"О чем поведал микроскоп?"
статья (8, 9 класс)
Цель: дать представление о микроскопе.
Задачи: познакомить детей с микроскопом, учить сравнивать разные объекты, рассматриваемые под микроскопом; развивать любознательность и интерес к исследованиям; обогащать словарный запас воспитанников.
Оборудование: микроскоп, линза, кристаллы соли и кристаллы сахара, мультимедийная установка.
Воспитатель.
В микроскоп ученый смотрит,
Видно, опыты проводит.
Дела нет ему до скуки -
Весь в работе, весь в науке.
Много лет назад жил ученый Антони Левенгук, который изучал разных животных и растения и придумывал увеличительные стекла. Однажды он захотел рассмотреть каплю воды, но это оказалось не так просто. И он придумал микроскоп. Он первым взглянул через сделанный им самим прибор на капельку воды и увидел тысячи мельчайших существ, названных им «маленькие звери». (Слайд 1. Первый микроскоп и фотография учёного). За многие года другие ученые сделали еще лучше микроскоп – вот такой (Слайд 2. Современный микроскоп).
Воспитатель. А как вы думаете, для чего он нужен?
Микроскоп нужен для того, чтобы рассматривать самые маленькие предметы!
Воспитатель. А теперь посмотрите на микроскоп внимательней, это очень сложный механизм состоит из многих частей, например, как велосипед… из каких частей он состоит? (руль, колеса, седло, рама, цепь, педали, спицы)
- А знаете ли вы, из каких частей состоит микроскоп?
Тогда я думаю, вам будет интересно сегодня это узнать, посмотрите на экран…
1) Объектив - самая важная часть микроскопа! Потому что в нем спрятана одна маленькая, но важная деталь - линза! Ее еще называют – увеличительное стекло, вы наверняка слышали это название. Именно с помощью линзы, спрятанной в объективе, мы можем увидеть самые маленькие предметы, и даже рассмотреть из чего они состоят. Именно от линзы зависит качество изображения, то есть картинки, которую увидят ваши глаза. (Слайд 3.)
2) Окуляр - это часть микроскопа, которое находится к нашим глазам ближе всего. Окуляр закрыт стеклышком. Это сделано для того, чтобы защитить объектив и линзу от пыли. Объектив и окуляр - как братья, всегда дружат и работают вместе. (Слайд 4)
- Давайте покажем окуляр с помощью наших ладошек (соединить ладонь в круг и посмотреть сквозь него).
3) Посмотрите, эта часть микроскопа называется - тубус! На что он похож? Верно, на трубку! Тубус – это полая, то есть пустая трубка, которая соединяет объектив и окуляр между собой на определенном расстоянии и под определенным углом, таким, чтобы было удобно рассматривать предметы под микроскопом! (Слайд 5)
ТУБУС - это тоннель, который помогает окуляру и объективу дружить! Мы с вами тоже можем его показать! (сделать из обеих ладоней трубки, и соединить их под углом – получился окуляр и тубус)
Посмотрите на тубус. На его спинке спряталась еще одна важная часть микроскопа – фокусировочный механизм! (повторить название по слогам) Сложное название, не правда ли? А сейчас повторим его название вместе! ФО-КУ-СИ-РО-ВОЧ-НЫЙ МЕ-ХА-НИ-ЗМ! Мы будем называть его просто – фокусник! Этот механизм и в правду умеет показывать фокусы! Посмотришь в окуляр на капельку, а ее совсем не видно. Вот тогда и приходит на помощь фокусник! Нужно только немного покрутить ручку, и капелька станет видна! Давайте все вместе покрутим ручку вперед (выполняем вращательные движения) и назад. Молодцы, у всех отлично получилось! Настоящие фокусники!
4) Предметный столик – это место, куда кладется тот предмет, который мы хотим рассмотреть. (Слайд 6)
- Как мы можем показать предметный столик? Верно, с помощью прямой ладошки.
5) Отражающее зеркало – это специальное зеркало, которое используют для освещения рассматриваемого предмета. Это необычное зеркало, оно не похоже на зеркала, которые есть у каждого из нас дома. Отражающее зеркало собирает лучики света, которые исходят от лампы, окна и направляет их на рассматриваемый нами предмет, освещая его. (Слайд 7)
6) А эта часть микроскопа называется – штатив! Именно к нему прикрепляют все остальные части микроскопа. (Слайд 8)
- Как можно показать штатив? (встать ровно, не двигаться)
Воспитатель подводит итог: Вот сколько деталей в микроскопе. Я вам еще раз их назову - окуляр, объектив, тубус, предметный столик, отражающее зеркало, фокусировочный механизм, штатив. Когда вы будите учиться в школе вы ближе познакомитесь с микроскопом.
ФИЗМИНУТКА.
Помахали мы крылами,
Покружились над полями,
А теперь мы стали львами,
Покачали головами;
Зарычали друг на друга,
Замолчали от испуга.
- Предложить детям рассмотреть кристаллы соли и кристаллы сахара.
- Похожи ли они, если смотреть без микроскопа?
- Как вы думаете, одинаковые ли они, если рассмотреть их микроскоп.
- Похожи ли они, если посмотреть в микроскоп?
- Чем отличаются?
Воспитатель. Кристаллы сахара довольно крупные и хорошо просматриваются. Выглядят они очень аккуратно. Наверное, если выкрасить их в разные цвета, то можно принять их за драгоценные камни.
Соль — размером поменьше. Встречается даже в виде шариков: наверняка её специально делают такой, чтобы лучше сыпалась из солонки.
Мы с вами рассмотрели только соль и сахар, но все равно было интересно. А сейчас давайте посмотрим слайды других предметов под микроскопом. (Слайды 9–19)
Воспитатель. Как вы думаете людям каких профессий нужен в их работе микроскоп?
- Врачам-стоматологам операционный микроскоп позволяет видеть зубы, увидеть причину боли и помочь пациенту. (Слайд 20)
- Врачам-лаборантам микроскоп помогает увидеть в нашей крови бактерии и вирусы, которые вызывают заболевание нашего организма. И на основе этого анализа выписать нам нужные лекарства. (Слайд 21)
- У астрономов есть телескоп, который является «родственником» микроскопа, т.к. у него внутри тоже есть линза, которая увеличивает, приближает далекие звезды. (Слайд 22)
- Специалист по электронике с помощью микроскопа создает микросхемы, которые используют при изготовлении современных телевизоров и телефонов. (Слайд 23)
Давайте, посмотрим какие бывают микроскопы (Слайд 24-28).
Итог: Сегодня мы говорили о микроскопе. Микроскоп – прибор, который используют для рассматривания мелких предметов. Мы живет в макромире, где можем наблюдать людей, животных, горы, реки, планеты, а микромир обычно полностью скрыт от наших глаз. Только при помощи микроскопа мы может проникнуть в его тайны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mikrosk.docx | 18.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: дать представление о микроскопе.
Задачи: познакомить детей с микроскопом, учить сравнивать разные объекты, рассматриваемые под микроскопом; развивать любознательность и интерес к исследованиям; обогащать словарный запас воспитанников.
Оборудование: микроскоп, линза, кристаллы соли и кристаллы сахара, мультимедийная установка.
Воспитатель.
В микроскоп ученый смотрит,
Видно, опыты проводит.
Дела нет ему до скуки -
Весь в работе, весь в науке.
Много лет назад жил ученый Антони Левенгук, который изучал разных животных и растения и придумывал увеличительные стекла. Однажды он захотел рассмотреть каплю воды, но это оказалось не так просто. И он придумал микроскоп. Он первым взглянул через сделанный им самим прибор на капельку воды и увидел тысячи мельчайших существ, названных им «маленькие звери». (Слайд 1. Первый микроскоп и фотография учёного). За многие года другие ученые сделали еще лучше микроскоп – вот такой (Слайд 2. Современный микроскоп).
Воспитатель. А как вы думаете, для чего он нужен?
Микроскоп нужен для того, чтобы рассматривать самые маленькие предметы!
Воспитатель. А теперь посмотрите на микроскоп внимательней, это очень сложный механизм состоит из многих частей, например, как велосипед… из каких частей он состоит? (руль, колеса, седло, рама, цепь, педали, спицы)
- А знаете ли вы, из каких частей состоит микроскоп?
Тогда я думаю, вам будет интересно сегодня это узнать, посмотрите на экран…
1) Объектив - самая важная часть микроскопа! Потому что в нем спрятана одна маленькая, но важная деталь - линза! Ее еще называют – увеличительное стекло, вы наверняка слышали это название. Именно с помощью линзы, спрятанной в объективе, мы можем увидеть самые маленькие предметы, и даже рассмотреть из чего они состоят. Именно от линзы зависит качество изображения, то есть картинки, которую увидят ваши глаза. (Слайд 3.)
2) Окуляр - это часть микроскопа, которое находится к нашим глазам ближе всего. Окуляр закрыт стеклышком. Это сделано для того, чтобы защитить объектив и линзу от пыли. Объектив и окуляр - как братья, всегда дружат и работают вместе. (Слайд 4)
- Давайте покажем окуляр с помощью наших ладошек (соединить ладонь в круг и посмотреть сквозь него).
3) Посмотрите, эта часть микроскопа называется - тубус! На что он похож? Верно, на трубку! Тубус – это полая, то есть пустая трубка, которая соединяет объектив и окуляр между собой на определенном расстоянии и под определенным углом, таким, чтобы было удобно рассматривать предметы под микроскопом! (Слайд 5)
ТУБУС - это тоннель, который помогает окуляру и объективу дружить! Мы с вами тоже можем его показать! (сделать из обеих ладоней трубки, и соединить их под углом – получился окуляр и тубус)
Посмотрите на тубус. На его спинке спряталась еще одна важная часть микроскопа – фокусировочный механизм! (повторить название по слогам) Сложное название, не правда ли? А сейчас повторим его название вместе! ФО-КУ-СИ-РО-ВОЧ-НЫЙ МЕ-ХА-НИ-ЗМ! Мы будем называть его просто – фокусник! Этот механизм и в правду умеет показывать фокусы! Посмотришь в окуляр на капельку, а ее совсем не видно. Вот тогда и приходит на помощь фокусник! Нужно только немного покрутить ручку, и капелька станет видна! Давайте все вместе покрутим ручку вперед (выполняем вращательные движения) и назад. Молодцы, у всех отлично получилось! Настоящие фокусники!
4) Предметный столик – это место, куда кладется тот предмет, который мы хотим рассмотреть. (Слайд 6)
- Как мы можем показать предметный столик? Верно, с помощью прямой ладошки.
5) Отражающее зеркало – это специальное зеркало, которое используют для освещения рассматриваемого предмета. Это необычное зеркало, оно не похоже на зеркала, которые есть у каждого из нас дома. Отражающее зеркало собирает лучики света, которые исходят от лампы, окна и направляет их на рассматриваемый нами предмет, освещая его. (Слайд 7)
6) А эта часть микроскопа называется – штатив! Именно к нему прикрепляют все остальные части микроскопа. (Слайд 8)
- Как можно показать штатив? (встать ровно, не двигаться)
Воспитатель подводит итог: Вот сколько деталей в микроскопе. Я вам еще раз их назову - окуляр, объектив, тубус, предметный столик, отражающее зеркало, фокусировочный механизм, штатив. Когда вы будите учиться в школе вы ближе познакомитесь с микроскопом.
ФИЗМИНУТКА.
Помахали мы крылами,
Покружились над полями,
А теперь мы стали львами,
Покачали головами;
Зарычали друг на друга,
Замолчали от испуга.
- Предложить детям рассмотреть кристаллы соли и кристаллы сахара.
- Похожи ли они, если смотреть без микроскопа?
- Как вы думаете, одинаковые ли они, если рассмотреть их микроскоп.
- Похожи ли они, если посмотреть в микроскоп?
- Чем отличаются?
Воспитатель. Кристаллы сахара довольно крупные и хорошо просматриваются. Выглядят они очень аккуратно. Наверное, если выкрасить их в разные цвета, то можно принять их за драгоценные камни.
Соль — размером поменьше. Встречается даже в виде шариков: наверняка её специально делают такой, чтобы лучше сыпалась из солонки.
Мы с вами рассмотрели только соль и сахар, но все равно было интересно. А сейчас давайте посмотрим слайды других предметов под микроскопом. (Слайды 9–19)
Воспитатель. Как вы думаете людям каких профессий нужен в их работе микроскоп?
- Врачам-стоматологам операционный микроскоп позволяет видеть зубы, увидеть причину боли и помочь пациенту. (Слайд 20)
- Врачам-лаборантам микроскоп помогает увидеть в нашей крови бактерии и вирусы, которые вызывают заболевание нашего организма. И на основе этого анализа выписать нам нужные лекарства. (Слайд 21)
- У астрономов есть телескоп, который является «родственником» микроскопа, т.к. у него внутри тоже есть линза, которая увеличивает, приближает далекие звезды. (Слайд 22)
- Специалист по электронике с помощью микроскопа создает микросхемы, которые используют при изготовлении современных телевизоров и телефонов. (Слайд 23)
Давайте, посмотрим какие бывают микроскопы (Слайд 24-28).
Итог: Сегодня мы говорили о микроскопе. Микроскоп – прибор, который используют для рассматривания мелких предметов. Мы живет в макромире, где можем наблюдать людей, животных, горы, реки, планеты, а микромир обычно полностью скрыт от наших глаз. Только при помощи микроскопа мы может проникнуть в его тайны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Ты нам поведай, театральная афиша..."
Первый урок изучения комедии А. Грибоедова "Горе от ума", на котором рассматриваются особенности произведения....
Я поведу тебя в музей...
Сатья о проделанной работе в местную газету...
Игра "Я поведу тебя в музей"
Игра "Я поведу тебя в музей" является традиционной для школьного историко-краеведческого музея МБОУ "СОКШ №4" г.Нефтеюганска. приведен сценарий игры, посвященной 70-летию 308/120 гвардейской дивизии...
Програма "Дитина з девіантною поведінкою" проект
Матеріал містить програму розвитку дітей з девіантною поведінкою. Програма розрахована на реалізацію в 5 років з плануванням дій на кожен рік. Містить мету і завдання, очікувані результати....
Социальный поисково-исследовательский проект "О чём поведали нам памятники Брасовской земли?"
Презентация социального поисково-исследовательского проекта. В сборе материалов участвовали ученики и учителя Локотской СОШ № 2 Брасовского района Брянской области....
Социальный проект по организации шефской работы с младшими школьниками "За собою поведем-делом нужным увлечем!"
Социальный проект по организации работы с младшими школьниками направлен на организацию досуга младших школьников старшеклассниками....
Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка". Тема урока:"Я поведаю вам свою боль..."
Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка" помогает учителю пробудить интерес к чтению. Ранее я опубликовала презентацию к нему. Этот урок я проводила на районном семина...