"Профессиональная деятельность и личность педагога коррекционного образования" реферат.
материал
«Чем ниже уровень психического развития
ребенка, тем выше должен быть уровень
образования учителя», - писал в
начале XX в. известный немецкий
педагог-дефектолог П. Шуман.
ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личность – человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
«Личность педагога – краеугольный камень воспитания. Все, что осуществляется в процессе воспитательной работы – все, как в фокусе, сходится в личности педагога".
Большинство исследователей считают, что необходимо в первую очередь рассмотреть вопрос о личности учителя, способной к педагогическому творчеству и обладающей педагогическим мастерством.
Главными элементами, определяющими личность учителя принято считать: профессионализм, компетентность, продуктивность, социально направленные личностные качества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnost_kor_ped.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональная деятельность и личность педагога коррекционного образования.
Введение
«Чем ниже уровень психического развития
ребенка, тем выше должен быть уровень
образования учителя», - писал в
начале XX в. известный немецкий
педагог-дефектолог П. Шуман.
1. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личность – человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
«Личность педагога – краеугольный камень воспитания. Все, что осуществляется в процессе воспитательной работы – все, как в фокусе, сходится в личности педагога".
Большинство исследователей считают, что необходимо в первую очередь рассмотреть вопрос о личности учителя, способной к педагогическому творчеству и обладающей педагогическим мастерством.
Главными элементами, определяющими личность учителя принято считать: профессионализм, компетентность, продуктивность, социально направленные личностные качества.
1.1 Личностные качества коррекционного педагога
Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания - так писал в своих работах Адольф Дистервег.
В коррекционной школе учитель - это всё для ученика - друг, соратник, близкий человек. Учитель для них олицетворение всего нового, неизвестного.
Педагогическая деятельность в коррекционной школе предъявляет к учителю высокие требования. Успех общения участников педагогического процесса (учитель – ученик) во многом зависит от личности самого педагога. С позиций профессионально-педагогических качеств личности, необходимых в работе с умственно отсталыми детьми, педагогический такт, честность, откровенность, доброта, справедливость, уважение и любовь к своим воспитанникам являются главными. Педагог- это человек с особым складом души, деятельный, инициативный, энергичный, уверенный в результатах своей профессиональной деятельности. Для него характерна гуманная оценка роли человека в современном мире, в том числе и человека с ограниченными возможностями. Учитель должен постоянно помнить о своём поведении, так как его эмоциональное состояние оказывает значительное влияние на самочувствие школьников, на их личностное и интеллектуальное развитие.
В коррекционных школах быть педагогом очень нелегко, так как он должен воспитывать и учить детей, страдающих различными дефектами, в своем развитии отклоняющихся от нормы.
От педагогического мастерства учителя, его эрудиции, вдумчивости, добросовестного отношения к делу в значительной мере зависят успехи ребенка.
Педагог коррекционной школы должен быть очень добрым и терпеливым, разумно реагирующим на самые необычные формы поведения детей. Должен владеть ситуацией, в случае необходимости принимать быстрые и обоснованные решения и реализовать их на практике. Ему необходимо быть твердым и последовательным, но не жестоким в своих действиях. Он должен знать особенности развития каждого своего ученика, зону актуального развития и зону ближайшего развития, чтобы спланировать свою работу.
Работа педагога в специальной школе всегда связана с большой отдачей сил, энергии, душевного тепла. Она невозможна без наличия глубоких, разносторонних знаний, объединенных с высокими человеческими качествами.
Необходимо быть знакомым с новейшей специальной литературой.
Свободно владеть различными методами и способами воспитания и обучения, дифференцированными и индивидуальными формами работы.
Без этих знаний он не сможет организовать эффективный учебно-воспитательный процесс, придать ему коррекционную направленность, помочь советами родителям.
Кроме педагогических знаний учитель должен хорошо знать общую и возрастную психологию, ее детский и специальные разделы.
Без этого нельзя понять природу, сущность и характер отклонений в психической деятельности ребенка, обусловленных его дефектом, нельзя правильно прогнозировать результаты, перспективы развития.
Педагог коррекционного образования должен обладать следующими качествами:
• педагогическая направленность — собирательное свойство личности педагога, представляющее собой комплекс психологических установок на работу с детьми, имеющими отклонения в развитии, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание;
• эмпатия — способность эмоционально отзываться на переживания другого, сопереживать с ним в процессе взаимодействия, общения;
• педагогический такт — чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом. Тактичность педагога в том, что он сохраняет личное достоинство, не ущемляет самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;
• педагогическая зоркость — способность педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику в становлении личности каждого ребенка; педагогический оптимизм основывается на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка с особыми образовательными потребностями, в результативность специального образовательного процесса; культура профессионального обучения — умение организовать правильные взаимоотношения с детьми, их родителями, коллегами; педагогическая рефлексия — самоанализ проделанных шагов, оценка полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.
1.2 Профессиональные качества коррекционного педагога
Известный российский дефектолог В.П. Кащенко так определял требования, предъявляемые к профессиональным качествам педагога -дефектолога :
1) никогда не упускать из виду, что трудные случаи не есть проявление злой воли, а результат известного влияния среды и предрасположения;
2) учитывать всю социально-биологическую картину своего воспитанника;
3) обладать достаточной теоретической и практической подготовкой: «Учитель-практик без научной подготовки и прекрасный
теоретик, который блестяще может говорить о воспитании, одинаково беспомощны перед воспитуемым ребенком»;
4) уметь любить детей и уметь импонировать им;
5) «...не должен обладать пи одной из форм возбудимости нервно-
психической сферы и не выявлять отрицательных эмоций...».
Организаторские способности:
• Способствует высокой вовлечённости учащихся в систему внеклассных мероприятий;
• Эффективное распределение обязанностей среди учащихся;
• Качественная организация совместной деятельности класса;
• Профессиональное планирование и организация совместной деятельности класса.
Использование авторских методик:
• В зависимости от необходимости систематическое использование наглядных и методических пособий;
• Предлагает творческие задания, выходящие за рамки школьной программы, развивающие аналитическое мышление;
• Использование в ходе обучения собственных диагностических, контрольно-измерительных материалов.
Формирование общеучебных умений:
• Способствует самостоятельной познавательной творческой деятельности;
• Формирование среди учащихся навыков самоконтроля и самооценки;
• Развитие в детях стремления к самообразованию и саморазвитию.
Взаимодействие с учащимися:
• Учёт личных интересов и склонностей при совместной учебной деятельности;
• Коррекционная работа с учащимися.
Коммуникативные качества:
• Владение эмоциональной образной речью;
• Грамотное и эффективное выстраивание общения с различными участниками классного коллектива;
• Умение настроить диалог с учащимися разного уровня обученности;
• Искренний и дружеский тон в диалоге с учащимися;
• Справедливое оценивание возможностей каждого ученика;
• Требовательность.
Учебно-методические навыки:
• Умение доступно объяснять учебный материал;
• Создание ситуации успеха для обучаемого;
• Непосредственные знания и умения педагога в рамках преподаваемого предмета.
Несомненно, кроме профессиональных качеств, любой педагог должен обладать определенными моральными качествами, такими как доброта, любовь к детям, ответственность, увлеченность своей работой, инициативность и энергичность.
Работа с детьми, имеющими нарушения развития, требует также гуманного и уважительного отношения к своим воспитанникам, веры в достижение поставленных целей, тактичности и терпеливости. Коррекционный педагог работает не только с детьми и взрослыми, имеющими нарушения развития, но и с родителями таких детей. Педагог-дефектолог — это главный человек, ответственный за социальную адаптацию ребенка с ограниченными возможностями в обществе.
Заключение
Педагог коррекционного образования - это человек с особым складом души, гуманный, умеющий сострадать, деятельный, инициативный, уверенный в успешном результате своей профессиональной деятельности, доброжелательный, тактичный, корректный.
Профессиональное мировоззрение педагога коррекционного образования является результатом осмысления и личностной оценки процессов, происходящих в социальной и духовной жизни и влияющих на место и роль людей с особенностями психофизического развития в жизни общества.
Профессиональная деятельность коррекционного педагога сродни тому чуду, о котором написано в Новом Завете: «Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку. Иисус, отведши его в сторону от народа, вложил персты свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его; И воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафа», то есть «отверзись». И тотчас отверзся у него слух, и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто... И чрезвычайно дивились и говорили: все хорошо делает: И глухих делает слышащими и немых -- говорящими» (Новый Завет). Ведь немного найдется профессий, результаты деятельности которых приравнивались бы к чуду. Когда, словно по волшебству, отступают трагизм и безысходность жизненной перспективы для ребенка и его семьи, когда ребенок может жить нормальной детской жизнью -- играть и учиться, общаться с родителями и дружить со сверстниками, выступать на школьной сцене, мастерить и рисовать, готовиться быть взрослым, нужным своей стране человеком, не смотря ни на что.
Литература
- 1. Методические материалы предназначены для формирования профессионально-личностной позиции педагогических работников, осуществляющих воспитательную деятельность в образовательных учреждениях для детей с отклоняющимся развитием, слушателей курсов повышения квалификации. https://refdb.ru/look/1933577.html
2. Методическая разработка «Модель личности педагога в коррекционной школе» http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/
3. Нецеевская Н. Д. Педагог системы специального (коррекционного) образования в роли воспитателя: методические материалы /Н. Д. Нецеевская. – Ульяновск: УИПКПРО, 2009. – 25 с.
4. Новый Завет //От Марка, гл. 7; ст. 32, 33, 34, 35, 37.
5. Педагогика. В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов
6. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования http://studbooks.net/1273448/
7. Сухомлинский В.А.Избранные педагогические сочинения: В 3т. - М.,1981.-Т.3
8. Социальная структура личности. Г. Смирнов
9. Социально-перцептивные особенности личности педагога специальной школы в профессиональной деятельности. Агавелян P.O. - Новосибирск, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на методическое объединение "Родник" - "Профессионально-нраственные качества личности педагога".
В докладе "Профессионально-нравственные качества личности педагога" рассматривается каким должен быть современный педагог, какими качествами должен обладать....
Методические разработки к профессиональному конкурсу педагогического мастерства: "Педагог дополнительного образования Москвы - 2012"
Работы к выступлению на конкурсе - доклад, эссе, методическая работа....
Профессиональная деятельность и личность педагога Сущность педагогической деятельности
Профессиональная деятельность и личность педагога Сущность педагогической деятельности...
Профессиональная деятельность и личность педагога.
Можно с полным правом сказать, что потому, каким учителем довольствуется данная общественность, можно судить о её культурном уровне и жизнеспособности....
Профессионально значимые качества личности педагога
Становление и развитие нового понимания личности педагога является одной из наиболее активно обсуждаемых проблем в научно-образовательном сообществе....
Характеристика профессиональных трудностей и проблем педагога дополнительного образования. Рекомендации их преодоления.
Выступление на методическом объединении...
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ИИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Инклюзивное образование....