Подготовка к школе: развитие математических представлений
консультация
Предварительный просмотр:
Подготовка к школе:
развитие математических представлений
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его их писать, считать, складывать и вычитать. На деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10. Однако при обучении математике в школе эти умения очень недолго выручают ребенка. Запас заученных знаний кончается очень быстро, и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению проблем с математикой.
Родителям следует учитывать, что математическое развитие в дошкольном возрасте предполагает не только ознакомление ребёнка с цифрами и формирование навыков счёта. Математическое развитие также включает в себя:
- сенсорное развитие – умение ориентироваться в цвете, форме, величине предметов, умение группировать множества предметов по заданным признакам;
- познавательное развитие - умение анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и закономерности;
- развитие речи - формирование навыков построения развернутых высказываний, логико-грамматических конструкций;
- формирование элементарных графомоторных навыков.
У ребёнка плохо развиты/не развиты математические представления если отмечается:
- отсутствие интереса к выполнению математических заданий;
- нецеленаправленность действий, низкий уровень самостоятельности, недостаточная критичность по отношению к результатам своей деятельности, слабое внимание к содержанию заданий;
- неосознанный механический счет в прямом порядке и отсутствие обратного счета, трудности запоминания цифр и знаков отношений;
- несформированность обобщенных представлений о количестве, трудности в усвоении правил пересчета предметов, трудности в выполнении действий сложения и вычитания, неумение называть итоговое число;
- отсутствие переноса имеющихся знаний в новые ситуации;
- не узнавание знакомых предметов и геометрических фигур в непривычном ракурсе;
- ребёнок часто не понимает задачу, не даёт числового ответа или называет любое число, неверно пересчитывает количество предметов (наиболее доступными являются задачи, в которых ответ можно найти путем «механического» пересчета);
- пространственные представления оказываются малое сформированными, ребёнок затрудняется назвать пространственное расположение частей тела, расположение объектов относительно себя и друг друга.
Существуют различные игры и упражнения для развития математических представлений ребёнка.
Сериация - построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбранному признаку. Классический пример сериации: матрешки, пирамидки, вкладные мисочки. Складывания и раскладывания пирамидок и матрешек дает серьезную работу детском интеллекту - происходит практическое сравнение предметов по величине и цвету в процессе решения определенной задачи.
Сериации можно организовать по размеру, по длине, по высоте, по ширине, если предметы одного типа (куклы, палочки, ленты, камешки и т. д.), и просто по величине (с указанием того, что считать величиной), если предметы разного типа (рассадить игрушки по росту). Сериации могут быть организованы по цвету, например, по степени интенсивности окраски (расставить баночки с окрашенной водой по степени интенсивности цвета раствора).
Выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определенному признаку.
Например, задан признак: "Найти все кислые". Сначала у каждого объекта множества проверяется наличие или отсутствие этого признака, а затем они выделяются и объединяются в группу по признаку "кислые".
Задание на выбор предмета из группы по любому признаку: "возьми красный мячик"; "возьми красный, но не мячик"; "возьми мячик, но не красный".
Задание на выбор нескольких предметов по указанному признаку: "выбери все мячики"; "выбери круглые, но не мячики".
Задание на выбор одного или нескольких предметов по нескольким указанным признакам: "выбери маленький синий мячик"; "выбери большой красный мячик".
Аналитико-синтетическая мыслительная деятельность позволяет ребенку рассматривать один и тот же объект с различных точек зрения: как большой или маленький, красный или желтый, круглый или квадратный и т. д. Однако речь не идет о введении большого количества объектов, как раз наоборот, способом организации всестороннего рассмотрения является прием постановки различных заданий к одному и тому же математическому объекту.
Традиционной формой заданий на развитие визуального анализа являются задания на выбор "лишней" фигуры (предмета).
Одна из фигурок отличается от всех других. Какая? Чем она отличается?
Полезно использовать задания, требующие от ребенка синтеза (составления) композиций из геометрических фигур из вещественного материала. Например, вырежьте из бумаги 4 одинаковых треугольника.
Задание для ребёнка: "возьми два треугольника и сложи из них один; теперь возьми два других треугольника и сложи из них еще один треугольник, но другой формы; чем они отличаются? (один высокий, другой - низкий; один узкий, другой - широкий.) Можно ли сложить из этих двух треугольников прямоугольник? (да) Квадрат? (нет.).
Психологически способность к синтезу (соединению из частей) формируется у ребенка раньше, чем способность к анализу (разложению целого на части). То есть, если ребенок знает, как это было собрано (сложено, сконструировано), ему легче анализировать и выделять составные части. Именно поэтому столь серьезное значение уделяется в дошкольном возрасте деятельности, активно формирующей синтез - конструированию.
Сначала это деятельность по образцу, то есть выполнение заданий по типу "делай как я". На первых порах ребенок учится воспроизводить объект, повторяя за взрослым весь процесс конструирования; затем - повторяя процесс построения по памяти, и, наконец, переходит к третьему этапу: самостоятельно восстанавливает способ построения уже готового объекта (задания вида "сделай такой же"). Четвертый этап заданий такого рода - творческий: "построй высокий дом", "построй гараж для этой машины", "сложи петуха". Задания даются без образца, ребенок работает по представлению, но должен придерживаться заданных параметров: гараж именно для этой машины.
Для конструирования используются любые мозаики, конструкторы, кубики, разрезные картинки, подходящие этому возрасту и вызывающие у ребенка желание возиться с ними. Взрослый играет роль ненавязчивого помощника, его цель - способствовать доведению работы до конца, то есть до получения задуманного или требуемого целого объекта.
Классификация - разделение множества на группы по какому-либо признаку.
Классификацию с детьми дошкольного возраста можно проводить:
- по названию (чашки и тарелки, ракушки и камешки, кегли и мячики и т. д.);
- по обобщающим понятиям (в одну группу «овощи», в другую – «фрукты»);
- по размеру (в одну группу большие мячи, в другую - маленькие, в одну коробку длинные карандаши, в другую - короткие и т. д.);
- по цвету (в эту коробку красные пуговицы, в эту - зеленые);
- по форме (в эту коробку квадраты, а в эту - кружки; в эту коробку - кубики, в эту - кирпичики и т. д.);
- по другим признакам: что можно и что нельзя есть; кто летает, кто бегает, кто плавает; кто живет в доме и кто в лесу; что бывает летом и что зимой; что растет в огороде и что в лесу и т. д.
Упражнения с геометрическими фигурами.
Первое знакомство с геометрическими фигурами может происходить во время игры с "почтовым ящиком". Для развития ребенка это очень ценная игрушка. Играя самостоятельно, ребёнок первое время будет примерять к каждому отверстию разные фигурки, пока не найдет соответствующее. Это путь проб и ошибок. Можно привлечь внимание ребенка к форме отверстия и соответствующей фигурки. Взрослый обводит пальцем форму отверстия и фигурку и вбрасывает её в отверстие. Затем предлагает повторить то же самое. Пройдет время, и ребенок уже с первого взгляда сможет оценивать фигуру и проем.
Также существуют игры-вкладыши с плоскими фигурками, которые размещаются в соответствующие вырезы на панели.
Таким образом, до того, как обучать ребёнка навыкам счёта
очень важно сформировать у него правильное восприятие формы, цвета и величины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по формированию элементарных математических представлений в детском саду VII вида
Представлен краткий конспект занятия с детьми старшей группы. Тема занятия: "Образование числа 5"....
Перспективное планирование игр, направленных на формирование элементарных математических представлений
Перспективное планирование и содержание игр....
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ, РАЗВИТИЮ РЕЧИ, ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Первый год обучения.
Рабочие программы составлены по программе для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста», допущенной Министерством образования ...
Рабочая программа предметной школы "Развитие математических способностей 3-9 кл"
Рабочая программа предназанчена для учителей, работающих с учащимися 3-9 классами....
Приемы работы по формированию временных представлений на уроках математики (математические представления, основы арифметики), живого мира и истории отечества
Формирование временных представлений - одно из сложнейших направлений коррекционной работы учителя дефектолога. Время нельзя услышать, увидеть, потрогать. Но оно есть......
Методическая разработка урока по предмету "Математические представления" по теме: Количественные представления. "Пустой/полный".
Методическая разработка урока по предмету "Математические представления"для 4класса "особый ребенок" по теме: Количественные представления. "Пустой/полный" предназначена ...
Рабочая программа по подготовке детей к школе "Развитие речи и подготовка к обучению грамоте"
Данная программа реализуется в рамках программы социально – педагогической направленности «Планета загадок», предназначенной для подготовки дошкольников к обучению в школе....