СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
рабочая программа
Предварительный просмотр:
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
1. Общие сведения о ребёнке
ФИО: ***
Дата рождения: ***
Адрес проживания: ***
Класс: * **
Откуда прибыл: ***
Родители:****
2.Структура СИПР
Содержание | Стр. |
1. Общие сведения - персональные данные ребенка и его родителей. | 2 |
2. Структура СИПР | 2 |
3. Психолого-педагогическая характеристика | 3 |
4. Индивидуальный учебный план | 5 |
5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре | 6 |
6. Содержание образования | 7 |
6.1. Базовые учебные действия | 7 |
6.2. Содержание учебных предметов | 7 |
6.3. Содержание коррекционных курсов | 14 |
6.4. Нравственное развитие | 17 |
6.5. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни | 17 |
6.6. Внеурочная деятельность | 17 |
7. Специалисты, участвующие в реализации СИПР | 18 |
8. Программа сотрудничества с семьей | 19 |
9. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов | 21 |
10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения | 22 |
Приложения
| 23 24 27 |
3.Психолого-педагогическая характеристика
*** начал обучение в подготовительном классе. Продолжает обучение в данном учреждение в первом классе на надомном обучении.
Воспитывается в неполной семье, мама занимается воспитанием одна.
По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования от ** ноября ***года подтвержден статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья – ребенок – инвалид. Подтверждены трудности в обучении обусловленные умственной отсталостью. Ребенок нуждается в специальных образовательных условиях:
- наиболее эффективным является очно-заочное обучение в образовательной организации по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с тяжёлой умственной отсталостью, эпизодическая включенность.
- логопедическая и психологическая коррекция, социализация.
Работоспособность
Низкая. В процессе урока отмечаются колебания работоспособности, время, в течение которого ребенок может продуктивно и целенаправленно работать, отмечаются изменения характера и стиля деятельности – эмоциональная отстраненность, уход от деятельности.
Особенности развития речи
Обращенную речь понимает на бытовом уровне, элементарные словесные инструкции выполняет. Полное отсутствие внешней речи, на высоте аффекта произносит эмоциональные возгласы. Потребность в речевом общении снижена.
Так как ребенок безречевой, выявление сведений о себе, осведомленности об окружающем мире, ориентации в явлениях и предметах окружающей действительности затруднено.
Внимание
Непроизвольная частая смена объектов внимания. Во время выполнения заданий нет волевого напряжения, направленного на преодоление трудностей.
Память
Непроизвольная, кратковременная, истощаемая.
Сохраняет инструкцию на протяжении задания в зависимости от его сложности. Процессы механического запоминания не сформированы.
Особенности мышления
Конкретное. Мыслительные операции не сформированы, действует из подчинения взрослого. Выраженное нарушение познавательной активности.
Характер мотивационно - волевая сфера.
Отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации. Повышенная эмоциональная истощаемость.
Негативные реакции общего и речевого характера (кричит, закрывает рот руками, прыгает), не включается в подражание игровым действиям.
Мотивы учения не осознаются. Активные компоненты учебной деятельности нарушены. Действует из подчинения взрослого. К целенаправленной деятельности привлекается с трудом на непродолжительное время. Самостоятельного стремления к выполнению заданий нет, действует из подчинения взрослого.
Эмоционально – личностные особенности.
Повышенная чувствительность к звукам: шум, голоса, шуршание.
Разлаженность поведения (крики, смех). Требует повышенного внимания к себе, проявляет беспокойство (крик), если взрослый на него не обращает внимания. Самостоятельно организовать свою деятельность не может, необходима направляющая и регулирующая помощь взрослого.
Решением Педагогического совета (протокол № ), приказ № от «*»* ***года, обучающийся переведен в четвертый класс.
4.Индивидуальный учебный план
Образовательные области | Учебные предметы | Количество часов в неделю |
Классы 4 | ||
Обязательная часть | ||
Язык и речевая практика | Речь и альтернативная коммуникация | 2 |
Математические | Математическиe представления | 2 |
Естествознание | Окружающий природный мир | 2 |
Окружающий мир | Человек | 2 |
Домоводство | 3 | |
Окружающий социальный мир | 2 | |
Искусство | Музыка и движение | 2 |
Изобразительная деятельность | 3 | |
Физическая культура | Адаптивная физкультура | 2 |
Коррекционно-развивающие занятия | 2 | |
итого | 22 | |
Коррекционные курсы | Сенсорное развитие | 3 |
Предметно-практические действия | 3 | |
Двигательное развитие | 2 | |
Альтернативная коммуникация | 2 | |
итого коррекционные курсы |
| 10 |
всего часов: |
| 32 |
5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре
*** нуждается в постоянном контроле со стороны взрослых во время учебного процесса. Мальчику требуется помощь при выполнении гигиенических процедур (мытье, вытирание рук). Навыки самообслуживания сформированы частично, не всегда способна выполнять их самостоятельно. *** способен самостоятельно принимать пищу, принимать правильную позу, держать ложку. Требуется помощь воспитателя или педагога при одевании и раздевании мальчика. Также необходим постоянный контроль поведения ребенка, так как мальчик может начать проявлять свои эмоции криком, иногда агрессивным поведением. *** способен сам подходить к воспитателю и просить сводить ее в туалет. Воспитатель или педагог сопровождает мальчика до туалета, оказывает помощь при выполнении гигиенических процедур после туалета. Мальчику требуется постоянный контроль правильной позы на уроках, так как он часто отвлекается на постороннюю деятельность, смотрит по сторонам.
На переменах и во время уроков у *** возникают проблемы поведения, в результате чего требуется присмотр и контроль поведения ребенка. Необходимо постоянные напоминания о нормах и правилах поведения во время учебного процесса. Наблюдаются проблемы поведения вследствие трудностей освоения общепринятых норм и правил поведения. Требуется постоянная смена видов деятельности.
Индивидуальное расписание ухода за ребенком:
09:35 - встреча ребенка, помощь в переодевании;
09:40 - гигиенические процедуры перед завтраком: мытье, вытирание рук;
09:40 - сопровождение ребенка в столовой;
09:55 - гигиенические процедуры после завтрака: мытье, вытирание рук;
- сопровождение ребенка в туалет, помощь в осуществлении гигиенических процедур после туалета;
11:30 - сопровождение ребенка в туалет, помощь в осуществлении гигиенических процедур;
13:15 - гигиенические процедуры перед обедом: мытье, вытирание рук;
13:15 - сопровождение ребенка в столовую;
13.35 - гигиенические процедуры после обеда: мытье, вытирание рук;
14.00 - сопровождение ребенка в туалет, помощь в осуществлении гигиенических процедур после туалета;
14:50 - сопровождение ребенка в гардероб, одевание;
15:00 - сопровождение ребенка до автобуса.
6. Содержание образования
6.1.Базовые учебные действия
Содержание | 1 полугодие | 2 полугодие |
Эмоциональное, коммуникативное взаимодействие с группой обучающихся | ||
Формирование учебного поведения | ||
Умение выполнять задания от начала до конца в течение определенного периода времени | ||
Умение самостоятельно переходить от одного действия (операции) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действий |
6.2.Содержание учебных предметов
Содержание | 1 полугодие | 2 полугодие |
Речь и альтернативная коммуникация | ||
Коммуникация с использованием вербальных средств
| ||
Коммуникация с использованием невербальных средств:
| ||
Импрессивная речь:
- собственное имя, - называние имён членов семьи,
| ||
Экспрессивная речь:
Умение использовать карточки с напечатанными словами как дополнительные средства коммуникации. | ||
Элементы глобального чтения. Узнавание (различение) образов графем (букв).
| ||
Предпосылки к осмысленному чтению и письму. • Узнавание звука в начале слова. • Соотнесение звука с буквой. | ||
Начальные навыки чтения и письма. • Узнавание графического изображения буквы в слове. • Называние буквы. • Печатание буквы (слова). • Чтение слова. • Чтение предложения по условно-графической схеме. | ||
Математическиe представления | ||
Количественные представления
| ||
Представления о величине
| ||
Представление о форме
| ||
Пространственные представления
| ||
Временные представления
| ||
Окружающий природный мир | ||
Сезонные изменения
| ||
Живая природа
| ||
Неживая природа
| ||
Человек | ||
Представления о себе
| ||
Гигиена тела
| ||
Обращение с одеждой и обувью
| ||
Туалет
| ||
Приём пищи
| ||
Семья
| ||
Домоводство | ||
Уборка территории Умение соблюдать чистоту | ||
Покупки Ориентация в расположении отделов магазина, кассы и др. | ||
Обращение с одеждой и обувью Умение одеться и раздеться самостоятельно | ||
Приём пищи Умение пользоваться приборами за столом | ||
Окружающий социальный мир | ||
Школа
-- пенал | ||
Квартира, дом, двор Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры). | ||
Предметы быта
-- фен
-- ковер | ||
Предметы и материалы, изготовленные человеком.
-- фигурный дырокол | ||
Город
-- тротуар | ||
Транспорт.
-- специального | ||
Традиции, обычаи.
-- 23 февраля | ||
Страна.
-- гимн | ||
Музыка и движение | ||
Слушание музыки и подпевание.
- отдельных фраз - всей песни | ||
Игра на музыкальных инструментах
| ||
Движение под музыку и музыкальная инсценировка
| ||
Изобразительная деятельность | ||
Личностные результаты
под руководством взрослого самостоятельно
| ||
Рисование.
соблюдение последовательности действий при работе с красками
-- смывание краски с кисти при смене цвета краски
-- рисование по опорным точкам
-- закрашивание внутри контура | ||
Лепка
-- разминание материала
-- откручивание кусочка материала от целого куска
-- выделение формы формочками
-- сгибание колбаски в кольцо | ||
Аппликация
-- разрывание бумаги
-- намазывание всей поверхности клеем
-- выкладывание шилом по контуру
-- выполнение надреза
-- сборка изображения объекта из нескольких деталей | ||
Адаптивная физкультура | ||
1) Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений.
| ||
2) Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.
| ||
3) Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: ходьба на лыжах, спортивные игры, туризм, плавание.
| ||
Коррекционно-развивающие занятия | ||
Формирование навыков саморегуляции и контроля действий.
| ||
Развитие приемов учебной деятельности
| ||
Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков.
| ||
Восприятие пространства
|
6.3. Содержание коррекционных курсов
Содержание | 1 полугодие | 2 полугодие |
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ | ||
Развитие крупной, речевой и мелкой моторики
| ||
Тактильно-двигательное развитие
| ||
Кинестетическое и кинетическое развитие
| ||
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.
по образцу без образца
| ||
Зрительно-моторное развитие
| ||
Восприятие пространства
| ||
ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ | ||
Действия с материалами - сминание материала (бумага): одной рукой двумя руками - разрывание материала (бумага) - размазывание материала (краска, клейстер): одной рукой двумя руками - пересыпание материала (крупа, песок, мелкие предметы) - переливание материала (вода) -разминание материала (соленое тесто, пластилин): одной рукой двумя руками | ||
Действия с предметами - захват, удержание, отпускание предметов - вынимание предметов (из коробки) - складывание предметов (в коробку) - перекладывание предметов (из коробки в коробку) - встряхивание предмета (шумящие и звенящие предметы) - нажимание на предмет всей рукой - вставление предметов (стаканчиков) друг в друга - вставление в отверстия: шариков мозаики - нанизывание предметов (кольца, шарики, крупные бусины): на стержень на нить с наконечником - вращение предмета (вентиль крана, крышка пластиковой бутылки) - сжимание предмета (резиновые игрушки, губка, прищепки): одной рукой двумя руками пальцами - открывание предмета: коробка банка с капроновой крышкой - закрывание предмета: коробка банка с капроновой крышкой - катание игрушки на колесиках - толкание предмета (ящик шкафа, входная дверь): от себя к себе | ||
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ | ||
Умение принимать партнера по коммуникации. | ||
Умение воспринимать обращения через тактильные, зрительные, слуховые раздражители. | ||
Умение здороваться при встрече и прощаться при расставании. | ||
Умение выразить свои желания, просьбу звуком (словом). | ||
Умение выполнять задания по словесной инструкции педагога. | ||
Умение пользоваться помощью партнера при формулировании высказывания. | ||
Умение понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм и т.д. | ||
Умение использовать средства альтернативной коммуникации: жесты, взгляд, мимику, графические изображения, пиктограммы. | ||
Умение использовать вербальные средства общения (звуки, звукоподражания, звуковые комплексы, слова) в соответствии с коммуникативной ситуацией. | ||
Умение различать звуки окружающей действительности. | ||
Умение подражать речевым звукам. | ||
Умение выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения. | ||
Умение выполнять графические упражнения. | ||
Умение использовать усвоенный словарный материал в коммуникативных ситуациях. | ||
ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ | ||
- удержание головы: в положении лежа на спине в положении лежа на животе в положении на боку (правом, левом) в положении сидя | ||
- выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево, вперед в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя) повороты (вправо, влево в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя) «круговые» движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки) | ||
- выполнение движений руками: вперед назад вверх в стороны «круговые» | ||
- выполнение движений пальцами рук: сгибать фаланги пальцев разгибать фаланги пальцев сгибать пальцы в кулак разгибать пальцы | ||
- выполнение движений плечами: вверх вперед назад «круговые» | ||
-опора: на предплечья на кисти рук | ||
- ловля мяча на уровне груди | ||
- изменение позы в положении лежа: поворот со спины на живот поворот с живота на спину | ||
поворот (вправо, влево) наклон (вперед, назад, вправо, влево) | ||
| ||
на животе на четвереньках | ||
сидение на полу без опоры посадка из положения «лежа на спине» сидение на стуле | ||
- стояние на коленях | ||
| ||
подъем ноги вверх отведение ноги в сторону отведение ноги назад |
- Нравственное развитие
Способность запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу, замечая, какие события, встречи, изменения происходят в жизни; осознавать на доступном уровне значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.
Доброжелательное отношение к окружающим; умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения.
Умение выражать свои желания, умение принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий; умение предвидеть последствия своих действий, понимать, насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей; контроль своих эмоций и поведения.
Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге.
Ориентация в религиозных ценностях с учетом желания и вероисповедания обучающегося и его семьи.
- Формирование экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни
Представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды.
Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня.
Знание правил здорового питания.
Негативное отношение к факторам, нарушающим здоровье: сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания, нарушение правил гигиены, правильного питания.
Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.
Умение вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях (доступными средствами обратиться за помощью, привлечь к себе внимание).
- Внеурочная деятельность
На основании заявления мамы посещает традиционные мероприятия школы.
Название мероприятия | Планируемая деятельность ребенка в мероприятии | Участие ребенка в мероприятии |
1 сентября - День знаний | присутствие на торжественной линейке, праздничном завтраке, концерте | 02.09.2019 г. Присутствовал на торжественной линейке. |
День матери | подготовка к мероприятию: знакомство с атрибутами праздника, участие в мероприятии | |
День инвалидов | участие в мероприятии | |
Новый год | подготовка к мероприятию: изготовление украшений класса, новогодних подарков; участие в новогоднем празднике | |
Масленица | подготовка к мероприятию: знакомство с атрибутами праздника, участие в мероприятии | |
8 Марта | подготовка к мероприятию: знакомство с атрибутами праздника, участие в мероприятии | |
Пасха | подготовка к мероприятию: покраска яиц, изготовление украшений; участие в мероприятии | |
Последний учебный день | присутствие на торжественной линейке, праздничном завтраке, изготовление заготовок для подарков | |
Разные мероприятия Спортивные соревнования | участие в мероприятии | |
Игра |
| |
Прогулки на улице |
| |
Участие в школьном лагере | участие в летнем лагере |
- Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР
Классный руководитель:*
Учитель – дефектолог: Бурлакова Алла Борисовна
Учитель логопед *
Учитель – дефектолог: *
Педагог-психолог: *
Социальный педагог: *
Медицинский работник: *
- Программа сотрудничества с семьёй
Сентябрь:
- Приглашение родителей на заседание шПМПк для рассмотрения и согласования специальной индивидуальной программы развития.
- Родительское собрание «Знакомство родителей со школой, учителем, классным кабинетом».
- Индивидуальные консультации с родителями об адаптации ребенка к условиям школы.
- Общешкольное родительское собрание.
Октябрь:
- Родительское собрание «Итоги первой четверти»
- Совместный поход с детьми и родителями в городской парк.
- Индивидуальные консультации с родителями о правилах поведения и технике безопасности во время осенних каникул.
Ноябрь:
- Индивидуальные консультации с родителями об отдельных методах и средствах развития мелкой моторики и зрительного восприятия ребенка.
-Совместный поход с детьми и родителями в кинотеатр.
Декабрь:
- Родительское собрание «Электронные журналы и дневники»
- Совместный поход с детьми и родителями в этнографический музей г. Радужный
- Новогодний утренник с детьми и родителями
- индивидуальные консультации с родителями о правилах поведения и технике безопасности в период новогодних праздников и зимних каникул.
Январь:
- Консультация: «Пальчиковые игры для развития речи детей»
(знакомство с пальчиковыми играми, обучение проведению пальчиковых игр)
- Консультация: «Познавательное развитие –залог успеха» (о значении развивающих игр в обучении и воспитании ребенка с ОВЗ)
Февраль:
- Индивидуальные консультации с родителями.
- дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»
Март:
- Индивидуальные консультации с родителями о правилах поведения и технике безопасности на водоемах в весеннее время.
- Консультация – практикум: «Воспитание самостоятельности у детей»
- дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»
Апрель:
- Индивидуальные консультации с родителями.
- Консультация: «Взрослые и дети»
- Семинар – практикум: «Организация здорового образа жизни в семье»
- Общешкольное родительское собрание.
Май:
- Индивидуальные консультации с родителями.
- Родительское собрание «Чему мы научились за год» – итог. Как организовать ребенку каникулярное время, знакомство с детскими площадками и дневными пришкольными лагерями.
- оформление стенда «Здравствуй, лето!». Постоянное общение по телефону с родителями (законными представителями) обучающегося
- Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов
Материально – техническое обеспечение реализации СИПР соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам.
Учебное место создано с учётом его индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей.
В классе для обучающегося создано место как для индивидуального обучения, так и для группового. В кабинете имеется место для отдыха и проведения свободного времени.
В образовательном процессе используется специальный учебный и дидактический материал: наглядные пособия, ПК (мультимедийные презентации, фильмы, музыкальные композиции), настольные игры, раздаточные материалы:
- Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Времена года», «Праздники», «Деревья», «Птицы», «Человек и его тело», «Древесина», «Огонь», «Воздух», «Мальчики и девочки», «Рыбы», «Насекомые», «Ягоды», «Грибы», «Садовые цветочно-декоративные растения», «Дикорастущие цветочно-декоративные растения», «Комнатные растения», «Календарь», «Погода», «Средства гигиены», «Одежда и обувь», «Дом и двор», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Бытовая техника», «Город», «Музыкальные инструменты»; муляжи внутренних органов человека, пособие «Скелет человека».
- Предметы для нанизывания на стержень (кольца, шары, бусины), предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины), конструкторы, пазлы.
- Набор геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник); игровые наборы «Нумикон»,
- логические блоки Дьенеша, цветные счетные палочки Кюизенера, конструктор «Лего», счетный материал; настольный калькулятор, оснащенный крупными клавишами и дисплеем большего размера; циркуль, линейка без шкалы, линейка.
- Набор инструментов для ухода за комнатными растениями.
- Набор посуды для занятий по приготовлению пищи.
- Гимнастические мячи большого и среднего размера, маты, кегли, теннисные мячи, футбольный мяч, баскетбольный мяч, батут, шариковый бассейн, подвесные качели.
- Музыкальные инструменты (бубенцы, барабан, маракас, румба), музыкальный центр, аудиозаписи.
- Канцелярские принадлежности: цветные карандаши, пластилин, краски, кисти, гуашь, альбомы, раскраски, прописи, цветная бумага, клей, ножницы.
10.Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например,: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
Уровни освоения (выполнения) действий/операций | |
1. Пассивное участие/соучастие действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним) | - |
2. Активное участие действие выполняется ребенком: | |
- со значительной помощью взрослого | дд |
- с частичной помощью взрослого | д |
- по последовательной инструкции (изображения или вербально) | пи |
- по подражанию или по образцу | до |
- самостоятельно с ошибками | сш |
- самостоятельно | с |
Сформированность представлений | |
1. Представление отсутствует | - |
2. Не выявить наличие представлений | ? |
3. Представление на уровне: | |
- использования по прямой подсказке | пп |
- использования с косвенной подсказкой (изображение) | п |
- самостоятельного использования | + |
Оценочные материалы
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребенка по итогам учебного года.
Для организации аттестации обучающихся рекомендуется применять метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она объединяет разных специалистов, осуществляющих процесс образования и развития ребенка. К процессу аттестации обучающегося желательно привлекать членов его семьи. Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности. Результаты анализа должны быть представлены в удобной и понятной всем членам группы форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции. По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций.
Итоговая оценка качества освоения обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР адаптированной основной общеобразовательной программы образования осуществляется образовательной организацией. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной общеобразовательной программы образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) должно быть достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся. Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения важно учитывать затруднения обучающихся в освоении отдельных предметов (курсов) и даже образовательных областей, которые не должны рассматриваться как показатель не успешности их обучения и развития в целом.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
• что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
• что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
• насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Для выявления результативности обучения учитываются следующие факторы:
- особенности текущего психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося,
- необходимость в процессе предъявления обучающемуся заданий доступных ему средств альтернативной коммуникации (предметы, жесты, фотографии, рисунки, пиктограммы, электронные технологии) и речевых средств (устная, письменная речь);
- задействование вариативных форм, способов выявления возможной результативности обучения для различных детей, использование индивидуальных заданий, разработанных с учетом их практической деятельности;
- возможность оказания необходимой помощи в процессе предъявления и выполнения заданий обучающимся, которая может носить разнообразный характер (дополнительные словесные и жестовые инструкции и уточнения,
выполнение ребенком задания по образцу, по подражанию, после частичного выполнения взрослым, совместно с взрослым);
- учет уровня выполнения и степени самостоятельности ребенка (самостоятельно; самостоятельно по образцу, по инструкции; с небольшой или значительной помощью; вместе со взрослым);
- направленность процесса выявления результативности не только на определение актуального уровня развития, но и на выявление «зоны ближайшего развития», а для некоторых обучающихся - «зоны отдаленного развития», т.е. на выявление возможностей потенциального развития;
- выявление представлений, умений и навыков, обучающихся с умственной отсталостью в каждой образовательной области должно быть направлено на создание основы для дальнейшей корректировки СИПР, конкретизации плана дальнейшей коррекционно-развивающей работы.
Оценка отражает степень самостоятельности обучающегося: выполняет ли он учебную задачу, включенную в СИПР, самостоятельно, либо со значительной или частичной физической помощью, по образцу, подражанию или по инструкции.
Оценка результатов выполнения СИПР по каждой внесенной в нее задаче позволяет составить подробную характеристику развития ребенка, а их анализ также оценить динамику развития его жизненной компетенции.
Для оценки результатов развития жизненной компетенции ребенка используется метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она объединяет представителей всех заинтересованных участников образовательного процесса, тесно контактирующих с ребенком, включая членов его семьи. Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребенка в сфере жизненной компетенции.
Основой служит анализ поведения ребенка и динамики его развития в повседневной жизни.
Результаты анализа представляются в удобной и понятной всем членам группы форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
На время каникул ребенку предоставляются задания, рекомендованные для их выполнения в домашних условиях:
- рисование по пунктирным линиям;
- рисование по трафарету;
- выполнение работ пластилином;
- письмо букв и цифр по обводке;
- печатание букв (слогов)
- раскрашивание картинок;
- изготовление аппликаций из бумаги и картона;
- задания типа: дорисуй фигуру;
- задания типа: проложи дорожку;
- задания на различение геометрических фигур, их цветов, размеров;
- разучивание потешек, стишков;
- проговаривание звуков, букв, слогов.
- задания на нахождение и называние частей тела человека;
- задания на определение вида транспорта;
- задания на запоминание названий диких и домашних животных.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС «СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ»
№ | Раздел, тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
1-3 | Обследование уровня сформированности сенсорных процессов | 3 | 03.09. 04.09. 05.09. | |
Предпосылки восприятия | 10 | |||
4-5 | Восприятие тактильных раздражителей, вестибулярных/кинестетических. | 2 | 10.09 11.09 | |
6-7 | Восприятие раздражителей. | 2 | 12.09 17.09 | |
8-9 | Восприятие вкусовых и обонятельных раздражителей. | 2 | 18.09 19.09 | |
10-11 | Восприятие акустических раздражителей. | 2 | 24.09 25.09 | |
12-13 | Восприятие и фиксация визуальных раздражителей. | 2 | 26.09 01.10 | |
Реагирование на раздражители | 11 | |||
14-15 | Рефлекторное реагирование. | 2 | 02.10 03.10 | |
16-17 | Выражение согласия/несогласия. | 2 | 08.10 09.10 | |
18-19 | Выражение ощущений. | 2 | 10.10 15.10 | |
20-21 | Выражение предпочтений. | 2 | 16.10 17.10 | |
22 | Закрепление реакции на известный раздражитель. | 1 | 22.10 | |
23-24 | Узнавание известного материала в новом виде. | 2 | 23.10 24.10 | |
Взаимодействие между органами чувств | 9 | |||
25-26 | Связь прикосновения с хватанием. | 2 | 05.11 06.11 | |
27-28 | Акустически-моторная координация. | 2 | 07.11 12.11 | |
29-30 | Зрительно-моторная координация. | 2 | 13.11 14.11 | |
31-32 | Зрительно-акустически-моторная координация. | 2 | 19.11 20.11 | |
Повторение. Воздействия раздражителей | 3 | |||
33-34 | Подражание собственным звукам и движениям. | 2 | 21.11 26.11 | |
35 | Повторение действий с объектом. | 1 | 27.11 | |
Ожидание и создание раздражителей | 6 | |||
36-37 | Поисковое поведение. | 2 | 28.11 03.12 | |
38-39 | Умение ожидать. | 2 | 04.12 05.12 | |
40-41 | Установление причинно-следственных связей. | 2 | 10.12 11.12 | |
Зрительный контроль | 4 | |||
42-43 | Зрительный контроль за действиями. | 2 | 12.12 17.12 | |
44-45 | Зрительный контроль движений крупной моторики. | 2 | 18.12 19.12 | |
Узнавание людей, предметов, ситуаций | 12 | |||
46-47 | Узнавание собственных вещей. | 2 | 24.12 25.12 | |
48-49 | Узнавание людей. | 2 | 26.12 09.01 | |
50-51 | Узнавание людей и предметов на расстоянии. | 2 | 14.01 15.01 | |
52-53 | Узнавание объекта по его части. | 2 | 16.01 21.01 | |
54-55 | Узнавание ситуаций. | 2 | 22.01 23.01 | |
56-57 | Узнавание объектов, которые демонстрируются с помощью технических средств. | 2 | 28.01 29.01 | |
Узнавание изображенного объекта | 8 | |||
58-59 | Восприятие отражения в зеркале | 2 | 30.01 04.02 | |
60-61 | Восприятие фотографии. | 2 | 05.02 06.02 | |
62-63 | Восприятие теней. | 2 | 11.02 12.02 | |
64-65 | Восприятие изображения на картинке. | 2 | 13.02 18.02 | |
Связь восприятия и речи | 4 | |||
66-67 | Активизация восприятия речью. | 2 | 19.02 20.02 | |
68-69 | Активная речь. | 2 | 25.02 26.02 | |
Восприятие формы, цвета, величины | 14 | |||
70-71 | Восприятие формы. | 2 | 27.02 03.03 | |
72-73 | Различение форм. | 2 | 04.03 05.03 | |
74-75 | Воспроизведение формы. | 2 | 10.03 11.03 | |
76-77 | Восприятие цвета. | 2 | 12.03 17.03 | |
78-79 | Различение цветов. | 2 | 18.03 31.03 | |
80-81 | Цветовые предпочтения. | 2 | 01.04 02.04 | |
82-83 | Категории «большой – маленький». | 2 | 07.04 08.04 | |
Улучшение качества восприятия | 8 | |||
84-85 | Объем восприятия. | 2 | 09.04 14.04 | |
86-87 | Точность восприятия. | 2 | 15.04 16.04 | |
88-89 | Скорость восприятия. | 2 | 21.04 22.04 | |
90-91 | Длительность восприятия. | 2 | 23.04 28.04 | |
Управление восприятием | 7 | |||
92-93 | Знание своих потребностей. | 2 | 29.04 30.04 | |
94-95 | Выбор раздражителей. | 2 | 06.05 07.05 | |
96-97 | Предпочтения. | 2 | 12.05 13.05 | |
98-99 | Влияние на восприятие на основе причинно-следственных связей. | 2 | 14.05 19.05 | |
100-102 | Обследование уровня сформированности сенсорных процессов | 3 | 20.05 21.05 26.05 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС «ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
№ п/п | Тема занятия | Кол-во занятий | Содержание работы | Дата проведения | |
По плану | По плану | ||||
I четверть (8 часов-24 занятия) | |||||
Обследование | 2 | Диагностика уровня сформированности предметно-практических действий | 03.09 |
| |
04.09 |
| ||||
Конструирование | 3 | Повторение и закрепление умений и навыков работы со строительным материалом, приобретенных в I—III классах. | 06.09 |
| |
Постройка различных зданий из 6—10 элементов (дом в несколько этажей и т. д.). Постройка из строительного материала улицы после предварительного наблюдения за действиями учителя и описания особенностей улицы (дома, забор, машины). Обыгрывание различных ситуаций под руководством учителя. | 10.09 |
| |||
11.09 |
| ||||
Работа с мозаикой | 4 | Повторение и закрепление умений и навыков, приобретенных в I—III классах. | 13.09 |
| |
17.09 |
| ||||
18.09 |
| ||||
20.09 |
| ||||
Работа с пластическими материалами
| 4 | Практическое повторение и закрепление приобретенных в I—III классах умений и навыков работы с пластическими материалами. | 24.09 |
| |
25.09 |
| ||||
27.09 |
| ||||
01.10 |
| ||||
Работа с бумагой и фольгой | 4 | Повторение и закрепление умений и навыков работы с бумагой (фольгой), приобретенных в I—III классах. | 02.10 |
| |
04.10 |
| ||||
08.10 |
| ||||
09.10 |
| ||||
Работа с нитками и тканью
| 4 | Повторение и закрепление умений и навыков работы с нитками и тканью, приобретенных в I—III классах. | 11.10 |
| |
15.10 |
| ||||
16.10 |
| ||||
18.10 |
| ||||
Работа с природными материалами | 3 | Повторение и закрепление умений и навыков работы, приобретенных в I—III классах. | 22.10 |
| |
23.10 |
| ||||
25.10 |
| ||||
II четверть (8 часов-24 занятия) | |||||
Конструирование
| 4
| Составление из счетных палочек (спичек, соломинок, полосок картона) различных фигур, узоров, букв, цифр. Складывание разрезных предметных и сюжетных картинок. | 05.11 |
| |
06.11 |
| ||||
Составление из сборно-разборных деталей различных предметов. Составление предметов из частей, разных по форме и цвету: кувшин, рыбка, бабочка, гриб. | 08.11 |
| |||
12.11 |
| ||||
Работа с мозаикой | 4
| Выкладывание чередующихся рядов из деталей трех-четырех цветов через два-три элемента. | 13.11 |
| |
15.11 |
| ||||
Выкладывание по образцу и самостоятельно: геометрических фигур разных размеров и цветов; несложных узоров; простых сюжетов; букв, цифр. | 19.11 |
| |||
20.11 |
| ||||
Работа с пластическими материалами
| 4
| Правила безопасности труда, санитарии и гигиены при работе с пластическими материалами. Организация рабочего места. Способы подготовки пластических материалов к работе. Лепка по заданию учителя и по собственному выбору знакомых предметов: посуда, игрушки. | 22.11 |
| |
26.11 |
| ||||
Лепка предметов шарообразной, конической, грушевидной формы после их наблюдения и тактильного обследования: овощи, фрукты, ягоды. | 27.11 |
| |||
29.11 |
| ||||
Работа с бумагой и фольгой
| 4
| Складывание бумаги. Изготовление с помощью педагога и самостоятельно летающих игрушек (3—5 сгибов). | 03.12 |
| |
Разметка по трафаретам и шаблонам: расположение изделия на столе; размещение на изделии трафарета (шаблона); обведение по внутреннему контуру (трафарет); обведение по внешнему контуру (шаблон). | 04.12 |
| |||
Раскрашивание и штриховка фигур цветными карандашами и фломастерами. | 06.12 |
| |||
10.12 |
| ||||
Работа с нитками и тканью
| 4
| Разрезание ткани ножницами в произвольном порядке и по разметке. | 11.12 |
| |
Завязывание и развязывание косынки, ленты, узлов на ткани. | 13.12 |
| |||
Витье шнура из толстых ниток различного цвета. Завязывание узелка на шнурке, завязывание шнурка бантиком. Вдевание шнура через отверстия (шнуровка обуви, одежды, геометрических фигур, букв, других предметов с несложным контуром). | 17.12 |
| |||
18.12 |
| ||||
Работа с природными материалами | 4
| Сбор, первичная обработка, сортировка по форме, размеру и другим признакам природных материалов, размещение их на хранение. Составление коллекции природных материалов. Сходство природных материалов с изображаемыми объектами по форме и другим признакам. | 20.12 |
| |
24.12 |
| ||||
25.12 |
| ||||
27.12 |
| ||||
III четверть (10 часов-30 занятий) | |||||
Конструирование
| 5 | Выполнение построек и фигур из 5-6 объемных и плоскостных форм при зрительном диктанте по показу (без экрана) и по образцу (с экраном). Постройки из детских наборов строительного материала по показу и по образцу (с экраном и без экрана) и по словесной инструкции: - стол на четырех ножках (кубиках); - диван, кресло, этажерка; - дом одноэтажный; - дом с воротами, забором и дорожкой; - двухэтажный дом; - двухэтажный дом с воротами и дорожкой; - автомобиль; - поезд. | 10.01 |
| |
14.01 |
| ||||
15.01 |
| ||||
Составление предметов из геометрических фигур: кукла, машина, цыпленок, утенок. | 17.01 |
| |||
21.01 |
| ||||
Работа с мозаикой
| 5 | Составление узоров, орнаментов из геометрических фигур в полосе (в квадрате, в круге). | 22.01 |
| |
Выкладывание по образцу и самостоятельно: геометрических фигур разных размеров и цветов; несложных узоров; простых сюжетов; букв, цифр. | 24.01 |
| |||
28.01 |
| ||||
29.01 |
| ||||
31.01 |
| ||||
Работа с пластическими материалами
| 5 | Составление композиций: «Фрукты на подносе». | 04.02 |
| |
Составление композиций: «Овощи в корзине». | 05.02 |
| |||
Сравнение предметов по форме, цвету, величине с помощью учителя. Определение сходства и различия. Анализ образца, выделение конструктивных частей изделия с помощью учителя. Нахождение и показ элементов изделия, выделение признаков, которые называет педагог. Называние поделок. | 07.02 |
| |||
11.02 |
| ||||
Закрепление приемов размазывания и надавливания: изготовление пластилиновых аппликаций, дополнение картинки недостающими деталями, нанизывание пластилиновых шариков на твердую основу (палочку, спичку). | 12.02 |
| |||
Работа с бумагой и фольгой
| 5
| Техника безопасности при работе с ножницами. Резание по пунктирной линии. Разметка бумаги сгибанием. Резание бумаги по сгибу. | 14.02 |
| |
Резание ножницами по дуге, кривым линиям. Вырезание из листа бумаги, сложенного пополам, изображений овощей, фруктов по разметке. Вырезание ножницами геометрических фигур по шаблонам. Обыгрывание выполняемых действий. | 18.02 |
| |||
19.02 |
| ||||
21.02 |
| ||||
Изготовление стаканчиков, пакетиков, закладок, открыток из бумаги. | 25.02 |
| |||
Работа с нитками и тканью
| 5 | Знакомство с иглой. Правила безопасного хранения игл. Техника безопасной работы с иглой. Прокалывание иглой бумаги, картона, ткани по контуру. | 26.02 |
| |
Отматывание и отрезание нитки нужной длины. Вдевание нитки в иголку с широким ушком. Завязывание узелка на конце нити. Нанизывание на нить пуговиц, бусинок, бисера. | 28.02 |
| |||
Шитье по проколам способом «игла вверх — игла вниз» на полоске картона (закладка для книг), на ткани. | 03.03 |
| |||
04.03 |
| ||||
06.03 |
| ||||
Работа с природными материалами | 5 | Хрупкость засушенных листьев. Правила их наклеивания. Аппликации из сухих листьев: узоры в полосе, круге, предметные изображения («Осень», «Попугай», «Аист», «Зайка и морковка» и др.). | 10.03 |
| |
11.03 |
| ||||
13.03 |
| ||||
17.03 |
| ||||
18.03 |
| ||||
IV четверть (8 часов-24 занятия) | |||||
Конструирование
| 4 | Выполнение построек (пройденных) без образца, по схематическим рисункам с обозначенными линиями составляющих деталей. | 31.03 | 7 | |
01.04 | |||||
03.04 | |||||
07.04 | |||||
Работа с мозаикой | 4 | Выкладывание по показу и по образцу геометрических фигур различных размеров и цветов по опорным точкам (треугольник, прямоугольник, шестиугольник (без называния). | 08.04 | 8 | |
Выкладывание узоров по показу и по образцу с соблюдением цвета и пространственных отношений деталей мозаики: - дом с крышей и трубой; - букет; - елочка; - снежинка; -декоративный орнамент «Коврик» (из 10-12 элементов); - выкладывание свободного узора по замыслу детей | 10.04 | 10 | |||
Выкладывание хорошо знакомых сюжетов по представляемому образцу: выложенный учителем сюжет показывается, проводится совместная с детьми работа по его анализу, после чего образец убирается и дети самостоятельно воспроизводят его. Выкладывание простых (из 10-12 элементов) сюжетов без образца, по рисунку. Мозаика «Сказка»: - прочное соединение деталей; - составление длинных рядов из одноцветных и чередующихся по цвету деталей; - составление по показу объемных фигур (куб, параллелепипед); - составление свободного узора по замыслу детей. | 14.04 |
| |||
15.04 |
| ||||
Работа с пластическими материалами
| 4 | Освоение приема вдавливания: использование различных материалов (ракушки, камешки, крышки от бутылок, пуговицы, бусины, палочки, крупы, горох, фасоль и т. д.) для вдавливания в пластилиновую или тестовую основу, создание сюжетных композиций (булочка с изюмом, шоколад с орехами, огород, гусеница, цветок и т. д.). Обыгрывание ситуаций с предметами под руководством учителя. | 17.04 |
| |
21.04 |
| ||||
Лепка предметов, состоящих из нескольких элементов: чайник для заварки, кувшин с ручкой, чашка с блюдцем. Организация выставки работ обучающегося. | 22.04 |
| |||
24.04 |
| ||||
Работа с бумагой и фольгой
| 4 | Изготовление бус, гирлянд из кубов, шариков, лепешек, колбасок, сделанных из фольги разного цвета. Обыгрывание ситуаций, связанных с использованием данных поделок. | 28.04 |
| |
Наклеивание с использованием клея и кисточки. Приемы наклеивания. Умение пользоваться клеем и кисточкой. Соблюдение последовательности и аккуратности в работе. Наклеивание простейших форм на контур. | 29.04 |
| |||
Выполнение предметных и сюжетных аппликаций. Называние объектов аппликации и необходимых материалов. Рациональное размещение деталей аппликации. Намазывание и наклеивание деталей аппликации. | 06.05 |
| |||
08.05 |
| ||||
Работа с нитками и тканью
| 3 | Наблюдение за пришиванием пуговиц с двумя отверстиями педагогом. Выполнение этого действия под руководством педагога. | 12.05 |
| |
Выполнение аппликации из ниток: «Аист ходит по болоту». | 13.05 |
| |||
15.05 |
| ||||
Работа с природными материалами | 3 | Составление композиций: «Птичка на ветке», «Рыбка и кораблик». Размещение и закрепление поделок на подставке. Выставка поделок. | 19.05 |
| |
20.05 |
| ||||
22.05 |
| ||||
Обследование | 2 | Диагностика уровня сформированности предметно-практических действий | 26.05 |
| |
29.05 |
| ||||
Всего | 102з |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС «АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
1 четверть - 16занятий
№ п/п | Тема занятия | занятия | Направления работы | Дата по плану | Дата по факту |
1. | Обследование речевого развития учащегося | 2 | 1.Обследование речи: -понимание обращённой речи; - внятность речи; -лексический строй речи. 2. Психомоторное развитие: -мелкая моторика рук; -общая координация движений; -мимика. 3. Обследование психических процессов. | 03.09 04.09 | |
2. | В школе | 6 | 1.Развитие способности к использованию невербальных (альтернативных) компонентов коммуникации. | 10.09 11.09 17.09 18.09 24.09 25.09 | |
2. Развитие слухового внимания и восприятия. | |||||
3.Развитие функции голоса и речевого дыхания. | |||||
4. Развитие артикуляционной моторики. | |||||
5. Развитие графо-моторных навыков и мелкой моторики рук. | |||||
6. Формирование импрессивной и экспрессивной речи. | |||||
3. | Предметы и виды деятельности | 4 | 1.Развитие способности к использованию невербальных (альтернативных) компонентов коммуникации. | 01.10 02.10 08.10 09.10 | |
2. Развитие слухового внимания и восприятия. | |||||
3.Развитие функции голоса и речевого дыхания. | |||||
4. Развитие артикуляционной моторики. | |||||
5. Развитие графо-моторных навыков и мелкой моторики рук. | |||||
6. Формированиеимпрессивной и экспрессивной речи. | |||||
4. | Домашние животные | 4 | 1.Развитие способности к использованию невербальных (альтернативных) компонентов коммуникации. | 15.10 16.10 22.10 23.10 | |
2. Развитие слухового внимания и восприятия. | |||||
3.Развитие функции голоса и речевого дыхания. | |||||
4. Развитие артикуляционной моторики. | |||||
5. Развитие графо-моторных навыков и мелкой моторики рук. | |||||
6. Формирование импрессивной и экспрессивной речи. |
2 четверть - 16занятий
№ п/п | Тема занятия | занятия | Направления работы | Дата по плану | Дата по факту |
1. | Работа | 4 | 1.Развитие способности к использованию невербальных (альтернативных) компонентов коммуникации. | 05.11 06.11 12.11 13.11 | |
2. Развитие слухового внимания и восприятия. | |||||
3.Развитие функции голоса и речевого дыхания. | |||||
4. Развитие артикуляционной моторики. | |||||
5. Развитие графо-моторных навыков и мелкой моторики рук. | |||||
6. Формированиеимпрессивной и экспрессивной речи. | |||||
2. | Предметы и виды деятельности | 4 | 1.Развитие способности к использованию невербальных (альтернативных) компонентов коммуникации. | 19.11 20.11 26.11 27.11 | |
2. Развитие слухового внимания и восприятия. | |||||
3.Развитие функции голоса и речевого дыхания. | |||||
4. Развитие артикуляционной моторики. | |||||
5. Развитие графо-моторных навыков и мелкой моторики рук. | |||||
6. Формированиеимпрессивной и экспрессивной речи. | |||||
3. | Еда | 8 | 1. Развитие способности к использованию невербальных (альтернативных) компонентов коммуникации. | 03.12 04.12 10.12 11.12 17.12 18.12 24.12 25.12 | |
2. Развитие слухового внимания и восприятия. | |||||
3.Развитие функции голоса и речевого дыхания. | |||||
4. Развитие артикуляционной моторики. | |||||
5. Развитие графо-моторных навыков и мелкой моторики рук. | |||||
6. Формированиеимпрессивной и экспрессивной речи. |
3 четверть -20занятий
№ п/п | Тема занятия | занятия | Направления работы | Дата по плану | Дата по факту |
1. | Предметы и виды деятельности | 8 | 1.Развитие способности к использованию невербальных (альтернативных) компонентов коммуникации. | 14.01 15.01 21.01 22.01 28.01 29.01 04.02 05.02 | |
2. Развитие слухового внимания и восприятия. | |||||
3.Развитие функции голоса и речевого дыхания. | |||||
4. Развитие артикуляционной моторики. | |||||
5. Развитие графо-моторных навыков и мелкой моторики рук. | |||||
6. Формированиеимпрессивной и экспрессивной речи. | |||||
2. | Еда | 6 | 1.Развитие способности к использованию невербальных (альтернативных) компонентов коммуникации. | 11.02 12.02 18.02 19.02 25.02 26.02 | |
2. Развитие слухового внимания и восприятия. | |||||
3.Развитие функции голоса и речевого дыхания. | |||||
4. Развитие артикуляционной моторики. | |||||
5. Развитие графо моторных навыков и мелкой моторики рук. | |||||
6. Формированиеимпрессивной и экспрессивной речи. | |||||
3. | Пространственные ориентиры | 6 | 1.Развитие способности к использованию невербальных (альтернативных) компонентов коммуникации. | 03.03 04.03 10.03 11.03 17.03 18.03 | |
2. Развитие слухового внимания и восприятия. | |||||
3.Развитие функции голоса и речевого дыхания. | |||||
4. Развитие артикуляционной моторики. | |||||
5. Развитие графо моторных навыков и мелкой моторики рук. | |||||
6. Формирование импрессивной и экспрессивной речи. |
4 четверть - 16занятий
№ п/п | Тема занятия | занятия | Направления работы | Дата по плану | Дата по факту |
1. | Привычное окружение | 5 | 1. Развитие способности к использованию невербальных (альтернативных) компонентов коммуникации. | 31.03 01.04 07.04 08.04 14.04 15.04 | |
2. Развитие слухового внимания и восприятия. | |||||
3.Развитие функции голоса и речевого дыхания. | |||||
4. Развитие артикуляционной моторики. | |||||
5. Развитие графо моторных навыков и мелкой моторики рук. | |||||
6. Формированиеимпрессивной и экспрессивной речи. | |||||
2. | Ребёнок дома | 9 | 1.Развитие способности к использованию невербальных (альтернативных) компонентов коммуникации. | 21.04 22.04 28.04 29.04 06.05 12.05 13.05 19.05 | |
2. Развитие слухового внимания и восприятия. | |||||
3.Развитие функции голоса и речевого дыхания. | |||||
4. Развитие артикуляционной моторики. | |||||
5. Развитие графо моторных навыков и мелкой моторики рук. | |||||
6. Формирование импрессивной и экспрессивной речи. | |||||
3. | Обследование речевого развития обучающегося | 2 | 1.Обслелдование речи: -понимание обращенной речи. - внятность речи. -лексический строй речи. 2. Психомоторное развитие: -мелкая моторика рук. -общая координация движений. - артикуляционная моторика; -мимика. 3. Понимание и использование альтернативных средств коммуникации. | 20.05 26.05 | |
Всего: 68 занятий |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Календарно - тематическое планирование
ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
№ | Количество занятий | Дата | Дата факт | Тема занятия | Основные виды деятельности |
1 четверть –16з | |||||
1 | 03.09 | Обследование обучающегося | Обследование двигательного развития обучающегося | ||
1 | 06.09 | Обследование обучающегося | Обследование двигательного развития обучающегося | ||
1 | 10.09 | Упражнения на осанку | Ходьба с предметом на голове Игры: «Ходим в шляпах», «Черепахи», | ||
1 | 13.09 | Упражнения на осанку | |||
1 | 17.09 | ОРУ с обручем. | Коррекция памяти через разучивание и выполнение упражнений. Коррекция внимания через выполнение игровых упражнений. | ||
20.09 | ОРУ с обручем. | Коррекция памяти через разучивание и выполнение упражнений. Коррекция внимания через выполнение игровых упражнений. | |||
1 | 24.09 | ОРУ с мячом. | Метание мяча. Коррекция пространственной ориентации, моторики руки через метание мяча. | ||
1 | 27.09 | ОРУ с мячом. | Метание мяча. Коррекция пространственной ориентации, моторики руки через метание мяча. | ||
1 | 01.10 | Дыхание во время ходьбы. | Коррекция зрительного и слухового восприятия через команды учителя; пространственной ориентации через ходьбу | ||
1 | 04.10 | Дыхание во время ходьбы. | Коррекция зрительного и слухового восприятия через команды учителя; пространственной ориентации через ходьбу | ||
1 | 08.10 | Упражнения на равновесие. | Упражнения на равновесие. Игра. Коррекция внимания на основе упражнений двигательной активности. | ||
1 | 11.10 | Упражнения на равновесие. | Упражнения на равновесие. Игра. Коррекция внимания на основе упражнений двигательной активности. | ||
1 | 15.10 | ОРУ с гимнастическими палками. | Коррекция памяти через разучивание и выполнение упражнений. Коррекция внимания. | ||
1 | 18.10 | ОРУ с гимнастическими палками. | Коррекция памяти через разучивание и выполнение упражнений. Коррекция внимания. | ||
1 | 22.10 | Упражнения с обручем. | Коррекция точности движения, координации. | ||
1 | 25.10 | Упражнения с обручем. | Коррекция точности движения, координации. | ||
1 | 05.11 | Упражнения с мячами на матах. | Коррекция мелкой моторики через массажные мячи. | ||
1 | 08.11 | Упражнения с мячами на матах. | Коррекция мелкой моторики через массажные мячи. | ||
1 | 12.11 | Упражнения для укрепления мышц туловища. | Коррекция образной памяти на основе упражнений в воспроизведении. | ||
1 | 15.11 | Упражнения для укрепления мышц туловища. | Коррекция образной памяти на основе упражнений в воспроизведении. | ||
1 | 19.11 | Корригирующие упражнения. | Корригирующие упражнения. Игра. Коррекция внимания на основе упражнений на узнавание. | ||
1 | 22.11 | Корригирующие упражнения. | Корригирующие упражнения. Игра. Коррекция внимания на основе упражнений на узнавание. | ||
1 | 26.11 | Профилактика плоскостопия. | Коррекция эмоциональной сферы воспитанников. Коррекция точности движения, координации. | ||
1 | 29.11 | Профилактика плоскостопия. | Коррекция эмоциональной сферы воспитанников. Коррекция точности движения, координации. | ||
1 | 03.12 | Упражнения для формирования осанки. | Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании. | ||
1 | 06.12 | Упражнения для формирования осанки. | Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании. | ||
1 | 10.12 | Дыхательные упражнения. | Коррекция памяти через разучивание и выполнение упражнений. | ||
1 | 13.12 | Дыхательные упражнения. | Коррекция памяти через разучивание и выполнение упражнений. | ||
1 | 17.12 | ОРУ со скакалкой. Игра. | Игра. Коррекция точности движения, координации. | ||
1 | 20.12 | ОРУ со скакалкой. Игра. | Игра. Коррекция точности движения, координации. | ||
1 | 24.12 | Упражнения с мячом. | Коррекция зрительного восприятия, мелкой моторики при выполнении упражнений с мячом. | ||
1 | 27.12 | Упражнения с мячом. | Коррекция зрительного восприятия, мелкой моторики при выполнении упражнений с мячом. | ||
3 четверть – 20 з | |||||
1 | 10.01 | Выполнение команд учителя. Игра. | Коррекция слухового восприятия и внимания через упражнения по сигналу учителя | ||
1 | 14.01 | Выполнение команд учителя. Игра. | Коррекция слухового восприятия и внимания через упражнения по сигналу учителя | ||
1 | 17.01 | Упражнения с массажными мячами. Игра. | Коррекция пространственной ориентации, мелкой моторики при выполнении упражнений с мячом. | ||
1 | 21.01 | Упражнения с массажными мячами. Игра. | Коррекция пространственной ориентации, мелкой моторики при выполнении упражнений с мячом. | ||
1 | 24.01 | Лазания по гимнастической стенке. | Коррекция пространственной ориентации, координации движения через лазание и равновесие. | ||
1 | 28.01 | Лазания по гимнастической стенке. | Коррекция пространственной ориентации, координации движения через лазание и равновесие. | ||
1 | 31.02 | Повороты с указанием направления учителем. | Коррекция слухового восприятия и внимания через упражнения по сигналу учителя. | ||
1 | 04.02 | Повороты с указанием направления учителем. | Коррекция слухового восприятия и внимания через упражнения по сигналу учителя. | ||
1 | 07.02 | Упражнения для укрепления мышц туловища. | Коррекция памяти на основе упражнений в воспроизведении. | ||
1 | 11.02 | Упражнения для укрепления мышц туловища. | Коррекция памяти на основе упражнений в воспроизведении. | ||
1 | 14.02 | Упражнения с обручем. | Коррекция точности движения, координации. | ||
1 | 18.02 | Упражнения с обручем. | Коррекция точности движения, координации. | ||
1 | 21.02 | Корригирующие | Коррекция точности движения, координации. | ||
1 | 25.02 | Корригирующие | Коррекция точности движения, координации. | ||
1 | 28.03 | Упражнения для формирования осанки. | Коррекция памяти на основе упражнений в Запоминании. | ||
1 | 03.03 | Упражнения для формирования осанки. | Коррекция памяти на основе упражнений в Запоминании. | ||
1 | 06.03 | Профилактика плоскостопия. | Коррекция эмоциональной сферы воспитанников. Коррекция точности движения, координации. | ||
1 | 10.03 | Профилактика плоскостопия. | Коррекция эмоциональной сферы воспитанников. Коррекция точности движения, координации. | ||
1 | 13.03 | Ходьба, начиная с левой ноги. Ходьба с носка. | Коррекция зрительного и слухового восприятия через команды учителя. | ||
1 | 17.03 | Ходьба, начиная с левой ноги. Ходьба с носка. | Коррекция зрительного и слухового восприятия через команды учителя. | ||
4 четверть – 16 занятий | |||||
1 | 31.03 | Упражнения с большими мячами. | Коррекция моторики рук, пространственной ориентации, зрительного восприятия через упражнения с мячами. | ||
1 | 03.04 | Упражнения с большими мячами. | Коррекция моторики рук, пространственной ориентации, зрительного восприятия через упражнения с мячами. | ||
1 | 07.04 | Передача предметов. Игра. | Коррекция внимания через выполнение игровых упражнений | ||
1 | 10.04 | Передача предметов. Игра. | Коррекция внимания через выполнение игровых упражнений | ||
1 | 14.04 | Упражнения на закрепление. | Коррекция памяти через разучивание и выполнение упражнений. | ||
1 | 17.04 | Упражнения на закрепление. | Коррекция памяти через разучивание и выполнение упражнений. | ||
1 | 21.04 | Дыхание во время ходьбы. | Коррекция внимания на основе упражнений в двигательной активности. | ||
1 | 24.04 | Дыхание во время ходьбы. | Коррекция внимания на основе упражнений в двигательной активности. | ||
1 | 28.04 | Упражнения под музыку. | Коррекция слухового восприятия и внимания через упражнения по сигналу учителя. Коррекция зрительного и слухового восприятия, чувство ритма через музыкальное сопровождение. | ||
1 | 08.05 | Упражнения под музыку. | Коррекция слухового восприятия и внимания через упражнения по сигналу учителя. Коррекция зрительного и слухового восприятия, чувство ритма через музыкальное сопровождение. | ||
1 | 12.05 | Ходьба в разном темпе по инструкции учителя. | Коррекция зрительного и слухового восприятия через команды учителя; пространственной ориентации через ходьбу. | ||
1 | 15.05 | Ходьба в разном темпе по инструкции учителя. | Коррекция зрительного и слухового восприятия через команды учителя; пространственной ориентации через ходьбу. | ||
1 | 19.05 | Дыхательные упражнения. | Коррекция внимания. | ||
1 | 22.05 | Дыхательные упражнения. | Коррекция внимания. | ||
1 | 26.05 | Обследование обучающегося | Обследование двигательного развития обучающегося | ||
1 | 29.05 | Обследование обучающегося | Обследование двигательного развития обучающегося | ||
Всего по программе 68 занятий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/18/picture-644144-1434639715.jpg)
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА С ТЯЖЁЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГосударственное автономное образовательное учреждениевысшего профессионального образованияМОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯКАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/17/picture-974876-1510901090.jpg)
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА С ТЯЖЁЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) образования (вариант 6.4) для обучающихся с умеренной, тяжёлой и...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/24/picture-1085750-1543056020.jpg)
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПО ПРЕДМЕТАМ УЧЕБНОГО ПЛАНА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ИНДИВИДУАЛЬНО НА ДОМУ
СИПР обучающегося индивидуально на дому...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/09/picture-1185988-1573303898.jpg)
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/20/picture-1144931-1558337093.jpg)
Специальная индивидуальная программа развития по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому (8 класс)
Программа составлена с учетом требований федерального образовательного стандарта образования для обучающих с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/20/picture-1144931-1558337093.jpg)
Специальная индивидуальная программа развития по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому (1 класс)
Программа составлена с учетом требований федерального образовательного стандарта образования для обучающих с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/09/picture-1185988-1573303898.jpg)
Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося индивидуально на дому 2 класса
Рабочая программа развития предназначена для обучающегося с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектульными нарушениями) в условиях надомного обучения для 2 класса...