Маленькие истории
занимательные факты

Ерухимович Юлия Викторовна

Маленькие дети очень часто задают много вопросов, касающихся всего, что их окружает. Предлагаю Вашему вниманию материал, подготовленный в рамках участия в Международном конкурсе "Мастерство без границ" г.Санкт-Петербург.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Маленькие истории

из жизни обыкновенных городских жителей

или

энциклопедия детских «Почему?»

Маленькая энциклопедия для большого «Почемучки»

Почему воркует голубь?

Почему червяк весь голый?

Почему под краном булькает вода?

Почему ёжи в колючках?

Почему я почемучка?

Почему мне не молчится никогда?

(Н.Костарев)

Однажды моя маленькая дочь спросила у меня:

- Почему бабушку называют мамой?

Я немного растерялась, но затем в голову быстро пришел ответ на её неожиданный вопрос:

- Да просто в мире есть круговорот мам в природе, - улыбнулась я.

 - Как это? - удивленно сказала дочь.

- Сначала бывают маленькие девочки, потом они подрастают, у них появляются дети и девочек называют МАМАМИ. Когда у этих детей рождаются дети, то эти мамы становятся БАБУШКАМИ, но все равно остаются МАМАМИ для своих детей.

- Как все запутано и ничего не понятно!

- Ну как же не понятно, - ответила я.

- Когда ты вырастешь совсем большая, и у тебя будут свои детки, они будут называть тебя МАМОЙ, а меня - БАБУШКОЙ, но ты же не перестанешь называть меня МАМОЙ?

- Кажется я теперь все поняла!!! – воскликнула дочка. Круговорот – это ДЕВОЧКА – МАМА – БАБУШКА – так?

***

После дождя мама и сын вышли на прогулку.

- Мам, а зачем нужна на улице грязь?  - спросил малыш.

- Чтобы дети могли повозиться в «Каше-малаше». Знаешь такую игру?

- Знаю, видел, как дети во дворе играют. Они размешивали руками густую грязь с водой и
приговаривали: «Каша-малаша, вкусная каша!».

- Можно размешивать грязь не только руками, но и взять палочку или  лопатку – добавила мама.

- Но ведь грязь же грязная.

 - Грязная,  и маленькие дети в ней пачкаются для того, чтобы лишний раз помыться. Все дети очень любят бегать по лужам и играть в песке, грязи.

- А я?

- И ты.

- А мамы детям разрешают играть в «Кашу-малашу»?

- Мамы разрешают, но не все.

- Значит, мне можно пойти в ту песочницу поиграть?

- Сегодня можно.

И довольный ребенок побежал месить грязь.

Детям нравится пачкаться, играя на улице. Больше грязи – здоровее ребенок, – улыбнулась мама.

Когда еще можно будет так сильно пачкаться, как не в детстве? – подумала мама, вспоминая свое детство и  глядя на счастливого сына, играющего в интереснейшую игру.

***

На улице было очень жарко, и неожиданно сын спросил:  

- Папа, а что означает солнечный удар, кто ударяет?

- Какой интересный вопрос! А ты сам, что думаешь?

- Я думаю,  что раз говорят удар солнечный, значит  - это солнце бьет.

- Хм, а чем оно может ударить? – недоумевал папа.

- Наверное, рукой или молотком.

Тут папа находу сочинил стихотворение:

Вот когда идешь без кепки,

А на улице жара

Знай, что это всё опасно -

Солнце злится на тебя!

Затошнило, закружило,

Потемнело вдруг в глазах,

И лицо вдруг покраснело –

Это солнышко Ба-бах!

- А чем оно «ба-бах»? – молотком что ли?

- Что у солнышка руки есть? – спросил папа, желая, чтобы сын смог сам найти ответ на свой вопрос.

- Нет.

- А что у него есть?

- Лучики.

- Вот ими и «ба-бах»! – рассмеялся папа.

- Солнышко сильно греет, ребенок без кепки гуляет. Ему голову напечёт и плохо станет. Надо всегда кепку надевать на голову.

- Вот видишь, какой ты молодец! Не знал, а подумал – и сам нашел ответ!

***

В летний праздничный день мы шли по улице, украшенной флагами разных стран.

- Папа, а почему флаги разных стран разного цвета? 

- Как странно, что ты спросил об этом, – задумчиво ответил отец. - Я как раз недавно прочитал интересную статью в газете.

- Мне кажется, что флаги разных стран напоминают людей. Иногда они очень похожи, иногда различаются как белое и черное. Некоторые старше, некоторые моложе. Но каждый уникален, неповторим и несет в себе часть культуры страны, которую представляет.

- Папа, а что такое флаг и для чего он нужен? А флаги всегда были из ткани?

- Ах, ты мой маленький почемучка! Сейчас я расскажу тебе все, что знаю про флаги.

 В давние времена жизнь наших предков была очень неспокойной. Жителям приходилось объединяться, чтобы защититься от врагов. В случае опасности воин брал длинную палку, на её конец привязывал пучок сухой травы или конский хвост и высоко поднимал палку вверх. Далеко был виден этот знак. Со всех сторон стягивался народ. А палку с пучком травы так и называли стяг. Собирались под стягом воины и отправлялись защищать свою землю. Но вот кто-то придумал вместо травы прикрепить к палке кусок ткани. Ткань развевалась, трепетала на ветру, и такой знак был виден издалека. Так и появились первые флаги. Каждый город, каждое войско свой флаг раскрашивали по-своему.

В наше время свой флаг есть в каждой стране. Флаги разных стран отличаются друг от друга. Они могут быть похожи, но двух одинаковых ты никогда не найдешь.

- Какие флаги ты уже видел?

- Я видел в детском саду флаг нашей страны: он из трех полос – белая, синяя и красная.

- Все верно, а знаешь, что означает каждый цвет? - спросил папа.

- Нет, я не знаю, расскажи мне.

- Белый цвет - это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна - Россия миролюбивая, она не нападает ни на кого.

Синий цвет – цвет неба, воды, моря – символ свободы и веры, верности. Народ любит свою страну, верен ей, защищает ее.

Красный цвет – это цвет силы и мужества.

Каждый цвет на флаге символичен, он раскрывает определенное явление или исторический факт.

- Еще же есть другие цвета? – поинтересовался сын.

- Да, есть, например, на флаге Кении за основу взят щит масаи. Красный цвет на нем символизирует кровь, пролитую народом в борьбе за независимость, черный – собственно темнокожее население страны, белый говорит о мире, зеленый – о богатых природных ресурсах страны.

Самый грустный цвет – черный – имеет достаточно мрачное толкование и на флагах. Обычно он говорит о трагических событиях в истории страны: например, о жестоких войнах. Исключение из этого правила составляют африканские страны: где так обозначаются коренные жители.

Самые популярные цвета на флагах мировых держав — красный, белый и синий. Хотя бы один из них всегда будет присутствовать на флаге.

Филиппины - единственная страна, цвет флага которой может меняться. В случае войны красная полоса становится синей, а синяя — красной.

На флагах можно увидеть животных, инструменты и даже оружие. Но изображение человека есть только на флаге Белиза.

На флаге Королевства Бутан можно увидеть дракона. Он означает название этой страны на тибетском языке — «Земля Дракона». В лапах у него драгоценности, что говорит о богатстве этой страны.

Флаги различаются не только цветами, но и пропорциями. Ширина и длина полотнища обычно определяется законодательством страны.

Самые многочисленные флаги — горизонтальные трехполосные.

Флаги — это визитные карточки государств, по которым их узнают, к государственным флагам принято относится почтительно и с уважением.

 - Папа, а для чего нужен флаг каждой стране?

 - На войну идут с флагом. Под государственным флагом воины сражаются за свою страну, ещё флаг поднимают в честь победителей спортивных соревнований, а также во время праздников вывешивают на улицах городов и сел.

- Папа, я очень хочу увидеть флаги, о которых ты мне рассказал.

Когда мы вернулись домой, то сын, увлеченный рассказом отца, открыл энциклопедию и еще долго рассматривал рисунки флагов разных стран.

***

Однажды, гуляя на детской площадке после дождя, сын притащил домой с прогулки дождевого червяка. 

- Мама, а вот я спрашиваю у червячка, как его зовут. А он мне не отвечает, молчит. Может ты знаешь, почему червяки не разговаривают?

- Хороший вопрос. Давай подумаем вместе. Как разговаривает человек? – спросила мама.

- Открывает рот и изо рта появляются звуки.

- Действительно, мы открываем рот и издаем звуки, но в этом нам помогает еще и язык и губы и зубы. Ты внимательно рассмотрел червячка? Что ты увидел? Как ты думаешь, у него есть язычок?

- Нет, язычка я у него не увидел. Но у него же есть рот, а почему он тогда не говорит?

- Для того, чтобы человек начал говорить, ему необходимы еще и голосовые связки. Речевой аппарат и строение мозга, позволяют человеку освоить речь.

- У червячка их нет? – спросил сын.

- Нет, сынок, у червячка их нет.

- И что, они совсем – совсем не разговаривают?

- Разговаривают, но только на своем языке, понятном только им.

- Мама, а у червячка есть нос? Чем он дышит?

- Когда ты взял червячка в руки, ты заметил, что кожа его влажная, покрыта слизью. Эта слизь облегчает движение червя в почве. Кроме того, только через влажную кожу происходит проникновение в тело червя кислорода, необходимого для дыхания. Дождевые черви дышат не воздухом, а кожей. Клетки накапливают воздух, потом отдают его всем органам. Во время дождя вода заполняет проходы дождевых червей под землей. Чтобы не задохнуться, им приходится выползать на поверхность.

- Ааа, я видел после дождя на земле много червяков. Так вот почему они выползают на поверхность.

- Они выползают на асфальт потому, что там теплее, чем на поверхности земли. Птицы их не клюют на дороге, - сказала мама.

Любознательный и активный ребенок, который развивается нормально, должен задавать вопросы. И что немаловажно, он должен получать на них рассудительные ответы. Тем самым взрослые показывают ребенку, что его любят, слушают и считают его вопросы важными. Возраст почемучек – важный этап в развитии ребенка. И какое этот этап окажет влияние на малыша, зависит от нас взрослых.

Отвечать на детские вопросы многим взрослым

очень сложно,

И порою это даже просто невозможно.

Маленький ребенок хочет много знать,

Надо только, чтобы взрослый мог все это рассказать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка на уроке биологии "История маленькой почечки"

При изучении биологии очень эффективно применять различные литературные приемы - загадки, поговорки и, конечно, сказки. Эту сказку мы придумали с детьм...

Литературно-музыкальная композиция по творчеству М.Цветаевой "Маленькая история большой любви"

Данная литературно-музыкальная композицияявляется итоговым уроком по творчеству М.Цветаевой....

Маленький народец. История куклы.

Это собранный материал по истории куклы, который можно использовать на уроках по ИЗО...

История кукол. МАЛЕНЬКИЙ НАРОДЕЦ.

Кое-что из истории развития интерьерной куклы. Материал по истории....

Мастер-класс "Маленькие истории для маленьких"

Эта презентация отражает некоторые приемы моей работы....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы, имеющими речевые нарушения. «История одуванчика и его маленького парашютика»

Систематизация и обобщение знаний об окружающем в рамках лексических тем: «Первоцветы», «Деревья», «Животные», «Фрукты»...

Исследовательская работа "Маленькая история большой страны" часть1 и часть2

Главный герой- труженик тыла и через призму его воспоминаний раскрывается судьба воина-отца, погибшего под Смоленском в 1941году....