СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
рабочая программа (8 класс)

Крахмалева Светлана Яковлевна

Специальная индивидуальная программа развития  (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой  степенью интеллектуальной недостаточности, а также с детьми с  тяжелыми множественными нарушениями развития. СИПР составлена на основе «Адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sipr_2018.docx86.9 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет администрации Косихинского района по образованию и делам молодежи

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Налобихинская средняя общеобразовательная школа им. А. И. Скурлатова»

«Рассмотрено»

На заседании методического

объединения учителей

Протокол  ___ от «__»

____________2018 г.

Руководитель методического

объединения__________

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

________________________

 «__»____________2018 г.

«Утверждено»

Директор школы

________________________

 «__»_____________2018 г.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

обучающегося

Патраковой  Полины Сергеевны

8 класс 5 год обучения

                                   Ответственный за реализацию программы:

                                        Учитель   Крахмалева Светлана Яковлевна

2018 – 2019  уч. год

СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ

Ф.И.О.Патракова Полина Сергеевна

Дата рождения 31.10.2004 г.

Домашний адрес Титова 18/2

Сведения о родителях:

Мать Патракова Анжелика Владимировна

Отец

Выписка из анамнеза___________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

ПСИХОЛОГО_ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Контакт (речевой), особенности коммуникации в контакт вступает легко

_____________________________________________________________________________

Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы _____________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Понимание инструкции понимает инструкцию,  если показать что делать.

Работоспособность может работать минут 10-15 и утомляется.

Общая и мелкая моторика развита слабо.

Внимание

Память развита.

Мышление

Речь не развита, говорит только: здравствуйте, пока, приходи еще.

Осведомленность о себе и ближайшем окружении__________________________________

_____________________________________________________________________________

Восприятие времени ____________________________________________

Ориентировка в пространстве __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сенсорное развитие __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Элементарные математические представления_____________________________________

_____________________________________________________________________________

Предметно-практическая и продуктивная  деятельность______________________________

_____________________________________________________________________________ Заключение  учителя-дефектолога________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Дата_________________________________

Подпись специалиста___________________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Специальная индивидуальная программа развития  (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой  степенью интеллектуальной недостаточности, а также с детьми с  тяжелыми множественными нарушениями развития. СИПР составлена на основе «Адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ».

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы «Специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5-9 классов» /Под.ред. В.В. Воронковой/. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012 г.

        Программа разработана в соответствии с  требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  для детей с ограниченными возможностями здоровья (вариант D) .  Целью реализации СИПР является достижение ребенком максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных  пределах.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

 п/п

Раздел специальной  индивидуальной образовательной программы

Количество занятий в год

1

Физическая культура

17

2

Музыка  

17

3

Изобразительной искусство

17

4

Занимательный труд

17

5

Математика

105

Форма организации коррекционной работы: индивидуальные занятия с учителем – 1 раз в неделю  по 20 – 30 минут с обязательной динамической паузой 7-10 минут.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка по физической культуре.

Рабочая программа по физической культуре 5 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по физической культуре под ред. В.И. Ляха, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту.

Структурно и содержательно программа для 5 класса рассчитана на 0,5  часов в неделю, 17 часов в год.

Цели: сообщать знания по физической культуре, формировать двигательные навыки и умения, содействовать коррекции недостатков физического развития и моторики обучающихся, а также их воспитанию.

Задачи предмета:

- преодолевать нарушения физического развития и моторики, пространственной организации движений;

- укреплять и развивать сердечнососудистую и дыхательную системы, опорно-двигательный аппарата;

- содействовать формированию у обучающихся правильной осанки;

- готовить обучающихся к выполнению легкоатлетических и гимнастических упражнений и играм;

- учить основным видам двигательных действий и выполнению их в различных по сложности условиях, развивать необходимые для этого двигательные качества;

- воспитывать нравственные качества, волю, дисциплинированность, организованность и самостоятельность;

Реализация этих задач осуществляется на основе оздоровительной и коррекционно-воспитательной направленности каждого урока.

Основополагающие принципы.

- учет индивидуальных особенностей каждого ученика (морфофункциональное развитие, состояние сохранных функций, медицинские противопоказания, состояние двигательных функций и координационных способностей, уровень физической подготовленности, способность к обучению движениям, отношение к занятиям физическими упражнениями: интересы, мотивы);

- адекватность средств, методов и методических приемов обучения двигательным действиям, развитие физических качеств, коррекция психомоторных нарушений и физической подготовки, оптимизация нагрузки, сообщение новых знаний;

- эмоциональность занятий (музыка, игровые методы, нетрадиционное оборудование и пр.);

- создание условий для реального выполнения заданий, оказание помощи, обеспечение безопасности;

- поощрение, одобрение, похвала за малейшие успехи;

- контроль за динамикой результатов учебно-познавательного процесса и функциональным состоянием занимающихся.

К психологическим принципам относятся:

- создание комфортного психологического климата на уроках (позитивный настрой, положительная мотивация, поддержание эмоций и ощущений радости, бодрости, оптимизма, комфорта), влияющего на проявление и развитие своего «Я»;

- сплоченность группы (постановка общей цели, объединение общими интересами, взаимопомощь, взаимопонимание, симпатия, эмпатия, ролевые функции);

- стиль общения (равный статус, доброжелательность, доверие, авторитет и личный пример учителя, его открытость, выраженное внимание к каждому ученику);

- примирительные акты в случае конфликтов (исключение ощущений дискомфорта, неуверенности, агрессии, враждебности, гнева, которые могут наступить вследствие неустойчивого психического самочувствия, перенапряжения, боли, неудачи, вербальных или невербальных разногласий, эмоционального неудовлетворения, отсутствия внимания и др.), концентрация внимания обучающихся на положительном, позитивном, переориентировка внимания на саморегуляцию, самоконтроль, установление равновесия между внешними влияниями, внутренним состоянием и формами поведения.

Педагогические приемы, направленные на развитие интеллектуальной деятельности: название движений, запоминание комбинаций движений по темпу, объему, усилию, плавности. На уроках широко применяются упражнения, которые требуют четкой дозировки силовых, временных и пространственных компонентов движений. При планировании занятий учитываются возможности проведения их на свежем воздухе.

На всех уроках предпринимаются меры для предупреждения несчастных случаев, проводится инструктаж по Технике безопасности.

Чтобы обучающиеся усвоили алгоритм выполнения упражнений и инструкции педагога, требуется многократное повторение, сочетающееся с правильным показом. Упражнения, подвижные игры, игры с элементами спорта подбираются таким образом, чтобы они состояли из простых элементарных движений. Характерной особенностью обучающихся с умственной отсталостью является инертность нервных процессов, их стереотипность и обусловленные этим трудности переключения с одного действия на другое. Попадая в непривычную для них обстановку, обучающиеся не могут воспроизвести даже хорошо знакомые физические упражнения. Поэтому при планировании уроков необходимо предусмотреть разучивание одних и тех же упражнений в различных условиях.

Поскольку обучающиеся этой категории с большим трудом воспринимают словесную инструкцию, даже в сочетании с показом, для усвоения ими упражнений требуется систематическая помощь педагога.

Обучение предмету «Физическая культура» тесно связано с решением задач нравственного, умственного, речевого, трудового, эстетического и физического воспитания обучающихся.

Одним из ведущих требований к проведению уроков физической культуры в начальных классах является широкое использование дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся.

Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, от общих занятий не освобождаются, а занимаются на уроке со всеми. К ним применяется индивидуальный подход.

Все уроки по физической культуре должны проводиться в спортивных залах, приспособленных помещениях, на свежем воздухе при соблюдении санитарно-гигиенических требований.

Особенности организации учебной деятельности обучающихся по предмету «Физическая культура»

Организационная структура: основной формой работы по физической культуре является урок.

Принципы планирования урока физической культуры:

-постепенное повышение нагрузки и переход к успокоительным упражнениям в конце урока;

- чередование различных видов упражнений;

- подбор упражнений, соответствующих возрасту и развитию обучающихся.

Методы:

  • Метод имитации.
  • Методы стимулирования интереса к учёбе.
  • Методы поощрения и порицания.
  • Методы контроля и самоконтроля.                                                                                            
  • Методы, используемые для приобретения новых знаний, их закрепления и выработки умений и навыков.

Используются ТСО: музыкальные композиции (ПК, магнитофон).

Типы уроков:

- актуализация знаний и умений урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала;

- комплексное применение знаний и умений урок закрепления знаний, умений, навыков;

- выработка практических умений;

- обобщение и систематизация знаний и умений;

- контроль и коррекция знаний и умений;

- урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);

- комбинированный урок;

- игровой;

- нестандартные уроки (урок-путешествие, урок-соревнования и др.)

Учебно-тематический план

 

п/п

Наименование разделов

и тем

Кол-во часов

1

Спортивные игры

8

2

Гимнастика

4

3

Легкая атлетика

4

4

Лыжная подготовка

1

Итого

17

Содержание программы для 5-х классов.

Лёгкая атлетика:  Повороты кругом на месте. Команды  «Становись!», «Равняйсь!». Упражнения, выполняемые на ходу. Прыжковые. В чередовании с различными элементами скакалок. С гимнастическими скакалками. Упражнения с набивными мячами. Прыжки в длину с разбега. Бег 60 м. с высокого старта. Бег без учёта времени. Метание малого мяча 150гр. с места. Высокий старт (техника). Прыжок в высоту с бокового разбега. Высокий старт. Челночный бег3х10 м. Прыжок в длину с 3-5 шажного разбега. Бег в умеренном темпе до 6мин. Метание мяча  на дальность с 3-х шагов.                                      

 Баскетбол: Ловля мяча двумя руками. Передача  мяча от груди. Верхняя, нижняя передача. Ведение мяча в быстром темпе. Броски в кольцо. Передачи в парах в движении. Передачи через пол. Круговые, линейные эстафеты.

Гимнастика:   Лазание. Гимнастическая полоса препятствия. Вис прогнувшись на гимнастической стенке. Прыжки: опорный на стопку матов, опорный прыжок в упор присев и соскок прогнувшись . Упражнения в равновесии: ходьба по бревну с выпадами, прямо, боком, спиной вперед. Повороты на носках на 90 гр.и 180 гр. Акробатические упражнения. Кувырок вперёд-назад в группировке. Перекатом назад стойка на лопатках. Мост ( с помощью и самостоятельно). Висы и упоры:    Вис (упор) на согнутых руках. Вис, на низкой перекладине согнув ноги. Упражнения со скакалкой.

Лыжная подготовка:    Попеременный двухшажный ход с палками. Одновременный двухшажный ход с палками. Поворот переступанием в движении. Спуск со склона в средней стойке. Торможение плугом. Передвижение в медленном  темпе до 2000 м.  Прохождение дистанции 1000 м. на скорость. Подьём на склон полуелочкой.

Волейбол: Приём и передача мяча сверху двумя руками. Приём и передача мяча снизу. Приём и передача мяча в парах тройках, через сетку. Нижняя прямая подача. Игра по упрощённым правилам. Судейство.

Требования  к уровню подготовки обучающихся 5-х классов.  Обучающийся должен знать:   Значение и основные правила закаливания. Двигательный режим. Первая помощь при травмах на занятиях.

Обучающийся должен уметь:    

1.Владеть навыками основных и циклических движений: бег, передвижение на лыжах;

2.Уметь выполнять гимнастические упражнения без снарядов и на снарядах;

3.Метать мяч, прыгать в длину и высоту с разбега;

4.Играть в подвижные игры;

5.Систематически выполнять утреннюю гимнастику и домашние задания.

Тематическое  планирование по физической культуре в 5 классе

 урока, дата

Тема урока

1

Ходьба под счёт. Разновидности ходьбы.

2

Дыхательные упражнения. ОРУ.

3

Бег с изменением направления и скорости.

4

Прыжки в длину с места

5

ГимнастикаСтроевые упражнения. Комплекс ОРУ  без предметов.

6

Комплекс ОРУ  с мячами. Комплекс ОРУ с гимнастическими палками.

7

Упражнения для брюшного пресса.  Подтягивания

8

Группировка. Перекаты вперёд-назад.

9

Баскетбол. Понятия: ведение мяча, передача, бросок в корзину.

10

Баскетбол: судейство, правила соревнований. Лучшие команды и игроки России.

11

Передача мяча.

12

Прием мяча.

13

Лыжный спорт: история. Инвентарь и одежда лыжника. Лыжные ходы.

14

Волейбол: история. Понятия: приём, передача, подача.

15

Волейбол: судейство, правила соревнований. Лучшие команды и игроки России.

16

Передача мяча сверху двумя руками на месте.

17

Передача мяча сверху через сетку

Литература

Каинов, А. Н. Методические рекомендации при планировании прохождения материала по физической культуре в общеобразовательных учреждениях на основе баскетбола (программа А. П. Матвеева) / А. Н. Каинов. - Волгоград : ВГАФК, 2003. - 68 с.

Каинов, А. Н. Методические рекомендации планирования прохождения материала по предмету «Физическая культура» в основной школе на основе баскетбола : программа В. И. Ляха, А. А. Зданевича / А. Н. Каинов, Н. В. Колышкина. - Волгоград : ВГАФК, 2005. - 52 с.

Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся : 1-11 классы / В. И. Лях, А. А. Зданевич // Физкультура в школе. - 2004. -  1-8.

Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов / В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М. : Просвещение, 2010. - 127 с.

Настольная книга учителя физической культуры / авт.-сост. Г. И. Погадаев ; под ред. Л. Б. Кофмана. -М. : Физкультура и спорт, 1998. - 496 с.

Настольная книга учителя физической культуры : справ.-метод, пособие / сост. Б. И. Мишин. - М. : ООО «Изд-во АСТ» ; ООО «Изд-во Астрель», 2003. - 526 с.

Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по физической культуре / авт.-сост. А. П. Матвеев. Т. В. Петрова. - М. : Дрофа, 2001.- 128 с.

        

Пояснительная записка по музыке.

Музыкальное воспитание и обучение является неотъемлемой частью учебного процесса в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида.

Музыка формирует вкусы, развивает представления о прекрасном, способствует эмоциональному познанию объектов окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся специальных учреждений.

Цель музыкального воспитания и образования – формирование музыкальной культуры школьников, сочетающей в себе музыкальные способности, творчески качества, исполнительские умения, навыки эмоционального, осознанного восприятия музыки.

Занятия музыкой способствуют разностороннему развитию школьников, адаптации его в обществе. Этому в процессе обучения музыке и пению будет способствовать соблюдение следующих принципов:

  • художественность и культуросообразность содержания
  • коррекционная направленность обучения
  • оптимистическая перспектива образования
  • индивидуализация и дифференциация процесса обучения
  • комплексное обучение на основе передовых психолого-медикопедагогических технологий

Содержание программного материала уроков состоит из теоретического материала, различных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиорская; детская, классическая, современная.

В программу включены следующие разделы:

  • пение
  • слушание музыки
  • элементы музыкальной грамоты

Раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня – основа формирования вокально-хорового репертуара.

В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение.

Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит основной минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности.

Оценка по предмету «Музыка и пение» учитывает индивидуальный уровень интеллектуального, психического и музыкального развития школьника, интенсивность формирования его музыкально-слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление первичных знаний о музыке. Поводом для отрицательной оценки действий учащегося не могут служить отсутствие ярко выраженного интереса к музыкальным занятиям и эмоционального отклика на музыку, бедность речевых характеристик исполняемой или услышанной музыки, нарушение координации между слухом и голосом, слухом и моторно-двигательными проявлениями.

СОДЕРЖАНИЕ (17 ч; 0,5 ч в неделю)

Пение        

Исполнение песенного материала в диапазоне си – ре2. Развитие навыка концертного исполнения, уверенности в своих силах, общительности, открытости. Совершенствование навыков певческого дыхания. Развитие навыка пения с разнообразной окраской звука. Совершенствование навыка чёткого и внятного произношения слов в текстах песен подвижного характера. Развитие вокально-хоровых навыков при исполнении выученных песен без сопровождения.

Слушание музыки

Особенности национального фольклора. Закрепление интереса к музыке различного характера, желания высказываться о ней. Снятие эмоционального напряжения. Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов.

Музыкальная грамота

Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, нота, звук, звукоряд, пауза. Формирование элементарных понятий о размере: 2/4 , ¾, 4/4.

Учебно-тематический план (17 ч)

Тема

Кол.часов

Пение

11

Слушание музыки

4

Музыкальная грамота

2

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  • наизусть 8-10 песен
  • примерное содержание прослушанных музыкальных произведений
  • размеры музыкальных произведений (2/4, ¾, 4/4)
  • музыкальные длительности, паузы (долгие, короткие)
  • значение музыки в жизни, трудовой деятельности и отдыхе людей
  • народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка)

Учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно начинать пение после вступления
  • осмысленно и эмоционально исполнять песни ровным свободным звуком на всём диапазоне
  • контролировать слухом собственное исполнение и пение окружающих
  • применять полученные навыки выразительного пения при художественном исполнении музыкальных произведений (смысловые и логические ударения, паузы, темп, динамические оттенки)
  • использовать в самостоятельной речи музыкальные термины, давать им элементарную характеристику, принимать активное участие в обсуждении содержания прослушанного произведения
  • адекватно оценивать собственное исполнение и пение окружающих

Список литературы

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1. – 224с.

Календарно-тематическое поурочное планирование по музыке и пению в 5 классе – 17 ч

 п/п

Тема урока

Кол-во часов

Музыкальная грамота. Народные музыкальные инструменты и их звучание. Значение музыки в жизни людей

1

2.

Пение. Учиться надо весело

1

3.

Слушание «Песенка для тебя» (из телефильма «Про Красную шапочку»)

1

4

Музыкальная грамота. Размеры музыкальных произведений (2/4, ¾, 4/4). Музыкальные длительности, паузы (долгие, короткие)

1

5

Пение. Песенка Деда Мороза (из мультфильма «Дед Мороз и лето»)

1

6

Слушание «К Элизе»

1

7

Пение. Прекрасное далёко (из телефильма «Гостья из будущего»)

1

8

Пение. Пойду ль я, выйду ль я

1

9

Пение. Наша ёлка

1

10

Слушание «Дорога добра» (из мультфильма «Приключения Маленького Мука»)

1

11

Пение. Из чего же

1

12

Пение. Катюша

1

13

Пение. Облака

1

14

Слушание «Утро»

1

15

Пение. Бу-ра-ти-но (из телефильма «Приключения Буратино»)

1

16

Пение. Калинка

1

17

Пение. Дважды два четыре

1

Планируемые образовательные результаты

Учащиеся должны знать           

  1 уровень:

  • Звуки: высокие и низкие, долгие и короткие
  • Звучание музыкальных инструментов: труба, флейта, барабан и баян
  • Значение элементарных дирижёрских жестов
  • Значение слов: петь соло и петь хором
  • Приёмы игры на ложках

2 уровень:

  • Звуки высокие и низкие, долгие и короткие
  • Звучание музыкальных инструментов: труба, флейта, барабан и баян
  • Значение элементарных дирижёрских жестов
  • Значение слов: петь соло и петь хором

Учащиеся должны уметь            

1 уровень:

  • Различать на слух танец, песню и марш
  • Описывать словами разнообразные по содержанию музыкальные произведения: маршевая, плясовая, весёлая, грустная и напевная
  • Определять в песне запев, припев, вступление, заключение
  • Выразительно петь выученную песню с простыми динамическими оттенками
  • Играть на ложках песню-прибаутку на повторяющихся нотах

2 уровень:

  • Различать на слух танец, песню и марш
  • Описывать словами содержание песни
  • Выразительно петь выученную песню
  • Играть на ложках песню-прибаутку на повторяющихся нотах

Перечень учебно-методического обеспечения

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. 1-4 классы - М.:«Просвещение», 2012год.

2    Мерзлякова С.И. Музыкально-игровой материал. Учебное пособие для учащихся /С.И. Мерзлякова – М.: Гуманит. Изд. «Владос», 2002

3. Алпарова Н.Н. Музыкально-игровой материал для школьников / Н.Н. Алпарова – М.: Гуманит. Изд. «Владос», 2002

4 Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии . Учебное пособие для студентов пед.учеб. заведений./ под ред. Е.А. Медведевой/ Изд. Центр «Академия»,2002г.

5 .Критская Е. Д. Музыка: 1—4 классы: Методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. — М., 2004.
6 . Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д. Б. Кабалевский. — М., 2005.

Пояснительная записка по изобразительному искусству.

Школьный курс по изобразительному искусству в 5 классах направлен на продолжение решения следующих основных задач:

  • коррекция недостатков развития познавательной деятельности учащихся путём систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами
  • развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка
  • улучшение зрительно-двигательной координации путём использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала
  • формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности
  • развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним
  • ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна
  • расширение и уточнение словарного запаса детей за счёт специальной лексики, совершенствование фразовой речи
  • развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию

Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий:

  • рисование с натуры (изображение разнообразных предметов, расположенных несколько ниже уровня зрения)
  • декоративное рисование (составление различных узоров, предназначенных для украшения предметов обихода; оформление праздничных открыток)
  • рисование на темы (изображение предметов и явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений)
  • беседы об изобразительном искусстве

СОДЕРЖАНИЕ (17 ч; 0,5 ч в неделю)

Рисование с натуры. Совершенствование умения учащихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передачи в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объёма предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путём добавлении воды в краску

Декоративное рисование.

Составление узоров из геометрических и растительных элементов полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения)

Рисование на темы.

Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагать их относительно друг друга (ближе - дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного; выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что можно показать в рисунке; работать акварельными и гуашевыми красками

Беседы об изобразительном искусстве

Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; формирование общего понятия о художественных средствах, развивая чувство формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние изображённых на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства

Учебно-тематический план (17 ч)

Тема

Кол.часов

Рисование с натуры

6

Декоративное рисование

4

Рисование на темы

3

Беседы об изобразительном искусстве

4

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

  • передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их строение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому)
  • определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую) линию как вспомогательную
  • составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии
  • передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учётом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения)
  • ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску
  • пользоваться элементарными приёмами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения)
  • самостоятельно анализировать рисунок; употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов
  • рассказывать содержание картины; знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние изображённых на картине лиц

Список литературы

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1. – 224с.

        

Календарно-тематическое  планирование по изобразительному искусству

 п/п

Тема урока

Кол-во часов

1

Простой натюрморт

1

2

Узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге

1

3

Декоративно-прикладное искусство

1

4

Иллюстрирование отрывка из литературного произведения

1

5

Объёмный прямоугольный предмет

1

6

Оформление новогодней открытки

1

7

Новогодние карнавальные очки

1

8

Картины художников о школе, товарищах и семье

1

9

Лес зимой

1

10

Зимние развлечения

1

11

Дорожные знаки треугольной формы

1

12

Великая Отечественная война против немецко-фашистских захватчиков

1

13

Открытка «8 Марта»

1

14

Скворечник

1

15

Народное декоративно-прикладное искусство

1

16

Объёмный предмет симметричной формы

1

17

Объёмный предмет конической формы

1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Программы для подготовительного, 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой: - М.: Просвещение, 2011.
  • И.А. Грошенков. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Учебное пособие для учителя. М.: Академия, 2002. – 208с.
  •   И.А. Грошенков. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 175с.
  • Т.Н. Головина. Изобразительная деятельность учащихся во вспомогательной школе. М.: Педагогика, 1974. – 120с.
  • В.Г. Перова. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. М.: Просвещение. – 1983. – 208с.

Пояснительная записка по технологии.

   Предлагаемая рабочая программа по технологии для 5 класса составлена на основе Закона «Об образовании в РФ», Приказа Минобразования и науки РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе», Федерального компонента Государственного стандарта начального общего, основного среднего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. 1089), программы под общей редакцией В.Д. Симоненко.

Программа предназначена для учащихся 5 класса с ограниченными возможностями здоровья (индивидуальное домашнее обучение, в том числе с использованием дистанционных технологий). Рабочая программа рассчитана на 17 часов в год (0,5 часа в неделю). Срок реализации программы - 1 год.

  В рамках данной программы осуществляется начальный этап подготовки обучающихся, их знакомство с миром труда и профессионального самоопределения, в ходе которого они получают первоначальные представления о культуре труда, трудовые навыки обслуживания себя, отработки коммуникативных навыков и адаптации в социуме.

На уроках учащиеся знакомятся с различными предметами труда, инструментами и приемами обработки материалов. Здесь закладывается база, основа для дальнейшего углубления и расширения политехнического кругозора детей. Учащиеся получают первоначальные знания об окружающем их социальном и предметном мире, у них формируется трудолюбие, познавательный компонент , они получают навыки культуры труда, развивают творческое воображение, получают тактильные подкрепления к теоритическим навыкам, формируется самостоятельность. Одной из задач предмета «Технология» является воспитание внимательности, самостоятельности, чувства ответственности. Программы способствует развитию кругозора, мышления учащихся, мелкой моторики рук детей, их дизайнерских, конструкторских и творческих способностей.

Программа обучения направлена на решение следующих задач:

  • Формирование начальных общетрудовых и специальных умений в сфере ручного и автоматизированного труда,основ трудовой и экологической культуры;
  • Воспитание трудолюбия и навыков культуры труда;
  • Развитие пространственных представлений, дизайнерских, конструкторских, творческих способностей и технологического мышления учащихся.

  В процессе решения этих задач предполагается создание посильных объектов труда, полезных в жизни ребенка и взрослого (быт, досуг, праздники). При обработке материалов на разных этапах деятельности привлекается не только ручной, но и автоматизированный труд, происходит знакомство с новейшими достижениями в области обработки материалов и технологии изготовления изделий и компьютерной грамотности.

Программа включает 4 раздела (введение, создание изделий из текстильных и поделочных материалов, технологию ведения дома, в т.ч. художественные ремёсла и кулинария, проектная деятельность) Обязательным условием составления документов является акцентирование на приёмах безопасного труда, энергосберегающих технологиях. Кроме этого на уроках неоднократно предлагается ознакомиться со сведениями по правилам безопасного труда при работе с бытовой техникой, а также как вести себя в случае экстремальных ситуаций.

Новизной данной программы является новый методологический подход, направленный на здоровье сбережение школьников. Занятия по кулинарии способствуют формированию у школьников ответственного отношения к своему здоровью, поскольку часто неправильное питание приводит к большому количеству серьёзных заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ.

   В разделе «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» учащиеся знакомятся со свойствами текстильных материалов. Получают сведения о производстве и свойствах волокон растительного происхождения, сравнивают тактильно волокна и ткани , знакомятся с ткацкими переплетениями, изучают элементы материаловедения, знакомятся с видами декоративно-прикладного промысла «Изонить». Большое внимание в программе отведено воспитанию художественного вкуса и решению дизайнерской задачи. Всё это позволяет реализовать современные взгляды на предназначение, структуру и содержание технологического образования. «Технологии ведения дома» включают в себя и вопросы обустройства жилища, уход и ремонт одежды. В разделе «Кулинария » учащиеся познают базовые положения по физиологии питания, узнают о способах определения качественности продуктов питания.

На уроках технологии обращается особое внимание на формирование универсальных учебных действий, что является возможным при индивидуальных занятиях.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

1.

Введение

1

2.

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

6

3.

Технологии ведения дома

6

4.

Проектная деятельность

4

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

1.

Введение.

1

2.

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

6

2.2

Элементы материаловедения и машиноведения

1

2.3

Классификация текстильных волокон.

1

2.4

Ткацкие переплетения.

1

2.5

Художественные ремёсла.

1

2.6

Изонить. Заполнение угла.

1

2.7

Изонить. Заполнение окружности.

1

3.

Технологии ведения дома

6

3.8

Санитарное состояние кухни.

1

3.9

Дизайн кухни.

1

3.10

Приготовление блюд из овощей и фруктов.

1

3.11

Сведения о блюдах из яиц.

1

3.12

Сервировка стола к завтраку.

1

3.13

Уход за одеждой из хлопчатобумажных и льняных тканей. Пришивание фурнитуры.

1

4.

Проектная деятельность.

4

4.14

Виды и структура проектов.

1

4.15

Последовательность выполнения проектной работы.

1

4.16

Структура проекта, правила защиты.

1

4.17

Защита проекта.

1

        

Требования к уровню подготовки учащихся

Все без исключения учащиеся обучаются правилам сбережения своего здоровья и жизни при выполнении технологических операций, а также при возникновении экстремальных ситуаций.

При обучении в рамках программы перед учащимися ставятся задачи ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ свойства объекта изучения, УМЕТЬ применять свои знания и навыки на практике

Знать о получении волокон растительного происхождения

сравнивать свойства волокон

ухаживать за одеждой из разных волокон в соответствии с требованиями маркировки

знать технологию ручных швейных работ

иметь представление об использовании компьютерных технологий для выполнения проектной деятельности

знать основы дизайна кухни

знать общие сведения о питании и приготовлении пищи

органолептическим способом оценивать качество готовых блюд

знать о способах определения качественности продуктов питания

иметь представления о сроках годности продуктов и готовых блюд

Перечень учебно-методических средств обучения:

Крупская Ю.В., Лебедева Н.И., Литикова Л.В. И др. под ред. Симоненко В.Д. Технология. Обслуживающий труд: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Вентана-Граф., 2009. – 208 с.: ил.

Латохина Л.И. Оздоровительные минутки. Простая и эффективная гимнастика для детей и взрослых / Л.И. Латохина — М.: АСТ: Астрель, 2009.-158, (2) с.: ил.

Богданов В.В. Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей.- М.:Педагогика-Пресс,1992.- 208 с.: ил.

Эмили Пост. Этикет / Перевод с английского языка Гурвица М.М. - М.: Междуародная академическая компания «Наука», 1996.- 616 с.: ил.

Л. Лобарёва. Его величество этикет. Этикет как слагаемое имиджа.- М.: 163 с.: ил.

- Программы 5-9  классов коррекционных образовательных учреждений Vlll вида  под редакцией В.В.Воронковой  Москва «Просвещение»  2009г.

Пояснительная записка по математике.

   Рабочая программа  учебного предмета «Математика» для учащихся 5 классов  составлена на основе следующих документов:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012  273-ФЗ;
  • Федеральным государственным стандартом основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.  1897;
  • Программа соответствует учебнику «Математика» для пятого класса образовательных учреждений /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд – М. Мнемозина, 2013.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ:

-  формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математике;

-  развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;

-  овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни,  для изучения школьных естественнонаучных дисциплин, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки,

-  воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры.

-   систематическое развитие понятия «числа»;

-   выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами;

-   выработка умений переводить практические задачи на язык математики;

-   осуществление функциональной подготовки школьников;

-  овладение конкретными знаниями необходимыми для применения в практической    деятельности.

         

      Программа по математике для 5 класса рассчитана на 105 часов в год 3 часа в неделю.

      В результате изучения предмета учащиеся должны

знать/понимать:

-как используются математические формулы, уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач;

-как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

-вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;

-каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики.

-о числе и десятичной системе счисления, о натуральных числах, обыкновенных и десятичных дробях;

-об основных изучаемых понятиях (число, фигура, уравнение) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

-о достоверных, невозможных и случайных событиях;

-о плоских фигурах и их свойствах, а также о простейших пространственных телах.

уметь:

-выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику;

-выполнять арифметические действия с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями;

-выполнять простейшие вычисления с помощью микрокалькулятора;

-решать текстовые задачи арифметическим способом; составлять графические и аналитические модели реальных ситуаций;

-составлять алгебраические модели реальных ситуаций и выполнять простейшие преобразования буквенных выражений;

-решать уравнения методом отыскания неизвестного компонента действия (простейшие случаи);

-строить дерево вариантов в простейших случаях;

-использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира в простейших случаях;

-определять длину отрезка, величину угла;

-вычислять периметр и площадь прямоугольника, треугольника, объем куба и прямоугольного параллелепипеда.

Таблица распределения количества часов

Тема раздела

Кол-во часов

1.

Пропедевтический период.

3

2.

Числа. Величины.

14

3.

Умножение и деление натуральных чисел

17

4.

Площади и объемы

7

5.

Обыкновенные дроби

15

6.

Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей

9

7.

Умножение и деление десятичных дробей

13

8.

Инструменты для вычислений и измерений

21

9.

Повторение. Решение задач.

-

Итого

105

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

   Учебно-методический комплекс:

1. Математика 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И.Швацбурд. – М. , 2013-280с.

2.Дидактические материалы по математике для 5 класса. Чесноков А.С., Нешков К.И .-М.: Академкнига / Учебник, 2014- 144с.

   

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дидактические материалы по математике для 5 класса. Чесноков А.С., Нешков К.И. -М.: Академкнига /Учебник,2014-144с.

2. Поурочные разработки по математике5 класс.. Попова П.П – М.: ВАКО, 2014. – 448с.- (В помощь школьному учителю.)

3. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса. Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С – М.: Илекса,  - 2007, - 176с.

4. Математика. КИМы к учебнику Н.Я. Виленкин и др. Москва «ВАКО» , 2011 -96с.

5. Математические диктанты. 5 кл.: пособие для учителей и учащихся. Жохов В.И, Митяева И.М., - 3-е изд.- М.: ООО "Издательство"РОСМЭН-ПРЭСС",2003-96.с

6.Математические олимпиады. 5-6 классы :учебно методическое пособие для учителей математике общеобразовательных школ/Фарков А.В.-6-е изд.-М.:Издательство"Экзамен",2013.-190с.

7.Математика. 5 класс. Тематические тесты. Тренажер: учебно-тематическое пособие/Под ред.Лысенко Ф.Ф.,Калабухова С.Ю.-Ростов-на Дону: Легион,2013.-80с

8.Математика 5класс.Тематические тесты. Промежуточная аттестация/ Под ред.Лысенко Ф.Ф.,Калабухова С.Ю.-Ростов-на Дону: Легион-М,2011-256с.

9. Уроки математике в 5 классе.Поурочные планы. Часть 2/Сост. Ларина М.В.-Волгоград: Учитель,2003.-64с.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

        

Глава I. Выявление первых счетных навыков.

урока

Тема занятия

1

Повторение

2

 Выявление первых счетных навыков

3

 Свойства предметов: размер, форма. Знакомство с понятием «цвет»

4

 Геометрические фигуры. Круг

5

 Понятия «большой – маленький». Сравнение предметов по размеру «больше – меньше», одинаковые по размеру, равные.

6

Понятия «слева», «справа», «в середине», «между

7

 Геометрические фигуры. Квадрат.

8

 Понятия «высокий – низкий», «вверху-внизу». Сравнение предметов: «выше – ниже, одинаковой (равной) высоты».

9

Понятия «длинный – короткий». Сравнение предметов. Понятия: «длиннее – короче, одинаковой (равной) длины.

10

Положение предметов в пространстве: понятия «внутри-снаружи, рядом, около»

11

Геометрические фигуры. Треугольник. Различение геометрических фигур (круг, треугольник).

12

Понятия «широкий – узкий», «далеко-близко». Сравнение предметов «шире – уже, одинаковой (равной) ширины».

13

Геометрические фигуры. Прямоугольник. Различение геометрических фигур.

14

Понятия «высокий-низкий», «глубокий – мелкий». Сравнение предметов: «глубже – мельче, одинаковый (равной) глубины.

15

Отношение порядка следования: «первый-последний, крайний, впереди, сзади, перед, после, следом за, следующий за».

16

Понятия «толстый – тонкий». Сравнение предметов по признакам: «толще – тоньше, одинаковой (равной) толщины».

17

Временные понятия «рано, поздно, давно, недавно». Сутки: утро, день, вечер, ночь.

18

Временные понятия «сегодня, завтра, вчера, на следующий день».

19

Понятия движения «медленно-быстро». Понятия «тяжелый – легкий». Сравнение предметов по массе «тяжелее - легче, одинаковые (равные) по тяжести»

20

Количественные понятия «много, мало, несколько, один-много, ни одного».

21

Сравнение по возрасту: «старше-моложе», «молодой-старый».

22

Сравнение предметов по их количеству «больше - меньше, столько же (равное количество)».

23

Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих веществ.

24

Первый десяток

25

Число и цифра 1 . Соотношение количества предметов с цифрой «1».

26

Геометрические фигуры. Прямоугольник. Различение геометрических фигур.

27

Актуализация изученного в 1 четверти.

28

Число и цифра 2.

29

Соотношение количества предметов с цифрой «2».

30

Порядковые числительные: первый, второй. Понятие «пара». Отрезок длинной 2 клетки.

31

Повторение. Числовой ряд: 1, 2.

32

Сравнение чисел 1 и 2. Сравнение количества предметов. Знак «=».

33

Сравнение числа 1 и 2. Сравнение количества предметов. Знаки «<», «>».

34

Понятие знаков «+» и «-».

35

Решение примеров в пределах 2. Точка. Прямые и кривые линии. Различение их. Вычерчивание прямой линии по линейке.

36

Шар. Закрепление понятий цвет, величина, форма.

37

Число и цифра 3.

38

Состав числа 3. Прямой и обратный счет.

39

Числовой ряд: 1,2,3. Счет предметов.

40

Сравнение чисел в пределах 3. Порядковые числительные: первый, второй, третий.

41

Решение примеров на нахождение суммы.

42

Решение примеров на нахождение остатка.

43

Решение примеров на нахождение суммы и остатка.

44

Знакомство со структурой задачи. Решение задач на нахождение суммы.

45

Решение задач на нахождение остатка.

46

Составление и решение задач на нахождение суммы и остатка. Куб. Закрепление понятий цвет, величина, форма.

47

Проверочная работа по теме: «Числовой ряд: 1, 2, 3. решение примеров, задач на нахождение суммы и остатка в пределах трех».

48

Актуализация изученного в 2 четверти.

49

Число и цифра 4. Соотношение количества предметов с цифрой «4».

50

Числовой ряд от 1до 4. Место числа 4 в числовом ряду.

51

Состав числа 4. Прямой и обратный счет. Решение примеров и задач с изученными числами.

52

Сравнение чисел в пределах 4. Сложение и вычитание в пределах 4

53

Счет предметов. Порядковые числительные Сравнение количества предметов. Решение примеров с неизвестным.

54

Решение задач на нахождение суммы и остатка.

55

Составление и решение задач по рисункам, решение примеров.

56

Брус.

57

Контрольная работа по теме: «Числовой ряд: 1, 2, 3, 4. Решение примеров, задач на нахождение суммы и остатка в пределах четырех».

58

Число и цифра 5. Образование числа.

59

Соотношение количества предметов с цифрой, в пределах 5

60

Порядковые числительные в пределах 5. Соотношение количества предметов с цифрой.

61

Сравнение чисел в пределах 5. Знаки «<», «>».

62

Состав числа 5. решение примеров.

63

Сложение и вычитание в пределах 5.

64

Таблица сложения в пределах 5. Решение примеров.

65

Таблица вычитания в пределах 5. Решение примеров

66

Составление и решение задач на нахождение суммы и остатка.

67

Решение примеров и задач с числами в пределах 5.

68

Составление примеров на сложение и вычитание в пределах 5.

69

Решение задач на нахождение суммы и остатка.

70

Контрольные задания по теме: «Решение примеров и задач в пределах 5».

71

Работа над ошибками. Действия с числами в пределах 5.

72

Число и цифра 6. Образование числа.

73

Числовой ряд от 1 до 6. Прямой и обратный счет.

74

Сравнение количества предметов. Состав числа 6. Повторение пройденного.

75

Актуализация изученного в 3 четверти.

76

Составление примеров на сложение и вычитание в пределах 6.

77

Переместительные свойства сложения. Решение задач. Составление примеров и их решение.

78

Число и цифра 7. Образование числа.

79

Сравнение количества предметов. Числовой ряд 1 - 7.

80

Сравнение чисел в пределах 7.

81

Состав числа 7.

82

Составление задач по картинкам и их решение.

83

Контрольные задания по теме: «Решение примеров и задач в пределах 7».

84

Работа над ошибками. Построение прямой линии, проходящей через одну, две точки.

85

Числовой ряд 1-8. Порядковые числительные.

86

Сравнение чисел в пределах 8. Знаки «=», «>», «<».

87

Состав числа 8.

88

Составление и решение примеров на сложение и вычитание в пределах 8.

89

Составление и решение задач. Геометрические тела: куб, брус, шар.

90

Контрольные задания по теме: «Решение примеров и задач в пределах 8».

91

Число и цифра 9, образование числа. Числовой ряд 1-9. Порядковые числительные.

92

Сравнение чисел в пределах 9.

93

Состав числа 9.

94

Составление примеров на сложение и вычитание в пределах 9.

95

Число 10. Счет в пределах 10. Понятие «1 десяток».

96

Сравнение чисел в пределах 10.

97

Состав числа 10.

98-100

Контрольные задания за год. Решение примеров и задач на сложение и вычитание в пределах 10.

        

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Формировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество с педагогом. Учить понимать элементарную инструкцию, выполнять действия в соответствии с речевой инструкцией. Учить адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением. Учить выполнить орудийные действия с предметами: набирать крупу в ложку, пересыпать ее в коробочку; ударять молоточком по коробочке, забивать деревянные гвоздики; доставать палочкой далеко закатившиеся игрушки; доставать сачком из воды камешки (шарики); тянуть игрушки (тележку, шарики) за веревочку; играть деревянными ложками; перекладывать предметы (шарики, кубики, мячики) ложкой, сачком  из тарелки в коробочку.

 Учить выполнять предметно-игровые действия: катать мячики через ворота; катать игрушки в тележке; возить в машине кубики, играть с воздушными шариками; махать ленточкой; кормить куклу, используя совместные действия взрослого с ребенком или подражать действиям взрослого, снимать колечки с пирамидки и нанизывать из на стержень; строить из кубиков лесенку, обыгрывая ее (по лесенке шагает кукла «топ-топ», «прыг-прыг»); учить играть в прятки (накрывать и открывать платочком головку ребенка (взрослого); учить прятать и искать игрушки (под салфеткой, в коробочке) и т.д.

Развивать мелкую моторику: обучать перекладывать игрушки различной величины, кидать и ловить различные предметы, развивать соотносящие действия и движения пальцев и кистей рук.  Учить работать с пластилином, тестом, другим пластическим материалом (разминать, разрывать  на крупные куски, раскатывать круговыми движениями, размазывать, придавливать и т.д). Учить рисовать кистью, применяя методы примакивания и касания кончиком кисти, осушать кисть, ритмично наносить штрихи, точки, прямые и округлые линии.    Учить выполнять простые аппликации (наклеивание готовых форм), выполнять работу в технике обрывной аппликации. Формировать интерес к конструированию из кубиков, конструктора и т.д.

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Развитие ориентировки на цвет, величину, форму. Учить брать маленькие предметы одной рукой, большие – двумя руками. Учить выделять признаки цвета, формы, величины в окружающих предметах по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции. Развитие зрительного и слухового восприятия. Побуждать ребенка реагировать на появившиеся в его поле зрения предметы. Стимулировать реагирование на возникшие в помещении (за его пределами) звуки. Формировать целостный образ предмета. Развивать восприятие пространства и ориентировку в нем. Развивать внимание, фиксацию взгляда на предмете, слежение взглядом за перемещающимся предметом. Учить выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого.

КОММУНИКАЦИЯ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Формировать интерес детей к предметному миру, миру социальных отношений посредством обогащения социально-бытового опыта ребенка.

Обучать детей сигнализировать о своих потребностях и состоянии с помощью речевых и неречевых средств.

Приобщать детей  к использованию невербальных и вербальных средств общения окружающих людей.

Формировать алгоритм восприятия лица и тела.

Обучать способам ориентировки «на себе», «от себя».

Развивать органы артикуляции с целью активизации звукопроизношения;

Развивать и совершенствовать общую и мелкую моторику.

Формировать  у учащихся потребность к речевой активности в процессе общения ребенка с окружающими взрослыми и сверстниками;

Способствовать развитию потребности в сопереживании.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 урока

тема

Раздел программы

 темы

Тема

Количество занятий

1. Диагностическое обследование

4

2. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи

Тема 1

Представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, их движениях.

2

Тема 2

Представления о ближайшем окружении, членах семьи.

2

Тема 3

Предметное окружение

4

Тема 4

Временные представления

2

Тема 5

Мир животных

2

Тема 6

Мир растений

2

Тема 7

Ориентировка в пространстве

2

3. Формирование предметно-практической деятельности

Тема 1

Формирование способности понимать просьбы, команды

4

Тема 2

Предметно-практическая деятельность с игрушками, конкретными предметами и дидактическим пособием.

6

Тема 3

Сюжетная игра

6

4. Сенсорное развитие

Тема 1

Представления о величине, группировка предметов относительно размера.

4

Тема 2

Представления о форме.

3

Тема 3

Представления о количестве (много-мало, один-много, пусто).

3

Тема 4

Основные цвета. Соотнесение предметов по цвету.

3

Тема 5

Сравнение предметов по форме, количеству, величине, используя приемы приложения, наложения.

3

5. Коммуникация и развитие речи

Тема 1

Зрительная стимуляция

4

Тема 2

Обучение пониманию значения слов, простых инструкций

4

Тема 3

Формирование умения обращаться к взрослому.

4

Тема 4

Употребление слов/жестов.

4

ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ

68

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ                        ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ

Система коррекционно-развивающих мероприятий, направленная на развитие познавательных процессов у ребенка с умеренной и тяжелой  степенью нарушения интеллекта, ТМНР будет способствовать улучшению психофизического состояния, формированию определенных умений и навыков, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Основным ожидаемым результатом освоения СИПР является развитие жизненной компетенции ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития и умеренной и тяжелой степенью нарушения интеллекта.

        

Ожидаемые личностные результаты:

  • Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я.
  •  Эмоциональное  участие в процессе общения и совместной деятельности с педагогом.
  • Уважительное отношение к окружающим, овладение начальными навыками адаптации в социуме; освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя, пациента и т.д.).
  • Установка на безопасный здоровый образ жизни,  учебная мотивация и т.д.

Предметные результаты:

1. Предполагается сформировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество.

      2. Предполагается сформировать положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками, предметными изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности.

     3. Предполагается сформировать элементарные сенсорные представления и следующие умения:

  • выделять признаки цвета, формы, величины в предметах по подражанию действиям взрослого, по образцу действия взрослого;
  •    выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого;
  • узнавать на ощупь знакомые предметы, адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением.

В контексте представлений о себе и окружающей среде предполагается сформировать у ребенка      

следующие умения:

  • показывать и по возможности называть членов своей семьи на фотографии, в процессе игровой деятельности с родителями;

                          показывать на себе части тела и лица;

  •                     выполнять простые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений            частей тела по подражанию действиям взрослого.

       Предполагается сформировать у ребенка коммуникативные навыки: эпизодически адекватно реагируют на простую инструкцию педагога:

  • при общении использовать мимику и жесты;
  • определять источник речевых и неречевых звуков, направление звука в пространстве;
  • понимать и выполнять действия с игрушкой;
  • показывать иллюстрации в соответствии с  содержанием;
  • вслушиваться в речь взрослых, отвечать на вопросы о себе, об окружающих людях, предметах (использование символов, предметов-заместителей);
  • повторять один и тот же слог, подражая взрослому;
  • адекватно реагировать на простую инструкцию педагога.
  • соблюдать очередность в выполнении предметно-игровых действий;
  • использовать звукоподражания, лепетные и простые слова для называния объектов окружающего мира;
  • выполнять движения по инструкции, когда она сопровождается жестом («встань, сядь»);

Я, ____________________________________________________________________________,

(Ф.И.О. родителя или законного представителя)

ознакомлен(а) и даю согласие на реализацию специальной индивидуальной программы развития для моего ребёнка ____________________________________________________

(Ф.И.О. ребенка)

Обязуюсь обеспечить соблюдение правил внутреннего распорядка образовательной организации,  регулярное посещение занятий в соответствии с расписанием, выполнение домашних заданий и рекомендаций специалиста. О возможном не достижении ожидаемых результатов в случае несоблюдения данных обязательств, а также при возникновении объективных обстоятельств,  связанных с особенностями психофизического развития и индивидуальными возможностями ребенка,  предупрежден(а).

Подпись родителя ______________________________________________________

Результаты индивидуальной коррекционно-развивающей работы

Период занятий

I триместр

II триместр

III триместр

За год

Количество пропусков

Динамика состояния ребёнка:

В конце первого полугодия _____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результативность обучения (на конец учебного года) _____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации по дальнейшей работе _____________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата начала обучения____________________________________

 

Дата окончания обучения ______________   Подпись родителя ____________________

                                                                             Подпись специалиста_


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА С ТЯЖЁЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГосударственное автономное образовательное учреждениевысшего профессионального образованияМОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯКАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И...

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА С ТЯЖЁЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) образования (вариант 6.4) для обучающихся с умеренной, тяжёлой и...

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому...

Специальная индивидуальная программа развития по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому (8 класс)

Программа  составлена  с учетом требований федерального образовательного стандарта  образования для обучающих   с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),...

Специальная индивидуальная программа развития по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому (1 класс)

Программа  составлена  с учетом требований федерального образовательного стандарта  образования для обучающих   с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),...

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося индивидуально на дому 2 класса

Рабочая программа развития предназначена для обучающегося с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектульными нарушениями) в условиях надомного обучения для 2 класса...