Недостатки чтения и письма, их проявления
консультация

Максимцева Ольга Станиславовна

Недостатки чтения и письма, их проявления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nedostatki_chteniya_i_pisma_ih_proyavleniya.docx17.33 КБ

Предварительный просмотр:

Недостатки чтения и письма, их проявления

Нарушения чтения и письма очень распространены   среди  обучающихся с нарушениями интеллекта. Это обусловлено рядом причин: общим  недоразвитием речи и  несформированностью  фонематического восприятия. Дети данной категории не могут осуществлять звуковой анализ слова, они смешивают по звучанию сходные звуки и как следствие ученики не могут воссоздавать правильную звуковую форму слова на основе зрительного восприятия графических знаков.

Большую сложность у детей с нарушениями интеллекта вызывает запоминание и воспроизведение букв, если их оптические образы недостаточно точно связываются с определенными фонемами. Встречаются дети, для которых большую трудность составляет соблюдение необходимой для процесса чтения направленность движения взгляда слева направо.  Последовательность расположения букв  в  слове при письме тоже вызывает большие трудности.

Особую сложность для  детей с нарушениями интеллекта составляют слияния нескольких звуков. Дети не могут прочитать самые простые слова, зная буквы и правильно называя их. Вариативность произнесения звука так же усваивается детьми данной категории очень тяжело, если есть зависимость его произнесения от позиции в слове. Ученики должны понимать, что в чтении главное не называние букв, а прочитывание слов.

Техникой  чтения дети с нарушениями интеллекта овладевают чрезвычайно медленно. Читая текст, они допускают множество ошибок, которые заключаются в следующем: пропускают и переставляют буквы, не прочитывают окончания, искажают звуковой состав слова, заменяют одни слова другими, не останавливаются на знаках препинания.

Однако, по мнению В.Г. Петровой, недостатки понимания прочитанного, наблюдающиеся у детей, определяются не только несовершенством техники чтения, но и в большой мере - низким уровнем общего развития умственно отсталых детей, бедностью и малой обобщенностью жизненного опыта, нерасчлененностью, упрощенностью, резко затрудненной актуализацией представлений. Дети чаще всего из прочитанного усваивают лишь отдельные фрагменты текста. Важные части, несущие основную смысловую нагрузку в тексте остаются упущенными или измененными.

Письмо - более трудный процесс, чем чтение.  При овладении данным навыком должен осуществляться последовательный точный и строгий фонематический анализ слова, ребенок должен соотносить выделенные звуки с соответствующими фонемами, выполнять фонематическое обобщение. Эти процессы у детей с нарушениями интеллекта заметно страдают.

Письмо по слуху у умственно отсталых детей вызывает затруднения, которые обусловлены несовершенством их языкового анализа и синтеза. Фонематический анализ осуществляется ими не точно, а это препятствует разделению слова на звуки. Ученики в словах пропускают некоторые звуки (чаще гласные), изменяют порядок звуков, нарушают строение слова.

У детей с нарушениями интеллекта часто имеются нарушения моторной сферы, которые выражаются в  недостатке координации движения мелких мышц, недоразвитии мышц пальцев рук, неустойчивость кисти. Все это затрудняет процесс письма. Большинство обучающихся пишут буквы с большим напряжением, в движение приходят плечи, голова, непроизвольно высовывается язык. Это приводит к быстрому утомлению и снижению работоспособности на занятии.

В условиях специально организованного обучения основная масса обучающихся  школ довольно успешно овладевает навыками письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму.

Консультация для родителей о влиянии недостатков речи на успеваемость...

Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо

В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...

Недостатки чтения и письма младших школьников и некоторые приемы коррекции

Умение ребенка читать и писать по определенному алгоритму...

Родительское собрание "Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму"

одительское собрание "Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками  при обучении чтению и письму"...

Повышение качества чтения и письма у младших школьников имеющих недостатки в звуковом анализе слов

Методическая разработка содержит рекомендации, направленные на повышение качества чтения и письма у младших школьников имеющих недостатки в звуковом анализе слов....