Маленькие истории
занимательные факты
Маленькие дети очень часто задают много вопросов, касающихся всего, что их окружает. Предлагаю Вашему вниманию материал, подготовленный в рамках участия в Международном конкурсе "Мастерство без границ" г.Санкт-Петербург.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Маленькие истории из жизни почемучки | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Маленькие истории
из жизни обыкновенных городских жителей
или
энциклопедия детских «Почему?»
Маленькая энциклопедия для большого «Почемучки»
Почему воркует голубь?
Почему червяк весь голый?
Почему под краном булькает вода?
Почему ёжи в колючках?
Почему я почемучка?
Почему мне не молчится никогда?
(Н.Костарев)
Однажды моя маленькая дочь спросила у меня:
- Почему бабушку называют мамой?
Я немного растерялась, но затем в голову быстро пришел ответ на её неожиданный вопрос:
- Да просто в мире есть круговорот мам в природе, - улыбнулась я.
- Как это? - удивленно сказала дочь.
- Сначала бывают маленькие девочки, потом они подрастают, у них появляются дети и девочек называют МАМАМИ. Когда у этих детей рождаются дети, то эти мамы становятся БАБУШКАМИ, но все равно остаются МАМАМИ для своих детей.
- Как все запутано и ничего не понятно!
- Ну как же не понятно, - ответила я.
- Когда ты вырастешь совсем большая, и у тебя будут свои детки, они будут называть тебя МАМОЙ, а меня - БАБУШКОЙ, но ты же не перестанешь называть меня МАМОЙ?
- Кажется я теперь все поняла!!! – воскликнула дочка. Круговорот – это ДЕВОЧКА – МАМА – БАБУШКА – так?
***
После дождя мама и сын вышли на прогулку.
- Мам, а зачем нужна на улице грязь? - спросил малыш.
- Чтобы дети могли повозиться в «Каше-малаше». Знаешь такую игру?
- Знаю, видел, как дети во дворе играют. Они размешивали руками густую грязь с водой и
приговаривали: «Каша-малаша, вкусная каша!».
- Можно размешивать грязь не только руками, но и взять палочку или лопатку – добавила мама.
- Но ведь грязь же грязная.
- Грязная, и маленькие дети в ней пачкаются для того, чтобы лишний раз помыться. Все дети очень любят бегать по лужам и играть в песке, грязи.
- А я?
- И ты.
- А мамы детям разрешают играть в «Кашу-малашу»?
- Мамы разрешают, но не все.
- Значит, мне можно пойти в ту песочницу поиграть?
- Сегодня можно.
И довольный ребенок побежал месить грязь.
Детям нравится пачкаться, играя на улице. Больше грязи – здоровее ребенок, – улыбнулась мама.
Когда еще можно будет так сильно пачкаться, как не в детстве? – подумала мама, вспоминая свое детство и глядя на счастливого сына, играющего в интереснейшую игру.
***
На улице было очень жарко, и неожиданно сын спросил:
- Папа, а что означает солнечный удар, кто ударяет?
- Какой интересный вопрос! А ты сам, что думаешь?
- Я думаю, что раз говорят удар солнечный, значит - это солнце бьет.
- Хм, а чем оно может ударить? – недоумевал папа.
- Наверное, рукой или молотком.
Тут папа находу сочинил стихотворение:
Вот когда идешь без кепки,
А на улице жара
Знай, что это всё опасно -
Солнце злится на тебя!
Затошнило, закружило,
Потемнело вдруг в глазах,
И лицо вдруг покраснело –
Это солнышко Ба-бах!
- А чем оно «ба-бах»? – молотком что ли?
- Что у солнышка руки есть? – спросил папа, желая, чтобы сын смог сам найти ответ на свой вопрос.
- Нет.
- А что у него есть?
- Лучики.
- Вот ими и «ба-бах»! – рассмеялся папа.
- Солнышко сильно греет, ребенок без кепки гуляет. Ему голову напечёт и плохо станет. Надо всегда кепку надевать на голову.
- Вот видишь, какой ты молодец! Не знал, а подумал – и сам нашел ответ!
***
В летний праздничный день мы шли по улице, украшенной флагами разных стран.
- Папа, а почему флаги разных стран разного цвета?
- Как странно, что ты спросил об этом, – задумчиво ответил отец. - Я как раз недавно прочитал интересную статью в газете.
- Мне кажется, что флаги разных стран напоминают людей. Иногда они очень похожи, иногда различаются как белое и черное. Некоторые старше, некоторые моложе. Но каждый уникален, неповторим и несет в себе часть культуры страны, которую представляет.
- Папа, а что такое флаг и для чего он нужен? А флаги всегда были из ткани?
- Ах, ты мой маленький почемучка! Сейчас я расскажу тебе все, что знаю про флаги.
В давние времена жизнь наших предков была очень неспокойной. Жителям приходилось объединяться, чтобы защититься от врагов. В случае опасности воин брал длинную палку, на её конец привязывал пучок сухой травы или конский хвост и высоко поднимал палку вверх. Далеко был виден этот знак. Со всех сторон стягивался народ. А палку с пучком травы так и называли стяг. Собирались под стягом воины и отправлялись защищать свою землю. Но вот кто-то придумал вместо травы прикрепить к палке кусок ткани. Ткань развевалась, трепетала на ветру, и такой знак был виден издалека. Так и появились первые флаги. Каждый город, каждое войско свой флаг раскрашивали по-своему.
В наше время свой флаг есть в каждой стране. Флаги разных стран отличаются друг от друга. Они могут быть похожи, но двух одинаковых ты никогда не найдешь.
- Какие флаги ты уже видел?
- Я видел в детском саду флаг нашей страны: он из трех полос – белая, синяя и красная.
- Все верно, а знаешь, что означает каждый цвет? - спросил папа.
- Нет, я не знаю, расскажи мне.
- Белый цвет - это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна - Россия миролюбивая, она не нападает ни на кого.
Синий цвет – цвет неба, воды, моря – символ свободы и веры, верности. Народ любит свою страну, верен ей, защищает ее.
Красный цвет – это цвет силы и мужества.
Каждый цвет на флаге символичен, он раскрывает определенное явление или исторический факт.
- Еще же есть другие цвета? – поинтересовался сын.
- Да, есть, например, на флаге Кении за основу взят щит масаи. Красный цвет на нем символизирует кровь, пролитую народом в борьбе за независимость, черный – собственно темнокожее население страны, белый говорит о мире, зеленый – о богатых природных ресурсах страны.
Самый грустный цвет – черный – имеет достаточно мрачное толкование и на флагах. Обычно он говорит о трагических событиях в истории страны: например, о жестоких войнах. Исключение из этого правила составляют африканские страны: где так обозначаются коренные жители.
Самые популярные цвета на флагах мировых держав — красный, белый и синий. Хотя бы один из них всегда будет присутствовать на флаге.
Филиппины - единственная страна, цвет флага которой может меняться. В случае войны красная полоса становится синей, а синяя — красной.
На флагах можно увидеть животных, инструменты и даже оружие. Но изображение человека есть только на флаге Белиза.
На флаге Королевства Бутан можно увидеть дракона. Он означает название этой страны на тибетском языке — «Земля Дракона». В лапах у него драгоценности, что говорит о богатстве этой страны.
Флаги различаются не только цветами, но и пропорциями. Ширина и длина полотнища обычно определяется законодательством страны.
Самые многочисленные флаги — горизонтальные трехполосные.
Флаги — это визитные карточки государств, по которым их узнают, к государственным флагам принято относится почтительно и с уважением.
- Папа, а для чего нужен флаг каждой стране?
- На войну идут с флагом. Под государственным флагом воины сражаются за свою страну, ещё флаг поднимают в честь победителей спортивных соревнований, а также во время праздников вывешивают на улицах городов и сел.
- Папа, я очень хочу увидеть флаги, о которых ты мне рассказал.
Когда мы вернулись домой, то сын, увлеченный рассказом отца, открыл энциклопедию и еще долго рассматривал рисунки флагов разных стран.
***
Однажды, гуляя на детской площадке после дождя, сын притащил домой с прогулки дождевого червяка.
- Мама, а вот я спрашиваю у червячка, как его зовут. А он мне не отвечает, молчит. Может ты знаешь, почему червяки не разговаривают?
- Хороший вопрос. Давай подумаем вместе. Как разговаривает человек? – спросила мама.
- Открывает рот и изо рта появляются звуки.
- Действительно, мы открываем рот и издаем звуки, но в этом нам помогает еще и язык и губы и зубы. Ты внимательно рассмотрел червячка? Что ты увидел? Как ты думаешь, у него есть язычок?
- Нет, язычка я у него не увидел. Но у него же есть рот, а почему он тогда не говорит?
- Для того, чтобы человек начал говорить, ему необходимы еще и голосовые связки. Речевой аппарат и строение мозга, позволяют человеку освоить речь.
- У червячка их нет? – спросил сын.
- Нет, сынок, у червячка их нет.
- И что, они совсем – совсем не разговаривают?
- Разговаривают, но только на своем языке, понятном только им.
- Мама, а у червячка есть нос? Чем он дышит?
- Когда ты взял червячка в руки, ты заметил, что кожа его влажная, покрыта слизью. Эта слизь облегчает движение червя в почве. Кроме того, только через влажную кожу происходит проникновение в тело червя кислорода, необходимого для дыхания. Дождевые черви дышат не воздухом, а кожей. Клетки накапливают воздух, потом отдают его всем органам. Во время дождя вода заполняет проходы дождевых червей под землей. Чтобы не задохнуться, им приходится выползать на поверхность.
- Ааа, я видел после дождя на земле много червяков. Так вот почему они выползают на поверхность.
- Они выползают на асфальт потому, что там теплее, чем на поверхности земли. Птицы их не клюют на дороге, - сказала мама.
Любознательный и активный ребенок, который развивается нормально, должен задавать вопросы. И что немаловажно, он должен получать на них рассудительные ответы. Тем самым взрослые показывают ребенку, что его любят, слушают и считают его вопросы важными. Возраст почемучек – важный этап в развитии ребенка. И какое этот этап окажет влияние на малыша, зависит от нас взрослых.
Отвечать на детские вопросы многим взрослым
очень сложно,
И порою это даже просто невозможно.
Маленький ребенок хочет много знать,
Надо только, чтобы взрослый мог все это рассказать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка на уроке биологии "История маленькой почечки"
При изучении биологии очень эффективно применять различные литературные приемы - загадки, поговорки и, конечно, сказки. Эту сказку мы придумали с детьм...
Литературно-музыкальная композиция по творчеству М.Цветаевой "Маленькая история большой любви"
Данная литературно-музыкальная композицияявляется итоговым уроком по творчеству М.Цветаевой....
Маленький народец. История куклы.
Это собранный материал по истории куклы, который можно использовать на уроках по ИЗО...
История кукол. МАЛЕНЬКИЙ НАРОДЕЦ.
Кое-что из истории развития интерьерной куклы. Материал по истории....
Мастер-класс "Маленькие истории для маленьких"
Эта презентация отражает некоторые приемы моей работы....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы, имеющими речевые нарушения. «История одуванчика и его маленького парашютика»
Систематизация и обобщение знаний об окружающем в рамках лексических тем: «Первоцветы», «Деревья», «Животные», «Фрукты»...
Исследовательская работа "Маленькая история большой страны" часть1 и часть2
Главный герой- труженик тыла и через призму его воспоминаний раскрывается судьба воина-отца, погибшего под Смоленском в 1941году....