Рабочая программа по чтению и развитию речи
рабочая программа (9 класс)
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Старолещинская средняя общеобразовательная школа»
Солнцевского района Курской области
«Рассмотрена» «Утверждена»
на заседании приказ от_________№__________
педагогического совета Директор
протокол от ________№____ _________ Н.И.Щепина
председатель педсовета
__________ О. В.Воробьёва
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
« ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
9 КЛАСС
для обучения по адаптированной программе
Составитель
Реутова Н.В.
учитель русского языка и
литературы
I квалификационной
категории
д. Б. Козьмодемьяновка
2018 год
Структура рабочей программы
1.Титульный лист 1
2.Пояснительная записка 3-5
3.Содержание тем учебного предмета 5
4.Учебно-тематический план 6
5.Календарно-тематический план 6-9
6.Требования к уровню подготовки учащихся 9
7. Учебно-методический комплекс 9
Пояснительная записка
Рабочая программа по чтению составлена на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под редакцией В. В. Воронковой, издательский центр ВЛАДОС 2015 г. ориентирована на использование учебника
-А.К.Аксёнова, М.И.Шишкова. Чтение. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва. Просвещение.2018г.
В 9 классе заметно увеличивается объём текстов, усложняется сюжет, становится более разнообразной жанровая характеристика материала. Кроме рассказов, стихотворений, даются фрагменты из художественных произведений больших форм, это требует работы по формированию знаний о той или иной эпохе. Продолжается работа по развитию полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений, научно-популярных статей, правильному установлению смысловых связей с ориентацией не только на на предметный план произведения, но и на внутренний подтекст. Чрезвычайно важно добиваться эмоционального отклика на прочитанное, проводить направленную работу на понимание образного языка литературного текста, на использование таких выразительных средств, как тон голоса, синтаксические паузы, логические ударения (последнее – под наблюдением учителя).
Цели :
-формирование сознательного навыка чтения, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, совершенствование всех видов речевой деятельности, умения вести диалог, выразительно читать, пересказывать прочитанный текст;
-формирование умений анализировать прочитанный текст, высказывать суждение по поводу описываемых событий и поступков героев, устанавливать позицию автора, формировать знания о той или иной эпохе, описанной в произведении;
-воспитание интереса к чтению, потребности читать художественные произведения, формирование представлений о добре и зле, справедливости, развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов России.
Программа предусматривает обучение в 9 классе в объёме 136 часов, по 4 урока в неделю.
Основным видом чтения в старших классах остаётся чтение вслух, так как умственно отсталые учащиеся значительно хуже понимают содержание текста, прочитанного про себя. Вместе с тем чтение вслух непродуктивно для отработки темпа чтения, поэтому программа ориентирует учителя на формирование у учащихся чтения про себя, последовательно увеличивая объём читаемого текста и самостоятельность чтения.
Построена программа по чтению так же, как и программа по грамматике и правописанию – на коммуникативно-речевом подходе к обучению.
Чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придаётся большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопосы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения, активно используя лексику и образные выражения текста.
С учётом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-этического и гражданского восприятия школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.
Внеклассное чтение носит рекомендательный характер с постепенным увеличением доли самостоятельности учащихся в чтении дополнительной литературы.
По мере перехода учащихся из класса в класс уменьшается помощь учителя в составлении отзывов и аннотаций на читаемые произведения.
Вместе с тем (с учётом сложности контингента учащихся) творческие работы по освоению литературных текстов могут выполняться коллективно.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры.
В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.
Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:
- составление планов;
- краткие и подробные пересказы текста;
- устные сочинения-характеристики героев;
- развитие художественной фантазии у детей;
- придумывание финала, опираясь на развитие событий.
Применяется проверка и оценка знаний и умений учащихся.
Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).
Обучение построено на принципах: принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения. Становятся более разнообразными формы работы с текстом, методы и приёмы обучения, применяются ТСО: фрагменты кино (презентация, DVD) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.
Типы урока:
- Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала) Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
- Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок) Имеет целью выработку умений по применению знаний.
- Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок) Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
- Урок контроля, оценки и коррекции знаний – контрольная, проверочная работа. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками
- Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи
Методы и приёмы обучения:
Словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой) наглядный (наблюдение, демонстрация) , практический, методы контроля.
Формы работы:
Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении..
Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
пересказ текста по предполагаемым вопросам;
продолжение текста;
выразительное чтение;
чтение наизусть;
чтение по ролям;
Занятия проводятся в классно-урочной форме.
Содержание тем учебного предмета
Устное народное творчество (7 ч.)
Русская литература 19 века (44 ч.)
А.С.Пушкин (поэзия, проза), Н.А.Некрасов (отрывки из поэтических произведений), А.А.Фет, А.Н. Майков (лирическая поэзия, природа родины), И.С.Тургенев (поэзия, отрывки из прозы), В.М.Гаршин (детская тематика, отрывки), А.П.чехов (короткие рассказы), Л.Н.Толстой (рассказы, отрывки), И.С.Бунин (поэзия, рассказы), А.И.Куприн и др.
Русская литература 20 века ( 32 ч.)
(Примерный перечень на основе доступных сведений и текстов, их общественной значимости для времени).
Биографии и творчество М.Горького, В.В.Маяковского, С.А.Есенина, Н.А.Островского, К.М.Симонова, Н.А.Рыленкова, Р.М.Рождественского, Ю.И.Коваля, Р.П.Погодина, В.П.Астафьева, В.Г.Распутина, А.Г.Алексина.
Учебно-тематический план
№ п/п | Разделы программы | Кол-во часов | Вн. чтение |
1. | Устное народное творчество | 6 | 1 |
2. | Русская литература 19 века | 39 | 5 |
3. | Русская литература 20 века | 29 | 3 |
4. | Из произведений зарубежной литературы | 11 | |
5. | Обобщающие уроки | 8 | |
Итого: | 93 | 9 |
Календарно-тематический план
№ п/п | тема урока | Кол-во часов | Дата |
Устное народное творчество. (6 ч. + 1 ч. Вн.чт.) | |||
1. | Удивительный мир устного народного творчества. Пословицы и поговорки, народные песни, былины и сказки. | 1 | |
2. | Русские народные песни «Колыбельная», «За морем синичка…» | 1 | |
3. | Былина «На заставе богатырской». | 1 | |
4. | «Сказка про Василису Премудрую». | 2 | |
5. | «Сказка про Василису Премудрую». | ||
6. | Русская народная сказка «Лиса и тетерев». | 1 | |
7. | Вн.чт. Викторина по сказкам | 1 | |
Из произведений русской литературы ХIХ века ( 39ч. + 5 ч. Вн.чт.) | |||
8. | В.А.Жуковский. Биографические сведения. | 1 | |
9. | В.А.Жуковский литературная сказка «Три пояса». | 2 | |
10. | В.А.Жуковский литературная сказка «Три пояса». | ||
11. | И.А.Крылов. Биографические сведения. | 2 | |
12. | И.А.Крылов. Биографические сведения. | ||
13. | И.А.Крылов «Кот и Повар». | 1 | |
15. | А.С.Пушкин. Биографические сведения. | 1 | |
16. | А.С.Пушкин «Руслан и Людмила». | 4 | |
17. | А.С.Пушкин «Руслан и Людмила». | ||
18. | А.С.Пушкин «Руслан и Людмила». | ||
19. | А.С.Пушкин «Руслан и Людмила». | ||
20. | А.С.Пушкин «Барышня- крестьянка» | 4 | |
21. | А.С.Пушкин «Барышня- крестьянка» | ||
22. | А.С.Пушкин «Барышня- крестьянка» | ||
23. | А.С.Пушкин «Барышня- крестьянка» | ||
24. | Вн.чт. А.С. Пушкин «Станционный смотритель» | 1 | |
25. | М.Ю.Лермонтов. Биографические сведения. | 2 | |
26. | М.Ю.Лермонтов. Биографические сведения. | ||
27. | М.Ю.Лермонтов «Тучи». | 1 | |
28. | М.Ю.Лермонтов «Баллада» | 1 | |
29. | М.Ю.Лермонтов «Морская царевна». | 1 | |
30. | Вн.чт.М.Ю.Лермионтов «Ашик-Кериб» | ||
31. | Н.В.Гоголь . Биографические сведения. | 1 | |
32. | Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». | 5 | |
33. | Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». | ||
34. | Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». | ||
35. | Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». | ||
36. | Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». | ||
37. | Вн.чт Н.В.Гоголь «Заколдованное место» | 1 | |
38. | Н.А.Некрасов. Биографические сведения. | 1 | |
39. | Н.А.Некрасов «Рыцарь на час». | 1 | |
40. | Н.А.Некрасов «Саша» | 1 | |
41. | А.А.Фет Биографические сведения. | 1 | |
42. | А.А.Фет «На заре ты её не буди…» | 1 | |
43. | А.А.Фет «Помню я: старушка няня…» | 1 | |
44. | А.А.Фет «Это утро, радость эта…» | 1 | |
45. | Вн.чт. В.М.Шукшин «Кляуза», «Мечты» | 1 | |
46. | А.П.Чехов. Биографические сведения. | 1 | |
47. | А.П.Чехов «Злоумышленник» | 2 | |
48. | А.П.Чехов «Злоумышленник» | ||
49. | А.П.Чехов «Пересолил». | 3 | |
50. | А.П.Чехов «Пересолил». | ||
51. | А.П.Чехов «Пересолил». | ||
52. | Вн. чт. По произведениям А.П.Чехова | 1 | |
Из произведений русской литературы ХХ века (28ч. + 2 ч. Вн.чт.) | |||
53. | М.Горький. Биографические сведения. | 1 | |
54. | М.Горький «Песня о Соколе». | 1 | |
55. | В.В.Маяковский. Биографические сведения. | 1 | |
56. | В.В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с В.Маяковским летом на даче». | 1 | |
57. | Вн.чт.По стихотворениям В.В.Маяковского | ||
58. | М.И.Цветаева. Биографические сведения | 1 | |
59. | М.И.Цветаева «Красною кистью..», «Вчера ещё в глаза глядел…» | 1 | |
60 | Вн.чт.Час поэзии М.И.Цветаевой | ||
61. | К.Г.Паустовский. Биографические сведения. | 1 | |
62. | К.Г.Паустовский «Стекольный мастер». | 2 | |
63. | К.Г.Паустовский «Стекольный мастер». | ||
64. | С.А.Есенин .Биографические сведения. Стихотворение «Нивы сжаты, рощи голы…» | 1 | |
65. | С.А.Есенин «Собаке Качалова.» | 1 | |
66. | Вн.чт. Час поэзии С.А.Есенина. | 1 | |
67. | М.А.Шолохов. Биографические сведения. | 2 | |
68. | М.А.Шолохов. Биографические сведения. | ||
69. | М.А.Шолохов «Судьба человека». | 3 | |
70. | М.А.Шолохов «Судьба человека». | ||
71. | М.А.Шолохов «Судьба человека». | ||
72. | Е.И.Носов. Биографические сведения. | 1 | |
73. | Е.И.Носов «Трудный хлеб». | 2 | |
74. | Е.И.Носов «Трудный хлеб». | ||
75. | Н.М. Рубцов. Биографические сведения. | 1 | |
76. | Н.М.Рубцов «Тихая моя родина». | 1 | |
77. | Н.М.Рубцов «Русский огонёк» | 1 | |
78. | Н.М. Рубцов «Зимняя песня». | 1 | |
79. | Ю.И.Коваль. Биографические сведения. | 1 | |
80. | Ю.И.Коваль «Приключения Васи Куролесова».(отрывок.) | 4 | |
81. | Ю.И.Коваль «Приключения Васи Куролесова».(отрывок). | ||
82. | Ю.И.Коваль «Приключения Васи Куролесова».(отрывок). | ||
83. | Ю.И.Коваль «Приключения Васи Куролесова».(отрывок). | ||
Из произведений зарубежной литературы (11 ч. + 1 ч. Вн.чт.) | |||
84. | Роберт Луис Стивенсон. Биографические сведения. | 1 | |
85. | Р.Л.Стивенсон «Вересковый мёд». | 1 | |
86. | Эрнест Сетон-Томпсон. Биографические сведения. | 1 | |
87. | Э.Сетон-Томпсон «Снап. История бультерьера»(отрывок в сокращении). | 2 | |
88. | Э.Сетон-Томпсон «Снап. История бультерьера»(отрывок в сокращении). | ||
89. | Джеральд Даррелл. Биографические сведения. | 1 | |
90. | Д.Даррелл «Живописный жираф». | 5 | |
91. | Д.Даррелл «Живописный жираф». | ||
92. | Д.Даррелл «Живописный жираф». | ||
93. | Д.Даррелл «Живописный жираф». | ||
94. | Д.Даррелл «Живописный жираф». | ||
Повторение изученного за год (8 ч.) | |||
95. | Виды устного народного творчества. | 1 | |
96. | Моё любимое произведение. | 1 | |
97. | Произведения русской литературы 19 века. | 1 | |
98. | Мой любимый писатель 19 века | 2 | |
99. | Мой любимый писатель 19 века. | ||
100. | Произведения русской литературы 20 века. | 1 | |
101. | Мой любимый писатель 20 века. | 2 | |
102. | Мой любимый писатель 20 века. Итоги года |
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны уметь:
- читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
- выделять главную мысль произведения;
- характеризовать главных действующих лиц;
- пересказывать содержание прочитанного.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 10 стихотворений.
Учебно-методический комплекс
- Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. VIII вида, 5-9 классы, сборник № 1 под редакцией В. В. Воронковой. - М.: Владос, 2015. – 223 стр.
- Чтение: Учебник А.К.Аксёнова, М.И.Шишкова. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва. Просвещение.2018г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса (программа 8 вида) по учебнику А.К. Аксеновой.
Рабочая программа курса чтения и развития речи в 8 классе 8 вида составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5-9 классов под редакцией В....
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 9 класса (программа 8 вида) по учебнику А.К. Аксеновой.
Рабочая программа курса чтения и развития речи в 9 классе 8 вида составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5-9 классов под редакцией В.В. Вор...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 5 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 5 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 7 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 7 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...
Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы.
Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией доктора педагогических наук В. В...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 6 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 6 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей...