Рабочая программа по подготовке детей к школе "Развитие речи и подготовка к обучению грамоте"
рабочая программа
Данная программа реализуется в рамках программы социально – педагогической направленности «Планета загадок», предназначенной для подготовки дошкольников к обучению в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_podgotovke_detey_k_shkole.doc | 208 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8
с углублённым изучением отдельных предметов»
(МАОУ «Средняя школа №8»)
Утверждаю:
Директор МАОУ «Средняя школа №8»
______________ Е.В. Александрова
«________»___________2021-2022 г.
Рабочая программа по представлению
платных образовательных услуг по программе
социально-педагогической направленности
«Планета загадок »
(подготовка детей к школе)
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте
Составила:
Учитель-логопед
Шипелёва Оксана Николаевна
Возраст детей от 6 до 7 лет
Срок реализации программы – 1 год
Г. Когалым
Пояснительная записка.
Данная программа реализуется в рамках программы социально – педагогической направленности «Планета загадок», предназначенной для подготовки дошкольников к обучению в школе.
3 часа в неделю, 12 часов в месяц, 7 месяцев – 84 часов в год.
Актуальность
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.
Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико - синтетическим. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами родного языка, а с его звуками. Такой подход оправдан тем, что без представления о количестве и порядке звуков в слове ребенок не сможет правильно писать, а назвав по порядку буквы, но, не умея соединить вместе соответствующие им звуки, не овладеет чтением. По данным Н. И. Хохловой, основная трудность, которую испытывают дети при выделении составных элементов слова, заключается в неумении услышать в нем гласные звуки, а также отделить гласные от согласных. Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово, ориентируясь только на его смысловую сторону и не улавливая сторону фонетическую, то есть последовательность звуков, входящих в его состав. Основная причина — недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.
Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др.), а также огромный практический опыт логопедической работы, обучение детей по коррекционно-развивающим программам позволяет сформировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период. Своевременное и личностно ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития.
Программа рассчитана на детей 6-7 лет.
Данная работа направлена на преодоление у детей речевых и психофизиологических нарушений. В основе таких занятий лежит комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами.
Все занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с логопедом. Система фронтальных занятий отличается от учебно-дисциплинарной модели. В основу положены комплексность и игровые приемы. Таким образом, соблюдается принцип коррекционной направленности соответственно трем задачам:
- Коррекционное обучение.
- Коррекционное развитие.
- Коррекционное воспитание.
1. Обучающие:
- познакомить с буквами и звуками,
- научить дифференциации букв и звуков,
- научить звукобуквенному анализу,
- научить звукослоговому анализу,
- научить преобразовать слоги и слова,
- формировать умение отвечать на вопросы,
- ставить вопросы, пересказывать прочитанное,
- научить правилам письма предложения,
- дать понятие об обозначение мягкости на письме,
- способствовать формированию грамматических средств языка и навыков словообразования,
- способствовать формированию правильного произношения звуков.
2. Развивающие:
- развивать слуховое и зрительное восприятия,
- развивать фонетический слух,
- развивать такие психические процессы, как память, внимание мышление, волевые качества личности,
- развивать графические навыки,
- развивать артикуляционную моторику,
- развивать лексико-грамматический строй речи,
- развивать словарь ребенка,
- совершенствовать навыки звукового анализа при решении кроссвордов и отгадывании загадок,
- способствовать правильному развитию речи.
3. Воспитывающие:
- воспитывать внимание к звуковой стороне речи, формированию фонематического восприятия,
- воспитывать чувство уважения к сверстникам и взрослым,
- воспитывать адекватную с самооценку.
Продолжительность образовательного процесса - 84 часов. Занятия проводятся 3 раза в неделю, 7 месяцев. Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие форм учебного материала способствуют развитию речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания. Положительным моментом является то, что задания направлены на включение в работу всех анализаторных систем.
Схема построения занятий отличается от общепринятой:
- в оргмомент включаются релаксационные и психофизические упражнении, логоритмика и кинезиологические упражнения;
- в ходе занятий предусматриваются артикуляционные, голосовые, дыхательные, физические упражнения;
- на каждом занятии ведется работа над усвоением лексико-грамматического строя речи, что является предупреждением дисграфии, обусловленной лексико-грамматическими нарушениями; многие темы занятий посвящены национально-региональному компоненту.
- физические паузы несут дополнительную речевую нагрузку, т.к. обусловлены темой занятия.
Данная система фронтальных занятий учитывает требования к коррекции всех сторон речи: фонетики, лексики и грамматики, семантики и просодии
Структура программы
Программа определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению.
Базой для овладения письмом и чтением являются достаточно сформированные у ребенка к концу дошкольного возраста основные компоненты устной речи: звукопроизношение, фонематические процессы, просодическая сторона речи, лексический запас и грамматический строй.
Данная программа состоит из нескольких частей:
1 часть: «Развитие фонематического слуха»
Если к концу дошкольного детства фонетико-фонематическое недоразвитие речи не было сформировано или работа по развитию фонематических процессов проводилась в недостаточном объеме, то в начале обучения ребенка грамоте могут возникнуть серьезные проблемы, например, затруднения в формировании звукобуквенного анализа и синтеза. Основная задача первого этапа коррекционной работы – сформировать у детей полноценные представления о звуковом составе слова. В процессе моделирования учиться различать слово и предложение, составлять по образцу и самостоятельно предложения.
Выделять в словах звуки, обозначать их соответствующими знаками. Интонационно выделять в слове звук, называть его изолированно, называть слова по определенному фонематическому признаку, пары звуков по твердости-мягкости.
Соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава, проводить звуковой анализ. Различать и обозначать соответствующими знаками гласные, твердые и мягкие согласные. Читать слоги, простые слова.
В процессе общения пополнять активный словарь словами, характеризующими качества и свойства предметов, обобщающими словами. По образцу подбирать слова, сходные и противоположные по значению. Задавать различные вопросы взрослым и сверстникам. В процессе речевого общения, игры использовать слова, характеризующие эмоциональные состояния людей.
Самостоятельно сравнивать результаты своей работы с образцом. Обводить предметы по контуру, штриховать в различных направлениях, раскрашивать, рисовать предметы, печатать буквы, слоги, слова; выполнять упражнения, направленные на развитие мелких мышц руки.
2 часть: «Работа над слоговой структурой слова и развитие связной речи.
Причины возникновения нарушений чтения и письма у младших школьников часто связаны с недостаточным развитием речевой функции в целом или нарушением какой-либо отдельной стороны речи. Одним из таких отклонений может стать недоразвитие слоговой структуры слов. Этот дефект выражается в трудностях произношения слов сложного слогового характера: перестановка слогов, пропуски или добавление слогов, звуков.
Задача второго этапа – устранение нарушений слоговой структуры слова, воздействуя на все компоненты речевой системы. В основу работы положен принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А.К.Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Система работы – один тип слоговой структуры слова на первом занятии изучается, на втором – закрепляется и отрабатывается. Наблюдать и называть явления природы и деятельность людей, характерные для данного времени года (например, листопад, похолодание, замерзание водоемов, оттепель, распускание листвы и др.). Знать название и последовательность времен года, называть основные признаки сезона.
Наблюдать различные живые объекты природы (растения, животных). Сравнивать и различать.
В процессе наблюдений узнавать, называть, давать краткую характеристику насекомых, зверей, птиц (диких и домашних), живущих в ближайшем природном окружении. Узнавать животных по издаваемым ими звукам, называть и воспроизводить некоторые звуки (рычит, квакает, жужжит, пищит, стрекочет).
Проявлять желание ухаживать за животными и растениями уголка природы. Знать и применять правила поведения в природе: не трогать незнакомые растения и животные, бережно относиться к природе.
Знать название родного города, страны, столицы.
В ближайшем окружении наблюдать различные виды транспорта (машина, автобус, троллейбус). Проявлять внимательность и осторожность на улицах и во дворах, знать некоторые знаки дорожного движения (пешеходный переход, зебра, остановка транспорта), сигналы светофора.
В процессе слушания и чтения книг, рассматривания иллюстраций расширять свои представления об особенностях литературы и искусства разных народов (сказки, песни, танцы, игры, предметы быта)
Знать свое полное имя, отчество, день рождения, адрес.
Проявлять желание участвовать в совместной деятельности с взрослыми, выполнять поручения в семье, проявлять заботу о близких.
Проявлять желание узнавать новое. Знать и выполнять требования учителя, правила поведения в классе. Быть внимательным, сдержанным, аккуратным, уметь организовывать место для занятий. Проявлять желание участвовать в разговоре, беседе, занятиях со сверстниками и взрослыми. В конкретных ситуациях учиться предвидеть последствия своих поступков, слов, высказываний. Элементарно оценивать свои поступки по отношению к другим людям (хорошо - плохо), понимать слова, определяющие чувство вины (стыдно), обиды, жалости. Стараться доставлять радость другим.
Учиться слушать другого человека, внимательно выслушивать мнение не только взрослого, но и сверстников. Понимать, что наличие разных мнений обогащает общение людей.
3 часть: «Формирование лексико-грамматического строя речи».
Уже на первом этапе работы включаются задания по формированию лексического запаса и грамматического строя языка. Работа над словом начинается с расширения и совершенствования словарного запаса учащихся. Слово рассматривается с точки зрения его лексического и грамматического значения. Затем целесообразно соединять слова-предметы и слова-признаки, слова-предметы и слова-действия в словосочетания, в простые нераспространенные предложения. Постепенно предложения «наращиваются» и анализируются.
Задача 3 части – формирование правильной речи. Дифференциация понятий «слово» и «предложение».
Все упражнения носят характер наблюдения, сравнения, в результате чего дети овладевают способностью наблюдать, сравнивать, осмыслять и вводить изучаемые конструкции в собственную речь.
Ожидаемые результаты:
В итоге дети должны научиться:
- уметь определять позицию звука в словах (в начале, в середине, в конце);
- уметь выделять заданный звук в потоке речи;
- поводить элементарный звуковой анализ и синтез слов;
- уметь членить слова на слоги;
- владеть навыками звукового разбора слов: различие гласных и согласных звуков, звонких и глухих, твердых и мягких согласных;
- различать понятия «звук», «слог», «предложение»;
- уметь составлять предложения из 3-4 слов;
- уметь использовать обобщающие понятия, подбирать определения к существительному;
- уметь составлять рассказы по серии картинок, по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему;
- Уметь ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
Поэтому необходимо, чтобы ребенок к школьному периоду в системе овладел языковыми средствами общения, научился дифференцировать буквы и звуки, умело владел связной речью, умел пользоваться лексико- грамматическими средствами языка.
Таким образом, выполнение упражнений на анализ и синтез звукового состава слова с помощью символики :
- ускорят процесс фонемообразования;
- обеспечат готовность к усвоению грамоты;
- способствуют предупреждению дисграфии и дислексии.
Тематический план занятий в рамках реализации программы
3 часа в неделю, 7 месяцев, 84 час в год
№ | Тема занятия. Содержание. | Формирование навыков фонематического анализа | Развитие мелкой моторики руки | Кол-во час | Дата | |||
1-2 | Знакомство. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале внеречевых звуков и слов близких по звуковому составу. Игра «Найди слова – друзья». Тематический цикл «Осень» | Проводим линии, не отрывая карандаш от бумаги и не выходя за края дорожки. Упр. «Воздушный шарик». Ориентировка на листе бумаги упр. «Паучок». Обводка квадратов по трафарету упр. «Улитка» | 2 | ||||
3 | Звуки и буквы. Различие понятий «звук- буква». | Развитие компонентов речевой деятельности, совершенствование общей и мелкой моторики. Составление связного рассказа по первым словам в предложении. Тематический цикл «Осень» | Ориентировка на листе бумаги по клеточкам:- обводка клеточки; - раскраска и штриховка клеточек; - обведение по трафарету. Гигиенические правила письма | 1 | ||||
4 | Слова. Звуки. | Определи какие слова длинные , а какие короткие. Соедини длинное и короткое слово со схемою. | Ориентировка на листе бумаги по клеточкам:- обводка клеточки; - раскраска и штриховка клеточек; проведи линии по направлении стрелок. | 1 | ||||
5 | Звук «А». Буквы А, а. Развитие речевого дыхания. | Развитие слухового внимания. Игра «Поймай звук А». Определение места звука в слове. Выделение начального гласного в слогах и словах. Знакомство с буквой А. Выработка дифференцирован-ных движений органов артикуляционного аппарата. Тематический цикл «Овощи». Лексико-грамматические игры и упражнения. «Чего много в корзине?». «Составь предложение». | Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Ориентировка в клеточке и между клеточками - Обводка клеточки; - раскраска клеточек разным цветом. - выкладывание буквы из палочек; - обводка буквы по пунктирным линиям обводка буквы по пунктирным линиям | 1 | ||||
6 | Звук «О». Буквы О, о. | Дифференциация звука «О» от остальных звуков. Выделение начального гласного звука. | Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Ориентировка в клеточке и между клеточками | 1 |
| |||
7 | Звук «э». Буквы О о, Э э. | Развитие слухового внимания. Игра «Поймай звук у». Определение места звука в слове. Выделение начального гласного в слогах и словах. Знакомство с буквой Э: Анализ звукового ряда «А, О, Э». Тематический цикл «овощи » Лексико-грамматические игры и упражнения. «Подбери слово». Подбор однородных прилагательных к существительным. | Обведи картинки по пунктирной линии.
- обводка буквы по пунктирным линиям | 1 | 17.10 | |||
8 | Звуки «и». Буквы И, и. | Анализ звуковых сочетаний из 3 гласных. Выделение в слове начального гласного звука _А или О, И. Четкое произнести названия картинок. Соединить с нужным символом каждое изображение. Тематический цикл « Овощи». Лексико-грамматические игры и упражнения. «Закончи предложение». Составление предложений по двум опорным картинкам. Развитие связной речи, составление описательного рассказа «Помидор». | Ориентировка в клеточках и между клеточками - составление орнаментов и рисунков в клеточках и между ними. выкладывание букв А, У из палочек; - обводка букв по пунктирным линиям | 1 | 19.10 | |||
9 - 10 | Звуки «и» - «ы». Буквы ы, И, и, А, а, О, о, Э, э. | Выделение в слове гласного звука «ы. Анализ и синтез звуковых сочетаний из 3 гласных. Назвать по порядку все звуки. Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Развитие речевого дыхания Тематический цикл « Фрукты». Лексико-грамматические игры и упражнения. «Что с чем». Употребление в речи предложных конструкций и категории творительного падежа. «Чего не хватает в вазе». | Ориентировка в клеточках и по клеточкам. Письмо палочек по образцу. Обводка по трафарету. | 2 | ||||
11 | Развитие умения выделять первый и последний звук в слове.
| Выделение голосом первый и последний звуки в названиях картинок. Соединить с нужной парой символов каждое изображение. Тематический цикл «Грибы и ягоды». Лексико-грамматические игры и упражнения Игра « Подбери слово», игра «Мы в лес пойдем». Употребление распространенных предложений и предлогов в, за, из. | Вертикальные и горизонтальные линии. | 1 | ||||
12 | Развитие связной речи. Составление рассказа по картинке. | Выделить и повторить только те слова, в которых имеется звук, изображенный символом. | Обводка и рисование трафаретов – кружочек в клеточке. | 1 |
| |||
13 | Определение наличия /отсутствия звука в слове. | Определение наличия / отсутствия заданного звука в слове. | Прописывание дуги. Понятия «слева»; «справа». | 1 |
| |||
14 | Гласные звуки. Гласные буквы.
| Определение по беззвучной артикуляции гласных звуков. Игра: «Какими звуками отличаются слова». | Чередование рисунков в клеточках. | 1 |
| |||
15 | Звук «М». Буква М, м.
| Выделение в слове начального согласного звука м. Четко произнести названия картинок. Соединить с символом звука м те изображения, в названиях которых есть этот звук. Сравнительный звуко- буквенный анализ слогов. Слоги. Загадка- описание. | Конструирование буквы М. | 1 |
| |||
16 | Твёрдые и мягкие согласные звуки. Звук «МЬ». | Выделение в слове начального звука. Определение места звука в слове. Анализ и синтез слогов. Сравнительный звукобуквенный анализ слогов. Игра «Домик для звуков». Лексическая тема: «Дом». | Чередование элементов. Письмо крючков с закруглением внизу, вправо и влево. | 1 | ||||
17 | Звуки «М», «МЬ». Буквы М, м . Письмо элементов букв | Чередование элементов. | Узор «Заяц». | 1 | ||||
18 | Анализ односложных слов. | Анализ слов: мак, лук, ком. Придумывание предложений со словами. Подбор действий к сущ-м., сущ-х к действию (одеть можно ...) Образование сущ-х суменьшит.-ласкат. суффиксом. | Узор «Летящая птица». | 1 | ||||
19 | Звуки « Н», «НЬ». Буквы Н,н. Письмо элементов букв | Выделение в слове начального гласного звука. Анализ и чтение слогов. Тематический цикл «Мебель». Чередование элементов. | Чередование элементов. Письмо крючков с закруглением внизу, вправо и влево. Узор «Жираф». | 1 | ||||
20 | Звуки «Н», «НЬ». Буквы Н, М. | Выделение в слове начального гласного звука. Анализ и чтение слогов. | Обведение по контуру всех гласных букв, штриховка. | 1 | ||||
21 | Звук «П». Буквы П, п. | Анализ и синтез слогов. игра «Доскажи словечко со слогом ПА, ПО, ПУ» Л.Т,»Электрические приборы». | Штриховка флажков в разных направлениях. | 1 | ||||
22 | Звук «ПЬ». Рассказ по сюжетной картине. | Артикуляция звука Определение места звука в слове. Чтение слогов. Дифференциация звуков по твердости и мягкости. Л.Т. «Электрические приборы». | Штриховка буквы П. Узор «Осенний листик». | 1 | ||||
23 | Обведение по контуру всех гласных букв, штриховка. | Определение места звука в слове. Чтение слогов. Дифференциация звуков по твердости и мягкости. Узор Змея Письмо элементов букв. | Штриховка флажков в разных направлениях | 1 | 24.11 | |||
24-25 | Звук «Т» | Развивать фонематический слух, Выделение в слове начального согласного звука «Т». Четко произнести названия картинок. Соединить с символом звука «Т» те изображения, в названиях которых есть этот звук. Анализ слогов. Та- то- ту- Тематический цикл «Семья» | Письмо наклонных палочек с правого и левого верхнего угла. Безотрывное письмо заборчиков. | 2 | 28.11 01.12 | |||
26 | Звук «ТЬ». Буквы Т, т. | Развивать фонематический слух, Выделение в слове начального согласного звука «ТЬ, Т», чтение звукокомплексов: ат-ит-аут и тд. Сравнительный звукобуквенный анализ слогов, слов. Дидактическая игра « Том и Тим», игра «Закончи предложение» Тематический цикл «Семья» | Обведение по контуру буквы Т. штриховка буквы, составление из палочек. Узор «Уточка» Письмо элементов букв | 1 | 05.12 | |||
27 | Обведение по контуру буквы Т, штриховка буквы, составление буквы из палочек. | Развивать фонематический слух, Выделение в слове начального звука. | Узор «Бабочка» Письмо элементов букв. Гласные звуки и буквы (А,О, У, Ы, И, Э). Согласные звуки и буквы (М, Н, П) | 1 |
| |||
28 | Звуки «К», «КЬ». Буквы К, к | Развивать фонематический слух, Выделение в слове начального согласного звука. Определение заданного звука в слове. Образование притяжательных прилагательных с суффиксом -ин. Работа над предложениями. | Письмо наклонных палочек с правого и левого верхнего угла. Безотрывное письмо заборчиков Узор «Гусь». Штриховка и обводка буквы К. | 1 |
| |||
29 | Звуки «Т», «ТЬ», «К», «КЬ». Буквы Т, П, Н, М | Навыки чтения слов с буквами. Печатание букв. | Узор «Дом» Безотрывное письмо заборчиков. | 1 | ||||
30-31 | Звук «Х», буквы Х, х. Звук «ХЬ». | Развивать фонематический слух, Выделение в слове начального согласного звука. Определение заданного звука в слове. | Зарисовка фигур, состоящих из прямых вертикальных и горизонтальных линий Узор «Собачка» Письмо наклонной палочки с петлей внизу | 2 | ||||
32 | Анализ односложных, двусложных слов. Тематический цикл «Рабочие инструменты» | Анализ слов: Коты киты папа мама умны Печатание слов под диктовку. | Штриховка буквы Х. Узор «Цветочек». Письмо наклонной палочки с петлей внизу | 1 | ||||
33- | Звуки «К-Х», «КЬ-ХЬ». Звуки «Х»,»ХЬ». Буквы Х, К, Н, Т ,П, М. | Закрепить навыки различения и произношение этих звуков; Развивать фонематический слух | Письмо наклонных палочек с правого и левого верхнего угла. Безотрывное письмо заборчиков | 1 | ||||
34 | Навыки чтения слогов с изученными буквами. Звукобуквенный анализ слов | Развитие умения делить слова на слоги. | Обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, составление из палочек. Узор «Волк» Письмо полуовала. | 1 | ||||
35 | Звук «Ф», буквы Ф, ф.. Тематический цикл «Домашние животные». | Определение места звука в слове. Выделение звука из ряда других звуков. | Штриховка буквы горизонтальными линиями. Узор «Медведь». Письмо овала. | 1 | ||||
36 | Звук «ФЬ». Тематический цикл «Звери»
| Характеристика звука. Определение места звука в слове. Дифференциация звука по твёрдости и мягкости. | Штриховка буквы горизонтальными линиями. Узор «Рыбка».Письмо полуовала. | 1 | ||||
37 | Звуки «Ф-ФЬ.», Буквы Ф,ф | Определение места звука в слове. Выделение звука из ряда других звуков. | Печатание слогов. | |||||
38 - 39 | Звуки «В, ВЬ». Буквы В, в. | Определение места звука в слове; Выделение гласных звуков в положении после согласного в слоге; | Зарисовка кругов и овалов | 2 |
| |||
40 | Дифференциация звуков по твердости и мягкости. Определение кол-ва слов в предложении | Определение количества слов в предложении. | Узор «Курица | 1 | ||||
41 - 42 | Звуки «В-Ф», «ВЬ-ФЬ». Звонкие и глухие согласные. | Учить определять наличия или отсутствия согласного звука в слове. Тематический цикл «Птицы» | Штриховка фигур короткими линиями и точками. Узор «Олень» | 2 |
| |||
43 | Учить инсценировать знакомые сказки: “Колобок” и “Репка”. | Составление схемы предложения. | Копирование рисунков |
|
| |||
44 -45 | Звук Й. Буквы Й, й. Письмо овалов | Определение места звука в слове. Игра «доскажи словечко со словом, любуюсь» Тематический цикл «Животные жарких стран». | Копирование рисунков Узор «Кораблик» | 1 |
| |||
46 | Дружные звуки «ЙО». Буква Ё. Тематический цикл «Рыбы. | Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания): • по твердости — мягкости Произнесение ряда гласных на твердой и мягкой атаке, с различной силой голоса и интонацией: | Письмо наклонных линий. Узор «Ель». Письмо элементов букв | 1 |
| |||
47 | Звуки «ЙУ», буква Ю. Тематический цикл «Хлебные продукты» | Игра «Скажи слова со словом Я», Превращение слов (отгадывание слов по первым слогам). Чтение слогов. | Дорисуй вторую половину фигуры. Письмо элементов букв. Узор «Сторожевой пёс». | 1 |
| |||
48 | Звуки «ЙА». Буква Я. Тематический цикл «Молочные продукты». | Определение места звука в словах. Игра «Один – много» | Узор «Журавль». Безотрывное письмо заборчиков | 1 |
| |||
49 | Звуки «ЙЭ», буква Е. | Чтение слогов и составление слов. | Узор «Робот» Безотрывное письмо заборчиков | 1 | ||||
50 | Звуки «ЙЭ», «ЙО», «ЙУ», «ЙА». Тематический цикл «Магазины» | Нарисуй в пустых клеточках по точкам точно такие же фигуры. | 1 |
| ||||
51 | Звук «Л. Тематический цикл «Наземный транспорт» | Чтение слогов и подбор картинок, в названии которых слышаться эти слоги. | Штриховка. | 1 |
| |||
52 | Звук «ЛЬ». Тематический цикл «Водный транспорт» | Дифференциация звуков по твёрдости и мягкости. Чтение слогов. | Штриховка. Узор «Утка» | 1 |
| |||
53 | Звуки «ЛЬ-Й». Тематический цикл «Воздушный транспорт» | Деление слов на слоги. | Штриховка. Узор «Конь» | 1 |
| |||
54 | Предложение. Слово. | Определение кол-ва слов в предложении. | Копирование рисунков. Узор «Олень» | 1 |
| |||
55 | Обучение грамоте. Деление предложения на слова | Составление схемы предложения. |
Узор «Курица» | 1 |
| |||
56 | Звук Ч. Тематический цикл «Город ». | Дидак. игра « Назови ласково». Чтение слогов. | Рисование по клеточкам. Рисование по клеточкам. Узор «Зонт» | 1 |
| |||
57 | Звук Щ. Тематический цикл «город ». | Превращение слов. Расшифруй схемы слов и подбери к ним картинки. | Копирование рисунков. Узор «Белочка» | 1 |
| |||
58 | Звуки Ч-Щ Тематический цикл «спорт». | Расшифруй схемы слов и подбери к ним слова. Игра «Найди одинаковый слог». Игра «Назови ласково». | Копирование рисунков. Узор «Цапля» | 1 |
| |||
59 | Звуки Б, Бь. Тематический цикл «Весна». | Дифференциация звуков по твёрдости и мягкости. | Штриховка. Узор «Кот | 1 |
| |||
60 | Звуки П-ПЬ. Тематический цикл «Весна». | Речевая зарядка. Артикуляция звука. Чтение слогов. | Штриховка. Узор «Кенгуру» | 1 |
| |||
61 - 62 | Звуки «Б-П», «БЬ-ПЬ». Тематический цикл «Профессии». | Дифференциация звуков по звонкости и глухости. Игра «Назови одинаковый слог». Подбери слова к схемам. | Штриховка. | 2 | ||||
63 - 64 | Звуки «Д-ДЬ», буквы Д, д. Формирование грамматических навыков. | определение места звука в слове; • осуществление анализа и синтеза прямого слога; • выделение согласного звука в начале слова | Штриховка. Узор «Страус» | 2 | ||||
65 - 66 | Звуки «Д-Т», «ДЬ-ТЬ». Тематический цикл «Насекомые». | Подбери слова к схемам. Найди одинаковые слоги в словах. | Зарисовка фигур, состоящих из прямых вертикальных и горизонтальных линий Узор «Слон» | 2 | ||||
67 | Звук «С», буквы С,с. Графический диктант. | Выделять звук в начале, середине, конце слова; звуковой анализ и синтез слов: суп, сок , сук, сам, сом, сыт. учить согласованию притяжательных местоимений с существительными; познакомить с предлогом. Учить образовывать сложные слова. Слова антонимы. | Зарисовка фигур, состоящих из прямых вертикальных и горизонтальных линий. Обведение по контуру, печатание буквы пальцем на столе. Узор «Гиппопотам» | 1 | ||||
68 | Звук «СЬ». Дидактическая игра «Договори слово», «закончи предложения» | Определение места звука в слове Познакомить со звукослоговой схемой слов; развивать фонематический слух | Письмо наклонных линий. | 1 | ||||
69 | Звук «Ц», буквы Ц, ц. Составление и анализ предложений. «Чего не хватает» | Определение места звука в слове – начало, середина, конец слова. Развитие слуховой памяти. Звукослоговой анализ слов : сук, сок, Сом, Сима. | Письмо наклонных линий. Узор «Крокодил». | 1 | ||||
70 | Звуки «Ц-С», «Ц-Ч». Графический диктант. | Подбери слова к схемам. Цепочка слов. Назови одинаковые слоги в словах. | Графический диктант. Узор «Самовар». | 1 | ||||
71 - 72 | Звуки «Г», «ГЬ», буквы Г,г. | Чтение слоговой таблицы. Скороговорка: До города дорога в гору. | Копирование узора. Узор «Верблюд». | 2 | ||||
73 - 74 | Звуки «Г-К», «ГЬ-КЬ». | Слова- паронимы. Подбор слов в рифму. Д/и.»Доскажи предложение» | Узор «Рыба». | 2 | ||||
75 | Звуки «З», «ЗЬ». буква З. Составление и анализ предложений. Согласование прилагательных с существительными. | Дифференциация звуков по твердости и мягкости. Чтение звукокомплексов и слов. Анализ предложений. | Обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе Обведение по контуру, печатание буквы пальцем на столе. Узор «Лебедь». | 1 | ||||
76 | Звуки «С – З», «СЬ- ЗЬ». Свистящие согласные звуки. | Составление предложений с помощью схемы. Деление слов на слоги. Различение звуков С, СЬ, З, ЗЬ в слогах , словах, учить звуковому анализу и синтезу слов. | Письмо наклонных линий. Узор «Попугай». | 1 | ||||
77 | Звук «Ш», буквы Ш,ш. | Развитие слуховой памяти. Определение наличия / отсутствия заданного звука в слове. | Ориентировка в клеточках и по клеточкам. Построение заборчика | 1 | ||||
78 | Звук «Ж», буквы Ж,ж.. Тематический цикл «Лето». | Развитие слуховой памяти. Определение наличия / отсутствия заданного звука в слове. | Копирование рисунков. Узор «Верблюд» | 1 | ||||
79 | Звуки Ж-З, Ж-Ш. шипящие звуки. | Определение позиции согласного звука в слове.
| Зарисовка фигур, состоящих из прямых вертикальных и горизонтальных линий | 1 | ||||
80 | Звук «Р», «РЬ», буквы Р,р. | Определение позиции согласного Письмо наклонных линий звука в слове. | Штриховка буквы Р, горизонтальными линиями. | 1 |
| |||
81 - 82 | Звуки «Р-Л», «РЬ-ЛЬ». | Учить и определять и называть второй слог в словах . соединить с нужным символом каждое изображение. | Копирование рисунков Узор «Лошадь» | 1 | ||||
83 84 | Страна Азбука. Закрепление пройденного материала. Проверочная работа. | Звукослоговой анализ слов. Выделение звука из ряда других звуков. | Графический диктант. | 1 |
ИТОГО: 84 часа
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Е.В, Кузнецова , И. А. Тихонова Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: - М.ТЦ «Сфера», 1999
- Ткаченко Т.А. Звуковой анализ и синтез: Формирование навыков. Логопедическая тетрадь. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.
- коррекция речевого и психического развития детей 4- 7 лет: Планирование, конспекты занятий, игры, упражнения/ Под ред. П. Н. Лосева- М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Л.Н. Смирнова Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
- Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь: Формирование и развитие связной речи . – СПб.; ДЕТСТВО- ПРЕСС, 1999.
- Корнев, А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи: мет. Пособие / А,Н. Корнев. – М.: Айрис – Пресс, 2006.
- Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О.В. Пронина. Наши прописи, Тетрадь для дошкольников 5-6 лет в 2 частях. М.: Баласс, 2008 г. ( Образовательная система «Школа «100», серия «Свободный мир».
- Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Т. Р, Кислова По дороге к азбуке. М.: Баласс, 2008 г.
( Образовательная система «Школа «100», серия «Свободный мир».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса профессиональной подготовки (срок обучения 3 года)
Данная рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе «Адаптированной программы по русскому языку для 10-12 класса профессиональной подготовки ...
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса профессиональной подготовки (срок обучения 1 год)».
Данная рабочая программа по русскому языку составлена на основе «Адаптированной программы по русскому языку для 10 класса профессиональной подготовки (срок обучения 1 год...
Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Подготовка детей с недостатками речи к школе»
Подготовка детей с недостатками речи к школе...
"Комплексное сопровождение процесса подготовки детей дошкольного возраста с ОВЗ к школьному обучению".
Общеизвестно из опыта разных стран, что в системе образования есть принцип равных прав и возможностей в получении образования детьми с отклонением в развитии....
Презентация опыта работы "Использование игровой технологии "Ребус - это интересно" для повышения мотивации к чтению у детей 6-7 лет с нарушениями речи на занятиях по обучению грамоте"
Как только ребенок познакомился с буквами, он постепенно начинает читать. Но дальнейший интерес к чтению может как сохраниться, так и пропасть. Чтобы этого не было, на занятиях можно использовать игро...
Рабочая программа ВУД "Русский язык и культура речи. Подготовка к ОГЭ", 9класс
Рабочая программа ВУД "Русский язык и культура речи. Подготовка к ОГЭ", 9класс...
Мастер-класс для педагогов «Подготовка детей с ОНР старшего дошкольного возраста к обучению чтению с использованием многофункциональных пособий»
Тема мастер-класса звучит так: «Подготовка детей с ОНР старшего дошкольного возраста к обучению чтению с использованием многофункциональных пособий». Чт...