Рекомендации по развитию речи детей в условиях психической депривации
статья
Рекомендации по развитию речи детей в условиях психической депривации могут быть полезны родителям и педагогам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_po_rech_razv_detey_s_psihich_deprivatsiey.docx | 38.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Ключевые слова: психическая депривация; словарь (атрибутивный, предикативный, номинативный); психические процессы.
Аннотация: работа посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования и развития словаря у детей с психической депривацией. Предлагаются различные типы упражнений по данной теме, а так же последовательность их применения.
Рекомендации по формированию и развитию словаря детей с психической депривацией
Актуальность данной работы состоит в том, что на сегодняшний день в развитии нашей страны происходит обострение многочисленных социальных проблем – снижение благосостояния значительной части населения, рост безработицы, ослабление защищенности семьи и детей со стороны государства и т.д. Ежегодно увеличивается количество детей, полностью или частично лишённых полноценной родительской заботы, что может объясняться чрезмерной занятостью родителей на работе, алкоголизмом или другими недугами.
С учетом принципов и особенностей развития активного словаря у дошкольников с психической депривацией определены следующие направления коррекционного воздействия:
- Развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления).
- Формирование атрибутивного словаря.
- Развитие предикативного словаря.
- Уточнение номинативного словаря.
В основу методических рекомендаций по формированию словаря детей с психической депривацией положены работы авторов: Л.В. Бохановой, Г.А Волковой, М.А. Ярмакович, И.А. Залысиной, Е.О. Смирновой, М.А. Илюк, И.А. Коробейниковой, Л.В. Лопатиной, В.М. Слуцкого, Е.В. Бордовской, С.А. Мироновой, А.М. Пригожан, Н.Н. Толстых.
Применение предложенных игровых приёмов позволит детям охотно включиться в работу, значительно повысит интерес к логопедическим занятиям.
Представленная система игровых заданий может использоваться логопедами дошкольных образовательных учреждений в процессе коррекционно-логопедической работы на фронтальных и индивидуальных занятиях.
Игры-задания для развития психических процессов
Задание №1
Название: «Каскад слов»
Цель - развитие объема кратковременной слуховой памяти.
Задание: взрослый читает ребенку набор слов несколько раз, ребенок должен запомнить и повторить, как можно больше слов.
Примерный речевой материал: огонь, дом, молоко, конь, гриб, петух, солнце, крыша, пень, вода, свеча.
Задание №2
Название: «Четвертый лишний»
Цель - развитие внимания, мыслительных процессов,умения выделять существенные признаки, развитие памяти.
Задание: из предложенного набора слов, ребенок должен выделить одно «лишнее» слово, остальные слова обобщить в одну группу.
Примерный речевой материал:
стол, кровать, стул, тарелка
лошадь, кошка, лиса, собака
береза, земляника, дуб, клен
банан, огурец, репа, морковь.
Задание №3
Название: «Закончи предложения»
Цель - развитие понятийного мышления.
Задание: ребенок должен закончить предоставленное ему начало предложения.
Примерный речевой материал:
Трава зеленая, а небо…
Собака лает, а кошка…
Ночью темно, а днем…
Лимоны кислые, а сахар…
Задание №4
Название: «Кто кем станет?»
Цель - развитие внимания, воображения, мышления, памяти, активизация словаря.
Задание: ребенок должен вспомнить и сказать, что получается в итоге из предложенного понятия.
Примерный речевой материал:
Мальчик (мальчик станет мужчиной);
Желудь (желудь станет дубом);
Котенок (котенок станет котом или кошкой);
Яйцо (яйцо станет цыпленком или утенком, черепашкой).
Задание №5
Название: «Внимание! Профессия!»
Цель - развитие способности к переключению внимания, расширения кругозора.
Задание: из предложенного ряда слов ребенок должен выделить название профессии и хлопнуть в ладоши (позвонить в колокольчик, ударить в бубен, поднять руку или флажок и т.д.).
Примерный речевой материал:
Лампа, водитель, ножницы, липа, врач, яблоко, болтун, архитектор; Карандаш, азбука, строитель, гроза, мельница, ткач, попугай, лентяй; Пекарь, шахтер, листок, экскурсовод, сено, терпение, кондитер, очки;
Река, продавец, бумажник, каток, учитель, снеговик, артист, маляр.
Задание №6
Название: «Раздели на группы»
Цель - развитие мышления, умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать их.
Задание: ребенок должен предложенные изображения предметов объединить в группы по общим, существенным признакам и назвать обобщающее понятие.
Примерный наглядный материал:
штаны, ботинки, сапоги, шапка, рубашка, панама, сандалии, юбка, платье, берет, кофта, валенки, пальто, туфли, шуба, кепка, платок, шляпа, кроссовки.
Задание №7
Название: «Так бывает?»
Цель - развитие мышления, внимания, сообразительности.
Задание: ребенок, прослушав предложения, должен сказать, что может быть, а что – нет; исправить ошибку.
Примерный речевой материал:
Папа идет на работу. Рыба живет в траве, а кузнечик в воде. Кошка ест мышку. Почтальон принес письмо. Кролик кормит Ваню. Из жеребенка вырастет лошадь. Яблоко растет соленое. Лиса боится зайца. Волк бродит по лесу. Сын старше папы.
Игры-задания для формирования атрибутивного словаря
Задание №1
Название: «Что какое?»
Цель: развитие атрибутивного словаря, навыка правильного употребления и подбора признака к предмету, развитие мышления, слухового внимания; формирование и развитие навыка согласования существительного с прилагательным в роде и числе.
Задание: логопед предлагает выбирать картинки по предлагаемому признаку.
Примерный речевой материал: нарядные, хрустящий (соленый, зеленый), детские, мягкое, домашние, высокий, теплые, резиновый, свежий (мягкий, вкусный), деревянный (кирпичный, уютный), спелая (сочная, ароматная, сладкая), высокое (крепкое), мягкая (новая, диванная).
Примерный наглядный материал: туфли, огурец, ботинки, кресло, тапки, жираф, валенки, мяч, хлеб, дом, клубника, дерево, подушка.
Задание №2
Название: «Что какое?» (усложненный вариант)
Цель: развитие атрибутивного словаря, навыка правильного употребления и подбора предмета к признакам, развитие мышления.
Задание: логопед не предлагает выбирать картинки с изображением предмета по предлагаемым (нескольким) признакам, а предлагает придумать подходящее слово - предмет.
Примерный речевой материал:
Зеленая, колючая -…;
Желтый, полезный - …;
Высокий, кирпичный -…;
Крепкая, деревянная -…;
Маленькая, пугливая -…;
Хрустящий, соленый -…;
Ароматное, сочное -…;
Вязаная, зимняя -….
Задание № 3
Название: «Подбирайка»
Цель: развитие атрибутивного словаря, навыка правильного употребления и подбора имени прилагательного к нескольким существительным, развитие мышления.
Задание: логопед предлагает добавить одно общее слово к двум словам с использованием вопроса.
Примерный речевой материал:
Мяч, яблоки – какие?-…
Сахар, мед – какие?-…
Вода, молоко - какие?-…
Задание № 4
Название: «Наоборот»
Цель: развитие атрибутивного словаря, навыка правильного подбора противоположного по значению имени прилагательного.
Задание: Логопед поочередно бросает детям мяч и произносит слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.
Примерный речевой материал:
Хороший-…, добрый-…, больной-…, маленький-…, худой-…, жаркий-…, северный-…, черный-…, сладкий-…, высокий-…, широкий-…, дневной-….
Задание № 5
Название: «Подбери слова»
Цель: развитие атрибутивного словаря, навыка правильного подбора противоположного по значению имени прилагательного.
Задание: логопед предлагает детям назвать нужное слово, закончив начатое им предложение.
Примерный речевой материал:
Камень тяжелый, а пушинка…
Золушка добрая, а мачеха…
Зимой погода холодная, а летом…
Сахар сладкий, а горчица…
Дерево высокое, а куст…
Дедушка старый, а внук…
Задание № 6
Название: « Чей, чья, чье?»
Цель: развитие атрибутивного словаря.
Задание: логопед просит внимательно слушать словосочетания и построить свое словосочетание по образцу.
Например: сумка мамы – чья это сумка? – мамина сумка.
Примерный речевой материал:
платок тети, костюм дяди, газета папы, очки бабушки, книга дедушки, дом кошки, хвост крокодила, уши зайца, хвост лисы, рог барана, копыта коровы.
Задание № 7
Название: « Кто хозяин?»
Цель: развитие атрибутивного словаря, навыков согласования существительного и прилагательного.
Задание: на наборном полотне картинки с изображением частей тела животных и птиц. Детям предлагается посмотреть на картинки, определить и сказать, чья это голова (хвост, крыло, лапа).
Примерный наглядный материал:
Лошадиная голова, гусиная лапа, лисий хвост, лебединая шея, вороний клюв.
Задание № 8
Название: « Найди ошибку»
Цель: развитие атрибутивного словаря.
Задание: логопед произносит словосочетания с правильными и неправильными прилагательными, детям предлагается хлопнуть в ладоши, если они услышат произнесенное неправильно словосочетание.
Примерный речевой материал:
папиновая газета, мамино платье, тетин плащ, дядиновая ручка, лисина лапа, павлинье перо, баранина сало, собакина будка, медвежья берлога, котины усы.
Задание № 9
Название: « Из чего - какое?»
Цель: развитие атрибутивного словаря, представленного относительными прилагательными.
Задание: логопед произносит словосочетания и просит образовать слово - признак. Например: «Скамья из дерева - какая?- деревянная»
Примерный речевой материал: сковорода из чугуна, платье из шелка, сапоги из резины, варежки из шерсти, сервиз из фарфора, браслет из серебра, одеяло из ваты, стакан из пластмассы, пакет из полиэтилена, воротник из кружева.
Задание № 10
Название: « Составляйка»
Цель: развитие атрибутивного словаря, умения образовывать слова - признаки.
Задание: логопед предлагает детям подумать и составить словосочетание из двух слов, предложенных в начальной форме. Например: зима и месяц - зимний месяц.
Примерный речевой материал:
осень и дождь…
май и праздник…
ночь и патруль…
день и сон…
лето и отдых…
море и берег…
библиотека и книга…
берег и охрана…
утро и ветерок…
зима и лес…
больница и халат…
март и капель…
Игры-задания для развития предикативного словаря
Задание № 1
Название: «Предмет-действие»
Цель: развитие предикативного словаря, умения находить подходящее по смыслу слово.
Задание: логопед называет предметы и действия, а дети должны послушать и назвать действие, не подходящее к этому предмету.
Примерный речевой материал:
Утка – плавает, ходит, бегает, летает, рисует, клюет, крякает.
Машина – едет, стоит, спит, гудит, тормозит, поет, разгоняется.
Самолет – летит, едет, гудит, порхает, плывет, приземляется.
Кошка – спит, летит, лает, мяукает, моется, бежит, прыгает.
Задание № 2
Название: «Действие-предмет».
Цель: развитие предикативного словаря, умения выделять подходящие предметы к действиям.
Задание: логопед называет действие, а дети должны хлопнуть, если действие подходит к этому предмету.
Примерный речевой материал:
Летает – утка, самолет, свинья, автобус, ракета, лебедь, медведь, вертолет.
Поет – синица, человек, корова, петух, артист, соловей, ветер, заяц, корабль.
Идет – человек, кошка, самолет, поезд, медведь, дерево, время.
Задание № 3
Название: «Тренировка».
Цель: развитие предикативного словаря путем практического подкрепления, развитие слухового внимания, памяти, моторики.
Задание: предлагается выполнить в определенной последовательности все перечисленные действия.
Примерный речевой материал:
Встань - подними левую руку;
Сядь – встань - попрыгай на одной ноге;
Попрыгай на одной ноге – сядь – подними руки;
Попрыгай на двух ногах – подними руки вверх – руки к плечам – опусти вниз.
Задание № 4
Название: «Выполняй»
Цель: развитие предикативного словаря, связной речи, навыков словоизменения, внимания.
Задание: логопед предлагает детям рассмотреть серию картинок и назвать действия, которые совершает предмет.
Примерный речевой материал:
Мальчик - ест, пьет, спит, прыгает, читает, плавает, рисует, плачет, умывается, катается, бегает, смеется, поет, стирает, пьет чай.
Задание № 5
Название: «Кто внимательнее»
Цель: развитие предикативного словаря, внимания.
Задание: логопед предлагает детям внимательно посмотреть вокруг себя и найти то, что висит, стоит, лежит, и т.д.
Задание № 6
Название: «Кто больше»
Цель: развитие предикативного и номинативного словаря, навыка правильного употребления имен существительных, сочетания имен существительных с глаголами и наоборот.
Задание: логопед предлагает детям подобрать как можно больше названий предметов (существительных) к названию действия (глаголу).
Примерный речевой материал:
Бежит кто? (человек, зверь, молоко, время); Что? (река, ручей).
Идет кто? (девочка, кошка); Что (дождь, время, град, снег).
Растет кто? (ребенок, щенок); Что (дерево, цветок).
Задание № 7
Название: «Кто как подает голос»
Цель: развитие предикативного словаря, представленного глаголами - обозначениями звуковых образов.
Задание: логопед показывает картинки, на которых изображены птицы и животные. Дети определяют их и называют, как кто-либо подает голос.
Примерный речевой материал:
Голубь – воркует; лягушка – квакает; воробей – чирикает; волк – воет;
петух – кукарекает; медведь – рычит; курица – кудахчет; кошка – мяукает; гусь – гогочет; свинья – хрюкает; утка – крякает; овца – блеет; ворона – каркает; корова – мычит; сорока – стрекочет; лошадь – ржет; сова – ухает; собака – лает..
Задание № 8
Название: «Кто?»
Цель: развитие предикативного словаря, умения понимать и применять различные формы глагола.
Задание: логопед показывает картинки, на которых изображены действия, представленные разными грамматическими формами глагола. Предлагается к называемому глаголу подобрать нужную картинку.
Примерный речевой материал:
Кто…
умывает - умывается;
идет - идут;
одевает – надевает;
обувает - обувается;
качается - качаются;
причесывает - причесывается.
Игры-задания для уточнения номинативного словаря.
Цель: уточнять и расширять номинативный словарь, словарь обобщающих понятий, упражняться в согласовании различных частей речи.
Задание № 1
Название: «Назови части»
Возможны два варианта проведения игры:
А) по картинке;
Б) по представлению.
Задание: логопед называет слово, предлагает представить этот предмет или животное и назвать его части.
Например: кот – тело, голова, хвост, лапы, когти, лапы, хвост, нос, уши, шерсть, усы.
Примерный речевой (наглядный) материал: грузовик, дом, дерево, собака, цветок.
Задание № 2
Название: « Отгадай по частям»
Задание: предлагается по названным частям отгадать, о каком предмете идет речь.
Примерный речевой материал:
дверцы, фары, колеса (грузовик, автобус, автомобиль);
фары, колеса, руль (велосипед, мотоцикл);
Ствол, листья, корни (дерево, куст);
Ствол, листья, корни, сучья (дерево);
Стебель, листья, корни (цветок, растение…);
Дно, крышка, стенки, ручка (кастрюля, сковорода, чайник);
Глаза, уши, нос (кот, собака…);
Глаза, нос, рот, брови, щеки (лицо);
Рукава, воротник, манжеты (рубашка, платье, блузка…);
Пол, стены, потолок (комната, помещение…);
Подоконник, рама, стекло (окно);
Палуба, каюта, корма, нос, якорь (корабль);
Подъезд, этаж, лестница, квартира, чердак (дом).
Задание № 3
Название: «Добавляйка»
Задание: логопед предлагает ребенку посмотреть на картинки и назвать недостающие части предмета по схеме:
1.«У…..не нарисован (-но, -на)….»
2. «Художник у ….не нарисовал…..»
Примерный наглядный материал: девочка без тапка, машина - без колес, кошка - без хвоста, кукла - без руки, птица - без клюва, расческа - без зубьев, платье - без рукава, мальчики в дождь - без зонта и т.п.
Задание № 4
Название: «Обобщение»
Задание: логопед предлагает детям назвать одним словом серию картинок.
После воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе.
Примерный наглядный материал: изображения домашних животных, транспорта, овощей, обуви, диких животных, посуды.
Задание № 6
Название: «Выбери слова»
Задание: логопед читает детям ряд слов, просит внимательно слушать и назвать из ряда только те, которые относятся к….. (например, к овощам).
Примерный речевой материал:
Лук, ромашка, репа, подорожник, чеснок, редис, роза, брюква (называем овощи);
Смородина, кабачки, земляника, петрушка, малина, ежевика, огурцы (называем ягоды);
Картофель, яблоко, укроп, банан, клубника, ромашка (называем фрукты);
Метро, самолет, скамейка, автобус, дорога, вертолет, пассажир (называем транспорт).
Список литературы:
- Боханова Л.В. О развитии речи у старших дошкольников детского дома //Дефектология.1992.№2-3.
- Волкова Г.А., Ярмакович М.А. Принципы и содержание логопедической работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи в условиях дошкольного детского дома//Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых\Под ред.Г.А.Волковой -Л.,1987.-с.-11
- Илюк М.А. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста в период адаптации к условиям жизни детского дома// Современные исследования по проблемам учебной и трудовой деятельности аномальных детей. - М.,1990.
- Коробейников И.А. Слуцкий В.М. О некоторых особенностях формирования интеллекта в условиях психической депривации// Дефектология.
- ЛангеймерИ., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте.- Прага,1984.
- Лопатина Л.В., Бордовская Е.В. Особенности формирования лексики детей в условиях психической депривации// Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник. - М.: «Прометей» МПГУ.-с.432-436.
- Миронова С.А. О работе учителя-логопеда в дошкольном детском доме//Дефектология.1986.№4.
- Пригожан А.М., Толстых Н.Н.Изучение готовности к школьному обучению у детей, воспитывающихся вне семьи// Психолого – педагогические проблемы воспитания детей в семье и подготовка молодежи к семейной жизни. - М.,1980.
- детей – сирот: социально – эмоциональные проблемы. – СПб.,2000.
- Шипицина Л.М., Иванов Е.С.. Виноградова А.Д., Коновалоыва Н.Л.. Крючкова Л.Л. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации/ Под общей редакцией Л.М. Шипицыной.-СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1997.-160с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по организации обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательных учреждений
Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...
Общие рекомендации по развитию речи у детей от 0 до 3 лет
Развитие речи зависит напрямую от двух факторов: сохранность речевых центров и социальная среда.В дошкольном возрасте «упрощение» речевой среды играет негативную роль в речевом развитии ребенка.Речева...
Рекомендации родителям по развитию речи детей 6-7 лет
Данный материал поможет родителям легко и непринужденно помочь своим детям предшкольного возраста постичь тайны словообразования, словоизменения, звукового и слогового анализа и синтеза слов. Сф...
Доклад "Особенности развития речи детей с задержкой психического развития"
Доклад для выступления на школьном методическом объединении, предназначено для всех учителей....
Рекомендации родителям по развитию речи детей раннего возраста.
В данной консультации даны рекомендациии родителям по развитию речи детей раннего возраста...
Семинар "«Особенности речевого развития детей с РДА. Методические рекомендации по развитию речи на раннем этапе обучения»
laquo;Особенности речевого развития детей с РДА. Методические рекомендации по развитию речина раннем этапе обучения»...
Методические рекомендации «Организация коррекционно-развивающей работы по развитию речи детей с ограниченными возможностями здоровья»
В В методических рекомендациях описана основная цель и задачи педагога по целенаправленному развитию и коррекцию словесной речи обучающихся с ОВЗ в единстве с развитием мышления и социальны...