«Волшебные пальчики»
материал
Система работы по формированию мелкой моторики и развитию речи у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект | 26.88 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5 «Ивушка» г. Смоленска
Проект
«Волшебные пальчики»
Система работы по формированию мелкой моторики и развитию речи у детей дошкольного возраста
Автор проекта:
Учитель-логопед: Шалагинова
Елена Валентиновна
Паспорт проекта.
Название технологий: здоровьесберегающие, сказкотерапия
Вид проекта: Информационно - практико-ориентированный.
Продолжительность проекта: с сентября по май.
Участники проекта: дети
Партнеры: Воспитатели, родители, специалисты: логопед, педагог- психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Охватываемые образовательные области: «Познавательное», «Речевое», «Физическое», «Социально – коммуникативное», «Художественно – эстетическое».
Актуальность проекта.
Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию.
В.М. Бехтер
Проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики дошкольного образования. Развитием мелкой моторики и подготовки руки к письму занимались Т. В. Фадеева, С. В. Черных, А. В. Мельникова, и многие другие; анализом графических умений детей – Д. Тейлор, показывают, что недостаточное развитие общей и мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению задержки развития ребёнка, проблем во взаимодействии с взрослыми и сверстниками и, как следствие, к негативному отношению к детскому саду, а потом к учебе в школе.
В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться, задолго до поступления в школу. Начинать эту работу нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
В начале своей работы я вместе с учителем-логопедом ДУО и педагогом- психологом провела экспресс – диагностику речи детей и диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей 5-6 лет
с целью – выявить уровень развития мелкой моторики рук и развития речи.
Проведенная диагностика, что у 80 % детей графо - моторные навыки сформированы слабо или недостаточно.
Обращение к технологиям и методическим разработкам Н.В.Нищевой, Г.В.Беззубцевой, О.А.Новиковской, Г.Г.Галкиной, О.И.Крупенчук по интересующей нас теме позволяет сделать вывод: в них в основном представлен набор игр и упражнений по развитию мелкой моторики, причём этот материал не систематизирован по возрастам, видам деятельности. Это в свою очередь, затрудняет реализацию коррекционно – развивающей работы в данном направлении.
Данные диагностического обследования детей, значимость формирования мелкой моторики, речи, а также отсутствие разработанной системы обучения детей начиная с трёхлетнего возраста, обусловили необходимость разработки проекта «Волшебные пальчики».
Цель и задачи проекта.
Цель проекта - создание условий педагогической системы повышения уровня речевого развития детей при подготовке руки к письму средствами современных дидактических игр и упражнений.
Задачи проекта:
- Учить правильно, держать карандаш, ручку, фломастер.
- Формировать умение владеть ими при помощи самомассажа, игр и упражнений.
- Развивать зрительно-моторные координации.
- Активизировать словарь в процессе расширения представлений об окружающем мире.
- Работать над пространственной ориентировкой на листе бумаги и в окружающем пространстве.
- Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
- Формировать эмоциональную отзывчивость в общении со сверстниками, взрослыми.
- Воспитывать личностные качества, умение правильно выполнять задания.
Реализация этих задач с учётом возрастных особенностей детей способствует их интеллектуальному развитию и формирует готовность к обучению в школе. Решение коррекционных задач требует соблюдения специальных подходов к обучению.
Поэтому в своей основе проект опирается на следующие принципы:
- систематичность и взаимосвязь учебного материала, его конкретность и доступность, постепенность концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы, что позволяет ребёнку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие;
- комплексность педагогического воздействия прослеживается во взаимосвязи работы специалистов педагогического и медицинского профилей, что, в свою очередь, направленно на выравнивание речевого и психофизического состояния детей;
- тесная взаимосвязь развития речи, познавательных процессов и моторики;
- постепенность перехода от наглядно-действенного и наглядно-образного к вербально-логическому мышлению;
- принцип развития (учёта зоны актуального и ближайшего развития (по Выготскому Л.С.);
- принцип дифференцированного подхода;
- принцип учёта ведущей деятельности;
- принцип природосообразности (заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей).
Дидактические принципы дополняют друг друга и способствуют получению требуемых результатов только в качестве системы. Реализация данной системы осуществляется в форме организованной деятельности ребенка и взрослого.
Для получения успешного результата совместной деятельности необходимо создание благоприятных условий:
- эмоционально-положительная среда, создающая для ребёнка условия комфортности и благополучия;
- подгрупповая и индивидуальная формы проведения занятий;
- педагогическая поддержка, подразумевающая не только помощь в обучении и воспитании, но и выявление индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
- установка на успешность: ребёнок видит окончательный результат своей работы.
Для решения задач проекта были определены методы и приёмы:
- метод практических заданий является ведущим в данном проекте, так как при создании проекта и его реализации учитывалось положение Л.С.Выготского о ведущей роли обучения;
- игра (как основной приём в дошкольном возрасте);
- наглядные, словесные методы;
- наблюдение, собеседование, тестирование;
- анализ результатов деятельности;
План реализации проекта.
Основой перспективно - календарного планирования работы в соответствии с требованиями проекта является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала, ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольника и согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации работы, направленной на развитие моторики и речевой активности детей, во всех возрастных группах. Весь материал отобран с учётом индивидуальных, речевых и психических возможностей детей; при этом принимались во внимание зоны ближайшего развития ребёнка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.
В приложение к проекту представлены:
- календарно-тематическое планирование кружка «Пальчиковая страна»
- практический материал:
- рекомендации для родителей;
- упражнения, пальчиковые и дидактические игры;
- альбом «Дидактические игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» (нетрадиционные формы работы)
- гимнастика для глаз;
- психогимнастика.
Содержание проекта:
- Анкетирование родителей (по развитию мелкой моторики рук).
- Практические советы и рекомендации «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников», по подготовке рук к письму (папки-передвижки, буклеты)
- мониторинг и диагностическое обследование детей
- Кружковая работа «Пальчиковая страна» (оригами).
- Родительские собрания «Педагогическая лаборатория», семинар- практикум «Играем с пальчиками – развиваем речь».
- Выставка работ кружковой работы.
Предполагаемый результат в воспитании целевых ориентиров: дети любознательные, активные, интересуются новым, задают вопросы взрослому, проявляют больше самостоятельности в различных видах детской деятельности.
Продукт проектной деятельности:
Ожидаемые результаты:
дети:
- развитие мелкой моторики;
-развитие речи;
- повышение уровня концентрации внимания, памяти;
- сформированность устойчивого интереса к дидактическому материалу;
- развитие двигательной активности;
-развитие пространственной ориентации.
родители:
- вовлечённость во взаимодействие с педагогами по вопросу развития речи.
- повышение компетентности в вопросе развития речи детей и применения различных методов и приёмов, направленных на развитие мелкой моторики.
педагог:
- повышение теоретического уровня и профессионализма;
- внедрение современных методов и технологий по развитию речи и мелкой моторики;
- самореализация
Системная паутинка проекта
Этапы реализации проекта:
I. Проблемный (Сентябрь - октябрь 2017 (18) г.)
- Анализ ситуации, разработка диагностического материала.
- Ознакомление с теоретическими основами методик и технологий.
- Проведение диагностики по развитию речи, мелкой моторики.
- Определение основных целей, задач, технологии и методики работы.
- Анкетирование родителей.
- Групповое родительское собрание «Педагогическая лаборатория»: «Зачем нужно развивать мелкую моторику».
II. Организационный (Ноябрь 2017(18) - январь 2018 (19) г.)
- Проектирование системы работы по формированию мелкой моторики и развитию речи у детей дошкольного возраста.
- Разработка:
- игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, совершенствование речи;
- планов работы с семьей и сценариев родительских собраний, семинаров-практикумов;
- консультационного материала для родителей;
- Создание предметно-развивающей среды.
- Рекомендации и советы для родителей, привлечение их к сбору и изготовлению разнообразного материала.
- Подготовка наглядного материала для работы с детьми и родителями:
- упражнения и игры для развития мелкой моторики, совершенствующие речь детей;
- слайдов для мультимедийного демонстрирования;
- рекомендаций для стенда информации.
III. Практический (Январь–март 2018 (19) год).
- Реализация разработанной системы работы по формированию мелкой моторики и развитию речи у детей дошкольного возраста.
- Введение игр, упражнений на развитие мелкой моторики в индивидуальную работу, режимные моменты, предусмотренные программой ДУО.
- Обогащение предметно-развивающей среды.
- Педагогическое просвещение родителей в вопросах развития речи, мелкой моторики детей дошкольного возраста:
- родительские собрания;
- проведение (совместно с родителями) выставок, конкурсов;
- Создание альбома «Дидактические игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста» (нетрадиционные формы работы)
IV. Итоговый (Март - май 2018 (19) год).
- Обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий:
- Итоговая диагностика развития речи, мелкой моторики детей дошкольного возраста.
- Размещение опыта работы в интернете на персональной странице сайта ДОУ и других интернет сообществах.
- Презентация проекта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи. Волшебные пальчики
Как в игровой занимательной форме развивать пальцы рук, речь и мышление?Короткие веселые стихи в сочетании с движениями способствуют развитию всех этих качеств....
План-конспект занятия "Волшебные пальчики" и презентация к занятию.
Занятие «Волшебные пальчики».Цель: Формирование чувства психологической защищённости у детей в условиях совместной творческой деятельности.Задачи: I....
программа факультатива "Волшебные пальчики"
Программа факультатива для детей с умеренной умственной отсталостью "Волшебные пальчики"...
Программа дополнительного образования «Волшебные пальчики» социально-педагогическое направление вид деятельности: раннее развитие речи и творческих способностей детей
Программа доп.образования для детей дошкольного возраста....
Программа «Волшебные пальчики» по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Программа «Волшебные пальчики» по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья...