«Поможем Буратино и его друзьям попасть в Страну Знаний»
методическая разработка
Технологическая карта-конспект
индивидуально-подгрупповой коррекционно - логопедической
образовательной деятельности с воспитанниками 6-7 лет,
(дифференциация звуков [Р] – [Рʹ]. Буква Р)
Тема:
«Поможем Буратино и его друзьям попасть в Страну Знаний»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_od_buratino.doc | 128 КБ |
Презентация к занятию "Поможем Буратино и его друзьям попасть в Страну Знаний" | 2.62 МБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «ЦРР - детский сад «Радуга»
Технологическая карта-конспект
индивидуально-подгрупповой коррекционно - логопедической
образовательной деятельности с воспитанниками 6-7 лет,
(дифференциация звуков [Р] – [Рʹ]. Буква Р)
Тема:
«Поможем Буратино и его друзьям попасть в Страну Знаний»
Разработчик:
Варачек Марина Николаевна
учитель-логопед I квалификационной категории,
учитель-дефектолог
р. п. Коноша Архангельская область
2021 год
Цель: Дифференциация звуков [Р] – [Рʹ] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
- Тренировать правильное произношение звуков [Р] – [Рʹ], а так же произношение слогов, слов, предложений, насыщенных звуками [Р] – [Рʹ]; дифференцировать их в речи ребенка;
- Тренировать детей в составлении простых предложений;
- Развивать пальчиковую и артикуляционную моторику;
- Развивать фонематический слух – умение различать (дифференцировать) заданные звуки в словах;
- Развивать зрительную и слуховую память, мышление, межполушарное взаимодействие;
- Воспитывать трудолюбие, настойчивость в достижении цели, целеустремленность.
Оборудование: презентация, фонарики по количеству детей ( 2-4), трубочки для дыхания с обезьянками, карточки для характеристики звуков [Р] – [Рʹ], мяч, лего-конструктор с синими и зелеными фишками, лего-дорожка, сигнальные карточки с синим и зеленым цветами для игры «Светофор», символы для обозначения твердости-мягкости (лего –кубик синего цвета, губка-зеленого цвета),символы для приветствия логопеда (сердечко, ладошки, танцующие ножки), камешки МАРБЛС, трафареты буквы Р на белом фоне, карточки с символами по нейрогимнастике со звуками [Р] – [Рʹ] в слогах, словах, колокольчик, цифры 1,2,3.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Этапы образовательной деятельности
Образовательная область | Вид деятельности | Содержание деятельности |
Речевое развитие Слайд 1 Титульный лист Слайд 2 Буратино грустный Слайды 3 - 4 Карабас-Барабас | Речевая деятельность Релаксация | I.Организационный момент Логопед встречает детей у входа, предлагает выбрать картинку-символ на мольберте для приветствия (сердечко - обняться, ладошки – сделать друг другу хлопок ладонями, затем кулачками, или танцующие ножки - потанцевать), затем сказать «добРое утРо», обратить внимание на правильное произнесение слов со звуком [Р] и пройти за столы. Логопед: Ребята, выбирайте картинку –символ на мольберте для приветствия, затем пожелайте «добРРРого утРРа», и присаживайтесь за столы. Логопед: Присели красиво, удобно, спинка прямая, ноги упираются в пол, руки свободно. Послушайте загадку до конца, отгадав её, вы узнаете, кто у нас сегодня будет в гостях. Загадка: Деревянный озорник Из сказки в нашу жизнь проник. Любимец взрослых и детей, Смельчак и выдумщик затей, Проказник, весельчак и плут. Скажите, как его зовут? Ответ: Буратино Логопед: Правильно. Это Буратино. Из какой он сказки? (Ответы детей) Логопед: Да, это всем известный герой сказки «Золотой ключик». Какое настроение у Буратино? (Ответы детей) Почему он грустный? Что же случилось? (риторический вопрос). Логопед: Буратино что-то говорит, вы слышите? (ответы детей). Сейчас я подойду, что же он мне скажет. (Подойти к экрану, как – будто, слушает логопед). Логопед: Дело в том, что Буратино попал в беду. Карабас-Барабас забрал у него золотой ключик, от каморки папы Карло, и сказал, что: «Отдаст его только тогда, когда Буратино выполнит все его задания со звуками [Р] – [Рʹ]. А Буратино не знает, как выполнить задания Карабаса-Барабаса, потому что путает звуки [Р] – [Рʹ]. Из-за этого он с друзьями не попадет в «Страну Знаний». И просит вас ему помочь. Выполним задания Карабаса-Барабаса и научим Буратино различать звуки [Р] – [Рʹ], познакомим с буквой Р, которая обозначает эти звуки? (ответы детей) Логопед: Ребята, скажите, что такое КАМОРКА?- Это маленькая комната, в которой жил папа Карло. (Ответы детей, проговаривание сложного слова). |
Физическое развитие Речевое развитие Без презентации
| Двигательная деятельность Речевая деятельность С массажными мячиками, самомассаж | II.Образовательная деятельность 1.Пальчиковая гимнастика Логопед: Прежде, чем мы попадем в сказку, и будем выполнять задания, нам надо подготовить пальчики, губы, размять наш язычок, чтобы он всегда правильно произносил звуки [Р] – [Рʹ]. Вспомним пальчиковую гимнастику с мячиками. Возьмите мячики в руки и держите между ровными ладонями. Правая ладонь - снизу, под мячиком. Левая ладонь-вверху, над мячиком проговаривая слова и выполняя движения все вместе. Возьмите в руки мячики, выполним пальчиковую гимнастику «Веселые мячики» Дружно мячики катаем, наши руки разминаем – (круговые движения левой рукой мячом по правой ладони). Раз, два, три, четыре, пять – (сжимают мячик, как – будто лепят комок), Будем вместе мы играть – (слегка подбрасываю мячик, и ловят его). Логопед: меняем руки, повторим еще раз. |
Физическое развитие Без презентации | Двигательная деятельность | 2.Артикуляционная гимнастика Логопед: Уберите мячики на место. Сейчас выполним артикуляционную гимнастику, но сегодня будем выполнять её закрытыми глазами, слушать внимательно названия упражнений и ищите язычком нужное правильное положение. Комплекс упражнений на звуки [Р] – [Рʹ] – «Трубочка», «Улыбочка», «Заборчик», «Блинчик», «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка». |
Физическое развитие Без презентации | Двигательная деятельность Дудочки с обезьянками | 3.Дыхательная гимнастика Логопед: Чтобы оказаться в сказке, нам надо правильно подуть в дудочку 3 раза. Если подуете правильно, то произойдет волшебство, и мы окажемся в сказке. Вспомним, правильное выполнение дыхательной гимнастики? Делаем глубокий вдох через нос, не поднимая плеч, затем длительный выдох через рот, не надувая щек. (Дуют в дудочки с картинкой обезьянки со звуком) |
Речевое развитие Без Слайд 4 (Молодцы – Карабас Барабас) Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 | Речевая деятельность | 4.Фонематический слух и изолированное проговаривание звуков Логопед: Вот мы и оказались в сказке. 1 задание «Построй звуковую дорожку» Я называю звуки [Р] или [Рʹ], а вы выкладываете звуковую дорожку слева направо от красной точки синий или зеленый кубик. [Р], [Рʹ], [Рʹ], [Р], [Р], [Рʹ], [Р], [Рʹ], [Р]. Проверяем-проговариваем вместе, показывая пальчиком кубик. Справились с заданием, Карабас- Барабас говорит что вы молодцы! 2 задание. Найди лишний предмет. Игра «Четвертый лишний» Логопед: следующее задание, найди лишний предмет в игре «Четвертый лишний». Называем предметы и слушаем звуки. РУКИ, ЛОДКА, БЕЛКА, ЛОПАТА (РУКИ) РЮКЗАК, ЛИСА, ЛИСТОК, ЛЕЙКА (РЮКЗАК) Справились с заданием и Карабас- Барабас говорит, что вы молодцы! Какой звук вы слышите в слове РРРУКИ? (звук Р) Давай скажем этот звук несколько раз Р-Р-Р-Р-Р.(Рычит тигр) Какой звук вы слышите в слове РРРЮКЗАК? (звук Рь) Давай скажем его несколько раз Рь-Рь-Рь-Рь-Рь. (Рычит тигренок) |
Речевое развитие Слайд 9 | Речевая деятельность | 5.Анализ артикуляции звука Логопед: Когда мы произносим звук [Р] где находятся зубы, губы, язычок? Артикуляция звука [Р]
Когда мы произносим звук [Рʹ]: Артикуляция звука [Рʹ]
|
Речевое развитие Слайд 10 Слайд 11 | Речевая деятельность характеристика на слайдах | 6.Характеристика звука Логопед: Какой звук [Р]? (по схеме для характеристики звуков). Звук [Р] – согласный, звонкий, твердый, обозначается синим цветом. Какой звук [Рʹ]? (по схеме для характеристики звуков). Звук [Рʹ] – согласный, звонкий, мягкий, обозначается зеленым цветом. |
Познавательное развитие Слайд12 Слайд13 | Познавательная деятельность сходство и различие звуков [Р] - [Рʹ] КАМЕШКИ МАРБЛС (стоя за столами) | 7.Связь звука с буквой В чем сходство звуков [Р] и [Рʹ]? (оба звукам согласные, оба звонкие). Чем отличаются друг от друга звуки [Р] и [Рʹ]? (один твердый, другой мягкий, артикуляцией немного). Звуки [Р] и [Рʹ] обозначаются одной и той же буквой Р. Правило: звуки-слышим и говорим, буквы-видим и пишем. 3 задание Карабаса-Барабаса «Укрась букву» Логопед: Следующее задание Карабаса-Барабаса «Украсить букву Р камешками. Выбирайте любые камешки и украшайте букву Р. Выкладывание камешками МАРБЛС буквы Р (камешки по выбору детей) Логопед: Ребята, Карабас- Барабас вас снова благодарит, вы справились с заданием! |
Физическое развитие Без презентации | Двигательная деятельность | 8.Физкультминутка Логопед: Давай сейчас, немного отдохнем, выполним физминутку «Буратино» Буратино потянулся (руки вверх, потянуться на носочках) Раз – нагнулся, два – нагнулся (наклоны вперед) Руки в стороны развел (развести руки в стороны) Ключик, видно, не нашел (покачаться с разведенными руками) Сел, встал, сел, встал, (присесть, встать) А потом вдруг побежал (бег на месте). (2 раза, движения в соответствии с текстом) Логопед: Отдохнули. Выполним следующее задание. |
Речевое развитие Без презентации | Речевая деятельность СТОЯ с мячом | 9. Развитие фонематического слуха, проговаривание Р-РЬ в слогах 4.задание Игра « Попугай» Логопед: Сыграйте в игру «Попугай». Превращаемся в попугаев и повторяем по очереди за мной слоги. Вспоминаем правило: бросаем мне мяч после того, как правильно повторим слог РА – РЯ РА-РА-РЯ РО – РЁ РО-РО-РЁ РУ – РЮ РУ-РУ-РЮ РЫ – РИ РЫ-РЫ-РИ РЭ – РЕ РЭ-РЭ-РЕ |
Социально-коммуникативное развитие Без презентации | Игровая деятельность СТОЯ с сигнальными карточками синего и зеленого цветов | 10.Развитие фонематического слуха 5.задание «Поймай звук в игре «Светофор» Логопед: Следующее задание: поймай звук в игре «Светофор». Я - называю слова. Вы – показываете сигнальную карточку с определенным цветом, звук [Р] -синий, звук [Рʹ] -зеленый. Слова: ПАРАД-НАРЯД, БЕРЕЗА- РОЗА, СЕРЁЖКИ-РОЖКИ, РУКИ-БРЮКИ, РИС-РЫСЬ, ГРИБКИ-РЫБКИ, БУРАТИНО,РАДУГА,МАТРЁШКА,ПОГРЕМУШКА,РЫБА,КАРСТРЮЛЯ. Логопед: Молодцы, присаживайтесь за столы. |
Речевое развитие Без презентаци | Речевая деятельность Карточки с нейрогимнастикой ЗА СТОЛАМИ | 11. Автоматизация звука в слогах и словах 6.задание «Повтори слоги и слова со звуками Р-РЬ, используя карточки» Логопед: Следующие задание Карабаса- Барабаса: Повторите слоги и слова со звуками [Р] -[Рʹ], с показом рук по схеме. слоги: РА-РЯ-РА-РЯ-РА-РЯ ( Ра-кулак, РЯ-ладонь) Новое со словами: РУКИ-БРЮКИ-РУКИ-БРЮКИ-РУКИ-БЮКИ ( Руки-большие пальцы вместе, руки в кулаке, Брюки- большие пальцы врозь, руки в кулаке) |
Познавательное развитие Линейное запоминание | Умственная деятельность | 12.Автоматизация звуков [Р] -[Рʹ] в предложениях 7.задание. «Запомни и повтори предложения со звуками [Р] -[Рʹ]» Логопед: Следующее задание: Я - называю предложения, каждый раз слова. Вы – должны запомнить и повторить. Буратино пойдет в школу. Буратино пойдет в школу осенью. Буратино пойдет в школу осенью с букварем. Буратино пойдет в школу осенью с букварем и друзьями. Буратино пойдет в школу осенью с букварем и друзьями Мальвиной и Пьеро. |
Физическое развитие Слайд 14 Слайд 15 | Двигательная деятельность Раздать цифры 1.2.3 колокольчик | 13.Автоматизация звука в предложениях 8.задание. Игра «Живое слово» Логопед: Задание Карабаса-Барабаса «Преврати предложение «Буратино учится читать» в «Живое слово». Сколько слов в этом предложении?(3). Первое - Буратино, второе-учится, третье- читать. В конце предложения ставится точка. (Перед игрой вспомнить, с какой буквы пишется предложение ( с большой, заглавной буквы) как пишутся слова в предложении ( все слова пишутся отдельно), в конце предложения ставится точка). Ребята, чтобы выполнить это задание, нам надо превратиться с вами в «живые слова». Один ребенок-это слово. Пока звенит колокольчик- дети гуляют. Как только колокольчик замолчал, дети встают в шеренгу как слова в предложении 1,2,3. Если предложение получилось-берутся за руки, произносят слова, чтобы получилось предложение. Первый встает у ориентира – остальные, за ним в шеренгу). Логопед: Молодцы. С этим сложным заданием Карабаса- Барабаса вы тоже справились. |
Речевое развитие Игра с фонариком без презентации Слайд 16 Буратино с ключиком и друзьями Слайд 17 со скороговоркой (мнемотаблица) | Речевая деятельность | 14.Игры на развитие высших психических функций 9.Задание. «Угадай, что нарисовал в тетради Карабас-Барабас» Логопед: Чтобы выполнить последнее задание Карабаса-Барабаса нам нужно узнать, что же он нарисовал в тетради. Узнать мы можем только с помощью фонарика. Смотрите в тетрадь и называйте по очереди правильно слова со звуками [Р] -[Рʹ]. Светить фонариком за тетрадью, красная полоска тетради должна быть с левой стороны и тогда вы увидите, что нарисовал Карабас- Барабас. Дети по очереди называют слова со звуками [Р] -[Рʹ] Слова: В тетради нарисован (-а).... -[Рʹ]- В тетради нарисован (-а)....ОГУРЕЦ, РЮКЗАК, ХОРЕК,РЕДИСКА -[Р]- В тетради нарисован (-а)....МУХОМОР, СОРОКА, СТРАУС, ТРУБА Логопед: присаживайтесь за столы. Ребята, посмотрите, вы выполнили последнее задание Карабаса-Барабаса, и он вернул Буратино золотой ключик. Теперь он сможет открыть каморку папы Карло, и попасть с друзьями в страну Знаний, чтобы учиться в школе. Буратино говорит вам спасибо за помощь, что научили различать его звуки [Р] -[Рʹ]. А нам пора возвращаться домой. 15.Логопед: Чтобы нам вернуться обратно в детский сад, надо выучить скороговорку: «Деревянный Буратино Карабаса победил, дверь в каморку под картиной золотым ключом открыл» -Повторяем все вместе по мнемотаблице; -Проговариваем медленно все вместе одними губами; -Шёпотом; -Тихим голосом; -Громким голосом; - По очереди; -В ускоренном темпе. |
Речевое развитие Слайд 18 | Речевая деятельность | III. Итог образовательной деятельности Логопед: Вот мы снова в детском саду. Кто к нам приходил в гости? Давайте вспомним, какие звуки мы учили различать Буратино? Дайте им характеристику (по схеме слайда). Что было для вас сегодня самым трудным, легким, что больше всего запомнилось, в какую игру вы хотели бы поиграть еще раз? |
Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие | Речевая деятельность Изо-деятельность | Буратино дарит вам на память открытку со скороговоркой, просит выучить её, раскрасить картинки цветными карандашами. Спасибо всем. До свидания. |
Социально-коммуникативное развитие | Трудовая деятельность | Трудовые поручения во время подготовки, проведения и окончания ОД |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий проведения торжественной линейки «В добрый путь, в прекрасную страну Знаний!», посвящённой Дню знаний.
Сценарий проведения общешкольнойторжественной линейки«В добрый путь, в прекрасную страну Знаний!»,посвящённой Дню знаний....
1 сентября - «День знаний». Путешествие в страну знаний.
Игра -викторина, посвященная "Дню знаний"....
Лунтик и его друзья в стране Знаний.
Мы совершили увлекательное путешествие по стране,которую не найти ни на одной карте,и тем не менее,знать её законы и правила обязан каждый.Название этой страны -Знание. Ребята встретили на своём пути ...
Сценарий "Шапокляк в стране знаний", посвящённый Дню знаний
Театрализованное музыкальное игровое представление для детей начальной школы...
Сценарий "Путешествие в страну знаний" (Театрализованное представление, посвященное Дню Знаний)
Пояснительная запискаНачало учебного года невозможно без проведения торжественной линейки. Сценарий был использован на линейке в ДТС "Пушкинский" в 2018гЦель: создание праздничной ...
Лучшие друзья на свете- страны моей хорошие соседи.
Сценарий праздника...
Сценарий праздника «День знаний с Буратино и его друзьями»
Сценарий праздника «День знаний с Буратино и его друзьями»...