Воспитание детей с нарушением речи
статья
Статья "Воспитание детей с нарушением речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_detey_s_narusheniem_rechi.docx | 24.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание детей с нарушением речи.
ГБОУ школа-интернат №2 Адмиралтейского р-на г.Санкт-Петербурга.
Воспитатель: Лопатина Мария Васильевна.
Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Коррекционно-восстановительная и коррекционно-воспитательная работа является составляющими единой системы специального образования в школе-интернате Нарушения речи многообразны, они проявляется в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения. При тяжелых нарушениях речи обучение детей в массовых детских учреждениях невозможно, поэтому для таких детей существуют специальные детские сады и школы.
В специальную школу-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи попадают дети с различными видами и формами речевой аномалии при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.
Основной признак тяжелого нарушения речи - резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими.
Такие дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности (т.е. быстро устают). Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами и т.п. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Нередко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Значительно реже у них наблюдаются заторможенность и вялость. Эти дети довольно быстро утомляются, причем это утомление накапливается в течение дня к вечеру, а также к концу недели. Утомление сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии. Это может проявляться в усилении головных болей, расстройстве сна, вялости либо, напротив, повышенной двигательной активности. Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего урока. Их двигательная расторможенность может выражаться в том, что они проявляют двигательное беспокойство. Как правило, у таких детей отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.
Чтобы обеспечить воспитанникам всестороннее развитие с учетом особенностей их речевых недостатков, я стараюсь использовать разнообразие методов и приемов , направленных в первую очередь на восполнение пробелов речевого развития, создания условия для всестороннего развития учащихся. Воспитательная работа построена таким образом, чтобы ребятам было интересно. Широко использую нетрадиционные формы работы: деловые игры, анкетирование, тестирование, консультирование, экскурсии. Для выявления интересов детей провожу круглый стол; »Кто я?», »Я и мой мир»
Для формирования понятия о стрессе, его причинах, способах борьбы с данным явлением; выработка индивидуальной психотехники видоизменения, ослабления стрессовых переживаний проведена беседа с приглашеним медиков.
Литературная гостинная «Я – патриот и гражданин»- позволяет воспитывать патриотизм и умение быть достойным гражданином своей страны; знакомит с нормами поведения патриота и гражданина, а также с их качествами.
Посещение школьного музея «Дети Блокады» - формирует чувства патриотизма и гражданственности
Подарок маме своими руками «Улыбнись,мама!»-прививает любовь и уважение к маме близким.
Большое значение в своей работе,я уделяю воспитанию положительного отношения к труду и творчеству.
Групповая работа «Осенний букет» - формирует условия для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности, как непременного условия экономического и социального бытия человека
С учётом событий последнего года работа по ЗОЖ занимает центральное место
Круглый стол «Мода на здоровье» - формирует у воспитанников культуру здорового образа жизни
Беседа –рассуждение « Мой режим дня» - воспитывает потребность в сохранении здоровья, стремление к ведению здорового образа жизни.
«Урок здоровья» - формирует умение и навыки санитарно-гигиенической культуры
При обеспечении речевого компонента в общеобразовательной подготовке учащихся проводится интерактивная игра «Кто кого запутает» - развивает речь и воображения учащихся
Речевая игра «К вам пришли гости» - развивает общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;
Сюжетно-ролевая игра. «Доскажи словечко» - развивает словарный запас учащихся.
Благодаря систематической коррекционной работе, большая часть детей с различными аномалиями в речевом развитии способна овладеть таким же объемом знаний, умений и навыков, что и учащиеся общеобразовательной школы, но за более длительный срок обучения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для логопедов и родителей "Семейное воспитание детей с нарушениями речи"
В данной презентации рассмотрены все аспекты нарушений речи у детей, предложены формы взаимодействия с родителями, даны рекомендации для педагогов, и родителей, имеющих детей с различной речевой патол...
Коррекционно-музыкальная программа для детей с нарушениями речи «Музыка, речь, театр»
Коррекционно-музыкальная программа для детей с нарушениями речи «Музыка, речь, театр»...
Конспект консультации, проведенной для родителей по вопросам обучения и воспитания детей с нарушениями речи и письма
К пяти годам ребенок должен уметь четко произносить все звуки речи, поэтому неправильно считать, что со временем ребенок «выговорится» и откладывать визит к логопеду....
График консультирования родителей (законных представителей) по вопросам воспитания и обучения детей с нарушениями речи
Уважаемые родители! Приглашаю вас на консультации по темам:...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности для детей с нарушением речи «Коррекция письменной речи (смешанного вида дисграфии) у обучающихся младших классов»
Данная программа составлена для работы с обучающимися по коррекции смешанного вида дисграфии.Основная цель программы – сформировать речевую, языковую и коммуникативную компетенцию у детей младше...
Применение кинезиологических упражнений при коррекции нарушений произношения у детей с нарушениями речи.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ...
"Семейное воспитание детей с нарушениями речи"
Статья посвящена проблемам воспитания детей с нарушениями речи внутри семьи. Отмечены основные трудностилогопедического сопровождения родителей таких детей в условиях современной школы....