Развитие оптико-пространственного гнозиса у учащихся младшего школьного возраста с ОВЗ
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие оптико-пространственного гнозиса у учащихся младшего школьного возраста с ОВЗ | 17.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие оптико-пространственного гнозиса у учащихся младшего школьного возраста с ОВЗ
Анализ и изучение научной и методической литературы по теме особенностей развития оптико-пространственных представлений у детей с ОВЗ показал, что недостаточный уровень сформированности пространственных и временных представлений значительно снижает их качество обучения. В норме синтез пространственных представлений с их количественными и иногда с временными отношениями должен быть сформирован к 3-4-му классу. Основные причины трудностей пространственного различения у детей младшего школьного возраста с ОВЗ: 1. Незавершенность процесса формирования типов совместной работы обоих полушарий головного мозга;
2. Обилие вновь вводимых учителем словесных обозначений пространственных признаков, которые не подкрепляются практическими действиями учеников и специальной тренировкой анализаторов на различение пространственных признаков и отношений между объектами.
В работах учащихся присутствуют многочисленные ошибки, младшие школьники с ОВЗ часто сталкиваются с трудностями в ходе учебной деятельности: не могут правильно расположить учебные принадлежности на парте, выполнить указания учителя, связанные с направлением движения и пространственными ориентировками (вперед, назад, налево, направо и др.). Недоразвитие пространственного анализа и синтеза приводит также к сложностям различения оптически сходных букв как при письме, так и при чтении. На уроках математики дети также путаются при написание цифр (9 - 6, 5- 2 и др.), испытывают сложности усвоения понятий метра, сантиметра. Графо-моторные трудности характерны и для изобразительной деятельности (глазомерные ошибки, неумение расположить рисунок на пространстве листа). Сниженный уровень пространственных представлений ведет к затруднениям в старших классах при рисовании таблиц, при поиске нужного абзаца в учебнике и т.п.
Анализ результатов диагностики выявил у учащихся начальной школы недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза, оптико-пространственного восприятия и представлений, зрительно-моторной координации, недостаточный уровень сформированности зрительной памяти. Несформированность пространственных представлений у детей с ОВЗ отрицательно сказывается также на усвоении грамматических категорий языковой системы. В частности использование в речи предлогов и предложных сочетаний. В дальнейшем это может сказываться на полноценном понимании прочитанного текста и условий задачи, ограничивает возможности детей в установлении причинно-следственных и других логических связей. При выполнении заданий у 66%учащихся выявлен низкий уровень самоконтроля, ученики не осознавали допущенные ошибки, затруднялись контролировать свои действия по ходу работы, сравнивать результаты с образцом.
Содержание коррекционной работы
1 этап.
-развитие собственно пространственных представлений (соматогнозис): «выше всего», «ниже всего», «выше, чем», «ниже, чем».
-развитие квазипространственных представлений.
-формирование серийной организации движений.
-ориентировка на плоскости.
- введение предлогов, обозначающих взаиморасположение частей тела: «над», «под», «между».
-отработка-анализ расположения объектов во внешнем пространстве по отношению к телу (по вертикальной оси).
2 этап.
-формирование представлений о собственном теле, объектах по отношению к телу (по горизонтальной оси): «впереди», «сзади». Итог: нельзя описать словами «выше, «ниже», «над», «под», если тело в горизонтальной плоскости).
-переход к объектам: «ближе к...», «дальше от...» (отсчёт от своего тела).-упражнения по сопоставлению вертикальной и горизонтальной организации в пространстве, включая и собственное тело, переносу понятий «выше», «ниже» в рабочую плоскость стола, парты.
3 этап.
- анализ взаиморасположения объектов в пространстве («слева», «справа», «левее», «правее». Маркировать руку ребёнка часами, браслетом.
- введение слов «слева от», «справа от», «левее, чем», «правее, чем» + постоянное повторение уже усвоенных 2выше», «ниже», «под», «перед», «дальше», «ближе».
-развитие квазипространственных и лингвистических представлений: время суток, времена года, дни недели, месяцы в году (что было «до», «после», «между»).
4 этап.
формирование серийной организации движений на уровне крупной, средней и мелкой моторики рук (плавное переключение). Последовательность движений:
- по показу и речевой инструкции,
-по показу,
-по речевой инструкции,
-по графическим схемам,-переключение на другую последовательность.
-ориентировка на плоскости: геометрический диктант, лабиринты, орнаменты обычные и по клеточкам.
Литература:
- Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. «Преодоление трудностей учения. Нейропсихологический подход». СПб., 2008.74 с
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2001
3. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2000. —208 с. (Биб-ка психолога-практика)
4. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2007. — 4
5. http://school-int9.ru/wp-content/uploads/2017/11/%D0%A1%D1%82%
D0%B5%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие диалогических умений при обучении устной иноязычной речи учащихся младшего школьного возраста на уроках английского языка
методика обучения АЯ младших школьников...
Статья. Использование на внеклассных занятиях толкового словаря для формирования интеллектуальных навыков, развития речи и обогащения словарного запаса учащихся младшего школьного возраста
Данная статья предназначена для воспитателей и учителей, которые работают со слабослышашими и глухими учащимися. В ней представлены медодические рекомендации по использованию толкового ...
«Особенности развития координационных способностей у учащихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры средствами гимнастики»
Развитие координационных способностей у обучающихся, особенно у детей младшего школьного возраста, имеет неоспоримое значение в освоении нового двигательного действия и анализу движений. В младшем шко...
Основные приемы и техника развития произносительных навыков у учащихся младшего школьного возраста
Данная статья посвящена рассмотрению некоторых приемов и техник формирования и развития произносительных навыков учащися на начальном этапе изучения английского языка....
Учебно-исследовательская работа на тему : "РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ"
Курсовая работа на тему: " Развитие скоростных качеств у учащухся младшего школьного возраста на уроках физической культуры, средствами легкой атлетики....
Значение импровизации в развитии музыкально-творческих способностей учащихся младшего школьного возраста в классе фортепиано
Проблема становления и развития музыкально-творческих способностей - одна из центральных и исконных в музыкально–педагогических исследованиях. Решение проблемы музыкальных способностей самым непосредс...
Картотека игр и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
В основе коррекционной работы дефектолога с детьми, имеющими отклонения в развитии, должно быть реализовано фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления...