"Дары Фребеля", как средство развития речи у детей с ТНР
статья
Используя «Дары Фребеля» в работе с детьми с ТНР, учитываются не только возрастные особенности, но и возможности каждого ребёнка, их индивидуальные особенности в частности, а так же их желания и интересы. Необходимо содействовать речевому развитию ребенка в повседневной жизни: в режимных моментах, совместной деятельности воспитателя с детьми, в их самостоятельной деятельности.
Применение наборов повышает познавательную активность дошкольников с речевыми нарушениями, развивает зрительное и слуховое восприятие, развивает творческие способности, смекалку, положительно влияет на личностное развитие каждого ребёнка, а главное, повышает речевую активность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dary_fryobelya.doc | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
"Дары Фребеля", как средство развития речи у детей с ТНР
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет достижение целей образовательной программы дошкольного образования через основные виды детской деятельности и охватывает следующие структурные единицы, направленные на развитие и образование детей (образовательные области):
· социально-коммуникативное развитие;
· познавательное развитие;
· речевое развитие;
· художественно-эстетическое развитие;
· физическое развитие.
Требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей развития у детей культуры речи через решение следующих задач:
· развитие речевых способностей и умений;
· формирование предпосылок чтения и письма;
· овладение способами и нормами практического общения в различных жизненных ситуациях.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области
Основное содержание работы по освоению целей и задач данной области должно быть направлено на воспитание у детей
· звуковой культуры речи,
· словарную работу (обогащение, закрепление и активизация словаря),
· формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания,
· воспитание интереса к художественному слову.
Все эти задачи решаются на протяжении всего дошкольного детства и осуществляется в различных режимных моментах в разных видах детской деятельности: в игре, труде, бытовой деятельности.
Педагогу всегда хочется поделиться с коллегами чем-то хорошим и полезным. «Новое — это хорошо забытое старое!» — гласит старая известная поговорка, и это не случайно. Мы предлагаем вашему вниманию наборы «Дары Фребеля». Разработчиком данного набора является Фридрих Вильгельм Август Фребель — известный немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста.
Наборы «Дары Фрёбеля» можно определённо назвать тем самым хорошим и полезным средством, благодаря которому можно разнообразить не только непосредственно образовательную деятельность, но и любой режимный момент с детьми. Их вполне можно использовать как в совместной деятельности с детьми, так и в индивидуальной работе. Данные наборы соответствуют ФГОС и охватывают все образовательные области.
В комплект входят 14 модулей (деревянных ящичков с номерами), а так же методические рекомендации и карточки с играми по каждой образовательной области. Нельзя не сказать о внешнем виде наборов. Все предметы модулей выполнены из экологически чистых материалов дерева и шерсти.
Применение набора «Дары Фребеля» на практике.
Подборка дидактических игр, с использованием наборов «Дары Фребеля», которые можно применять для развития речи. В зависимости от поставленных целей для удобства игры разделили на блоки.
· 1 БЛОК Игры на формирование грамматического строя речи, ее связанности при построении развернутого высказывания.
Важно отметить, что при усвоении грамматического строя речи на первый план выходит освоение способов словообразования разных частей речи, формирование языковых обобщений, а также построение синтаксических конструкций (простых и сложных предложений).
Связность высказывания в процессе игровой деятельности может помочь формированию представлений о структуре разных типов текста. Также эту особенность необходимо учитывать при чтении детям различных художественных произведений.
Игра «Волшебный мешочек» (1 модуль): Ребенку предлагается достать мячик из мешочка, определить цвет, придумать словосочетание: зеленое яблоко, красный помидор, желтое солнышко, синее море
Игра «Подарки». Дети делятся на 2 подгруппы. Цветные шарики «подарки» раздаются детям одной из подгрупп, 2-ая подгруппа — получает подарки. Детям предлагается перекидывать шарики своему напарнику со словесным сопровождением. Например: «Я хочу подарить тебе зеленую травку,...желтое солнечное настроение...»
Игра «А сколько у тебя?» в начале игры дети берут определенное количество палочек (модуль 8), а ведущий показывает картинку с предметом, дети должны ответить, сколько кого. Например: 5 лисят, 2 лисенка, 1 лисенок, и т.д.
Игра «Радуга» (модуль 10) Описание игры: дети выбирают себе фишку любого цвета, и согласовывают существительное с прилагательным. Например, белый — снег, мел, сахар и т.д. Желтый — руль, кубик; желтое — солнце, и т.д.
Игра «Волшебные превращения» На столе лежат фигуры (модуль 7), детям предлагается взять палочку волшебную и заколдовать фигуру и получить какой либо предмет или вещь. Например, желтый треугольник — превратится в юбочки для куклы; красный квадрат — в скатерть красного цвета; белый круг — в белую тарелку; и т.д.
Применяя метод моделирования с использованием модуля № 7, можно пересказать или составлять рассказы, используя в качестве заместителей различные геометрические фигуры, например, сказка «Колобок» (Колобок — желтый круг, заяц — белый круг, волк — черный, лиса — оранжевый круг).
· 2 БЛОК Игры на формирование словаря (обогащение, закрепление и активизация).
В играх, связанных с развитием словарного запаса, необходимо обратить внимание на смысловую сторону слов.
«Подбери слово-действие» (модуль № 10)
Сорока (что делает?) — садится, стрекочет, летает, улетает, клюёт, перелетает, и т. д.
Дети, называя прилагательные — выкладывают фишки.
«Подбери признаки к словам» (модуль № 10)
День весной (какой?) — ясный, солнечный, дождливый, пасмурный. Дети, называя прилагательные — выкладывают фишки.
· 3 БЛОК Игры на формирование звуковой культуры речи.
В играх, основным содержанием которых является воспитание звуковой культуры речи, необходимо больше уделять внимания работе над интонационной выразительностью, темпом, дикцией и плавностью изложения высказывания.
«Пчелы и змеи» (модуль 2)
Цели игры: развитие звуковой культуры речи, развитие речевого творчества, познавательной активности, внимания, воображения, игровой деятельности.
Описание игры: дети делятся на две команды, одна «пчелы» другая — «змеи», выбираются два короля, они должны отыскать: пчелиный король — куб (мед) и змеиный — цилиндр (ящерицу). Команды должны помогать своим королям, издавая определенный звук: «пчелы» — «ж-ж-ж», а «змеи» — «ш-ш-ш». Чем ближе «король» приближается к месту, где спрятан предмет, тем сильнее становится звук, и наоборот, чем «король» дальше от спрятанного предмета, тем звук тише.
Модификация игры: дети изображают других животных. Например, львов, (рычат «р-р-р»), или коров (мычат «му-му-му»).
«Гусеница» (модуль 11) — назови слово с заданным звуком, нанижи бусину на шнурок. Усложнение: бери только определенного цвета. Цель: учить подбирать слова с заданным звуком.
«Выложи звуковую схему слова» (модуль 7, 10) — звуковой анализ слова. Цель: учить выполнять звуковой анализ слов.
«Бусы для мамы» (модуль 11) — проговаривай за мной слова со звуком, например звук «С», если правильно произнесла слово — нанизывай бусину на шнурок. Цель: автоматизация звука «С».
· 4 БЛОК Игры на формирование фонематического восприятия.
«Хлопни столько раз, сколько палочек» (модуль 8). Цель: Развитие слухового восприятия. Усложнение: Хлопни столько раз, сколько красных палочек, или сколько коротких палочек, или хлопни столько раз, сколько синих палочек, топни столько раз, сколько зеленых палочек и т.д.
«Дорожки» — посчитай слоги в словах (по картинкам), выложи нужное количество палочек. Усложнение: Какое слово самое длинное? Короткое? Цель: отработка навыка деления слов на слоги.
«Музыкальная дорожка» (модуль № 8) — воспитатель простукивает по столу определенный ритм, а детям предлагается выложить дорожку из длинных и коротких палочек, в соответствии с долготой звука. Цель: Развитие слухового восприятия.
· 5 БЛОК Игры на формирование навыков чтения и письма.
Игра «Выложи букву» (модули 8, 12) Цель: развивать пространственные представления, воображение, зрительную память и внимание, совершенствовать мелкую моторику.
· 6 БЛОК Игры на развитие мелкой моторики.
«Танец кубиков» (модуль 3) Перед детьми располагается лист — схема, по которой нужно выложить узор.
· 7 БЛОК Игры на развитие пространственных отношений.
У детей с общим недоразвитием речи часто не сформированы пространственные представления, что в свою очередь отражается и на речевой деятельности. 3,4,5,6 Дары помогают детям не только познать геометрические основы, научить конструированию, но также развить пространственные представления
Игры на пространственную ориентацию: Дети выполняют задание по инструкции, например,
В правую руку свой мячик возьми,
И перед грудью его подержи.
За спину спрячь и затылка коснись,
Руку смени и другим улыбнись!
Используя «Дары Фребеля» в работе с детьми с ТНР, учитываются не только возрастные особенности, но и возможности каждого ребёнка, их индивидуальные особенности в частности, а так же их желания и интересы. Необходимо содействовать речевому развитию ребенка в повседневной жизни: в режимных моментах, совместной деятельности воспитателя с детьми, в их самостоятельной деятельности.
Применение наборов повышает познавательную активность дошкольников с речевыми нарушениями, развивает зрительное и слуховое восприятие, развивает творческие способности, смекалку, положительно влияет на личностное развитие каждого ребёнка, а главное, повышает речевую активность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Игровые, развивающие занятия, как одно из средств развития речи у детей в ОУ VI вида.»
Использование развивающих упражнений на развитие мелкой моторики рук и игровых занятий на развитие речи воспитанников,их коммуникативного общения....
"Пальчиковые игры, как средство развития речи у детей"
"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"В. СухомлинскийКто из взрослых не замечал, как любят дети играть со словом? Ребенок еще не произносит слов, вдруг случайно вырывается звук, и вот он уже п...
Консультация для педагогов. «Использование игры как средство развития речи у детей с аутизмом»
Данная публикация поможет педагогам организовать работу с детьми, страдающими аутизмом, на начальном этапе. Приёмы позволяют активизировать речевую деятельность....
Развитие графомоторных навыков как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Эффективность метода кинезиологии в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста, проект «Играем и дома пальчики развиваем", игры с камешками "Марплс"...
Румбокс как средство развития речи у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Актуальность:Красивая, правильная речь - залог успешного обучения в школе. Детям, у которых есть нарушения речи, значительно сложнее выражать свои мысли, общаться не только со сверстниками, но и с взр...
Статья. "Дидактическая игра как средство развития речи у детей младшего школьного возраста с отклонениями в развитии".
Игра помогает ребенку лучше адаптироваться в коллективе, помогает созданию психологически положительному микроклимату в группе. Игра помогает ребенку стать личностью. Учитель в своей деятельности по с...
«Развитие мелкой моторики как средство развития речи у детей с интеллектуальными нарушениями».
laquo;Развитие мелкой моторики как средство развития речи у детей с интеллектуальными нарушениями»....