Формирование моторных функций в онтогенезе
статья
Научная статья "Формирование моторных функций в онтогенезе".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_formirovanie_motornyh_funktsiy_v_ontogeneze_.docx | 19.72 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование моторных функций в онтогенезе».
Автор: учитель-логопед
Попова Марина Вячеславовна.
Москва,2020.
Формирование моторных функций в онтогенезе
По статистическим данным, в настоящее время наблюдается рост числа детей с различными нарушениями речи, у многих из этих детей нарушена моторная сфера. Моторика (лат. motus — движение) — двигательная активность организма или отдельных органов [1].
Общая моторика – это двигательная деятельность, которая осуществляется за счет работы крупных мышц тела [2]. Под моторикой понимают последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи. Навыки крупной моторики включают в себя выполнение таких действий, как переворачивание, наклоны, ходьба, ползание, бег, прыжки и тому подобные. Обычно развитие навыков крупной моторики следует по общему шаблону в определённом порядке у всех людей. Развитие также в целом движется сверху вниз. Первое, что обычно ребенок учится контролировать — это движения глаз. Крупная моторика является основой, на которую впоследствии накладываются более сложные и тонкие движения мелкой моторики.
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой [3]. Навыки мелкой моторики используются для выполнения таких точных действий, как «пинцетный захват» (большим и указательным пальцами) для манипулирования небольшими объектами, письмо, рисование, вырезание, застёгивание пуговиц, вязание, игра на музыкальных инструментах и так далее. Освоение навыков мелкой моторики требует развития более мелких мышц, чем для крупной моторики.
Артикуляционная моторика – одно из условий правильного звукопроизношения, выражающееся в совокупности скоординированных движений органов речевого аппарата [4].
Психофизиологическая структура движения сложна. Н.А. Бернштейн определил координацию тонких движений пальцев рук как «организацию управляемости двигательного аппарата» . И.М. Сеченов писал, что в раннем детстве умственные и физические действия тесно связаны с развитием моторики. Координированная мелкая моторика рук возникает в процессе воспитания и обучения в результате образования ассоциативных связей между осязательными, зрительными и мышечными ощущениями в процессе активного взаимодействия ребенка с окружающей средой . Наличие особенностей в моторной сфере большинства дошкольников с дизартрией указывает на взаимосвязь и взаимообусловленность развития речевой и двигательной сфер, о тесном их функциональном единстве. В настоящее время установлено, что развитие двигательной сферы оказывает значительное влияние на весь организм, и особенно на деятельность мозга: чем развитее двигательная деятельность, тем развитее речевая и психофизическая системы [5].
Дошкольный возраст – период многообразного проявления двигательной активности ребенка. В раннем детстве формирование новых движении происходит в процессе усвоение предметных действий и является побочным продуктом практической деятельности ребенка, в центре которой стоит предмет и овладение им [6]. Возникающие в дошкольном возрасте ролевая игра, рисование, лепка, различные виды конструирования, элементарные формы труда представляют собой тот новый контекст, в который включаются и внутри которого развиваются отдельные движения и действия ребенка . Новые виды деятельности предъявляют более высокие требования к отдельным движениям, которыми ребенок уже владеет, и вызывают потребность в освоении новых движении . Самостоятельно проводимая ребенком деятельность требует от него более совершенных движений, большей точности и координации их [7]. Поэтому в дошкольном возрасте перед ребенком стоит задача по овладению новыми движениями. Предпосылки для изменения характера усвоения движений возникают уже в конце раннего детства. Таким образом, в дошкольном возрасте перестройка движений и действий ребенка заключается в том, что они начинают практически выполняться, контролироваться и регулироваться самим ребенком на основе представления о предстоящем действии и условиях его осуществления.
Уже с самого момента рождения ребенок начинает двигаться. Постепенно все движения совершенствуются, более усложняются.
От 2 до 3 месяцев у ребенка возникают ощупывающее движение. С этого времени происходит включение рецепторов тактильного анализатора коры больших полушарий [8].
До 3, 5 - 4 месяцев движение рук носят безусловно-рефлекторный характер: движения выполняются как относительно постоянные стереотипичные реакции организма на воздействие окружающей среды. Первая функция рук -схватывание, которое стимулируют тактильные раздражения [9].
В 4 - 4, 5 месяцев появляются простые движения рук при контакте с объектом. От 4 до 7 месяцев. В развитии действий с предметами наступает этап простого "результативного" действия. Для этого периода характерно активное обнаружение скрытых свойств объектов [10].
С 5 месяцев при схватывании более активное участие принимают пальцы: заметно доминирующее положение большого пальца - ребенок отводит его при схватывании. В 5-6 месяцев ребенок пытается сесть, трогает руками колени, перекатывается со спины на бок, начинает опираться на вытянутые руки и т.д.
В 6 месяцев он не только умеет крепко удерживать вложенный в руку предмет, но и брать его из любого положения.
От 7 до 10 месяцев возникает этап "соотносящего" действия. Ребенок умеет уже соотносить предмет с определенным местом в пространстве. С 8 - 9 месяцев он прекрасно сжимает игрушку, если у него ее хотят взять, берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие - всей ладонью [11].
У него начинает проявляться преобладание одной руки (правой). Новое для этого периода -манипулирование двумя предметами.
С 10 месяцев до 1 года 3-х месяцев отличается появление функциональных действий, которые выражают социальную сущность предмета, определяют его назначение. Наблюдается совершенствование действий: кулачок разжался, пальцы действуют более самостоятельно. В 1 год 3 месяца активизируется кончик большого пальца, а затем указательный палец. В последующем наблюдается интенсивное развитие относительно тонких движений всех пальцев [12]. Уже к 1 году ребенок осваивает навыки ползания и уже начинает вставать, держась за что-либо. На втором году жизни манипулирует с предметами, встает и ходит самостоятельно, поднимается по ступенькам. Появляется мелкая моторика рук: ребенок опускает предмет в маленькое отверстие.
В возрасте 2-3 лет психомоторика детей развита уже достаточно высоко. Они выучиваются бегать, подпрыгивать на двух ногах, бить по мячу ногой, бросать мяч двумя руками, взбираться по лестнице, переливать воду из одной емкости в другую, рисовать каракули, самостоятельно раздеваться.
В 2-3 года сам спускается по лестнице приставным шагом, перешагивает через препятствие. Строит башенку из 4 кубиков, переливает жидкость из одного сосуда в другой .
В 3 года стоит на одной ноге 2-3 секунды, встает на цыпочки, ударяет ногой по мячу с размаху. Раскатывает пластилин, пытается резать бумагу ножницами. Четырехлетние дети могут рисовать карандашом простые формы и фигуры, рисуют красками, выстраивают конструкции из кубиков. Могут самостоятельно одеваться и раздеваться, если одежда достаточно проста, обслуживать себя за столом. Они научаются ловить мяч, что свидетельствует о развитии у них зрительно-моторной координации (ручной ловкости и способности к экстраполяции).
К 4-5 годам все эти навыки усложняются, закрепляются и автоматизируются. В 5 лет функция равновесия значительно улучшается, и дети могут ходить по гимнастическому бревну, стоять на одной ноге. Развивается правильная координация движений рук и ног при ходьбе.
В старшем дошкольном возрасте детям доступно овладение сложными видами движений и способами их выполнения, а также совершенствование некоторых элементов техники выполнения. Они способны достичь сравнительно высоких результатов в выполнении движений, совершая их в различном темпе, с разной амплитудой, проявляя значительные силовые качества и выносливость. На шестом году жизни детям доступно произвольное регулирование двигательной активностью, появляется осознанное отношение к выбору способов и качеству выполнения движений. Все это содействует активизации двигательной деятельности детей, проявлению инициативы, волевых качеств [13].
В отличие от детей пятилетнего возраста, двигательная активность детей 6 лет становиться более осознанной и разнообразной [14].
В 6 лет моторика у детей развита уже настолько, что они начинают осваивать профессиональные виды деятельности - заниматься спортом, играть на музыкальных инструментах, танцевать и т.д.
У детей семилетнего возраста, обладающих более высокими двигательными возможностями по сравнению с другими, показатели двигательной активности увеличиваются за счет обогащения самостоятельной деятельности разнообразными играми и физическими упражнениями. В возрасте 6-7 лет улучшается тонкая моторика, поэтому дети могут застегивать и расстегивать одежду, некоторые выучиваются завязывать шнурки [15].
Таким образом, ребенок начинает овладевать двигательными навыками с самого момента рождения. В процессе роста ребенка также происходит развитие двигательной активности, ее совершенствование и закрепление.
Литература:
- Бабина Г.В. Педагогическая практика / Г.В. Бабина, Ю.Ф. Гаркуша. – Уч. пособие. – М., 2005.
- Озерецкий Н. И. Методика исследования психомоторики / Н. И. Озерецкий. – Ленинград: Госмедиздат, 1930
- Кольцова М. М. Движение и развитие сенсорной речи / М. М. Кольцова. – Москва: Сов. Россия, 2000.
- Борозинец Н. М. Логопедические технологии: учеб.-метод. пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова. – Ставрополь, 2008.
- Кольцова М. М. Движение и развитие сенсорной речи / М. М. Кольцова. – Москва: Сов. Россия, 2000.
- Волосова Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста. Основные показатели // Библиотека "Обруч". - 1999.
- Фроликова О.А., Екжанова Е.А. «Развитие моторики и координации», СПб, 2007.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. Развитие ребенка от рождения до семи лет. - М.: Учпедгиз, 1960
- Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Академия, 1999
- Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии (учебное пособие). М.: Астрель (серия «Библиотека логопеда») 2008
- Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2007.
- Янушко Е.А: Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. / Владос, 2019 г.
- Наталия Лепская: Язык ребенка. Издательство: РГГУ, 2017 г.
- .Пейпер А., Особенности деятельности мозга ребенка, Государственное издательство медицинской литературы,1962.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие моторной функции у дошкольников средствами музыкально-ритмических игр и упражнений с речевым компонентом
Из опыта работы использования с детьми логоретмических игр и упражнений...
Развитие оптико-пространственных и моторных функций у младших школьников
Проблема нарушений письменной речи у младших школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего п...
Развитие сенсорно - моторных функций в специальных классах коррекционной школы VIII вида
Задачи: 1. Совершенствование двигательных функций (развитие и совершенствование общей (крупной) и ручной (мелкой) моторики, формирование графомоторных навыков). 2. Тактильно-двигательное вос...
Ловкие пальчики. Формирование моторных навыков у младших школьников.
Упражнения с использованием песочной терапии направлены:· на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и моторики рук. Ребенок учится говорить о сво...
Формирование диалогической речи в онтогенезе и дизонтогенезе.
Понимание диалогической речи в психологии, педагогике, лингвистике. Становление диалогической речи в онтогенезе. Формирование диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....
Развитие зрительно-моторной функции посредством легкой атлетики у учеников 11 класса
Достижение высоких результатов в избранном виде спорта, а также планомерное изучение реакций систем организма на выполняемую нагрузку, невозможны, без использования различных методик тестирования орга...
Улучшение речевых моторных функций через развитие тактильно-кинестетического восприятия посредством песочной терапии
Простые упражнения для игры с песком в работе логопеда...