Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с УО.
рабочая программа

Витвенская Светлана Александровна

Цели и задачи программы. Содержание и направления КРР. Диагностика и мониторинг результатов. Планируемые результаты работы. Примероное клендарно-тематическое планитрование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uo.docx70.32 КБ

Предварительный просмотр:

«Принято»

на педагогическом совете ГКОУ ЦИО «Южный»

Протокол № ________

«____» ______________ 2020г.

«Согласовано»

на заседании Управляющего совета ГКОУ ЦИО «Южный»

Протокол № ________

«______»_____________ 2020г.

«Утверждаю»

Директор ГКОУ ЦИО «Южный»

________________ Петрова Н.И.

Приказ № __________

«____» ___________________ 2020г.

Государственное казенное общеобразовательное учреждение города Москвы

Центр инклюзивного образования «Южный»

Рабочая программа

коррекционно-развивающей работы

с детьми дошкольного возраста с УО

Автор:

Витвенская С. А

 

Москва

________________

2020 г.

ПОЯСНИТИЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учителя-дефектолога представляет собой документ, который регламентирует работу специалиста с детьми дошкольного возраста с УО в условиях ГКОУ ЦИО «ЮЖНЫЙ» ДУО.

В качестве нормативно-правового обоснования рабочей программы выступают:

•        проект Приказа, подготовленного Минтрудом России 15.09.2016 Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)";

•        приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

•        приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

•        приказ Министерства просвещения РФ от 21 января 2019 г. N 32 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014;

•        Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ЗПР  (одобрена на заседании педагогического совета ГКОУ ЦИО «Южный» решением от 05.06.2020 года, Протокол № 18)

•        постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Рабочая программа обеспечивает реализацию функций профессиональной деятельности и систему образовательной работы с детьми по адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей дошкольного возраста с УО.

Данная программа определяет специфику, объем и порядок реализации коррекционно-развивающей работы, а также условия организации коррекционной помощи.

Рабочая программа включает в себя планируемые результаты освоения программы, содержание коррекционно-развивающих курсов в соответствии с рекомендациями ЦПМПК и требованиями адаптированной основной образовательной программы для детей с УО.

Планируемые результаты освоения программы и содержание коррекционно-развивающих курсов зависит также от возраста, индивидуальных психологических и физиологических особенностей ребенка.

Срок реализации рабочей программы 1 год

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

ЦЕЛЬ рабочей программы учителя-дефектолога – организация процесса коррекционно-развивающей поддержки процесса воспитания, обучения, развития детей дошкольного возраста с УО с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого из воспитанников.

ЗАДАЧИ:

  • Выявление особых образовательных потребностей детей с УО;
  • Планирование и реализация содержания коррекционно-развивающей работы в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с УО;
  • Создание условий для возможности успешного овладения детьми с нарушениями слуха (глухота) целевыми ориентирами ДО в соответствии с АООП для детей дошкольного возраста с УО;
  • Коррекция недостатков и трудностей в овладении различными видами деятельности и формирование структурных компонентов деятельности;
  • Осуществление индивидуально ориентированного психолого-педагогического сопровождения воспитанников с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей в соответствии с рекомендациями ЦПМПК и ППК.

ДИАГНОСТИКА И МОНИТОРИНГ

На протяжении всего времени реализации программы учителем-дефектологом ведется диагностическая работа и мониторинг, необходимые для определения уровня сформированности различных умений, навыков и развития ВПФ на различных этапах коррекционной работы. Диагностика так же помогает выявить особенности развития ребенка, определить его особые потребности, опираясь на которые, в последствии, составляется и по мере необходимости корректируется план индивидуальной работы.

В течение учебного года учитель-дефектолог проводит три этапа диагностики:

  • две недели в начале сентября;
  • одна неделя в январе;
  • две недели в конце учебного года в мае;

В зависимости от возможностей, психологических и коммуникативных особенностей ребенка, первичный диагностический период может продлиться до четырех недель. Это особенно касается вновь поступивших детей, испытывающих трудности адаптационного периода.

В ходе диагностики фиксируются показатели по следующим разделам:

  • Состояние общей моторики.
  • Состояние мелкой моторики.
  • Предметные действия.
  • Коммуникативные навыки.
  • Развитие речи.
  • Развитие когнитивной сферы.
  • Особенности поведения.

Результаты диагностики заносятся в карты дефектологического обследования на каждом из этапов. Все параметры развития ребенка оцениваются по шкале от 0 до 3 баллов.  Каждый балл соответствует определенному уровню развития или этапу формирования.

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

Не сформирован

или отсутствует

Этап формирования

Требуется помощь

Сформирован

Этап закрепления

Закреплено

Обходится без помощи

Система баллов способствует отслеживанию результатов КРО, а также своевременному изменению или дополнению при необходимости плана индивидуальной работы с ребенком.

С помощью этих же баллов ведется и мониторинг результатов коррекционной работы.

Подсчет результатов происходит по формуле:

SХ100/SО

Где S – это сумма набранных по указанным в разделе показателям, SО – максимально возможная сумма баллов по всем показателям раздела.

Дефектологическая карта составлена так, что с ее помощью можно отследить динамику коррекционной работы на протяжении каждого учебного года и в течение всей коррекционной работы в периода с момента начала коррекционно-развивающей работы до перехода на следующий уровень обучения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С УО

(на этапе завершения освоения программы)

Планируемые результаты на этапе завершения дошкольного образования для детей с легкой степенью интеллектуального нарушения:

Здороваться при встрече со знакомыми взрослыми и сверстниками, прощаться при расставании, пользуясь при этом невербальными и вербальными средствами общения;

Благодарить за услугу, за подарок, угощение;

Адекватно вести   себя в знакомой и незнакомой ситуации;

Проявлять доброжелательное отношение к знакомым и незнакомым людям;

Проявлять элементарную самооценку своих поступков и действий;

Адекватно реагировать на доброжелательное и недоброжелательное отношение к себе со стороны окружающих;

Проявлять интерес к познавательным задачам (производить анализ проблемно-практической задачи; выполнять анализ наглядно-образных задач; называть основные цвета и формы);

Соотносить знакомый текст с соответствующей иллюстрацией;

Выполнять задания на классификацию знакомых картинок;

Быть партнером в игре и в совместной деятельности со знакомыми сверстниками, обращаться к ним с просьбами и предложениями о совместной игре или практической деятельности;

Знать и выполнять некоторые упражнения из комплекса утренней зарядки или разминки в течение дня;

Самостоятельно участвовать в знакомых подвижных и музыкальных играх;

Самостоятельно спускаться и подниматься по ступенькам лестницы;

Положительно реагировать на просьбу взрослого убрать игрушки, покормить животных, полить растения в живом уголке, убрать мусор, сервировать стол, помыть посуду, протереть пыль в детском саду и дома;

Проявлять самостоятельность в быту; владеть основными культурно-гигиеническими навыками;

Положительно относиться к труду взрослых и к результатам его труда.

Планируемые результаты на этапе завершения дошкольного образования для детей с умеренной степенью умственной отсталости:

Здороваться при встрече со знакомыми взрослыми и сверстниками, прощаться при расставании, пользуясь при этом невербальными /или вербальными средствами общения;

Благодарить за услугу, за подарок, угощение;

Адекватно вести  себя в знакомой ситуации;

Адекватно реагировать на доброжелательное и недоброжелательное отношение к себе со стороны окружающих;

Проявлять доброжелательное отношение к знакомым людям;

Сотрудничать с новым взрослым в знакомой игровой ситуации;

Положительно относиться к труду взрослых и к результатам его труда;

Самостоятельно участвовать в знакомых музыкальных и подвижных играх;

Самостоятельно спускаться и подниматься по ступенькам лестницы;

Положительно реагировать на просьбу взрослого убрать игрушки, покормить животных, полить растения в живом уголке;

Проявлять некоторую самостоятельность в быту, частично владеть основными культурно-гигиеническими навыками;

Положительно относиться к труду взрослых и к результатам его труда.

Планируемые результаты на этапе завершения дошкольного образования для детей с тяжелой степенью умственной отсталости:

Здороваться при встрече со знакомыми взрослыми и сверстниками, прощаться при расставании, пользуясь при этом невербальными средствами общения (смотреть в глаза, протягивать руку);

Взаимодействовать со знакомым взрослым в знакомой игровой ситуации;

Самостоятельно ходить;

Владеть элементарными навыками в быту;

Подражать знакомым действиям взрослого;

Проявлять интерес к сверстникам.

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ КУРСОВ

Специфической особенностью Программы является коррекционная направленность воспитательно-образовательной работы с детьми, имеющими умственную отсталость (интеллектуальное нарушение). Существенное отличие данной Программы от других заключено в акценте на задачах, направленных на формирование возрастных психологических новообразований и становление различных видов детской деятельности, которые происходят в процессе организации специальных занятий с детьми при преимущественном использовании коррекционных подходов в обучении.

Познавательное развитие

В данной образовательной области сосредоточены основные задачи работы по коррекции когнитивной сферы ребенка с умственной отсталостью. Развитие внимания и сенсорное воспитание служат основой для развития у детей поисковых способов ориентировки, формирование умения действовать методом проб и методом примеривания.

 Сенсорное воспитание является, с одной стороны, основой для формирования у ребенка всех психических процессов – ориентировочных реакций на зрительные, слуховые и тактильные стимулы, внимания, памяти, сферы образов-представлений, мышления, речи и воображения; с другой – оно выступает фундаментальной основой для становления всех видов детской деятельности – предметной, игровой, продуктивной, элементарно-трудовой.

На начальных этапах коррекционного обучения восприятие ребенком окружающей действительности происходит в рамках конкретного анализатора (зрительного, слухового, тактильного). Образы восприятия при этом имеют диффузный, слабо дифференцированный характер. В процессе целенаправленной коррекционной работы эти образы постепенно становятся более дифференцированными и систематизированными за счет формирования связей внутри определенного анализатора и межанализаторных связей.

Сенсорное воспитание в своей основе направлено на формирование у детей ориентировочной деятельности, которая реализуется в виде перцептивных действий – действия рассматривания, выслушивания, ощупывания, а также способствует обеспечению освоения систем сенсорных эталонов.

Другой важной стороной сенсорного воспитания является своевременное и правильное соединение сенсорного опыта ребенка со словом. Соединение того, что ребенок воспринимает со словом, обозначающим воспринятое свойство, помогает закрепить в представлении образы предметов, их свойства и отношения, делает эти образы более четкими, систематизированными и обобщенными. Развитие восприятия во всех случаях идет от различения предметов, их свойств, отношений к их восприятию на основе образа, а затем и к фиксации образа в слове, т. е. к появлению образа-представления. Педагогам важно помнить, что с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) надо работать, не теряя с ними визуального и эмоционального контакта, создавая им возможность приобрести практический и чувственный опыт.

Занятия с детьми по сенсорному воспитанию направлены на развитие зрительного восприятия, внимания, подражания, формирования целостного образа предметов; на развитие слухового внимания и восприятия; на развитие тактильно-двигательного и вкусового восприятия.

Работа по этим направлениям значима для познавательного развития ребенка в течение всех лет обучения в дошкольной организации. В подготовительной к школе группе в обучении акцент в работе смещается на формирование у детей образов-представлений в рамках упомянутых выше анализаторов и в русле игровой и продуктивных видах детской деятельности.

В раннем и дошкольном возрасте совершенствуются и качественно изменяются способы ориентировки ребенка в окружающей действительности; возникают новые средства ориентировки; содержательно обогащаются представления и знания ребенка о мире; начинает складываться целостная система отношений и знаний, в которой объединяются ценностно-значимые ориентиры деятельности ребенка и понимание смысла этой деятельности самим ребенком.

В раннем детстве содержание занятий по сенсорному воспитанию тесно переплетаются с задачами по ознакомлению с окружающим миром, формированию предпосылок к становлению предметных действий и развитию речи. При этом занятия у педагога-дефектолога и воспитателя проводятся практически в параллели. Тематическое планирование занятий дефектолога опережает календарно-тематическое планирование воспитателя. На последующих годах обучения несколько смещаются приоритеты. Педагог-дефектолог на всех годах обучения формирует у детей способы ориентировки на свойства и качества предметов (пробы, примеривание и зрительное соотнесение), а воспитатель закрепляет их в практической деятельности.

Содержание коррекционно-педагогической работы по формированию мышления направлено на развитие ориентировочной деятельности, формирование познавательной активности, укрепление взаимосвязи между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и образом. Формирование мышления включает работу по развитию наглядно-действенного, наглядно-образного мышления и становлению элементов логического мышления.

На начальном этапе коррекционно-педагогическая работа направлена на развитие наглядно-действенного мышления. Именно ранняя форма мышления возникает у ребенка в практической деятельности, и направлена на ее обслуживание. В практической деятельности ребенок проявляет свое отношение к окружающему миру, осваивает его. Задача педагога: активизировать эмоциональное отношение детей к самостоятельным предметным и предметно-игровым действиям. Для ее решения педагог использует совместные действия с ребенком, действия по подражанию, речевое сопровождение взрослым его самостоятельных действий.

Обучение в раннем возрасте направлено на овладение предметными действиями в соответствии с функциональным назначением предметов, а также развитию у детей подражательных возможностей. Многолетние исследования и практика показали, что только с четвертого года жизни с детьми с легкой степенью умственной отсталости нужно и возможно проводить целенаправленные занятия по формированию мышления.

Математическое развитие ребенка в дошкольном возрасте идет в единстве с процессом развития восприятия, овладения речью и развития наглядных форм мышления. Занятия по обучению счету способствуют:

  • формированию у детей способов усвоения общественного опыта  (подражание, действия по образцу, выполнение заданий по словесной инструкции);
  • сенсорному развитию (умения воспринимать, запоминать, различать, выделять по образцу предметы, группировать их по определенному количественному или качественному признаку, отвлекаясь от других свойств предметов и их функционального назначения);
  • познавательному развитию (умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные отношения и зависимости, рассуждать);
  • развитию речи (накопление словарного запаса, обозначающего качественные и количественные признаки предметов, количественные отношения, действия с множествами, формирование грамматического строя речи).

Ознакомление с окружающим обеспечивает существенные сдвиги в умственном развитии детей лишь в том случае, когда дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определенную целостную систему знаний, отражающую существенные связи и зависимости в той или иной области.

Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка – учит его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания – ощущений, восприятия, представлений. Формируя адекватные представления об окружающем, создается чувственная основа для восприятия ребенком словесных описаний объектов, отношений между ними и явлениями природы (понимание стихов, рассказов, сказок, песен, загадок).

Ознакомление с явлениями социальной жизни вводит детей в мир социальных отношений, формирует представления о человеке, о строении его тела, об основных функциях организма, о видах деятельности человека, о его чувствах и взаимоотношениях в социуме. Таким образом, ребенок приобщается к нормам поведения в человеческом обществе.

В ходе ознакомления с предметным миром, созданным руками человека, у детей формируются представления о функциональном назначении основных предметов, окружающих ребенка, и о способах действия с ними.

КОМПЛЕКСНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

МЕСЯЦ

НЕДЕЛЯ

НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

СЕНТЯБРЬ

1

ОБСЛЕДОВАНИЕ

2

ОБСЛЕДОВАНИЕ

3

ИГРУШКИ

Большой, меньше, маленький

Один, много

Утро

4

ИГРУШКИ

Большой, меньше, маленький

Число один

День

ОКТЯБРЬ

1

ЧАСТИ ТЕЛА И ЛИЦА

ТУАЛЕТНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой

Один, много

Вечер

2

СЕМЬЯ

Квадрат

Сравнение множеств

Ночь

3

ОСЕНЬ

Круг

Число один

Осень

4

ОСЕНЬ. ФРУКТЫ

Квадрат и круг

Цифра 1

Осень

5

ОСЕНЬ. ОВОЩИ

Длинный, короче, еще короче, самый короткий

Число два

Осень

НОЯБРЬ

1

ЦВЕТА КРАСОК

Длинный, короче, еще короче, самый короткий

Цифра 2

Над, под

2

ЦВЕТА КРАСОК

Квадрат и треугольник

Число два

Над, под

3

ОДЕЖДА

Квадрат и треугольник

Счет до двух

Слева, справа

4

ОБУВЬ

Часть и целое

Число три

Наверху, внизу

ДЕКАБРЬ

1

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

Часть и целое

Цифра 3

Наверху, внизу

2

МЕБЕЛЬ

Овал

Число три

Наверху, внизу

3

ЗИМА. ЁЛКА. ДЕД МОРОЗ

Овал

Счет до трех

Зима

4

НОВОГОДНИЕ ИГРУШКИ.

Прямоугольник, треугольник, квадрат, круг

Числа два и три

Слева, справа

5

НОВЫЙ ГОД

Основные геометрические формы

Счет до трех

Зима

ЯНВАРЬ

1

ПРАЗДНИЧНЫЕ КАНИКУЛЫ

2

ОБСЛЕДОВАНИЕ

3

ЗИМА

ЗИМНИЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Высокий, низкий

Сравнение чисел два и три

Утро, день, вечер, ночь

4

ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

Часть целое

Счет до трех

Наверху, внизу, слева, справа

ФЕВРАЛЬ

1

ПОСУДА

Квадрат

Число четыре

Наверху, внизу, слева, справа

2

ПОСУДА

Трапеция

Цифра 4

На, над, под

3

ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ

Выкладывание из счетных палочек трапеции

Число четыре

На, над, под

4

ПРОЩАНИЕ С ЗИМОЙ

Круг, треугольник, квадрат, трапеция

Сравнение чисел три и четыре

На, над, под

МАРТ

1

МАМИН ПРАЗДНИК

Работа со счетными палочками

Счет до четырех

На, над, под

2

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

Четырехугольники

Число пять

На, над, под

3

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

Шестиугольники

Цифра 5

Утро, день, вечер, ночь

4

ВЕСНА

Толстый, тонкий

Число пять

Весна

5

ДИКИЕ ПТИЦЫ

Четырехугольники и шестиугольники

Счет до пяти

Слева, справа

АПРЕЛЬ

1

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

Сравнение предметов по величине

Сравнение чисел четыре и пять

Слева, справа

2

ТРАНСПОРТ

Сравнение предметов по длине

Вверху, внизу

3

ТРАНСПОРТ

Сравнение предметов по высоте

Счет в пределах пяти

Вверху, внизу

4

ДЕРЕВЬЯ

Часть и целое

Счет в пределах пяти

Вверху, внизу

МАЙ

1

НАСЕКОМЫЕ

Выкладывание из счетных палочек геометрических фигур

Счет в пределах пяти

Вверху, внизу

2

ЦВЕТЫ

Выкладывание из счетных палочек геометрических фигур

Счет в пределах пяти

Вверху, внизу

3

ОБСЛЕДОВАНИЕ

4

ОБСЛЕДОВАНИЕ

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

Расписание непосредственной образовательной деятельности в группах, которые посещают дети с УО, является нормативным локальным документом, регламентирующим организацию образовательного процесса с учетом специфики организации педагогического процесса, учебно-методического, кадрового и материально-технического оснащения.

        Объем образовательной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1.3049-13).

        Продолжительность организованной образовательной деятельности:

для детей 4-го года жизни – не более 15 мин;

для детей 5-го года жизни – не более 20 мин;

для детей 6-го года жизни – не более 25 мин;

для детей 7-го года жизни – не более 30 мин.

С целью предупреждения переутомления детей проводятся физкультминутки, перерывы не менее 10 минут.

Максимально допустимый объем нагрузки в первой половине дня:

в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно;

в старшей и подготовительной к школе группах – 45 минут и 1,5 часа соответственно.

Организованная образовательная деятельность преимущественно проводится в первой половине дня, для детей среднего и старшего дошкольного возраста может проводиться во второй половине дня, но не чаще 2-3 раз в неделю, преимущественно художественно-продуктивного или двигательного характера.

Коррекционно-развивающая работа проводится по индивидуальным планам работы с детьми. Форма работы индивидуальная. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

В летний период жизнь детей максимально перемещается на детские площадки на участке детского сада, где, согласно, рекомендациям СанПиН 2.4.1.3049-13, проводятся спортивные и подвижные игры, праздники, развлечения, экскурсии. Время прогулки в летний период увеличивается.

Примерная организация коррекционно-развивающей деятельности в течение учебного года:

с 01.09 – 15.09 – диагностический период;

с 16.09 – 31.12 – учебный период;

с 01.01 – 15.01 – диагностический период;

с 16.01 – 15.05 – учебный период;

с 16.05 – 30.05 – диагностический период.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Одной из важнейших задач является просветительско-консультативная работа с семьей, привлечение родителей к активному сотрудничеству, т. к. только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается максимально помочь ребенку в преодолении имеющихся недостатков и трудностей.

При реализации задач социально-педагогического блока требуется тщательное планирование действий педагогов и крайняя корректность при общении с семьей.

Формы организации психолого-педагогической помощи семье

Общие родительские собрания. Проводятся администрацией.

Задачи:

- информирование и обсуждение с родителями задачи и содержание коррекционно-образовательной работы;

- решение организационных вопросов;

- информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОО с другими организациями, в том числе и социальными службами.

Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и воспитателями групп по мере необходимости.

Задачи:

- обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы;

- сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье;

- решение текущих организационных вопросов.

Проведение детских праздников и «Досугов». Подготовкой и проведением праздников занимаются специалисты ДОО с привлечением родителей.

Задача: поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и распространение его на семью.

Анкетирование и опросы. Проводятся по планам администрации, дефектологов, психолога, воспитателей и по мере необходимости.

Задачи:

- сбор необходимой информации о ребенке и его семье;

- определение запросов родителей о дополнительном образовании детей;

- определение оценки родителями эффективности работы специалистов и воспитателей;

- определение оценки родителями работы ДОО.

Беседы и консультации специалистов. Проводятся по запросам родителей и по плану индивидуальной работы с родителями.

Задачи:

- оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания;

- оказание индивидуальной помощи в форме домашних заданий.

- информирование родителей о ходе образовательной работы с ребенком, разъяснение способов и методов взаимодействия с ним при закреплении материала в домашних условиях, помощь в подборе дидактических игр и игрушек, детской литературы, тетрадей на печатной основе, раскрасок, наиболее эффективных на определенном этапе развития ребенка.

Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах (например, «Готовимся к школе», «Развиваем руку, а значит и речь», «Игра в развитии ребенка», «Как выбрать игрушку», «Какие книги прочитать ребенку», «Как развивать способности ребенка дома»).

Задачи:

- информирование родителей об организации коррекционно-образовательной работы в ДОО;

- информация о графиках работы администрации и специалистов.

Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно-образовательной работы.

Задачи:

- ознакомление родителей с формами продуктивной деятельности детей;

- привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.

Открытые занятия специалистов и воспитателей. Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями.

Задачи:

- создание условий для объективной оценки родителями успехов и трудностей своих детей;

- наглядное обучение родителей методам и формам дополнительной работы с детьми в домашних условиях.

В реализации задач социально-педагогического блока принимают все специалисты и воспитатели специального детского сада. Сфера их компетентности определена должностными инструкциями.

Совместные и семейные проекты различной направленности. Создание совместных детско-родительских проектов.

Задачи: активная совместная экспериментально-исследовательская деятельность родителей и детей.

Опосредованное интернет-общение. Создание интернет-пространства групп, электронной почты для родителей.

Задачи: позволяет родителям быть в курсе содержания деятельности группы, даже если ребенок по разным причинам не посещает детский сад. Родители могут своевременно и быстро получить различную информацию: презентации, методическую литературу, задания, получить ответы по интересующим вопросам.

При этом активная позиция в этой системе принадлежит педагогу-психологу, который изучает и анализирует психологические и личностные особенности развития детей в семье.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ И ВОСПИТАТЕЛЯМИ

  • Совместная разработка и составление индивидуального образовательного маршрута для детей дошкольного возраста с УО.
  • Составление комплексных календарно-тематических планирований.
  • Участие в методических объединениях специалистов и воспитателей.
  • Устное консультирование воспитателей по вопросам обучения и развития детей с УО.
  • Рекомендации воспитателям по коррекционно-развивающей работе с детьми с УО посредством тетради взаимосвязи.

ДОКУМЕНТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА.

  1. График работы.

  1. Журнал учета рабочего времени.

  1. Список детей, включенных в работу.

  1. Расписание индивидуальных занятий.

  1. Примерное календарно-тематическое планирование.

  1. Дефектологическая папка ребенка, в которую входят:
  • Дефектологическая карта с мониторингом.
  • Копия протокола ЦПМПК.
  • Характеристики, которые составляются по запросу родителей для прохождения ВТЭК или ЦПМПК.
  • Бланки индивидуальной коррекционно-развивающей работы.
  1. Учебная папка ребенка с выполняемыми заданиями.

  1. Тетради взаимодействия с воспитателями и родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР

Цели и задачи КРР с детьми дошкольного возраста с ЗПР. Целевые ориентиры и планируемые результаты, диагностика и мониторинг результатов,направления и содержание КРР, примерное календарно-тематическое ...

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с НОДА

Цели и задачи КРР с детьми дошкольного возраста с НОДА. Диагностика и мониторинг, планируемые результаты, направления и содержание КРР, комплексное календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с РАС

Цели и задачи КРР с детьми дошкольного возраста с РАС. Направления и содержание КРР, диагностика и мониторинг, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ) ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ

Данная рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" для обучающихся 5-9 классов с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) создана с учётом применения высокотехнологичного оборудо...