Развитие оптико-пространственного гнозиса у учащихся младшего школьного возраста с ОВЗ
статья

Грицына  Ирина  Сергеевна

                                                                                                                                            

Скачать:


Предварительный просмотр:


Развитие оптико-пространственного гнозиса  у учащихся младшего школьного возраста с ОВЗ

Анализ   и   изучение   научной   и   методической   литературы   по   теме   особенностей развития   оптико-пространственных   представлений   у   детей   с ОВЗ   показал, что недостаточный     уровень     сформированности     пространственных     и     временных представлений   значительно снижает   их   качество   обучения. В   норме  синтез   пространственных   представлений   с   их количественными и иногда с временными отношениями должен быть сформирован к 3-4-му   классу.  Основные причины трудностей пространственного различения у детей младшего школьного возраста с ОВЗ: 1. Незавершенность процесса формирования типов совместной работы обоих полушарий головного мозга;

2. Обилие вновь вводимых учителем словесных обозначений пространственных признаков, которые не подкрепляются практическими действиями учеников и специальной тренировкой анализаторов на различение пространственных признаков и отношений между объектами.

В работах учащихся присутствуют   многочисленные   ошибки,  младшие   школьники с ОВЗ  часто   сталкиваются   с трудностями   в ходе учебной деятельности: не могут правильно расположить учебные принадлежности   на   парте,   выполнить   указания   учителя,   связанные   с   направлением движения и пространственными ориентировками (вперед, назад, налево, направо и др.). Недоразвитие пространственного   анализа   и   синтеза   приводит   также   к   сложностям различения   оптически   сходных   букв   как   при   письме,  так   и   при   чтении.   На   уроках математики дети также путаются при написание цифр (9 - 6, 5- 2 и др.), испытывают сложности усвоения понятий метра, сантиметра. Графо-моторные трудности характерны и для изобразительной деятельности (глазомерные ошибки, неумение расположить рисунок на пространстве листа). Сниженный уровень пространственных представлений ведет к затруднениям   в   старших   классах   при   рисовании   таблиц, при поиске   нужного   абзаца   в учебнике и т.п.

Анализ результатов диагностики выявил у учащихся начальной школы недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза, оптико-пространственного восприятия и представлений, зрительно-моторной координации, недостаточный уровень сформированности зрительной памяти. Несформированность пространственных представлений у детей с ОВЗ отрицательно сказывается также на усвоении грамматических категорий языковой системы. В частности использование в речи предлогов и предложных сочетаний. В дальнейшем это может сказываться на полноценном понимании прочитанного текста и условий задачи, ограничивает возможности детей в установлении причинно-следственных и других логических связей. При выполнении заданий у 66%учащихся выявлен низкий уровень самоконтроля, ученики не осознавали допущенные ошибки, затруднялись контролировать свои действия по ходу работы, сравнивать результаты с образцом.

Содержание коррекционной работы

1 этап.

 -развитие собственно пространственных представлений (соматогнозис): «выше всего», «ниже всего», «выше, чем», «ниже, чем».

-развитие квазипространственных представлений.

-формирование серийной организации движений.

-ориентировка на плоскости.

- введение предлогов, обозначающих взаиморасположение частей тела: «над», «под», «между».

-отработка-анализ расположения объектов во внешнем пространстве по отношению к телу (по вертикальной оси).

2 этап.

-формирование представлений о собственном теле, объектах по отношению к телу (по горизонтальной оси): «впереди», «сзади». Итог: нельзя описать словами «выше, «ниже», «над», «под», если тело в горизонтальной плоскости).

-переход к объектам: «ближе к...», «дальше от...» (отсчёт от своего тела).-упражнения по сопоставлению вертикальной и горизонтальной организации в пространстве, включая и собственное тело, переносу понятий «выше», «ниже» в рабочую плоскость стола, парты.

3 этап.

- анализ взаиморасположения объектов в пространстве («слева», «справа», «левее», «правее». Маркировать руку ребёнка часами, браслетом.

- введение слов «слева от», «справа от», «левее, чем», «правее, чем» + постоянное повторение уже усвоенных 2выше», «ниже», «под», «перед», «дальше», «ближе».

-развитие квазипространственных и лингвистических представлений: время суток, времена года, дни недели, месяцы в году (что было «до», «после», «между»).

4 этап.

формирование серийной организации движений на уровне крупной, средней и мелкой моторики рук (плавное переключение). Последовательность движений:

- по показу и речевой инструкции,

-по показу,

-по речевой инструкции,

-по графическим схемам,-переключение на другую последовательность.

-ориентировка на плоскости: геометрический диктант, лабиринты, орнаменты обычные и по клеточкам.

Литература:

  1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. «Преодоление трудностей учения. Нейропсихологический подход». СПб., 2008.74 с
  2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2001

3. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2000. —208 с. (Биб-ка психолога-практика)

4. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2007. — 4

5. http://school-int9.ru/wp-content/uploads/2017/11/%D0%A1%D1%82%

D0%B5%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Использование на внеклассных занятиях толкового словаря для формирования интеллектуальных навыков, развития речи и обогащения словарного запаса учащихся младшего школьного возраста

Данная статья предназначена для воспитателей и учителей, которые работают со слабослышашими и глухими учащимися. В ней представлены медодические рекомендации по использованию толкового ...

«Особенности развития координационных способностей у учащихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры средствами гимнастики»

Развитие координационных способностей у обучающихся, особенно у детей младшего школьного возраста, имеет неоспоримое значение в освоении нового двигательного действия и анализу движений. В младшем шко...

Основные приемы и техника развития произносительных навыков у учащихся младшего школьного возраста

Данная статья посвящена рассмотрению некоторых приемов и техник формирования и развития произносительных навыков учащися на начальном этапе изучения английского языка....

Учебно-исследовательская работа на тему : "РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ"

Курсовая работа на тему: " Развитие скоростных качеств у учащухся младшего школьного возраста на уроках физической культуры, средствами легкой атлетики....

Значение импровизации в развитии музыкально-творческих способностей учащихся младшего школьного возраста в классе фортепиано

Проблема становления и развития музыкально-творческих способностей - одна из центральных и исконных в музыкально–педагогических исследованиях. Решение проблемы музыкальных способностей самым непосредс...

Картотека игр и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

В основе коррекционной работы дефектолога с детьми, имеющими отклонения в развитии, должно быть реализовано фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления...