"Твердые и мягкие согласные, звукобуквенный анализ слова"
статья

Тема: Твердые и мягкие согласные, звукобуквенный анализ слова.

Практика: В русском языке 37 согласных звуков. Способы образования  мягких согласных звуков: с помощью мягкого знака и с помощью гласных второго ряда: Я,Ю,И,Е,Ё . Практическое усвоение написания мягкого знака в конце слова:

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvyordye_i_myagkie_soglasnye.docx16.97 КБ

Предварительный просмотр:

Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных на письме.

Тема: Твердые и мягкие согласные, звукобуквенный анализ слова.

Практика: В русском языке 37 согласных звуков. Способы образования  мягких согласных звуков: с помощью мягкого знака и с помощью гласных второго ряда: Я,Ю,И,Е,Ё . Практическое усвоение написания мягкого знака в конце слова:

                                                       Упражнения:

  1. Напишите слово в единственном числе: олени – олень, лоси – лось, звери – зверь, тюлени-тюлень, соболя-соболь, моли-моль,  кони-конь;
  2. Измени слово по образцу: вол - вёл, мял - мал, лук – люк,  брат – брать, мол-мёл, хорь – хор, угол –уголь,  шест - шесть;
  3. Найди ошибки в словах: лебед, жукь, медвед, зубрь, моржь, плащь, вещ, товарищь, мечь, ножь, калачь, степ, лучь.
  4.  Пишем слоги: БЯ, ВЕ, ДИ, ЗЁ, КЮ, МЕ,  тренируемся в написании более трудных для усвоения звуков. Гласные звуки второго ряда- Я, Е, И, Ю, Ё - образуют слоги с мягкими согласными звуками, способствуют смягчению согласного: ЛЯ, СИ, ТЁ, МИ, РЮ, КЕ и т.д.
  5.  Дифференциация твердых– мягких согласных,  измени слог: ма-мя, тю-ту, ву-вю, лу-лю, за-зя.
  6.   Практическое усвоение написания слов с твердыми и мягкими согласными. Допиши букву в имена: Л…ля, Ол.., В…тя;  Ст..па, М…ша,  Л…ся;

7.Допиши слог: (са(ни), апель(син), вол(ки), (бе)лка, бе(рё)за);

 8. Найди ошибки в словах: лэбеди, грыбы, салут, морэ, полэ.

9. Проведите звуко- буквенный  анализ слов.

 Образец: ежи - [й,эжы]- 3 б., 4 зв.

 АРБУЗ, ВЕТКА, ЁЖ, ШИТЬ, ИЮНЬ, ВЬЮНОК.

10. Запишите предложения, вставляя нужные по смыслу слова.

Возит – возить                   Трактор сено _____________ .

                                            Далеко ему  ______________ .

Говорит – говорить           Ира по телефону _____________ .

                                             _______________  долго нельзя.

Шест – шесть                     Вове ______________  лет.

                                             Петя  взял _______________ .

Жар – жарь                         От печки идёт _______________ .

                                             Скорее  ______________  рыбу.

Удар – ударь                      Раздался ______________ .

                                            Ваня, _______________ в барабан.

11. Составьте словосочетания, соединяя линиями прилагательные с нужными по смыслу существительными.

каменный                             конь

прямой                                 мель

хищный                                хор

детский                                 кон                          

белый                                    угол

песчаная                               хорь

вороной                                уголь

игровой                                мел

12. Вставьте  мягкий знак там, где это нужно.

Штрафной удар__, нержавеющая стал___, густая пыл___, сильный жар___, белый мел___, острый угол___, каменный угол___, обширная мел___, длинный шест___, зелёная ел___.

13. Найди ошибки и исправь их.

             Стоит тёплый летний ден. По небу плывёт болшая туча. Вот ударил силный гром. На землю упали первые капли дождя. Полил дожд. Куда бежат ? Игор  и  Юля укрылись под навесом.

14. Вставьте пропущенные буквы.

Ф__враль, январ__, д__кабрь, р__сунок, меб__ль, м__г__зин, м__тро, меб__ль, д__кабрь, м__тро, ф__враль, м__г__зин, январ__, р__сунок, ле_ка, был_, кон_ки, ден_ки, л_с, м_д, л_стра, м_коть.

15. Найди в словах парные согласные и подчеркни их.

Горка-корка, жить-шить, дело-тело, коса-коза.

16. Раздели слова для переноса.

Майка, чайка, лейка, угольки, пеньки, пыльный, мыльный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Различие твердых и мягких согласных"

В данной презентации рассказывается о том,как различить мягкие и твердые согласные....

Итоговое занятие по теме: «Твердые и мягкие согласные».

Данная работа - итоговое обобщающее занятие по теме: «Твердые и мягкие согласные». Детям предлагаются различные упражнения на уточнение и закрепление умения выделять и дифференцировать гласные 1 ...

Тема открытого занятия: Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных гласными II ряда.

Большое затруднение вызывает у детей младшего школьного возраста умение различать мягкие и твердые согласные. Детей нужно научить слышать эти звуки. Для этого я делаю акцент на гласные  звуки I ...

Презентация "Дифференциация твердых и мягких согласных.Буквы у - ю"

Буква У - гласная первого ряда - показатель твердости предшествующего согласного звука.Буква Ю - гласная второго ряда - показатель мягкости предшествующего согласного звука.Используются слова в непров...

Согласные твердые и мягкие/ Согласные звонкие и глухие

План-коспект урока по русскому языку ( 5 класс) на тему:Согласные твёрдые и мягкие / Согласные звонкие и глухие...

Дифференциация твердых и мягких согласных, обозначение мягкости/твердости согласных спомощью букв у - ю.

Конспект урока  по логопедии для учащихся  3 класса I варианта обучения. Практическое овладение обзначением на письме твердости и мягкости согласных с помощью гласных У - Ю....

Разработка урока по теме "Звукобуквенный анализ слов. Гласные и согласные звуки. Слоговой анализ слов типа СУП, СОВА.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25342430","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]           [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":...