Программа "Мир незрячего спорта"
рабочая программа
Цель программы:
Пропаганда адаптированных видов спорта для незрячих.
Задачи:
- дать необходимые знания в области видов адаптированного спорта;
- развить координацию движений и основные физические качества: силу, ловкость, быстроту реакции во время практических занятий;
- формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;
- воспитывать коммуникабельность, коллективизм;
- пропагандировать здоровый образ жизни, которая ведет к снижению преступности среди подростков, а также профилактика наркозависимости, табакокурения и алкоголизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_mir_nezryachego_sporta.doc | 187.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Якшур-Бодьинская школа-интернат»
УТВЕРЖДАЮ
Приказ №_______________
От «____» августа 2017 г
Директор школы-интерната
Блинов И.В._____________
Принята на заседании
Педагогического совета
Протокол №_____________
«____»___________ 2017 г
Адаптированная дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
«Мир незрячего спорта».
Срок реализации: 1 год
Возраст учащихся: 10-15 лет
Составитель: Вахрушева
Светлана Сергеевна,
педагог дополнительного образования
Якшур-Бодья, 2017 год
Пояснительная записка
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир незрячего спорта» разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Концепцией развития дополнительного образования (4 сентября 2014 г. No1726-р), по которой содержание программ дополнительного образования должно быть ориентировано на формирование и развитие творческих способностей, должно обеспечивать духовно-нравственное воспитание учащихся.
Образовательная программа “Мир незрячего спорта” имеет естественно-научную направленность, предполагает расширение знаний в области адаптированного спорта, развитие мотивации к познанию и творчеству, формирование межличностных отношений в процессе освоения этой программы.
Актуальность программы
Вовлечение в занятия спортом детей- инвалидов является на современном этапе важной задачей в системе физической культуры и спорта. Особую роль занимает пропаганда адаптированных видов спорта, знакомство и вовлечение детей в адаптированные виды спорта, так как это важный социально-психологический фактор: возникает возможность показать, каких выдающихся результатов можно добиться даже в условиях значительного снижения или отсутствия зрения. Этот последний аспект чрезвычайно важен.
Практическая значимость
Программа позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, способствует пробуждению интереса детей к новой деятельности в области адаптированного спорта, удовлетворению потребности в общении, расширении круга знакомств, самореализации. В процессе исследовательской деятельности обучающиеся знакомятся с адаптированными видами спорта, вовлекаются в систематические занятия спортом, овладевают различными навыками работы по созданию фильмов.
Цель программы:
Пропаганда адаптированных видов спорта для незрячих.
Задачи:
- дать необходимые знания в области видов адаптированного спорта;
- развить координацию движений и основные физические качества: силу, ловкость, быстроту реакции во время практических занятий;
- формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;
- воспитывать коммуникабельность, коллективизм;
- пропагандировать здоровый образ жизни, которая ведет к снижению преступности среди подростков, а также профилактика наркозависимости, табакокурения и алкоголизма.
Отличительные особенности программы:
- Программа способствует социализации слабовидящих обучающихся;
- прививает интерес к занятиям адаптированными видами спорта.
Центральной идеей программы является идея: даже в условиях значительного снижения или отсутствия зрения можно добиться выдающихся результатов.
Возраст детей: программа рассчитана на учащихся 10-16 лет.
Количество детей – 12 человек.
Сроки реализации программы –1 год.
Формы и режим занятий.
Режим занятий: общее количество часов в год –68 часов.
Количество часов в неделю - 2 часа.
Формы проведения занятий:
- беседы;
- исследовательская деятельность;
- игры;
- тренировочные занятия;
- участие в школьных, районных, республиканских краеведческих конкурсах.
Ожидаемые результаты реализации программы
Программа призвана помочь приобщиться к активным занятиям спорта, познакомятся с адаптированными видами спорта для незрячих.
Диагностика реализации программы осуществляется с помощью различных методов:
- собеседование с учащимися;
- наблюдения;
-анкетирование.
Учащиеся должны знать:
- правила игры в голбол и торбол (игры для слепых со звенящим мячом), боулинг, пауэрлифтинг, шоу-даун (игра для слепых — аналог настольного тенниса);
- программа для создания/редактирования видео Windows Movie Maker;
- информацию о выпускниках – спортсменах по материалам музейной комнаты школы-интерната.
Учащиеся должны уметь:
-вести поисковую деятельность по сбору материала к проектной деятельности;
-самостоятельно подбирать литературу по теме;
- готовить сообщения и выступать с презентациями;
- создавать видео Windows Movie Maker;
- организовать игру.
Способы определения результативности:
- анкетирование;
- выступления на конкурсах.
Формы подведения итогов:
- составление презентаций,
- участие в конкурсах исследовательской направленности;
- спортивные турниры.
Учебный план
№ | Название раздела | Количество часов | Формы аттестации и контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Введение. История развития и современное состояние адаптивного спорта | 2 | 2 | - | Сообщение учителя. Презентация. |
2 | Нетрадиционные виды спорта для лиц с поражением зрения. | 2 | 1 | 1 | Составление презентации. |
3 | Адаптивный спорт в России. | 1 | 1 | - | Сообщение учителя. |
4 | Практическое занятие с элементами голбола. | 1 | - | 1 | Игра. |
5 | Спортивные игры для лиц с поражением зрения | 2 | 2 | - | Сообщение учителя. Презентация. |
6 | Классификация основных направлений развития адаптивного спорта. Направления функционирования адаптивного спорта (Паралимпийский спорт, Сурдлимпийский спорт, Специальный олимпийский спорт) | 2 | 1 | 1 | Сообщение учителя. Презентация. |
7 | Видеофильм. | 2 | - | 2 | Просмотр фильма «Параолимпийский спорт». |
8 | Исследовательская работа: виды адаптированного спорта в УР. | 4 | 2 | 2 | Исследовательская работа. |
9 | Виды адаптированного спорта в Якшур-Бодьинской школе-интернате. | 2 | 1 | 1 | Аналитическая статья в школьную газету. |
10 | Командная игра голбол. Правила игры. | 2 | 1 | 1 | Сообщение учителя. Игра. |
11 | Командная игра торбол. Правила игры. | 2 | 1 | 1 | Сообщение учителя. Игра. |
12 | Шоу-даун. Правила игры. Организация игры в шоу-даун (поездка в школу №53 г.Ижевска) | 4 | 1 | 3 | Сообщение учителя. Игра. |
13 | Командная игра роллингболл. Правила игры. | 2 | 1 | 1 | Сообщение учителя. Игра. |
14 | Видеофильм «Мир незрячего спорта». | 5 | 1 | 4 | Создание видеофильма. Презентация фильма. |
15 | Пауэрлифтинг. Правила. | 2 | 1 | 1 | Сообщение учителя. Игра. |
16 | Гидроаэробика. Правила. | 2 | 1 | 1 | Сообщение учителя. Игра. |
17 | Армрестлинг. Правила. | 2 | 1 | 1 | Сообщение учителя. Игра. |
18 | Исследовательская работа: Виды адаптированного спорта в Якшур-Бодьинской школе-интернате. | 6 | 1 | 5 | Исследовательская работа. |
19 | Биатлон. Правила. | 2 | 1 | 1 | Сообщение учителя. Игра. |
20 | Практическое занятие с элементами голбола. | 2 | 1 | 1 | Сообщение учителя. Игра. |
21 | Виды адаптированного спорта в Якшур-Бодьинской школе-интернате. | 2 | 1 | 1 | Выступление перед родителями. |
22 | Практическое занятие с элементами адаптированного спорта. | 2 | - | 2 | Исследовательская работа. |
23 | Современное состояние адаптивного спорта в мире. | 2 | 1 | 1 | Сообщение учителя. Игра. |
24 | Практическое занятие с элементами адаптированного спорта. | 2 | 1 | 1 | Сообщение учителя. Игра. |
25 | Современное состояние адаптивного спорта в России. | 2 | 1 | 1 | Сообщение учителя. Игра. |
26 | Современное состояние адаптивного спорта в Удмуртии. | 2 | 1 | 1 | Сообщение учителя. Игра. |
27 | Практическое занятие с элементами адаптированного спорта. | 2 | - | 2 | Игра. |
28 | Видеофильм. | 1 | - | 1 | Просмотр видеофильма. |
29 | Практическое занятие с элементами адаптированного спорта. | 2 | 1 | 1 | Сообщение учителя. Игра. |
30 | Подведение итогов. | 1 | - | 1 | Анкетирование. |
31 | Итоговое занятие. | 1 | - | 1 | Викторина. |
Итого | 68 | 27 | 41 |
Содержание программы
1. Введение. История развития и современное состояние адаптивного спорта.
Теория: что изучает программа «Мир незрячего спорта». Источники изучения адаптированного спорта для незрячих.
Практика: составление презентации.
2. Нетрадиционные виды спорта для лиц с поражением зрения.
Теория: знакомство с нетрадиционными видами спорта для незрячих.
Практика: составление сообщения для информации в своих учебных группах.
3. Адаптивный спорт в России.
Теория: знакомство с некоторыми видами адаптивного спорта в России (голбол). Просмотр видео.
4. Практическое занятие с элементами голбола.
Практика: игровые элементы игры в голбол. Посещение тренировки команды школы-интерната.
5. Спортивные игры для лиц с поражением зрения
Теория: знакомство с некоторыми видами адаптивного спорта в Якшур-Бодьинской школе-интернате. Источники изучения адаптированного спорта для незрячих – музейная комната школы-интерната.
Практика: составление презентации.
6. Классификация основных направлений развития адаптивного спорта.
Направления функционирования адаптивного спорта (Паралимпийский спорт, Сурдалимпийский спорт, Специальный олимпийский спорт)
Теория: знакомство с классификацией основных направлений развития адаптивного спорта; с направлениями функционирования адаптивного спорта (Паралимпийский спорт, Сурдалимпийский спорт, Специальный олимпийский спорт).
Практика: ведение записей для дальнейшей исследовательской работы.
7 . Видеофильм.
Практика: просмотр видеофильма «Параолимпийский спорт» с последующим обсуждением.
8. Исследовательская работа: виды адаптированного спорта в УР.
Теория: знакомство – исследование с видами адаптивного спорта в УР, которые активно пропагандируются в УР, нахождение информации в интернет источниках.
Практика: составление презентации – викторины в программе Power Point.
9. Виды адаптированного спорта в Якшур-Бодьинской школе-интернате.
Теория: знакомство – исследование с видами адаптивного спорта в Якшур-Бодьинской школе-интернате. Анализ материала по данной теме.
Практика: написание аналитической статьи на данную тему.
10. Командная игра голбол. Правила игры.
Теория: знакомство с правилами игры в голбол.
Практика: учебная игра.
11. Командная игра торбол. Правила игры.
Теория: знакомство с правилами игры в торбол.
Практика: учебная игра.
12. Шоу-даун. Правила игры.
Организация игры в шоу-даун (поездка в школу №53 г.Ижевска)
Теория: знакомство с правилами игры в шоу-даун.
Практика: учебная игра.
13. Командная игра роллингболл. Правила игры.
Теория: знакомство с правилами игры в роллингболл.
Практика: учебная игра.
14. Видеофильм «Мир незрячего спорта».
Теория: знакомство с программой для создания/редактирования видео Windows Movie Maker;
Практика: монтаж фильма по накопленному материалу.
15. Пауэрлифтинг. Правила.
Теория: знакомство с правилами пауэрлифтинга.
Практика: учебная игра.
16. Гидроаэробика. Правила.
Теория: знакомство с гидроаэробикой.
Практика: поиск материала в интернет-ресурсах.
17. Армрестлинг. Правила.
Теория: знакомство с правилами армрестлинга.
Практика: учебная игра, проведение турнира между учащимися 6 и 7 классов.
18. Исследовательская работа: Виды адаптированного спорта в Якшур-Бодьинской школе-интернате.
Теория: изучение видов адаптированного спорта в Якшур-Бодьинской школе-интернате. Как правильно оформить исследовательскую работу.
Практика: встреча с заслуженным тренером УР Михайловым Н.Ю. исследовательская работа.
19. Биатлон. Правила.
Теория: знакомство с правилами битлона.
Практика: наблюдение тренировки школьных биатлонистов. Создание фототеки на заданную тему.
20. Практическое занятие с элементами голбола.
Теория: просмотр видеоигры с комментариями тренера.
Практика: учебная игра с непроницаемыми повязками.
21. Виды адаптированного спорта в Якшур-Бодьинской школе-интернате.
Теория: изучение видов адаптированного спорта в Якшур-Бодьинской школе-интернате. Как правильно защитить исследовательскую работу.
Практика: выступление на родительском собрании.
22. Практическое занятие с элементами адаптированного спорта.
Практика: составление презентации исследовательской работы в программе Power Point. Придумать игры, игровые программы с элементами адаптированного спорта.
23. Современное состояние адаптивного спорта в мире.
Теория: познакомить с результатами параолимпийских игр 2018 года. Обсуждение проблемы допинга в современном спорте.
Практика: составление презентации – сообщения о понравившемся спортсмене - пара олимпийце.
24. Практическое занятие с элементами адаптированного спорта.
Теория: знакомство с изменениями в спортивных играх.
Практика: наблюдение тренировки школьной команды голболистов с комментариями тренера Михайлова Н.Ю. Создание фототеки на заданную тему.
25. Современное состояние адаптивного спорта в России.
Теория: знакомство с современным состоянием адаптивного спорта в России.
Практика: учебная игра. Создание фототеки на заданную тему.
26. Современное состояние адаптивного спорта в Удмуртии.
Теория: знакомство с современным состоянием адаптивного спорта в Удмуртии. Составление игровой программы с элементами адаптированного спорта.
Практика: учебная игра. Создание фототеки на заданную тему.
27. Практическое занятие с элементами адаптированного спорта.
Практика: организация конкурсной игровой программы между учащимися 3-4 классов.
28. Видеофильм.
Теория: просмотр видеофильма.
Практика: написание эссе «Мир незрячего спорта».
29. Практическое занятие с элементами адаптированного спорта.
Теория: сообщение учащихся, как проходят сборы наших спортсменов.
Практика: учебная игра.
30. Подведение итогов.
Практика: анкетирование.
31. Итоговое занятие.
Практика: проведение викторины.
Методическое обеспечение программы
Основные методы обучения
- словесные методы – беседа, рассказ, объяснение, обсуждение;
- наглядные – фото-и-видеоматериалы;
- игровые методы – игровая программа, учебная игра;
- репродуктивный метод – повторение, закрепление;
- эвристический метод - поисковые задания;
- исследовательский метод – изучение документов, их описание;
- практический метод – оформление исследовательской работы.
Формы работы:
-фронтальные, групповые
Методы организации занятий: беседы, встречи с тренером, спортсменами, конкурсы, викторины, учебные игры, сбор материала.
Виды деятельности учащихся:
- анализ проведённых тренировок;
- анализ музейных материалов;
- устные сообщения учащихся с последующей дискуссией;
- исследовательская деятельность;
- викторины, конкурсные программы.
Материально - техническое обеспечение:
-тематические материалы школьной музейной комнаты;
-интернет-ресурсы.
Календарно- тематическое планирование
№ | Тема занятия | Коли- чество часов | Вид контроля | Дата |
1-2 | История развития и современное состояние адаптивного спорта | 2 | Сообщение учителя | 4.09 6.09 |
3-4 | Нетрадиционные виды спорта для лиц с поражением зрения. | 2 | Сообщение учителя, презентация | 11.09 13.09 |
5 | Адаптивный спорт в России. | 1 | Сообщение учителя | 18.09 |
6 | Практическое занятие с элементами голбола. | 1 | Игра | 20.09 |
7-8 | Спортивные игры для лиц с поражением зрения | 2 | Сообщение учителя, игра. | 25.09 27.09 |
9-10 | Классификация основных направлений развития адаптивного спорта. Направления функционирования адаптивного спорта (Паралимпийский спорт, Сурдлимпийский спорт, Специальный олимпийский спорт) | 2 | Сообщение учителя, презентация. | 2.10 4.10 |
11-12 | Видеофильм «Параолимпийский спорт» | 2 | 9.10 11.10 | |
13-16 | Исследовательская работа: виды адаптированного спорта в УР. | 4 | Исследовательская работа | 16.10 18.10 23.10 25.10 |
17-18 | Виды адаптированного спорта в Якшур-Бодьинской школе-интернате. | 2 | Аналитическая статья в школьной газете | 6.11 8.11 |
19-20 | Командная игра голбол. Правила игры. | 2 | Сообщение учителя, игра | 13.11 15.11 |
21-22 | Командная игра торбол. Правила игры. | 2 | Сообщение учителя, игра | 20.11 22.11 |
23-24 | Шоу-даун. Правила игры. | 2 | Сообщение учителя, презентация | 27.11 29.11 |
25-26 | Организация игры в шоу-даун (Поездка в школу №53 г.Ижевска) | 2 | Сообщение учителя, игра | 4.12 6.12 |
27-28 | Командная игра роллингболл. Правила игры. | 2 | Сообщение учителя | 11.12 13.12 |
29-32 | Видеофильм «Мир незрячего спорта». | 2 | Создание видеофильма | 18.12 20.12 25.12 27.12 |
33 | Представление видеофильма «Мир незрячего спорта». | 1 | Показ фильма | 10.01 |
34-35 | Пауэрлифтинг. Правила. | 2 | Сообщение учителя | 15.01 17.01 |
36-37 | Гидроаэробика. Правила. | 2 | Сообщение учителя | 22.01 24.01 |
32-33 | Армрестлинг. Правила. | 2 | Сообщение учителя | 29.01 31.01 |
34-37 | Исследовательская работа: Виды адаптированного спорта в Якшур-Бодьинской школе-интернате. | 4 | Исследовательская работа | 5.02 7.02 12.02 14.02 |
38-39 | Исследовательская работа: Виды адаптированного спорта в Якшур-Бодьинской школе-интернате. | 2 | Защита работ | 19.02 20.02 |
40-41 | Биатлон. Правила. | 2 | Видеофильм | 26.02 28.02 |
42-43 | Практическое занятие с элементами голбола. | 2 | Игра | 5.03 7.03 |
44-45 | Виды адаптированного спорта в Якшур-Бодьинской школе-интернате. | 2 | Выступление перед родителями | 12.03 16.03 |
46-47 | Практическое занятие с элементами адаптированного спорта. | 2 | Игра | 26.03 28.03 |
48-49 | Современное состояние адаптивного спорта в мире. | 2 | Сообщение учителя | 2.04 4.04 |
50-51 | Видеофильм. | 2 | Фильм | 9.04 11.04 |
52-53 | Практическое занятие с элементами адаптированного спорта. | 2 | Игра | 16.04 18.04 |
54-55 | Современное состояние адаптивного спорта в России. | 2 | Сообщение учителя | 23.04 25.04 |
56-57 | Современное состояние адаптивного спорта в Удмуртии. | 2 | Сообщение учителя | 30.04 2.05 |
58-59 | Практическое занятие с элементами адаптированного спорта. | 2 | Игра | 7.05 |
60-61 | Видеофильм | 2 | Видеофильм | 14.05 16.05 |
62-63 | Практическое занятие с элементами адаптированного спорта. | 2 | Игра | 21.05 22.05 |
64-65 | Практическое занятие с элементами адаптированного спорта. | 2 | Игра | 28.05 30.05 |
66-67 | Подведение итогов. Викторина. | 2 | Сообщение учителя, | |
68 | Итоговое занятие. | 1 | Викторина |
Литература
- Информационно-методическое пособие «Физическая культура и спорт для лиц с ограниченными возможностями здоровья».
- Рекомендации по распределению спортсменов на группы в соответствии с функционально-медицинскими классами в отдельных видах спорта (Дополнение к Методическим рекомендациям по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации от 12. 12. 2006 г. № СК-02-10/3685).
- Евсеев С.П., Теория и организация адаптивной физической культуры. - М., 2002.
- Литош Н.А. Адаптивная физическая культура. - М., 2002.
- Рубцова Н.О. К проблеме формирования инфраструктуры системы физической культуры и спорта для инвалидов // Теор. и практ. Физ-ры. - М., 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ПЛАСТИЛИНОВАЯ ЖИВОПИСЬ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НЕЗРЯЧИХ И СЛАБОВИДЯЩИХ УЧАЩИХСЯ.
Методические материалы для занятия с незрячими и слабовидящими детьми пластилиновой живописью. Этим видом живописи вполне могут заниматься все желающие. Работа над картинами в техник...
Принцип и средства конкретизации речи незрячих школьников.
Значение речи и языка и их основные функции. Соотношение слова и образа в речи незрячих. Конкретизация речи слепых детей....
Доклад на тему: "Типы отношений к незрячему ребенку в семье, как основной фактор, влияющий на осуществление воспитательного процесса в школе".
В данном докладе рассматривается проблема отношений к незрячиму ребенку в семье и влияния этих отношений на формирование личности ребенка. Данный материал, думаю, будет интересен, как педагогам коррек...
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСЯЗАНИЯ У НЕЗРЯЧИХ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОРРЕКЦИОННЙ ШКОЛЕ
Незрячие дети с тяжелой умственной отсталостью, обучающиеся в коррекционной школе имеют свои права и потребности, которые очень специфичны.Но они изолированы от мира, поэтому нужно помочь им и знать к...
Доклад на тему: "Особенности обучения и воспитания незрячих детей на примере ГБОУ СКОШИ №1 города Москвы".
В данном докладе речь пойдет об особенностях обучения и воспитания детей с глубокими нарушениями зрения на примере школы-интерната №1 города Москвы. Данная информация будет полезна не только специалис...
Подготовка незрячего ребенка к обучению в школе.
Рекомендации касаются как учебной, так и социальной реабилитации. Они помогают понять, отличаются ли когнитивные возможности незрячего и зрячего ребенка. Узнать, какие аспекты школьной жизни могут выз...
Технологии в работе учителя с незрячими обучающимися (вариант 3.3.)
Данный адаптированный учебный материал может быть полезен учителям-логопедам, учителям-дефектологам, учителям начальных классов при работе с обучающимися с нарушениями зрения (вариант 3.3., 3.4. ФГОС ...
- Мне нравится (1)