СТАТЬЯ "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА"
статья
В статье мы рассматриваем особенности психологической готовности к школе у детей с нарушениями интеллекта. Рассматриваем формы работы, способствующие формированию психологической готовности к школе у дошкольников с интеллектуальными нарушениями.
Ключевые слова: психологическая готовность к школе, дошкольник с интеллектуальными нарушениями, компоненты психологической готовности к школе, технология психолого-педагогического сопровождения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_homenko.docx | 35.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ
ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Хоменко Дарья Олеговна
учитель-дефектолог,
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа №1»,
Россия, г. Комсомольск-на-Амуре
В статье мы рассматриваем особенности психологической готовности к школе у детей с нарушениями интеллекта. Рассматриваем формы работы, способствующие формированию психологической готовности к школе у дошкольников с интеллектуальными нарушениями.
Ключевые слова: психологическая готовность к школе, дошкольник с интеллектуальными нарушениями, компоненты психологической готовности к школе, технология психолого-педагогического сопровождения
Согласно федеральному образовательному стандарту дети с нарушениями интеллекта (далее – с НИ) поступают в первый класс по достижении семилетнего возраста, независимо от уровня психофизиологического развития и психологической готовности [7]. Поэтому готовность к школе старшего дошкольника, по логике, должна быть максимальной.
Дети с нарушениями интеллекта – это дети, имеющие в развитии стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга [2].
У детей с нарушениями интеллекта обнаруживается своеобразный путь психолого-социального развития, а, следовательно, психологическая готовность к школе является индивидуальной [4, 6].
В нашей статье рассмотрим особенности проявления психологической готовности к школе у детей с лёгкой интеллектуальной недостаточностью старшего дошкольного возраста.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства [9].
В психологическом словаре понятие «готовность к школьному обучению» рассматривается как совокупность морфо – физиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению [2].
Готовность к школе (по Л.А. Венгер) – определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать следующие элементы (рис. 1) [3]:
Рис. 1. Компоненты психологической готовности к школе
Общие характерные черты психологического развития практически всех дошкольников с нарушениями интеллекта – это инфантилизм, поверхностное понимание социальных процессов [8].
Рассмотрим подробнее особенности проявления психологической готовности к школе у детей с нарушениями интеллекта (таблица 1).
Таблица 1
Особенности психологической готовности к школе у детей с НИ
Компонент психологической готовности к школе | Проявление в поведении дошкольника с нормой | Проявление в поведении дошкольника с НИ | Причины проявления компонента психологической готовности к школе |
Мотивация дошкольника | Дошкольник «хочет идти в школу», желает учиться и достигать школьных успехов, самоутверждается в позиции школьника [6]. | Дошкольник «хочет идти в школу», потому что «все идут». Педагогическое воздействие в духе «учиться – значит, трудиться» приводит к скорому отказу от данного желания | Защитная реакция, предупреждение неудач, низкая самооценка, что объясняет внешнюю мотивацию дошкольника к обучению в первом классе |
«Внутренняя позиция школьника» по Л.И. Божович [1] или личностная готовность | Ребёнок готов к выполнению новых обязанностей, связанных со школьным обучением. Адекватно воспринимает, предъявляемые к нему требования | Позиция как таковая не сформирована, ребёнку нравится внешний вид (школьная форма), новые учебные принадлежности | Превалирует игровая форма деятельности [10], незрелые социальные связи не позволяют обучающемуся с НИ выстраивать межличностные и внутриличностные отношения более высокого уровня. |
Волевая готовность | Дошкольник обладает регулятивной функцией, которая проявляется в умении ставить цель, действовать согласно намеченному плану, оценивать собственный результат [6]. | Ребенок не способен к устойчивому волевому усилию, «соскальзывает с деятельности», неадекватно оценивает результат собственной деятельности. | Психолого-физиологические особенности детей с НИ требуют снижения любой нагрузки на ребёнка [10], особенно в период предшкольной подготовки. Положительный эмоциональный фон, игровые моменты способствуют снижению психологического напряжения. |
Продолжение таблицы 1
Интеллектуальная готовность | Ребёнок овладел основными мыслительными операциями анализа, обобщения, сравнения и т.п. Имеет достаточный уровень общей эрудиции, обычно ребёнок имеет базовый уровень дошкольной подготовки [6]. | Ребёнок к старшему дошкольному возрасту уже успевает осознать, что многое у него не получается, как у сверстников. Испытывает трудности в проведении простых логических операций, не вникает в причинно-следственные связи, выстраивает поверхностные суждения [8] | Физиологические причины развития ребёнка с НИ, вторичные дефекты обуславливают интеллектуальную недостаточность дошкольников [10]. В совокупности с эмоциональной незрелостью и социальной зависимостью |
Познавательная активность | Дошкольник стремится получить неизведанное для себя знание, интересуется новым, находит элементарные причинно-следственные связи [6]. | Дошкольник не испытывает потребности в познании окружающего мира. Познавательная деятельность требует стимуляции и руководства со стороны взрослого. Познавательная активность дошкольника с НИ осуществляется в зоне ближайшего развития [10]. | Сложность в образовании новых нейронных связей не способствует развитию познавательного интереса у дошкольников, ведёт к усложнению получения нового знания [8]. |
Рассматривая проявления всех компонентов психологической готовности к школе у детей с нарушениями интеллекта, мы можем сделать следующие выводы:
- дошкольники с НИ требуют постоянного социально-психолого-педагогического сопровождения,
- предшкольная подготовка детей с НИ должна проходить в специально созданных условиях, с учетом психолого-физиологической и эмоциональной нагрузки,
- при организации работы с детьми с НИ в целях формирования оптимальной психологической готовности к школьному обучению необходимо использовать различные формы деятельности, в том числе индивидуальный и дифференцированный подход,
- особенности формирования психологической готовности к школе у детей с нарушениями интеллекта предполагают использование специальных технологий психолого-педагогического сопровождения.
Психолого-педагогическое сопровождение по формированию психологической готовности к школе целесообразно организовывать в стенах ДОУ не менее, чем за 1-1,5 года до поступления в школу.
Технология психолого-педагогического сопровождения подразумевает использование следующих форм работы:
- индивидуальное и групповое консультирование семей, в которых воспитываются дети с НИ,
- тренинги по выработке стратегий развития ребёнка совместно с семьёй,
- педагогические консилиумы по утверждению программ развития ребенка,
- психолого-педагогическая диагностика дошкольников с НИ,
- коррекционные занятия по устранению недостатков развития детей интеллектуального, психомоторного, регулятивного, эмоционально-волевого характера.
Рассмотрим, какие формы технологии психолого-педагогического сопровождения будут способствовать формированию компонентам психологической готовности старших дошкольников с НИ (таблица 2).
Таблица 2
Формы реализации технологии сопровождения с целью формирования школьной психологической готовности ребенка с НИ
Компонент психологической готовности к школе | Приемлемые формы реализации технологии психолого-педагогического сопровождения | Средства формирования школьной психологической готовности детей с НИ |
Мотивация дошкольника | Различные формы психолого-педагогической поддержки, совместная работа с родителями, консультативная работа | Создание ситуации успеха; знакомство с новой деятельностью (обучение). |
Личностная готовность | Коррекция различных сторон личностного развития ребёнка | Обучение различным способам деятельности, введение учебной деятельности через задания творческого характера. Реализация охранного режима взаимодействия с детьми. |
Волевая готовность | Обучение планированию, следованию алгоритму, формирование установки доводить дело до конца. | |
Интеллектуальная готовность | Коррекционно-развивающие занятия, способствующие сглаживанию вторичных дефектов интеллектуальной недостаточности. | |
Познавательная активность | Использование различных образовательных форм деятельности с целью повышения познавательной активности | Воспитательные формы деятельности, способствующие расширения кругозора детей с НИ (экскурсия, исследование, игра). |
Таким образом, мы констатируем, что в практике работы с детьми с НИ рекомендуется использовать технологию психолого-педагогического сопровождения, а также, различные формы коррекционно-развивающей деятельности, способствующих формированию психологической готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста с ИН.
Список использованных источников
- Божович Л. И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. - М., 1972. - С. 7-44.
- Большой психологический словарь - [Электронный ресурс] - Издание 4-е, расширенное / Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко - 2019. - https://www.elkniga.ru/static/booksample/00/19/15/00191530.bin.dir/00191530.pdf - (дата обращения: 12.10.2020)
- Венгер Л. А. Готов ли ваш ребенок к школе? – М.: Педагогика, 1994.
- Выготский Л. С. Проблема обучения и умственное развитие в школьном возрасте. Педагогическая психология. – М., 1991. -c.383-389.
- Мещерякова М. В. Особенности психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ [Электронный ресурс] - http://psychology.snauka.ru/2016/08/6981 (дата обращения: 12.10.2020)
- Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1990.-175 с.
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - [Электронный ресурс] - https://minobr.gov-murman.ru/files/OVZ/programmy/09_PrAOOP_UO_03_04_2015.pdf (дата обращения: 12.10.2020)
- Чудова А.В. Готовность детей с интеллектуальными нарушениями к школьному обучению. - [Электронный ресурс] - https://cyberleninka.ru/article/n/gotovnost-detey-s-narusheniem-intellekta-k-shkolnomu-obucheniyu/viewer (дата обращения: 12.10.2020)
- Шинтарь З. Л. Введение в школьную жизнь: Учеб.-метод. пособие / З.Л. Шинтарь. - Ш62 Гродно: ГрГУ,2002. - 119 с. 2002.
- Эльконин Д. Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. – М.,1981.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование элементов проблемного обучения и воспитания в практике специальной школы для детей с нарушениями интеллекта"
Проблемным обучением считается такое обучение, где организация учебного процесса включает в себя создание проблемной (поисковой) ситуации на уроке, возбуждения у учащихся потребности в решении в...
Создание опыта работы по организации социального партнёрства в школе-интернате для социализации детей с нарушением интеллекта
Несмотря на огромные изменения, происходящие в наших учреждениях, проблема общения, активности, самостоятельности выпускников, существует по-прежнему остро. Как одним из решен...
Стандартизация обучения детей с нарушением интеллекта в условиях МКОУ Чумаковской школы-интерната
Статья о ввдении Федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в "пилотном" режиме в школе...
Курсовая работа на тему Формирование готовности к овладению грамотой у детей с нарушением интеллекта
На современном этапе развития педагогической теории и практики особое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями и...
Рабочие программы по профильному труду (ПМОП) для адаптивной школы (дети с нарушением интеллекта)
Рабочая программа по профильному труду (подготовка младшего обслуживающего персонала) для 5 класса (для детей с нарушением интеллекта) содержит пояснительную записку, календарно-тематический план, рас...
«Коррекция психофизических недостатков детей с ограниченными возможностями здоровья средствами физического воспитания в школе VIII вида для детей с нарушением интеллекта»
Выпускная квалификационная работа...
статья "Психологическая готовность к школе детей с нарушениями интеллекта"
В статье рассматриваются особенности психологической готовности к школе у детей с нарушениями интеллекта. Рассматриваются формы работы, способствующие формированию психологической готовности к ш...