Нетрадиционные формы занятий для обучающегося с ТМНР.
план-конспект

Екатерина Юрьевна Меценко

Нетрадиционные формы занятий для обучающегося 1 класса с ТМНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОУ "Радужнинская школа для обучающихся

 с ограниченными возможностями здоровья"

г. Радужный

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Нетрадиционные формы занятий

(внеурочная деятельность)

индивидуальное обучение на дому (2 вариант)

период с 18.05.20 до 04.06.20

обучающийся: Даниил М.

Подготовила:  учитель надомного обучения: Меценко Е.Ю.

18.05.20

Речь и альтернативная коммуникация

Дата: 18.05

Тема: Занятие-инсценировка. Сказка "Колобок".

Оборудование: дидактическое пособие на липучках «Колобок» , книга сказка «Колобок», видео мультфильм, резиновый мячик.

Ход занятия:

Мы с тобой уже знакомились со сказкой «Колобок», но чтоб вспомнить всех героев, давай сначала посмотрим мультфильм :

https://youtu.be/gx_DRcenReo 

А теперь, давай поиграем с героями сказки. «Найди колобка?» Вот Колобок! ( показываем пальчиком «рука в руке» колобка на дидактическом пособии).Он от бабушки ушел и от дедушки ушел… «Покажи бабушку/дедушку» …( показываем пальчиком «рука в руке» бабушку/дедушку на дидактическом пособии) Покатился Колобок по тропинке (катаем ладошкой ребенка мячик по поверхности стола). «Кого первым встретил Колобок?» - Зайку! (показываем пальчиком зайца на дидактическом пособии). Дальше покатился Колобок (катаем мячик по столу ладошкой ребенка) и далее по тексту сказки Волк/ Медведь/ Лиса. Вопросы те же – «Кого встретил Колобок?». Действия те же – показываем героя сказки и катаем мячик, изображая движение Колобка по тропинке.

Математические представления

Тема: Путешествие -"Весна".

Оборудование: картинки с признаками весны.

Путешествие капельки.

Зимой, в холода, под нашей крышей выросли сосульки. ( картинка с сосульками)

Но пришла весна, пригрело солнышко и сосульки стали таять Кап-Кап! Кап-Кап! (картинка капель)

Сегодня мы с тобой отправимся в путешествие по весне. В путешествие с маленькой капелькой, которая упала с тающей сосульки. ( картинка капельки)

Ка-ап! И маленькая капелька упала вниз, прямо в большую лужу! (картинка лужи)

-Ой, где это я? Что это такое?- спросила капелька.

-Не бойся, капелька, это лужа. Лужи всегда появляются весной, когда тает снег или во время летнего дождя.

-Как интересно – сказала капелька -, но я здесь не задержусь, меня куда-то несет течением.

-Это весенний ручеек подхватил тебя и твоих подружек-капелек и журчит по проталине. (картинка ручейка в проталине)

-Капелька, посмотри, сколько радости у ребят! Они пускают по ручью бумажные кораблики и бегут за ними. (картинка дети пускают кораблики в ручье)

- Да, им весело! А куда же меня уносит ручеек? – спросила капелька.

-Ручей бежит к речке, через весенний лесок, в котором пробуждаются деревца. ( картинка весеннего леса).

Человек

Тема: Игра: «Утренний и вечерний туалет».

Оборудование:  предметы  необходимые для гигиены  (мыло, полотенце, расческа, ножницы, зубная щетка, шампунь).

Ход занятия:

Просмотр мультфильма «Мойдодыр» https://youtu.be/xA-3sOLznYA

Задание: игра «Что мне нужно?»

Выбери предметы  для выполнения определенной работы по уходу за собой.

1. Вымыть лицо и руки. ( Мыло, полотенец, паста).

2. Постричь ногти. ( Зубная щетка, ножницы, шампунь)

3. Расчесать волосы. (Расческа, мыло, полотенце)

4. Почистить зубы. (Зубная щетка, расческа, паста).

Музыка и движение

Тема: Занятие-концерт. Имитация игры на музыкальных инструментах.

Оборудование: маракасы, игрушки мягкие

Ход занятия: Сегодня мы с тобой устроим концерт! Вот уже и зрители расселись по местам ( игрушки на диване). Играем на маракасе для «зрителей».

19.05.20

Окружающий природный мир

Тема: Путешествие в мир насекомых.

Оборудование: набор резиновых насекомых, картинки с заданиями с героями мультфильма «Лунтик».

Ход занятия:

Давай посмотрим интересный мультик про насекомых. https://youtu.be/9oiwqAZgZjw

Задание: Давай поиграем вместе с героями мультика «Лунтик»

  1. Перед тобой разные жуки ( набор резиновых фигурок насекомых), дай мне красного жука.
  2. Найди желтого паука, а теперь найди черного.
  3. Посмотри на картинку. На ней нарисована божья коровка. Но чего же ей не хватает? Пятнышек. Давай вместе нарисуем  черные круглые пятнышки на ее спинке.

Адаптивная физкультура

Тема: Креативная гимнастика. Упражнения на расслабление мускулатуры плечевого пояса.

Оборудование: маленькие мячи с тактильным рельефом.

Ход занятия:        

Упражнение 1: Катаем маленькие мячи («тактилики») по ладони ребенка, по рукам. Упражнение сопровождается присказкой:

Этот шарик непростой,
Весь колючий, вот такой!
Меж ладошками кладем,
Им ладошки разотрем.
Вверх, вниз его катаем,
Свои ручки развиваем.

Упражнение 2: «Месим тесто»

Месим, месим тесто – сжимаем массажный мячик в одной руке.
Есть в печке место – перекладываем и сжимаем мяч другой рукой.
Я для милой мамочки – сжимаем мяч двумя руками несколько раз.
Испеку два пряничка – катаем мяч между ладонями.

Коррекционно-развивающие занятия

Тема: Игра. Ориентировка на собственном теле.

Оборудование: игрушка мишка.

Ход занятия:

Выполняем вместе с ребенком следующие  упражнения:

  1. Покажи глазки у мишки…покажи глазки у Дани…
  2. Покажи ушки у мишки… покажи ушки у Дани…
  3. Где у мишки ручки?... Где у Дани ручки?...
  4. Где у мишки ножки?... Где у Дани ножки?..

Упражнение 2: Погладь мишку по голове… а теперь давай погладим Даню по голове. Мишка хлопает в ладоши, а Даня может похлопать в ладоши?...

Упражнения выполняются при непосредственной помощи взрослого.

Изобразительная деятельность

Тема: Творческое занятие. Конструирование объекта из бумаги «Гармошка».

Оборудование: полоски цветной бумаги шириной 5, 10 и 15 см.

Ход занятия:

Совместно с ребенком, методом «рука в руке», складываем из бумаги гармошку, последовательно сгибая грани и проглаживая с усилием пальцем.

20.05.20

Окружающий социальный мир

Тема: Онлайн- экскурсия : «Россия. Москва»

Ход занятия:

Просмотр обучающего видео Русского Географического общества для детей «Россия – наша Родина» https://youtu.be/xSrsouS0_4U 

Задание: Аппликация «Флаг России» из подготовленных полос цветной бумаги, сложить в правильном порядке по образцу и приклеить на основу макет флага России.

Просмотр обучающего видео Русского Географического общества для детей «Москва»

https://youtu.be/2rR_eNrsdgg

Задание: Строим башни и дома  из деревянных кубиков.

Речь и альтернативная коммуникация

Тема: Викторина: сказка "Колобок".

Оборудование: Оборудование: дидактическое пособие на липучках «Колобок» , сухой бассейн с героями сказки, резиновый мячик.

Задание: Давай вспомним сказку «Колобок». Мы вместе будем доставать из коробки игрушки, и ставить их рядом с соответствующей картинкой героя сказки.

Вопросы

«Кто это?»  - Лиса/волк/медведь/колобок/…

«Где жил колобок?» -В домике! Покажи домик. Вот он домик! ( показываем на картинке)

«Покажи»  Колобка/ зайчика/ бабку, дедку/ лису/волка/медведя.

Слушание песенки Колобка. Пока слушаем песенку, играем с мячиком, катая его по столу ладошкой ребенка, и указывая картинки животных о которых говорится в песне.

Песня Колобка https://youtu.be/Kzur-DouOTM 

Человек

Тема: Занятие-игра «Зарядка».

Оборудование: резиновый мяч, палка гимнастическая.

Ход занятия:

Выполняем с ребенком упражнения, доступные при его физическом состоянии.

Упражнение 1: «Разминка» руки вверх, в стороны, вниз. Ноги согнуты в коленях, отведение колен в стороны. Повороты головы – выполняется лежа с учетом комфортной для ребенка нагрузки.

Упражнение 2: «Мяч» лежа на животе на большом мяче, делаем пружинящие движения. 3 мин.

Упражнение 3: «Турник» - ребенок захватывает палку руками, осторожно приподнимаем туловище ребенка.  

Изобразительная деятельность

Тема: Занятие - игра. Сборка изображения объекта по мотивам сказки «Колобок». Лиса. Волк. Заяц. Медведь.

Оборудование: заготовки персонажей сказки.

Ход занятия:

Совместно с ребенком подбираем подходящие для каждого отдельного персонажа детали, складываем в нужном порядке, приклеиваем.

21.05.20

Окружающий природный мир

Тема: Занятие- наблюдение «Животные»

Оборудование: карточка «Где чей хвост?», домашние питомцы.

У нас с тобой сегодня интересное задание – понаблюдать за животными, а так как мы дома, то наблюдать мы будем за нашими домашними животными – собакой Норой и котом Семеном.

План наблюдения:

  1. Накормить животных, налить им чистой воды. Наблюдать, как они кушают.
  2. Поиграть с котом бантиком на ниточке.
  3. Погладить собаку.
  4. Наблюдать, как животные спят.

Задание: карточка «Где чей хвост». Помочь ребенку определить и правильно соединить хвост и его обладателя. (на карточке кот, собака, поросенок)

Математические представления

Тема: Занятие - игра. Сутки: день, ночь.

Оборудование: Дидактическая игра «Маша: день и ночь», дидактическое пособие на липучках «Одевай-ка».

Задания:

«Утро» Посмотри на картинку. Кто на картинке? Это девочка Маша! Настало утро. Что делает Маша? (встает, умывается, чистит зубы, заправляет кровать, завтракает). Покажи, как Маша потянулась? (имитируем подтягивание, помогаем ребенку поднять руки вверх).  Покажи, как Маша умывается? (имитируем  действие умывания, помогаем ребенку сделать эти движения).

«День». Одень Машу на прогулку. Покажи, что мы оденем Маше на прогулку? Правильно, платье. Сандалии. Косынку. Маша хочет покататься на велосипеде, найди на картинке велосипед, покажи. (помогаем найти и показать искомый предмет на картинке с изображениями).

«Ночь» День закончился. Маша гуляла, играла, кушала, а теперь она устала, умылась, одела пижаму и хочет спать. Давай уложим Машу спать. Укроем ее одеялом и выключим свет. Что мы скажем Маше перед сном? Спокойной ночи!

Музыка и движение

Тема: Занятие- имитация. Движения животных под музыку.

Оборудование: фонограмма

Ход занятия:

Под фонограмму из видео «Зарядка со зверятами» https://youtu.be/nXpUV0MvaS0 

имитируем движения зверей (заяц, волк, медведь, лиса, ежик, белка)

Коррекционно-развивающие занятия

Тема: Занятие- путешествие. Ориентировка в собственном теле.

Оборудование:  планшет.

Ход занятия:

Просмотр обучающего видео «Путешествие по вашему телу» https://youtu.be/kV8zgacFmn4

22.05.20

Человек

Тема: Занятие со сказочными героями «Сон, его значение».

Оборудование: мягкая игрушка мишка, одеяльце, подушка.

Ход занятия: Уложить спать мишку, укрыть, спеть колыбельную.

Изобразительная деятельность

Тема: Занятие - игра. Сборка изображения объекта по мотивам сказки «Колобок». Бабка. Дедка.

Оборудование: заготовки персонажей сказки, клей, ножницы.

Ход занятия:

Совместно с ребенком подбираем подходящие для каждого отдельного персонажа детали, складываем в нужном порядке, приклеиваем.

Речь и альтернативная коммуникация

Тема:  Путешествие в сказку: "Репка".

Оборудование: видео фильм «Репка», картинки с героями сказки, «ковер-самолет» -лист А4 с напечатанным рисунком , геометрические фигуры – «заплатки» .

Ход занятия:

Сегодня мы с тобой отправимся в путешествие в сказку «Репка». А отправимся мы туда на «ковре самолете», ой, наш «ковер-самолет» прохудился, надо найти заплатку для него, подходящую по цвету и форме. Совместно ищем заплатку для «ковра».

Теперь можно отправляться! Смотри внимательно! (просмотр видео ролика «Репка») https://youtu.be/8QHhw6NwEcE 

А теперь давай вместе сложим картинки с героями в нужном порядке. Выкладываем картинки – репка, дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка.

Адаптивная физкультура

Тема: Креативная гимнастика. Упражнения на расслабление мускулатуры плечевого пояса.

Оборудование: маленькие мячи с тактильным рельефом.

Ход занятия:

Упражнение 1: Катаем маленькие мячи («тактилики») по ладони ребенка, по рукам. Упражнение сопровождается присказкой:

Этот шарик непростой,
Весь колючий, вот такой!
Меж ладошками кладем,
Им ладошки разотрем.
Вверх, вниз его катаем,
Свои ручки развиваем.

Упражнение 2: «Месим тесто»

Месим, месим тесто – сжимаем массажный мячик в одной руке.
Есть в печке место – перекладываем и сжимаем мяч другой рукой.
Я для милой мамочки – сжимаем мяч двумя руками несколько раз.
Испеку два пряничка – катаем мяч между ладонями.

25.05.20

Речь и альтернативная коммуникация

Тема: Занятие - спектакль. Сказка "Репка".

Оборудование: пальчиковый театр «Репка»

Мы с тобой знакомы со сказкой «Репка», а сегодня мы сами попробуем сыграть спектакль.  Занятие строится на пересказе сказки и показом действий героев с применением фигурок героев сказки.

Физкультминутка.

Вот мы репку посадили (наклониться)

И водой ее полили. (Имитация движения)

А теперь ее потянем, (имитация движения)

И из репки кашу сварим(имитация движения)

И будем мы от репки, здоровые и крепкие(показать силу).

Математические представления

Тема: Онлайн-экскурсия «Лето».

Оборудование: смарт ТВ (или планшет), презентация, лист А4, клей, подготовленные заготовки для аппликации.

Ход занятия:

Ребенку предлагается просмотреть презентацию «Лето». Во время просмотра, используя «паузу» обращаем внимание ребенка на детали слайдов. Акцентируем его внимание на знакомых предметах, явлениях природы, животных и насекомых.

https://youtu.be/aHS2-FGR4aw 

Задание: Вместе с ребенком сложить и приклеить аппликацию «Цветок» из заготовок .

Человек

Тема: Игра: «Человек: строение».

Оборудование: 3д книга «Строение человека» , планшет.

Ход занятия:

Играем с 3д энциклопедией «Строение человека», смотрим 3 д модели и слушаем озвучку текста.

Музыка и движение

Тема: Творческое занятие. Слушание «Песенки про кузнечика»

Оборудование: фонограмма, карточки с изображением насекомых.

Ход занятия:

слушаем «песенку про кузнечика», смотрим клип https://youtu.be/stbuFti6FKM 

Задание по карточкам - покажи кузнечика.

26.05.20

Окружающий природный мир

Тема: Занятие – наблюдение «Птицы».

 Оборудование: корм для птиц.

Ход занятия:

Сегодня мы с тобой будем наблюдать за птицами, для этого мы отправимся погулять возле дома. Задание :

Каких птиц мы можем встретить в городе? Чаще всего – это голуби. Еще можно увидеть воробьев, ворон и чаек, чайки прилетают  к нам только на лето.

Давай покормим, голубей и понаблюдаем за ними.

Что общего у всех птиц? – У них есть крылья, они умеют летать, у них есть клюв, хвост, их лапки красного цвета, круглые маленькие глазки, черного цвета.

Задание: наблюдение за птицами, за кормлением и купанием птичек в луже.

Адаптивная физкультура

Тема: Занятие-массаж. Упражнения на тонизацию плечевого пояса.

Оборудование: коврик, массажный или детский крем.

Ход занятия:

Расслабляющий массаж для ребенка, учитывая все особенности развития контрактур и спастики конечностей.

  1. Ребенок лежит на спине, постараться вытянуть руки ребенка вдоль тела, легкие поглаживающие движения вдоль рук от плеча к кисти, помогают расслабить мускулатуру.
  2. Легкие круговые движения большими пальцами от шеи по плечам ребенка, указательными и средними пальцами руки, придерживайте шею ребенка, не разрешая ему поднимать голову. Голова должна быть повернута на бок в физиологически удобную для ребенка сторону.
  3. «Пощипывания» синхронно, обеими ладонями производим легкие пощипывающие движения, захватывая большим пальцем – заднюю часть плеча, а остальными переднюю, движения от шеи до предплечья и обратно.
  4. Ребенок лежит на спине. Массажные движения по всей длине рук.
  5. Массаж ладоней и пальчиков ребенка.

Коррекционно-развивающие занятия

Тема: Развивающие игры. Ориентировка в собственном теле.

Оборудование: дидактическая игра на липучках «Лицо», картинка с изображением тела человека, фломастеры.

Ход занятия:

Игра с дидактическим пособием «Лицо», «собираем» части лица, комментируем каждое действие.

Разукрасить картинку тела человека «рука в руке» по заданным параметрам:

  1. Нарисуем темные волосы.
  2. Красную футболку.
  3. Синие джинсы.
  4. Желтые кеды.

Изобразительная деятельность        

Тема: Занятие - игра. Сборка изображения объекта по мотивам сказки «Колобок». Домик.

Оборудование: заготовки персонажей сказки, клей, ножницы.

Ход занятия:

Совместно с ребенком подбираем подходящие для каждого отдельного персонажа детали, складываем в нужном порядке, приклеиваем.

27.05.20

Речь и альтернативная коммуникация

Тема: Творческое занятие: сказка "Репка".

Оборудование: Картинка-пазл, картинка с мышкой и репкой, фломастеры.

Ход занятия:

Задание 1: Смотри, перед нами разрезанная картинка, все ее части перемешались, давай вместе соберем картинку, чтоб увидеть, что на ней изображено. ( Картинка с изображением как дед тянет репку, разрезанная на 4 части). Собираем методом «рука в руке».

Задание 2: «Кто на картинке?» -Это мышка!. Но у мышки не хватает хвостика, давай вместе дорисуем хвостик мышке.

«Кто на картинке?» -Это репка! Какого цвета должна быть репка? – Правильно, желтого! Давай вместе раскрасим репку в желтый цвет.

Давай еще раз посмотрим мультик про репку https://youtu.be/ueuqR3t3SmU 

Математические представления

Тема: Онлайн-путешествие «Моё лето».

Оборудование: фото из семейного архива с тематикой лета, пальчиковая зеленая краска, рисунок дерева с ветками, влажные салфетки.

Ход занятия:

Просмотреть подборку фото из семейного альбома и рассказать ребенку, что на них изображено.

Акцентировать внимание  вопросами: отвечать за ребенка, следя, чтоб он понимал и смотрел на указанные предметы и людей на фотографиях.

«Кто это?» - члены семьи

«Где Даня?» место, где сделано фото -  у бабушки и дедушки в деревне, на море, на площади, в машине, в лесу.

«Что вокруг на фото?» - лето, трава, лес, река, бассейн, машины, люди, море…

Задание: на подготовленном шаблоне дерева с ветками, зеленой пальчиковой краской, методом «рука в руке», нарисовать листики.

Человек

Тема: Игра-импровизация: «Что умеет твое тело».

Оборудование: картинка с изображением тела человека.

Ход занятия:

Игра «Собери человека»

- Из каких частей состоит наше тело? (голова, шея, туловище, руки, ноги)

Как вы думаете, какая часть самая главная? (голова)

- На чем держится голова? (на шее)

- Самая большая часть нашего тела? (туловище)

- А главные помощники нашего тела, это...? (руки и ноги)

- По сколько рук и ног у человека?

- Рассмотрите, что есть одинакового на руках и ногах?(пальцы)

- Головой мы что делаем? (думаем). Ушами что делаем? (слушаем). Глазами..? (смотрим). Носом..? (дышим, нюхаем). Ртом..? (едим, пьем, говорим). Руками..? (берем, держим). Пальцами..? (трогаем, гладим, рисуем). Ногами..? (ходим, бегаем, прыгаем)

Музыка и движение

Тема: Занятие-фантазия. Разучивание «Песни про кузнечика».

Оборудование: фонограмма, раскраска кузнечик, карандаши.

Ход занятия:

Слушаем песню https://youtu.be/stbuFti6FKM , раскрашиваем раскраску с изображением кузнечика.

28.05.20

Речь и альтернативная коммуникация

Занятие-путешествие по сказкам "Репка", "Колобок".

Оборудование: дидактическая игра на липучках «Колобок», пальчиковый театр «Репка».

Ход занятия:

Задание1: «Цвета» Давай поиграем в цвета. Показываем карточку желтого цвета. Помогаем ребенку найти предметы желтого цвета из обоих сказок. Смотри, главные герои этих сказок – желтого цвета! Колобок – желтый и Репка тоже желтая.

Задание 2: «Где кто?» Ребенку дается фигурка бабки/дедки из пальчикового театра к сказке «Репка»  и предлагается соотнести ее с изображением бабки/дедки на дидактической игре к сказке «Колобок».

Математические представления

Тема: Занятие - викторина. Лето.

Оборудование: Муляжи фруктов и овощей, 2 корзинки, игра «Магнитная удочка», гуашь, губка.

Ход занятия:

Задание 1. Покажи где яблоко? Из 4х муляжей фруктов и овощей, предлагается найти и показать яблоко.

Задание 2. Положи яблоко в красную корзинку, а огурец в зеленую корзинку.

Задание 3. Закрась контур яблока красной краской с помощью губки.

Задание 4. Игра «Рыбалка» С помощью магнитной игры ловим рыбок определенного цвета, складываем их в корзинки того же цвета.

Человек

Тема: Ролевая игра «Лицо в зеркале»

Оборудование: зеркало, небольшие наклейки.

Ход занятия:

 клеим наклейки на части лица ( лоб, щеки, нос, подбородок) смотря в зеркало, снимаем наклейки с названной части лица. Игра проводится сначала на лице педагода, потом повторяется на лице ребенка.

Музыка и движение

Тема: Занятие-имитация. Разучивание «Песенки про кузнечика».

Оборудование: фигурка кузнечика.

Ход занятия:

Слушаем песню https://youtu.be/stbuFti6FKM ,  имитируем «прыжки» фигуркой кузнечика по столу.

29.05.20

Человек

Тема: Занятие- имитация: «Правила пользования туалетом»

Оборудование: карточки с описанием поэтапного процесса посещения туалета.

Ход занятия:

раскладываем карточки в правильном порядке, комментируя действие, изображенное на карточке.

Изобразительная деятельность

Тема: Путешествие в сказку. Сюжетная аппликация по мотивам сказки «Колобок»

Оборудование: аппликации героев сказки, лист с фоном, клей.

Ход занятия:

Используя готовые аппликации героев сказки «Колобок», изготовленные на двух предыдущих занятиях, собираем сюжетную аппликацию на листе с фоном, приклеивая герое сказки. Работа сопровождается слушанием сказки «Колобок».

Речь и альтернативная коммуникация

Тема: Рисуем героев сказок. "Репка", "Колобок".

Оборудование: альбом, раскраска, краски.

Ход занятия:

Задание 1. «Рисуем круг» Давай нарисуем колобка. Какой формы Колобок? Он - круглый! А какого цвета Колобок? Он – желтый!. А рядом давай нарисуем репку. Она тоже почти круглая, но у нее есть хвостик и листики! Репка желтая, а листики у нее зеленые.  (Рисуем «рука в руке»).

Задание 2. «Новый сарафан». Давай разукрасим сарафан бабушке. Раскраска с изображением бабки из сказки. Методом « рука в руке» разукрасить сарафан красным цветом.

Адаптивная физкультура

Тема: Занятие-массаж. Упражнения на тонизацию плечевого пояса.

Оборудование: коврик, массажный или детский крем.

Ход занятия:

Расслабляющий массаж для ребенка, учитывая все особенности развития контрактур и спастики конечностей.

  1. Ребенок лежит на спине, постараться вытянуть руки ребенка вдоль тела, легкие поглаживающие движения вдоль рук от плеча к кисти, помогают расслабить мускулатуру.
  2. Легкие круговые движения большими пальцами от шеи по плечам ребенка, указательными и средними пальцами руки, придерживайте шею ребенка, не разрешая ему поднимать голову. Голова должна быть повернута на бок в физиологически удобную для ребенка сторону.
  3. «Пощипывания» синхронно, обеими ладонями, производим легкие пощипывающие движения, захватывая большим пальцем – заднюю часть плеча, а остальными переднюю, движения от шеи до предплечья и обратно.
  4. Ребенок лежит на спине. Массажные движения по всей длине рук.
  5. Массаж ладоней и пальчиков ребенка.

01.06.20

Речь и альтернативная коммуникация

Тема: Чаепитие с героями сказки. Сказки "Репка", "Колобок".

Оборудование: набор детской посуды, игрушки изображающие героев сказок.

Ход занятия:

Сегодня у нас особый день и мы пригласили в гости героев сказок. Посмотри, кто к нам пришел?

Это зайка, это внучка, это собачка Жучка, это лисичка, а это – Колобок. Давай угостим наших гостей чаем.

Расставляем чашки рядом с игрушками. Имитируем процесс наливания чая. Имитируем действие питья чая.

Повторяем действие «спасибо» - кивок головой. Игрушка «пьет чай» и «говорит спасибо», ребенок повторяет действие «отвечая» кивком «пожалуйста». Упражнение проходит при поддержке взрослого.

Математические представления

Тема: Занятие-игра: «Сутки: день ночь».

Оборудование: Игрушечная кровать, пупс, набор игрушечной мебели.

Ход занятия:

 Игра проводится с ребенком «рука в руке» с комментированием каждого действия. Например, пупс проснулся, встал с кроватки, пошел в ванну, позавтракал, играл и тд. Воспроизводим примерный порядок действий человека с утра до вечера, с помощью ролевых игр с пупсом.

Человек

Тема: Занятие- имитация: «Гигиена полости рта».

Оборудование: дидактическое пособие «Зубки» , щетка.

Ход занятия:

 Используя ламинированное многоразовое пособие с изображением зубов, сначала вместе с ребенком рисуем «микробов», потом совместно, «рука в руке», «счищаем микробов» щеткой. Можно повторить несколько раз.

Музыка и движение

Тема: Занятие- концерт. Слушание произведения «Детская полька»

Оборудование: видео исполнения польки, игрушки.

Ход занятия:

Сегодня мы с тобой устроим концерт! Вот уже и зрители расселись по местам ( игрушки на диване). Итак, давай смотреть!

Смотрим исполнение танца по  музыкальному произведению «Детская полька».

02.06.20

Окружающий природный мир

Тема: Занятие – путешествие: «Растения».

Оборудование:  дидактическая игра на липучках «Грибы и ягоды», цветная бумага, клей.

Ход занятия:

Предлагаю посмотреть познавательный мультик от Смешариков «Растения» https://youtu.be/REsJn14264A

Задание: Поиграем в грибников. Давай собирать грибы и складывать их в  одну корзинку, а ягоды в другую. (Дидактическая игра на липучках «Грибы и ягоды»).

Задание: Собрать из бумажных геометрических фигур (треугольники зеленого цвета) ёлку, приклеить ее на основу (лист А4) с помощью клея.

Адаптивная физкультура

Тема: Игровое занятие: Упражнения на согласованность рук и ног.

Оборудование:

Ход занятия:

Упражнение: "Ухо-нос".

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой - за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук "с точностью до наоборот".

Упражнение: "Ритм".

Исходное положение – лежа.  Задаем ритм, отстукивая его одной рукой, например, "2-2-3". Затем ребенку  предлагается повторить ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно (хлопки или удары по поверхности) комбинированно (например, 2 - правой рукой, 2 - левой рукой, 3 - одновременно двумя руками). После освоения первой части упражнения ребенок  воспроизводит  тот же ритмический рисунок ногами.

Коррекционно-развивающие занятия

Тема: Экскурсия. Ориентировка в пространстве.

Оборудование:

Ход занятия:

Прогулка у дома.

Изобразительная деятельность

Тема: Творческое занятие. Подготовка деталей объекта из ткани «Божья коровка»

Оборудование: картинка с изображением божьей коровки, фетр красного и черного цвета, ножницы, шаблоны деталей.

Ход занятия:

Совместно с ребёнком, методом «рука в руке» обвести карандашом на фетре шаблоны деталей аппликации. 2 красных заготовки крыльев, 6 – черных кружков, 6 полосок для лап, черный полукруг – голова.

03.06.20

Окружающий социальный мир

Тема: Викторина : «Государственная символика»

Оборудование: карточки с гос. символикой России, карточки к вопросам, краски, альбом, кисточка.

Ход занятия:

Флаг, герб и гимн – это главные государственные символы России. Они отличают нашу страну от других стран. Давай вместе послушаем гимн России. https://youtu.be/UAbVgab8ct8 

Давай посмотрим на карту мира.

                       На карте мира не найдёшь

                       Тот дом, в котором ты живёшь.

                       И даже улицы родной

                       Ты не найдёшь на карте той.

                       Но мы всегда с тобой найдём

                       Свою страну, наш общий дом. (Показ территории России)

     Посмотри, какая наша страна большая, самая большая страна в мире. (Сравнить с другими странами)

Вопросы с ответами в виде карточек с картинками

1. Наша страна называется…   (Россия), давай найдем название нашей страны среди этих карточек.

2. Наша страна  (большая), выбери из этих двух карточек, где изображена большая картинка нашей страны.

3. Столица России называется… (Москва), показать картинку столицы России.

4. Главная площадь столицы нашей Родины Москвы…(Красная), найти изображение Кремля.

5. Город, в котором ты живёшь назыается…(Радужный).

Задание : Рисуем флаг РФ.

Речь и альтернативная коммуникация

Тема: Театр теней.  Сказка  "Курочка Ряба".

Оборудование: театр теней, фигуры героев сказки «Курочка Ряба», белый фон, лампа.

Ход занятия: Устанавливаем лампу таким образом, чтоб фигуры отбрасывали тень на подготовленный белый фон.

Пересказываем сказку инсценируя ее с помощью театра теней.

Сказка «курочка ряба»:

 Жили-были дед да баба. И была у них Курочка Ряба.
Снесла курочка яичко, да не простое — золотое.

Дед бил — не разбил.

Баба била — не разбила.

Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.

Плачет дед, плачет баба. А курочка Ряба кудахчит:

— Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам новое яичко не золотое, а простое!

Человек

Тема: Игровое занятие: «Гигиена тела».

Оборудование: мыло, полотенце, тазик с водой, пупс.

Ход занятия:

Купаем пупсика в тазике, тщательно намыливаем - смываем, комментируя каждое действие для ребенка.

Изобразительная деятельность

Тема: Занятие – фантазия. Сборка изображения объекта из ткани «Божья коровка».

Оборудование: Оборудование: картинка с изображением божьей коровки, фетр  зеленого цвета для фона, клей ПВА, заготовки деталей.

Ход занятия:

Совместно с ребенком  собираем и приклеиваем детали заготовок к основе. Обращаем внимание ребенка на картинку-пример с изображением божьей коровки. Занятие сопровождаем комментированием каждого действия.

04.06.20

Окружающий природный мир

Тема: Викторина: «Объекты природы».

Оборудование: карточки – пентаграммы «можно» , «нельзя», карточки с явлениями природы, заготовка «Туча с дождем», камень, вата.

Ход занятия:

Задание 1: Давай вспомним: для ответа выбери правильную карточку «можно» или «нельзя»

- Ходить по траве где попало (Н)

- Собирать в лесу грибы …. (М)

- Слушать пение птиц (М)

- Ломать деревья ….(Н)

- Наблюдать за муравьями ….(М)

- А разрушать муравейники ….(Н)

- Разбрасывать мусор (Н)

Задание 2: Перед тобой 4 карточки «туча», «солнце», «дождь», «радуга». Давай разложим их в правильной последовательности, ( туча, дождь, солнце, радуга).

Задание 3: «Рисуем дождь», на заготовке с тучей, нарисовать вертикальные полоски дождя, фломастером.

Задание 4: Тактильное. «Камень и вата» Подержать на ладошке камень и вату. Сравнить их свойства. Тяжелый/легкий, твердый/мягкий, холодный/ /теплый.

Математические представления

Тема: КВН. Повторение изученного материала.

Оборудование: кубики, большие и маленькие геометрические фигуры, набор геометрических фигур.

Ход занятия:

Упражнение 1: строим башню из 2х красных кубиков. Выбрать кубики красного цвета, поставить их друг на друга, с помощью взрослого.

Упражнение 2: «Большой-маленький» - квадраты большой и маленький, круги большой и маленький. Покажи маленький красный  круг, покажи большой синий квадрат.

Упражнение 3: Из геометрических фигур сложить изображения с карточек. Домик ( квадрат и треугольник), елка ( 2 треугольника), машина ( прямоугольник и 2 круга).

Музыка и движение

Тема: Занятие- викторина. Слушание колыбельной и марша.

Оборудование: фонограммы, пентаграммы с обозначением (колыбель и барабан)

Ход занятия:

Слушаем отрывки колыбельной и марша, подбираем соответствующую пентаграмму.

Колыбельная https://youtu.be/941bubs2Oq8 

Марш https://youtu.be/X7lDfE5rSdI 

Коррекционно-развивающие занятия

Тема: Квест. Ориентировка с пространстве.

Оборудование: игрушки, карта-схема квартиры.

Ход занятия:

Сегодня мы путешествуем по квартире, выполняя задания ищем предметы-загадки.

  1. набор букв, из которых нужно составить слово – ЗАЛ …Отправляемся в гостиную, ищем предмет загадку:

Толстый он

И косолапый,

У него

Большие лапы,

Сделаны они из плюша.

Мыть его нельзя под душем. (плюшевый мишка)

  1. воздушный шарик с посланием внутри ( картинка с изображением кухни), перемещаемся в кухню, ищем предмет – загадку:

Чаю выпить я хочу,

Воду в нём прокипячу.

А потом беру я кружку

И его возьму за дужку.

В чём я воду кипячу,

Если выпить чай хочу? (чайник)

  1. мягкая игрушка, в лапах у которой записка с картинкой (стол), ищем необходимый предмет, отгадываем загадку:

Есть листок, есть корешок.

А не куст и не цветок.

На колени к маме ляжет,

Обо всём тебе расскажет. (книга) находим книгу на столе в детской.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Традиционные и нетрадиционные формы занятий по развитию движений у детей с ТМНР

Опыт работы воспитателя группы детей с ТМНР и учителя по предмету "Адаптивная физическая культура"...

Формирование коммуникативных навыков и БУД на групповых коррекционных занятиях с обучающимися с ТМНР

Презентация к межрайонному семинару-практикуму ГБОУ Школа №281 от 22.12.2017 г...

Мастер-класс. Формирование коммуникативных навыков и БУД на групповых коррекционных занятиях с обучающимися с ТМНР

Текст к Презентации Мастер-класса, представленного педагогом в соавторстве с учителем-дефектологом Дудкиной А.В. 24.10.2018 на V Международной научно-практической конференции "Научное обеспечение...

Технологическая карта психокоррекионного индивидуального занятия с обучающимся с ТМНР

Занятие направлено на коррекцию и развитие познавательных процессов у ребенка с множественными нарушениями развития познавательной, моторной и эмоциональной - волевой сферы....

Индивидуальное логопедическое занятие с обучающимся с ТМНР в формате офлайн

Индивидуальное логопедическое занятие с обучающимся с ТМНР в формате офлайн. Задания подобраны с учетом особенностей обучающегося с ТМНР....