Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников (Т.А. Фотекова)
учебно-методический материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
testovaya_metodika_diagnostiki_ustnoy_rechi_mladshih_shkolnikov_t.a._fotekova.doc | 143.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тестовая методика диагностики
устной речи младших школьников (Т.А. Фотекова)
Инструкция | Оценка | ||
Серия 1. Исследование сенсомоторного уровня речи | |||
| |||
Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее». Предъявление – воспроизведение – предъявление – воспроизведение | 1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба – па – ба – па); 0, 25 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками; 0 баллов – отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы. | ||
са – за- | за – са-… | ||
ца – са- | са - ца-… | ||
жа – ща- | ща – жа-… | ||
ча – ща - | ща - ча – … | ||
ла – ра- | ра – ла-… | ||
ма – на - | на – ма – … | ||
ба – па- | па – ба-… | ||
ка-га - | га-ка - … | ||
да-та - | та-да - … | ||
2. Исследование артикуляционной моторики | |||
Инструкция: «Повторяй за мной движения»:
| 1 балл – правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик к предъявленному; 0,5 балла - замедленное и напряженное выполнение или выполнение по показу; 0,25 – длительный поиск позы, или неполный объем движений, или отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы; 0 – невыполнение движений. | ||
3. Исследование звукопроизношения | |||
Инструкция: «Повторяй за мной слова»:
| Произношение звуков каждой группы оценивается отдельно по следующему принципу: 3 балла - нормативное произношение всех звуков группы; 1,5 балла – один звук или несколько звуков группы доступны правильному произношению, но в спонтанной речи подвергаются искажениям или заменам (недостаточно автоматизированы); 1 балл – искажается или заменяется во всех речевых ситуациях только один звук группы; 0 баллов – искажаются или заменяются несколько звуков группы или все. | ||
4. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова | |||
Инструкция: «Повторяй за мной слова»:
| 1 балл – четкое и правильное воспроизведение слова в предъявленном темпе; 0,5 балла – замедленное послоговое воспроизведение; 0,25 – искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки, искажения звуков и слогов внутри слова); 0 – невоспроизведение. | ||
Серия 2. Исследование навыков языкового анализа | |||
Инструкция: «Ответь на вопросы»:
| 1 балл – правильный ответ с первой попытки; 0,5 балла – правильный ответ со второй попытки; 0,25 балла– правильный ответ с третьей попытки; 0 баллов – неверный ответ с третьей попытки. | ||
Серия 3. Исследование грамматического строя речи. | |||
| |||
Инструкция: «Послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее»:
| 1 балл – правильное и точное воспроизведение; 0,5 балла - пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения; 0,25 балла - пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, предложение не закончено; 0 баллов – невоспроизведение. | ||
2. Верификация предложений | |||
Инструкция: «Найди в предложениях ошибки и постарайся их исправить».
| 1 балл – выявление и исправление ошибки; 0,5 балла – выявление и исправление ошибки с незначительными неточностями (пропуск, перестановки, замены слов); 0,25 балла – ошибка выявлена, но не исправлена; 0 баллов – ошибка не выявлена. | ||
3. Составление предложений из слов в начальной форме. | |||
Инструкция: «Постарайся составить из слов предложение»:
| 1 балл – предложение составлено верно; 0,5 балла – нарушен порядок слов; 0,25 балла – наблюдаются пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности; 0 баллов – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания. | ||
4. Добавление предлогов в предложение | |||
Инструкция: «Вставь пропущенное слово в предложение»:
| 1балл – правильный ответ; 0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 – правильный ответ после помощи в виде вопроса; 0 баллов – неэффективное использование помощи как первого, так и второго вида. | ||
| |||
Инструкция: «Назови предметы по образцу»: Образец: один - дом, а если их много, то это - дома. Один стул, а много ….. Один стол, а много…… Одно окно, а много….. Одна звезда, а много….. Одно ухо, а много…… Образец: один дом, а много (чего?) – домов. Один стул, а много (чего?)….. Один стол, а много (чего?)….. Одно окно, а много (чего?)…. Одна звезда, а много (чего?)….. Одно ухо, а много (чего?)….. | 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 – форма образована неверно; 0 баллов – невыполнение. | ||
Серия 4. Исследование словаря и навыков словообразования. | |||
| |||
Инструкция: «Назови детенышей животных по образцу». Образец: у кошки – котята:
| 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – неверно образованная форма; 0 баллов – невыполнение. | ||
| |||
Инструкция: «Назови предметы по образцу». Образец: большой – мяч, а маленький – это мячик.
| 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – неверно образованная форма; 0 баллов – невыполнение. | ||
3. Образование прилагательных от существительных | |||
А. Относительных Инструкция: «Назови слова по образцу». Образец: кукла из бумаги - она бумажная.
Б. Качественных Инструкция: «Назови слова по образцу». Образец: лису за хитрость называют хитрой.
Образец: если днем жара, то день жаркий.
В. Притяжательных Инструкция: «Назови слова по образцу». Образец: у собаки лапа – собачья…
| 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – неверно образованная форма; 0 баллов – невыполнение. | ||
Серия 5. Исследование понимания логико-грамматических отношений | |||
Инструкция: «Выполни задания. Ответь на вопросы».
| 1 балл – правильное выполнение; 0,5 балла – самокоррекция; 0 баллов – неверный ответ. | ||
Серия 6. Исследование связной речи | |||
| |||
Инструкция: «Посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ» |
5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 2,5 балла – допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев; 1 балл – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла или рассказ не завершен; 0 баллов – отсутствует описание ситуации.
5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно, с адекватным использованием лексических средств; 2,5 балла – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное их употребление; 1 балл – наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – рассказ не оформлен.
5 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; 2,5 балла – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов – невыполнение задания даже при наличии помощи. | ||
| |||
Рассказ предъявляется не более 2-х раз. Инструкция: «Сейчас я прочту небольшой рассказ, слушай его внимательно, запоминай и приготовься пересказывать». Горошины. В одном стручке жили горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.
|
5 баллов – воспроизведены все смысловые звенья; 2,5 балла - смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, нет связующих звеньев; 1 балл – пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажения смысла, или включение посторонней информации; 0 баллов – невыполнение.
5 баллов – пересказ составлен без нарушения лексических и грамматических норм; 2,5 балла – пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказывания, поиск слова, отдельные словесные замены; 1 балл – отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов; 0 баллов – пересказ не доступен.
5 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления; 2,5 балла – пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения; 1 балл – пересказ по вопросам; 0 баллов – пересказ даже по вопросам не доступен. |
Уровни успешности:
IV уровень — 100 - 80%
III уровень — 79,9 - 65%;
II уровень — 64,9 - 50%;
I уровень - 49,9% и ниже.
Тестовая методика диагностики
письменной речи младших школьников (Т.А. Фотекова)
Серия 1. Исследование навыков языкового анализа | ||||
Инструкция: «Отвечай на мои вопросы». Сколько слов в предложении «Около дома росла береза»? Какое второе слово в этом предложении? Сколько слогов в слове «рак»? Сколько слогов в слове «машина»? Какой третий слог в слове « машина»? Сколько звуков в слове «рак»? Сколько звуков в слове «шапка»? Какой первый звук в слове «шапка»? Какой третий звук в слове «школа»? Какой звук после «ш» в слове «школа»? | 3 балла – правильный ответ; 2 балла – самокоррекция; 1 балл – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0 баллов - неправильный ответ после стимулирующей помощи. Можно отдельно проанализировать результаты выполнения первых пяти проб, позволяющих судить о сформированности языкового анализа, и последних пяти проб, проверяющих звуковой анализ. Максимальный балл за серию – 30. | |||
Серия 2. Исследование навыков письма | ||||
Для 1 класса Инструкция: Напиши, пожалуйста, свое имя. Буквы: Б, К, З, Ц, Е,Ч Слова: мама, стол, ствол. | Письмо оценивается в целом, а не каждая проба в отдельности, как в других заданиях. 45 баллов – не более 1 ошибки в написании или незнание одной буквы; 30 – незнание 2-3- букв или их неточное написание; 15 – не более 4 ошибок дисграфического характера (зеркальность, смешение букв по фонетическому или артикуляционному сходству) или до 5 иных ошибок; 0 – более 4 дисграфических ошибок или более 5 других, отсутствие навыков письма. | |||
Для 2 класса Инструкция: я буду диктовать, а ты пиши. Настала осень. Дует холодный ветер. Солнце светит тускло. Часто идут дожди. В лесу стоит тишина. | 45 баллов – не более 3 ошибок, связанных с нарушением правил орфографии или пунктуации или пропуском слова при письме под диктовку; 30 – допускается до 5 погрешностей недисграфического характера и /или 1-2- дисграфического; 15 – до 5 орфографических и пунктуационных ошибок и /или не более 5 дисграфических; 0 – множественные дисграфические и орфографические ошибки. | |||
Для 3 класса «Птицы» Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеба и зерен. | 45 баллов - не более 2 ошибок, связанных с нарушением правил орфографии или пунктуации или пропуском слова при письме под диктовку; 30 баллов – допускается 3 погрешности недисграфического характера; 15 – до 5 орфографических ошибок и/или не более 2 дисграфических; 0 – множественные дисграфические и орфографические ошибки. Максимальный балл за письмо - 45 баллов. | |||
Серия 3. Исследование навыков чтения младших школьников | ||||
1 класс: | ||||
мак | юла | флаг | блеск | |
нож | курица | йод | ствол | |
день | дерево | цирк | ванна | |
пила | собака | стул | диван | |
ем | сапоги | крик | забор | |
юг | голубика | шмель | индюк | |
2-3 класс: |
В нашей деревне текут два ручейка. В них живет 9
много раков. Мальчики ловят их руками под камнями, 17
в дырах между корнями или под берегом. Потом они 26
варят их и лакомятся ими. Одного рака я получил от 36
моего друга, и он мне очень понравился, был очень вкусный. 46
Мне тоже захотелось ловить раков. Но легко сказать, 54
а трудно сделать. У раков своё оружие – клешни, 63
которыми они щиплются как следует. Кроме того, я 71
боялся сунуть руку в дыру между корнями. Ведь можно 80 прикоснуться к лягушке или даже змее! Мой друг 88 посоветовал мне, как можно ловить раков совсем по – другому. 96
Нужно привязать на длинную палку тухлое мясо. 103
Рак крепко схватит мясо, и затем его легко вытащить 112
из воды, как рыбу на удочке. Этот способ мне очень 122 понравился, и поэтому я подготовил все нужные вещи. 130
В пруду я нашел глубокое место и сунул палку в воду. 141
Сижу спокойно. Вода чистая, но раков я не видел 150
нигде. Вдруг я заметил усы, потом глаза и клешни, и, 160 наконец, весь рак медленно вылез к мясу. Потом схватил 169
мясо клешнями и разорвал его челюстями. Я очень 177 осторожно вытянул свою удочку из воды – и рак лежит на траве. 188
Я наловил много раков. Мама их сварила. Какими они 197
были красными! И очень вкусными! 202
Оценка производится по 3 критериям:
- класс
Критерий скорости чтения
15 баллов – высокая скорость чтения, 15 и более слов в минуту;
10 баллов – средняя скорость чтения, от 8- до 14 слов в минуту;
5 баллов – низкая скорость чтения, 7 и менее слов в минуту;
0 баллов - отсутствие навыка чтения.
Критерий способа чтения
15 баллов – чтение целыми словами;
10 – послоговое чтение;
5 - побуквенное чтение;
0 - отсутствие навыка чтения;
Критерий правильности чтения
15 баллов – допущено не более 3 ошибок с самокоррекцией;
10– не боле 6 ошибок на уровне слова или слога;
5– до 10 ошибок слова, слога и буквы;
0 – множественные ошибки на уровне слога и буквы, отсутствие навыка чтения.
2класс
Критерий скорости чтения
15 баллов – высокая скорость чтения, от 60 слов в минуту и выше;
10 баллов – средняя скорость чтения, от 45 до 59 слов в минуту;
5 баллов – низкая скорость чтения, от 30 до 44 слов;
0 – очень низкая скорость чтения, 29 и менее слов в минуту.
Критерий правильности чтения
15 баллов – не более 3 ошибок с самокоррекцией;
10 – не более 6 ошибок на уровне слова, большая часть исправлена самостоятельно;
5- до 6 ошибок на уровне слова и слога, без самокоррекции;
0 – множественные ошибки на разных уровнях.
Критерий понимания смысла прочитанного
15 баллов – полное понимание смысла прочитанного;
10 – неполное понимание;
5 – фрагментарность или незначительное изменение смысла ситуации;
- - отсутствие понимания прочитанного или грубое искажение смысла.
3 класс
Критерий скорости чтения
15 баллов - высокая скорость чтения, 90 и выше слов в минуту;
10 – средняя скорость чтения, от 70 до 89 слов в минуту;
5 – низкая скорость чтения, 50-69 слов в минуту;
0 – очень низкая скорость чтения, 49 и менее слов в минуту.
Критерий правильности чтения
15 баллов – не более 3 ошибок с самокоррекцией;
10 – до 5 ошибок, частично с самокоррекцией;
5 – до 6 ошибок без коррекции;
0 – множественные ошибки.
Критерий понимания смысла прочитанного
15 баллов – полное понимание смысла прочитанного;
10– неполное понимание;
5– фрагментарность или незначительное изменение смысла ситуации;
0 – отсутствие понимания прочитанного ил грубое искажение смысла.
Балл за чтение складывается из суммы оценок по каждому критерию.
Максимальный балл за чтение- 45.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников
Речевая карта по Фотековой Т.А....
Диагностика устной речи младших школьников
С целью отслеживание динамики речевого развития детей младшего школьного возраста и оценки эффективности коррекционного воздействия, предлагаю используемую мною и удобную в применении подборку методик...
Протокол тестовой методики диагностики устной речи младших школьников.
В 2000 году в серии «Библиотека практикующего логопеда» была представлена «Тестовая методика диагностика устной речи младших школьников» Т. А. Фотековой. Практическое использование материала для...
Т.А.Фотекова Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников Москва 2000 Аркти
Предлагаемая методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей младшего школьного возраста: качественной и количественной оценки нарушения, получения и анализа стру...
Тестовая методика диагностики устной речи дошкольников Т.А. Фотекова
Коррекционная работа в логопедической группе начинается с обследования детей, которое позволяет логопеду судить об уровне развития каждого ребенка, поступающего вновь или продолжающего обучение....
Т. А. Фотекова «Тестовая методика. Диагностика устной речи младших школьников».
Диагностический инструментарий уровня речевого развития обучающихся 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья...
Тестовая методика диагностики устной речи старших школьников (Т.А. Фотекова)
Тестовая методика диагностики устной речи старших школьников (Т.А. Фотекова)...