Адаптированная рабочая программа основного общего образования для работы с детьми с умственной отсталостью 9 класс
рабочая программа (9 класс)
Пояснительная записка и тематическое планирование учителей-дефектологов для работы с детьми с умственной отсталостью 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_progr_aoop_dlya_9_kl_uo.docx | 29.93 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЫШКО»
Ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840
Телефон/Факс: 8-495-851-13-05 8-495-851-50-03 e-mail:cenreab@dszn.ru
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УМР Директор ГБОУ ТРОЦ «Солнышко»
_______________Н.П. Чечётина _____________ Л.И. Пономарева
«____» _________________ 2018 г. «____» ______________ 2018 г.
Адаптированная рабочая программа основного общего образования для 9 класса
для детей с умственной отсталостью
учитель-дефектолог
Сидорова Наталия Николаевна
Рассмотрено на заседании МО Заместитель директора по комплексной протокол №____ от «___»______2018г реабилитации
Руководитель ШМО____________ __________________ Л.А. Юлкина
«___»____________2018г
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса для детей с умственной отсталостью для 9 класса составлена в соответствии с требованиями адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью, авторской программой «Я – подросток. Программа уроков психологии», автор Микляева А. В. пособие для школьного психолога, — СПб.: Речь, 2006.
Рабочая программа для детей с легкой умственной отсталостью для 9 класса разработана на основе документов:
- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
- САНПИНа 2.4.2.3286-15 от 10 июля 2015 г. N 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.»
- учебного плана образовательного учреждения.
Программа для 9 класса рассчитана на 1 год (в зависимости от заключения ЦПМПК г. Москвы). Общее количество часов составляет 68 часов в год (2 раза в неделю).
Цели: осуществление комплексного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
Оказание дефектологической и психолого-педагогической помощи обучающимся с умственной отсталостью в освоении программы, социальной адаптации посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, коррекции и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы обучающихся.
Задачи программы:
- диагностика, формирование, развитие, совершенствование и коррекция познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
- формирование позитивной учебной и профессиональной мотивации;
- развитие личностной сферы (в том числе снятие тревожности, робости, агрессивно- защитных реакций, формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей).
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
Программа коррекционно-развивающего курса для детей 9 класса с умственной отсталостью способствует развитию внимания, формированию его устойчивости, умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. Основным направлением в развитии памяти учащихся является формирование у них опосредованного запоминания. Большое значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций. Путь от глобального, целостного к дифференцированному, конкретному реализуется в последовательности заданий: начиная с заданий, в которых требуется оперирование объектами, сильно отличающимися, и где, следовательно, осуществляется достаточно грубый их анализ, и переходя к заданиям с оперированием объектами, отличающимися одним - двумя признаками и, следовательно, требующими тонкого анализа. Таким образом, постепенно закладываются основы абстрактного мышления. Не менее важной является и подготовка мышления учащихся к переходу на более высокие уровни понятийного и словесно-логического мышления, требования к которым в школе значительно повышаются.
Коррекционно-развивающие занятия дают возможность проведения эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей. Непрерывность мониторинга обусловлена тем, что развивающие игры и упражнения в основном базируются на различных психодиагностических методиках. Следует отметить, что игровой, увлекательный характер заданий, являющихся в то же время психологическими тестами, смягчает ситуацию стресса при проверке уровня развития, что позволяет учащимся продемонстрировать свои истинные возможности в более полной мере.
Задания, составляющие основу программы индивидуально-групповых занятий по дефектологии, вводятся в качестве отдельных упражнений на уроках и классифицированы по основным целям воздействия. Такая классификация является в некоторой степени условной, поскольку все познавательные процессы (восприятие, мышление, память и т.д.) представляют собой единую систему и развиваются в комплексе. Подробная классификация по целям воздействия, позволяет облегчить выбор заданий, соответствующих целям и задачам конкретных занятий, уровню развития учащихся и их индивидуальным особенностям.
При планировании занятий учитывается тема, поставленные цели, подбираются такие формы работы, которые помогают сделать занятие разнообразным, а выбор упражнений и заданий ликвидировали бы пробелы в знаниях и стимулировали бы познавательную деятельность. Используемый материал строится по концентрическому принципу, постепенно расширяя и углубляя изученные темы.
Систематическое применение технологии имитационного моделирования позволяют решать поставленные задачи, так как игровая форма наиболее доступна для детей, она способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода, а также формирует учебную мотивацию через ситуацию успеха в игровой деятельности. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной деятельности, но также носит личностно-ориентированную направленность, которая помогает в дальнейшем адаптироваться детям в социуме.
Использование на занятиях словесных методов (рассказ, объяснение, беседа) помогают в общении с учащимися. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения речевого развития, в связи с этим уделяется особое внимание речи педагога, которая является образцом для учащихся: необходимость четкого произношения, правильность ударения, яркость, выразительность, замедленность темпа, так как это углубляет понимание, расширяет словарный запас, способствует развитию связной речи у учащихся коррекционной школы.
Для более полного усвоения детьми учебного материала, применяются проблемно-поисковые и наглядные методы, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; широко используются ИКТ: компьютер, интерактивная доска.
Еще одной важной причиной, побуждающей активнее внедрять специальные развивающие упражнения, является возможность проведения с их помощью эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей. Это позволяет реализовать на практике заложенный в концепции коррекционно-развивающего обучения принцип единства диагностики и коррекции, и он же является основой для целенаправленного планирования индивидуальной работы.
Для итогового тестирования в конце каждого учебного года применяются стандартные, рекомендованные для использования в образовательной сфере и снабженные нормативными показателями для соответствующих возрастных групп методики.
Программа коррекционно-развивающего курса имеет непосредственную связь со всеми основными предметами общего образования. Например, развитие мышления, внимания, памяти, помогает обучающимся лучше анализировать и глубже понимать читаемые тексты и изучаемые на уроках русского языка правила, свободнее ориентироваться в закономерностях окружающей действительности, эффективнее использовать накопленные знания и навыки на уроках.
Требования к результатам освоения программы
Для детей 9 класса с легкой степенью умственной отсталости устанавливаются требования к результатам освоения программы, планируемые результаты минимальные и базовые.
Для УО
Планируемые результаты | |
Минимальные | Базовые |
1 год | |
1.Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
3. Развитие основных мыслительных операций:
4. Развитие различных видов мышления:
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям). 6. Развитие речи, овладение техникой речи. 7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. 8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. |
|
Оценка достижений результатов обучающихся
Включает в себя формы контроля и мониторинга.
Используемые технологии :
-информационные;
-объяснительно-иллюстративные;
-здоровьесберегающие;
-личностно-ориентированные;
-игровые.
Основные методы организации реабилитационного процесса:
Для достижения поставленной цели и реализации задач реабилитационного процесса используются следующие методы обучения:
-Наглядный:
-наглядно-слуховой прием;
-наглядно-зрительный прием.
-Словесный
-Практический
Формы организации реабилитационного процесса
Основная форма организации реабилитационного процесса – индивидуальные, подгрупповые, групповые занятия.
Дефектологическая программа разработана с использованием рекомендаций ведущих специалистов в области дефектологии и логопедии Козыревой Л.М., Ефименковой Л.Н., Забрамная С.Д., Стребелева Е.А., Пузанов Б.П., Воронкова В.В. и с опорой на общеобразовательную программу образования обучающихся с легкой умственной осталостью.
Содержание программы может быть дополнено, изменено в ходе дефектологической работы в зависимости от особенностей усвоения программного материала учащимися старших классов с УО.
Содержание рабочей программы
Форма и режим занятий.
Фронтальные занятия – 2 раза в неделю.
Продолжительность – 30 минут.
Каждый конкретный ребёнок будет осваивать данную программу в соответствии со своими возможностями и способностям и в своём темпе продвигаться в интеллектуальном и речевом развитии.
Тематическое планирование дефектологической работы с учащимися с УО
9 класс
№ пп | Тема занятия | Кол-во занятий | Содержание работы |
1 | Диагностическое обследование | 4 | Диагностика психических процессов |
2 | Знакомство и отработка методов эффективного запоминания. | 4 | Выполнение упражнений ,направленных на тренировку внимания, завершение на оценке учета характера сделанных ошибок |
3 | Знакомство с методами тренировки мышления. | 4 | Постановка проблемной ситуации, которую нужно решить. Составление плана решения данной ситуации. Обсуждение, внесение корректив. |
4 | Отработка навыков тренировки Сложных форм мышления | 4 | Постановка проблемной ситуации, которую нужно решить. Составление Плана решения данной ситуации, обсуждение внесения корректив |
5 | Развитие творческого мышления | 4 | Анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных суждениях |
6 | Развитие логического мышления | 4 | Абстрагироваться от конкретного, наглядного материала и рассуждать в чисто словесном плане |
7 | Установление закономерностей | 4 | Абстрагироваться от конкретного Наглядного материала. Рассуждать словесно на основе общих посылок строить гипотезы, проверять или опровергать их. |
8 | «Продолжи логический ряд». Порядок действий в примерах. | 6 | Формирование математических представлений, развитие вычислительных навыков Умножение, деление |
9 | «Продолжи логический ряд» | 4 | Формирование знаний числового ряда, счет 10, 100, 1000 в прямом и обратном порядке. Развитие математических представлений, развитие логического мышления |
10 | Формирование знаний о многозначных числах. | 2 | Формирование знаний о многозначных числах. |
11 | «Исключи лишнее». Сравнение чисел | 4 | Сравнение чисел. Развитие мыслительных операций, развитие памяти |
12 | «Графический диктант». | 4 | Коррекция письменной речи. Безударные гласные, звонкие и глухие согласные. |
13 | «Противоположное слово». Написание сочинений. | 2 | Формирование умения писать сочинение. |
14 | «Противоположное слово». | 2 | Существительное, прилагательное, глагол |
15 | «Сходство и различие». Единицы измерения | 2 | Длина, стоимость, масса, время Закрепление знаний известных единиц измерения |
16 | «Найди отличия». Параллельные прямые. | 2 | Формирование знаний о параллельных линиях |
17 | «Найди отличия». Римские цифры | 2 | Римские цифры Формирование знаний о римских цифрах, умения написания |
18 | «Поиск ошибок». Деление на 10, 100,1000 без остатка | 4 | Развитие вычислительных навыков, развитие мыслительных операций |
19 | «Поиск ошибок». Деление на 10, 100,1000 без остатка | 4 | Развитие вычислительных навыков, развитие мыслительных операций |
20 | Итоговое диагностическое обследование | 2 | Обследование психических процессов |
Итого: | 68 ч |
Учебно-методическое обеспечение коррекционно-дефектологической работы с
учащимися с УО
1. В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина “Основы олигофренопедагогики”: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений /. – М.: Издательский центр Академия”, 2006 г.
2. Е.Худенко, Е.Останина 1-2 часть “Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии”. Издательство “Школа”. 1992 г.
3. И.А.Морозова, М.А.Пушкарева “Ознакомление с окружающим миром” Москва. 2006 г.
4. Г.С.Швайко “Игры и игровые упражнения для развития речи” Москва. 1988 г.
5. Т.Б.Епифанцева, Т.Е.Киселенко, И.А.Могилева “Настольная книга педагога – дефектолога” Москва 2005 г.
6. Пузанов Б.П. “Обучение детей с нарушением интеллектуального развития”.
7. Бабкина Н.В. “Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития”. – Москва. 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ВАРИАНТ 1) ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ) «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА» 7 КЛАСС
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллек...
Адаптированная рабочая программа основного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья по истории 6 класс
Преподавание курса истории для детей, занимающихся по адаптированным образовательным программам, носит характер морально-этической и политико-правовой пропедевтики. Учебный предмет дает...
Адаптированная рабочая программа основного общего образования для обучающихся ЗПР по учебному предмету "Биология" 5-9 классы
Данная адаптированная рабочая программа по биологии для обучающихся с ЗПР разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандар...
Адаптированная рабочая программа основного общего образования по английскому языку для детей с ОВЗ 5 класс
Адаптированная рабочая программа основного общего образования по английскому языку для детей с ОВЗ 5 класс...
Адаптированная рабочая программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) по математике (по учебнику Мерзляк А.Г.) 5-6 класс
Данная программа по математике составлена для обучающихся с ЗПР на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований Федерального гос...
Адаптированная рабочая программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) по математике 5 класс новые ФГОС (2022-2023 уч.год)
Адаптированная рабочая программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) по математике 5 класс составлена для обучающихся с ЗПР на основе требований к...
Адаптированная рабочая программа основного общего образования по литературе для учащихся с ОВЗ для 9 класса
При обучении детей с ОВЗ, следует учитывать их особенности:недостаточность внимания, памяти, логического мышления, пространственной ориентировки, быструю утомл...