Конспект фронтального логопедического занятия, для учащихся 2 класса Тема: «Дифференциация звуков [Ш] - [Ж]».
план-конспект
Тема: «Дифференциация звуков [Ш] - [Ж]».
Цели:
- Уточнить правильную артикуляцию звуков [Ш] - [Ж];
- Дать их сравнительную характеристику;
Задачи:
- Коррекционно - развивающие:
- Развивать фонетико-фонематические процессы;
- Развивать словарь, связную речь, коммуникативные навыки, артикуляционную моторику;
- Развивать мелкую и общую моторику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zh-sh_grupp.docx | 19.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального логопедического занятия, для учащихся 2 класса
Тема: «Дифференциация звуков [Ш] - [Ж]».
Цели:
- Уточнить правильную артикуляцию звуков [Ш] - [Ж];
- Дать их сравнительную характеристику;
Задачи:
- Коррекционно - развивающие:
- Развивать фонетико-фонематические процессы;
- Развивать словарь, связную речь, коммуникативные навыки, артикуляционную моторику;
- Развивать мелкую и общую моторику.
2. Коррекционно – обучающие:
- Формировать умение различать на письме звуки [Ш] - [Ж] в словах и предложениях.
3. Коррекционно - воспитательные:
- Воспитывать культуру речи, прививать интерес к занятиям;
- Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи во время совместной работы.
Оборудование: зеркала, картинки, напечатанные буквы, линейка, тетради,.
Речевой материал: артикуляционная гимнастика, слова, слоги, звуки.
План занятия:
- Организационный момент.
- Артикуляционная гимнастика.
- Введение в тему.
- Уточнение артикуляции.
- Дифференциация в словах.
- Работа в тетрадях.
- Физкультминутка.
- Работа с деформированным предложением.
- Итог занятия.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Л: Здравствуйте ребята!
Л: Сядут дети, правильно назвавшие первый звук в слове, которое я произнесу.
Жаба, шапка, жук, шуба.
(Дети называют первые звуки в словах).
- Артикуляционная гимнастика.
Л: Для того чтобы четко и красиво произносить звуки давайте подготовим наши органы речи. Выполним вместе с вами артикуляционные упражнения. «Улыбка» - удерживать сильно растянутые губы в улыбке.
«Трубочка» - вытянуть губы вперед. Чередование.
«Чашечка» - загибание краев и кончика языка в виде чашки. Удерживать на счет до пяти.
«Вкусное варенье» - языком в форме чашечки облизать верхнюю губу.
«Маляр» - широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
«Чистим зубы» - кончиком языка «почистить» зубы с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.
(Каждое упражнение дети выполняют 3 раза).
Основная часть:
- Введение в тему.
Л: Сейчас я вам покажу картинки.
(Шкаф, школа, шлем, штаны, жгут, жвачка, жук).
Л: Если вы догадаетесь, на какие звуки начинаются названия этих картинок, то узнаете, над чем мы сегодня будем работать.
Д: Над звуками [Ш] - [Ж].
Л: Правильно! Сегодня мы будем различать звуки [Ш] - [Ж].
Л: Давайте еще раз повторим эти слова.
4. Уточнение артикуляции.
Л: Возьмите зеркало.
Л: Произнесите звук [Ш].
(Дети произносят звук перед зеркалом).
Л: Что помогает нам произносить звук [Ш]?
Д: Губы, теплый воздух, язык.
Л: Опишите положение губ.
Д: Губы вытянуты и округлены.
Л: Опишите положение языка.
Д: Язык поднят вверх к твердому нёбу, образует с ними щель, боковые края языка прижаты к коренным зубам.
Л: Поднесите руку к губам, что вы чувствуете, какая воздушная струя?
Д: Она тёплая.
Л: Положите руку на горло, поет ли наш голосок?
Д: Нет.
Л: Возьмите зеркало.
Л: Произнесите звук [Ж].
Л: Что помогает нам произносить звук [Ж]?
Д: Губы, теплый воздух, язык и голос.
Л: Опишите положение губ.
Д: Губы слегка округлены.
Л: Опишите положение языка.
Д: Кончик языка поднят вверх, но не касается нёба.
Л: Дайте характеристику звука [Ж].
Д: Звук [Ж] - согласный, звонкий, всегда твердый.
Л: Чем же различаются эти звуки?
Д: При произнесении одного звука используется голос, а при другом – нет.
Л: Чем похожи эти звуки?
Д: Положение губ, зубов, языка одинаковое.
Л: О каких звуках мы говорим?
Д: О шипящих.
Л: Какой буквой мы обозначим звук [Ш]? [Ж]?
Д: Буквами Ш и Ж.
Вывод: звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим и пишем.
5. Дифференциация в словах.
Упражнение № 1 «Назвать картинку и положить в нужный столбик Ш-Ж».
Л: Дети, возьмите картинку, назовите и поселите в нужный домик.
Машина, шкаф, шиповник, стрижи, жук, ландыши, жираф, камыши, журавль, кожура.
(Дети выполняют задание).
Л: Закройте глаза (поменять местами несколько картинок).
Л: Откройте.
Л: Посмотрите внимательно на картинки, все ли они на своем месте?
Д: Нет, картинки поменялись!
Упражнение № 2 «Определение места звука в слове».
Л: Дети, возьмите напечатанные буквы и линейку.
Л: Называем картинку, обозначаем буквой на линейке место звука в слове.
(Дети выполняют задание по инструкции).
6. Работа в тетрадях.
Л: Ребята, откройте тетради, запишите число.
Л: На доске записаны слова.
Л: Замените в каждом слове звук [Ш] на [Ж] и наоборот, запишите получившееся слова в тетрадь.
Шар, жар, шутка, шить, шито, шалить, Шурка, крушить, ужи, жаль, лужа, уши, жутко.
(Дети записывают получившиеся новые слова).
Л: Обведите букву Ш кружочком, букву Ж квадратом.
(Дети обводят буквы).
7. Физкультминутка.
Мы топаем ногами
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И вновь писать начнем.
8. Работа с деформированным предложением.
Цветком, над, .ук, боль.ой, .у..ит.
.апку, Ма.а, надела, .елтую.
Л: Ребята, прочитайте слова в первой строке, назовите пропущенный звук и вставьте нужную букву.
(Дети вставляют нужные буквы).
Л: Из этих слов составим предложение и запишем его.
Над цветком жужжит большой жук.
Маша надела жёлтую шапку.
Л: Сколько слов в этом предложении?
(Каждый ребенок повторяет предложение, ребенок у доски повторяет правила написания предложения)
Л:Посчитай, сколько слов в предложении.
(Дети считают количество слов в предложении).
Л: Букву Ш в словах обведите в кружочек, букву Ж в квадратик.
Итог занятия:
Л: О каких звуках мы сегодня говорили?
Д: О звуках [Ш] и [Ж].
Л: Какое задание вам понравилось больше всего?
Д: Заменять звуки в словах.
Л: Я надеюсь, что урок вам понравился. До новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению. Тема: «Автоматизация звука [р] в словосочетаниях, предложениях, тексте». «Это варится варенье!»
Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению. Тема: «Автоматизация звука [р] в словосочетаниях, предложениях, тексте». «Это варится варенье!» Помимо заданий на автоматизацию з...
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе для детей с заиканием. Тема: Дифференциация звуков Л — Ль.
Данный конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста, имеющих заикание. В конспекте отражены цели занятия, ход занятия и необходимое оборудование, а так же представлены фотографии ...
Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [В]-[В’] в слогах и словах» в старшей группе для детей С ОНР
Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [В]-[В’] в слогах и словах» в старшей группе для детей С ОНР...
Конспект фронтального логопедического занятия в 1 классе на тему: "Дифференциация звуков В - Ф, Вь-Фь"
Конспект фронтального логопедического занятия в 1 классе...
Конспект фронтального логопедического занятия с ФФН речи 2-3 класс на тему «Дифференциация ч-т»
Конспект фронтального логопедического занятия с ФФН речи 2-3 класс на тему «Дифференциация ч-т»Цель занятия: 1.Учить различать ч и т в чтении, произношении и на письме.2.Повторить правописание ь...
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе ТЕМА: ЗВУК Х
Конспект фронтального логопедического занятияв старшей логопедической группеТЕМА: ЗВУК Х ЦЕЛЬ:-Закрепление правильного произношения звука Х.-Развитие навыков произнесения слов различной зву...
Конспект фронтального логопедического занятия. Тема "Дифференциация звуков З, З`, С, С`".
Занятие может проводиться как в 1 классе, так и в подготовительной группе детского сада. В 1 классе дети могут записывать слова в 2 столбика, подчеркивая буквы З и С синим / зеленым карандашами....