Рабочая программа по ОСЖ, 5 класс (1 вариант)
рабочая программа (5 класс)

Елена Алексеевна Юхтанова

Данная рабочая программа "Основы социальной жизини" разработана по АООП  для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (1 вариант),  составлена для индивидуального обучения обучающегося с ОВЗ.и имеет своей целью практическую подготовку обучающегося к самостоятельной жизни и,  в дальнейшем, к трудовой деятельности в  социуме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_osh_5_kl_1_v.docx33.24 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Основы социальной жизни» для обучающегося 5 класса  разработана на основе нормативной базы документов:

1. Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

 2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

  3. Адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (1 вариант) краевого государственного бюджетного образовательного учреждения, реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа №3».

4.Устава КГБОУ Школа №3.

Цели и задачи образовательной программы

Цель: создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей  обучающихся, обеспечивающих усвоения ими социального и культурного опыта.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:

  • овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
  • формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
  • достижение планируемых результатов освоения обучающимися  с легкой умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями)  программ учебных предметов  5 класса с  учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

        Цель курса «Основы социальной жизни»: практическая подготовка обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.

Основные задачи

― расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни;

― формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;

― ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений;

― практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности;

― усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе с использованием деловых бумаг);

― развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности.


Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты

1) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

3) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

4) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

5) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

7) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

8) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

10) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

11) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты. Минимальный уровень:

Обучающиеся должны знать:

Обучающиеся должны уметь:

  • Последовательность выполнения

утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила чистки ушей, правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач, о вреде курения и алкоголя.

  • Виды одежды, обуви и их назначение, правила ухода за одеждой и обувью из различных материалов (кожи, резины, текстиля)
  • Родственные отношения в семье, состав семьи, их фамилии, имена, отчества.
  • Значение питания, виды блюд, не требующих тепловой обработки, правила сервировки стола и мытья посуды.
  • Правила поведения при встречи и расставании, при общении со взрослыми и сверстниками, правила поведения за столом.
  • Виды жилых помещений, почтовый адрес своего дома и школы, правила организации рабочего места школьника.
  • Основные транспортные средства.
  • Виды магазинов, назначение продуктовых магазинов и их отделов, правила поведения в магазине.
  • Совершать вечерний и утренний туалет в определенной последовательности, причесывать волосы, стирать вещи индивидуального пользования, беречь зрение
  • Различать одежду и обувь в зависимости от их назначения, подбирать одежду и обувь по сезону, сушить и чистить обувь и одежду.
  • Записывать фамилию, имя, отчество своих членов семьи, выполнять правила поведения в семье
  • Прочитать рецепт блюда и подобрать к нему продукты питания, нарезать хлеб, сырые и вареные овощи, строго соблюдать правила безопасной работы с острыми предметами.
  • Следить за своей осанкой, походкой, правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами.
  • Правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками, вежливо обращаться с просьбой и вопросам к взрослым.
  • Писать адрес на почтовых конвертах, соблюдать порядок на рабочем месте и во всем жилом помещении.
  • Соблюдать правила поведения в общественном транспорте, правила дорожного движения, различать знаки дорожного движения.
  • Выбирать необходимые продукты питания, округленно подсчитывать сумму и сдачу, культурно вести себя с работниками торговли.

Содержание учебного предмета

Темы

Краткое содержание тем

«Личная гигиена»

Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека. Правила и приемы выполнения утреннего и вечернего туалета. Содержание в чистоте и порядке личных вещей. Значение зрения в жизни и деятельности человека. Правила бережного отношения к зрению, пагубное влияние на курение, алкоголя на здоровье и развитие детского организма.

«Одежда

и обувь»

Значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья человека. Их виды и назначения. Правила и приемы повседневного ухода за одеждой и обувью.

«Питание»

Значение питания в жизнедеятельности людей. Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания. Место приготовление пищи и оборудование его. Приготовление пищи не требующей тепловой обработки. Правила и приемы ухода за посудой и помещением, где готовят пищу.

«Семья»

Семья, родственные отношения в семье. Состав семьи учащихся. Взаимоотношение между членами семьи и взаимопомощь

«Культура поведения»

Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании.

«Жилище»

Виды жилых помещений в городе и селе. Виды жилья: собственное, государственное. Варианты квартир, подсобных помещений. Организация рабочего места школьника. Почтовый адрес дома, школы.

«Транспорт»

Виды транспортных средств. Поведение в транспорте и на улице. Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения.

«Торговля»

Виды торговых предприятий, их значение для обеспечения жизни и деятельности людей и животных. Продуктовые магазины и их отделы. Продуктовые специализированные магазины. Виды товаров фасованные, на развес и розлив. Порядок приобретения товаров.

Форма организации познавательной деятельности учащегося: индивидуальная.

Основные виды деятельности: демонстрации, практическая работа, наблюдения,  работа с учебником, работа в тетради.

Структура курса

В учебном плане на изучение курса «Основы социальной жизни»  в 5 классе рассчитано

34  часа, 1 час в неделю, 34 учебные недели.

Таблица содержания основных тем по четвертям

Тема раздела

                           Четверть

Итого

1

2

3

4

1

Введение

1

1

2

Личная гигиена

3

3

3

Одежда и обувь

4

1

5

4

Питание

5

2

1

8

5

Семья

4

4

6

Культура поведения

1

1

7

Жилище

3

1

4

8

Транспорт

3

3

9

Торговля

1

4

5

Итого:

8 ч

9 ч

10 ч

34 ч

Календарно-тематическое планирование

Название темы

Кол-во часов

Календарные сроки

По плану

По факту

I четверть

  8 ч

Вводный урок. Назначение предмета ОСЖ.

1

Правила личной гигиены. Правила содержание личных вещей (зубная щетка, мочалка, расческа, полотенце).

1

Гигиена зрения.

1

Вредные привычки. Курение.

1

Одежда и обувь. Виды обуви в зависимости от времен года, вида материалов. Назначение обуви.

1

Уход за обувью. Практическая работа

1

Тестирование за 1 четверть

1

Виды одежды в зависимости от сезона, видов материала. Назначение одежды.

1

II четверть

7час

По плану

По факту

Уход за одеждой. Практическая работа. Ручная стирка носовых платков

1

 

Головные уборы, виды и назначение. Роль в сохранении здоровья человека.

1

Магазины для покупки одежды, обуви, головных уборов.

1

Питание. Оборудование кухни.

1

Уход за посудой. Место для приготовления пищи.

1

Тестирование за 2 четверть.

1

Практическая работа. Мытье посуды.

1

III  четверть

9 час

По плану

По факту

Бутерброды. Виды бутербродов. Подбор продуктов для приготовления бутербродов.

1

Приготовление бутербродов. Практическая работа.

1

Рецепты блюд, не требующие тепловой обработки. Салаты.

1

Продуктовые магазины. Покупка хлебобулочных изделий

1

Ближайшие родственники. Фамилии, имена, отчества, место проживания.

1

Семейные праздники. Практическая работа. Подарок для родителей.

1

Тестирование за 3 четверть

1

Виды жилья: собственное, государственное. Почтовый адрес дома.

1

Виды жилых комнат: гостиная, спальня, детская комната, кабинет. Назначение. Нежилые помещения, назначение

1

IVчетверть

10 час

По плану

По факту

Комнатные растения. Виды комнатных растений. Уход.

1

Домашние животные. Содержание животных (собак, кошек, птиц) в городской квартире: кормление, выгул, уход за внешним видом и здоровьем домашних питомцев.

1

Виды транспортных средств. Виды городского транспорта. Оплата проезда.

1

Правила поведения в городском транспорте.

1

Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения.

1

 Организация правильного питания. Режим питания.

1

Итоговое тестирование.

1

Торговля. Магазины. Основные отделы в продуктовых магазинах

1

Правила покупки товаров в продовольственном магазине. Правила поведения в магазине.

2

Итого за год:

34 час


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Для детей с ЗПР(ВАРИАНТ 7.1)

Пояснительная записка       В настоящее время система народного образования столкнулась с проблемой, что количество трудностей в обуч...

Рабочая программа СИПР умеренная степень 2 вариант

Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности...

Рабочая программа по предмету "Математические представления" (вариант 2) 2 класс

Математика является одним из ведущих учебных предметов в школе, основная цель которой – социальная реабилитация и адаптация обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нару...

Адаптированная рабочая программа 1 дополнительный класс (вариант 2.2.)

Физическая культура1 дополнительный класс(вариант 2.2)...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Развитие речи» (вариант 2.2.2) 5-10 классы Срок освоения: 6 лет

Содержание учебной дисциплины «Развитие речи» определено таким образом, чтобы содействовать обогащению коммуникативной практики обучающихся, коррекции и развитию их речи, в том числе: расш...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (вариант 2.2.2) 5 - 10 классы Срок освоения: 6 лет

На этапе освоения русского языка по АООП ООО (вариант 2.2.2) слабослышащие, позднооглохшие и кохлеарно имплантированные обучающиеся переходят от практического (реализованного в период НОО) к теоретико...