ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий с элементами сказкотерапии «СКАЗОЧНЫЙ МИР» (Развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся)
рабочая программа
Цель программы гармонизировать эмоционально-волевую сферу детей младшего школьного возраста, испытывающих внутреннюю дисгармонию.
Разработана на основе работ Т. Зинкевич-Евстигневой и Ткач Р.М.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_skazochnyy_mir.docx | 30.34 КБ |
individualnyy_blank_izucheniya_emotsionalno.docx | 12.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 2 г. Вязьмы Смоленской области
ПРОГРАММА
коррекционно-развивающих занятий с элементами сказкотерапии
«СКАЗОЧНЫЙ МИР»
(Развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся)
Пояснительная записка.
Актуальность
В настоящее время, как медиков, так и педагогов, волнует прогрессирующее ухудшение здоровья детей. На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4%. Рождение здорового ребенка стало редкостью, растет число недоношенных детей, число врожденных аномалий, число детей с речевыми расстройствами. Причин роста патологии множество. Это и плохая экология, и несбалансированное питание, информационные и нейропсихические перегрузки, и снижение двигательной активности.
Родители обычно забывают, что отвечают не только за физическое здоровье ребенка, но и за его психическое благополучие. А ведь детские страхи, тревожность, невротичность и последствия психологических травм могут не только годами оставаться незамеченными, но даже усиливаться из-за неправильного отношения родителей.
Дети сталкиваются с какими-нибудь проблемами, приходят к взрослым, но чаще всего способы, которые предлагают они, для детей не подходят. Тогда дети приходят к выводу, что взрослые им помочь не могут. А куда же девать накопившуюся печаль, раздражение, гнев или радость, которые уже переполняют ребенка?
Здесь на помощь может прийти сказкотерапия. Что же это такое? Это те же самые сказки, только ориентированные на какую-либо проблему. Это рассказ об определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в нем описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни.
Отличительные особенности программы
Сказкотерапия – пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь еще наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сегодня под сказкотерапией мы понимаем способы передачи знаний о духовном пути и социальной реализации человека.
В последнее время термин «сказкотерапия» все чаще посещает специальные издания. Когда говорят о том, что сказкотерапия – это лечение сказками, имеется в ввиду совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются на данный момент психотерапевтическими.
Встав перед проблемой необходимости коррекции эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста, именно сказкотерапию я решила выбрать, как психокоррекционный метод. Множество проблем стоит перед маленькими учениками: трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями), чувство неполноценности, страхи и тревоги по самым различным поводам, проблемы, связанные со спецификой возраста: младший школьник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным, сталкивается с трудностями, связанными с учебой и т.д. Решить все эти проблемы, по моему мнению, поможет сказка, ведь сказка - необходимый элемент воспитания ребенка. Она простым и доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, развлекает и утешает, мастерски пряча нравоучения и назидания под яркими красками сказочных историй. Сказка первый ориентир, по которому ребенок учиться строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Она действует на детскую душу очень тонко и деликатно, на уровне эмоций, переживаний и чувств, но, тем не менее, точно и прямолинейно ведет его по намеченному пути познания жизни, не давая запутаться и заблудиться.
В чем же положительное влияние сказки на маленького школьника?
Во-первых, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне.
Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: "ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности", т.е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.
В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.
В результате сказкотерапии ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима.
На основе работ Т. Зинкевич-Евстигневой, а также многих современных психологов и психотерапевтов, работающих со сказкой, мной была разработана программа коррекционно-развивающих занятий для детей младшего школьного возраста с элементами сказкотерапии «Сказочный мир».
Адресат программы: учащиеся 7-9 лет
Объём программы: 34 часа
Режим занятий : 1 раз в неделю 40 минут
Цель программы: гармонизировать эмоционально-волевую сферу детей младшего школьного возраста, испытывающих внутреннюю дисгармонию.
Задачи программы:
- активизировать ресурсы личности для достижения внутренней гармонии;
- развивать самосознание;
- способствовать снятию эмоционального напряжения ребенка дома и в школе;
- избавлять от тревожности, страхов, скрытой агрессии;
- помочь в усвоении необходимых моделей поведения и реагирования;
- совершенствовать взаимодействие с окружающим миром;
- развивать творческие способности.
Планируемые результаты
Личностные:
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные:
- освоение начальных форм личностной рефлексии;
- использование речевых средств для решения коммуникативных задач;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Отслеживание результатов работы по программе проводится с использованием Методики экспресс - диагностики доктора психологических наук, профессора Коваль Н.В. «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника».
Структура программы
Программа делиться на 3 блока:
I блок: диагностический.
Выявление наиболее значимых проблем детей, состоящих в группе. Используется на этом этапе преимущественно тест «Сказка» (адаптированный вариант), составленный детским психологом доктором Луизой Дюсс.
II блок: коррекционно-развивающий.
Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы с использованием средств сказкотерапии.
III блок: итоговый.
Подведение итогов работы по программе.
Структура занятия
Этап | Назначение | Содержание |
1. Ритуал «входа» в сказку | Создать настрой на совместную работу | Коллективное упражнение, «сплачивающее действие» |
2. Повторение | Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились. | Ведущий задает детям вопрос о том, что они помнят, использовали ли они новый опыт. |
3. Основная часть | Решает основные задачи занятия | - Чтение или рассказывание сказки; - обсуждение сказки; - рисунок наиболее понравившегося отрывка; - драматизация (когда необходимо). |
4. Интеграция | Связать новый опыт с реальной жизнью | Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми в каких ситуациях из жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели. |
5. Рефлексия | Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся. | Ведущий подводит итог занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта. |
6. Ритуал «выхода». | Прощание. | Коллективное упражнение с целью создания положительного настроя на день. |
Тематическое планирование занятий
№ занятия | Основные задачи занятия | Содержание занятия | |
I блок | |||
1. | Выявление личностных особенностей, его эмоциональных переживаний, особенностей взаимоотношений с окружающим миром, определение семейной ситуации, в которой ребенок находиться. | Работа со сказкой «Моя история» (по методике Я.Обухова) [6]. Рисование героя своей сказки. | |
2. | Диагностика степени зависимости от одного родителя или от обоих. | Тест «Сказка»: сказка «Птенец». Рисование того, что случиться с птенцом. | |
3. | Диагностика скрытой агрессивности. | Тест «Сказка»: сказка «Отъезд». Рисование уехавшего человека. | |
4. | Выявление неоправданной тревожности и страха, невысказанных желаний и ожиданий. | Тест «Сказка»: сказка «Новость». Рисование ситуации, соответствующей новости. | |
5. | Диагностика необходимости скрытых ресурсов. | Работа со сказкой «Волшебный предмет» [8]. Рисование волшебного предмета, необходимого участникам. | |
II блок | |||
Коррекция страхов | |||
6. | Преодоление различных страхов. | Работа со сказкой «Волшебная палочка» (фантазия-сказка от Е.Милютиной) [6]. Рисование наиболее значимых страхов. | |
7. | Коррекция страхов темноты. | Работа со сказкой «Страшилки или Кто кого боиться?» [6]. Рисование добрых «страшилок». | |
8. | Коррекция страхов темноты. | Работа со сказкой «Полезная Боюська» [6]. Игра «Магазин». | |
9. | Коррекция страхов темноты. | Работа со сказкой «Как летучий мышонок перестал темноты бояться» [5]. Рисование летучего мышонка. Драматизация сказки. | |
10. | Коррекция страхов перед фантастическим существами. | Работа со сказкой «Мой друг – дракон» [6]. Рисование угощений для дракона. | |
11. | Формирование способности к релаксации перед сном. | Работа с «Сонной сказкой» (см. приложение). Рисование сна, который запомнился детям. Драматизация сказки. | |
12. | Преодоление страхов пред медицинскими работниками, медицинскими процедурами. | Работа со сказкой «Анализ крови» (см. приложение). Рисование того, чего действительно боится ребенок в поликлинике. Драматизация сказки. | |
13. | Коррекция боязливости, неспособности постоять за себя. | Работа со сказкой «Храбрый крабик»[5]. Рисование крабика. Драматизация сказки. | |
14. | Коррекция страхов различного происхождения. | Совместное сочинение сказки. | |
Коррекция гиперактивности | |||
15. | Коррекция гиперактивности. | Работа со сказкой «Котенок Мур-Мур» [6]. Игра «День-Ночь». | |
16. | Коррекция гиперактивности. | Работа со сказкой «Догадливый комарик» [6]. Игра «Искусственные помехи» [6]. | |
17. | Коррекция гиперактивности. | Работа со сказкой «Голубая искорка»[6] . Рисование рыбки. | |
18. | Коррекция гиперактивности. | Упражнения на тренировку внимания: «Слушай и запоминай», «Найди слово» и др. | |
Коррекция агрессии | |||
19. | Преодоление желания ударить родного или близкого человека. | Работа со сказкой «Могучий дуб и маленький кобанчик» [6]. Рисование понравившегося героя сказки. | |
20. | Преодоление желания драться в школе. | Работа со сказкой «Львенок в школе» [6]. Игры, в которые можно играть с друзьями в школе. | |
21. | Избавление от словесной агрессии. | Работа со сказкой «Крокодильчик» [6]. Рисование веселого крокодильчика. | |
22. | Познакомить со способами расслабления, обретения душевного спокойствия. | Работа со сказкой «В поисках спокойствия» [8]. Рисование Спокойствия. | |
23. | Коррекция агрессии. | Совместное сочинение сказки с использованием уже известных героев. | |
Коррекция тревожности, неуверенности в себе | |||
24. | Преодоление неуверенности в себе, повышение самооценки, искоренение чувства неполноценности. | Работа со сказкой «Ромашка и Роза» (см. приложение). Рисование цветка, с которым ребенок ассоциирует себя. Драматизация сказки. | |
25. | Преодоление негативных мыслей о себе и об окружающих. | Работа со сказкой «Сказка о том, что могут натворить темные мысли» [8]. Изображение на бумаге одной из темных мыслей. Коллективное творчество: придумывание окончания сказки. | |
26. | Тренировка способности находить нестандартные решения в сложных ситуациях. | Работа со сказкой «Колобок». Драматизация сказки на новый лад [8]. | |
27. | Преодоление школьной тревожности. | Работа со сказкой «Швейная игла» [7]. Рисование иглы. Драматизация сказки. | |
28. | Преодоление школьной тревожности. | Игры на снятие эмоционального напряжения. | |
Коррекция семейных отношений | |||
29. | Преодоление психологических проблем, возникающих при расставании. | Работа со сказкой «Командировка» (см. приложение). Рисование понравившегося эпизода. Драматизация сказки. | |
30. | Преодоление трудностей, возникающих при разводе родителей. | Работа со сказкой «Принцесса двух королевств» [6]. Рисование понравившегося эпизода. | |
31. | Преодоление трудностей, возникающих у детей в момент появления второго ребенка. | Работа со сказкой «Дракончик Ярема и волшебные огоньки» [6]. Рисование подружки Аришки. | |
32. | Коррекция семейных отношений. | Совместное сочинение сказки «Моя семья». Рисование главных героев. | |
III блок | |||
33. | Сравнение личностных и эмоциональных особенностей в начале и в конце курса. | Работа со сказкой «Моя история». Подведение итогов. | |
34. | Сравнение личностных и эмоциональных особенностей в начале и в конце курса. | Подведение итогов. |
Литература.
- Бердникова А. «Сказкотерапия» (статья)
- Васильева-Гангнус Л. «Азбука Вежливости». – М., «Педагогика», 1989.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. «Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии». – СПб., «Златоуст», 1998.
- Пушкина Е. «Сказкотерапия» (статья)
- Строганова Л.В. «Подсказки учителю в коррекционной работе с младшими школьниками». – М., Центр педагогического образования, 2007.
- Ткач Р.М. «Сказкотерапия детских проблем». – СПб., «Речь», 2010
- Газета «Школьный психолог», № 4, 2009.
- Газета «Школьный психолог», № 11, 2009.
Предварительный просмотр:
Индивидуальный бланк изучения эмоционально-волевой и социальной сферы младшего школьника.
Цель: исследование эмоциональных проявлений и взаимоотношений учащихся в детском коллективе (начальные классы).
Ф.И. _______________________________________________________
Дата рождения, возраст _________________________________________
Дата обследования _________
Название метода | Качественная оценка (нужное подчеркнуть) | Количественная оценка (баллы) |
1.Эмоциональноволевое развитие | ||
Индивидуальные беседы Наблюдение | Положительное Неустойчивое Отрицательное Малоэмоциональное | 3 2 1 0 |
2.Социальное развитие | ||
Отношение со взрослыми | ||
Наблюдения Беседы с учителями | Положительное инициативное Неустойчивое Ответное безынициативное Отрицательное (агрессивное) Отсутствие отношений (отрешенность) | 4 3 2 1 0 |
Отношение со сверстниками | ||
Наблюдения Беседы с учителями | Положительное инициативное Неустойчивое Ответное безынициативное Отрицательное (агрессивное) Отсутствие отношений (отрешенность) | 4 3 2 1 0 |
Общее количество баллов |
Методика экспресс - диагностики доктора психологических наук, профессора Коваль Н.В. «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-развивающего комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи "Транспорт"
Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте. Задачи:Образовательные:уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»;закреплять знания о видах транспорта, названия транспортных средств, действиях...
Программа коррекционно-развивающего обучения "Познание мира через чувства и движение" (Развитие психомоторных функций и сенсорных прцессов у младших школьников)
АктуальностьОдной из задач нашего общества является совершенствование системы обучения и воспитания детей, имеющих нарушения интеллектуального развития. Младший школьный ...
Программа коррекционно-развивающей работы c воспитанниками младшего школьного возраста на развитие познавательных процессов «Хочу знать»
программа предназначена для воспитанников 1 - 4 классов, у которого снижены показатели в развитии временных понятий, в формировании навыка обратного счета, в развитии способности классифицировать, исп...
Программа коррекционно-развивающей работы c воспитанниками младшего школьного возраста на развитие познавательных процессов для детей 11 – 15 лет «ВСЕ МЫ ЛЮДИ»
Данная программа содержит практические методы психолого – педагогического воздействия по созданию условий для личностного развития детей с умственной отсталостью. Основная цель программы в том, ...
Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий в 1-4 классах
Рабочая программа...
Программа коррекционно-развивающих внеурочных занятий (кружковой работы) «Развивайка - 1» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС О УО (ИН)
Материал содержит программу формирования нейропсихологического пространства проблемного ребёнка и адресован педагогам-психологам специальных (коррекционных) школ-интернатов 8 вида...
Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе
Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...