Программа по изотерапии "Красочный мир" 1-4 класс
рабочая программа
Программа педагогической арт-терапии «Красочный мир» основана на комплексном подходе, имеет индивидуальную коррекционно-развивающую направленность и ориентирована не столько на прямую передачу детям специальных умений и навыков, сколько на решение задач активизации их внутреннего потенциала, повышения мотивации к различным видам художественной деятельности, развития творческой активности, формирования адекватного межличностного поведения и конструктивного общения на основе эмоционально-значимой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_izoterapii.doc | 190 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение
«Ачинская школа № 3»
Утверждаю
Директор
КГБОУ «Ачинская школа № 3»
_______________ И.Л.Шадрина
Приказ № __________________
от «____» ____________ 2020 г.
Рабочая программа коррекционного курса по изотерапии
«Красочный мир»
1-4 класс.
Составила: учитель-логопед Фомичева Н.Н.
Ачинск 2020 г.
Введение
Программа педагогической арт-терапии «Красочный мир» основана на комплексном подходе, имеет индивидуальную коррекционно-развивающую направленность и ориентирована не столько на прямую передачу детям специальных умений и навыков, сколько на решение задач активизации их внутреннего потенциала, повышения мотивации к различным видам художественной деятельности, развития творческой активности, формирования адекватного межличностного поведения и конструктивного общения на основе эмоционально-значимой деятельности.
Практическая значимость программы заключается в том, что арт-терапевтические занятия позволяют решать следующие важные педагогические задачи:
Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, что дети учатся корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с детьми и педагогом.
Коррекционные. Улучшается самооценка, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми.
Развивающие. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.
Преимущества арт-терапии перед другими формами работы:
- происходит тренировка наблюдательности, развитие мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
- в работе может участвовать каждый, т. к. она не требует наличия художественных навыков;
- изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей, активизации вербальногог общения;
- является средством свободного самовыражения;
- вызывает положительные эмоции, формирует активную жизненную позицию.
Пояснительная записка
Изобразительное творчество позволяет ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, мечты и надежды, быть самим собой. Это не только отражение в сознании учащегося окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней.
Изотеррапия развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций. По мнению специалистов, изотерапия участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное, в основном, с работой правого полушария, и абстрактнологическое, за которое ответственно левое полушарие.
В ходе изодеятельности происходит развитие интеллекта, который растёт пропорционально получаемой информации; своевременное и полноценное психическое развитие, активно развивается речь. Разная техника изображения развивает различные части руки: предплечье, кисть, пальцы.
Целью программы является создание условий для реализации особых образовательных потребностей, формировании эмоциональной лексики и развитии художественно-творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством использования техник изотерапии (традиционных и нетрадиционных).
Задачи:
1. Развивать содержательность и связность речи, упражнять в правильном использовании грамматических форм языка, точно выражать свои мысли и чувства, развивать навыки общения.
2. Развивать познавательные процессы, образное мышление и предпосылки словесно-логического; развивать любознательность, наблюдательность, творчество, фантазию, воображение; формировать эстетический вкус с помощью новых технологий в изодеятельности.
3. Совершенствовать технические умения и навыки.
4. Учить детей разной технике изображения предметов и явлений, дав волю воображению.
5. Учить видоизменять, преобразовывать имеющиеся представления и создавать на этой основе новые образы.
Принципы реализации программы
- Системность. В течение учебного года работа по программе проводится систематически, в определённые дни недели. Конкретно запланированная тема может не ограничиваться рамками одного занятия, так как нельзя заранее обозначить всю гамму спонтанно возникающих ситуаций (таких как: дополнительные объяснения, ответы на вопросы, дополнительная игровая ситуация).
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Этот принцип согласует требование соответствия хода психического и личностного развития ребенка нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития каждой личности, с другой.
- Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
- Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.
- Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
- Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
Новизна
Новизна в том, что программа предусматривает различные формы работы с воспитанником, начиная с наблюдения за окружающим миром и заканчивая созданием готового изделия, отображающего суть внутри личностного состояния. В процессе реализации данной программы, педагог подходит к каждому воспитаннику как к самобытной личности, обладающей своими чертами характера и способностями. Поэтому программа предусматривает дифференцированное обучение детей.
Использование техник изотерапии заключается в том, что, выполняя работу, ребенок может свободно двигаться, что является естественной потребностью в любом возрасте. К тому же, занятия стимулируют познавательную активность ребенка, вызывая у него положительный эмоциональный отклик, позволяют фиксировать его внимание на происходящем, и доставляют радость от совместного творчества с педагогом и детьми.
Изотерапия – лечебное воздействие средствами изобразительного искусства.
Во время занятий можно использовать различные нетрадиционные техники (рисование пальцами и ладошкой, рисование листьями, штампы и печати, поролоновые рисунки, метод монотипии, рисование кремом, рисование предметами окружающего пространства, точечный рисунок, рисование маркером, рисуем по очереди, рисунок плюс аппликация, рисуем с натуры, юный портретист), что позволяет разнообразить упражнения и поддерживать интерес к занятиям.
Занятия живописью – отличный способ творческого самовыражения человека любого возраста. Прежде всего – развитие коммуникативных навыков.
Актуальность
Использование методов арт-терапии в работе с детьми позволит глубже понять внутренний мир ребенка, его проблемы, переживания, так как арт-терапия ресурсна, она находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах, расширяет словарный запас ребенка, активизирует связную речь.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью программы является то, что в ней органично соединяются речевое, изобразительное, декоративно – прикладное обучение. Воспитанники не усваивают готовые знания, а приобретают их через прочувствованное созерцание окружающего мира.
Планируемые результаты
В результате освоения Программы «Красочный мир» предполагаются следующие изменения в поведении детей:
- снижение детской тревожности;
- уменьшение агрессии в игровой ситуации;
- формирование дифференциации своих чувств;
- появление активности и самостоятельности у пассивных детей;
- улучшение коммуникативных качеств личности;
- приобретение навыков конструктивного общения.
Описание места курса в учебном плане
«Красочный мир» - внеурочный курс для учащихся начальной школы.
Адресность программы:
Программа по арт-терапии адресована детям с ОВЗ.
Данная программа отличается от общеобразовательных тем, что в рисунках детей могут преобладать различные типы изображения, отражающие возрастную динамику и индивидуальные особенности личностных переживаний.
Программа рассчитана на детей в возрасте 6 - 10 лет.
Программа реализуется в течение учебного года.
Продолжительность занятий от 30 до 40 минут 1 раз в неделю, индивидуальная и/или групповая формы работы.
Формы организации деятельности
- беседа;
- творческое занятие;
- игра;
- практикум;
- урок-показ;
- мастер-класс;
- тренинг.
Основная форма работы – практическое занятие, результатом которого будет творческий продукт ребенка.
Содержание работы:
Материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, физминутки.
Используемые методы:
- метод наглядности (рассматривание иллюстраций, видеофильмов и др. наглядных пособий);
- словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения);
- практический (самостоятельное выполнение изобразительной деятельности).
Используемые приемы:
- проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
- мотивационный (убеждение, поощрение);
- творческие задания;
- ассоциации;
- коллективная работа.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса:
Личностными результатами являются:
- развитие творческого воображения;
- выражение своего эмоционального состояния в процессе творчества;
- преодоление коммуникативного зажима;
- развитие новых творческих способностей;
- появление учебной инициативности и самостоятельности суждений;
- формирование эмоциональной культуры учащихся;
- повышение самооценки;
Предметными результатами являются:
- умение различать основные виды художественных материалов;
- формирование начальных знаний в области искусства;
- способность к созданию своего творческого продукта и воплощения в нем собственного внутреннего мира;
- уверенное владение техникой работы с различными видами материалов (бумага, нить, краски и т.д.).
Метапредметными результатами являются:
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;
- объективная оценка результатов собственного труда;
- формирование знаково-символической деятельности учащихся;
- формирование наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;
- развитие моторных способностей детей.
Сформированность универсальных учебных действий (УУД) в результате освоения программы:
- Регулятивные УУД:
- овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности;
- осуществление целеполагания;
- овладение действиями планирования — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
- составление плана и последовательности действий;
- овладение действием контроля;
- осуществление действия коррекции;
- способность к действию оценки, оценка результатов работы;
- освоение способов решения проблем творческого характера;
- способность к рефлексии.
- Личностные УУД:
- принятие социальной роли ученика;
- сформированность внутренней позиции школьника;
- принятие и соблюдение норм школьного поведения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- овладение навыками адаптации в социуме.
- Познавательные УУД:
- овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;
- установление аналогий, простых причинно-следственных связей.
- способность отличать известное от неизвестного;
- умение оценить собственные мысли и действия со стороны
- Коммуникативные УУД:
- способность к планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; возможность постановки вопросов;
- способность к разрешению конфликтов;
- умения излагать свое мнение и оценку событий;
- умения знакомиться, присоединяться к группе;
- умения благодарить и принимать комплименты;
- умения выразить свои теплые чувства к другому;
-умения слушать и слышать собеседника;
- умение осознавать свои чувства и выражать их;
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
Содержание программы
При реализации программы используются классические техники работы: рисование красками, гуашью, цветными карандашами, а также нетрадиционные виды изодеятельности: монотипия, рисование тычком; мандалотерапия (рисование в круге), рисование солью, зубной пастой, ажурными салфетками, лепка из теста, рисование пластиковыми вилками, отпечатки природного материала.
Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематический план 1 класс
№ | Тема | Виды и техники деятельности | Материалы |
1-2 | Диагностика | ||
3 | Осень. Природа. Погода. | Рисование сухими листьями | Листья, белый картон, клей |
4 | Овощи. Фрукты. | Оттиск | Половина яблока, гуашь, фломастеры, цветной картон |
5 | Лес. Грибы. Ягоды. | Изотерапия | Гуашь, кисти, бумага |
6 | Зимующие птицы. | Отпечатки ладошек | Гуашь, листы белой бумаги |
7 | Домашние животные и птицы. | Песочная терапия | Песок (манка), цветной картон, клей |
8 | Дикие животные наших лесов. | Изотерапия | Мягкие нитки, клей, силуэты вырезанного животного |
9 | Обувь. Головные уборы. Одежда. | Ниткография | Нитки, лист белой бумаги, клей |
10 | Наш город. | Пальчиковая живопись | Зубная паста, цветной картон |
11 | Дом – жилище человека. | Пластилинография | Пластилин, макароны, гуашь, салфетки |
12 | Посуда. | Штриховка | Трафареты посуды, простые и цветные карандаши |
13 | Нарисованные сказки | Пластилинография | Пластилин, фломастеры, паетки, цветной картон. |
14 | Новый год. | Рисования пальцами | Гуашь, листы белой бумаги |
15 | Зима. Зимние забавы. | Пластилинография | Пластилин, макароны, гуашь, салфетки |
16 | Рождество. | Цветотерапия с элементами Изотерапии | Клей, соль, краски |
17 | Семья. | Граттаж | Листы тонированные тушью, палочка для процарапывания |
18 | Игрушки | Пластилинография | Пластилин, цветная бумага, крупа, клей |
18 | Транспорт. | Отпечаток ладошек | Гуашь |
19 | Портрет из песка | Песочная терапия | Песок или манка, цветной картон |
20 | Защитники Отечества. | Изотерапия | Солёное тесто, формочки, краски, кисти |
21 | Весна. Природа. Погода. | Граттаж | Листы тонированные тушью, палочка для процарапывания |
22 | Женский праздник. | Изотерапия | Солёное тесто, формочки, краски, кисти |
23 | Комнатные растения. | Рисование сухими листьями | Сухие листья, цветной картон |
24 | Перелетные птицы. | Отпечатки ладошек | Гуашь, кисти, листы белой бумаги. |
25 | Страна. | Набрызг | Гуашь, вата, клей, манка |
26 | Пасха. | Изотерапия | Гуашь, салфетки, шаблон яица |
27 | День космонавтики (коллективная работа). | Изотерапия» Техника «Аппликация» | Мыльная пена, клей, лист картона (чёрного цвета) |
28 | Лес. Охрана природы. | Пластилинография | Пластилин, цветная бумага, крупа, клей |
29 | Рыбы. | Отпечатки ладошек, пластилинография. | Цветной картон, гуашь, клей, манка, пластилин |
30 | День Победы. | Граттаж | Листы тонированные тушью, палочка для процарапывания |
31 | Насекомые. | Пластилинография | Пластилин, фломастеры, паетки, цветной картон. |
32-33 | Диагностика |
Календарно-тематический план 2 класс
№ | Тема | Виды и техники деятельности | Материалы |
1-2 | Диагностика | ||
3 | Осенний пейзаж | Тычка | Гуашь, бумага, кисть |
4 | Осенние дары (Коллективная работа) | Оттиск | Разные овощи и фрукты в разрезе, гуашь |
5 | Солнышко | Ниткография | Мягкие нитки, клей, бумага |
6 | Небеса | Пластилинография | Пластилин, картон |
7 | Ночное небо | Монотипия | Клеёнка, лист белой бумаги, гуашь, кисть |
8 | Ночной город | Аппликация | Цветная фактурная бумага, клей, ножницы |
9 | Ночной город | Набрызг | Гуашь жёлтого или белого цвета, кисть |
10 | Портрет Бабы – Яга (веселая и злая) | Песочная терапия | Песок, манка, картон, бумага, фломастеры |
11 | Веселый смешарик | Лепка из соленого теста | Тесто, мука |
12 | Веселый смешарик | Роспись | Гуашь, кисти. |
13 | Морозные узоры | Песочная терапия | Манка, клей, цветной |
14 | Новогодние игрушки | Лепка из солёного теста | Тесто, формочки |
15 | Новогодние игрушки | Изотерапия | Кисти, гуашь |
16 | Снегири | Отпечатки ладошек | Гуашь, цветной картон, ватные палочки |
17 | Снежинка | Граттаж | Тонированные листы бумаги, палочки для процарапывания |
18 | Зимний лес | Оттиск | Листья, гуашь, кисть |
19 | Зимний лес (синий цвет) | Цветотерапия Набрызг | Гуашь, манка, клей, кисть |
20 | Жизнь на севере | Монотипия Аппликация Набрызг | Гуашь, вата, салфетки или белая бархатная бумага, клей |
21 | Жизнь на севере | Монотипия Аппликация Набрызг | Гуашь, вата, салфетки или белая бархатная бумага, клей |
22 | Весёлый зоопарк» (Коллективная работа) | Отпечатки ладошек | Гуашь |
23 | Праздничный стол для мамы. Роспись «Гжель» (Коллективная работа) | Оттиск | Гуашь, шаблоны |
24-25 | Светлая пасха | Пластилинография | Пластилин, шаблоны яиц, крупы, бисер |
26-27 | Космическое путешествие (Коллективная работа) | Изотерапия | Гуашь, ватные палочки, расчёска, щётки |
28 | Пластилиновая черепаха | Пластилинография | Картон, пластилин |
29 | Песочная бабочка | Песочная терапия | Песок или манка, цветной картон |
30-31 | Подводное царство (Коллективная работа) | Пластилинография | Пластилин, цветная бумага, клей, ножницы |
32 | Скоро лето | Пальчиковая живопись | Лист белой бумаги, гуашь |
33-34 | Диагностика |
Календарно-тематический план 3 класс
№ | Тема | Виды и техники деятельности | Материалы |
1-2 | Диагностика | ||
3 | Корзина с листьями | Изотерапия | Лист белой бумаги, гуашь, краски, осенние листья |
4 | Поле маков | Изотерапия | Лист цветной бумаги, мятая бумага, гуашь, краски |
5 | Утро | Рисование по мокрому листу акварелью | Краски, листы бумаги, кисти |
6 | Утренний пейзаж | Монотипия | Клеёнка, лист белой бумаги, гуашь, кисть |
7 | Бабочка | Монотипия | Клеёнка, лист белой бумаги, гелевая ручка |
8 | Натюрморт | Декоративное рисование | Краски, листы бумаги, кисти |
9 | Наварили мы компот | Рисование предметами окружающего мира | Листы белой бумаги, гуашь, кисти, ватные палочки |
10-11 | Я и моя семья | Лепка | Соленое тесто, гуашь, картон |
12 | Горы | Пальчиковая живопись | Лист белой бумаги, гуашь |
13 | Корзина | Гратаж | Тонированные листы бумаги, палочки для процарапывания |
14 | Зимний пейзаж | Декоративное рисование | Лист белой бумаги, краски, гуашь |
15 | Снежинки | Ниткография | Лист белой бумаги, нитки, краски, гуашь |
16 | Веселые кляксы | Техника марания | Тушь, листы белой бумаги |
17 | Зима (с использованием ламинированной карточки» | Рисование предметами окружающего мира | Лист бумаги, ламинированные карточки, ватные палочки |
18 | Березки в снегу | Песочная терапия | Песок, манка, лист белой бумаги, краски |
19 | Мой любимый герой | Ниткография | Лист белой бумаги, нитки, краски, гуашь |
20 | Подводный мир | Гратаж | Тонированные листы бумаги, палочки для процарапывания |
21 | Портрет мамы | Декоративное рисование | Лист белой бумаги, краски, гуашь |
22 | Океан | Монотипия Аппликация Набрызг | Гуашь, вата, салфетки или белая бархатная бумага, клей |
23 | Строим дом | Песочная терапия | Песок, манка, лист белой бумаги, краски |
24 | Космос | Рисование предметами окружающего мира | Лист белой бумаги, губки, гуашь |
25 | Чей детеныш | Пластилинография | Картон, пластилин |
26 | Лебединое озеро (Коллективная работа) | Отпечатки ладошек | Гуашь, бумага |
27 | Золотая рыбка, которая живёт на морском дне | Пластилинография Отпечатки ладошек | Цветной картон, гуашь, клей, манка, пластилин |
28 | Виноградная гроздь | Пластилинография | Картон, пластилин |
29 | Коровки на лугу | Штриховка | Листы с изображением домашних животных |
30 | Грачи прилетели | Тычка Монотипия (для фона неба) | Плёнка, гуашь, акварель |
31 | Сирень | Рисование чаем | Картон, пакеты чая |
32 | Божья коровка | Пластилинография | Картон, пластилин |
33-34 | Диагностика |
Календарно-тематический план 4 класс
№ | Тема | Виды и техники деятельности | Материалы |
1-2 | Диагностика | ||
3 | Осенняя фантазия | Изотерапия | Сухие листья, клей, ножницы, карандаши, фломастеры, тарелочки. |
4 | Свободный рисунок в круге | Рисование предметами окружающего мира | Бумага, краски, гуашь, ватные палочки |
5 | Бабушкино лукошко | Пальчиковая живопись | Лист белой бумаги, гуашь |
6 | Игра ниток | Монотипии с использованием ниток | Бумага, нитки, краски, кисти |
7 | Путаница | Изотерапия | Кисть, краски, бумага |
8-9 | Иллюстрируем сказку | Пластилинография | Картон, пластилин |
10 | Сказочные герои: Водяной, Кощей Бессмертный | Пальчиковая живопись | Лист белой бумаги, гуашь |
11-12 | Мое домашнее животное | Лепка из слоеного теста | Солёное тесто, формочки, краски, кисти |
13 | Птицы | Монотипии с использованием ниток | Бумага, нитки, краски, кисти |
14-15 | Новый год | Лепка из слоеного теста | Солёное тесто, формочки, краски, кисти |
16-17 | Зимняя сказка | Рисование предметами окружающего мира | Листы белой бумаги, краски, ножницы, салфетки. |
18 | Веселый маскарад | Отпечатки ладошек | Гуашь |
19-20 | Я и мои эмоции | Рисование предметами окружающего мира | Работа с разными материалами |
21-22 | Открытка папе | Лепка из слоеного теста | Солёное тесто, формочки, краски, кисти |
23 | Несуществующий зверек | Смешанная | Цветная бумага, фольга, бусины, скотч, ножницы, клей, фломастеры |
24 | Мишка на севере | Аппликация методом обрывания | Цветная бумага |
25 | Любимой мамочке | Кляксография | Бумага, краски, трубочки |
26 | Подводный мир | Акватипия | Бумага, краски, кисть |
27 | Разные птицы | Сухая кисть | Бумага, краски, гуашь, кисть |
28 | Открываем новую галактику | Изотерапия | Гуашь, ватные палочки, расчёска, щётки |
29 | Весёлая гусеница | Пластилинография | Пластилин, фломастеры, паетки, цветной картон |
30 | Путешествие на облаке | Техника марания | Краски, листы бумаги |
31 | Веселый клоун | Аппликации, обрывание бумаги | Цветная бумага, клей, лист белой бумаги |
32 | Здравствуй, лето | Смешанная | Бумага, краски, гуашь, кисть |
33-34 | Диагностика |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия:
Аверина Н. Л. Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов средствами изобразительного искусства // Образование и воспитание. 2015. №4.
Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений/Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 248 с.
Аметова Л.А. "Формирование арттерапевтической культуры младших школьников. Сам себе арттерапевт". М., 2003.
Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – В кн.: Игры, в которые играют люди. – СПб.: Лениздат, 2004
Захарова Ю.В. Использование нетрадиционных техник изображения при обучении рисованию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. №3.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. "Путь к волшебству, Теория и практика арттерапии". СПб.: Златоуст, 2005.
Копытин А.И. Арттерапия детей и подростков. – М.: «Когито-Центр», 2010.
Лебедева Л.Д. Практика арттерапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2008.
Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. – М.: «Класс», 2005.
Дидактический материал
- наглядный материал;
- пособия по художественному творчеству;
- справочная литература.
Учебно-материальная база
Для занятий по профилю данной программы необходимо иметь:
- помещение с хорошим освещением
- рабочие столы, стулья, доска
- материалы и инструменты: акварельные краски, гуашь, восковые мелки, листы формата А4, пластилин, цветная бумага и картон, клей, крупа
- компьютер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...