Программа "Мир незрячего спорта"
рабочая программа

Вахрушева Светлана Сергеевна

Цель программы:

Пропаганда адаптированных видов спорта для незрячих.

Задачи:

- дать необходимые знания в области видов адаптированного спорта;

- развить координацию движений и основные физические качества: силу, ловкость, быстроту реакции во время практических занятий;

- формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;

- воспитывать коммуникабельность, коллективизм;

- пропагандировать здоровый образ жизни, которая ведет к снижению  преступности среди подростков, а также профилактика  наркозависимости, табакокурения и алкоголизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_mir_nezryachego_sporta.doc187.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Якшур-Бодьинская школа-интернат»

УТВЕРЖДАЮ

Приказ №_______________

От «____» августа 2017 г

Директор школы-интерната

Блинов И.В._____________

Принята на заседании                                                                  

Педагогического совета

Протокол №_____________                                  

«____»___________ 2017 г          

                                                                                             

Адаптированная дополнительная

общеобразовательная общеразвивающая программа

«Мир незрячего спорта».

Срок реализации:  1 год

Возраст учащихся: 10-15 лет

                                                           

             

                                                                         

Составитель: Вахрушева

Светлана Сергеевна,

педагог дополнительного образования

                                                                                               

Якшур-Бодья, 2017 год

Пояснительная записка

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир незрячего спорта» разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Концепцией развития дополнительного образования (4 сентября 2014 г. No1726-р), по которой содержание программ дополнительного образования должно быть ориентировано на формирование и развитие творческих способностей, должно обеспечивать духовно-нравственное воспитание учащихся.

Образовательная программа “Мир незрячего спорта” имеет естественно-научную направленность, предполагает расширение знаний в области адаптированного спорта, развитие мотивации к познанию и творчеству, формирование межличностных отношений в процессе освоения этой программы.

Актуальность программы

Вовлечение в занятия спортом детей- инвалидов является на современном этапе важной задачей в системе физической культуры и спорта. Особую роль занимает пропаганда адаптированных видов спорта, знакомство и вовлечение детей в адаптированные виды спорта, так как это важный социально-психологический фактор: возникает возможность показать, каких выдающихся результатов можно добиться даже в условиях значительного снижения или отсутствия зрения. Этот последний аспект чрезвычайно важен.

                              Практическая значимость

Программа позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, способствует пробуждению интереса детей к новой деятельности в области адаптированного спорта, удовлетворению потребности в общении, расширении круга знакомств, самореализации. В процессе исследовательской деятельности обучающиеся знакомятся с адаптированными видами спорта, вовлекаются в систематические занятия спортом, овладевают различными навыками работы по созданию фильмов.  

 

Цель программы:

Пропаганда адаптированных видов спорта для незрячих.

Задачи:

- дать необходимые знания в области видов адаптированного спорта;

- развить координацию движений и основные физические качества: силу, ловкость, быстроту реакции во время практических занятий;

- формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;

- воспитывать коммуникабельность, коллективизм;

- пропагандировать здоровый образ жизни, которая ведет к снижению  преступности среди подростков, а также профилактика  наркозависимости, табакокурения и алкоголизма.

Отличительные особенности программы:

- Программа способствует социализации слабовидящих обучающихся;

- прививает интерес к занятиям адаптированными видами спорта.

Центральной идеей программы является идея:  даже в условиях значительного снижения или отсутствия зрения можно добиться выдающихся результатов.

Возраст детей: программа рассчитана на учащихся 10-16 лет.

Количество детей – 12 человек.

Сроки реализации программы –1 год.

Формы и режим занятий.

Режим занятий: общее количество часов в год –68 часов.

Количество часов в неделю - 2 часа.

Формы проведения занятий:

- беседы;

- исследовательская деятельность;

- игры;

- тренировочные занятия;

- участие в школьных, районных, республиканских  краеведческих конкурсах.

Ожидаемые результаты реализации программы

Программа призвана помочь приобщиться к активным занятиям спорта, познакомятся с адаптированными видами спорта для незрячих.

Диагностика реализации программы осуществляется с помощью различных методов:

- собеседование с учащимися;

- наблюдения;

-анкетирование.

Учащиеся должны знать:

- правила игры в голбол и торбол (игры для слепых со звенящим мячом), боулинг, пауэрлифтинг, шоу-даун (игра для слепых — аналог настольного тенниса);

- программа для создания/редактирования видео Windows Movie Maker; 

- информацию о выпускниках – спортсменах по материалам музейной комнаты школы-интерната.

Учащиеся должны уметь:

-вести поисковую деятельность по сбору материала к проектной деятельности;

-самостоятельно подбирать литературу по теме;

- готовить сообщения и выступать с презентациями;

- создавать видео Windows Movie Maker; 

- организовать игру.

Способы определения результативности: 

- анкетирование;

- выступления на конкурсах.

Формы подведения итогов:

- составление презентаций,

- участие в конкурсах исследовательской направленности;

- спортивные турниры.

Учебный   план

Название раздела

        Количество часов

Формы аттестации

и контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение. История развития и современное состояние адаптивного спорта

2

2

-

Сообщение учителя. Презентация.

2

Нетрадиционные виды спорта для лиц с поражением зрения.

2

1

1

Составление презентации.

3

Адаптивный спорт в России.

1

1

-

Сообщение учителя.

4

Практическое занятие с элементами голбола.

1

-

1

Игра.

5

Спортивные игры для лиц с поражением зрения

2

2

-

Сообщение учителя. Презентация.

6

Классификация основных направлений развития адаптивного спорта. Направления функционирования адаптивного спорта (Паралимпийский спорт, Сурдлимпийский спорт, Специальный олимпийский спорт)

2

1

1

Сообщение учителя. Презентация.

7

Видеофильм.

2

-

2

Просмотр фильма «Параолимпийский спорт».

8

Исследовательская работа: виды адаптированного спорта в УР.

4

2

2

Исследовательская работа.

9

Виды адаптированного спорта в Якшур-Бодьинской школе-интернате.

2

1

1

Аналитическая статья в школьную газету.

10

Командная игра голбол. Правила игры.

2

1

1

Сообщение учителя. Игра.

11

Командная игра торбол. Правила игры.

2

1

1

Сообщение учителя. Игра.

12

Шоу-даун. Правила игры.

Организация игры в шоу-даун (поездка в школу №53 г.Ижевска)

4

1

3

Сообщение учителя. Игра.

13

Командная игра роллингболл. Правила игры.

2

1

1

Сообщение учителя. Игра.

14

Видеофильм «Мир незрячего спорта».

5

1

4

Создание видеофильма.

Презентация фильма.

15

Пауэрлифтинг. Правила.

2

1

1

Сообщение учителя. Игра.

16

Гидроаэробика. Правила.

2

1

1

Сообщение учителя. Игра.

17

Армрестлинг. Правила.

2

1

1

Сообщение учителя. Игра.

18

Исследовательская работа: Виды адаптированного спорта в Якшур-Бодьинской школе-интернате.

6

1

5

Исследовательская работа.

19

Биатлон. Правила.

2

1

1

Сообщение учителя. Игра.

20

Практическое занятие с элементами голбола.

2

1

1

Сообщение учителя. Игра.

21

Виды адаптированного спорта в Якшур-Бодьинской школе-интернате.

2

1

1

Выступление перед родителями.

22

Практическое занятие с элементами адаптированного спорта.

2

-

2

Исследовательская работа.

23

Современное состояние адаптивного спорта в мире.

2

1

1

Сообщение учителя. Игра.

24

Практическое занятие с элементами адаптированного спорта.

2

1

1

Сообщение учителя. Игра.

25

Современное состояние адаптивного спорта в России.

2

1

1

Сообщение учителя. Игра.

26

Современное состояние адаптивного спорта в Удмуртии.

2

1

1

Сообщение учителя. Игра.

27

Практическое занятие с элементами адаптированного спорта.

2

-

2

Игра.

28

Видеофильм.

1

-

1

Просмотр видеофильма.

29

Практическое занятие с элементами адаптированного спорта.

2

1

1

Сообщение учителя. Игра.

30

Подведение итогов.  

1

-

1

Анкетирование.

31

Итоговое занятие.

1

-

1

Викторина.

Итого

68

27

41

Содержание программы

1. Введение. История развития и современное состояние адаптивного спорта.

Теория: что изучает программа «Мир незрячего спорта». Источники изучения адаптированного спорта для незрячих.

Практика: составление презентации.

2. Нетрадиционные виды спорта для лиц с поражением зрения.

Теория: знакомство с нетрадиционными видами спорта для незрячих.

Практика: составление сообщения для информации в своих учебных группах.

3. Адаптивный спорт в России.

Теория: знакомство с  некоторыми видами адаптивного спорта  в России (голбол). Просмотр видео.

4. Практическое занятие с элементами голбола.

Практика: игровые элементы игры в голбол. Посещение тренировки команды школы-интерната.

5. Спортивные игры для лиц с поражением зрения

Теория: знакомство с  некоторыми видами адаптивного спорта в Якшур-Бодьинской школе-интернате. Источники изучения адаптированного спорта для незрячих – музейная комната школы-интерната.

Практика: составление презентации.

6. Классификация основных направлений развития адаптивного спорта.

Направления функционирования адаптивного спорта (Паралимпийский спорт, Сурдалимпийский спорт, Специальный олимпийский спорт)

Теория: знакомство с классификацией основных направлений развития адаптивного спорта; с направлениями функционирования адаптивного спорта (Паралимпийский спорт, Сурдалимпийский спорт, Специальный олимпийский спорт).

Практика: ведение записей для дальнейшей исследовательской работы.

7 . Видеофильм.

Практика: просмотр видеофильма «Параолимпийский спорт» с последующим обсуждением.

8. Исследовательская работа: виды адаптированного спорта в УР.

Теория: знакомство – исследование  с видами адаптивного спорта в УР, которые активно пропагандируются в УР, нахождение информации в интернет источниках.

Практика: составление презентации – викторины в программе Power Point.

9. Виды адаптированного спорта в Якшур-Бодьинской школе-интернате.

Теория: знакомство – исследование  с видами адаптивного спорта в Якшур-Бодьинской школе-интернате. Анализ материала по данной теме.

Практика: написание аналитической статьи на данную тему.

10. Командная игра голбол. Правила игры.

Теория: знакомство с правилами игры  в голбол.

Практика: учебная игра.

11. Командная игра торбол. Правила игры.

Теория: знакомство с правилами игры  в торбол.

Практика: учебная игра.

12. Шоу-даун. Правила игры.

Организация игры в шоу-даун (поездка в школу №53 г.Ижевска)

Теория: знакомство с правилами игры  в шоу-даун.

Практика: учебная игра.

13. Командная игра роллингболл. Правила игры.

Теория: знакомство с правилами игры  в роллингболл.

Практика: учебная игра.

14. Видеофильм «Мир незрячего спорта».

Теория: знакомство с программой для создания/редактирования видео Windows Movie Maker; 

Практика: монтаж фильма по накопленному материалу.

15. Пауэрлифтинг. Правила.

Теория: знакомство с правилами пауэрлифтинга.

Практика: учебная игра.

16. Гидроаэробика. Правила.

Теория: знакомство с гидроаэробикой.

Практика: поиск материала в интернет-ресурсах.

17. Армрестлинг. Правила.

Теория: знакомство с правилами армрестлинга.

Практика: учебная игра, проведение турнира между учащимися 6 и 7 классов.

18. Исследовательская работа: Виды адаптированного спорта в Якшур-Бодьинской школе-интернате.

Теория: изучение видов адаптированного спорта в Якшур-Бодьинской школе-интернате. Как правильно оформить исследовательскую работу.

Практика: встреча с заслуженным тренером УР Михайловым Н.Ю. исследовательская работа.

19. Биатлон. Правила.

Теория: знакомство с правилами битлона.

Практика: наблюдение тренировки школьных биатлонистов. Создание фототеки на заданную тему.

20. Практическое занятие с элементами голбола.

Теория: просмотр видеоигры с комментариями тренера.  

Практика: учебная игра с непроницаемыми повязками.

21. Виды адаптированного спорта в Якшур-Бодьинской школе-интернате.

Теория: изучение видов адаптированного спорта в Якшур-Бодьинской школе-интернате. Как правильно защитить  исследовательскую работу.

Практика: выступление на родительском собрании.

22. Практическое занятие с элементами адаптированного спорта.

Практика: составление презентации исследовательской работы в программе Power Point. Придумать игры, игровые программы с элементами адаптированного спорта.

23. Современное состояние адаптивного спорта в мире.

Теория: познакомить с результатами параолимпийских игр 2018 года. Обсуждение проблемы допинга в современном спорте.

Практика: составление презентации – сообщения о понравившемся спортсмене - пара олимпийце.

24. Практическое занятие с элементами адаптированного спорта.

Теория: знакомство с изменениями в спортивных играх.

Практика: наблюдение тренировки школьной команды голболистов с комментариями тренера Михайлова Н.Ю. Создание фототеки на заданную тему.

25. Современное состояние адаптивного спорта в России.

Теория: знакомство с современным состоянием адаптивного спорта в России.

Практика: учебная игра.  Создание фототеки на заданную тему.

26. Современное состояние адаптивного спорта в Удмуртии.

Теория: знакомство с современным состоянием адаптивного спорта в Удмуртии. Составление игровой программы с элементами адаптированного спорта.

Практика: учебная игра.  Создание фототеки на заданную тему.

27. Практическое занятие с элементами адаптированного спорта.

Практика: организация конкурсной игровой программы между учащимися 3-4 классов.

28. Видеофильм.

Теория: просмотр видеофильма.

Практика: написание эссе «Мир незрячего спорта».

29. Практическое занятие с элементами адаптированного спорта.

Теория: сообщение учащихся, как проходят сборы наших спортсменов.

Практика: учебная игра.

30. Подведение итогов.  

Практика: анкетирование.

31. Итоговое занятие.

Практика: проведение викторины.

Методическое обеспечение программы

Основные методы обучения

- словесные методы  – беседа, рассказ, объяснение, обсуждение;

- наглядные – фото-и-видеоматериалы;

- игровые методы – игровая программа, учебная игра;

- репродуктивный метод – повторение, закрепление;

- эвристический метод - поисковые задания;

- исследовательский метод – изучение документов, их описание;

- практический метод – оформление исследовательской работы.

Формы работы:

-фронтальные, групповые

Методы организации занятий: беседы, встречи с тренером, спортсменами, конкурсы, викторины, учебные игры, сбор материала.

Виды деятельности учащихся:

- анализ проведённых тренировок;

- анализ музейных материалов;

- устные сообщения учащихся с последующей дискуссией;

- исследовательская деятельность;

- викторины, конкурсные программы.

Материально - техническое обеспечение:

-тематические материалы школьной музейной комнаты;

-интернет-ресурсы.

Календарно- тематическое планирование

Тема   занятия

Коли-

чество часов

Вид контроля  

Дата

1-2

История развития и современное состояние адаптивного спорта

2

Сообщение учителя

4.09

6.09

3-4

 Нетрадиционные виды спорта для лиц с поражением зрения.

2

Сообщение учителя, презентация

11.09

13.09

5

Адаптивный спорт в России.

1

Сообщение учителя

18.09

6

Практическое занятие с элементами голбола.

1

Игра

20.09

7-8

Спортивные игры для лиц с поражением зрения

2

Сообщение учителя, игра.

25.09

27.09

9-10

Классификация основных направлений развития адаптивного спорта. Направления функционирования адаптивного спорта (Паралимпийский спорт, Сурдлимпийский спорт, Специальный олимпийский спорт)

2

Сообщение учителя, презентация.

2.10

4.10

11-12

Видеофильм «Параолимпийский спорт»

2

9.10

11.10

13-16

Исследовательская работа: виды адаптированного спорта в УР.

4

Исследовательская работа

16.10

18.10

23.10

25.10

17-18

Виды адаптированного спорта в Якшур-Бодьинской школе-интернате.

2

Аналитическая статья в школьной газете

6.11

8.11

19-20

Командная игра голбол. Правила игры.

2

Сообщение учителя, игра

13.11

15.11

21-22

Командная игра торбол. Правила игры.

2

Сообщение учителя, игра

20.11

22.11

23-24

Шоу-даун. Правила игры.

2

Сообщение учителя, презентация

27.11

29.11

25-26

Организация игры в шоу-даун (Поездка в школу №53 г.Ижевска)

2

Сообщение учителя, игра

4.12

6.12

27-28

Командная игра роллингболл. Правила игры.

2

Сообщение учителя

11.12

13.12

29-32

Видеофильм «Мир незрячего спорта».

2

Создание видеофильма

18.12

20.12

25.12

27.12

33

Представление видеофильма «Мир незрячего спорта».

1

Показ фильма

10.01

34-35

Пауэрлифтинг. Правила.

2

Сообщение учителя

15.01

17.01

36-37

Гидроаэробика. Правила.

2

Сообщение учителя

22.01

24.01

32-33

Армрестлинг. Правила.

2

Сообщение учителя

29.01

31.01

34-37

Исследовательская работа: Виды адаптированного спорта в Якшур-Бодьинской школе-интернате.

4

Исследовательская работа

5.02

7.02

12.02

14.02

38-39

Исследовательская работа: Виды адаптированного спорта в Якшур-Бодьинской школе-интернате.

2

Защита работ

19.02

20.02

40-41

Биатлон. Правила.

2

Видеофильм

26.02

28.02

42-43

Практическое занятие с элементами голбола.

2

Игра

5.03

7.03

44-45

Виды адаптированного спорта в Якшур-Бодьинской школе-интернате.

2

Выступление перед родителями

12.03

16.03

46-47

Практическое занятие с элементами адаптированного спорта.

2

 Игра

26.03

28.03

48-49

Современное состояние адаптивного спорта в мире.

2

Сообщение учителя

2.04

4.04

50-51

Видеофильм.

2

Фильм

9.04

11.04

52-53

Практическое занятие с элементами адаптированного спорта.

2

Игра

16.04

18.04

54-55

Современное состояние адаптивного спорта в России.

2

Сообщение учителя

23.04

25.04

56-57

Современное состояние адаптивного спорта в Удмуртии.

2

Сообщение учителя

30.04

2.05

58-59

Практическое занятие с элементами адаптированного спорта.

2

Игра

7.05

60-61

Видеофильм

2

Видеофильм

14.05

16.05

62-63

Практическое занятие с элементами адаптированного спорта.

2

Игра

21.05

22.05

64-65

Практическое занятие с элементами адаптированного спорта.

2

Игра

28.05

30.05

66-67

Подведение итогов.  Викторина.

2

Сообщение учителя,

68

Итоговое занятие.

1

Викторина

Литература

  1. Информационно-методическое пособие «Физическая культура и спорт для лиц с ограниченными возможностями здоровья».
  2. Рекомендации по распределению спортсменов на группы в соответствии с функционально-медицинскими классами в отдельных видах спорта (Дополнение к Методическим рекомендациям по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации от 12. 12. 2006 г. № СК-02-10/3685).
  3. Евсеев С.П., Теория и организация адаптивной физической культуры. - М., 2002.
  4. Литош Н.А. Адаптивная физическая культура. - М., 2002.
  5. Рубцова Н.О. К проблеме формирования инфраструктуры системы физической культуры и спорта для инвалидов // Теор. и практ. Физ-ры. - М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПЛАСТИЛИНОВАЯ ЖИВОПИСЬ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НЕЗРЯЧИХ И СЛАБОВИДЯЩИХ УЧАЩИХСЯ.

Методические материалы для занятия с незрячими и слабовидящими детьми пластилиновой живописью. Этим видом живописи вполне могут заниматься  все желающие.  Работа над картинами в техник...

Принцип и средства конкретизации речи незрячих школьников.

Значение речи и языка и их основные функции. Соотношение слова и образа в речи незрячих. Конкретизация речи слепых детей....

Доклад на тему: "Типы отношений к незрячему ребенку в семье, как основной фактор, влияющий на осуществление воспитательного процесса в школе".

В данном докладе рассматривается проблема отношений к незрячиму ребенку в семье и влияния этих отношений на формирование личности ребенка. Данный материал, думаю, будет интересен, как педагогам коррек...

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСЯЗАНИЯ У НЕЗРЯЧИХ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОРРЕКЦИОННЙ ШКОЛЕ

Незрячие дети с тяжелой умственной отсталостью, обучающиеся в коррекционной школе имеют свои права и потребности, которые очень специфичны.Но они изолированы от мира, поэтому нужно помочь им и знать к...

Доклад на тему: "Особенности обучения и воспитания незрячих детей на примере ГБОУ СКОШИ №1 города Москвы".

В данном докладе речь пойдет об особенностях обучения и воспитания детей с глубокими нарушениями зрения на примере школы-интерната №1 города Москвы. Данная информация будет полезна не только специалис...

Подготовка незрячего ребенка к обучению в школе.

Рекомендации касаются как учебной, так и социальной реабилитации. Они помогают понять, отличаются ли когнитивные возможности незрячего и зрячего ребенка. Узнать, какие аспекты школьной жизни могут выз...

Технологии в работе учителя с незрячими обучающимися (вариант 3.3.)

Данный адаптированный учебный материал может быть полезен учителям-логопедам, учителям-дефектологам, учителям начальных классов при работе с обучающимися с нарушениями зрения (вариант 3.3., 3.4. ФГОС ...