Недостатки чтения и письма, их проявления
консультация
Недостатки чтения и письма, их проявления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nedostatki_chteniya_i_pisma_ih_proyavleniya.docx | 17.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Недостатки чтения и письма, их проявления
Нарушения чтения и письма очень распространены среди обучающихся с нарушениями интеллекта. Это обусловлено рядом причин: общим недоразвитием речи и несформированностью фонематического восприятия. Дети данной категории не могут осуществлять звуковой анализ слова, они смешивают по звучанию сходные звуки и как следствие ученики не могут воссоздавать правильную звуковую форму слова на основе зрительного восприятия графических знаков.
Большую сложность у детей с нарушениями интеллекта вызывает запоминание и воспроизведение букв, если их оптические образы недостаточно точно связываются с определенными фонемами. Встречаются дети, для которых большую трудность составляет соблюдение необходимой для процесса чтения направленность движения взгляда слева направо. Последовательность расположения букв в слове при письме тоже вызывает большие трудности.
Особую сложность для детей с нарушениями интеллекта составляют слияния нескольких звуков. Дети не могут прочитать самые простые слова, зная буквы и правильно называя их. Вариативность произнесения звука так же усваивается детьми данной категории очень тяжело, если есть зависимость его произнесения от позиции в слове. Ученики должны понимать, что в чтении главное не называние букв, а прочитывание слов.
Техникой чтения дети с нарушениями интеллекта овладевают чрезвычайно медленно. Читая текст, они допускают множество ошибок, которые заключаются в следующем: пропускают и переставляют буквы, не прочитывают окончания, искажают звуковой состав слова, заменяют одни слова другими, не останавливаются на знаках препинания.
Однако, по мнению В.Г. Петровой, недостатки понимания прочитанного, наблюдающиеся у детей, определяются не только несовершенством техники чтения, но и в большой мере - низким уровнем общего развития умственно отсталых детей, бедностью и малой обобщенностью жизненного опыта, нерасчлененностью, упрощенностью, резко затрудненной актуализацией представлений. Дети чаще всего из прочитанного усваивают лишь отдельные фрагменты текста. Важные части, несущие основную смысловую нагрузку в тексте остаются упущенными или измененными.
Письмо - более трудный процесс, чем чтение. При овладении данным навыком должен осуществляться последовательный точный и строгий фонематический анализ слова, ребенок должен соотносить выделенные звуки с соответствующими фонемами, выполнять фонематическое обобщение. Эти процессы у детей с нарушениями интеллекта заметно страдают.
Письмо по слуху у умственно отсталых детей вызывает затруднения, которые обусловлены несовершенством их языкового анализа и синтеза. Фонематический анализ осуществляется ими не точно, а это препятствует разделению слова на звуки. Ученики в словах пропускают некоторые звуки (чаще гласные), изменяют порядок звуков, нарушают строение слова.
У детей с нарушениями интеллекта часто имеются нарушения моторной сферы, которые выражаются в недостатке координации движения мелких мышц, недоразвитии мышц пальцев рук, неустойчивость кисти. Все это затрудняет процесс письма. Большинство обучающихся пишут буквы с большим напряжением, в движение приходят плечи, голова, непроизвольно высовывается язык. Это приводит к быстрому утомлению и снижению работоспособности на занятии.
В условиях специально организованного обучения основная масса обучающихся школ довольно успешно овладевает навыками письма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму.
Консультация для родителей о влиянии недостатков речи на успеваемость...
Календарно-тематическое планирование логопедических занятий на II этапе коррекционной работы с учащимися 2-3-х классов, имеющими недостатки чтения и письма, обусловленные ОНР
Цель: уточнение и расширение словарного запаса, работа над словоизменением и словообразованием....
Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо
В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...
Недостатки чтения и письма младших школьников и некоторые приемы коррекции
Умение ребенка читать и писать по определенному алгоритму...
Родительское собрание "Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму"
одительское собрание "Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму"...
Повышение качества чтения и письма у младших школьников имеющих недостатки в звуковом анализе слов
Методическая разработка содержит рекомендации, направленные на повышение качества чтения и письма у младших школьников имеющих недостатки в звуковом анализе слов....