Рабочая программа по премету "Человек" 5 класс
рабочая программа (5 класс)
Предварительный просмотр:
Человек, 5 класс, 2 вариант УП(обучение на дому).
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Человек» предназначена для учащейся 5 класса с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 19 декабря 2014г. за № 1599, АООП (2 вариант) и предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Основой является программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург.
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Актуальность заключается в формировании личности ребенка при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Целью обучения предмета является формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
На уроках «Человек» используются следующие методы:
- Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный;
- Репродуктивный;
- Беседа;
- Наблюдение;
- Работа с книгой;
- Упражнение;
- Практическая работа;
- ИКТ.
Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:
- Информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик);
- Объяснительный / репродуктивный
- Инструктивный / практический
- Объяснительно-побуждающий / поисковый.
Формы:
- Предметный урок;
- Индивидуальная работа;
2. Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Человек» ставит следующие задачи:
- формирование представлений о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других;
- развитие умений решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей;
- развитие умений поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
- формирование представлений о своей семье, взаимоотношениях в семье.
Учебный курс предусматривает следующую структуру:
- Представления о себе.
- Моя семья
- Гигиена тела.
- Одежда и обувь
- Прием пищи.
3. Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Человек» входит в предметную область «Окружающий мир» является обязательной частью учебного плана в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.
На изучение данного предмета отводится 1 час в неделю. Из них:
I ч. – ч
II ч. – ч.
III ч. – ч.
IV ч. – ч. Всего за год – 34 часа.
4. Планируемые результаты освоения программы
предметные результаты обучения:
- иметь представления о собственном теле;
- относить себя к определенному полу;
- уметь определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания;
- уметь сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, свои интересы, хобби и др.;
- уметь соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером, мытье рук после посещения туалета и перед едой);
- иметь представления о членах семьи, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
- узнавать одежду, обувь.
- уметь расстёгивать и застёгивать одежду, завязывать шнурки, знать последовательность одевания и раздевания.
- различать изнаночную сторону одежды.
личностные результаты обучения.
- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- проявление готовности к самостоятельной жизни.
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
Результаты мониторинга указаны в таблице.
5. Содержание учебного предмета
В программе предмета выделяются разделы:
Представления о себе.
- Назначения частей тела.
- Моё здоровье: режим дня.
- Моё здоровье: личная гигиена.
- Организации своего свободного времени.
- Сообщение о состоянии своего здоровья.
- Называние своего имени и фамилии.
- Называние своего возраста.
- Рассказ о себе с помощью речи, жестов и пиктограмм.
- Рассказ о себе с помощью речи и жестов.
Моя семья
- Определение своей социальной роли в семье.
- Социальные роли членов семьи.
- Бытовая и досуговая деятельность членов семьи.
Гигиена тела
- Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование напора струи воды.
- Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица
- Чистка зубов. Полоскание полости рта.
- Расчесывание волос.
Одежда и обувь
- Назначение предметов одежды.
- Выбор одежды в зависимости от предстоящего мероприятия.
- Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий.
- Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка).
- Соблюдение последовательности действий при раздевании
- Различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны одежды, верха (низа) одежды
Приём пищи
- Наливание жидкости в кружку.
- Накладывание пищи в тарелку.
- Еда вилкой.
- Использование салфетки во время приема пищи.
6. Тематическое планирование
№ | тема | колич. часов | сроки | основные элементы содержания | практика | |
Представления о себе. | ||||||
1 | Назначения частей тела. | 1 | Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка). Знание назначения частей тела. | Показ частей тела | ||
2 | Моё здоровье: режим дня. | 1 | Осознание важности соблюдения режима дня для здоровья. Через просмотр демонстрационного материала, практические и игровые упражнения. | Осознание важности соблюдения режима дня для здоровья. | ||
3 | Моё здоровье: личная гигиена. | 1 | Осознание важности соблюдения личной гигиены для здоровья. Через просмотр демонстрационного материала, практические и игровые упражнения. | Осознание важности соблюдения личной гигиены для здоровья | ||
4 | Организации своего свободного времени. | 1 | Знание видов деятельности для организации своего свободного времени. Через просмотр демонстрационного материала, игровых действий, практических упражнений. | Формирование умения распознавать свои ощущения, определять свое самочувствие, локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослым. | ||
5 | Сообщение о состоянии своего здоровья. | 1 | Учить сообщать о проблемах со здоровьем | |||
6 | Называние своего имени и фамилии. | 2 | Учить называть свою фамилию, имя | Формировать умения называть свою фамилию, имя | ||
7 | Называние своего возраста. | 2 | Формирование умения осознавать свой возраст, называть его, через практические игровые упражнения. Формирование умения осознавать свой возраст, называть его. | Формирование умения осознавать свой возраст, называть его | ||
8 | Рассказ о себе с помощью речи, жестов и пиктограмм. | 2 | Формирование умения осознавать и сообщать своё имя возраст, любимое занятие, по подражанию. | Формирование умения осознавать и сообщать своё имя возраст, любимое занятие. | ||
9 | Рассказ о себе с помощью речи и жестов. | 2 | Формирование умения осознавать и сообщать своё имя возраст, через игру «Давай знакомиться!» Через практическую, игровую деятельность. | Формирование умения осознавать и называть своё имя, возраст, через игру «Давай знакомиться!» | ||
10 | Закрепление пройденного материала. | 1 | Закрепление знаний о здоровье человека, режиме дня; умений распознавать свои эмоции, эмоции окружающих, рассказать о себе. Через игру. | Закрепление знаний о здоровье человека, режиме дня; умений распознавать свои эмоции, эмоции окружающих. | ||
Моя семья | ||||||
11 | Определение своей социальной роли в семье. | 1 | Формирование представлений о себе, своей социальной роли через просмотр видеоматериалов, игровые, практические действия. | Формирование представлений о бытовой деятельности членов семьи. | ||
12 | Социальные роли членов семьи. | 1 | Формирование представлений о членах семьи, их социальной роли через просмотр видеоматериалов, игровые, практические действия. | Формирование представлений о досуговой деятельности членов семьи. | ||
13 | Бытовая и досуговая деятельность членов семьи. | 1 | Формирование представлений о бытовой и досуговой деятельности членов семьи, через просмотр видеоматериалов, игровые, практические действия. | Представление о профессиональной деятельности членов семьи. | ||
14 | Закрепление пройденного материала. | 1 | Закрепление представлений о членах семьи, через игру. | Закрепление представлений о членах семьи. .Повторение пройденного материала | ||
Гигиена тела | ||||||
15 | Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование напора струи воды. | 1 | Учить различать вентили с горячей и холодной водой; регулировать напор струи воды через просмотр видеоматериалов, игровые и практические действия | Регулировка напора воды и температуры | ||
16 | Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица | 1 | Формировать умения мыть и вытирать лицо через просмотр видеоматериалов, игровые и практические действия | Мытьё и вытирание лица | ||
17 | Чистка зубов. Полоскание полости рта. | 1 | Формировать умения чистить зубы через просмотр видеоматериалов, игровые и практические действия | Чистка зубов | ||
18 | Расчесывание волос. | 1 | Формировать умения ухаживать за волосами | Расчесывание волос | ||
Одежда и обувь | ||||||
19 | Назначение предметов одежды. | 1 | Формировать знания назначения предметов одежды | Определение видов и назначения одежды | ||
20 | Выбор одежды в зависимости от предстоящего мероприятия. | 1 | Познакомить с назначением различных видов одежды через просмотр видеоматериалов, демонстрационных материалов, практические и игровые действия | Формировать представления о видах одежды | ||
21 | Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий. | 1 | Учить различать виды одежды через просмотр демонстрационных материалов, игровые действия, беседу | Формировать представления об одежде | ||
22 | Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка). | 1 | Учить расстёгивать и застёгивать одежду, развязывать шнурки через игровые и практические действия | Формировать умения расстёгивать и застёгивать одежду, обувь | ||
23 | Соблюдение последовательности действий при раздевании | 1 | Учить соблюдать последовательность действий при раздевании через игру и практические действия | Формировать умения раздеваться | ||
24 | Различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны одежды, верха (низа) одежды | 1 | Учить различать лицевую, переднюю, заднюю сторону одежды, верх, низ через игровые и практические действия | Расширение знаний об одежде | ||
25 | Закрепление пройденного материала. | 1 | Закрепить знания об одежде и обуви | Закрепление знаний об одежде и обуви | ||
Приём пищи | ||||||
26 | Наливание жидкости в кружку. | 1 | Формировать умение наливать жидкости в стакан, кружку | Наливание жидкости | ||
27 | Накладывание пищи в тарелку. | 1 | Формировать умения накладывать пищу в тарелку | Накладывание пищи в тарелку | ||
28 | Еда вилкой. | 1 | Учить есть вилкой через игровые и практические действия | Использование вилки | ||
29 | Использование салфетки во время приема пищи. | 1 | Формировать умения пользоваться салфеткой во время еды через просмотр демонстрационных материалов, игровые и практические действия | Использование салфетки | ||
30 | Повторение пройденного материала. | 1 | Повторить и закрепить пройденный материал | Повторение пройденного материала |
7. Учебно-методическое обеспечение
- Адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2);
- Комплект рабочих тетрадей - Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я - говорю!». Комплект предназначен для работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения в интеллектуальной деятельности.
- «Я и окружающий мир» - пособие для детей с особенностями психофизического развития, авторы: Т.В. Демьяненок, Ю.Н. Кислякова, И.Ю. Оглоблина.
8. Материально-техническое обеспечение
Предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения, пиктограммы с изображением действий, операций самообслуживания, используемых при этом предметов и др. Кроме того, используются видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие внутрисемейные взаимоотношения; семейный альбом, рабочие тетради с изображениями контуров взрослых и детей для раскрашивания, вырезания, наклеивания, составления фотоколлажей и альбомов; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о ближайшем социальном окружении. Компьютер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...