Организация взаимодействия ребенка с РАС с учителем и детьми в условиях специальной школы
методическая разработка

 

         Активное развитие инклюзивной практики в образовании в последнее время приводит к тому, что в качестве субъектов включения выступают все более сложные категории детей с ОВЗ, в частности дети с расстройствами аутистического спектра (РАС).

предложены  рекомендации по работе с детьми с РАС в детском коллективе в условиях специальной школы:

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prohorova_seminar.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Организация взаимодействия ребенка с РАС с учителем и детьми

 в условиях специальной школы

Прохорова Е.Г.  учитель надомного обучения

МКОУ "Специальная школа № 53"

        Активное развитие инклюзивной практики в образовании в последнее время приводит к тому, что в качестве субъектов включения выступают все более сложные категории детей с ОВЗ, в частности дети с расстройствами аутистического спектра (РАС).

 Основополагающим условием для осуществления инклюзии является способность педагога к совместному обучению детей с РАС. Однако на практике  педагог оказывается неготовым и неспособным включить ребенка с РАС в учебную группу сверстников и организовать учебное взаимодействие.        Основные симптомы аутизма - трудности в общении и социализации, неспособность установления эмоциональных связей, нарушение речевого развития. Коммуникативные нарушения у аутичного ребенка проявляются в относительной или полной невозможности вступить в контакт или поддержать речевой контакт с другими лицами, в выраженном симптоме непонимания обращенной речи. И именно непонимание речи педагога и сверстников становится серьезным барьером на пути получения образования.  В связи с этим для организации совместной учебной деятельности  учителю необходимо уделять внимание развитию коммуникативных навыков школьника с РАС, поскольку продуктивная коммуникация является основой для осуществления учебной деятельности (понимать и решать учебные задачи, включаться в процесс обучения в сотрудничестве, уметь задавать вопросы по содержанию).

        Социализация такого ребенка, преодоления им трудностей обучения, конечно, происходит на основе установления эмоционального контакта, личной связи учителя с ребенком.  Для такого ребенка прежде всего важны личные отношения. Он может долго не воспринимать инструкций, даваемых классу фронтально. Это постепенно изменится, но сначала это не должно раздражать учителя. Надо только помнить, что такой ребенок должен сидеть рядом и дополнительно к общей инструкции необходимо обратиться к нему лично. Часто бывает достаточно одного слова, взгляда, улыбки или прикосновения, и ребенок включается в общую работу.

Желательно, чтобы учитель создал ребенку хорошую репутацию в глазах одноклассников.   На уроках учитель может продемонстрировать его сильные стороны: серьезные знания, одаренность в отдельных областях, подчеркнуть свою симпатию к нему. Неформальные контакты на перемене тоже по возможности должны быть организованы. Для такого ребенка очень важно иметь возможность быть рядом с доброжелательными сверстниками, наблюдать за их играми, слушать их разговоры, пытаться понять их интересы, отношения. С ним надо специально проговаривать, обсуждать возникающие ситуации.

        Позже очень важно сохранить для такого ребенка возможность участвовать в общих экскурсиях, организации концертов, классных спектаклей, праздничных вечеров. Очень много такому ребенку дает участие в походах.

В аспекте изучения детей с РАС наиболее приемлемым остается уровень «навыка» как автоматизированного выполнения действия.
Хорошо зарекомендовал себя метод альтернативной коммуникации, когда применяются жесты, карточки, методы ЭО и ДОТ, современные гаджеты, компьютер и пр.   Постепенное расширения коммуникативных связей младшего школьника с РАС посредством дозированного, педагогически поддержанного погружения в ученический класс с учетом индивидуальных потребностей   ребёнка с РАС (наличие родителей в классе, продолжительность пребывания в школе, введение правил и запретов, включение в микрогруппы, введение новых элементов);
Вовлечения  ребенка с РАС в  деятельность, которая позволит организовать творческое сотрудничество школьника с другими детьми и «прожить» в специально организованных игровых ситуациях.
         

Таким образом, можно сформулировать рекомендации по работе с детьми с РАС в детском коллективе в условиях специальной школы:

Взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому.

Принимайте его таким, какой он есть.

Научитесь улавливать изменения в поведении ребенка, не давайте ему выйти в деструктивную деятельность.

Не трогайте ребенка. Вступайте в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом.

Не повышайте голос и не издавайте громких звуков.

Не выпускайте ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.

Найдите общий способ сказать «нет», «да» и «дай».

Совместно с ребенком создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать.

Все общение и обучение можно вести через игрушку, значимую для ребенка.

доносить информацию через схемы, наглядные картинки;

избегать переутомления, четко организовывать пространство;

использовать подписанные системы хранения;

подписывать предметы, которыми пользуется ребенок;

обращаться к ребенку по имени;

обучать навыкам самообслуживания и бытовой ориентировки;

осваивать деятельность частями, этапами, затем объединять в целое;

использовать подкрепление правильного действия (вкусным поощрением, объятием, стимулом);

постоянно развивать крупную и мелкую моторику;

поддерживайте ученика во время изменений;

позвольте ученику теребить что-нибудь в руках;

Можно выделить методы работы для родителей детей с РАС:

1.Арт-терапия (музыка, живопись, движение, театр);

2.Дельфинотерапия, пет-терапия, иппотерапия;

3.Поведенческая терапия для аутистов (АВА-терапия).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы учителя-логопеда в условиях специальной (коррекционной) школы 8 вида

Статья для участия во всероссийском творческом конкурсе (с международным участием) "Творческий поиск - 2014"Технология работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

Организация работы учителя-логопеда в условиях общеобразовательной школы

Основные направления работы учителя-логопеда в общеобразовательной школе. Как организовать коррекционно-образовательный процесс?...

РЕАБИЛИТАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

Психологическая реабилитация является преодоление в сознании подростка с девиантным поведением, представление о его ненужности и никчёмности как личности....

Структура спортивно-психолого-социального сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях специальной школы.

Спортивно-психолого-социальное сопровождение включает в себя ряд компоненнтов: отслеживание динамики, статуса, создание комплексных условий для развития и коррекции.......

Активизация и интенсификация деятельности обучающихся на уроках истории в условиях специальной школы закрытого типа

Данная статья была представлена на конкурс в рамках I Всероссийской научно-практической конференции "Состояние и перспективы развития коррекционной педагогики и психологии России: современные тенденци...

Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ в условиях специальной школы-интерната.

Презентация предназначена для педагогов коррекционных учреждений и раскрывает значение арт-терапевтических методик в развитии детей с ОВЗ....

«Информационно-коммуникативные технологии в процессе воспитания детей с умственной отсталостью в условиях специальной школы».

Актуальность выбора данного направления продиктовано необходимостью решения проблем развития и коррекции детей с ОВЗ в современном информационном обществе, которое существенно изменило повседневную жи...