Конспект урока по чтению в7-ом классе
план-конспект урока (7 класс)

Конспект урока по чтению .

Знакомство с творчеством Л.Н.Толстого

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_chtenie_1.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Л.Н. Толстой . Жизнь и творчество.

Цель:.  Формирование у учащихся целостного представления о жизни и творчестве Льва Николаевича Толстого.

Задачи : 1. Развивать речь, совершенствовать технику чтения, память учащихся.

               2. Воспитывать интерес к творчеству Л.Н. Толстого, к предмету чтение

               3.  Коррекционно-развивающая

            Тип урока: урок открытия новых знаний

Оборудование: презентация Microsoft Power Point, компьютер, проектор, экран; портрет Л.Н.Толстого.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Сегодня мы узнаем о жизни и творчестве великого русского писателя, который помогал простому народу, открывал школы для детей крестьян, составил азбуку для них.

            2.Цель урока.

-Тема нашего урока “Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество”. Слайд (  ).

-Давайте вместе обозначим цель нашего урока- что мы должны сегодня узнать на уроке( Узнать о жизни и творчестве Льва Николаевича Толстого.)

-Мы познакомимся с некоторыми фактами его биографии, особое внимание уделим детству писателя. Назовем произведения, которые он написал.

3.  Изложение нового материала.

Слайд (  ). Л.Н.Толстой  родился 28 августа 1828 года. Обратите  внимание на дату рожрения. Его можно легко запомнить. Потому что число месяца и число года в столетии совпадают; кроме того август по счёту восьмой месяц, дату рождения можно обозначить так-28.8.1828.

Слайд(  ). Родился он в усадьбе Ясная Поляна недалеко от Тулы.

Слайд(  ). Его мать – Мария Николаевна, урожденная княжна Волконская, умерла, когда мальчику было 1,5 года.Она  была добрым и отзывчивым человеком, умной и образованной женщиной: знала французский, немецкий, английский и итальянский языки, играла на фортепиано, занималась живописью. В семье не сохранилось ни одного ее портрета, кроме маленького силуэта. Отец Толстого – граф Николай Ильич Толстой, участник Отечественной войны, умер через 6 лет. Николая Ильича Толстого, своего отца, дети любили и ценили за гуманное отношение к крепостным. Кроме занятий хозяйством и детьми, он много читал. За свою жизнь Николай Ильич собрал богатую библиотеку, состоящую из редких по тем временам книг французских классиков, исторических и естественно-исторических сочинений.

Для Толстого-ребенка отец был воплощением красоты, силы, страстной, азартной любви к радостям жизни.

У Толстого было 3 брата – Николай, Сергей и Дмитрий, и младшая сестра Маша. Воспитывала детей тетя – женщина очень добрая и ласковая. Толстой

очень любил тетеньку и уважал ее. Он был чуткий, любознательный мальчик, как и все маленькие дети любил развлечения (поездки на лошадях, бег на гору к ключу). Любимым занятие Толстого в детстве было чтение книг. Он увлекался стихами Пушкина, баснями Крылова.

Слайд(  ). Особенно сильные детские воспоминания Лёвушки связаны с его братом Николаем. Однажды старший брат объявил пятилетнему Лёвушке, что он знает тайну. Если она откроется, то все будут любить друг друга. Эта тайна, говорил Николенька,написана им на зеленой палочке,и она зарыта у дороги, на краю оврага.

Слайд(  ). Детская игра произвела на мальчика огромное впечатление. Он всю жизнь пытался найти и сделать что-то такое, чтобы народ был счастлив: открывал школы для крестьянских детей, сам работал там учителем... Для Л.Н.Толстого смыслом жизни было служение людям. Для него счастье-это постоянная работа.

Слайд(  ) .устраивал больницы для бедных, помогал голодающему населению, щедро отдавал свои деньги нуждающимся, пытался отказаться от труда крепостных…

Слайд(  ). В 1851 году Л.Н.Толстой уезжает на Кавказ. Там идёт тяжёлая война с горскими народами. Л.Н.Толстой участвует в военных походах, командует орудием.

Слайд(  ). Здесь, на Кавказе, Л.Н.Толстой начинает писать свои первые    произведения. В основу повести «Кавказский пленник» положены рассказы русских солдат, которые побывали в плену у горцев.

Слайд(  ). В 1862 г. он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс. Толстые воспитали девятерых детей.

Слайд(   ). Толстой 10 ноября 1910 тайно покинул Ясную Поляну. Здоровье 82-летнего писателя не выдержало путешествия. Он простудился и, заболев, 20 ноября скончался в пути на станции Астапово Рязанско-Уральской железной дороги. 23 ноября 1910 г. писателя похоронили в Ясной Поляне, в лесу, на краю оврага, где в детстве он вместе с братом искал "зеленую палочку", хранившую "секрет", как сделать всех людей счастливыми.

6. Физкультминутка «Сова»  (улучшает зрительную память, внимание, снимает напряжение, которое развивается при длительном сидении и чтении)

- Ухватитесь правой рукой за левое плечо и сожмите его. Поверните голову влево так,  чтобы смотреть назад через плечо. Дышите глубоко и разведите плечи назад. Теперь  посмотрите через другое плечо, опять разводя плечи. Уроните подборок на грудь и  глубоко дышите, давая мышцам расслабиться. Повторить, держа плечо другой рукой.  

И.п.: сидя за партой, руки на пояс. 1-4 – одновременные круговые движения плечами назад. Вы полнить 1-2 раза. Темп медленный.

7. Творчество писателя.

-Толстой написал рассказы, басни, сказки, научно-популярные статьи и поместил их в одну большую книгу «Азбуку». Она включала в себя азбуку, арифметику (математику), произведения для чтения. Лев Николаевич всегда с теплотой вспоминал о своем детстве, поэтому и его рассказы о детях и животных отличаются добротой и мы их с удовольствием читаем.

Слайд(  ). Л.Н.Толстой написал для детей следующие сказки:” Три медведя”, “Как мужик гусей делил”, “Липунюшка”, “Царь и рубашка”. 

Слайд(  ). Рассказы о животных: “Лев и собачка”, “Орёл”, “Пожарные собаки”, “Булька”, “Умная галка”.

Слайд(  ). Рассказы о детях: “Косточка”, “Девочка и грибы”, “Филиппок”, “Два товарища”, “Котёнок”, “Пожар”.

далее Чтение учениками по цепочке стр 104-107 учебника

 

Подведение итогов урока.

-Ребята, мы познакомились с биографией Л.Н.Толстого?

-Когда он родился?

-Где он родился?

-Сколько детей было в семье?

-После смерти родителей кто их воспитал?

-Что он делает на Кавказе?

-Что он открыл для крестьянских детей?

-Что написал для них?

-В каком году он умер?

-Какое произведение послушали?

-Вам понравился этот рассказ?

Домашнее задание.

-Читать биографию (Стр.104-105).

Подведение итогов урока

- Молодцы, хорошо поработали сегодня на уроке. Особо активно проявившим себя (перечисляю учащихся) я ставлю 5, но у других ребят будет возможность проявить себя на следующем уроке.

– Закончить наш урок мне хочется словами самого Льва Николаевича, с которыми он обращался к своим ученикам в Яснополянской школе: “Спасибо, ребята, что ходите ко мне. Я рад, когда вы хорошо учитесь. Только, пожалуйста, не шалите. А то есть такие, что не слушают, а только сами шалят. А то, что я вам говорю, нужно для вас будет. Вы вспомните, когда уже меня не будет, что старик говорил вам добро”. Этим добром пронизаны все произведения Льва Николаевича. Именно поэтому их любят и знают взрослые и дети.

             

   

Интересные факты из жизни Л. Н. Толстого

из воспоминаний Софьи Андреевны Толстой, жены писателя:

«Не любил молока и рыбы. Любил вишни, поглощая их в необыкновенном количестве.

 Был смел, но страшно боялся крыс: еще в Севастополе однажды выскочил под ураганный обстрел неприятеля, увидев крысу.

 Страстный охотник, но лая собак не переносил.

 Легко плакал, редко смеялся (зато до слез).

 Обладал выдающейся чуткостью к музыке. Играл с увлечением.

 Артистичен и прекрасно читал. При этом был застенчив».

 «Очень любил многочасовые прогулки пешком. Он созерцал природу, почти нетронутую человеком, там он мыслил. Он особенно любил выбирать малозаметные тропинки, не зная, куда они приведут...»

«В кругу своей семьи он часто вспоминал знаменитую французскую поговорку: Чтобы быть здоровым, надо много ходить и хорошо жевать...»

В зрелую пору жизни писатель свободно владел английским, французским и немецким языками; читал на итальянском, польском, чешском и сербском; знал греческий, латинский, украинский, татарский, церковнославянский; изучал древнееврейский, турецкий, голландский, болгарский и другие языки. В яснополянской библиотеке писателя собраны книги более чем на 30 языках.

Критерии  оценивания

Самооценка

Учитель

начало урока

 конец урока

1.Активное участие на уроке.

2. Правильные ответы на вопросы.

3.Соблюдение интонации при чтении.

4.Чтение без пропусков букв и без замен слов .

5.Понимание содержание текста, материала.

Критерии  оценивания

Самооценка

Учитель

начало урока

 конец урока

1.Активное участие на уроке.

2. Правильные ответы на вопросы.

3.Соблюдение интонации при чтении.

4.Чтение без пропусков букв и без замен слов .

5.Понимание содержание текста, материала.

Критерии  оценивания

Самооценка

Учитель

начало урока

 конец урока

1.Активное участие на уроке.

2. Правильные ответы на вопросы.

3.Соблюдение интонации при чтении.

4.Чтение без пропусков букв и без замен слов .

5.Понимание содержание текста, материала.

Государственное бюджетное специальное  (коррекционное) образовательное

учреждение для обучающихся, воспитанников  с ограниченными возможностями здоровья
«Мамадышская специальная (коррекционная) общеобразовательная

 школа-интернат VIII вида»

“Л.Н.Толстой.

Жизнь и творчество”.

(Открытый урок по русской литературе

 в 7а классе)

                                                                   Провела: учитель

1 квалификационной категории  

                                                                Зиганшина Л.А

Ноябрь, 2017 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока внеклассного чтения для 11 класса Тема: Жизнь богата человеком (по рассказу Бориса Екимова «Возвращение»)

Тема:Жизнь богата человеком (по рассказу Бориса Екимова «Возвращение»).Тип урока:урок-беседа.Цели: - выявление художественного мастерства и нравственной проблематики рассказа;-формирование умени...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Защита проекта "О братьях наших меньших"

Урок  обобщения и систематизации знаний.Цель:Подведение  итогов  работы над проектом «О братьях наших меньших».Задачи:Повторить правила работы над проектом, его этапы;Формировать...

конспект урока по чтению в 4 классе в школе VIII вида

Тема урока: По Б. Житкову «Наводнение». Чтение и работа по иллюстрациям.Тип урока: Урок сообщения новых знаний.Цель: Совершенствование навыков чтения в процессе знакомства с новым произведением....

Конспект урока внеклассного чтения (3-4 класс) по теме: "Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках"

Конспект урока внеклассного чтения (в 3-4 классе)по теме «Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках»Цель: Развитие читательского интереса у младших школьников.Задачи:Образовательн...

Конспект урока по чтению в 3 классе на тему :Урок обобщение «Настали дни весенние!»

Цели: совершенствование навыков осознанного чтения, умения отвечать на вопросы по содержанию прочитанных произведений, выстраивать логическую последовательность описываемых событий, навыков выразитель...

Конспект урока по чтению в 9 классе. Тема урока: Э. Сетон- Томпсон «Снап» .

Конспект урока по чтению в 9 классе . Тема урока : Э. Сетон - Томпсон "Снап"...

План-конспект урока внеклассного чтения в 5 классе УРОК-ИГРА «Вспоминая сказки Андерсена»

Данныйурок  внеклассногочтения  расширитяет знания детей о сказках Г.Х. Андерсена, развивает  интерес к его творчеству; воспитывает у учащихся чувство коллективизма, сплоченности, умени...