Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) 9 класс
рабочая программа (9 класс)

Зеленцова Ирина Алексеевна

Рабочая программ по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_9klass.docx45.81 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по швейному делу для 9 класса составлена на основании:

- учебного плана МКОУ "Школа–интернат № 92" на 2019-2020 учебный год (утвержден приказом директора от 28.01.2019 года №11/1 -ОД);

- программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы».: В 2 сб. / Под ред. В. В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – Сб.2.

Программа  предусматривает  подготовку  обучающихся к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и легкого платья со специализацией по профессии швея-мотористка женской и детской лёгкой одежды.

Основной целью курса является овладение общетрудовыми и специальными умениями и навыками в области технологии изготовления женской и детской лёгкой одежды.  

Достижение цели предполагает решение ряда задач:

- формирование трудовых навыков и умений, технических и технологических знаний, умений самостоятельного планирования и организации своей деятельности в коллективе;

- закрепление и совершенствование технологических приёмов индивидуального и промышленного пошива одежды, белья;

- развитие мышления, способности к пространственному анализу;

- формирование эстетических представлений и вкуса;

- воспитание у обучающихся положительного отношения к труду и формирование лучших качеств личности в процессе труда.

- коррекция недостатков трудовой деятельности и недостатков развития личности обучающихся;

- воспитание культуры труда и умение использовать в практической деятельности общеобразовательных знаний и навыков;

- развитие  инициативы,  мобильности,  социально-трудовой  адаптации  обучающихся.

Общая характеристика учебного предмета «Швейное дело»

Программа включает теоретические и практические занятия. При составлении программы учтены принципы повторяемости учебного материала и постепенности ввода нового. Преподавание базируется на знаниях, получаемых обучающимися на уроках математики, естествознания, истории и др. предметах.

Воспитательная направленность трудового обучения осуществляется в ходе целенаправленной работы учителя по формированию совокупностей ценностных качеств личности: трудолюбия и уважения к людям труда, ответственности и дисциплинированности, чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи, бережного отношения к общественной собственности, родной природе. Воспитание обучающихся организуется в процессе их трудовой деятельности, с использованием разъяснения и убеждения, бесед и демонстраций, примеров правильного отношения к труду, оценки состояния окружающей среды, практических заданий и общественных поручений.

Предметом обсуждения является брак в работе, неэкономное расходование материалов, сломанный инструмент, случай нарушения правил безопасности труда, дисциплины и др.

В целях воспитания рекомендуется применять на уроках коллективные формы труда, обеспечивать взаимопомощь, взаимный контроль, совместное обсуждение результатов работы.

Коррекционная направленность обучения предполагает дополнительные, наряду с основными, задачи:

- планомерное и систематическое наблюдение за психофизическим развитием обучающихся;

- обучение обучающихся ориентировке в трудовом задании и постоянное совершенствование этих навыков;

- постепенное и целенаправленное обучение обучающихся самостоятельному планированию работы, контролю и отчету о ней;

- систематические упражнения по освоению и закреплению трудовых умений и навыков;

- связь теоретических знаний с практической работой;

- совершенствование умственных действий, направленных на внутреннюю организацию процесса труда и самоконтроля своих действий;

- повышение работоспособности и выносливости обучающихся;

- раскрывать причинно-следственные связи явлений природы на доступном обучающимся уровне и расширять их кругозор.

Программа 9 класса предусматривает овладение обучающимися промышленной технологией пошива женской и детской лёгкой одежды, скоростными приёмами труда на производственных швейных машинах. В процессе трудового обучения обучающиеся должны получить общетрудовую подготовку с профессиональной направленностью, способствующую их интеллектуальному  и  профессиональному  становлению.  Предшествующая  подготовка  позволяет обучающемуся специализироваться не только по пошиву женской и детской лёгкой одежды, но и по пошиву другой продукции с учётом нужд школы. Количество  часов,  отведенных  на  изучении  той  или  иной  темы,  определяется исходя из уровня подготовленности обучающихся. По той же причине не дается содержание некоторых контрольных работ.                                                                                        

Обучение ведётся с опорой на знания, которые обучающиеся приобретают на уроках математики, истории, естествознания. Эти знания помогают им учитывать расходы материалов понимать процессы изготовления тканей, вникать в положение трудового законодательства и т. д. В свою очередь, навыки и умения, полученные при освоении швейных операций, способствуют более успешному изучению обучающимися общеобразовательных предметов.

В программе учтены требования, предъявляемые к выпускникам производственными  предприятиями, о чём свидетельствуют темы: «Технология пошива простейших изделий, выпускаемых швейным предприятием», «Правила безопасной работы на швейной фабрике».

Программа направлена на изучение способов конструирования, моделирования и  технологической  обработки  конкретных  швейных  изделий.  Обучающиеся  могут  выбрать для изготовления любое из предлагаемых учителем примерного перечня (по программе) или предложить любой другой вариант изделия, по возможности сохраняя базовый теоретический уровень. Целенаправленное изучение таких работ учителем, наряду  с  другими  методами  наблюдения  за  обучающимися  позволяет  выявить  сильные  и слабые стороны трудовой деятельности каждого ученика, наметить задачи исправления присущих им недостатков.                                                                                  

Обучение швейному делу развивает  мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику у  детей с ограниченными возможностями здоровья.  Кроме того, выполнение  швейных  работ  формирует  у  них  эстетические представления, благотворно сказываются на становлении личности, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.  

Формы работы: урок - основная форма организации обучения. Продолжительность урока в мастерских составляет два учебных часа (по 40 мин. каждый).На уроке организуется фронтальная, коллективная и индивидуальная формы учебной работы. Классификация уроков зависит от  основной  образовательной  цели  занятия:

  1. сообщение  новых  знаний;
  2. формирование  и  закрепление  новых  знаний,  умений;
  3. обобщение  и  систематизация  знаний;
  4. проверка  и  оценка  знаний,  умений,  навыков;

Основные технологии:

  • личностно-ориентированное обучение;
  • деятельностный подход;
  • дифференцированный  подход;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • игровые технологии.

Методы обучения:

  • словесные: рассказ, объяснение, беседа, демонстрация, работа с учебником, компьютером;
  • практические: методы приобретения знаний, методы формирования умений и навыков, методы применения знаний, методы закрепления, методы проверки знаний, умений, навыков;
  • наглядные: работа с плакатами, чертежами, журналами мод, образцами выполненных работ, наборами видов тканей, таблицами, учебниками, инструкционными и технологическими  картами,  электронными презентациями.

Методы стимуляции обучения:

  • демонстрация изделий;
  • ИКТ;
  • дифференцированное обучение;
  • наглядные пособия, раздаточный материал;
  • занимательные упражнения, игры;
  • экскурсии;
  • участие в конкурсах. 

Специфика программы

      Специфической особенностью программы для детей с умственной отсталостью является включение в содержание пропедевтического периода, направленного на подготовку обучающихся к усвоению конкретного учебного материала. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего развития детей с недостатками интеллектуального развития в процессе овладения предметом. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных обучающихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

     Программа по швейному делу рассчитана на обучающихся 9-ых классов и предполагает индивидуальный и дифференцированный подход к каждой группе обучающихся. По возможностям обучения обучающиеся делятся на три группы:

  •         Обучающиеся I группы: в ходе обучения эти обучающиеся испытывают небольшие трудности. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, но без помощи сделать задания не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Объяснения своих действий недостаточно точны.
  •       Ко II группе относятся обучающиеся, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словеснологической, наглядной и предметно-практической). Для этих обучающихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих обучающихся значительно ниже. Несмотря на трудности усвоения материала, обучающиеся в основном не теряют приобретенных знаний и умений, могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Деятельность обучающихся этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале.
  •      К III группе относятся обучающиеся, которые овладевает учебным материалом на самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в ведении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваивают чисто механически, быстро забывают. Они усваивает значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа по предмету «Швейное дело» в 9 классе рассчитана на 272 часов в год в соответствии с учебным планом (8 часов в неделю, 34 учебных недели).

Содержание программы учебного предмета

Iчетверть

Вводное занятие Итоги обучения за прошлый год и задачи предстоящего. Ответственность обучения в швейном классе. Техника безопасности при пользовании инструментами и оборудованием. Распределение рабочих мест.

Особенности  обработки  изделий  из  синтетических  тканей

Теоретические сведения. Ассортимент тканей из синтетических волокон и нитей. Блузочная, плательная и плащевая синтетические ткани: свойства и их учет при пошиве изделий. Особенности влажно-тепловой обработки синтетической ткани. Чистка, стирка и хранение изделий из синтетических тканей.

Лабораторная работа. Определение синтетических тканей по внешнему виду, на ощупь и по характеру горения нитей.

Изготовлениевыкройкипоосновеплатьяираскройплатья, отрезногополинииталииилиполиниибедер

Изделие. Платье отрезное по линии талии или по линии бедер со съемным поясом, с рукавами или без рукавов.

Теоретические сведения. Платья отрезное и цельнокроеное. Фасоны отрезного платья. Детали платья, отрезного по линии талии и по линии бедер. Использование выкроек основ платья, блузок и юбок для изготовления выкройки отрезного платья. Использование выкройки прямого рукава для изготовления выкроек рукава «фонарик» и рукава «крылышко».

Умение. Выбор и описание фасона платья.

Практические работы. Разрезание выкройки основы платья по линии талии и по линии бедер. Раскладка выкройки на ткани. Изменение фасона юбки при раскрое. Раскрой с учетом припусков на швы. Прокладывайте копировальных стежков.

Соединение лифа с юбкой

Изделие. Платье, отрезное по линии талии или по линии бедер.

Теоретические сведения. Ткани, используемые для пошива отрезного платья. Детали платья, отрезного по линии талии. Правила соединения лифа с юбкой.

Практические работы. Подготовка к примерке платья. Примерка. Внесение исправлений после примерки. Обработка вытачек, боковых и плечевых срезов. Обработка пояса. Соединение лифа с юбкой притачным швом. Обметывание срезов на краеобметочной машине.

Влажно-тепловая обработка изделий на швейной фабрике

Теоретические сведения. Оборудование отделочного цеха: виды (утюги, прессы, паровоздушные манекены), назначение. Общее представление о работе прессов. Назначение паровоздушного манекена. Требования к влажно-тепловой обработке изделий. Организация рабочего места при влажно-тепловой обработке изделия. Техника безопасности на рабочих местах.

Экскурсия. Швейная фабрика. Отделочный цех. Ознакомление с оборудованием.

Трудовое законодательство

Теоретические сведения. Кодекс законов о труде. Основные права и обязанности рабочих и служащих. Трудовой договор. Перевод на другую работу. Расторжение трудового договора. Отстранение от работы. Рабочее время и время отдыха. Заработная плата. Трудовая дисциплина. Охрана труда. Труд молодежи.

Практическое повторение

Виды работы. Пошив постельного белья, платья, блузки, женской и детской юбки. Выполнение заказов базового предприятия.

Самостоятельная работа Отдельные операции по пошиву изделия в масштабе     1: 2. (Выполняется по готовому крою.)

II четверть

Вводное занятие План работы на четверть.

Готовые выкройки и чертежи изделий в масштабе и в натуральную

величину

Теоретические сведения. Готовая выкройка: особенности, название деталей и контурных срезов, условные обозначения линий, контрольных точек и размеров на чертежах в натуральную величину, цифровые обозначения на чертежах в уменьшенном масштабе.

Умение. Использование миллиметровой бумаги для изготовления выкройки в натуральную величину на основе уменьшенного чертежа. Использование резца и кальки для перевода выкроек в натуральную величину из приложения к журналу мод. Подгонка выкройки на свой размер. Описание фасона изделия по рисунку в журнале мод с использованием инструкции к выкройке.

Практические работы. Выбор фасона изделия с учетом его сложности. Анализ выкройки и чертежа.

Раскрой по готовым выкройкам или чертежам и пошив легкой женской одежды

Изделия. Платье, юбка, сарафан, блузка несложного фасона.

Теоретические сведения. Готовая выкройка: названия деталей, контрольные обозначения, описания к выкройке или чертежу. Выбор фасона и его анализ. Подбор ткани, ниток и фурнитуры. Подбор отделки для модели с отделкой. Норма расхода ткани при разной ее ширине. Анализ выкройки.

Практические работы. Раскладка выкройки на ткани. Проверка раскладки с учетом направления рисунка, экономного использования ткани и припусков на швы. Раскрой. Пошив и отделка изделия.

Оборудование швейного цеха

Теоретические сведения. Универсальная швейная машина: модели (97-го класса, 1022-го класса «Текстима» и другие), скорость, виды выполняемых работ, основные механизмы. Приспособления к универсальной швейной машине (направляющие линейки для подшивки низа и выполнения окантовочного шва).

Заправка нитей в машину. Перевод регулятора строчки. Простейшие приемы регулировки натяжения верхней и нижней нитей. Специальная швейная машина: виды (цепного стежка, краеобметочная, стачивающе-обметочная), характеристика и назначение видов. Заправка верхней и нижней нитей. Швейные машины-автоматы и полуавтоматы: характеристика и назначение.

Умение. Работа на универсальной швейной машине.

Упражнения. Заправка верхней и нижней нитей на универсальной и специальной швейных машинах. Регулировка натяжения верхних и нижних нитей на универсальной и специальной швейных машинах.

Самостоятельная работа По выбору учителя.

III четверть

Вводное занятие План работы на четверть.

Организация труда и производства на швейной фабрике

Теоретические сведения. Основные этапы изготовления одежды в швейной промышленности.

Общее представление о разработке моделей и конструировании изделий для массового производства. Цеха на швейной фабрике: экспериментальный, подготовительный, раскройный и швейный. Общее представление об организации труда в основных цехах на швейной фабрике. Норма времени (время, необходимое для выполнения данной операции) и норма выработки (количество готовой продукции в единицу времени). Бригадная форма организации труда. Оплата труда швеи-мотористки. Разряды по существующей тарифной сетке.

Правила безопасной работы на швейной фабрике

Теоретические сведения. Законодательство по охране труда. Безопасность труда на швейной фабрике: в швейном цехе, на рабочем месте швеи-мотористки, в других цехах. Электробезопасность. Безопасная работа при выполнении ручных и машинных операций, а также при влажно-тепловой обработке изделий. Правила и инструкции по безопасности труда на рабочих местах.

Технология пошива простейших изделий, выпускаемых базовым предприятием

Теоретические сведения. Ассортимент простейших изделий фабрики. Ткань, используемая для пошива простейших изделий: виды, технологические свойства. Основные детали изделий, названия срезов. Виды швов, используемых при пошиве изделий. Последовательность обработки изделий. Технические условия на готовые изделия. Пооперационное разделение труда при пошиве простейшего изделия. Нормы выработки и плановые задания на пошив простейшего изделия в производственных условиях.

Умение. Межоперационный контроль. Ежедневный учет работы (индивидуальный и бригадный). Оценка качества готовых изделий. Подведение итогов выполнения планового задания.

Упражнение. Изготовление пробного изделия индивидуально.

Практические работы. Изготовление изделия с пооперационным разделением труда.

Выполнение машинной закрепки на концах шва у  деталей,  обработанных на обметочной машине

Теоретические сведения. Универсальная машина, используемая для выполнения машинных закрепок как отдельных операций, характеристика, подготовка к работе. Подготовка деталей и изделий к выполнению на них машинных закрепок.

Экскурсия. Швейная фабрика. Швейный цех. Наблюдения за работой швей. Пробное выполнение машинной закрепки шва.

Технология пошива прямого цельнокроеного платья, применяемая в массовом производстве

Изделие. Прямое цельнокроеное платье с несложной отделкой.

Теоретические сведения. Работа подготовительного и раскройного цехов: настил тканей, раскладка лекал, экономные приемы раскроя, оборудование для раскроя, проверка качества кроя, маркировка кроя. Лекало: направление долевых нитей, контрольные точки для соединения деталей, хранение, материал для изготовления. Последовательность пошива прямого цельнокроеного платья на швейной фабрике: заготовка переда платья, соединение плечевых срезов, обработка горловины, втачивание рукавов в открытую пройму или обработка проймы подкройной обтачкой. Соединение боковых срезов, обработка низа изделия. Утюжка и складывание изделия.

Практические работы. Раскрой платья по фабричным лекалам. Пошив платья по производственной технологии.

Практическое повторение

Виды работы. Выполнение в производственных условиях машинной закрепки на концах швов деталей, обметанных на обметочной машине. Обметывание срезов в изделиях на специальной машине 51-А класса ПМЗ.

Самостоятельная работа Выполнение отдельных операций по пошиву изделия без предварительного сметывания.

IV четверть

Вводное занятие.План работы на четверть.

Новые швейныематериалы, используемые нашвейном предприятии

Теоретические сведения. Новые ткани из натуральных волокон с добавкой искусственных и синтетических. Ткани с пропиткой, с блестящим покрытием, с применением металлических и металлизированных нитей. Нетканые материалы. Окраска, технологические свойства и использование новых тканей для изготовления одежды.

Лабораторная работа. Изучение прорубаемости новых тканей (строчка на машине иглами и нитками разным номеров), влагопроницаемости (намачивание водой, сушка, наблюдение за изменением внешнего вида), сминаемости, изменений вида и качества при утюжке, с разным температурным режимом.

Технология пошиваюбок и брюк, применяемая вмассовомпроизводствеодежды

Изделия. Юбки разных фасонов из ассортимента фабрики. Брюки подростковые и молодежные из ассортимента фабрики.

Теоретические сведения. Ассортимент поясных изделий на фабрике. Ткани, используемые для изготовления поясных изделий: виды, свойства. Лекала, используемые на швейной фабрике для раскроя поясных изделий. Производственный способ обработки застежек в поясном изделии. Машины для обработки застежки. Новейшая технология обработки пояса. Использование прокладочных материалов и спецоборудования для обработки пояса. Современный способ обработки низа поясного изделия. Выбор моделей, подбор ткани и отделки. Подбор лекал, внесение необходимых изменений в выкройку детали изделия.

Умение. Влажно-тепловая обработка шва.

Практические работы. Раскрой изделия по готовым лекалам. Стачивание вытачек и боковых срезов (при пошиве брюк стачивание среднего и шаговых срезов). Обметывание срезов швов. Влажно-тепловая обработка швов. Обработка застежки в боковом или среднем шве по промышленной технологии. Обработка и соединение накладного кармана с основной деталью (или другая отделка). Обработка и соединение пояса с верхним срезом изделия при использовании элементов промышленной технологии. Обработка швом вподгибку с открытым или закрытым срезом низа изделия на универсальной и специальной машинах.

Обработкаокантовочнымшвом срезамелкойдетали

Теоретические сведения. Приспособление к универсальной швейной машине для выполнения окантовочного шва. Требования к обработке срезов деталей окантовочным швом. Особенности обработки окантовочным швом закругленных срезов мелких деталей. Дефекты при выполнении окантовочного шва: разная ширина окантовки, искривленный край детали. Причины дефектов: отклонение в ширине окантовки, изменение в натяжении окантовки, уменьшение ширины окантовочного шва. Необходимость тщательного и постоянного контроля за выполнением окантовочного шва.

Умение. Выполнение окантовочного шва.

Упражнения. Заправка окантовки в приспособление. Выполнение окантовочного шва на прямых срезах. Выполнение окантовочного шва на закругленных срезах.

Практическоеповторение (подготовкакэкзамену)

Виды работы. Стачивание с одновременным обметыванием боковых и других срезов настачивающе-обметочной машине при пошиве легкой одежды. Заготовка мелких деталей к легкой одежде.

Контрольнаяработа Самостоятельный пошив изделия, равнозначного по трудности исполнения экзаменационному.


Содержание программы учебного материала

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование  разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Теоре-тичес-кие

практические

(в том числе лабораторные, самостоятельные, контрольные)

Iчетверть

1

Вводное занятие

2

2

2

Особенности обработки изделий из синтетических тканей

6

5

1-лабораторная работа

3

Изготовление  выкройки  по  основе  платья  и  раскрой  платья,  отрезного  по  линии  талии  или  по  линии  бедер

19

3

16

4

Соединение  лифа  с  юбкой

22

3

19

5

Влажно-тепловая обработка изделий на швейной фабрике

6

6

6

Трудовое  законодательство

5

5

8

Самостоятельная работа

4

3 - самостоятельная

1 - анализ работы

ИТОГО

64

24

40

II четверть

1

Вводное занятие

1

1

2

Готовые выкройки и чертежи изделий в масштабе и в натуральную величину

16

     7

9

3

Раскрой по готовым выкройкам или чертежам и пошив легкой женской одежды

22

2

20

4

Оборудование швейного цеха

20

9

11

5

Самостоятельная работа

3

2- самостоятельная

1 - анализ работы

ИТОГО

62

19

43

III четверть

1

Вводное занятие

1

1

2

Организация труда и производства на швейной фабрике

10

10

3

Правила безопасной работы на швейной фабрике

6

6

4

Технология пошива простейших изделий, выпускаемых базовым предприятием

24

8

16

5

Выполнение машинной закрепки на концах шва у деталей, обработанных на обметочной машине

4

2

2

6

Технология пошива прямого цельнокроеного платья, применяемая в массовом производстве

27

10

17

8

Самостоятельная работа

6

5 - самостоятельная

1 - анализ работы

ИТОГО

78

37

41

VI четверть

1

Вводное занятие

1

1

2

Новые швейные материалы, используемые на швейном предприятии

11

8

3-лабораторная работа

3

Технология пошива юбок и брюк, применяемая в массовом производстве одежды

23

7

16

4

Обработка окантовочным швом среза мелкой детали

7

      3

4

5

Практическое повторение

21

21

6

Контрольная работа

5

4 - контрольная

1-анализ работы

ИТОГО

68

40

28

ВСЕГО  ЗА  ГОД

272

112

150


Система оценки планируемых результатов освоения программы учебного предмета

Формы контроля знаний, умений и навыков

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся является важной составной частью процесса обучения детей с умственной отсталостью. Целью контроля является определение качества усвоения обучающимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе и самостоятельности. Основную роль играет внешний контроль учителя за деятельностью обучающихся. Однако значительное внимание в ходе обучения уделяется взаимоконтролю и самоконтролю, так как при этом обучающимся осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.

При изучении курса швейного дела используются различные формы контроля (текущий, промежуточный), которые осуществляются посредством устного опроса, лабораторных и самостоятельных работ, контрольной работы.

Виды контроля

Содержание

Формы контроля

Текущий

Освоение учебного материала по теме, разделу программы.

Лабораторная работа

Самостоятельная работа

Промежуточный

Контроль выполнения поставленных задач

Контрольная работа

Требования к уровню подготовки обучающихся

Должны владеть:

-способностью выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, умением выражать себя в творческой работе, сотрудничать и работать в команде;

-умением видеть связи между выполненной и предстоящей работой, способностью сделать посильный вклад в коллективный проект, организовывать свою деятельность;

- умением быть упорным  и стойким перед возникшими трудностями.

К концу обучения в 9 классе обучающиеся должны знать:

- ассортимент тканей из синтетических волокон и нитей;

- особенности  влажно-тепловой  обработки  синтетических  тканей;

- фасоны отрезного платья;

- особенности готовых выкроек;

- технологию пошива простейших изделий,

- технологию пошива прямого цельнокроеного платья, юбок, брюк, применяемую в массовом производстве;

- приспособления к швейным машинам;

- организацию труда и производства на швейной  фабрике;

- трудовое законодательство;

- требования к влажно-тепловой обработке, оборудование;

- правила безопасной работы.

Обучающиеся должны уметь:

- определять волокнистый состав тканей;

- использовать выкройки основ платья, юбки, блузки для изготовления выкройки отрезного платья;

- ориентироваться в задании по образцам;

- составлять  план  изготовления  изделия   по  инструкционной и технологической картам;

- строить чертежи выкроек в натуральную величину;

- работать на машине с различными приспособлениями;

- выявлять и устранять неполадки, возникшие при работе;

- рационально организовывать рабочее место швеи-мотористки;

- выполнять отдельные операции по пошиву изделия без предварительного  смётывания;

- выполнять окантовочный шов;

- выполнять влажно-тепловую обработку шва.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности  и повседневной жизни:

- выполнение мелкого ремонта изделий из различных материалов;

-создание швейных изделий с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений;

- осуществление контроля качества выполняемых работ с применением измерительных, контрольных и разметочных инструментов;

- обеспечение безопасности труда.

Планируемые результаты освоения курса

Должны владеть:

- овладение обучающимися трудовыми знаниями и умениями, необходимыми для выполнения практических работ;

- овладение правилами и приемами выполнения ручных и машинных работ;

- формирование профессиональных планов, ориентация в выборе профессии.

Формы и средства контроля

Формы контроля: устный фронтальный, устный индивидуальный, текущий, итоговая самостоятельная работа, тест, контрольная работа.

Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:

- качество изготовленного обучающимся объекта работы;

-правильность применявшихся им практических действий (анализ работы);

- прилежание ученика во время работы.

За теоретическую часть:

оценка «5» ставится обучающемуся, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной  терминологии.

оценка «4» ставится обучающемуся, ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы.

оценка «3» ставится обучающемуся, если в  усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы.

оценка «2» ставится обучающемуся, если  в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при применении дополнительных наводящих вопросов.

оценка «1» ставится обучающемуся, если ответ отсутствует.

За практическую работу:

оценка «5» ставится обучающемуся, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.

оценка «4» ставится обучающемуся, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно  по  инструкции учителя.

оценка «3» ставится обучающемуся, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя.

оценка «2» ставится обучающемуся, если работа выполнена с неисправимым браком.

оценка «1» ставится обучающемуся, если работа не выполнена.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

1.Учебно-методическая литература:

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы».: В 2 сб. / Под ред. В. В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – Сб.2.

2.Учебник:

Технология. Швейное дело. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные  общеобразоват. программы / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2019.

3. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:

Электронная форма учебника: Технология. Швейное дело. 9 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2-х ч., М. : Просвещение, 2018г.

4. Технические средства:

- компьютер, проектор, интерактивная доска.

5. Учебно-практическое оборудование:

- пооперационные карты;

- раздаточный дидактический материал;

- предметные и сюжетные картинки;

- карточки для индивидуальной работы;

- дидактические игры;

- образцы готовых изделий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для работы с учащимися 5-6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Рабочая составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ об образовании РФ. Программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательны...

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для работы с учащимися 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ об образовании РФ. Программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовате...

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для работы с учащимися 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ об образовании РФ. Программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовате...

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело, 7 класс) для коррекционной школы VIII вида.

Рабочая прграмма по професионально-трудовому обучению (швейное дело, 7класс) для коррекционной школы VIII вида....

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) 5 класс МКС(К)ОУ VIII вида

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание программы и календарно-тематическое планирование по швейному делу для 5 класса коррекционной школы VIII вида...

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) 11 класс МКС(К)ОУ VIII вида

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание программы и календарно-тематическое планирование для 11 класса коррекционной школы VIII вида...

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) 5 класс

Рабочая программа по профессиноально-трудовому обучению (швейное дело) 5 класс  для учащихся с интеллектуальными нарушениями...