Умственная отсталость
статья

Трофимова Людмила Вадимовна

Умственная отсталость легкой степени (F70)

Ориентировочный IQ составляет 50-69 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 9-12 лет). Вероятны некоторые трудности обучения в школе. Многие взрослые будут в состоянии работать, поддерживать нормальные социальные отношения и вносить вклад в общество. Включены: слабоумие

F70.0 С указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения

F70.1 Значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения

F70.8 Другие нарушения поведения

F70.9 Без указаний на нарушение поведения

слабо выраженная умственная субнормальность

Умственная отсталость умеренная (F71)

Ориентировочный IQ колеблется от 35 до 49 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 6-9 лет). Вероятно заметное отставание в развитии с детства, но большинство может обучаться и достичь определенной степени независимости в самообслуживании, приобрести адекватные коммуникационные и учебные навыки. Взрослые будут нуждаться в разных видах поддержки в быту и на работе. Включена: умственная субнормальность средней тяжести

F71.0 С указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения

F71.1 Значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения

F71.8 Другие нарушения поведения

F71.9 Без указаний на нарушение поведения

Умственная отсталость тяжелая (F72)

Ориентировочный IQ колеблется от 20 до 34 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 3-6 лет). Вероятна необходимость постоянной поддержки. Включена: резко выраженная умственная субнормальность

F72.0 С указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения

F72.1 Значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения

F72.8 Другие нарушения поведения

F72.9 Без указаний на нарушение поведения

Умственная отсталость глубокая (F73)

Ориентировочный IQ ниже 20 (в зрелом возрасте умственное развитие ниже развития в трехлетнем возрасте). Результатом является тяжелое ограничение самообслуживания, коммуникабельности и подвижности, а также повышенная сексуальность. Включена: глубокая умственная субнормальность

F73.0 С указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения

F73.1 Значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения

F73.8 Другие нарушения поведения

F73.9 Без указаний на нарушение поведения

Другие формы умственной отсталости (F78)

F78.0 С указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения

F78.1 Значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения

F78.8 Другие нарушения поведения

F78.9 Без указаний на нарушение поведения

Умственная отсталость неуточненная (F79)

Включены: умственная: . недостаточность БДУ . субнормальность БДУ

F79.0 С указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения

F79.1 Значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения

F79.8 Другие нарушения поведения

F79.9 Без указаний на нарушение поведения

Различают несколько степеней умственной отсталости.

1) Легкая умственная отсталость (IQ 50–70). Лица с легкой умственной отсталостью внешне ничем не примечательны. У них неплохо развита речь, поведение более адекватно и самостоятельно, что в какой-то мере маскирует слабость мышления. Этому способствуют хорошая память и способность к подражанию. Дети с легкой умственной отсталостью, как правило, нуждаются в обучении необходимым для жизни видам деятельности – планировать и обеспечивать здоровое питание, правильно распределять бюджет, вести себя в обществе и общаться. В результате овладения социальными навыками дети довольно успешно справляются с самообслуживанием, работой по дому, приобретают несложные профессиональные навыки и, став взрослыми, в большинстве случаев могут нормально жить в социальном окружении. Однако, оказавшись в новой или сложной для них ситуации, испытывают трудности и нуждаются в помощи. Им также может понадобиться помощь при трудоустройстве, обращении в государственные, социальные или медицинские учреждения, при решении социальных проблем.

2) Умеренная умственная отсталость (IQ 35–49). Эта группа составляет около 12% случаев умственной отсталости. Речь и другие психические функции таких лиц развиты плохо, эмоции бедны, однообразны, на перемену обстановки могут дать негативную своеобразную реакцию. Люди с умеренно выраженной умственной отсталостью плохо обучаемы, в большинстве случаев нетрудоспособны, им доступны простые формы самообслуживания, гигиены, однако нет навыков ведения домашнего хозяйства, навыков общения, социальных навыков. Как правило, они могут сообщить о своих основных потребностях, многим доступно участие в беседе. В жизни они остаются несамостоятельными и нуждаются в руководстве, надзоре и помощи при выполнении более сложных видов деятельности в быту. При поддержке со стороны семьи могут научиться ориентироваться в окружении, освоить правильные формы поведения и элементарные трудовые процессы, в некоторой степени могут контролировать свои поступки. При отсутствии семьи нуждаются в помощи специализированных учреждений.

3) Тяжелая (IQ 20–34) и глубокая умственная отсталость (IQ < 20) составляет 8–20% случаев умственной отсталости. Это лица с почти полным отсутствием речи, овладение языком сводится в лучшем случае к пониманию простых команд. Они не в состоянии вести самостоятельный образ жизни. Большинство из них нуждаются в постоянном надзоре и уходе, так как не имеют простых жизненных навыков.

Социально-медицинская помощь лицам с умственной отсталостью оказывается в учреждениях системы здравоохранения, образования и социального обеспечения. Последние дифференцированы с учетом возраста и степени психического недоразвития. Сеть учреждений включает в себя специализированные ясли и дома ребенка для детей с последствиями органических поражений центральной нервной системы (ЦНС) и интеллектуальной недостаточностью, детские сады для умственно отсталых детей, вспомогательные школы и школы-интернаты для обучаемых олигофренов, специализированные профессионально-технические училища, интернаты социального обеспечения для глубоко умственно отсталых.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umstvennaya_otstalost_legkoy_stepeni.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Умственная отсталость легкой степени (F70)

Ориентировочный IQ составляет 50-69 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 9-12 лет). Вероятны некоторые трудности обучения в школе. Многие взрослые будут в состоянии работать, поддерживать нормальные социальные отношения и вносить вклад в общество. Включены: слабоумие

F70.0 С указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения

F70.1 Значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения

F70.8 Другие нарушения поведения

F70.9 Без указаний на нарушение поведения

слабо выраженная умственная субнормальность

Умственная отсталость умеренная (F71)

Ориентировочный IQ колеблется от 35 до 49 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 6-9 лет). Вероятно заметное отставание в развитии с детства, но большинство может обучаться и достичь определенной степени независимости в самообслуживании, приобрести адекватные коммуникационные и учебные навыки. Взрослые будут нуждаться в разных видах поддержки в быту и на работе. Включена: умственная субнормальность средней тяжести

F71.0 С указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения

F71.1 Значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения

F71.8 Другие нарушения поведения

F71.9 Без указаний на нарушение поведения

Умственная отсталость тяжелая (F72)

Ориентировочный IQ колеблется от 20 до 34 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 3-6 лет). Вероятна необходимость постоянной поддержки. Включена: резко выраженная умственная субнормальность

F72.0 С указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения

F72.1 Значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения

F72.8 Другие нарушения поведения

F72.9 Без указаний на нарушение поведения

Умственная отсталость глубокая (F73)

Ориентировочный IQ ниже 20 (в зрелом возрасте умственное развитие ниже развития в трехлетнем возрасте). Результатом является тяжелое ограничение самообслуживания, коммуникабельности и подвижности, а также повышенная сексуальность. Включена: глубокая умственная субнормальность

F73.0 С указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения

F73.1 Значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения

F73.8 Другие нарушения поведения

F73.9 Без указаний на нарушение поведения

Другие формы умственной отсталости (F78)

F78.0 С указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения

F78.1 Значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения

F78.8 Другие нарушения поведения

F78.9 Без указаний на нарушение поведения

Умственная отсталость неуточненная (F79)

Включены: умственная: . недостаточность БДУ . субнормальность БДУ

F79.0 С указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения

F79.1 Значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения

F79.8 Другие нарушения поведения

F79.9 Без указаний на нарушение поведения

Различают несколько степеней умственной отсталости.

1) Легкая умственная отсталость (IQ 50–70). Лица с легкой умственной отсталостью внешне ничем не примечательны. У них неплохо развита речь, поведение более адекватно и самостоятельно, что в какой-то мере маскирует слабость мышления. Этому способствуют хорошая память и способность к подражанию. Дети с легкой умственной отсталостью, как правило, нуждаются в обучении необходимым для жизни видам деятельности – планировать и обеспечивать здоровое питание, правильно распределять бюджет, вести себя в обществе и общаться. В результате овладения социальными навыками дети довольно успешно справляются с самообслуживанием, работой по дому, приобретают несложные профессиональные навыки и, став взрослыми, в большинстве случаев могут нормально жить в социальном окружении. Однако, оказавшись в новой или сложной для них ситуации, испытывают трудности и нуждаются в помощи. Им также может понадобиться помощь при трудоустройстве, обращении в государственные, социальные или медицинские учреждения, при решении социальных проблем.

2) Умеренная умственная отсталость (IQ 35–49). Эта группа составляет около 12% случаев умственной отсталости. Речь и другие психические функции таких лиц развиты плохо, эмоции бедны, однообразны, на перемену обстановки могут дать негативную своеобразную реакцию. Люди с умеренно выраженной умственной отсталостью плохо обучаемы, в большинстве случаев нетрудоспособны, им доступны простые формы самообслуживания, гигиены, однако нет навыков ведения домашнего хозяйства, навыков общения, социальных навыков. Как правило, они могут сообщить о своих основных потребностях, многим доступно участие в беседе. В жизни они остаются несамостоятельными и нуждаются в руководстве, надзоре и помощи при выполнении более сложных видов деятельности в быту. При поддержке со стороны семьи могут научиться ориентироваться в окружении, освоить правильные формы поведения и элементарные трудовые процессы, в некоторой степени могут контролировать свои поступки. При отсутствии семьи нуждаются в помощи специализированных учреждений.

3) Тяжелая (IQ 20–34) и глубокая умственная отсталость (IQ < 20) составляет 8–20% случаев умственной отсталости. Это лица с почти полным отсутствием речи, овладение языком сводится в лучшем случае к пониманию простых команд. Они не в состоянии вести самостоятельный образ жизни. Большинство из них нуждаются в постоянном надзоре и уходе, так как не имеют простых жизненных навыков.

Социально-медицинская помощь лицам с умственной отсталостью оказывается в учреждениях системы здравоохранения, образования и социального обеспечения. Последние дифференцированы с учетом возраста и степени психического недоразвития. Сеть учреждений включает в себя специализированные ясли и дома ребенка для детей с последствиями органических поражений центральной нервной системы (ЦНС) и интеллектуальной недостаточностью, детские сады для умственно отсталых детей, вспомогательные школы и школы-интернаты для обучаемых олигофренов, специализированные профессионально-технические училища, интернаты социального обеспечения для глубоко умственно отсталых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-логопедической работы с умственно отсталыми дошкольниками

В данной работе описаны особенности логопедической работы с умственно отсталыми дошкольниками и представлена авторская система коррекционной работы....

особенности нравственного сознания умственно отсталого школьника

доклад о воспитании нравственности у детей с проблемами в  интеллектуальном развитии....

особенности нравственного сознания умственно отсталого ребенка

проблема формирования нравственности умственно отсталого ребенка относится к числу наименее разработанной.данная проблема исследуется в этой работе....

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающегося 11 класса (обучение на дому, АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – лёгкая умственная от

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающегося 11 класса (обучение на дому, адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умств...