ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
рабочая программа
Рабочая программа покоррекционно-развивающей работе "Предметно - практические действия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
33_ppd.docx | 58.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и молодежной политики
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
УТВЕРЖДЕНА приказом № 112 от 02. 09. 2019 года (с изменениями Приказ №51 от 27.03.2020 года) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ
«ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ»
1-4 класс
(приложение к адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью)
Объем: 118 занятий
Учитель-дефектолог:
В.М. Морозова
г. Нефтеюганск-2019
Оглавление
№ | Название раздела | Стр. |
1 | Пояснительная записка | 3 |
1.1 | Психолого – педагогическая характеристика обучающихся | 3 |
1.2 | Планируемые результаты освоения коррекционного курса | 8 |
1.3 | Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | 9 |
2 | Содержательный раздел | 10 |
2.1 | Содержание коррекционного курса | 10 |
2.2 | Календарно – тематическое планирование | 11 |
Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционным занятиям составлена на основании Адаптированной основной общеобразовательной программы КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Программа является компонентом Программы коррекционной работы, направлена на обеспечение успешности освоения обучающимися адаптированной образовательной программы. Посредством программы осуществляется индивидуально-ориентированная педагогическая помощь детям с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПк).
- Психолого - педагогическая характеристика обучающихся
Программа разработана для обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Всего 13 обучающихся.
Из них:
- Обучающиеся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью 13 человек
- Обучающиеся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, с нарушением зрения 5 человек
- Обучающиеся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, дети РАС 2 человека
- Обучающиеся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, с нарушением слуха 1 человек
- Обучающиеся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, ТМНР 4 человека
На каждого обучающегося 1 дополнительного, 2, 3,4 класса выделен 1 час (3 занятия в неделю).
Обучающиеся данной группы способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, но только в условиях специального обучения и в доступных для них пределах когнитивного развития.
Программа составлена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности обучающихся с умеренной умственной отсталостью и ТМНР.
Для данной категории детей характерны:
-четкая видимость интеллектуальных нарушений в виде выраженной конкретности мышления, его ситуационным характером, неполной способностью к образованию отвлеченных понятий;
-недостаточно развитая речь с аграмматизмами и косноязычием, принимают участие в простых беседах, обладают речевым запасом, достаточным лишь для сообщения о своих потребностях, некоторых случаях никогда не овладевают использованием речи, хотя и могут понимать простые инструкции и обучаться мануальным знакам, позволяющим в некоторой степени компенсировать недостаточность их речи;
- Нерезко выраженной моторной недостаточностью (способны самостоятельно ходить без посторонней помощи);
- эмоциональным оскудением (эмоциональная бедность иногда сочетается с радостью от социального взаимодействия и простой беседы);
- разбросанностью неврологических симптомов (парезы, нарушения чувствительности, поражение отдельных черепно-мозговых нервов);
- замедленным темпом психического развития;
- отставанием развития навыков самообслуживания, трудность формирования трудовых навыков.
Коррекционно-развивающие задачи для обучающихся
на 2019-2020 учебный год
Класс | Ф.И обучающегося | Учебно-коррекционная | Коррекционно-воспитательная | Коррекционно-развивающая |
1 дополнительный класс | ||||
1 | Формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами | Формирование положительного отношения ребенка к занятиям. | Развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта; развитие зрительного восприятия; развитие зрительного и слухового внимания; развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков. | |
2 | Формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами | Формирование положительного отношения ребенка к занятиям. | Развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта; развитие зрительного восприятия; развитие зрительного и слухового внимания; развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков. | |
2 класс | ||||
1 | Формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами | Формирование положительного отношения ребенка к занятиям; развитие собственной активности ребенка. | Развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта; развитие зрительного восприятия; развитие зрительного и слухового внимания; развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков. | |
2 | Формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами | Формирование положительного отношения ребенка к занятиям; развитие собственной активности ребенка. | Развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта; развитие зрительного восприятия; развитие зрительного и слухового внимания; развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков. | |
3 | Формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами | Формирование положительного отношения ребенка к занятиям; развитие собственной активности ребенка. | Развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта; развитие зрительного восприятия; развитие зрительного и слухового внимания; развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков. | |
4 | Формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами | Формирование положительного отношения ребенка к занятиям; развитие собственной активности ребенка. | Развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта; развитие зрительного восприятия; развитие зрительного и слухового внимания; развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков. | |
5 | Формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами | Формирование положительного отношения ребенка к занятиям; развитие собственной активности ребенка. | Развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта; развитие зрительного восприятия; развитие зрительного и слухового внимания; развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков. | |
3 класс | ||||
1 | Формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами | Формирование положительного отношения ребенка к занятиям; развитие собственной активности ребенка; формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий. | Развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта; развитие зрительного восприятия; развитие зрительного и слухового внимания; развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков. | |
2 | Формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами | Формирование положительного отношения к занятиям; развитие собственной активности ребенка; формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий. | Развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта; развитие зрительного восприятия; развитие зрительного и слухового внимания; развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков. | |
4 класс | ||||
1 | Формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами | Формирование и развитие целенаправленных действий; развитие планирования и контроля деятельности; развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач. | Формирование и развитие реципрокной координации; развитие пространственных представлений; развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации | |
2 | Формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами | Формирование и развитие целенаправленных действий; развитие планирования и контроля деятельности; развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач. | Формирование и развитие реципрокной координации; развитие пространственных представлений; развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации. | |
3 | Формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами | Формирование и развитие целенаправленных действий; развитие планирования и контроля деятельности; развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач. | Формирование и развитие реципрокной координации; развитие пространственных представлений; развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации | |
4 | Формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами | Формирование и развитие целенаправленных действий; развитие планирования и контроля деятельности; развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач. | Формирование и развитие реципрокной координации; развитие пространственных представлений; развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации |
- Планируемые результаты реализации программы
(коррекционной работы)
Результативность обучения каждого обучающегося с умеренной умственной отсталостью оценивается с учетом его психофизиологического развития и особых образовательных потребностей.
Название курса | Предполагаемые предметные результаты | Предполагаемые личностные результаты | |
Достаточный уровень усвоения программы | Минимальный уровень усвоения программы | ||
Предметно-практические действия | -освоить умение выполнять простые действия с предметами и материалами. - уметь следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий. - уметь рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.; - уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога; - уметь фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте; - уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой руке; - уметь открывать и закрывать емкости для хранения; - уметь сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры, скатывать из бумаги шарики; -рисовать на бумаге, заворачивать в бумагу предметы -выполнять последовательно организованные движения; -играть с кубиками, карандашами, палочками; - уметь разрывать полоски бумаги на кусочки с последующим наклеиванием на основу | - освоить на элементарном уровне простые действия с предметами и материалами -уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога (с привлечением внимания голосом). - уметь захватывать и удерживать предмет; -уметь сминать лист бумаги; - уметь открывать емкости для хранения; - уметь разрывать полоски бумаги на кусочки | - овладеть навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности. |
- Сведения о создании условий для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
№ п./п. | Нозологии | Формы, методы и приемы работы с обучающимися |
1 | Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР |
|
2. Содержательный раздел
Программа включает в себя два раздела: действия с материалами и действия с предметами.
2.1 Содержание учебного курса
№ | Раздел | Формы организации коррекционных занятий | Формируемые БУД | Коррекционно-развивающая работа |
1 | Диагностика | |||
2 | Действия с материалами | Групповая | Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося. Коммуникативные: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия, слушать собеседника, вступать в диалог. Регулятивные: овладение начальными навыками предметно-практической деятельности. Познавательные: расширение знаний о материалах и их свойствах. | Коррекция ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала |
3 | Действия с предметами | Групповая | Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося. Коммуникативные: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия, слушать собеседника, вступать в диалог. Регулятивные: овладение начальными навыками предметно-практической деятельности. Познавательные: формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности | Коррекция познавательной деятельности обучающегося путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у него правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве |
2.2. Календарно-тематическое планирование
2.2.1. Календарно-тематическое планирование 1 подготовительный класс
№ | Тема занятия | Дата | ||
3 четверть | ||||
1 | Игровая ситуация «В поисках солнышка» | |||
2 | Соотнесение картинок с предметами | |||
3 | Нахождение одинаковых предметов «Мяч в корзине» | |||
4 | Объединение предметов по единому признаку «Кубики» | |||
5 | Сравнение предметов «Игрушки в гости пришли» | |||
6 | Обводка по шаблонам с дугообразным контуром, криволинейное вырезание по незначительной изогнутой (дугообразной) линии. | |||
7 | Обводка по шаблонам с дугообразным контуром, криволинейное вырезание по незначительной изогнутой (дугообразной) линии. | |||
8 | Обводка по шаблонам с дугообразным контуром, криволинейное вырезание по незначительной изогнутой (дугообразной) линии. | |||
9 | Изготовление лесенки, забора из палочек (работа с пластилином) | |||
10 | Изготовление домика, ёлки из палочек и столбиков (работа с пластилином). | |||
11 | Лепка самолета из палочек разной длины и толщины (пластилин) | |||
12 | Лепка предметов шаровидной формы. | |||
13 | Лепка куклы-неваляшки из двух шаров различной величины. | |||
14 | Лепка овощей (помидоры, огурцы). | |||
4 четверть | ||||
1 | Различать и группировать предметы. | |||
2 | Сравнение предметов | |||
3 | Понятие количества: один – много | |||
4 | Разминание пластилина двумя руками «Бабочка» | |||
5 | Простые постройки из кубиков «Дом» | |||
6 | Разминание пластилина двумя руками «Пасха» | |||
7 | Работа с красками «Бабочка» | |||
8 | Работа с красками «Радуга» | |||
9 | Работа с красками «Цветы» | |||
10 | Аппликация из геометрических фигур | |||
11 | Аппликация из крупы | |||
12 | Аппликация из ватных дисков | |||
13 | Аппликация «Георгиевская лента» | |||
14 | Интерактивная игра «Четвертый лишний» | |||
15 | Понятия количества «Один – много» |
2.2.2. «Календарно-тематическое планирование 2 класс
№ | Тема занятия | Дата | ||
3 четверть | ||||
1 | Игровая ситуация «В поисках солнышка» | |||
2 | Соотнесение картинок с предметами | |||
3 | Нахождение одинаковых предметов «Мяч в корзине» | |||
4 | Объединение предметов по единому признаку «Кубики» | |||
5 | Сравнение предметов «Игрушки в гости пришли» | |||
6 | Обводка по шаблонам с дугообразным контуром, криволинейное вырезание по незначительной изогнутой (дугообразной) линии. | |||
7 | Обводка по шаблонам с дугообразным контуром, криволинейное вырезание по незначительной изогнутой (дугообразной) линии. | |||
8 | Обводка по шаблонам с дугообразным контуром, криволинейное вырезание по незначительной изогнутой (дугообразной) линии. | |||
9 | Изготовление лесенки, забора из палочек. (работа с пластилином) | |||
10 | Изготовление домика, ёлки из палочек и столбиков. (работа с пластилином | |||
11 | Лепка самолета из палочек разной длины и толщины. (пластилин) | |||
12 | Лепка предметов шаровидной формы. | |||
13 | Лепка куклы-неваляшки из двух шаров различной величины. | |||
14 | Лепка овощей (помидоры, огурцы). | |||
4 четверть | ||||
1 | Различать и группировать предметы. | |||
2 | Сравнение предметов | |||
3 | Понятие количества: один – много | |||
4 | Разминание пластилина двумя руками «Бабочка» | |||
5 | Простые постройки из кубиков «Дом» | |||
6 | Разминание пластилина двумя руками «Пасха» | |||
7 | Работа с красками «Бабочка» | |||
8 | Работа с красками «Радуга» | |||
9 | Работа с красками «Цветы» | |||
10 | Аппликация из геометрических фигур | |||
11 | Аппликация из крупы | |||
12 | Аппликация «Георгиевская лента» | |||
13 | Интерактивная игра «Что лишнее?» | |||
14 | Интерактивная игра «Четвертый лишний» | |||
15 | Понятия количества «Один – много» |
2.2.3. Календарно-тематическое планирование 3 класс
№ | Тема занятия | Дата | ||
3 четверть | ||||
1 | Игровая ситуация «В поисках солнышка» | |||
2 | Соотнесение картинок с предметами | |||
3 | Нахождение одинаковых предметов «Мяч в корзине» | |||
4 | Объединение предметов по единому признаку «Кубики» | |||
5 | Сравнение предметов «Игрушки в гости пришли» | |||
6 | Обводка по шаблонам с дугообразным контуром, криволинейное вырезание по незначительной изогнутой (дугообразной) линии. | |||
7 | Обводка по шаблонам с дугообразным контуром, криволинейное вырезание по незначительной изогнутой (дугообразной) линии. | |||
8 | Обводка по шаблонам с дугообразным контуром, криволинейное вырезание по незначительной изогнутой (дугообразной) линии. | |||
9 | Изготовление лесенки, забора из палочек (работа с пластилином) | |||
10 | Изготовление домика, ёлки из палочек и столбиков (работа с пластилином). | |||
11 | Лепка самолета из палочек разной длины и толщины (пластилин) | |||
12 | Лепка предметов шаровидной формы. | |||
13 | Лепка куклы-неваляшки из двух шаров различной величины. | |||
14 | Лепка овощей (помидоры, огурцы). | |||
4 четверть | ||||
1 | Различать и группировать предметы. | |||
2 | Сравнение предметов | |||
3 | Понятие количества: один – много | |||
4 | Разминание пластилина двумя руками «Бабочка» | |||
5 | Простые постройки из кубиков «Дом» | |||
6 | Разминание пластилина двумя руками «Пасха» | |||
7 | Работа с красками «Бабочка» | |||
8 | Работа с красками «Радуга» | |||
9 | Работа с красками «Цветы» | |||
10 | Аппликация из геометрических фигур | |||
11 | Объемная аппликация | |||
12 | Аппликация «Георгиевская лента» | |||
13 | Интерактивная игра «Что лишнее?» | |||
14 | Интерактивная игра «Найди лишнее» | |||
15 | Интерактивная игра «Цветные кляксы» |
2.2.4. Календарно-тематическое планирование 4 класс
№ | Тема занятия | Дата | ||
3 четверть | ||||
1 | Игровая ситуация «В поисках солнышка» | |||
2 | Соотнесение картинок с предметами | |||
3 | Нахождение одинаковых предметов «Мяч в корзине» | |||
4 | Объединение предметов по единому признаку «Кубики» | |||
5 | Сравнение предметов «Игрушки в гости пришли» | |||
6 | Обводка по шаблонам с дугообразным контуром, криволинейное вырезание по незначительной изогнутой (дугообразной) линии. | |||
7 | Обводка по шаблонам с дугообразным контуром, криволинейное вырезание по незначительной изогнутой (дугообразной) линии. | |||
8 | Обводка по шаблонам с дугообразным контуром, криволинейное вырезание по незначительной изогнутой (дугообразной) линии. | |||
9 | Изготовление лесенки, забора из палочек (работа с пластилином) | |||
10 | Изготовление домика, ёлки из палочек и столбиков (работа с пластилином). | |||
11 | Лепка самолета из палочек разной длины и толщины (пластилин) | |||
12 | Лепка предметов шаровидной формы. | |||
13 | Лепка куклы-неваляшки из двух шаров различной величины. | |||
14 | Лепка овощей (помидоры, огурцы). | |||
4 четверть | ||||
1 | Различать и группировать предметы. | |||
2 | Сравнение предметов | |||
3 | Понятие количества: один – много | |||
4 | Работа с пластилином двумя руками | |||
5 | Простые постройки из кубиков | |||
6 | Работа с пластилином двумя руками | |||
7 | Работа с красками «Бабочка» | |||
8 | Работа с красками «Радуга» | |||
9 | Работа с красками «Цветы» | |||
10 | Аппликация из геометрических фигур | |||
11 | Объемная аппликация | |||
12 | Аппликация из ватных дисков | |||
13 | Интерактивная игра «Что лишнее?» | |||
14 | Интерактивная игра «Найди пару» | |||
15 | Аппликация из геометрических фигур | |||
16 | Работа с пластилином двумя руками | |||
17 | Аппликация из ватных дисков |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия»
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адап...
Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно - практические действия» для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...
Рабочая программа по развитию предметно-практических действий
рабочая программа по развитию предметно-практических действий...
Рабочая программа "Предметно-практические действия" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)
Рабочая программа "Предметно-практические действия" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)...
коррекционно-развивающие занятия (предметно-практические действия)
рабочая программа по коррекционно-развивающим занятиям (предметно-практические действия)...
Рабочая программа по учебному предмету «Предметно – практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Предметно-практические действия» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающи...