Развитие зрительно-моторной функции посредством легкой атлетики у учеников 11 класса
методическая разработка по физкультуре по теме
Достижение высоких результатов в избранном виде спорта, а также планомерное изучение реакций систем организма на выполняемую нагрузку, невозможны, без использования различных методик тестирования организма спортсмена.
Знания в области изучения функционального состояния организма при занятиях физкультурой и спортом имеют первостепенное значение для специалистов в области физической культуры, так как позволяют решать вопросы профессиональной ориентации и отбора, допуска к оздоровительным и тренировочным занятиям, планировать режим двигательной нагрузки, исходя из уровня физической подготовленности и состояния здоровья организма.[5] Эти знания важны также и для самих занимающихся физической культурой и спортом с целью проведения самоконтроля в динамике собственного физического совершенствования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_zritelno-motornoy_funktsii_posredstvom_legkoy_atletiki_u_uchenikov_11_klassa.doc | 200.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ВВЕДЕНИЕ
Достижение высоких результатов в избранном виде спорта, а также планомерное изучение реакций систем организма на выполняемую нагрузку, невозможны, без использования различных методик тестирования организма спортсмена.
Знания в области изучения функционального состояния организма при занятиях физкультурой и спортом имеют первостепенное значение для специалистов в области физической культуры, так как позволяют решать вопросы профессиональной ориентации и отбора, допуска к оздоровительным и тренировочным занятиям, планировать режим двигательной нагрузки, исходя из уровня физической подготовленности и состояния здоровья организма.[5] Эти знания важны также и для самих занимающихся физической культурой и спортом с целью проведения самоконтроля в динамике собственного физического совершенствования.
Диагностика функционального состояния организма осуществляется для исследования функциональных систем и физических качеств человека, с целью повышения его спортивного мастерства, а также выявления особенностей реакции на выполняемую нагрузку. Наряду с исследованием показателей общей физической работоспособности организма, реакции сердечно - сосудистой системы на нагрузку, изменением средней температуры тела в покое и при мышечной работе, применяют методику тестирования быстроты простой двигательной реакции. Цель данного тестирования - определить функциональное состояние ЦНС человека и развитие физического качества быстроты.
На данный момент, в области спортивной физиологии существуют и используются различные методики тестирования быстроты простой двигательной реакции.[6] В данной научно- исследовательской работе, использованы достаточно простые и удобные методики для определения времени зрительно - моторной реакции человека на световой сигнал с помощью специального прибора- хроноскопа. Несмотря на то что, в последнее время все шире распространяются компьютерные методики тестирования, позволяющие с большой точностью определить результат измерений, в условиях учебно-практического занятия студентов более удобным является не громоздкий и простой в эксплуатации прибор хроноскоп.[5]
Данный метод основан на анализе статистических параметров времени простой зрительно-моторной реакции по выборке не менее 30 реакций. Методика, разработанная Т.Д. Лоскутовой (1975), является актуальной и сегодня, давая возможность судить о стабильности в деятельности коры больших полушарий мозга и состоянии нервных центров, обеспечивающих переработку поступающей информации и ответных реакций на раздражитель.[6]
Время простой зрительно-моторной реакции позволяет обобщенно оценить функциональное состояние центральной нервной системы человека, так как при ее реализации задействованы три основные анализаторные системы человека: зрительная, слуховая и кинетостатическая. Также, время простой реакции является интегральной характеристикой самого простого целенаправленного поведенческого акта человека, который лежит в основе других более сложных приспособительных реакций человека, включая и сложные формы двигательных действий. Это может иметь место и значимость как в области физической культуры и спорта, так и в профессионально-трудовой сфере лиц, чья деятельность напрямую зависит от состояния и уровня быстроты реакции. Например, в таких профессиях как пожарник, сотрудник МЧС, машинист, пилот, диспетчер и.т.п.[2]
Прогрессирующая усталость после выполненной работы, приводит к значительному ухудшению показателей сенсомоторных реакций, поэтому для оценки состояния и профессиональной пригодности человека также используются тесты на быстроту реагирования.[10]
Объект исследования - показатель быстроты простой двигательной реакции учеников старших классов
Предмет исследования - процесс изменения значений времени быстроты простой двигательной реакции после выполнения физической нагрузки разного уровня мощности
Гипотеза исследования предполагает, что в ходе выполнения физической работы разной по уровню мощности наблюдается изменение показателей быстроты простой двигательной реакции.
I. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
1. ПОНЯТИЕ О РЕАКЦИИ
С понятием «реакция» приходится, встречаться практически во всех сферах человеческой деятельности. Наиболее часто оно встречается в психологии. Так, например, понятие S-R (стимул-реакция) является ключевой формулой в таком направлении, как бихевиоризм, занимающееся вопросами поведения человека в различных ситуациях.
В наиболее широком понимании, Реакция человека - в целом фиксированный ответ на сенсорный раздражитель, осознаваемое ответное действие на определенный сигнал. Вызывается ощущением отдельного качества без восприятия соответствующего предмета, сенсорная дифференцировка отдельного раздражителя. Для реакции предмет есть лишь раздражитель, т.е. внешняя причина или толчок, ее вызывающий. Различают: сенсомоторную, простую двигательную (цепной рефлекс), аффективную реакцию. (Рубинштейн Л.С.)
Другой психолог – Платонов, определяет различные реакции человека, как психические явления как результаты психического реагирования. Он выделяет следующие ее виды: мнестические, мыслительные, речевые, эмоциональные, психомоторные. Любая реакция имеет 3 свойства: латентное время, продолжительность (время реагирования), точность (адекватность раздражителю).[2]
Все разновидности реакции имеют одну и ту же структуру: восприятие сигнала (предварительный период); осознание сигнала (основной период, латентный); ответное действие (исполнительный период). Однако в сфере физической культуры и спорта в основном применяется лишь одна из разновидностей -двигательная реакция.
Двигательная реакция - это ответ на внезапно появляющийся сигнал определенными движениями или действиями.
Двигательную реакцию относят к такому физическому качеству, как быстрота.[3]
Быстрота, в свою очередь (по определению Солодкова)- это способность совершать движения в минимальный для данных условий отрезок времени. (Солодков А.С.,2001)
Двигательная реакция, а точнее время двигательной реакции, относится к элементарным формам проявления быстроты.
Различают время реакции на сенсорные раздражители и время реакции умственных процессов. Но, так как может быть не только один, а несколько одновременных или последовательных раздражителей, и, следовательно, одна или несколько возможных реакций, то различают время простой и сложной реакции. Сложные реакции, в свою очередь, подразделяются на реакции выбора и реакции на движущийся объект.[11]
Простые реакции характеризуются одним сигналом и одним, заранее известным, ответным действием. В простых реакциях выделяют три типа: сенсорный, моторный и нейтральный. Тип реакции зависит от направленности внимания спортсмена. Например, если стартующий спортсмен ожидает команду к началу выполнения действий (на старте), то у него появляется сенсорный тип реакции. Если же спортсмен сосредоточился на предстоящих движениях, то эта реакция у него моторного типа. При нейтральном типе реакции у спортсмена нет акцента внимания. В простой двигательной реакции выделяют два основных ее компонента:
1. Латентный (запаздывающий), обусловленный задержками, накапливающимися на всех уровнях организации двигательных действий в ЦНС. Латентное время простой двигательной реакции практически не поддается тренировке, не связано со спортивным мастерством и не может приниматься за характеристику быстроты человека.
2. Моторный, за счет совершенствования которого, в основном, и происходит сокращение времени реагирования.
Для простых реакций характерен значительный перенос быстроты: тренировка в различных скоростных упражнениях улучшает быстроту простой реакции, а люди, быстро реагирующие в одних ситуациях, будут быстро реагировать и в других.[7]
При выполнении напряженной мышечной работы у хорошо тренированных к ней людей наблюдается укорочение времени простой двигательной реакции и повышение возбудимости нервно-мышечного аппарата. У менее тренированных - время реакции ухудшается, происходит снижение.
Сложные реакции определяются двумя и более сигналами, одним или несколькими ответными действиями. Сложные реакции типичны для всех видов спорта, где есть противоборство соперников (бокс, фехтование, виды борьбы, спортивные игры). Представители этих видов спорта, как правило, владеют значительным арсеналом приемов нападения, защиты, обманных действий, но все не знают заранее, как себя вести в данный момент, какой применить прием, поэтому их реакции носят характер выбора. Такие реакции тоже отличаются быстротой, но у них более длительный, по сравнению с простыми реакциями, латентный период, возникающий в результате большого количества информации, поступающей в головной мозг и требующей переработки.[3] Сложные реакции на движущийся объект (РДО) встречаются не только в спортивных играх, единоборствах, стрельбе по движущимся мишеням, но и во многих видах профессиональной деятельности. Время реакции может составлять от 0,25 до 3,0-4,0 секунд. На сенсорную фазу уходит примерно 0,05 секунды.
2. ВОСПИТАНИЕ БЫСТРОТЫ РЕАКЦИИ
2.1 Простая двигательная реакция
Для целенаправленного развития быстроты простой двигательной реакции наиболее эффективны повторный, расчлененный и сенсорный методы.
Повторный метод заключается в максимально быстром повторном выполнении тренируемых движений по сигналу. Продолжительность таких упражнений не должна превышать 4-5 секунд. Рекомендуется выполнять 3-6 повторений тренируемых упражнений в 2-3 сериях.[9]
Расчлененный метод сводится к аналитической тренировке в облегченных условиях быстроты реакции и скорости последующих движений. Например, при совершенствовании старта в спринтерском беге, возможна следующая схема использования расчлененного метода ДЛЯ тренировки быстроты реакции на стартовый сигнал:
1. Сначала выполняется бег со старта под команду с контролем времени в облегченных условиях (со специальных колодок, под уклон или с помощью тяги растянутого вперед резинового амортизатора).
2. Затем выполняется бег со старта на 10-20 м самостоятельно, без команды, но с контролем времени бега, для отработки стартового ускорения.
3. В заключение выполняется групповой старт на 20-50 м, реагируя по движению одного из участников забега. «Лидер» меняется по очереди в каждом забеге.
Сенсорный метод основан на тесной связи между быстротой реакции и способностью к различению микроинтервалов времени. Этот метод направлен на развитие способности различать отрезки времени порядка десятых и, даже, сотых долей секунды. Тренировка по данному методу подразделяется на три этапа:
1. На первом этапе занимающиеся выполняют двигательное задание с максимальной быстротой. После каждой попытки руководитель сообщает время выполнения упражнения.
2. На втором этапе повторяется выполнение первоначального двигательного задания, но занимающиеся самостоятельно оценивают по своим ощущениям быстроту его реализации, а затем сравнивают свои оценки с реальным временем выполнения упражнения.
Постоянное сопоставление своих ощущений с действительным временем выполнения упражнений совершенствует точность восприятия времени.
3. На третьем этапе предлагается выполнять задание с различной, заранее определенной скоростью. Результат контролируется и сравнивается. При этом происходит обучение свободному управлению быстротой реагирования.
Сложность расчлененного и сенсорного методов тренировки быстроты реакции состоит в том, что для их реализации необходимы определенные технические средства: электронные секундомеры с автоматической регистрацией начала и конца выполнения задания под команду и без команды.[11]
Как правило, реакция осуществляется не изолированно, а в составе конкретно направленного двигательного действия или его элемента (старт, атакующее или защитное действие, элементы игровых действий и т.п.). Поэтому для совершенствования быстроты простой двигательной реакции применяют упражнения на быстроту реагирования в условиях, максимально приближенных к соревновательным, изменяют время между предварительной и исполнительной командами (вариативные ситуации).[12]
Добиться значительного сокращения времени простой реакции — трудная задача. Диапазон возможного сокращения ее латентного времени за период многолетней тренировки примерно 0,10-0,15 с.
Простые реакции обладают свойством переноса: если человек быстро реагирует на сигналы в одной ситуации, то он будет быстро реагировать на них и в других ситуациях.
2.2 Сложная двигательная реакция
В повседневной жизни чаще приходится сталкиваться со сложными реакциями, для реализации которых необходимо: адекватно оценить ситуацию, принять необходимое двигательное решение, оптимально выполнить это решение. При этом необходимо помнить, что чем больше имеется вариантов решения двигательной задачи, тем более затруднено принятие решения и длительное время реагирования. Наиболее существенное уменьшение времени сложной реакции наблюдается при совершенствовании ее моторного компонента.[16]
Сложные двигательные реакции встречаются в видах деятельности, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (подвижные и спортивные игры, единоборства и т.д.). Большинство сложных двигательных реакций в физическом воспитании и спорте — это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации) и реакции на движущийся объект.[14] Воспитание быстроты сложных двигательных реакций связано с моделированием в занятиях и тренировках целостных двигательных ситуаций и систематическим участием в состязаниях. Однако обеспечить за счет этого в полной мере избирательно направленное воздействие на улучшение сложной реакции невозможно. Для этого необходимо использовать специально подготовительные упражнения, в которых моделируются отдельные формы и условия проявления быстроты сложных реакций в той или иной двигательной деятельности. Вместе с тем создаются специальные условия, способствующие сокращению времени реакции.
При воспитании быстроты реакции на движущийся объект (РДО) особое внимание уделяется сокращению времени начального компонента реакции — нахождения и фиксации объекта (например, мяча) в поле зрения. Этот компонент, когда объект появляется внезапно и движется с большой скоростью, составляет значительную часть всего времени сложной двигательной реакции — обычно больше половины. Стремясь сократить его, идут двумя основными путями:
1) воспитывают умение заблаговременно включать и «удерживать» объект в поле зрения (например, когда занимающийся ни на мгновение не выпускает мяч из поля зрения, время РДО у него само собой сокращается на всю начальную фазу), а также умение заранее предусматривать возможные перемещения объекта;
2) направленно увеличивают требования к быстроте восприятия объема и другим компонентам сложной реакции на основе варьирования внешними факторами, стимулирующими ее быстроту. [13]
Время реакции выбора во многом зависит от возможных вариантов реакции, из которых должен быть выбран лишь один. Учитывая это, при воспитании быстроты реакции выбора стремятся, прежде всего, научить занимающихся искусно пользоваться «скрытой интуицией» о вероятных действиях противника. Такую информацию можно извлечь из наблюдений за позой противника, мимикой, подготовительными действиями, общей манерой поведения. [1]
Применяя для совершенствования реакции выбора специально подготовительные упражнения, последовательно усложняют ситуацию выбора (число альтернатив), для чего постепенно увеличивают в определенном порядке как число вариантов действий, разрешаемых партнеру, так и число ответных действий. [15]
На время реакции влияют такие факторы, как возраст, квалификация, состояние занимающегося, тип сигнала, сложность и освоенность ответного движения.
После интенсивной кратковременной мышечной работы может происходить уменьшение времени реакции и за счет ослабления тормозных процессов, в связи с перевозбуждением ЦНС. Такое состояние, как правило, сопровождается нарушением тонких двигательных дифференцировок и снижает эффективность выполняемой работы.[8]
3. ВРЕМЯ РЕАКЦИИ
Основной характеристикой двигательной реакции является время двигательной реакции (ВДР)-время от начала подачи сигнала до ответной реакции организма. Делится на 3 фазы: время прохождения нервных импульсов от рецептора до коры головного мозга; время, необходимое для переработки нервных импульсов и организации ответной реакции в центральной нервной системе; время ответного действия организма. (БСЭ)Это время чрезвычайно мало для передачи возбуждения от рецепторов в нервные центры и от них к мышцам. В основном оно затрачивается на проведение и обработку информации в высших отделах мозга и поэтому служит показателем функционального состояния ЦНС. Одним из основных свойств центральной нервной системы (ЦНС), наряду с возбуждением и торможением, является скорость проведения возбуждения. Данный показатель характеризует общее состояние нервной системы и показывает, насколько быстро осуществляются процессы, приводящие к ответной реакции организма на какой-нибудь стимул. [16]
Время, в течение которого человек отвечает двигательной реакций на внешний стимул, называется латентным периодом (ЛП), то есть, иными словами, латентный (скрытый) период - это время прохождения нервного импульса от рецептора до мышцы. Например, для слухо-моторной реакции латентный период у взрослого человека составляет порядка 100 мс.
Время латентного периода складывается из ряда событий, которые происходят как в ЦНС, так и за её пределами. Так в латентное время слухо-моторной реакции входит: 1) время возбуждения рецептора (кортиева органа внутреннего уха); 2) проведение нервного импульса по чувствительному волокну (слуховой нерв); 3) одно или несколько синаптических переключений в ЦНС (синаптическая задержка - центральное время проведения); 4) проведение нервного импульса по двигательному (моторному) волокну; 5) возбуждение и сокращение мышцы.
При наличии утомления в ЦНС латентный период реакции увеличивается. Кроме того, на время реакции влияют типологические особенности темперамента и возраст.
С возрастом время реакции уменьшается. У детей латентные периоды реакций значительно превышают значения, характерные для взрослого человека. Это объясняется низким уровнем развития ЦНС и в частности низким уровнем миелинизации волокон и более длительным временем синаптических переключений. У пожилых людей отмечается увеличение латентных периодов реакций. [15]
ВДР зависит от модальности стимула, иначе говоря, от вида сигнала-раздражителя, интенсивности раздражителя, тренированности, настроенности на восприятие сигнала, возраста и пола, сложности реакции (простая или избирательная). ВДР на дискретные независимые раздражители меняется в широких пределах. Для простой реакции, среднее, в самых благоприятных случаях не менее 0,15 сек (распознавание зрительных образов не менее 0,4 сек). В. р. ч. — один из важнейших факторов профессионального отбора.
4. ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ
У человека в отличие от животных условные рефлексы можно выработать с ходу – по одной речевой инструкции. Примером такого рефлекса является двигательная реакция в ответ на световое или звуковое раздражение, которая, например, может быть получена после инструкции: «По световому сигналу как можно скорее нажмите на кнопку». [10]
Время, которое проходит от момента подачи сигнала до ответной реакции, называется скрытным временем рефлекса. Оно складывается из времени, затраченного на восприятия раздражения (возбуждение рецепторов сетчатки глаза, проведения возбуждения по нервным волокнам и подкорковым центром в зрительные центры затылочной области коры больших полушарий); времени обработки сигнала в коре (возникновение ощущения при возбуждении первичных зрительных полей, опознания сигнала с участием вторичных полей, сопоставление с инструкцией и принятие решения о двигательном ответе с участием третичных полей коры – нижнетеменных и лобных областей, а также других областей коры – слуховых, центров речи); времени формирования двигательного ответа (формирования программы движения в третичных лобных областях, премоторных и моторных областях коры, проведения возбуждения к мотонейронам спинного мозга и далее к мышцам руки, возбуждение мышцы и возникновение ее сокращения).[13]
Время двигательной реакции, или латентное время сенсорно-моторной реакции человека, является важной характеристикой функционального состояния его ЦНС, развития качества быстроты. Лишь при оптимальном состоянии нервной центров обеспечивается успешное восприятие, наиболее быстрая и качественная переработка поступающей информации, а также наиболее эффективное программирование и осуществление ответных реакций. У спортсменов время двигательной реакции (100-200 мс) короче, чем у лиц, не занимающихся физическими упражнениями и спортом (200-300 мс).
Метод оценки функционального состояния ЦНС по статическим параметрам распределения времени простой зрительно – моторной реакции, разработанный Т.Д. Лоскутовой (1975), сохраняя простоту тестирования, позволяет увеличить возможности физиологического анализа. По предложенным критериям можно судить о стабильности в деятельности ЦНС (в первую очередь, коры больших полушарий) и ее функциональных возможностях.[10] Под временем ДР понимается действие от начала действия какого- либо «пускового сигнала» при требовании реагировать «как можно быстрее» до моторного ответа на этот сигнал.
Первый критерий - функциональный уровень системы (ФУС). Его величина определяется, главным образом, абсолютным значением времени реакции и отражает текущее функциональное состояние ЦНС, степень развития утомления под влиянием факторов окружающей среды.
Второй критерий - устойчивость реакции (УР). Величина этого показателя тем больше, чем меньше вариабельность значений времени простой двигательной реакции. Поскольку разнообразие значений времени реакций является проявлениями непрерывных флуктуаций состояния ЦНС, показатель УР рассматривается как критерий устойчивости состояния ЦНС. Следовательно, чем выше показатель УР, тем устойчивее, стабильнее текущее функциональное состояние ЦНС.
Третий критерий -уровень функциональных возможностей (УФВ). Он наиболее полно характеризует состояние ЦНС и позволяет судить
о ее способности сформировать и достаточно долго удерживать соответствующее функциональное состояние.
Оценка функционального уровня системы вычисляется по формулам:
ФУС= ln1/Tмod *ΔT0,5(сек-2), где: Tмod- время реакции, соответсвующее наиболее вероятному значению; Р макс- частота появления значения; ΔT0,5- диапазон времен реакций на уровне 0,5 Рмакс.
Оценка уровня функциональных возможностей:
УФР= lnPmax/ ΔT0,5* T0.5(сек-2)
Оценка устойчивости реакции: УР= lnPmax/ΔT0,5(сек-1)
где, T0,5 среднее время реакции для диапазона времен реакций на уровне 0,5 Рмакс.
На основании имеющегося экспериментального материала для аппаратной реализации метода получены следующие граничные значения критериев функционального состояния ЦНС для здоровых испытуемых:
- Функциональный уровень системы = 4,2-5,5
- Устойчивость реакций = 1,0-2,8
- Уровень функциональных возможностей = 2,7-4,8
Вариационная кривая времени реакции сохраняет свою форму у одного и того же человека в разные дни и часы при нормальном его состоянии. При ухудшении его состояния вариационная кривая уплощается, растягивается и суживание вариационной кривой (в сторону больших значений времени реакции). При улучшении состояния происходит увеличение амплитуды и суживание вариационной кривой (уменьшается рассеивание времени реакции), кривая сдвигается влево ( в сторону укорочения времени ответов).
А) ХАРАКТЕРИСТИКА НАГРУЗКИ
1. Статическая нагрузка.
Упражнение: удержание угла в упоре (ноги выпрямлены, ноги по отношения к туловищу = 90 градусов).
Время удержания – 1 мин.
1 день
2. Динамическая нагрузка. Работа максимальной и субмаксимальной мощности.
А) Максимальная мощность
Упражнение – выполнение работы на велоэргометре
Время работы - 30 сек.
Мощность – 200 Вт
Частота вращения педалей – максимальная
2 день
Б) Субмаксимальная мощность
Упражнение – то же
Время работы - 5 мин
Мощность – 150 Вт
Частота вращения педалей - 60 оборотов в минуту
3 день
3. Динамическая нагрузка. Работа умеренной мощности
Упражнение – то же
Время работы - 40 мин
Мощность – 50 Вт
Частота вращения педалей - 50 оборотов в минуту
4 день
Б) ХАРАКТЕРИСТИКИ ИСПЫТУЕМЫХ
1. Исаков Владимор (кмс, многоборье; 18 лет)
2. Суханов Игорь (кмс; многоборье; 17 лет)
3. Палкина Татьяна (кмс; многоборье; 18 лет)
4. Бойков Митя (кмс; многоборье; 17 лет)
5. Фофана Ламин (мс; многоборье; 18 год)
6. Садовникова Татьяна (1взрослый; многоборье; 16 лет)
В) Исследование проводилось в СДЮШОР легкой атлетики- в спорткомплексе им.Алексеева.
II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования – изучить закономерность изменения времени быстроты зрительно- моторной реакции на выполнение нагрузок разной мощности.
Задачи исследования:
- Изучить влияние нагрузок различной мощности на простую зрительную реакцию.
- Провести учебно-практический эксперимент, определяющий время простой двигательной реакции при выполнении нагрузки различного характера.
- Проанализировать, обобщить и систематизировать данные, полученные в ходе экспериментального исследования.
- Дать характеристику функциональной подготовленности испытуемого.
Методы исследования:
- Научно-теоретический анализ научной литературы
- Анализ документов
- Функциональное тестирование
- РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. СТАТИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА
ДО нагрузки |
| |
t реакции | частота | вероятность |
100 | 1 | 0,03 |
120 | 3 | 0,1 |
140 | 8 | 0,27 |
160 | 6 | 0,2 |
180 | 4 | 0,13 |
200 | 6 | 0,2 |
300 | 1 | 0,03 |
Pmax=0,27 | ||
0,5Pmax=0,13 | ||
∆T0,5=0,11 | ||
T0,5=0,16 |
УР=Pmax/∆T0,5=2,45 - Патологические изменения |
УФВ=Pmax/∆T0,5*T0,5=15,3 - Низкое значение нормы |
ПОСЛЕ нагрузки |
| |
t реакции | частота | вероятность |
120 | 1 | 0,03 |
140 | 3 | 0,1 |
160 | 9 | 0,3 |
180 | 7 | 0,23 |
200 | 7 | 0,23 |
220 | 1 | 0,03 |
240 | 1 | 0,03 |
260 | 1 | 0,03 |
Pmax=0,30 | ||
0,5Pmax=0,15 | ||
∆T0,5=0,07 | ||
T0,5=0,0,17 | ||
2. РАБОТА МАКСИМАЛЬНОЙ МОЩНОСТИ
ДО нагрузки | ||
t реакции | частота | вероятность |
140 | 3 | 0,1 |
160 | 2 | 0,07 |
180 | 7 | 0,23 |
200 | 12 | 0,40 |
220 | 3 | 0,10 |
240 | 1 | 0,03 |
260 | 1 | 0,03 |
360 | 1 | 0,03 |
Pmax=0,39 | УР=Pmax/∆T0,5=9,75 - Высокое значение нормы | |
0,5Pmax=0,20 | ||
∆T0,5=0,04 | УФВ=Pmax/∆T0,5*T0,5=48,75 - Высокое значение нормы | |
T0,5=0,19 |
ПОСЛЕ нагрузки | ||
t реакции | частота | вероятность |
140 | 1 | 0,03 |
160 | 4 | 0,13 |
180 | 10 | 0,33 |
200 | 10 | 0,33 |
220 | 3 | 0,10 |
360 | 1 | 0,03 |
440 | 1 | 0,03 |
Pmax=0,33 | УР=Pmax/∆T0,5=6,6 - Среднее значение нормы | |
0,5Pmax=0,17 | ||
∆T0,5=0,05 | УФВ=Pmax/∆T0,5*T0,5=34,7 - Среднее значение нормы | |
T0,5=0,19 |
- РАБОТА СУБМАКСИМАЛЬНОЙ МОЩНОСТИ
ПОСЛЕ нагрузки | ||
t реакции | частота | вероятность |
160 | 4 | 0,00 |
180 | 12 | 0,00 |
200 | 8 | 0,00 |
220 | 4 | 0,00 |
240 | 1 | 0,00 |
280 | 1 | 0,00 |
Pmax=0,39 | УР=Pmax/∆T0,5=7,8 - Высокое значение нормы | |
0,5Pmax=0,20 | ||
∆T0,5=0,05 | УФВ=Pmax/∆T0,5*T0,5=41,1 - Среднее значение нормы | |
T0,5=0,19 |
4. ДИНАМИЧЕСКАЯ РАБОТА УМЕРЕННОЙ МОЩНОСТИ
ДО нагрузки | ||
t реакции | частота | вероятность |
140 | 4 | 0,13 |
160 | 14 | 0,47 |
180 | 7 | 0,23 |
200 | 2 | 0,07 |
220 | 2 | 0,07 |
260 | 1 | 0,03 |
Pmax=0,45 | УР=Pmax/∆T0,5=11,25 - Высокое значение нормы | |
0,5Pmax=0,23 | ||
∆T0,5=0,04 | УФВ=Pmax/∆T0,5*T0,5=56,25 - Высокое значение нормы | |
T0,5=0,02 |
ПОСЛЕ нагрузки | ||
t реакции | частота | вероятность |
140 | 6 | 0,20 |
160 | 5 | 0,17 |
180 | 7 | 0,23 |
200 | 9 | 0,30 |
220 | 3 | 0,10 |
Pmax=0,30 | УР=Pmax/∆T0,5=5 - Средне значение нормы | |
0,5Pmax=0,15 | ||
∆T0,5=0,06 | УФВ=Pmax/∆T0,5*T0,5=26,3 - Среднее значение нормы | |
T0,5=0,19 |
ВЫВОДЫ
1. Проанализировав и обобщив данные научной литературы, я сделала вывод о том что, время простой реакции является характеристикой самого простого целенаправленного поведенческого акта человека, который лежит в основе других более сложных приспособительных реакций человека, включая и сложные формы двигательных действий. Быстрота двигательной реакции является важнейшей характеристикой ЦНС человека, определяющей успешность во всех сферах, как спортивной, так и повседневной деятельности.
Это может иметь место и значимость как в области физической культуры и спорта, так и в профессионально-трудовой сфере лиц, чья деятельность напрямую зависит от состояния и уровня быстроты реакции.
2.Прогрессирующее утомление после выполненной работы, приводит к значительному ухудшению показателей сенсомоторных реакций, поэтому для оценки состояния и профессиональной пригодности человека также используются тесты на быстроту реагирования.
3. В ходе исследования была выявлена реакция испытуемых на нагрузку. При статической нагрузке были выявлены низкие показатели времени простой двигательной реакции при высоком уровне физической подготовленности испытуемых, что может быть объяснено тем, что испытуемые выполняли незнакомый для себя тест в новых условиях, и статическая работа была первым видом нагрузки практического эксперимента. Также, на время простой двигательной реакции могло повлиять неудовлетворительное самочувствие испытуемых на начало проведения эксперимента.
Во всех остальных измерениях быстроты простой двигательной реакции при работе максимальной, субмаксимальной, умеренной мощности низких значений нормы или патологических показателей выявлено не было. Уровень измерений показывал высокое (в основном до выполнения нагрузки) и среднее ( в основном после выполнения нагрузки) значение нормы устойчивости реакции и уровня функциональных возможностей.
4. На основании полученных результатов измерений, можно судить о высоком уровне функциональной подготовленности испытуемых: стабильности корковых реакций, устойчивости удержания ответной реакции на световой раздражитель.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бачериков, Е.Л. Изучение влияния физической нагрузки на латентный период простой сенсомоторной реакции в учебном процессе/ Е.Л. Бачериков, Б.Б. Шаров.- Челябинск.: УралГАФК, 2004.-№14.- С. 11-12
2. Башкин В.М. Исследование изменения функционального состояния центральной нервной системы спортсменов в течении различных тренировочных периодов//Учебные записки университета имени Лесгафта.-2009.- №9(55).-С.8-11
3. Гайворонский, И.В. Нормальная анатомия человека: учебник для мед. Вузов. Т.2./И.В. Гайворовский. - Спб.: Спецлит,2000.- 424 с.
4.Интернет-ресурс http://www.acem.dsmu.edu.ua/show_text.php?text_id=278
5. Интернет - ресурс http://www.neurosoft.ru/rus/product/ns-psychotest/index.aspx
6. Интернет-ресурс http://www.fizkult-ura.ru/node/36
7. Начало физиологии: учебник для студ. Вузов/ под ред. А.Д. Наздрачева.-2-е изд.-Спб.:Лань, 2002.-108с.:ил.
8. Общая патология: учебное пособие/ под ред. В.П. Михайлова.- Ростов н/Д: Феникс,2007.-224 с.
9. Основы физиологии человека: учебник/Н.А. Агаджанян.- М.:РУДН, 2000.- 408с.: ил.
10. Руководство к практическим занятиям по физиологии человека: учеб.пособие для вузов физической культуры/ под ред. А.С. Солодкова.- М.: Советский спорт, 2006.- 192 с.: ил.
11. Трубачева, И.С. Функциональное состояние ЦНС и повышение работоспособности у спортсменов специализации лыжи и водное поло//Человек в мире спорта.- 2005.- №1.-С. 38-39
12. Физиология высшей нервной деятельности: учебник для студентов вузов/Н.Н. Данилов, А.Л Крыпова.- Ростов н/Д.: Феникс,2005.- 479с.: ил.
13.Физиология ЦНС: учебное пособие/ Т.В. Алейникова, Г.А. Кураев.- Ростов н/Д: Феникс, 2000.- 384 с.
14.Физиология физического воспитания и спорта: учебник для сред. И высш. учеб. заведений по физ.культуре/ В.И. Дубровский, В.М. Смирнов.-М.: ВЛАДОС-ПРЕСС,2002.- 605с.:ил.
15.Центральная нервная система: учеб.-метод. пособие/А.А. Дюсенова; НГУ физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф.Лесгафта, Санкт- Петербург.- Спб.: [б.и.], 2009.-44с.
16.Центральная нервная система: учеб.-метод. пособие/А.Э. Кременко.- Спб.: [б.и.], 2005.- 39с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная образовательная деятельность с детьми среднего возраста с ограниченными зрительными возможностями (косоглазие и амблиопия) по развитию зрительно-моторной координации.
В конспекте отражены разные приемы и технологии развития зрительно-моторной координации в виде путешествия детей на разных видах транспорта. Данная деятельность с детьми была показана выездной кафедре...
Развитие зрительно-моторной координации у дошкольников с нарушением зрения.
В статье представлены рекомендации по развитию зрительно-моторной координации у дошкольников с нарушением зрения .Материал полезен не только педагогам ,но и родителям для самос...
Публикация статьи "Развитие зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения"
Материал сборника "Специальное образование" под редакцией В.Н.Скворцова адресован специалистам в области тифлопедагогики и смежных наук, студентам педагогических ВУЗов . В работе представлены результа...
Рекомендации по развитию зрительно - моторной координации
Особенности зрительно - моторной координации и пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения...
Коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительно-моторной координации у детей 4-5 лет
План коррекционного занятия...
Развитие зрительно-моторной координации
Выступления на родительских собраниях...
Развитие зрительно-моторной координации
Развитие зрительно-моторной координации...