Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с УО.
рабочая программа
Цели и задачи программы. Содержание и направления КРР. Диагностика и мониторинг результатов. Планируемые результаты работы. Примероное клендарно-тематическое планитрование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uo.docx | 70.32 КБ |
Предварительный просмотр:
«Принято» на педагогическом совете ГКОУ ЦИО «Южный» Протокол № ________ «____» ______________ 2020г. | «Согласовано» на заседании Управляющего совета ГКОУ ЦИО «Южный» Протокол № ________ «______»_____________ 2020г. | «Утверждаю» Директор ГКОУ ЦИО «Южный» ________________ Петрова Н.И. Приказ № __________ «____» ___________________ 2020г. |
Государственное казенное общеобразовательное учреждение города Москвы
Центр инклюзивного образования «Южный»
Рабочая программа
коррекционно-развивающей работы
с детьми дошкольного возраста с УО
Автор:
Витвенская С. А
Москва
________________
2020 г.
ПОЯСНИТИЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учителя-дефектолога представляет собой документ, который регламентирует работу специалиста с детьми дошкольного возраста с УО в условиях ГКОУ ЦИО «ЮЖНЫЙ» ДУО.
В качестве нормативно-правового обоснования рабочей программы выступают:
• проект Приказа, подготовленного Минтрудом России 15.09.2016 Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)";
• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
• приказ Министерства просвещения РФ от 21 января 2019 г. N 32 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014;
• Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ЗПР (одобрена на заседании педагогического совета ГКОУ ЦИО «Южный» решением от 05.06.2020 года, Протокол № 18)
• постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Рабочая программа обеспечивает реализацию функций профессиональной деятельности и систему образовательной работы с детьми по адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей дошкольного возраста с УО.
Данная программа определяет специфику, объем и порядок реализации коррекционно-развивающей работы, а также условия организации коррекционной помощи.
Рабочая программа включает в себя планируемые результаты освоения программы, содержание коррекционно-развивающих курсов в соответствии с рекомендациями ЦПМПК и требованиями адаптированной основной образовательной программы для детей с УО.
Планируемые результаты освоения программы и содержание коррекционно-развивающих курсов зависит также от возраста, индивидуальных психологических и физиологических особенностей ребенка.
Срок реализации рабочей программы 1 год
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ЦЕЛЬ рабочей программы учителя-дефектолога – организация процесса коррекционно-развивающей поддержки процесса воспитания, обучения, развития детей дошкольного возраста с УО с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого из воспитанников.
ЗАДАЧИ:
- Выявление особых образовательных потребностей детей с УО;
- Планирование и реализация содержания коррекционно-развивающей работы в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с УО;
- Создание условий для возможности успешного овладения детьми с нарушениями слуха (глухота) целевыми ориентирами ДО в соответствии с АООП для детей дошкольного возраста с УО;
- Коррекция недостатков и трудностей в овладении различными видами деятельности и формирование структурных компонентов деятельности;
- Осуществление индивидуально ориентированного психолого-педагогического сопровождения воспитанников с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей в соответствии с рекомендациями ЦПМПК и ППК.
ДИАГНОСТИКА И МОНИТОРИНГ
На протяжении всего времени реализации программы учителем-дефектологом ведется диагностическая работа и мониторинг, необходимые для определения уровня сформированности различных умений, навыков и развития ВПФ на различных этапах коррекционной работы. Диагностика так же помогает выявить особенности развития ребенка, определить его особые потребности, опираясь на которые, в последствии, составляется и по мере необходимости корректируется план индивидуальной работы.
В течение учебного года учитель-дефектолог проводит три этапа диагностики:
- две недели в начале сентября;
- одна неделя в январе;
- две недели в конце учебного года в мае;
В зависимости от возможностей, психологических и коммуникативных особенностей ребенка, первичный диагностический период может продлиться до четырех недель. Это особенно касается вновь поступивших детей, испытывающих трудности адаптационного периода.
В ходе диагностики фиксируются показатели по следующим разделам:
- Состояние общей моторики.
- Состояние мелкой моторики.
- Предметные действия.
- Коммуникативные навыки.
- Развитие речи.
- Развитие когнитивной сферы.
- Особенности поведения.
Результаты диагностики заносятся в карты дефектологического обследования на каждом из этапов. Все параметры развития ребенка оцениваются по шкале от 0 до 3 баллов. Каждый балл соответствует определенному уровню развития или этапу формирования.
0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
Не сформирован или отсутствует | Этап формирования Требуется помощь | Сформирован Этап закрепления | Закреплено Обходится без помощи |
Система баллов способствует отслеживанию результатов КРО, а также своевременному изменению или дополнению при необходимости плана индивидуальной работы с ребенком.
С помощью этих же баллов ведется и мониторинг результатов коррекционной работы.
Подсчет результатов происходит по формуле:
SХ100/SО
Где S – это сумма набранных по указанным в разделе показателям, SО – максимально возможная сумма баллов по всем показателям раздела.
Дефектологическая карта составлена так, что с ее помощью можно отследить динамику коррекционной работы на протяжении каждого учебного года и в течение всей коррекционной работы в периода с момента начала коррекционно-развивающей работы до перехода на следующий уровень обучения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С УО
(на этапе завершения освоения программы)
Планируемые результаты на этапе завершения дошкольного образования для детей с легкой степенью интеллектуального нарушения:
Здороваться при встрече со знакомыми взрослыми и сверстниками, прощаться при расставании, пользуясь при этом невербальными и вербальными средствами общения;
Благодарить за услугу, за подарок, угощение;
Адекватно вести себя в знакомой и незнакомой ситуации;
Проявлять доброжелательное отношение к знакомым и незнакомым людям;
Проявлять элементарную самооценку своих поступков и действий;
Адекватно реагировать на доброжелательное и недоброжелательное отношение к себе со стороны окружающих;
Проявлять интерес к познавательным задачам (производить анализ проблемно-практической задачи; выполнять анализ наглядно-образных задач; называть основные цвета и формы);
Соотносить знакомый текст с соответствующей иллюстрацией;
Выполнять задания на классификацию знакомых картинок;
Быть партнером в игре и в совместной деятельности со знакомыми сверстниками, обращаться к ним с просьбами и предложениями о совместной игре или практической деятельности;
Знать и выполнять некоторые упражнения из комплекса утренней зарядки или разминки в течение дня;
Самостоятельно участвовать в знакомых подвижных и музыкальных играх;
Самостоятельно спускаться и подниматься по ступенькам лестницы;
Положительно реагировать на просьбу взрослого убрать игрушки, покормить животных, полить растения в живом уголке, убрать мусор, сервировать стол, помыть посуду, протереть пыль в детском саду и дома;
Проявлять самостоятельность в быту; владеть основными культурно-гигиеническими навыками;
Положительно относиться к труду взрослых и к результатам его труда.
Планируемые результаты на этапе завершения дошкольного образования для детей с умеренной степенью умственной отсталости:
Здороваться при встрече со знакомыми взрослыми и сверстниками, прощаться при расставании, пользуясь при этом невербальными /или вербальными средствами общения;
Благодарить за услугу, за подарок, угощение;
Адекватно вести себя в знакомой ситуации;
Адекватно реагировать на доброжелательное и недоброжелательное отношение к себе со стороны окружающих;
Проявлять доброжелательное отношение к знакомым людям;
Сотрудничать с новым взрослым в знакомой игровой ситуации;
Положительно относиться к труду взрослых и к результатам его труда;
Самостоятельно участвовать в знакомых музыкальных и подвижных играх;
Самостоятельно спускаться и подниматься по ступенькам лестницы;
Положительно реагировать на просьбу взрослого убрать игрушки, покормить животных, полить растения в живом уголке;
Проявлять некоторую самостоятельность в быту, частично владеть основными культурно-гигиеническими навыками;
Положительно относиться к труду взрослых и к результатам его труда.
Планируемые результаты на этапе завершения дошкольного образования для детей с тяжелой степенью умственной отсталости:
Здороваться при встрече со знакомыми взрослыми и сверстниками, прощаться при расставании, пользуясь при этом невербальными средствами общения (смотреть в глаза, протягивать руку);
Взаимодействовать со знакомым взрослым в знакомой игровой ситуации;
Самостоятельно ходить;
Владеть элементарными навыками в быту;
Подражать знакомым действиям взрослого;
Проявлять интерес к сверстникам.
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ КУРСОВ
Специфической особенностью Программы является коррекционная направленность воспитательно-образовательной работы с детьми, имеющими умственную отсталость (интеллектуальное нарушение). Существенное отличие данной Программы от других заключено в акценте на задачах, направленных на формирование возрастных психологических новообразований и становление различных видов детской деятельности, которые происходят в процессе организации специальных занятий с детьми при преимущественном использовании коррекционных подходов в обучении.
Познавательное развитие
В данной образовательной области сосредоточены основные задачи работы по коррекции когнитивной сферы ребенка с умственной отсталостью. Развитие внимания и сенсорное воспитание служат основой для развития у детей поисковых способов ориентировки, формирование умения действовать методом проб и методом примеривания.
Сенсорное воспитание является, с одной стороны, основой для формирования у ребенка всех психических процессов – ориентировочных реакций на зрительные, слуховые и тактильные стимулы, внимания, памяти, сферы образов-представлений, мышления, речи и воображения; с другой – оно выступает фундаментальной основой для становления всех видов детской деятельности – предметной, игровой, продуктивной, элементарно-трудовой.
На начальных этапах коррекционного обучения восприятие ребенком окружающей действительности происходит в рамках конкретного анализатора (зрительного, слухового, тактильного). Образы восприятия при этом имеют диффузный, слабо дифференцированный характер. В процессе целенаправленной коррекционной работы эти образы постепенно становятся более дифференцированными и систематизированными за счет формирования связей внутри определенного анализатора и межанализаторных связей.
Сенсорное воспитание в своей основе направлено на формирование у детей ориентировочной деятельности, которая реализуется в виде перцептивных действий – действия рассматривания, выслушивания, ощупывания, а также способствует обеспечению освоения систем сенсорных эталонов.
Другой важной стороной сенсорного воспитания является своевременное и правильное соединение сенсорного опыта ребенка со словом. Соединение того, что ребенок воспринимает со словом, обозначающим воспринятое свойство, помогает закрепить в представлении образы предметов, их свойства и отношения, делает эти образы более четкими, систематизированными и обобщенными. Развитие восприятия во всех случаях идет от различения предметов, их свойств, отношений к их восприятию на основе образа, а затем и к фиксации образа в слове, т. е. к появлению образа-представления. Педагогам важно помнить, что с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) надо работать, не теряя с ними визуального и эмоционального контакта, создавая им возможность приобрести практический и чувственный опыт.
Занятия с детьми по сенсорному воспитанию направлены на развитие зрительного восприятия, внимания, подражания, формирования целостного образа предметов; на развитие слухового внимания и восприятия; на развитие тактильно-двигательного и вкусового восприятия.
Работа по этим направлениям значима для познавательного развития ребенка в течение всех лет обучения в дошкольной организации. В подготовительной к школе группе в обучении акцент в работе смещается на формирование у детей образов-представлений в рамках упомянутых выше анализаторов и в русле игровой и продуктивных видах детской деятельности.
В раннем и дошкольном возрасте совершенствуются и качественно изменяются способы ориентировки ребенка в окружающей действительности; возникают новые средства ориентировки; содержательно обогащаются представления и знания ребенка о мире; начинает складываться целостная система отношений и знаний, в которой объединяются ценностно-значимые ориентиры деятельности ребенка и понимание смысла этой деятельности самим ребенком.
В раннем детстве содержание занятий по сенсорному воспитанию тесно переплетаются с задачами по ознакомлению с окружающим миром, формированию предпосылок к становлению предметных действий и развитию речи. При этом занятия у педагога-дефектолога и воспитателя проводятся практически в параллели. Тематическое планирование занятий дефектолога опережает календарно-тематическое планирование воспитателя. На последующих годах обучения несколько смещаются приоритеты. Педагог-дефектолог на всех годах обучения формирует у детей способы ориентировки на свойства и качества предметов (пробы, примеривание и зрительное соотнесение), а воспитатель закрепляет их в практической деятельности.
Содержание коррекционно-педагогической работы по формированию мышления направлено на развитие ориентировочной деятельности, формирование познавательной активности, укрепление взаимосвязи между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и образом. Формирование мышления включает работу по развитию наглядно-действенного, наглядно-образного мышления и становлению элементов логического мышления.
На начальном этапе коррекционно-педагогическая работа направлена на развитие наглядно-действенного мышления. Именно ранняя форма мышления возникает у ребенка в практической деятельности, и направлена на ее обслуживание. В практической деятельности ребенок проявляет свое отношение к окружающему миру, осваивает его. Задача педагога: активизировать эмоциональное отношение детей к самостоятельным предметным и предметно-игровым действиям. Для ее решения педагог использует совместные действия с ребенком, действия по подражанию, речевое сопровождение взрослым его самостоятельных действий.
Обучение в раннем возрасте направлено на овладение предметными действиями в соответствии с функциональным назначением предметов, а также развитию у детей подражательных возможностей. Многолетние исследования и практика показали, что только с четвертого года жизни с детьми с легкой степенью умственной отсталости нужно и возможно проводить целенаправленные занятия по формированию мышления.
Математическое развитие ребенка в дошкольном возрасте идет в единстве с процессом развития восприятия, овладения речью и развития наглядных форм мышления. Занятия по обучению счету способствуют:
- формированию у детей способов усвоения общественного опыта (подражание, действия по образцу, выполнение заданий по словесной инструкции);
- сенсорному развитию (умения воспринимать, запоминать, различать, выделять по образцу предметы, группировать их по определенному количественному или качественному признаку, отвлекаясь от других свойств предметов и их функционального назначения);
- познавательному развитию (умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные отношения и зависимости, рассуждать);
- развитию речи (накопление словарного запаса, обозначающего качественные и количественные признаки предметов, количественные отношения, действия с множествами, формирование грамматического строя речи).
Ознакомление с окружающим обеспечивает существенные сдвиги в умственном развитии детей лишь в том случае, когда дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определенную целостную систему знаний, отражающую существенные связи и зависимости в той или иной области.
Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка – учит его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания – ощущений, восприятия, представлений. Формируя адекватные представления об окружающем, создается чувственная основа для восприятия ребенком словесных описаний объектов, отношений между ними и явлениями природы (понимание стихов, рассказов, сказок, песен, загадок).
Ознакомление с явлениями социальной жизни вводит детей в мир социальных отношений, формирует представления о человеке, о строении его тела, об основных функциях организма, о видах деятельности человека, о его чувствах и взаимоотношениях в социуме. Таким образом, ребенок приобщается к нормам поведения в человеческом обществе.
В ходе ознакомления с предметным миром, созданным руками человека, у детей формируются представления о функциональном назначении основных предметов, окружающих ребенка, и о способах действия с ними.
КОМПЛЕКСНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
МЕСЯЦ | НЕДЕЛЯ | НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ | |||
РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ | СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ | ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ | ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ | ||
СЕНТЯБРЬ | 1 | ОБСЛЕДОВАНИЕ | |||
2 | ОБСЛЕДОВАНИЕ | ||||
3 | ИГРУШКИ | Большой, меньше, маленький | Один, много | Утро | |
4 | ИГРУШКИ | Большой, меньше, маленький | Число один | День | |
ОКТЯБРЬ | 1 | ЧАСТИ ТЕЛА И ЛИЦА ТУАЛЕТНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ | Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой | Один, много | Вечер |
2 | СЕМЬЯ | Квадрат | Сравнение множеств | Ночь | |
3 | ОСЕНЬ | Круг | Число один | Осень | |
4 | ОСЕНЬ. ФРУКТЫ | Квадрат и круг | Цифра 1 | Осень | |
5 | ОСЕНЬ. ОВОЩИ | Длинный, короче, еще короче, самый короткий | Число два | Осень | |
НОЯБРЬ | 1 | ЦВЕТА КРАСОК | Длинный, короче, еще короче, самый короткий | Цифра 2 | Над, под |
2 | ЦВЕТА КРАСОК | Квадрат и треугольник | Число два | Над, под | |
3 | ОДЕЖДА | Квадрат и треугольник | Счет до двух | Слева, справа | |
4 | ОБУВЬ | Часть и целое | Число три | Наверху, внизу | |
ДЕКАБРЬ | 1 | ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ | Часть и целое | Цифра 3 | Наверху, внизу |
2 | МЕБЕЛЬ | Овал | Число три | Наверху, внизу | |
3 | ЗИМА. ЁЛКА. ДЕД МОРОЗ | Овал | Счет до трех | Зима | |
4 | НОВОГОДНИЕ ИГРУШКИ. | Прямоугольник, треугольник, квадрат, круг | Числа два и три | Слева, справа | |
5 | НОВЫЙ ГОД | Основные геометрические формы | Счет до трех | Зима | |
ЯНВАРЬ | 1 | ПРАЗДНИЧНЫЕ КАНИКУЛЫ | |||
2 | ОБСЛЕДОВАНИЕ | ||||
3 | ЗИМА ЗИМНИЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ | Высокий, низкий | Сравнение чисел два и три | Утро, день, вечер, ночь | |
4 | ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ | Часть целое | Счет до трех | Наверху, внизу, слева, справа | |
ФЕВРАЛЬ | 1 | ПОСУДА | Квадрат | Число четыре | Наверху, внизу, слева, справа |
2 | ПОСУДА | Трапеция | Цифра 4 | На, над, под | |
3 | ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ | Выкладывание из счетных палочек трапеции | Число четыре | На, над, под | |
4 | ПРОЩАНИЕ С ЗИМОЙ | Круг, треугольник, квадрат, трапеция | Сравнение чисел три и четыре | На, над, под | |
МАРТ | 1 | МАМИН ПРАЗДНИК | Работа со счетными палочками | Счет до четырех | На, над, под |
2 | ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ | Четырехугольники | Число пять | На, над, под | |
3 | ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ | Шестиугольники | Цифра 5 | Утро, день, вечер, ночь | |
4 | ВЕСНА | Толстый, тонкий | Число пять | Весна | |
5 | ДИКИЕ ПТИЦЫ | Четырехугольники и шестиугольники | Счет до пяти | Слева, справа | |
АПРЕЛЬ | 1 | ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ | Сравнение предметов по величине | Сравнение чисел четыре и пять | Слева, справа |
2 | ТРАНСПОРТ | Сравнение предметов по длине | Вверху, внизу | ||
3 | ТРАНСПОРТ | Сравнение предметов по высоте | Счет в пределах пяти | Вверху, внизу | |
4 | ДЕРЕВЬЯ | Часть и целое | Счет в пределах пяти | Вверху, внизу | |
МАЙ | 1 | НАСЕКОМЫЕ | Выкладывание из счетных палочек геометрических фигур | Счет в пределах пяти | Вверху, внизу |
2 | ЦВЕТЫ | Выкладывание из счетных палочек геометрических фигур | Счет в пределах пяти | Вверху, внизу | |
3 | ОБСЛЕДОВАНИЕ | ||||
4 | ОБСЛЕДОВАНИЕ |
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
Расписание непосредственной образовательной деятельности в группах, которые посещают дети с УО, является нормативным локальным документом, регламентирующим организацию образовательного процесса с учетом специфики организации педагогического процесса, учебно-методического, кадрового и материально-технического оснащения.
Объем образовательной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1.3049-13).
Продолжительность организованной образовательной деятельности:
для детей 4-го года жизни – не более 15 мин;
для детей 5-го года жизни – не более 20 мин;
для детей 6-го года жизни – не более 25 мин;
для детей 7-го года жизни – не более 30 мин.
С целью предупреждения переутомления детей проводятся физкультминутки, перерывы не менее 10 минут.
Максимально допустимый объем нагрузки в первой половине дня:
в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно;
в старшей и подготовительной к школе группах – 45 минут и 1,5 часа соответственно.
Организованная образовательная деятельность преимущественно проводится в первой половине дня, для детей среднего и старшего дошкольного возраста может проводиться во второй половине дня, но не чаще 2-3 раз в неделю, преимущественно художественно-продуктивного или двигательного характера.
Коррекционно-развивающая работа проводится по индивидуальным планам работы с детьми. Форма работы индивидуальная. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
В летний период жизнь детей максимально перемещается на детские площадки на участке детского сада, где, согласно, рекомендациям СанПиН 2.4.1.3049-13, проводятся спортивные и подвижные игры, праздники, развлечения, экскурсии. Время прогулки в летний период увеличивается.
Примерная организация коррекционно-развивающей деятельности в течение учебного года:
с 01.09 – 15.09 – диагностический период;
с 16.09 – 31.12 – учебный период;
с 01.01 – 15.01 – диагностический период;
с 16.01 – 15.05 – учебный период;
с 16.05 – 30.05 – диагностический период.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Одной из важнейших задач является просветительско-консультативная работа с семьей, привлечение родителей к активному сотрудничеству, т. к. только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается максимально помочь ребенку в преодолении имеющихся недостатков и трудностей.
При реализации задач социально-педагогического блока требуется тщательное планирование действий педагогов и крайняя корректность при общении с семьей.
Формы организации психолого-педагогической помощи семье
Общие родительские собрания. Проводятся администрацией.
Задачи:
- информирование и обсуждение с родителями задачи и содержание коррекционно-образовательной работы;
- решение организационных вопросов;
- информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОО с другими организациями, в том числе и социальными службами.
Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и воспитателями групп по мере необходимости.
Задачи:
- обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы;
- сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье;
- решение текущих организационных вопросов.
Проведение детских праздников и «Досугов». Подготовкой и проведением праздников занимаются специалисты ДОО с привлечением родителей.
Задача: поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и распространение его на семью.
Анкетирование и опросы. Проводятся по планам администрации, дефектологов, психолога, воспитателей и по мере необходимости.
Задачи:
- сбор необходимой информации о ребенке и его семье;
- определение запросов родителей о дополнительном образовании детей;
- определение оценки родителями эффективности работы специалистов и воспитателей;
- определение оценки родителями работы ДОО.
Беседы и консультации специалистов. Проводятся по запросам родителей и по плану индивидуальной работы с родителями.
Задачи:
- оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания;
- оказание индивидуальной помощи в форме домашних заданий.
- информирование родителей о ходе образовательной работы с ребенком, разъяснение способов и методов взаимодействия с ним при закреплении материала в домашних условиях, помощь в подборе дидактических игр и игрушек, детской литературы, тетрадей на печатной основе, раскрасок, наиболее эффективных на определенном этапе развития ребенка.
Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах (например, «Готовимся к школе», «Развиваем руку, а значит и речь», «Игра в развитии ребенка», «Как выбрать игрушку», «Какие книги прочитать ребенку», «Как развивать способности ребенка дома»).
Задачи:
- информирование родителей об организации коррекционно-образовательной работы в ДОО;
- информация о графиках работы администрации и специалистов.
Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно-образовательной работы.
Задачи:
- ознакомление родителей с формами продуктивной деятельности детей;
- привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.
Открытые занятия специалистов и воспитателей. Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями.
Задачи:
- создание условий для объективной оценки родителями успехов и трудностей своих детей;
- наглядное обучение родителей методам и формам дополнительной работы с детьми в домашних условиях.
В реализации задач социально-педагогического блока принимают все специалисты и воспитатели специального детского сада. Сфера их компетентности определена должностными инструкциями.
Совместные и семейные проекты различной направленности. Создание совместных детско-родительских проектов.
Задачи: активная совместная экспериментально-исследовательская деятельность родителей и детей.
Опосредованное интернет-общение. Создание интернет-пространства групп, электронной почты для родителей.
Задачи: позволяет родителям быть в курсе содержания деятельности группы, даже если ребенок по разным причинам не посещает детский сад. Родители могут своевременно и быстро получить различную информацию: презентации, методическую литературу, задания, получить ответы по интересующим вопросам.
При этом активная позиция в этой системе принадлежит педагогу-психологу, который изучает и анализирует психологические и личностные особенности развития детей в семье.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ И ВОСПИТАТЕЛЯМИ
- Совместная разработка и составление индивидуального образовательного маршрута для детей дошкольного возраста с УО.
- Составление комплексных календарно-тематических планирований.
- Участие в методических объединениях специалистов и воспитателей.
- Устное консультирование воспитателей по вопросам обучения и развития детей с УО.
- Рекомендации воспитателям по коррекционно-развивающей работе с детьми с УО посредством тетради взаимосвязи.
ДОКУМЕНТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА.
- График работы.
- Журнал учета рабочего времени.
- Список детей, включенных в работу.
- Расписание индивидуальных занятий.
- Примерное календарно-тематическое планирование.
- Дефектологическая папка ребенка, в которую входят:
- Дефектологическая карта с мониторингом.
- Копия протокола ЦПМПК.
- Характеристики, которые составляются по запросу родителей для прохождения ВТЭК или ЦПМПК.
- Бланки индивидуальной коррекционно-развивающей работы.
- Учебная папка ребенка с выполняемыми заданиями.
- Тетради взаимодействия с воспитателями и родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение качества коррекционно - развивающей работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями через использование ИКТ в работе учителя - логопеда дошкольного учреждения.
Выступление на городском семинаре для руководителей и старших воспитателей...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, для групп общеразвивающей направленности
Рабочая программа учителя-логопеда на дошкольном логопункте...
Рабочая программа коррекционно-развивающей учителя-дефектолога с детьми с ЗПР в общеобразовательном учреждении
Один из вариантов составления рабочей программы учителя-дефектолога...
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР
Цели и задачи КРР с детьми дошкольного возраста с ЗПР. Целевые ориентиры и планируемые результаты, диагностика и мониторинг результатов,направления и содержание КРР, примерное календарно-тематическое ...
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с НОДА
Цели и задачи КРР с детьми дошкольного возраста с НОДА. Диагностика и мониторинг, планируемые результаты, направления и содержание КРР, комплексное календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с РАС
Цели и задачи КРР с детьми дошкольного возраста с РАС. Направления и содержание КРР, диагностика и мониторинг, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ) ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ
Данная рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" для обучающихся 5-9 классов с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) создана с учётом применения высокотехнологичного оборудо...