Рабочая программа по премету "Окружающий природный мир" 5 класс
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа надомного обучения 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr_prir_mir_5_k_2_v.docx | 38.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий природный мир, 5 класс, 2 вариант УП (обучение на дому)
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по математическим представлениям предназначена для учащейся 5 класса с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 19 декабря 2014г. за № 1599, АООП (2 вариант) и предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Основой является программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург.
Актуальность предмета «Окружающий природный мир» заключается в том, что в процессе формирования представлений о живой и неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы, о временах года, суточных изменениях, учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному отношению к ней. Учебный предмет «Окружающий природный мир» находится в основной части учебного плана и относится к образовательной области «Естествознание».
Цель обучения - формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
На уроках «мир природы и человека» используются следующие методы:
- Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный;
- Репродуктивный;
- Беседа;
- Наблюдение;
- Упражнение;
- Практическая работа;
- ИКТ.
Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:
- Информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик);
- Объяснительный / репродуктивный
- Инструктивный / практический
- Объяснительно-побуждающий / поисковый.
Формы:
- Учебная экскурсия;
- Предметный урок;
- Домашняя учебная работа;
- Индивидуальная работа;
- Фронтальная работа;
- Групповая работа;
2. Общая характеристика учебного предмета
Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире.
Учебный курс предусматривает следующую структуру:
- Растительный мир.
- Животный мир.
- Объекты природы.
- Временные представления.
3. Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Окружающий природный мир» входит в предметную область «Окружающий мир» является обязательной частью учебного плана в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.
На изучение данного предмета отводится в неделю 1 час. Всего в год – 34 часа. Из них:
I ч. – ч
IIч. – ч.
III ч. – ч.
IV ч. – ч.
4. Планируемые результаты освоения программы
предметные результаты обучения:
- Интерес к объектам и явлениям живой и неживой природы.
- Представления о временах года, характерных признаках времени года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.
- Различать овощи, фрукты.
- Узнавать и называть некоторые комнатные растения, дикорастущие, цветочно-декоративные.
- Отличать грибы.
- Знать домашних и диких животных, уметь называть их детёнышей.
- Отличать птиц и насекомых.
- Умение различать части суток (утро, день, вечер, ночь).
личностные результаты обучения.
- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- проявление готовности к самостоятельной жизни.
Система оценки по предмету «Окружающий природный мир»
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
5. Содержание учебного предмета
В программе предмета выделяются разделы:
Растительный мир.
- Строение дерева. (ствол, корень, ветки, листья).
- Плодовые деревья.
- Лесные и садовые кустарники. Значение кустарников в природе и жизни человека.
- Лесные и садовые ягоды. Значение ягод в жизни человека.
- Узнавание (различение) грибов.
- Дикорастущие цветочно-декоративные растения.
- Строение цветов.
- Узнавание (различение) грибов
Животный мир.
- Основные признаки животного.
- Установление связи строения тела животного с его образом жизни.
- Дикие животные. Питание диких животных.
- Детеныши диких животных.
- Животные, обитающие в природных зонах холодного пояса.
- Животные, обитающие в природных зонах жаркого пояса.
- Особенности внешнего вида птиц. Питание птиц.
- Домашние птицы. Детёныши домашних птиц.
Объекты природы.
- Солнце и Луна.
- Значение солнца и луны в жизни человека и в природе.
- Формы земной поверхности.
- Значение гор (оврагов, равнин) в природе и жизни человека.
- Лес. Значение леса в природе и жизни человека.
- Вода. Свойства воды.
- Река. Значение реки (ручья) в природе и жизни человека.
Временные представления.
- Части суток. Соотнесение частей суток с видами деятельности.
- Дни недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней.
- Месяцы. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев.
- Соотнесение месяцев с временами года.
- Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам.
- Повторение по теме «Временные представления».
6. Тематическое планирование
№ | программный материал | колич. часов | дата | знания и умения. | наглядность | виды работы по развитию речи |
Растительный мир. | ||||||
1 | Строение дерева. (ствол, корень, ветки, листья). | 1 | отвечать на вопросы | |||
2 | Плодовые деревья. | 1 | уметь различать плодовые деревья и кустарники; отличать лесные деревья и кустарники от садовых; познакомить со значением кустарников в жизни человека | муляжи трафареты | отвечать на вопросы | |
3 | Лесные и садовые кустарники. Значение кустарников в природе и жизни человека. | 1 | активное участие в беседе | |||
4 | Лесные и садовые ягоды. Значение ягод в жизни человека. | 1 | уметь различать лесные и садовые ягоды; знать о значении ягод в жизни человека | сюжетные картинки | отвечать на вопросы активное участие в беседе | |
5 | Узнавание (различение) грибов. | 1 | предметные картинки | |||
6 | Дикорастущие цветочно-декоративные растения. | 1 | уметь различать дикорастущие цветы | предметные картинки | отвечать на поставленные вопросы | |
7 | Строение цветов. | 1 | знать части цветка | картинки | ||
8 | Узнавание (различение) грибов | 2 | картинки | |||
9 | Повторение по теме «Растительный мир». | 1 | повторение по теме «Растительный мир». | сюжетные и предметные картинки | ||
Животный мир. | ||||||
10 | Основные признаки животного. | 1 | узнавание и называние признаков животных | сюжетные и предметные картинки | отвечать на поставленные вопросы | |
11 | Установление связи строения тела животного с его образом жизни. | учить устанавливать связи строения тела животного с его образом жизни. | сюжетные и предметные картинки | отвечать на вопросы | ||
12 | Дикие животные. Питание диких животных. | 1 | уметь составлять простые предложения. | предметные картинки | отвечать на вопросы | |
13 | Детеныши диких животных. | 1 | называть детёнышей диких животных | предметные картинки | отвечать на вопросы | |
14 | Животные, обитающие в природных зонах холодного пояса. | 1 | знать и называть животных, обитающих в зонах холодного пояса | предметные картинки | называние предметов | |
15 | Животные, обитающие в природных зонах жаркого пояса. | 1 | знать и называть животных, обитающих в зонах жаркого пояса | сюжетные картинки | описывать картинку | |
16 | Особенности внешнего вида птиц. Питание птиц. | 1 | знать особенности внешнего вида птиц. Знать домашних птиц, их значении в жизни человека | сюжетные и предметные картинки | отвечать на поставленные вопросы | |
17 | Домашние птицы. Детёныши домашних птиц. | 1 | ||||
18 | Повторение по теме «Животный мир». | 1 | повторение по теме «Животный мир». | сюжетные и предметные картинки | отвечать на вопросы активное участие в беседе | |
Объекты природы. | различать Солнце и Луну | картинки | активное участие в беседе | |||
19 | Солнце и Луна. | 1 | отличать Солнце и Луну; знать, когда можно увидеть Солнце и Луну; о значении солнца и луны в природе | сюжетные картинки | описывать картинку | |
20 | Значение солнца и луны в жизни человека и в природе. | 1 | сюжетные картинки | описывать картинку | ||
21 | Формы земной поверхности. | 1 | познакомить с формами земной поверхности; значением гор в природе | сюжетные картинки | отвечать на вопросы | |
22 | Значение гор (оврагов, равнин) в природе и жизни человека. | 1 | предметные картинки | составление простых нераспространенных предложений | ||
23 | Лес. Значение леса в природе и жизни человека. | 1 | уметь составлять простые предложения. | предметные и сюжетные картинки | описывать картинку | |
24 | Вода. Свойства воды. | 1 | уметь составлять простые предложения, отвечать на вопросы | отвечать на вопросы | ||
25 | Река. Значение реки (ручья) в природе и жизни человека. | 1 | учить делать выводы и обобщать | сюжетные картинки | отвечать на вопросы | |
26 | Повторение по теме «Объекты природы. | 1 | учить делать выводы и обобщать | сюжетные картинки | активное участие в беседе | |
Временные представления. | ||||||
27 | Части суток. Соотнесение частей суток с видами деятельности. | 1 | учить наблюдать за сменой частей суток, днями недели; познакомить с названием частей суток, днями недели | таблицы, картинки | участие в беседе | |
28 | Дни недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней. | 2 | предметные картинки | отвечать на вопросы | ||
29 | Месяцы. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. | 2 | учить наблюдать за сезонными изменениями в природе, познакомить с названиями месяцев | предметные и сюжетные картинки | активное участие в беседе; составление простых нераспространенных предложений | |
30 | Соотнесение месяцев с временами года. | 1 | ||||
31 | Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. | 1 | учить наблюдать за сезонными изменениями в природе, познакомить с названиями месяцев | предметные и сюжетные картинки | ||
32 | Повторение по теме «Временные представления». | 1 | учить делать выводы и обобщать |
7. Учебно-методическое обеспечение:
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью;
- адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).
- комплект рабочих тетрадей - Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я - говорю!»: «Я и мир животных», «Я и мир растений». Комплект предназначен для работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения в интеллектуальной деятельности.
- пособие для детей с особенностями психофизического развития «Я играю и учусь», раздел «Покажи и назови», автор Ю.В. Захарова, раздел «Утро, день, вечер, ночь», автор И.В. Ковалец.
- «Я и окружающий мир» - пособие для детей с особенностями психофизического развития, авторы: Т.В. Демьяненок, Ю.Н. Кислякова, И.Ю. Оглоблина.
- Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Живой мир», Москва, «Просвещение», 2011. Авт.-сост.: Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова.
8. Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение предмета включает: объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения; наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа элективного курса в 9 классе "Художественная обработка природных мсатериалов и текстиля"
Данный курс расчитан на 17 часов, ориентирован на учащихся, склонных к художественному творчеству...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа элективного курса "Природное и культурное наследие России"
Рабочая программа элективного курса "Природное и культурное наследие России"...
Индивидуальная рабочая программа Предмет: окружающий природный мир Класс:0- 1В Вид программы: АООП обучающегося с ТМНР
Индивидуальная рабочая программа Предмет: окружающий природный мирКласс:0- 1ВВид программы: АООП обучающегося с ТМНР...
Адаптированная рабочая программа по окружающему природному миру, 7 класс, вариант 2
Адаптированная рабочая программа по окружающему природному миру для обучающихся с ОВЗ , 7 класс, вариант 2...