СТАТЬЯ "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА"
статья

Хоменко Дарья Олеговна

В статье мы рассматриваем особенности психологической готовности к школе у детей с нарушениями интеллекта. Рассматриваем формы работы, способствующие формированию психологической готовности к школе у дошкольников с интеллектуальными нарушениями.

Ключевые слова: психологическая готовность к школе, дошкольник с интеллектуальными нарушениями, компоненты психологической готовности к школе, технология психолого-педагогического сопровождения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_homenko.docx35.25 КБ

Предварительный просмотр:

 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ
ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

Хоменко Дарья Олеговна

учитель-дефектолог,

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа №1»,

Россия, г. Комсомольск-на-Амуре

В статье мы рассматриваем особенности психологической готовности к школе у детей с нарушениями интеллекта. Рассматриваем формы работы, способствующие формированию психологической готовности к школе у дошкольников с интеллектуальными нарушениями.

Ключевые слова: психологическая готовность к школе, дошкольник с интеллектуальными нарушениями, компоненты психологической готовности к школе, технология психолого-педагогического сопровождения

Согласно федеральному образовательному стандарту дети с нарушениями интеллекта (далее – с НИ) поступают в первый класс по достижении семилетнего возраста, независимо от уровня психофизиологического развития и психологической готовности [7]. Поэтому готовность к школе старшего дошкольника, по логике, должна быть максимальной.

Дети с нарушениями интеллекта – это дети, имеющие в развитии стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга [2].

У детей с нарушениями интеллекта обнаруживается своеобразный путь психолого-социального развития, а, следовательно, психологическая готовность к школе является индивидуальной [4, 6].

В нашей статье рассмотрим особенности проявления психологической готовности к школе у детей с лёгкой интеллектуальной недостаточностью старшего дошкольного возраста.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства [9].

В психологическом словаре понятие «готовность к школьному обучению» рассматривается как совокупность морфо – физиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению [2].

Готовность к школе (по Л.А. Венгер) – определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать следующие элементы (рис. 1) [3]:

Рис. 1. Компоненты психологической готовности к школе

Общие характерные черты психологического развития практически всех дошкольников с нарушениями интеллекта – это инфантилизм, поверхностное понимание социальных процессов [8].

Рассмотрим подробнее особенности проявления психологической готовности к школе у детей с нарушениями интеллекта (таблица 1).

Таблица 1

Особенности психологической готовности к школе у детей с НИ

Компонент психологической готовности к школе

Проявление в поведении дошкольника с нормой

Проявление в поведении дошкольника с НИ

Причины проявления компонента психологической готовности к школе

Мотивация дошкольника

Дошкольник «хочет идти в школу», желает учиться и достигать школьных успехов, самоутверждается в позиции школьника [6].

Дошкольник «хочет идти в школу», потому что «все идут». Педагогическое воздействие в духе «учиться – значит, трудиться» приводит к скорому отказу от данного желания

Защитная реакция, предупреждение неудач, низкая самооценка, что объясняет внешнюю мотивацию дошкольника к обучению в первом классе

«Внутренняя позиция школьника» по Л.И. Божович [1] или личностная готовность

Ребёнок готов к выполнению новых обязанностей, связанных со школьным обучением. Адекватно воспринимает, предъявляемые к нему требования

Позиция как таковая не сформирована, ребёнку нравится внешний вид (школьная форма), новые учебные принадлежности

Превалирует игровая форма деятельности [10], незрелые социальные связи не позволяют обучающемуся с НИ выстраивать межличностные и внутриличностные отношения более высокого уровня.

Волевая готовность

Дошкольник обладает регулятивной функцией, которая проявляется в умении ставить цель, действовать согласно намеченному плану, оценивать собственный результат [6].

Ребенок не способен к устойчивому волевому усилию, «соскальзывает с деятельности», неадекватно оценивает результат собственной деятельности.

Психолого-физиологические особенности детей с  НИ требуют снижения любой нагрузки на ребёнка [10], особенно в период предшкольной подготовки. Положительный эмоциональный фон, игровые моменты способствуют снижению психологического напряжения.


Продолжение таблицы 1

Интеллектуальная готовность

Ребёнок овладел основными мыслительными операциями анализа, обобщения, сравнения и т.п. Имеет достаточный уровень общей эрудиции, обычно ребёнок имеет базовый уровень дошкольной подготовки [6].

Ребёнок к старшему дошкольному возрасту уже успевает осознать, что многое у него не получается, как у сверстников. Испытывает трудности в проведении простых логических операций, не вникает в причинно-следственные связи, выстраивает поверхностные суждения [8]

Физиологические причины развития ребёнка с НИ, вторичные дефекты обуславливают интеллектуальную недостаточность дошкольников [10]. В совокупности с эмоциональной незрелостью и социальной зависимостью

Познавательная активность

Дошкольник стремится получить неизведанное для себя знание, интересуется новым, находит элементарные причинно-следственные связи [6].

Дошкольник не испытывает потребности в познании окружающего мира. Познавательная деятельность требует стимуляции и руководства со стороны взрослого.

Познавательная активность дошкольника с НИ осуществляется в зоне ближайшего развития [10].

Сложность в образовании новых нейронных связей не способствует развитию познавательного интереса у дошкольников,  ведёт к усложнению получения нового знания [8].

 

Рассматривая проявления всех компонентов психологической готовности к школе у детей с нарушениями интеллекта, мы можем сделать следующие выводы:

- дошкольники с НИ требуют постоянного социально-психолого-педагогического сопровождения,

- предшкольная подготовка детей с НИ должна проходить в специально созданных условиях, с учетом психолого-физиологической и эмоциональной нагрузки,

- при организации работы с детьми с НИ в целях формирования оптимальной психологической готовности к школьному обучению необходимо использовать различные формы деятельности, в том числе индивидуальный и дифференцированный подход,

- особенности формирования психологической готовности к школе у детей с нарушениями интеллекта предполагают использование специальных технологий психолого-педагогического сопровождения.

Психолого-педагогическое сопровождение по формированию психологической готовности к школе целесообразно организовывать в стенах ДОУ не менее, чем за 1-1,5 года до поступления в школу.

Технология психолого-педагогического сопровождения подразумевает использование следующих форм работы:

- индивидуальное и групповое консультирование семей, в которых воспитываются дети с НИ,

-  тренинги по выработке стратегий развития ребёнка совместно с семьёй,

- педагогические консилиумы по утверждению программ развития ребенка,

- психолого-педагогическая диагностика дошкольников с НИ,

- коррекционные занятия по устранению недостатков развития детей интеллектуального, психомоторного, регулятивного, эмоционально-волевого характера.

Рассмотрим, какие формы технологии психолого-педагогического сопровождения будут способствовать формированию компонентам психологической готовности старших дошкольников с НИ (таблица 2).

Таблица 2

Формы реализации технологии сопровождения с целью формирования школьной психологической готовности ребенка с НИ

Компонент психологической готовности к школе

Приемлемые формы реализации технологии психолого-педагогического сопровождения

Средства формирования школьной психологической готовности детей с НИ

Мотивация дошкольника

Различные формы психолого-педагогической поддержки, совместная работа с родителями, консультативная работа

Создание ситуации успеха; знакомство с новой деятельностью (обучение).

Личностная готовность

Коррекция различных сторон личностного развития ребёнка

Обучение различным способам деятельности, введение учебной деятельности через задания творческого характера. Реализация охранного режима взаимодействия с детьми.

Волевая готовность

Обучение планированию, следованию алгоритму, формирование установки доводить дело до конца.

Интеллектуальная готовность

Коррекционно-развивающие занятия, способствующие сглаживанию вторичных дефектов интеллектуальной недостаточности.

Познавательная активность

Использование различных образовательных форм деятельности с целью повышения познавательной активности

Воспитательные формы деятельности, способствующие расширения кругозора детей с НИ (экскурсия, исследование, игра).

Таким образом, мы констатируем, что в практике работы с детьми с НИ рекомендуется использовать технологию психолого-педагогического сопровождения, а также, различные формы коррекционно-развивающей деятельности, способствующих формированию психологической готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста с ИН.


Список использованных источников

  1. Божович Л. И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. - М., 1972. - С. 7-44.
  2. Большой психологический словарь - [Электронный ресурс] - Издание 4-е, расширенное / Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко - 2019. - https://www.elkniga.ru/static/booksample/00/19/15/00191530.bin.dir/00191530.pdf - (дата обращения: 12.10.2020)
  3. Венгер Л. А. Готов ли ваш ребенок к школе? – М.: Педагогика, 1994.
  4. Выготский Л. С. Проблема обучения и умственное развитие в школьном возрасте. Педагогическая психология. – М., 1991. -c.383-389.
  5. Мещерякова М. В. Особенности психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ [Электронный ресурс] - http://psychology.snauka.ru/2016/08/6981 (дата обращения: 12.10.2020)
  6. Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1990.-175 с.
  7. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - [Электронный ресурс] - https://minobr.gov-murman.ru/files/OVZ/programmy/09_PrAOOP_UO_03_04_2015.pdf (дата обращения: 12.10.2020)
  8. Чудова А.В. Готовность детей с интеллектуальными нарушениями к школьному обучению. - [Электронный ресурс] - https://cyberleninka.ru/article/n/gotovnost-detey-s-narusheniem-intellekta-k-shkolnomu-obucheniyu/viewer (дата обращения: 12.10.2020)
  9. Шинтарь З. Л. Введение в школьную жизнь: Учеб.-метод. пособие / З.Л. Шинтарь. - Ш62 Гродно: ГрГУ,2002. - 119 с. 2002.
  10. Эльконин Д. Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. – М.,1981.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование элементов проблемного обучения и воспитания в практике специальной школы для детей с нарушениями интеллекта"

Проблемным обучением считается такое обучение, где организация учебного процесса включает в себя создание проблемной (поисковой) ситуации на уроке, возбуждения у учащихся потребности в решении в...

Создание опыта работы по организации социального партнёрства в школе-интернате для социализации детей с нарушением интеллекта

 Несмотря на огромные изменения, происходящие в наших учреждениях, проблема общения, активности, самостоятельности   выпускников, существует по-прежнему остро. Как одним из решен...

Стандартизация обучения детей с нарушением интеллекта в условиях МКОУ Чумаковской школы-интерната

Статья о ввдении Федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в "пилотном" режиме в школе...

Курсовая работа на тему Формирование готовности к овладению грамотой у детей с нарушением интеллекта

На современном этапе развития педагогической теории и практики особое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями и...

Рабочие программы по профильному труду (ПМОП) для адаптивной школы (дети с нарушением интеллекта)

Рабочая программа по профильному труду (подготовка младшего обслуживающего персонала) для 5 класса (для детей с нарушением интеллекта) содержит пояснительную записку, календарно-тематический план, рас...

статья "Психологическая готовность к школе детей с нарушениями интеллекта"

В статье  рассматриваются особенности психологической готовности к школе у детей с нарушениями интеллекта. Рассматриваются формы работы, способствующие формированию психологической готовности к ш...