«Поможем Буратино и его друзьям попасть в Страну Знаний»
методическая разработка

Варачек Марина Николаевна

Технологическая карта-конспект

индивидуально-подгрупповой коррекционно - логопедической

образовательной деятельности с воспитанниками 6-7 лет,

 (дифференциация звуков  [Р] – [Рʹ]. Буква Р)

Тема:

«Поможем Буратино и его друзьям попасть в Страну Знаний»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «ЦРР - детский сад «Радуга»

Технологическая карта-конспект

индивидуально-подгрупповой коррекционно - логопедической

образовательной деятельности с воспитанниками 6-7 лет,

 (дифференциация звуков  [Р] – [Рʹ]. Буква Р)

Тема:

«Поможем Буратино и его друзьям попасть в Страну Знаний»

Разработчик:

Варачек Марина Николаевна

учитель-логопед I квалификационной категории,

учитель-дефектолог

р. п. Коноша Архангельская область

2021 год

Цель: Дифференциация звуков  [Р] – [Рʹ] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

  1. Тренировать правильное произношение звуков   [Р] – [Рʹ], а так же произношение слогов, слов, предложений, насыщенных звуками  [Р] – [Рʹ]; дифференцировать их в речи ребенка;  
  2. Тренировать детей в составлении простых предложений;
  3. Развивать пальчиковую и артикуляционную моторику;
  4. Развивать фонематический слух – умение различать (дифференцировать) заданные звуки в словах;
  5. Развивать зрительную и слуховую память, мышление, межполушарное взаимодействие;
  6. Воспитывать трудолюбие, настойчивость в достижении цели, целеустремленность.

Оборудование: презентация, фонарики по количеству детей ( 2-4), трубочки для дыхания с обезьянками, карточки для характеристики звуков [Р] – [Рʹ], мяч, лего-конструктор с синими и зелеными фишками, лего-дорожка, сигнальные карточки с синим и зеленым цветами для игры «Светофор», символы для обозначения твердости-мягкости (лего –кубик синего цвета, губка-зеленого цвета),символы для приветствия логопеда (сердечко, ладошки, танцующие ножки), камешки МАРБЛС, трафареты буквы Р на белом фоне, карточки с символами по нейрогимнастике со звуками [Р] – [Рʹ] в слогах, словах, колокольчик, цифры 1,2,3.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Этапы образовательной деятельности

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности

Речевое развитие

Слайд 1

Титульный лист

Слайд 2  

Буратино грустный

Слайды 3 - 4

Карабас-Барабас  

Речевая деятельность

 Релаксация

I.Организационный момент

Логопед встречает детей у входа, предлагает выбрать картинку-символ на мольберте для приветствия (сердечко - обняться, ладошки – сделать друг другу хлопок ладонями, затем кулачками, или танцующие ножки - потанцевать), затем сказать «добРое утРо», обратить внимание на правильное произнесение слов со звуком [Р] и пройти за столы. 

Логопед: Ребята, выбирайте картинку –символ на мольберте  для приветствия, затем пожелайте «добРРРого утРРа», и присаживайтесь за столы.

Логопед: Присели красиво, удобно, спинка прямая, ноги упираются в пол, руки свободно. Послушайте загадку до конца,  отгадав её, вы узнаете, кто у нас сегодня будет в гостях.

Загадка:

Деревянный озорник

Из сказки в нашу жизнь проник.

Любимец взрослых и детей,

Смельчак и выдумщик затей,

Проказник, весельчак и плут.

Скажите, как его зовут?

Ответ: Буратино

Логопед: Правильно. Это Буратино. Из какой он сказки? (Ответы детей)

Логопед: Да, это всем известный герой сказки «Золотой ключик». Какое настроение у Буратино? (Ответы детей) Почему он грустный? Что же случилось? (риторический вопрос).

Логопед: Буратино что-то говорит, вы слышите? (ответы детей). Сейчас я подойду, что же он мне скажет. (Подойти к экрану, как – будто, слушает логопед).

Логопед: Дело в том, что Буратино попал в беду. Карабас-Барабас забрал у него золотой ключик, от каморки папы Карло, и сказал, что: «Отдаст его только тогда, когда Буратино выполнит все его задания со звуками [Р] – [Рʹ]. А Буратино не знает, как выполнить задания Карабаса-Барабаса, потому что путает звуки [Р] – [Рʹ]. Из-за этого он с друзьями не попадет в «Страну Знаний». И просит вас ему помочь. Выполним задания Карабаса-Барабаса и научим Буратино  различать звуки [Р] – [Рʹ], познакомим с буквой Р, которая обозначает эти звуки? (ответы детей)

Логопед: Ребята, скажите, что такое КАМОРКА?- Это маленькая комната, в которой жил папа Карло. (Ответы детей, проговаривание сложного слова).

Физическое развитие

Речевое развитие

Без презентации

 

Двигательная деятельность

Речевая

деятельность

С массажными

мячиками,

самомассаж

II.Образовательная деятельность

1.Пальчиковая гимнастика

Логопед: Прежде, чем мы попадем в сказку, и будем выполнять задания, нам надо подготовить пальчики, губы, размять наш язычок, чтобы он всегда правильно произносил звуки [Р] – [Рʹ].

Вспомним пальчиковую гимнастику с мячиками. Возьмите мячики в руки и держите между ровными ладонями. Правая ладонь - снизу, под мячиком. Левая ладонь-вверху, над мячиком проговаривая слова и выполняя движения все вместе.

Возьмите в руки мячики, выполним пальчиковую гимнастику «Веселые мячики»

Дружно мячики катаем, наши руки разминаем – (круговые движения левой рукой мячом по правой ладони).

Раз, два, три, четыре, пять –

 (сжимают мячик, как – будто лепят комок),

Будем вместе мы играть –

(слегка подбрасываю мячик, и ловят его).

Логопед: меняем руки, повторим еще раз.

Физическое развитие

Без презентации

Двигательная деятельность

2.Артикуляционная гимнастика

Логопед: Уберите мячики на место. Сейчас выполним артикуляционную гимнастику, но сегодня будем выполнять её закрытыми глазами, слушать внимательно названия упражнений и ищите язычком нужное правильное положение.

Комплекс упражнений на звуки [Р] – [Рʹ] – «Трубочка», «Улыбочка», «Заборчик», «Блинчик», «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка».

Физическое развитие

Без презентации

Двигательная деятельность

Дудочки с обезьянками

3.Дыхательная гимнастика

Логопед: Чтобы оказаться в сказке, нам надо правильно подуть в дудочку 3 раза. Если подуете  правильно, то произойдет волшебство, и мы окажемся в сказке. Вспомним, правильное выполнение дыхательной гимнастики? Делаем глубокий вдох через нос, не поднимая плеч, затем длительный выдох через рот, не надувая щек.  

(Дуют в дудочки с картинкой обезьянки со звуком)

Речевое развитие

Без Слайд 4 (Молодцы – Карабас Барабас)

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Речевая деятельность

4.Фонематический слух и изолированное проговаривание звуков

Логопед: Вот мы и оказались в сказке. 

1 задание «Построй звуковую дорожку»

Я называю звуки [Р] или [Рʹ], а вы выкладываете звуковую дорожку слева направо от красной точки синий или зеленый кубик. [Р], [Рʹ], [Рʹ], [Р], [Р], [Рʹ], [Р], [Рʹ], [Р].

Проверяем-проговариваем вместе, показывая пальчиком кубик. Справились с заданием, Карабас- Барабас говорит что вы молодцы!

 2 задание. Найди лишний предмет. Игра «Четвертый лишний»

Логопед: следующее задание, найди лишний предмет в игре «Четвертый лишний». Называем предметы и слушаем звуки.

РУКИ, ЛОДКА, БЕЛКА, ЛОПАТА    (РУКИ)

РЮКЗАК, ЛИСА, ЛИСТОК, ЛЕЙКА    (РЮКЗАК)

Справились с заданием и Карабас- Барабас говорит, что вы молодцы!

Какой звук вы слышите в слове РРРУКИ? (звук Р)

Давай скажем этот звук несколько раз Р-Р-Р-Р-Р.(Рычит тигр)

Какой звук вы слышите в слове РРРЮКЗАК? (звук Рь)

Давай скажем его несколько раз Рь-Рь-Рь-Рь-Рь.

(Рычит тигренок)

Речевое развитие

Слайд 9

Речевая деятельность

5.Анализ артикуляции звука

Логопед: Когда мы произносим звук [Р]  где находятся зубы, губы, язычок?

Артикуляция звука [Р]

  • Губы улыбаются широко;
  • Язык как «чашечка», а кончик языка поднят к бугоркам верхних зубов и дрожит;
  • Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
  • Воздушная струя очень сильная, она заставляет дрожать кончик языка.

Когда  мы произносим звук [Рʹ]:

Артикуляция звука [Рʹ]

  • Губки улыбаются еще шире;
  • Кончик языка поднят к бугоркам верхних зубов и ударяет по ним один раз.
  • Спинка языка поднимается выше;
  • Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
  • Воздушная струя не такая сильная, как при произнесении звука [Р], язычок не вибрирует, стучится один раз бугорки (альвеолы)

Речевое развитие

Слайд 10

Слайд  11

Речевая деятельность

характеристика на слайдах

6.Характеристика звука

Логопед: Какой звук [Р]?  

(по схеме для характеристики звуков).

Звук [Р] – согласный, звонкий, твердый, обозначается синим цветом.  

Какой звук [Рʹ]?

 (по схеме для характеристики звуков).

Звук [Рʹ]  – согласный, звонкий, мягкий, обозначается зеленым цветом.

Познавательное развитие

Слайд12

Слайд13

Познавательная деятельность

сходство и различие звуков [Р] - [Рʹ]

КАМЕШКИ МАРБЛС

 (стоя за столами)

7.Связь звука с буквой

В чем сходство звуков [Р]  и [Рʹ]? (оба звукам согласные, оба звонкие).

Чем отличаются друг от друга звуки [Р]  и [Рʹ]? (один твердый, другой мягкий, артикуляцией немного).

Звуки [Р]  и [Рʹ] обозначаются одной и той же буквой Р. Правило: звуки-слышим и говорим, буквы-видим и пишем.

3 задание Карабаса-Барабаса «Укрась букву»

 Логопед: Следующее задание Карабаса-Барабаса «Украсить букву Р камешками. Выбирайте любые камешки и украшайте букву Р.

Выкладывание камешками МАРБЛС буквы Р

(камешки по выбору детей)

Логопед: Ребята, Карабас- Барабас вас снова благодарит, вы справились с заданием!

Физическое развитие

Без презентации

Двигательная деятельность

8.Физкультминутка

Логопед: Давай сейчас, немного отдохнем, выполним физминутку «Буратино»

Буратино потянулся (руки вверх, потянуться на носочках)

Раз – нагнулся, два – нагнулся (наклоны вперед)

Руки в стороны развел (развести руки в стороны)

Ключик, видно, не нашел (покачаться с разведенными руками)

Сел, встал, сел, встал, (присесть, встать)

А потом вдруг побежал (бег на месте).

(2 раза, движения в соответствии с текстом)

Логопед: Отдохнули. Выполним следующее задание.

Речевое развитие

Без презентации

Речевая деятельность

СТОЯ с мячом

9.  Развитие фонематического слуха, проговаривание Р-РЬ в слогах

4.задание  Игра « Попугай»

Логопед: Сыграйте в игру «Попугай». Превращаемся в попугаев и повторяем по очереди за мной слоги. Вспоминаем правило: бросаем мне мяч после того, как правильно повторим слог

РА – РЯ         РА-РА-РЯ

РО – РЁ         РО-РО-РЁ

РУ – РЮ       РУ-РУ-РЮ

РЫ – РИ       РЫ-РЫ-РИ

РЭ – РЕ        РЭ-РЭ-РЕ

Социально-коммуникативное развитие

Без презентации

Игровая деятельность

СТОЯ с сигнальными карточками синего и зеленого цветов

10.Развитие фонематического слуха

5.задание «Поймай звук в игре «Светофор»

Логопед: Следующее задание: поймай звук в игре «Светофор». Я - называю слова. Вы – показываете сигнальную карточку с определенным цветом, звук [Р] -синий, звук [Рʹ] -зеленый.

Слова:

ПАРАД-НАРЯД, БЕРЕЗА- РОЗА, СЕРЁЖКИ-РОЖКИ, РУКИ-БРЮКИ, РИС-РЫСЬ, ГРИБКИ-РЫБКИ, БУРАТИНО,РАДУГА,МАТРЁШКА,ПОГРЕМУШКА,РЫБА,КАРСТРЮЛЯ.

Логопед: Молодцы, присаживайтесь за столы.

Речевое развитие

Без презентаци

Речевая деятельность

Карточки  с нейрогимнастикой

ЗА СТОЛАМИ

11. Автоматизация звука в слогах и словах

6.задание «Повтори слоги и слова со звуками Р-РЬ, используя карточки»

Логопед: Следующие  задание Карабаса- Барабаса:

Повторите слоги и слова со звуками [Р] -[Рʹ], с показом рук по схеме.

слоги: РА-РЯ-РА-РЯ-РА-РЯ ( Ра-кулак, РЯ-ладонь)

Новое со словами:

РУКИ-БРЮКИ-РУКИ-БРЮКИ-РУКИ-БЮКИ

( Руки-большие пальцы вместе, руки в кулаке, Брюки- большие пальцы врозь, руки в кулаке)

Познавательное развитие

Линейное запоминание

Умственная деятельность

12.Автоматизация звуков [Р] -[Рʹ] в предложениях

7.задание. «Запомни и повтори предложения со звуками [Р] -[Рʹ]»

Логопед: Следующее задание: Я - называю предложения, каждый раз слова. Вы – должны запомнить и повторить.

Буратино пойдет в школу.

Буратино пойдет в школу осенью.

Буратино пойдет в школу осенью с букварем.

Буратино пойдет в школу осенью с букварем и друзьями.

Буратино пойдет в школу осенью с букварем и друзьями Мальвиной и Пьеро.

Физическое развитие

Слайд 14

Слайд 15

Двигательная деятельность

Раздать цифры 1.2.3

колокольчик

13.Автоматизация звука в предложениях

8.задание. Игра «Живое слово»

Логопед: Задание Карабаса-Барабаса «Преврати предложение «Буратино учится читать» в «Живое слово».  Сколько слов в этом предложении?(3). Первое - Буратино, второе-учится, третье- читать. В конце предложения ставится точка. (Перед игрой вспомнить, с какой буквы пишется предложение ( с большой, заглавной буквы) как пишутся слова в предложении ( все слова пишутся отдельно), в конце предложения ставится точка).

 Ребята, чтобы выполнить это задание, нам надо превратиться с вами в «живые слова». Один ребенок-это слово. Пока звенит колокольчик- дети гуляют. Как только колокольчик замолчал, дети встают в шеренгу как слова в предложении 1,2,3. Если предложение получилось-берутся за руки, произносят слова, чтобы получилось предложение.

 Первый встает у ориентира – остальные, за ним в шеренгу).

Логопед: Молодцы. С этим сложным заданием Карабаса- Барабаса вы тоже справились.

Речевое развитие

Игра с фонариком

без презентации

Слайд 16

Буратино с ключиком и  друзьями

Слайд 17

со скороговоркой (мнемотаблица)

Речевая деятельность

14.Игры на развитие

высших психических функций

9.Задание. «Угадай, что нарисовал в тетради Карабас-Барабас»

Логопед: Чтобы выполнить последнее задание Карабаса-Барабаса нам нужно узнать, что же он нарисовал в   тетради. Узнать мы можем только с помощью фонарика. Смотрите в тетрадь и называйте по очереди правильно слова со звуками [Р] -[Рʹ]. Светить фонариком за тетрадью, красная полоска тетради должна быть с левой стороны и тогда вы увидите, что нарисовал Карабас- Барабас.

Дети по очереди называют слова со звуками [Р] -[Рʹ]

Слова: В тетради нарисован (-а)....

-[Рʹ]- В тетради нарисован (-а)....ОГУРЕЦ, РЮКЗАК, ХОРЕК,РЕДИСКА

-[Р]- В тетради нарисован (-а)....МУХОМОР, СОРОКА, СТРАУС, ТРУБА

Логопед: присаживайтесь за столы. Ребята, посмотрите, вы выполнили последнее задание Карабаса-Барабаса, и он вернул Буратино золотой ключик. Теперь он сможет открыть каморку папы Карло, и попасть с друзьями в страну Знаний, чтобы учиться в школе.

Буратино говорит вам спасибо за помощь, что научили различать его звуки [Р] -[Рʹ].

 А нам пора возвращаться домой.

15.Логопед: Чтобы нам вернуться обратно в детский сад, надо выучить скороговорку: «Деревянный Буратино Карабаса победил, дверь в каморку под картиной золотым ключом открыл»

-Повторяем все вместе по мнемотаблице;

-Проговариваем медленно все вместе одними губами;

-Шёпотом;

-Тихим голосом;

-Громким голосом;

- По очереди;

-В ускоренном темпе.

Речевое развитие

Слайд 18

Речевая деятельность

III. Итог образовательной деятельности

Логопед: Вот мы снова в детском саду.

Кто к нам приходил в гости? Давайте вспомним, какие звуки мы учили различать Буратино? Дайте им характеристику (по схеме слайда). 

Что было для вас сегодня самым трудным, легким, что больше всего запомнилось, в какую игру вы хотели бы поиграть еще раз?

Речевое развитие  Художественно-эстетическое развитие

Речевая деятельность  Изо-деятельность

Буратино дарит вам на память открытку со скороговоркой, просит выучить её, раскрасить картинки цветными карандашами. Спасибо всем. До свидания.

Социально-коммуникативное развитие

Трудовая деятельность

Трудовые поручения во время подготовки, проведения и окончания ОД


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий проведения торжественной линейки «В добрый путь, в прекрасную страну Знаний!», посвящённой Дню знаний.

Сценарий проведения общешкольнойторжественной линейки«В добрый путь, в прекрасную страну Знаний!»,посвящённой  Дню знаний....

1 сентября - «День знаний». Путешествие в страну знаний.

Игра -викторина, посвященная "Дню знаний"....

Лунтик и его друзья в стране Знаний.

Мы совершили увлекательное путешествие по стране,которую не найти ни на одной карте,и тем не менее,знать её законы и правила обязан каждый.Название этой страны -Знание. Ребята встретили на своём пути ...

Сценарий "Шапокляк в стране знаний", посвящённый Дню знаний

Театрализованное музыкальное игровое представление для детей начальной школы...

Сценарий "Путешествие в страну знаний" (Театрализованное представление, посвященное Дню Знаний)

Пояснительная запискаНачало учебного года невозможно без проведения торжественной линейки. Сценарий был использован на линейке в ДТС "Пушкинский" в 2018гЦель: создание праздничной ...

Сценарий праздника «День знаний с Буратино и его друзьями»

Сценарий праздника «День знаний с Буратино и его друзьями»...