Конспект бинарного урока по теме: "В поисках сокровищ.Обобщение знаний о числах и цифрах в пределах 5 и о геометрических фигурах"
план-конспект урока
Разработка бинарного урока по предметам "Математические представления" и "Речь и альтернативная коммуникация" АООП (II вариант) для обучающихся по СИПР.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Надежда»
Коломенского городского округа Московской области»
140415, Московская область, г. Коломна, ул. Октябрьской революции, д.277, тел./ факс 8 (496) 612-46-96
электронная почта:kolomna-nadegda@yandex.ru, сайт: https://nadegda-kolomna.edumsko.ru
Разработка бинарного урока
по предмету: «Математические представления»
по теме: «В поисках сокровищ. Обобщение знаний о числах и цифрах в пределах 5 и о геометрических фигурах»
для учащихся, обучающихся на дому по СИПР.
Разработали и провели учителя: Гусева Е.В.
Селезнева М.В.
Большаков С.В.
Коломенский г.о.
27.01.2020 г.
Цель: закрепить знания детей о числах, цифрах в пределах 5 и геометрических фигурах.
Задачи:
- Образовательные:
- обобщить представления о числах и цифрах от 1до 5;
- систематизировать умения соотносить цифры от 1 до 5 с количеством предметов;
- закрепить навыки глобального чтения цифр от 1 до 5;
- сформировать умение работать по образцу;
- совершенствовать навыки конструирования из объемных геометрических фигур.
- Коррекционные:
- развивать артикуляционную моторику;
- развивать графические навыки;
- развивать внимание путем выполнения игровых упражнений;
- развивать познавательный интерес через выполнение игровых упражнений;
- формировать умения снимать мышечное напряжение;
- предотвращать усталость с помощью смены динамических поз, применения физкультминуток;
- развивать логического мышления и умения решать простые задачи;
- развивать личностные качества учащихся; эмоционально-волевую сферу (навыки самоконтроля, умения выражать свои чувства).
- Воспитательные:
- формировать мотивационную основу учебной деятельности;
- воспитывать в учащихся положительное отношение к деятельности;
- воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к своему здоровью, трудолюбие).
Формирование БУД:
Личностные:
- формирование самооценки на основе критериев успешной учебной деятельности;
- подготовка детей к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, взаимодействию с группой обучающихся;
- самостоятельное или с помощью взрослого выполнение учебных заданий;
- учить детей следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
Познавательные:
- учить работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, эмоциональное высказывание);
- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- при получении новых знаний умение находить информацию, используя карточки, счетный материал, свой жизненный опыт и дополнительную информацию;
Регулятивные:
- формирование учебного поведения: выполнение задания в течение определенного периода, от начала до конца;
- формирование умения выполнять инструкции педагога, действия по образцу и по подражанию.
- умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя;
- умение работать по плану с помощью учителя.
Коммуникативные:
- проявлять готовность к нахождению и обучению среди сверстников, к коммуникативному взаимодействию в группе обучающихся;
- проявлять активность во взаимодействии с педагогом.
Тип урока: бинарный урок обобщения и систематизации знаний.
Вид урока: обобщённый урок-путешествие с использованием приемов укрепления и сохранения здоровья детей.
Межпредметные связи: коррекционно-развивающие занятия, изобразительная деятельность, адаптивная физкультура, альтернативная коммуникация.
Форма работы: подгрупповая.
Технологии: игровые, информационно-коммуникационная технология, элементы технологии организации исследовательской деятельности обучающихся, технология сенсорной интеграции, здоровьесберегающие.
Оборудование: ноутбук, флеш-карта, голубая ткань, бутылки, фонарик, прищепки, 2 кубика, восковые карандаши, мольберт, сундук, печенье в виде цифр, подставки для цифр, объемные геометрические фигуры.
Наглядный материал: листы с заданиями, снежинки, листы с изображением цифр, листы с изображением цифр от 1 до 5, снеговики с изображением цифр, ватман с нарисованными цифрами, салатница с овощами на липучках.
Ход урока
1. Организационный момент. Психогимнастика «Приветствие».
Учителя, учащиеся и гости находятся в зале.
- Здравствуйте, ребята! (Здравствуйте.)
- Сегодня к нам на урок пришли гости, давай с ними тоже поздороваемся!
(Включается запись с ноутбука - спокойная музыка слайд 1)
Дети с учителями встают в круг.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!!!
2. Основная часть. Сообщение темы.
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие к Королеве Математики.
(Включается запись на ноутбуке с изображением Короля Математики слайд 2.)
- Здравствуйте, ребята! Я Король Математики! У меня случилась беда. Пираты украли сундук с моими сокровищами и спрятали его на острове «Великана», а чтобы, не забыть, где он лежит, нарисовали карту. Но они попали в шторм и потерпели крушение. Корабль перевернулся, и карта потерялась на корабле. Теперь пропали все цифры и геометрические фигуры. Ребята, помогите мне, пожалуйста, вернуть мои сокровища!
- Ребята, давайте поможем Королю Математики найти карту и отыскать сокровища? (Ответы детей.)
3. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.
- Путь наш долог и труден, нам надо будет выполнить немало разных заданий. Вы готовы? (Ответы детей.)
- Мы отважные ребята,
Преодолеем все преграды.
- Нам понадобится много сил, поэтому давайте сделаем зарядку.
(Включается запись на ноутбуке музыка для зарядки, наложенная на предметы слайд 3.)
Упражнения:
«Сосулька». Высунуть «острый» язык как можно дальше удерживать его в таком положении. Рука перед собой ладонью вверх, пальцы соединены между собой. Удерживать позу под счет 5. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Выполнять 5 раз.
«Санки-ледянки». Широко открыть рот, загнуть передние и боковые края языка в форме «чашечки», рукой также показать «чашечку». Удерживать позу под счет 5. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Выполнять 5 раз.
«Горка». Рот закрыт - кисть руки находится вертикально, пальцы выпрямлены и сомкнуты. Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой» - согнуть 4 пальца вниз. Выполнять 5 раз.
«Саночки». Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед (руки перед собой ладонью вверх, пальцы соединены между собой) назад (пальцы собраны в кулак). Выполнять 5 раз.
4. Игра «Сборка корабля из геометрических фигур».
- Умницы! Теперь мы стали очень сильными.
(Включается изображение разбитого корабля слайд 4.)
- Ребята, посмотрите, вот разрушенный корабль пиратов. Если мы его соберем, то найдем карту.
- Здесь лежат фигуры разной формы, вам необходимо построить такой же корабль как на экране.
(Включается изображение корабля из геометрических фигур слайд 5.)
Дети с педагогами строят из геометрических фигур корабль.
- Молодцы, вы собрали корабль! Посмотрите, вот карта.
Карта лежит под мольбертом. Дети находят ее и вместе с педагогами рассматривают.
- С помощью этой карты мы с вами найдем сундук с сокровищами короля Математики. Для этого, нам нужно побывать на разных островах и выполнить сложные задания. Теперь мы можем отправляться в путь! Он будет у нс не легким, а …трудным, не близким, а … далеким.
(Включается изображение корабля, плывучего по океану слайд 6.)
- Корабль нас вперёд везёт
На остров «Цифр» плывёт.
Учителя поднимают-опускают голубую шелковую ткань, а дети проходят под нею.
5. Игра «Разложи числовой ряд».
- Ребята, вот мы и приплыли на остров «Цифр». Смотрите, бутылочка. В ней что-то лежит.
(Педагог достает из бутылки лист с заданием.)
- Дети, здесь написано задание. Для того чтобы попасть на следующий остров нужно расставить числа по порядку от 1 до 5. Но пираты заколдовали цифры и превратили их в снеговиков. Как нам узнать какая цифра, где спрятана? Знаю, у меня есть волшебный фонарик. Мы будем на них светить и увидим заколдованные цифры.
(Дети сначала раскладывают ряд цифр, а затем к ним выстраивают снеговиков с той же цифрой.)
- Молодцы, вы выполнили задание! (Включается изображение смайлика слайд 7.)
- Нам пора плыть дальше.
Дети с учителями смотрят на карту.
(Включается изображение корабля, плывучего по океану слайд 8.)
- Корабль нас вперёд везёт
На остров «Снежинок» плывёт.
Учителя поднимают-опускают голубую шелковую ткань, а дети проходят под нею.
- Ребята, найдите бутылочку с заданием?
Дети находят бутылку. Педагог достает из бутылки лист с заданием и читает.
6. Игра «Соотнести количество предметов с числом» (за партами).
- Ребята! Нужно посчитать предметы, нарисованные в середине снежинок, а затем с помощью прищепок указать ответы.
На одних цифрах, с помощью прищепок дети указывают правильное количество предметов, на других читают слова, обозначающие цифры и указывают правильный ответ.
- Умницы! (Включается изображение смайлика слайд 9.)
- Нам понадобится еще много сил, поэтому давайте немного отдохнем. На корабле я нашла кубики. В них мы сейчас и поиграем.
7. Математическая физкультминутка «Кубики».
На одном кубике изображено разное количество точек, на другом нарисованы действия. Дети поочереди бросают кубики и все вместе выполняют задания (сколько точек выпадает столько раз нужно выполнить действие, которое выпадет на втором кубике).
- Молодцы! (Включается изображение смайлика слайд 10.)
- Нам нужно плыть дальше.
Дети с учителями смотрят на карту.
(Включается изображение корабля, плывучего по океану слайд 11.)
- Корабль нас вперёд везёт
На остров «Карандашей» плывёт.
Учителя поднимают-опускают голубую шелковую ткань, а дети проходят под нею.
- Ребята, найдите бутылочку с заданием?
Дети находят бутылку. Педагог достает из бутылки лист с заданием и читает.
8. Игра «Дорисуй цифры» (за партами).
- Дети, нам нужно из цифр нарисовать предметы.
У каждого ребенка на столе лежат листы, с изображением цифр, с помощью восковых карандашей они должны из цифр нарисовать предметы.
- Умницы! (Включается изображение смайлика слайд 12.)
- Посмотрите, как красиво получилось!
Дети с учителями смотрят на карту.
А нам пора отправлять на остров «Великанов», где пираты спрятали сокровища.
(Включается изображение корабля, плывучего по океану слайд 13.)
- Корабль нас вперёд везёт
На остров «Великана» плывёт.
Учителя поднимают-опускают голубую шелковую ткань, а дети проходят под нею.
9. Игра «Приготовить салат».
- Вот мы и приплыли на остров «Великана». Ребята, найдите бутылку с заданием?
Дети находят бутылку. Учитель читает задание.
- Нам нужно приготовить салат для великана по рецепту.
На экране изображен рецепт салата (название ингредиента и его количество).
На мольберте висит на липучках салатница, на нее нужно прикрепить определенное количество разных овощей (положить в тарелку один красный помидор, три зеленых огурца, два желтых перца, четыре оранжевых морковок, пять коричневых картофелин).
(Включается запись великана, сначала как он ест овощной салат, затем говорит слайд 14.)
- Ребята, какой вкусный салат вы для меня приготовили. За это я вам дарю сундук с сокровищами.
- Спасибо тебе великан! Ребята, посмотрите вот сундук. Это сундук Королевы Математики.
(Включается запись Короля Математики слайд 15.)
- Ребята, спасибо вам за то, что вы нашли мои сокровища. Вы очень смелые, умные и сильные. Я хочу вас отблагодарить, внутри сундука вы найдете мой подарок.
Дети с педагогами открывают сундук, внутри, которого печенья с изображениями цифр.
10. Проверка изученного материала.
- Назовите цифры, которые изображены на ваших печеньях? (Ответы учащихся.)
11. Итог урока. Рефлексия.
Оценивание работу учащихся на уроке (комментирование).
- Вы очень хорошо сегодня работали! Что вам больше всего понравилось? (Ответ учащегося.)
- Что мы с вами сегодня делали? (Ответы учащихся.)
- Наше путешествие подошло к концу, прощаться настала пора. Скажем мы всем: «До свиданья! (До свиданья.)
Список литературы.
1. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.
2. Габийе, Анник Большая книга математических упражнений для дошкольников / Анник Габийе. - М.: Эксмо, 2016. - 499 c.
3. Борисенко, М. Г. В помощь маленькому мыслителю. Развитие элементарных математических представлений. Для детей от 0 до 3 лет / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. - М.: Паритет, 2014. - 128 c.
4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
5. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. - М.: Вентана-Граф, 2008. - 112 с. - (Педагогическая мастерская).
6. Чистякова, М.М. Психогимнастика. [Текст] - М., Просвещение, 1990. -160с
7. И. Пономарева Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада / Пономарева Ирина. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 911 c.
Самоанализ открытого урока.
Тема урока - «В поисках сокровищ. Обобщение знаний о числах и цифрах в пределах 5 и о геометрических фигурах».
Цель урока - закрепить знания детей о числах, цифрах в пределах 5 и геометрических фигурах.
Видом урока был выбран бинарный урок, который готовили и проводили три преподавателя начальных классов. В данном бинарном уроке были реализованы межпредметные связи и интеграции: коррекционно-развивающие занятия, изобразительная деятельность, адаптивная физкультура, альтернативная коммуникация. Целью бинарного урока было повысить качество закрепления изученного материала, обеспечить лучшую усвояемость учебных элементов, повысить интерес к предметам.
По типу урока это был урок систематизации и обобщения знаний, по виду – игровой урок.
Форма работы была выбрана подгрупповая – 5-6 детей. Дети из разных классов с 1 по 4. По уровню развития познавательных, речевых и учебных навыков дети разные. У большинства детей внимание неустойчиво, память кратковременная, работоспособность низкая, утомляемость быстрая. Мышление у большинства наглядно-действенное. Речь - вокализации, звукокомплексы, отдельные невнятные слова.
Задания в уроке носили игровой, исследовательский характер.
Работа велась с учетом психологических особенностей учащегося, и в зависимости от этих возможностей осуществлялся индивидуально- дифференцированный подход к заданиям по степени сложности.
Содержание урока было составлено по требованиям ФГОС.
Все этапы урока были логически взаимосвязаны между собой. Каждый этап рационально и чётко спланирован. Весь урок направлен был на выполнение цели, этому способствовала единая тематическая направленность. Продолжительность каждого этапа урока полностью соответствовала временным рамкам.
Материал урока был доступный, логичный.
Плотность урока выше среднего. Познавательная активность учащихся стимулировалась следующими технологиями, которые использовались на уроке:
- информационно-коммуникационные технологии, которые направлены на улучшении качества образования, на обеспечение гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве;
- технология проблемного обучения, благодаря которой развивается познавательная активность, любознательность, творческое мышление, формируется способность к самостоятельному добыванию знаний;
- игровые технологии, которые стимулируют познавательную деятельность, усиливают мотивацию к изучению предмета;
- здоровьесберегающие технологии, которые помогают сохранению и укреплению здоровья школьников, предупреждают переутомление учащихся, снимают уровень тревожности. Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий.
- технология сенсорной интеграции, с помощью которой у учащегося обогащается сенсорный опыт, корректируются сенсомоторные (чувственно-двигательные) нарушения.
Отбор дидактических материалов и технических средств, наглядных пособий были использованы в соответствии с заданиями урока. Применение различных средств наглядности активизировало учащихся, возбуждало их внимание и тем самым помогало их развитию, способствовало более прочному усвоению материала, дало возможность экономить время.
Урок проводился в условиях благоприятного психологического микроклимата, что способствовало эмоциональному подъёму учащихся.
В целом урок считаем удавшимся, так как:
1) реализован замысел урока, то есть достигнут запланированный сдвиг в способах работы детей, достигнуты цель и запланированные задачи;
2) дети работали инициативно, с интересом;
3) материал урока оказался доступным, интересным для учащихся. Дети ушли с урока удовлетворёнными;
4) сами в целом остались довольны и процессом урока, и его результатами, и работой детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект бинарного урока по теме "Путешествие"
Разработка бинарного урока по теме "Путешествие" в 10классе...
Конспект бинарного урока по теме "Путешествие"
Разработка бинарного урока по теме "Путешествие" в 10классе...
План - конспект бинарного урока по теме "Создание праздничной открытки "Праздники в России и Британии" (английский язык и информатика)
План - конспект бинарного урока (информатика, английский язык), 8 класс (авторская разработка)...
Всё о бобрах в натуральных числах (конспект бинарного урока)
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Натуральные числа" с использованием сведений о бобрах. Цель: учить в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществляя перенос в новые деятельнос...
Конспект бинарного урока по теме "Сонеты Шекспира" (английский язык+литература)
Конспект бинарного урока по теме "Сонеты Шекспира" (английский язык+литература)...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ТЕМЕ ВСЕ ДЕЙСТВИЯ С ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ ЧИСЛАМИ
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ТЕМЕ ВСЕ ДЕЙСТВИЯ С ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ ЧИСЛАМИ, ДАН В ГКОУ СКОШИ №2. МОЖЕТ БЫТЬ ИСПЛЬЗОВАН ДЛЯ ОБОБЩАЮЩЕГО ПОВТОРЕНИЯ В 6 КЛАССЕ НЕЗАВИСИМО ОТ УЧЕБНИКА, ...
Урок по предмету: "Математические представления". Тема: "«Число и цифра в пределах 20». В рамках ФГОС, АООП 2вар.
Урок по предмету: "Математические представления". Тема: "«Число и цифра в пределах 20». 5 год обучения. В рамках ФГОС, АООП 2вар....