обусловлено процессами, происходящими в семейной системе. Поэтому для реализации глобальной и мегаактуальной в современном обществе задачи воспитания подрастающих поколений крайне важно наладить конструктивное взаимодействие не только родителей каждого ученика с классным руководителем, со всеми учителями-предметниками, школьными психологами, социальными педагогами и медиаторами, но и всех родителей друг с другом (!) для того чтобы появилась возможность совместными усилиями сформулировать общие правила воспитания детей и создавать новые традиции духовно-нравственного развития и гармоничного взаимодействия детей и взрослых.

Несомненно, задача эта непростая. Для её решения потребуется целый комплекс условий. Но актуальность этой задачи для всего общества трудно переоценить.

Можно смело утверждать, что глубинными потребностями и интересами каждой стороны конфликта всегда являются потребность в доверии, уважении, понимании и признании, потребность в дружбе, взаимной помощи и поддержке, заинтересованность в сотрудничестве, то есть конструктивном взаимодействии на благо всего коллектива и на благо каждого члена коллектива и т. п. (Если человек своими высказываниями или поступками демонстрирует иные цели во взаимодействии с окружающими, это означает лишь то, что он, осознанно или неосознанно, использует привычные защитные механизмы психики, а его истинные потребности, к сожалению, хранятся глубоко в душе (подсознании).) Задача медиатора на данном этапе работы - помочь участникам ситуации увидеть реальность своих отношений по-новому, ощутить и признать бессмысленность перспективы продолжения конфликта, переключиться на общие важные цели, что послужит основой для построения уважительных и доверительных отношений на принципах сотрудничества.

Следующий этап процедуры медиации (4-ая фаза), как правило, является в определённом смысле индикатором эффективности работы на всех предыдущих этапах (фазах), особенно это относится к предыдущему этапу (3-ей фазе). Медиатор предлагает сторонам применить один или несколько креативных способов поиска решения в конфликте, например, так называемый “мозговой штурм”. Если предыдущие этапы работы проведены успешно, то на данном этапе стороны уже готовы взаимодействовать друг с другом по-новому, на основе взаимопонимания и сотрудничества. В результате конструктивного общения стороны вырабатывают ряд положений (пунктов, шагов) как в отношении сегодняшней конфликтной ситуации, так и в отношении дальнейшего взаимодействия друг с другом (помочь сторонам сохранить и даже улучшить отношения - одна из основных целей медиации). Задача медиатора - поддержать креативную деятельность и атмосферу сотрудничества в коммуникации сторон. На этапе “экологической проверки” медиатор помогает сторонам трезво (насколько это возможно) оценить свою готовность и свои возможности следовать принятым решениям в будущем и скорректировать намеченные шаги.

Представляется целесообразным Васю и Петю приглашать в качестве участников процедуры медиации на каждом этапе процедуры после того, как уже будет проведена работа с их родителями: мальчикам важно видеть и понимать, что взрослые и самые авторитетные для них люди сумели прийти к взаимопониманию и договориться о сотрудничестве, и такой пример станет лучшей мотивацией для того, чтобы ребята приняли осознанное ответственное решение строить отношения друг с другом (и с другими детьми и взрослыми) по-новому.

На заключительном этапе процедуры медиации (5-ая фаза) составляется Меморандум о взаимопонимании (на предпоследней встрече) и Медиативное Соглашение, которое стороны и медиатор подписывают на заключительной (в рамках процедуры медиации) встрече.

Одним из существенных результатов успешно проведённой медиации будет планомерная реализация всеми участниками ситуации зафиксированных в Медиативном Соглашении шагов по решению конфликта и построению  отношений между сторонами на принципах сотрудничества в дальнейшем.

По глубокому убеждению автора статьи, в общеобразовательной школе с первого класса необходимо проводить полноценные еженедельные уроки (оптимально 3-4 урока в неделю) по предмету “Человековедение”, в рамках которого должны изучаться и в теории, и на практике правила и законы построения гармоничных взаимоотношений во всех системах (в семье, в дружбе, в учебном/ рабочем и т. п. коллективе, в сообществе, в мире): принципы и приёмы разрешения конфликтов (внутриличностных, межличностных, межгрупповых и т. п.), способы конструктивного проживания чувств и эмоций, этапы (стадии) и принципы гармоничного развития человека (и общества) и многие другие темы. Тогда юноши и девушки, закончив школу, будут в значительной степени подготовлены ко взрослой жизни во всех её ипостасях, что со временем будет способствовать интенсивному духовно-нравственному, а следовательно, и научно-техническому, и экономическому, и культурному развитию всего общества.



Предварительный просмотр:

Школьная медиация: что это и как ее организовать


Ни один день школьной жизни не обходится без конфликтов – слишком много детей и взрослых взаимодействует здесь. Конфликты могут быть самыми разными: от легких ссор на несколько минут до серьезных проблем типа буллинга продолжительностью не один месяц. Иногда для решения спора без третьей стороны не обойтись. Речь идет о медиации. Создание в школе собственной службы примирения – очень серьезный вопрос, который не терпит формального к себе отношения. Любой перекос или несоблюдение нюансов способны полностью исказить дух и букву самой идеи о медиации. Как создать в школе собственную службу примирения, избежать типичных ошибок и на что обратить внимание, расскажем в нашей статье. 

Что такое медиация в школе и для чего она нужна

Школа – это целый мир, своеобразная модель социума, где собрались несколько сотен детей и несколько десятков учителей. Этот мир ограничен пределами школьных стен и периметром двора. Все люди, которые собрались внутри этих границ, очень разные по характеру, темпераменту, возрасту, воспитанию, общественному положению. Каждый из них имеет свое мировоззрение, в соответствии с которым поступает и которое готов отстаивать со всем возможным упорством. Эти люди находятся рядом друг с другом по 4–8 часов в день, постоянно общаясь между собой. Одни успешно взаимодействуют, другие вступают в конфронтацию. 

Можно ли в таких условиях совсем-совсем обойтись без конфликтов? Наверное, да, но это уже будет что-то из разряда утопии. А поскольку Томасом Мором никто из нас себя не считает, давайте будем более реалистичными и для начала честно признаем проблему, а затем обсудим один из способов ее решения – службу медиации.

Итак, школьные конфликты неизбежны. В них бывают вовлечены учителя, ученики и их родители. Поэтому главное – научиться выходить из конфликтов с наименьшими потерями для всех сторон. 

Зачастую для решения самых сложных вопросов, разобраться с которыми двум лицам самостоятельно никак невозможно, приглашается третья сторона. Это классический случай из судебной практики: выслушав по очереди каждого из участников конфликта, судья выносит свое решение, которое, даже если и является абсолютно беспристрастным, вряд ли кажется всем сторонам справедливым (а иначе откуда бы взялось столько апелляций?). Это порождает новый виток проблем.

И вот тут-то на помощь приходит третья сторона, нейтральное лицо – медиатор (от лат. mediatio – посредничество).  

Но медиация – это не третейский суд. Главное отличие в том, что медиатор ни в коем случае не считает себя выше спорящих, не навязывает им свое мнение, не подталкивает ни к какому решению. Он как будто бы модерирует беседу, то есть просто держит конфликтующие стороны в определенных границах, не позволяя им оскорблять друг друга, переходить на личности, уходить в сторону от обсуждения спорного вопроса или ущемлять интересы кого-либо из участников. Обидчик обязательно должен компенсировать нанесенный им ущерб. Суть процесса медиации в том, что спорщики сами должны прийти к оптимальному решению, которое в равной степени устроит обе стороны, которое будет понятно всем участникам, а договоренности будут ими неукоснительно соблюдаться. И в этом не будет никакого внутреннего конфликта, потому что решение спорщики выработали сами, они понимают его от и до, согласны с его сутью. Поэтому часто службу медиации в школе называют службой примирения.

Цель медиации заключается в поиске выхода из ситуации, а не в поиске виноватых. И в этом, пожалуй, и состоит ее главное отличие от арбитража, традиционного судебного разбирательства. 

Как организовать медиацию в школе

Существование органов медиации в нашей стране закреплено Федеральным законом № 193-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». 

Создание в школе службы медиации регламентируется не только законом о медиации, но и Письмом Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2013 года № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации». Сами рекомендации можно найти в этом же документе под номером № ВК-54/07вн. Кроме того, существует Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 февраля 2011 года № 187 «Об утверждении программы подготовки медиаторов». Программа представляет собой очный курс профессиональной переподготовки педагогов. 

Как можно организовать в своем образовательном учреждении медиативную службу? 

Для этого нужно найти сторонников идеи. Поэтому следует:

  • рассказать учителям, детям и родителям о создании в школе службы медиации, о ее сути и основных принципах;
  • наладить контакт с органами опеки и комиссией по делам несовершеннолетних;
  • составить внутришкольный документ, регламентирующий работу медиативной службы.

Для работы понадобится отдельный кабинет, где будет размещаться школьная служба примирения. Руководить ею однозначно должен взрослый человек – дипломированный психолог либо прошедший специальное обучение педагог. А вот трудиться ему в этой службе единолично вовсе не обязательно. Разрешено привлекать к медиации учеников старшего или среднего звена. Для этого нужно будет провести с ними несколько подготовительных занятий. Существует даже такое понятие – «медиация ровесников», или «группы равных», когда школьники из службы примирения делятся на два возрастных потока: с 5-го по 8-й класс и с 9-го по 11-й. Первая группа разбирает конфликты младшего и среднего звена, а вторая группа работает со старшеклассниками.

Сначала, конечно, дети будут работать под присмотром взрослого специалиста. Позже тем, кто наиболее удачно справляется со своими обязанностями, можно доверить самостоятельное проведение процедуры медиации. Разумеется, если речь идет о поссорившихся школьниках. Если в конфликте участвует взрослый человек (педагог или родитель), то разбираться с такой ситуацией должен тоже взрослый специалист. 

Примерный алгоритм работы школьной службы примирения по каждому из конфликтов может быть таким:

  • регистрация заявки. Обращаться в службу примирения конфликтующие могут лично (для этого должны быть определены дни и время приема) либо в письменной форме (на дверь кабинета нужно повесить почтовый ящик). И, конечно, медиатор-школьник может сам предложить свою помощь, если ему становится известно о проблемах в отношениях других ребят;
  • встреча сторон. В зависимости от сложности конфликта таких встреч может понадобиться несколько; 
  • контрольная встреча спустя 2–4 недели после достижения итоговых договоренностей;
  • анализ работы медиатора по каждому случаю. Для этого он составляет отчет-рефлексию. После нескольких конфликтов, разобранных медиатором, возможна супервизия в кругу коллег и с участием куратора.

И дети, и взрослые участники процесса должны знать, что медиация основывается на следующих принципах:

  • беспристрастность медиатора. Сотрудник службы примирения обязан помнить, что при решении проблемы нельзя отдавать предпочтение никому из участников конфликта. Медиатор ни в коем случае не должен во время спора вставать на чью-либо сторону. Если же он чувствует, что не в силах сохранять нейтралитет, лучше передать это дело своему коллеге;
  • конфиденциальность. Обратившиеся за помощью в службу примирения должны быть уверены в том, что вся информация об инциденте останется за закрытыми дверями кабинета школьного медиатора и не получит публичного обсуждения. Исключением являются сведения криминального характера (информация об угрозе чьей-то жизни или о возможном правонарушении) – медиатор предупреждает участников об этом. Если история конфликта записывается (в том числе для обсуждения с другими медиаторами), то все имена должны быть изменены;
  • добровольность. Начинать процедуру медиации можно лишь тогда, когда к этому готовы все стороны конфликта. Если кто-либо из них против вашего вмешательства, урегулирование ситуации конкретно таким образом не состоится. Придется поискать другой вариант. Иначе говоря, нельзя хватать ребенка за руку и насильно тащить в кабинет медиатора; 
  • ответственность всех сторон за принятое решение. «Мирный договор» заключается с учетом мнения всех участников и с их согласия. Алгоритм выхода из спорной ситуации разрабатывается по такому же принципу. Поэтому каждая из сторон должна помнить о своей персональной ответственности за соблюдение договора и об обязательности выполнения каждого пункта в итоговом соглашении; 
  • равноправие всех участников конфликта. Недопустимо ставить одну из сторон выше другой по причине возраста, пола, социального статуса и т. д. Процесс медиации должен в равной степени учитывать интересы каждого, кто обратился в службу примирения. Также принцип равноправия означает, что все участники беседы имеют одинаковое право участвовать в обсуждении проблемы и предлагать пути ее решения;
  • открытость. Имеется в виду не только откровенность всех участников разговора, но и абсолютная прозрачность самой медиативной процедуры. Перед началом беседы сотрудник школьной службы примирения знакомит присутствующих с основными принципами медиации.

Важный момент. Возможно, узнав о  существовании служб примирения, вы загорелись идеей не только создать службу медиации у себя в школе, но и лично ее возглавить, то есть стать медиатором. И вот здесь вас может ожидать разочарование по двум причинам. 

Во-первых, всегда лучше не назначать медиатора из имеющихся в школе педагогов, а воспользоваться услугами приглашенного сотрудника – из чисто практических соображений. Ведь для хорошего медиатора (а плохой вам не нужен, правда?) крайне важным является беспристрастность. Если же человек трудится в этой школе не первый год, имеет уже сложившиеся отношения с другими сотрудниками, то ему будет невероятно сложно отделить зерна от плевел, абстрагироваться от личных симпатий и антипатий, чтобы оказаться над ситуацией и объективно оценить ее. 

Во-вторых, ставки медиатора в школах до сих пор нет. Это тем более странно, если учесть статистику. Согласно мониторингу деятельности школьных служб примирения, в 2009 году в России существовало 554 таких службы, а в 2016 году их было уже 852. Увеличилось и число самих медиаторов: с 566 взрослых сотрудников и 2 120 подростков (данные за 2009 год) до 1 531 взрослого специалиста и 3 278 медиаторов-школьников (данные за 2016 год). Если в 2009 году к медиаторам поступило 2 372 обращения, то семь лет спустя это число увеличилось до 5 789. В медиативных программах в 2009 году поучаствовало 4 316 человек, а в 2016 году участников было уже 20 077. Кроме того, за эти годы было прекращено 124 уголовных дела благодаря примирению сторон. 

Из отсутствия ставки вытекает еще один минус. Поскольку официальной должности медиатора в школе нет, на роль руководителя службы примирения обычно приглашают школьного психолога. Но этот специалист в принципе работает иначе. Для психолога главное – погасить острую фазу конфликта. Зачастую это приводит к появлению латентной проблемы, когда внешне все вроде бы выглядит благополучно, но противостояние продолжается, и неизвестно, когда оно «выстрелит». Для медиатора же цель в том, чтобы стороны полностью приняли и поняли позицию друг друга, то есть состоялось их осознанное примирение на более глубоком уровне.

История из медиативной практики

Социальный педагог Марина Кулаковская:

В нашей школе служба медиации появилась в 2014 году. Одну из программ примирения мы проводили таким образом. 

Два семиклассника из параллельных классов (условно назовем их Алексей и Олег), возвращаясь из школы домой, поспорили о том, кто из них больше разбирается в компьютерных стратегиях и продвижении в социальных сетях. Словесный спор подкрепляли жестами – до тех пор, пока Алексей не толкнул товарища. Леша не рассчитал силы, поэтому Олег упал и ударился головой о ступеньку лестницы. С сотрясением мозга его госпитализировали. 

После этого понадобилась медиативная процедура. Она проходила в несколько этапов.

На первом этапе медиатор беседовал с Алексеем и родителями обоих мальчиков при участии школьного совета. Леша сразу извинился (он уже навестил Олега в больнице), его родители предложили помощь в лечении и починке сломанных очков. Алексей рассказал, что Олег начал оскорблять его, поэтому сам он не сдержался и толкнул оппонента. Медиатор предложил Леше консультацию психолога. В отделении по делам несовершеннолетних дело закрыли по просьбе родителей Олега.

Второй этап состоялся, когда Олег уже выписался из больницы. Мальчики встретились в кабинете медиатора. Каждый из них рассказал о случившемся, о своем отношении к инциденту и смог при этом встать на место своего противника. Они поняли, что поссорились из-за ерунды. Медиатор предложил им подписать договор о примирении. Оказалось, что мальчики готовились к этой встрече и предварительно обсудили со своими родителями пути предотвращения подобных конфликтов. Алексей и Олег пожали друг другу руки и дружески попрощались перед летними каникулами.

Добавлю, что в сентябре мальчики так же дружески встретились в школе. Мы пообщались с каждым из них по отдельности и убедились, что повторная медиация не нужна. Важно, что конфликт обошелся без последствий для здоровья и без постановки мальчиков на учет в полиции. Алексей и Олег поняли, что в споре всегда нужен конструктивный подход, чтобы избежать нарастания конфликта. За это родители мальчиков поблагодарили нашу службу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьная служба медиации

Инновационный метод воспитательной работы среди учащихся 5- 11 классов. Как можно создать данную службу у вас в школе?  В презентации даются некоторые советы....

Проект "Школьная служба медиации"

     В соответствии с пунктом 64 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - ...

Школьная служба медиации "Нормативно-правовая база школьной службы медиации"

Школьная Служба примирения и восстановительной медиации» предназначена для того, что бы создать условия, где две конфликтующие стороны смогли бы снова понимать друг друга и договариваться о приемлемых...

опыт работы школьной службы медиации

Из опыта работы школы по организаци работы в школьной службе медиации, конкретные примеры разбираемых случаев в школьной службе медиации, соблюдая все этапы конфликта....

Положение о школьной службе медиации

Родителям для ознаколения и пользования. В школе создана служба премирения, которая занимается урегулированием конфликтов...

Деятельность школьной службы медиации в рамках учебно-воспитательной работы

В работе раскрывается деятельность школьной службы медиации в рамках учебно-воспитательной работы на 6 уровнях, трудности,  которыми сталкивается школа в процессе стоновления СШМ,...

План Школьной Службы Медиации.

План работы службы школьной медиации  на 2017– 2018 учебный год...