Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Умелые руки не знают скуки"
рабочая программа
Рабочая программа разработана для обучающихся 1 класса с задержкой психического развития.
Скачать:
Предварительный просмотр:
АННОТАЦИЯ
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
Настоящая рабочая программа разработана на основе программы примерной программы «Технология», в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования.
Цели и задачи курса
- научить детей изготавливать вещи из разных материалов, сформировать у них стремление доставлять людям радость переживания значимых в их жизни событий и желания преобразить и украсить свой домашний интерьер;
-развитие творческих способностей, мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации;
-овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы;
-воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности;
- учиться анализировать выполнение своих работ и работ других ребят, делать и воспринимать замечания и подсказки корректно, вежливо.
Ценностные ориентиры содержания курса
Содержание курса рассматривается, прежде всего, как средство развития социально значимых личностных качеств каждого ребенка, формирования элементарных технико-технологических умений, основ проектной деятельности. Технология представлена как способ реализации жизненно важных потребностей людей, повседневную жизнь людей, общественное сознание, отношение к природе. Особый акцент — на результаты научно-технической деятельности человека на состояние окружающей среды, т. е. на проблемы экологии. История развития материальной культуры перекликается с историей развития духовной культуры, которая в своей практической составляющей также по-своему технологична.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Курс «Умелые руки не знают скуки» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 1 классе. Занятия не дублируют материал уроков технологии. Внеурочная деятельность расширяет и углубляет сведения о работе с бумагой и картоном, тканью, пластилином, а так же с другими материалами. Работа на занятиях организуется с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющими навыков работы с бумагой, тканью и другими материалами, выполняются более простые поделки.
Дети не любят однообразного монотонного труда, он их быстро утомляет, вследствие этого у детей может пропасть интерес к работе, поэтому на каждом занятии виды поделок необходимо менять. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.
На каждом занятии должны решаться задачи общеобразовательного характера, сообщаться сведения о материалах и инструментах.
Дети, обучающиеся по данной программе, учатся изготовлению своими руками такого предмета, который можно было бы подарить другим людям, которым можно украсить свою комнату, который может выразить отношение ребенка к своему дому, членам семьи, своим друзьям.
Обучаясь изготовлению красивых и полезных вещей, обучающиеся развиваются в разных направлениях. У них формируются эстетические чувства: чувство формы, линии, материала, цвета. Занятия имеют и культурно-психологическое значение: участие ребенка в изготовлении вещей и украшений для интерьера своими руками, дарении подарков – это часть социализации, вхождения в обычаи, традиции сообществ – семьи, другой социальной группы. Дети получают знания о разных технологических процессах изготовления вещей, истории их возникновения, о культуре разных народов, обучаются культуре отношения к себе, своему дому, близким и друзьям.
Для практической работы отводится большая часть времени – до 90%.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа курса «Умелые руки не знают скуки» рассчитана на один год обучения. На курс «Умелые руки не знают скуки» в 1 классе выделен 1 час в неделю, 33 часа в год.
Деятельность педагога и детей включает в себя следующие направления:
- освоение техники безопасности при работе;
- ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать поделки из различных материалов;
- изготовление самих поделок и подарков, сувениров, украшений и вещей интерьера, выставочных образцов;
- участие в создании коллективных композиций;
- изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия подарка;
- освоение навыков грамотного и экономного использования различных материалов.
ПЛАНИРУЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные результаты:
Создание условий для формирования следующих умений:
- положительно относиться к учению,
- проявлять интерес к содержанию курса;
- принимать одноклассников, помогать им, отзываться на помощь от взрослого и детей;
- чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые и общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного самим для родных, друзей, для себя;
- бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;
- осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека;
- с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;
- под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.
Метапредметные результаты:
- с помощью учителя учиться определять и формулировать цель деятельности;
- учиться проговаривать последовательность действий;
- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
учиться готовить рабочее место, с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса.
Познавательные УУД:
- наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий; сравнивать их;
- сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения;
- группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному);
- с помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;
- находить ответы на предлагаемые вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;
- делать выводы о результате совместной работы всего класса;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую – в изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД:
- учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА
Количество часов в год: 33 часа (1 час в неделю)
№ п/п | Название разделов | Количество часов |
1 | Изделия из природного материала | 2 |
2 | Панно, созданные в мозаичной технике с использованием кусочков рваной бумаги, пластилина | 4 |
3 | Объемные игрушки из бумаги. | 2 |
4 | Игрушки из ниток | 2 |
5 | Фигурки животных, сказочных персонажей и человека, выполненных из глины | 4 |
6 | Украшения для новогодней елки. | 3 |
7 | Оригами: конструирование из бумаги | 4 |
8 | Торцевание: работа с бумагой. | 2 |
9 | Открытки, картины, панно, апплицированные различными материалами: тканью, бумагой, трикотажными нитками. | 8 |
10 | Общая коллективная тематическая работа для выставки | 2 |
Всего: | 33 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО КУРСУ К КОНЦУ ГОДА
Личностными результатами изучения курса является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).
Метапредметными результатами изучения курса является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).
Предметными результатами изучения курса являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем для достижения требуемых результатов.
- Педагогика сотрудничества
- Игровые технологии
- Проблемное обучение
- Проектно-исследовательская технология
- Технология уровневой дифференциации обучения
- Групповые технологии
- Информационно-компьютерные технологии
- Технологии развивающего обучения
- Здоровьесберегающая технологи
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
- Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
- Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа : www.km.ru/education
- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www. festival.1september.ru
- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.uroki.ru
Технические средства обучения
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
- Магнитная доска.
- Интерактивная доска
- Мультимедийный проектор
- Персональный компьютер.
Оборудование класса
- Ученические парты.
- Стол учительский .
- Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
- Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.
Для работы необходимы следующие предметы:
альбом;
картон, цветная и бархатная бумага, обрезки картинок из журналов;
воздушные шарики и цветные нитки;
карандаши, фломастеры, линейка, ластик, краски и кисточка;
клей ПВА;
рамочки деревянные;
ножницы с тупыми концами, иголки, наперсток;
различные кусочки ткани, мешковины, кожи, пряжи;
мука;
тесьма, бисер, бижутерия;
глина;
растительные сухие материалы;
крупа и макароны;
салфетки разных цветов;
ткань.
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с изготовлением новой поделки. Обучающиеся имеют возможность расширить свой кругозор по изготовлению поделок из различных материалов, проявить фантазию, а также развить творческие способности. Занятия курса проводятся в различной форме. что способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у обучающихся.
Структура занятий.
- Определение темы занятия (кроссворд, ребус, загадка).
- Правила работы с материалами, необходимыми на данном занятии.
- Выполнение творческой работы.
- Рефлексия. Оценивание результата (что получилось, что не получилось и почему).
- Изделия из природного материала.(2 ч.)
Инструктаж по ТБ. Заготовка природного материала Аппликация из осенних листьев.
- Панно, созданные в мозаичной технике с использованием кусочков рваной бумаги, пластилина (4ч.)
Пейзажи. Знакомство с жанром живописи. Панно - пейзаж из кусочков рваной бумаги. История мозаики. Мозаичная техника. Панно - мозаика из пластилиновых шариков.
- Объемные игрушки из бумаги.(2 ч.)
История возникновения бумаги. Игрушка «Лиса». Игрушка «Лягушонок». Виды бумаги.
- Игрушки из ниток (2 ч.)
Какие бывают нитки? «Цыпленок». «Гномик».
- Фигурки животных, сказочных персонажей и человека, выполненных из глины. (4 ч.)
- Украшения для новогодней елки. (3 ч.)
Яблоко, лимон, груша, клубника – подвесные игрушки для елки.
Украшения для новогодней елки: зайчик из ватных шариков, гирлянды.
- Оригами: конструирование из бумаги. (4ч.)
Коллективная работа «Сова». Что такое аппликация? Аппликация «Собака». Аппликация «Аквариумные рыбки».
9. Торцевание: работа с бумагой. (2ч.)
Знакомство с техникой. Коллективная работа «Букет сирени».
- Открытки, картины, панно, апплицированные различными материалами: тканью, бумагой, трикотажными нитками. (8ч.)
Работа с бумагой, тканью: общие сведения, знакомство со свойствами материалов и операциями склеивания, сгибания, вырезывания, роспись. Открытка-приглашение, выполненная в технике аппликации – гармошки. Изготовление сувенирной открытки в технике аппликация. Изготовление панно из цветной бумаги.
- Общая коллективная тематическая работа для выставки. (2 ч.)
Панно «Весенний букет» из соленого теста.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема занятия | Основные виды учебной деятельности | Дата | |||||||||||
В году | В теме | |||||||||||||
Изделия из природного материала. | ||||||||||||||
1. 2 | 1 2 | Инструктаж по ТБ. Заготовка природного материала. Аппликация из листьев «Рыбки в пруду». | Научатся: различать средства познания окружающего мира; различать инструменты и материалы; называть виды предметно-практической деятельности; организовывать рабочее место. Уметь работать в сотрудничестве с коллективом, задавать вопросы, слушать и воспринимать вопросы | |||||||||||
Панно, созданные в мозаичной технике с использованием кусочков рваной бумаги, пластилина | ||||||||||||||
3. | 1 | Панно-пейзаж из кусочков рваной бумаги | Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Систематизировать знания о материалах и инструментах, осваивать способы организации рабочего места. Слушать учителя, задавать вопросы, Понимать значимость организации рабочего места и соблюдения правил безопасности | |||||||||||
4. | 2 | Панно-пейзаж из кусочков рваной бумаги | ||||||||||||
5. | 3 | Панно из пластилиновых шариков: « Мои сказочные герои» | ||||||||||||
6. | 4 | Панно из пластилиновых шариков: « Мои сказочные герои» | ||||||||||||
Объемные игрушки из бумаги | ||||||||||||||
7 | 1 | История возникновения бумаги. Игрушка «Лиса». | Последовательно выполнять работу, контролируя свою деятельность по готовому плану Принимать учебную задачу, анализировать порядок действия при выполнении практической работы. Работать в паре | |||||||||||
8 | 2 | Игрушка «Лягушонок». Виды бумаги. | ||||||||||||
Игрушки из ниток | ||||||||||||||
9 | 1 | Какие бывают нитки? «Цыпленок». | Последовательно выполнять работу, контролируя свою деятельность по готовому плану. Принимать учебную задачу, анализировать порядок действия при выполнении практической работы. Работать в паре | |||||||||||
10 | 2 | Изготовление изделия из ниток « Гномик» | ||||||||||||
Фигурки животных, сказочных персонажей и человека, выполненных из глины | ||||||||||||||
11 | 1 | Изготовление животного зайчик из глины | Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Анализировать объекты с целью выделения признаков. Сотрудничать с одноклассниками. Принимать и осваивать роль обучающегося, оценивать свою работу. | |||||||||||
12 | 2 | Изготовление сказочного героя из глины | ||||||||||||
13 | 3 | Изготовление человека из глины | ||||||||||||
14 | 4 | Изготовление человека из глины | ||||||||||||
Украшения для новогодней елки. | ||||||||||||||
15 | 1 | Изделие для ёлки яблоко, лимон | Выделять и осознавать то, что уже усвоено и то, что еще подлежит усвоению, давать оценку качества и уровня усвоения. Выполнять анализ объектов с целью выделения признаков. Выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |||||||||||
16 | 2 | Изделие для ёлки груша, клубника | ||||||||||||
17 | 3 | Украшения для новогодней елки: зайчик из ватных шариков, гирлянды. | ||||||||||||
Оригами: конструирование из бумаги. | ||||||||||||||
18 | 1 | Что такое аппликация? Коллективная работа « Сова» | Действовать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности. Осуществлять поиск нужной информации, понимать знаки символов, моделей, схем, приведенных в учебнике. Слушать друг друга, понимать позицию партнера, контролировать свои действия при совместной работе. Проявлять положительное отношение к предмету, соблюдать гигиену учебного труда | |||||||||||
19 | 2 | Коллективная работа « Сова» | ||||||||||||
20 | 3 | Аппликация « Собака» | ||||||||||||
21 | 4 | Аппликация « Аквариумные рыбки» | ||||||||||||
Торцевание: работа с бумагой. | ||||||||||||||
22 | 1 | Знакомство с техникой. Коллективная работа «Букет сирени». | Действовать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности. Осуществлять поиск нужной информации, понимать знаки символов, моделей, схем, приведенных в учебнике. Слушать друг друга, понимать позицию партнера, контролировать свои действия при совместной работе. | |||||||||||
23 | 2 | Коллективная работа «Букет сирени». | ||||||||||||
Открытки, картины, панно, апплицированные различными материалами: тканью, бумагой, трикотажными нитками. | ||||||||||||||
24 | 1 | Открытка-приглашение, выполненная в технике аппликации – гармошки. | Самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике. Сравнивать свойства материалов, использовать знаки, символы, приведенные в учебнике. Вступать в коллективное учебное сотрудничество, допускать существование различных точек зрения. Адекватная самооценка собственных учебных достижений, соблюдение правил бережного отношения к одежде. Научатся: пользоваться выкройкой для разметки изделия, соединять детали изделия при помощи ниток; познакомятся с видами и свойствами ткани, правилами безопасной работы | |||||||||||
25 | 2 | Открытка-приглашение, выполненная в технике аппликации – гармошки. | ||||||||||||
26 | 3 | Изготовление сувенирной открытки в технике аппликация. | ||||||||||||
27 | 4 | Изготовление сувенирной открытки в технике аппликация. | ||||||||||||
28 | 5 | Изготовление панно из цветной бумаги. | ||||||||||||
29 | 6 | Изготовление панно из цветной бумаги. | ||||||||||||
30 | 7 | Плетение косичек из ниток. Аппликация из косичек. | ||||||||||||
31 | 8 | Плетение косичек из ниток. Аппликация из косичек. | ||||||||||||
Общая коллективная тематическая работа для выставки | ||||||||||||||
32 | 1 | Изделие из солёного теста «Весенний букет» | Самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике. Анализ технологического процесса по изготовлению изделия, внесение в него при необходимости изменений. Слушать учителя. | |||||||||||
33 | 2 | Изделие из солёного теста «Весенний букет» |
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Система оценивания и отслеживания результатов обучения детей 1 класса во внеурочной деятельности проходит через участие их в выставках, конкурсах массовых мероприятиях, создании портфолио. Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае
Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч" для 5 класса,1 час в неделюhttp://videouroki.net/filecom.php?fileid=98737887 также по этой ссылке можно скач...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Умелые руки не знают скуки»
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании обучающихся, способствует развитию художественных способностей и ск...
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам. Подтверждение реализации рабочих программ по доп. образованию находится в публичных докладах директора школы 2015-2016 (с.11), 2016-2017 (с.5,11,12), 2017-2018 (с.5,12-13)
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Актуальность курса. В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...
- Мне нравится (2)
Комментарии
Анненкова Татьяна Владимировна
Отлично составлена программа.