Семья и школа - пути конструктивного взаимодействия.
проект

Смирнова Людмила Васильевна

Программа сотрудничества педагогов и специалистов с семьей обучающегося включает задачи, направленные на повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие мотивации родителей к конструктивному взаимодействию со специалистами, отражающие способы контактов семьи и организации с целью привлечения родителей к участию в разработке и реализации программ обучения и воспитания, преодоления психологических проблем семьи.Необходимо конструктивное взаимодействие, а не противо - стояние. Все формы сотрудничества с семьёй, средства реабилитации ребёнка должны способствовать максимальной адаптации, интеграции ребёнка в образовательной среде школы. В психолого - педагогической поддержке, сопровождении нуждаются практически все семьи, воспитывающие детей с умственной отсталостью, особенно имеющих инвалидность. Родители находятся в состоянии растерянности, испытывают чувство страха за себя и ребёнка. Состояние подавленности и тревожности мешает им в понимании проблем своего ребёнка. Это непонимание, страх признания существования проблем развития детей, родители скрывают за словами, что его ребёнок особенный, что педагоги не смогли найти к нему подход, заинтересовать его. Родителям надо избавиться от последствий пережитого стресса, нужна помощь в понимании проблем ребёнка, принятии его таким, какой он есть. Необходимо вывести родителей из состояния эмоционального кризиса, понять, что готовых рецептов воспитания и обучения нет. Логика воспитания требует от родителей постоянных эмоциональных, психологических и материальных затрат. Но большинство родителей не сразу, а постепенно начинают заниматься воспитанием и обучением своего ребёнка. Родитель является основным носителем реализации методов воспитания и обучения, социализации своего ребёнка.Нужно грамотно и правильно распределить обязанности между семьёй и школой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Смирнова Людмила Васильевна

учитель – логопед высшей категории

Краевое государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Зеленогорская школа-интернат»

Семья и школа: пути эффективного взаимодействия.

Нормативные документы современной системы образования: закон «Об образовании в РФ» 273-ФЗ, Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)http://zelschool.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoj-organizatsii/obrazovatelnye-standarty, Концепция развития дополнительного образования детей в РФ провозглашают необходимость создания особой социокультурной и образовательной среды, учитывающей общие и индивидуальные образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обеспечивающей доступность образования с использованием дифференцированного  и деятельностного подходов в обучении (приложение 1 – нормативные акты, приказы) http://zelschool.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoj-organizatsii/knopka-7/lokalnye-akty.

Эти подходы  являются основными средствами достижения цели образования и воспитания:  развитие личности обучающегося в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации. Цель- введение ребенка в сложную предметную и социальную среду, через индивидуально дозированное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

Главная проблема самих детей с умственной отсталостью заключается в нарушении их связи с окружающим миром, из-за ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, недоступности ряда культурных ценностей, Процесс социализации крайне затруднен, прежде всего, тем, что у таких детей значительно снижена способность к обобщению и присвоению общественного опыта. Родители этих детей, как правило, имеют скудные знания о современных методах коррекции коммуникации.  Они часто не понимают их состояния.

Для осуществления целей образования необходимо единство процессов образования и воспитания, разнообразные организационные формы воспитательного процесса и учёт индивидуального  развития каждого обучающегося,  что в свою очередь обеспечивает развитие познавательной сферы, личностного развития, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, совершенствование сотрудничества семьи и школы. http://zelschool.ru/images/docs/roditel/2017/_15.pdf  (закреплено в положениях, локальных актах школы (приложение 2). http://zelschool.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoj-organizatsii/knopka-7/lokalnye-akty  Семья –  важнейший ресурс. Именно в семье ребенок получает первые знания, навыки и переживания. Невозможно помочь ребёнку, не помогая его семье. Только при сотрудничестве педагогов и семьи возможно эффективное развитие обучающихся (приложение 3 –модель организации сотрудничества с семьёй).

 Сотрудничество с семьёй обучающегося осуществляется в образовательном процессе – междисциплинарное взаимодействие и во внеурочной деятельности (приложение 4 –формы сотрудничества с семьёй).

Внеурочная деятельность рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, и направленная на достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования.   . http://zelschool.ru/vneklassnaya-i-vneurochnaya-deyatelnost/programmy Методы и способы организации внеурочной деятельности направлены на обеспечение положительных результатов в образовательной деятельности (приложение 5 – задачи внеурочной деятельности).

Программа сотрудничества с семьёй обеспечивает единство требований к обучающемуся в семье и в организации, организацию регулярного обмена информацией о ребёнке, о ходе реализации программ обучения (АООП и СИПР) http://zelschool.ru/vneklassnaya-i-vneurochnaya-deyatelnost/programmy  и результатах их освоения, личностных результатах ребёнка (жизненных компетенций), организацию участия родителей во внеурочных мероприятиях.

Цель программы:

-обеспечение конструктивного взаимодействия организации и

родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи;

-привлечение родителей в междисциплинарное взаимодействие педагогов

школы.                  Задачи программы (приложение 6).

В школе реализуется социальный проект "Планета Добра", http://zelschool.ru/knopka-1/319-planeta-dobra-2 направленный на формирование основ толерантности. Целевой группой проекта являются дети с ОВЗ и их родители, дети без ограничения здоровья и их родители. Родители активные участники и организаторы мероприятий в рамках этого проекта. Родители являются участниками  Зеленогорской  Ассоциации родителей особых детей «Планета Добра».

Цель проекта:        

  • Распространять идеи и социальные образцы толерантного

взаимодействия среди населения города, формировать культуру толерантности детей. Задачи проекта (приложение 7).

Социальные партнёры:

  • Волонтёры-сверстники Зеленогорского МОУ школа №175;
  • Обучающиеся МОУ школ 164,  163 (1 -3 классы);
  • МУ «Музейно – выставочный центр»;
  • ЦДиК  МУП «Центр досуга и кино»;
  • «Центр экологии, краеведения и туризма»  (МБОУ ДОО ЦДОД), волонтёры;
  • МУ Библиотека имени В. Маяковского

Особенность нашего проекта состоит в том, что он организует совместную

деятельность родителей, детей с ОВЗ и детей, не имеющих ограничений в здоровье и их родителей. Для расширения жизненного пространства детей, их социальных контактов, формирования толерантной среды среди населения города, расширение сферы социального партнёрства Зеленогорская школа -интернат  в данном проекте взяла на себя основную организующую и планирующую функции.

В школе действует детско - родительский клуб
«Росток». Цель: Информационно - просветительская работа с родителями – распространение знаний по практическому использованию коррекционно – развивающих, здоровьесберегающих технологий для формирования жизненных компетенций детей. Положения и требования ФГОС связали воедино урочную и внеурочную деятельность в плане формирования жизненных компетенций обучающихся (приложение 8). Под «жизненной компетенцией»  - личностные результаты по ФГОС, понимается совокупность знаний, умений и навыков, необходимых ребенку в обыденной жизни.

Основой оценки освоения программ обучения (АООП и СИПР) и воспитания обучающегося служит динамика развития его личности, личностные результаты (жизненные компетенции), позволяющие достичь максимальной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества. Aктивная жизненная позиция обучающихся:  участие во внеурочной деятельности, интерес к этим мероприятиям, это ведь тоже личностный рост ученика. Предполагаемый, ожидаемый результат.

Совместная деятельность детей и родителей будет создавать общее эмоциональное переживание, родителям и ребятам необходимо будет оказывать помощь друг другу при выполнении задания, сострадать, переживать неудачи и радоваться успеху. Мероприятия,  в  которых  будут принимать  участие  родители,  должны послужить   хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка -   школы  и семьи.

Результаты практики взаимодействия с родителями отслеживаются по

следующим критериям: 1.Повышение участия родителей в образовательном процессе, заинтересованность родителей в формировании у детей жизненных компетенций – динамики личностных результатов (приложение 9). Разработаны 7 интегративных критериев личностных результатов, мониторинг которых осуществляется в начале обучения (метод наблюдений, информация родителей, методики педагога – психолога), за каждый период обучения – 4 класс, 7 класс, по окончании школы. Приводим пример мониторинга личностных результатов на примере одного обучающегося  класса по окончанию начальной школы. Рост личностных результатов на среднем уровне, стабильная положительная динамика в обучении и воспитании. Родитель  активный участник внеурочной деятельности, помощник учителя и специалистов.

2.Результативность повышения активности родителей во взаимодействии семьи и школы через анкетирование (приложение 10).

3.Наличие публикаций, выступлений по отдельным направлениям практики взаимодействия с родителями (приложение 11). Дальнейшее развитие проекта (Приложение 12).

Все формы сотрудничества с семьёй, средства реабилитации ребёнка должны способствовать максимальной адаптации, интеграции ребёнка в образовательной среде школы, социума города. Необходимо конструктивное взаимодействие, а не противо - стояние.



Предварительный просмотр:

Семья и школа: пути конструктивного  взаимодействия

Смирнова Людмила Васильевна

                                                        председатель ШПМПк,  

учитель – логопед высшей категории,

     Краевое государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Зеленогорская  школа-интернат»

Аннотация.

Программа сотрудничества педагогов и специалистов с семьей обучающегося включает задачи, направленные на повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие мотивации родителей к конструктивному взаимодействию со специалистами, отражающие способы контактов семьи и организации с целью привлечения родителей к участию в разработке и реализации программ обучения и воспитания, преодоления психологических проблем семьи.   Необходимо конструктивное взаимодействие, а не противо - стояние. Все формы сотрудничества с семьёй, средства реабилитации ребёнка должны способствовать максимальной адаптации, интеграции ребёнка в образовательной среде школы.

Ключевые слова:  модель и формы работы с семьёй, информационно - просветительская работа с родителями, жизненные компетенции обучающихся, родительский клуб «Мы вместе».

В психолого – педагогической поддержке, сопровождении нуждаются практически все семьи, воспитывающие детей с умственной отсталостью, особенно имеющих инвалидность[2]. Родители находятся в состоянии растерянности, испытывают чувство страха за себя и ребёнка. Состояние подавленности и тревожности мешает им в понимании проблем своего ребёнка. Это непонимание, страх признания существования проблем развития детей, родители скрывают за словами, что его ребёнок особенный, что педагоги не смогли найти к нему подход, заинтересовать его. Родителям надо избавиться от последствий пережитого стресса, нужна помощь в понимании проблем ребёнка, принятии его таким, какой он есть. Необходимо вывести родителей из состояния эмоционального кризиса, понять, что готовых рецептов воспитания и обучения нет. Логика воспитания требует от родителей постоянных эмоциональных, психологических и материальных затрат. Но большинство родителей не сразу, а постепенно начинают заниматься воспитанием и обучением своего ребёнка. Родитель является основным носителем реализации методов воспитания и обучения, социализации своего ребёнка.

Нужно грамотно и правильно распределить обязанности между семьёй и школой. Необходимо конструктивное взаимодействие, а не противо - стояние. Каждому ребёнку необходим свой объём помощи. Все формы сотрудничества с семьёй, средства реабилитации ребёнка должны способствовать максимальной адаптации, интеграции ребёнка в образовательной среде школы.

Основным направлением работы с семьёй является :

Информационно - просветительская работа с родителями -

распространение знаний по практическому использованию методик, приёмов обучения и воспитания, здоровьесберегающих технологий для формирования жизненных компетенций обучающихся. Задачей информационно – просветительской работы является повышение уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, индивидуальных возможностях и динамики обучения ребёнка[4].

 Программа сотрудничества с семьей реализовывалась всеми участниками образовательного процесса в рамках своей профессиональной деятельности, в том числе специалистами ШПМПк, в работе родительского клуба «Мы вместе». Цели программы обозначены исходя из потребностей обучающихся.

Цель программы:

обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов организации и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи.

   Задачи программы:

  1. психологическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка-инвалида;
  2. повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка;
  3. обеспечение участия семьи в разработке и реализации АООП;
  4. обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в организации;
  5. организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации АООП и результатах ее освоения;
  6. организация участия родителей во внеурочных мероприятиях.

Схема 1

 Схема 2

Ожидаемыми результатами сотрудничества с семьёй является организация мониторинга: анкетирование, опросы, выставки, тестирование.

1.Участие родителей в диагностике, разработке, реализации, результативности освоения СИПР. Родители были познакомлены с содержанием ФГОС, СИПР. «Структура специальных индивидуальных программ развития».

Участвовали:

  • в диагностическом этапе – обменивались с педагогами мнениями о сформированности умений;
  • в разработке – знакомились с программой,  вносились определённые изменения;
  • на этапе реализации – посещали уроки и занятия, получали рекомендации учителей и специалистов, учитывались мнения родителей;
  • на этапе результативности – доводилась до сведения родителей оценка результативности освоения СИПР: предметных и личностных результатов.
  • Анкетирование родителей 2 класса «Формирование нравственных качеств».

2. Проводились общественные смотры знаний с целью просветительской и консультативной работы с семьями в вопросах коррекционно – развивающего воспитания и обучения детей:

  • родители посещали открытые уроки и занятия –  в рамках «Открытой недели коррекционного блока»;
  • Провели общешкольное мероприятие  «День открытых дверей» - где присутствовали представители общественной организации «Д,О,М,», родители детей, посещающих школу и детей из детских дошкольных учреждений;
  • Международный день -  инвалида «Всем детям равные возможности».

3. Родители принимали участие в занятиях, родительских собраниях по профориентации – проводят их классные руководители, учителя технологии.

4.В школе функционирует ШПМПк, в состав которого входит команда специалистов, объединённая общими целями и способная решать проблемы детей, имеющих определённый сложности, трудности в развитии, поведении и их семей[3].

Задачи деятельности специалистов ШПМПк:

  1. комплексное воздействие на личность ребёнка, посредством взаимодействия и взаимосодействия педагогического коллектива школы и родителей;
  2. выработка коллективных, обоснованных рекомендаций по основным направлениям обучающимися;
  3. социальная защита ребёнка в случаях неблагополучных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах;
  4. охрана и укрепление соматического и нервно – психического здоровья учащихся;
  5. просветительская и консультативная работа с семьями в вопросах коррекционно – развивающего воспитания и обучения детей;
  6. психологическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка-инвалида;
  7. повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка;
  8. обеспечение участия семьи в разработке и реализации АООП;
  9. обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в организации;
  10.  формирование коммуникаций у ребёнка, единство требований семьи и школы по формированию  коммуникативных норм, поведения ребёнка;
  11. организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации АООП и результатах ее освоения;
  12. организация участия родителей во внеурочных мероприятиях.

В школе проводится мониторинг семьи: анкетирование, опрос (беседа) с родителями по вопросам жизнеобеспечения ребёнка[1].

Формы работы с семьёй:

  1. групповые и индивидуальные консультации;
  2. родительские собрания;
  3. родительские конференции;
  4. участие родителей в диагностическом этапе вновь поступивших обучающихся,  разработке и  реализации АООП, СИПР;
  5. участие в проведении заседаний ШПМПк;
  6. участие в занятиях по профориентации, во внеурочное время;
  7. включение родителей в проектную деятельность;
  8. активное участие в родительском клубе «Мы – вместе»;
  9. взаимодействие по вопросам социализации: родитель – родитель;
  10. деятельность родителей в образовательном процессе.

В плане деятельности специалистов ШПМПК  намечается определённая работа с родителями.

 Примерный план:

месяц

мероприятие

специалисты, учителя

отчёт о выполнении

сентябрь

Посещение родительский собраний «Деятельность специалистов ШПМПК в школе». «Рекомендации специалистов ШПМПк» по классам.

Специалисты

ШПМПк

октябрь

Лекторий для родителей:

 «Меры социальной поддержки семей, имеющих детей – инвалидов и малоимущих семей» с приглашением специалистов УСЗН ЗАТО г. Зеленогорска.

Социальный педагог школы

октябрь

Родительский лекторий Практикум для родителей учащихся с нарушением звукопроизношения:

-«Система коррекционной работы по автоматизации звукопроизношения»

- «Формирование навыков письма и чтения».

- «Развитие словаря».

Учителя – логопеды

октябрь

Лекторий для родителей «Методы и приемы развития мотивации к обучению у младших школьников».

Учитель – дефектолог

октябрь

Лекторий для родителей вновь прибывших младших школьников

«Проблемы адаптации обучающихся».

Педагог – психолог

ноябрь

Правовой всеобуч для родителей

 «Причины совершения несовершеннолетними противоправных действий, ответственность» с приглашением инспектора ОДН ОУУМ и ПДН.

Социальный педагог, педагог - психолог

декабрь

Практикум для родителей учащихся надомного обучения

«Коррекционная работа по формированию познавательной, эмоционально – волевой сферы, двигательных навыков, речи, коммуникативных умений учащихся».

Учителя надомного обучения, специалисты  

февраль

Родительский лекторий по классам.

 «Уровень развития познавательной, эмоционально – волевой сферы, двигательных навыков, связной устной и письменной речи, коммуникативных умений учащихся».

 

Учителя - логопеды, учитель - дефектолог, педагог - психолог, врач – психиатр, социальный педагог, учитель по физвоспитанию, инструктор ЛФК.

Планируется проведение совместных интегрированных занятий специалистов, педагогов

март

Проведение «Недели психологии» (разработка положения,

плана проведения,

определение наиболее

эффективных мероприятий и т.д.). Примерная тематика:

-«Психологический климат в семье»

-«Что делать, если ребенок в «группе риска».

Проводят врач – психиатр, психолог, социальный педагог с приглашением родителей, педагогов школы. (март)

Проводят врач – психиатр, психолог, социальный педагог с с приглашением родителей, педагогов школы.

апрель

Лекторий «Результаты сопровождения младших школьников»

Учителя – логопеды, учитель – дефектолог, педагог – психолог

с сентября по март

«Школьный проект  -  конкурс  «Я и моя семья», совместная деятельность родителей и детей: мини- сочинение о семье, стихи, сценки,  открытка, рисунки, поделки.

Май

Совместный праздник «Выпуск учащихся с сопровождения специалистов»

ШПМПк

Весь год

Участие в тематических неделях

Специалисты, родители

В план работы ШПМПк включается проведение совместных с родителями заседаний по вопросам обучения, поведения, социальной адаптации учащихся. На заседания по обсуждению динамики обучения учащихся, находящихся на  сопровождении по индивидуальным программам, также приглашаются родители. Учитываются пожелания и просьбы родителей по дальнейшей организации обучения.

Родители участвуют в проектной деятельности детей и педагогов. Реализовывали краевой проект «Школа – территория здоровья». Родители активно участвовали в проекте «Играя, укрепляем здоровье».

5. Проводятся лектории для родителей - «Меры социальной поддержки семей, имеющих детей – инвалидов и малоимущих семей» с приглашением специалистов УСЗН ЗАТО г. Зеленогорска.

6. Проводятся практикумы для родителей учащихся индивидуального обучения «Коррекционная работа по формированию познавательной, эмоционально – волевой сферы, двигательных навыков, речи, коммуникативных умений учащихся».

7. С участием родителей проводится праздник «Выпуск учащихся с сопровождения специалистов».

8. Проводится правовой всеобуч для родителей (на школьных родительских собраниях) «Причины совершения несовершеннолетними противоправных действий, ответственность» с приглашением инспектора ОДН  ОУУМ и ПДН», «Соблюдение правил безопасности на дорогах».

19. В течение 2 лет реализовывался городской проект «Солнечная Школа Доброты», был составлен Зеленогорской общественной организацией родителей детей с ограниченными возможностями здоровья «Д.О.М.» («Доброта. Общение. Милосердие.»). Мероприятия в рамках этого проекта осуществлялись  совместно педагогами школы и родителями, он направлен на повышение социальной активности родителей детей-инвалидов, воспитание основ толерантности у младших школьников.

В проекте приняли участие:

 -детей с ОВЗ – 72 человека, из них дети – инвалиды 39 человек, из которых 10 человек находятся на индивидуальном обучении на дому);

- детей – волонтёров 27 человек (из 2-х школ города);

-родителей – 25 человек;

- педагогов школы – интерната- 8 человек;

-педагогов школ города – 3 человека.

-Участвовали детский фольклорный ансамбль «Русичи»и детское молодёжное объединение «Союз молодёжных сил».

10.Участие родителей в реализации проекта «Сопровождение инклюзивной и дифференцированной образовательной практики в общеобразовательных организациях города Зеленогорска» - 25 родителей посетили наши методические семинары. В  «Днях открытых дверей» участвовали  родители детей, посещающих школу и детей из детских дошкольных учреждений.

Был оставлен план информирования общественности по внедрению и апробации требований ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

План информирования общественности по внедрению и апробации Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2015 – 2016 учебный год.

п/п

Дата проведения

Мероприятие

Тема

Участники,

выступающие

Сентябрь

 2015 г.

Родительское собрание в 1 классе (дети с умеренной степенью умственной отсталости)

«Обучение детей по специальным программам»

Родители детей 1 класса.

Учитель

Воспитатель

Специалисты: учитель – дефектологог Учитель – логопед

Педагог – психолог

Октябрь 2015г.

Родительский клуб «Мы – вместе!»

Ознакомление с содержанием ФГОС, СИПР.

«Структура специальных программ».

Родители 1, 2 «Б»,

 4 «Б» классов.

Председатель

ШПМПк

Учитель.

Воспитатель

Октябрь

2015г.

Семинар по  сопровождению инклюзивной и дифференцированной образовательной практики в общеобразовательных организациях города Зеленогорска.

«Условия для создания

и  реализации индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях».

Директор

К.б.н., доцент

кафедры

специальной педагогики

и

психологии

КК ИПК и ППРО

И.В.Хабарова

 Педагоги общеобразовательных школ города.

Представители общественной

организации «Д,О,М,»

Ноябрь

 2015 г.

Родительский клуб «Мы – вместе!»

 «Особенности сенсомоторного развития детей с ОВЗ и способы их коррекции»

 

Родители 1, 2 «Б»,

4 «Б» классов.

Учитель

Учитель -дефектолог

учитель –

логопед воспитатель

Декабрь

 2015 г.

Родительский клуб «Мы – вместе!»

Обучение неговорящих детей.

Применение метода альтернативной коммуникации.

учитель – логопед

учитель

учитель

Декабрь

 2015 г.

Международный день -  инвалида «Всем детям равные возможности»

Коррекционная работа с

с тяжёлыми нарушениями речи,

с РАС, ДЦП.

Родители 1, 2 «Б»,

 4 «Б» классов.

Учитель.

Учитель - дефектолог

учитель – логопед

Январь

 2016 г.

Родительский клуб «Мы – вместе!»

Занятия «Динамика обучения и адаптации детей – инвалидов в условиях образовательной организации»

Занятия в 1, 2 «б» , 4 «б», 8 «в» классах

 проводят

учителя, специалисты

Январь

 2016 г.

Семинар по  сопровождению инклюзивной и дифференцированной образовательной практики в общеобразовательных организациях города Зеленогорска.

Специальные методы, приёмы коррекционной работы в обучении и развитии детей с интеллектуальной недостаточность

Реализация

рабочих

программ по курсам на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с интеллектуальной недостаточностью.

Педагоги общеобразовательных школ города.

Представители родительской общественности.

Учителя и

специалисты школы – интерната.

     Февраль

2016 г.

Родительский клуб «Мы – вместе!»

Программы обучения, сопровождения.

Родители 1 класса.

Команда 1 класса

Февраль

2016 г.

Семинар по  сопровождению инклюзивной и дифференцированной образовательной практики в общеобразовательных организациях города Зеленогорска.

Коррекционная работа с безречевыми детьми,

с тяжёлыми нарушениями речи,

с РАС, ДЦП.

Программы обучения, сопровождения.

Мастер – классы с трансляцией видеосъёмки о применении специальных методов, приёмов работы на уроках и занятиях специалистов.

Научный

консультант школы

учителя и

специалисты школы.

Представители родительской общественности.

     Февраль

     2016 г.

Семинар по  сопровождению инклюзивной и дифференцированной образовательной практики в общеобразовательных организациях города Зеленогорска

  1. Технология

психолого – педагогического сопровождения семьи ребёнка с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью)

  1. Программа

работы с

семьями. Модели, формы работы с родителями.

3. Деятельность родительского клуба.

Представители родительской общественности.

Председатель ШПМПк

Врач – педиатр

Врач – психиатр

Соц. педагог

 классные руководители,

педагог – психолог

Март

2016 г.

Родительский клуб «Мы – вместе!»

Диагностика личностных результатов.

Работа по подробному вопроснику.

Учитель

воспитатель

Родители 1 класса.

Команда 1 класса

Март

2016 г.

Родительский клуб «Мы – вместе!»

Анкетирование родителей 1 класса

«Формирование нравственных качеств»

Учитель

воспитатель

Педагог – психолог

Март

2016 г.

Зональный семинар

 «Анализ и реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта

 

образования обучающихся с умственной отсталостью».

Представители родительской общественности

директор школы

 

Команда 1 класса

Апрель

2016 г.

Семинар по  сопровождению инклюзивной и дифференцированной образовательной практики в общеобразовательных организациях города Зеленогорска.

Мониторинг освоения образовательных программ.

Научный консультант

учителя 1

класса, специалисты

Родители.

Май

2016 г.

Май

 2016г.

Модель внеурочной деятельности.

Программа воспитателя.

Программа доп. образования.

Программа внеклассной деятельности.

Зам.директора по

ВР

 Учителя, воспитатели,

Специалисты школы

Общешкольное мероприятие

  «День открытых дверей».

Реализация требований федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». 

Аналитический отчёт образовательного учреждения по итогам работы Ресурсного центра

по теме: «Сопровождение инклюзивной и дифференцированной образовательной практики в общеобразовательных организациях города Зеленогорска».  Анализ анкет.

 Директор школы

Научный консультант

Председатель

ШПМПк

Педагоги

общеобразовательных учреждений города.

Представители общественной

организации «Д,О,М,»

Родители

детей, посещающих

школу и детей из

 детских

дошкольных

учреждений.

В течение учебного года

Информация о проведённых семинарах на сайте школы.

 «Сопровождение

инклюзивной и дифференцированной образовательной практики в общеобразовательных организациях города Зеленогорска.

Председатель ШПМПк

Август 2016 г.

Публикация в СМИ.

Статья «Готовность образовательного учреждения к реализации требований ФГОС».

 Директор школы

Председатель ШПМПк

Сентябрь - ноябрь

2016г.

Семинары по  сопровождению инклюзивной и дифференцированной образовательной практики в общеобразовательных организациях города Зеленогорска.

Практико – ориентированные семинары

«Разработка структурных элементов СИПР, АООП»

Представители родительской

организации «Д,О.М.»,

Родители школы.

Педагоги

образовательных учреждений города.

Педагоги школы.

Декабрь

2016 г.

Зональный семинар

«Программа формирования базовых учебных действий»

«Программа формирования базовых учебных действий»

Педагоги

школы.

Представители родительской

организации «Д,О.М.»,

Родители школы.

Педагоги

 образовательных учреждений города.

 зоны

Январь- май

 2017 г.

Семинары по  сопровождению инклюзивной и дифференцированной образовательной практики в общеобразовательных организациях города Зеленогорска.

Педагоги

школы.

Представители родительской

 организации «Д,О.М.»,

Родители школы.

Педагоги

 образовательных учреждений города.

Апрель

2017.

Общегородское мероприятие

  «День открытых дверей».

Педагоги

школы.

Представители родительской

организации «Д,О.М.»,

Родители школы.

Педагоги

образовательных учреждений города.

Деятельность родительского клуба «Мы вместе»

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей с психофизическими нарушениями посредством психолого-педагогического просвещения; привлечение родителей к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию и обучению ребенка.

Информационно - просветительская работа с родителями – распространение знаний по практическому использованию здоровьесберегающих технологий, коррекционных приёмов работы для формирования жизненных компетенций.

Учителя и специалисты ШПМПк активно участвовали в деятельности  родительского клуба «Мы – вместе!»

Месяц

Тема

Ответственные

25.09.

15

Тема «Необходимость использования специальных методов, приёмов работы  в обучении  и воспитании детей с умственной отсталостью».

учителя – логопеды,педагог – психолог учитель -дефектолог учитель

10.10.15

Тема: Ознакомление с содержанием ФГОС, СИПР.

Директор

Председатель

ШПМПк  Учитель

25.10.15

Тема «В гостях у логопеда». Школа первоклассника.

«Формирование и развитие речи».

учителя – логопеды

25.11.

15

Тема «Формирование сенсорной сферы»

Значимость сенсорного опыта для общего развития ребенка.

Учитель -дефектолог учитель, учитель – логопед

25.11.

15

Детско-родительские практикумы

«Как мы за собой ухаживаем»

воспитатель

03.12.

15

Обучение неговорящих детей.

Применение метода альтернативной коммуникации.

учитель – логопед

учитель, учитель

10.12.15

Сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра.

учитель – логопед

врач – психиатр

15.12.

15

Тема «Рисуем вместе».

Совместная продуктивная деятельность взрослого и ребенка – детско-родительский практикум.

Учитель ИЗО воспитатель педагог – психолог

28.01.

16

Тема «Движение – это жизнь» .

Адаптивная физическая культура для детей с проблемами в развитии – детско-родительское занятие.

Учителя

физкультуры

15.02.

16

Тема «Пластилин».

Коррекционные возможности лепки из пластилина.

Учитель

Воспитатель

15.02.16

Формирование нравственных категорий «Что такое хорошо, что такое – плохо».

Игровой тренинг.

воспитатель педагог – психолог

25.03.

16

Тема «Играя, развиваем».

Игра – средство коррекции познавательной деятельности.

Дифференциация игр, её цели, содержание, формы проведения.

Сюжетно – ролевые игры.

Учитель воспитатель педагог – психолог

29.03.

16

Диагностика личностных результатов.

Работа по подробному вопроснику.

Команда 1 класса

05.04.

16

Тема «Волшебная кисточка».

Коррекционные возможности рисования.

Учитель ИЗО

25.04.

16

Практическое занятие совместное с детьми

«Путешествие по городу»,

«Где мы живём»

Учитель воспитатель

14.05.

16

Анкетирование родителей «Формирование нравственных качеств»

Учитель воспитатель

25.05.

16.

«Дети и музыка»

Влияние музыки на психику человека.

Учитель музыки

Проблемы, риски работы с семьёй [ 5].

  1. Сопровождение детей и семей «группы риска». Профилактика семейного неблагополучия.
  2. Педагогическое и правовое просвещение родителей. Не все родители понимают необходимость занятий с ребёнком с умственной отсталостью (не хотят признать, что есть проблемы в развитии, упускают время).
  3. Необходимо конструктивное  взаимодействие, а не противо - стояние.

Родитель является основным носителем реализации методов воспитания и обучения, социализации своего ребёнка. В связи с этим положением необходимо конструктивное взаимодействие семьи и школы. Необходимо использовать такие формы работы с родителями, чтобы они чувствовали себя  членами  нашей школьной семьи, сделать родителей активными помощниками школе, инициаторами, активными участниками всех дел.

Библиографический список

  1. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. М.А. Поваляева. Ростов – на –Дону «Феникс», 2002.
  2. Методы изучения и диагностика отклоняющегося развития. И.А. Шаповал,  М., Творческий центр «Сфера», 2005.
  3. Обычные семьи, особые дети. Милтон Селигман, Розалин Бенджамин Дарлинг. Системный подход к помощи детям с нарушениями развития. «Теревинф», М., 2009.
  4. Планирование и организация деятельности начальной школы. В. Давыдов, Н. Талызина, М., Образовательный центр «Педагогический поиск», 2005.
  5. Психология и тактика семейного воспитания. Петровский А.В. М., 1981.
  6. Специфика родительских отношений и их влияние на психическое развитие дошкольников с перинатальным поражением ЦНС.  Сырвачева Л.А., Уфимцева Л.П. Краноярск, 2015.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Семья и школа: пути эффективного взаимодействия»

Слайд 2

Цель: обеспечение конструктивного взаимодействия организации и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи; привлечение родителей в междисциплинарное взаимодействие педагогов школы.

Слайд 3

Задачи программы: информационно - просветительская работа с родителями: повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка; психологическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка с умственной отсталостью, ребёнка - инвалида; обеспечение участия семьи в разработке и реализации АООП; обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в организации; организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации АООП и результатах ее освоения; организация участия родителей во внеурочных мероприятиях.

Слайд 4

Модель организации сотрудничества с семьёй образовательная организация семья Формы работы материальное обеспечение кадровое обеспечение общественный совет школы информационно – методическое обеспечение образовательные организации города учреждения дополнительного образования Культурно – просветительские учреждения внутренние ресурсы школы внешние ресурсы - сетевое взаимодействие общественные родительские организации библиотека им. Маяковского

Слайд 5

Формы сотрудничества с семьёй образовательная организация семья участие родителей в диагностике, разработке, реализации, результативности освоения СИПР посещение уроков/занятий индивидуальные консультации участие в заседаниях ШПМПк включение родителей в проектную деятельность участие в мероприятиях родительского клуба «Мы – вместе» участие в занятиях, родительских собраниях по профориентации внеурочная деятельность привлечение родителей к планированию, разработке и реализации классных и школьных мероприятий взаимодействие по вопросам социализации детей: родитель – родитель. Лекторий для родителей общественные смотры знаний участие в методических семинарах участие в классных и школьных мероприятиях

Слайд 6

1.Участие родителей в диагностике, разработке, реализации, результативности освоения СИПР родители были познакомлены с содержанием ФГОС, СИПР. «Структура специальных программ». Участвовали в диагностическом этапе – обмен мнениями о сформированности умений, в разработке – знакомились с программой, вносились определённые изменения, на этапе реализации – посещали уроки и занятия, получали рекомендации учителей и специалистов, учитывались мнения родителей, на этапе результативности – доводилась до сведения родителей оценка результативности освоения СИПР: предметных и личностных результатов. Анкетирование родителей 2 класса «Формирование нравственных качеств».

Слайд 7

2.Общественные смотры знаний с целью просветительской и консультативной работы с семьями в вопросах коррекционно – развивающего воспитания и обучения детей : родители посещали открытые уроки и занятия – в рамках «Открытой недели коррекционного блока», Общешкольное мероприятие «День открытых дверей» - Представители общественной организации «Д,О,М,», родители детей, посещающих школу и детей из детских дошкольных учреждений. Международный день - инвалида «Всем детям равные возможности» .

Слайд 9

Родительский клуб «Мы – вместе!» Цель: Информационно - просветительская работа с родителями – распространение знаний по практическому использованию коррекционно – развивающих, здоровьесберегающих технологий для формирования жизненных компетенций «Специальные методы, приёмы работы в обучении и воспитании детей с умственной отсталостью». Родительский лекторий «Школа первоклассника». «В гостях у логопеда» - «Формирование и развитие речи». «Формирование сенсорной сферы» «Игралочка». «Дети и музыка». «Движение – это жизнь». «Пластилин» . «Волшебная кисточка».

Слайд 16

3.Участие в занятиях, родительских собраниях по профориентации – проводят их классные руководители, учителя технологии. 4.Участие в заседаниях ШПМПк – с целью выработки направлений коррекционной работы с ребёнком, единых требований в обучении и воспитании, проводятся с родителями детей, которые находятся на индивидуальном обучении, отслеживание результативности освоения СИПР, оценка личностных результатов. 5. Лекторий для родителей - «Меры социальной поддержки семей, имеющих детей – инвалидов и малоимущих семей» с приглашением специалистов УСЗН ЗАТО г. Зеленогорска.

Слайд 17

6.Посещение родительских собраний «Деятельность специалистов ШПМПК в школе». «Рекомендации специалистов ШПМПк» по классам. 7. Практикум для родителей учащихся индивидуального обучения «Коррекционная работа по формированию познавательной, эмоционально – волевой сферы, двигательных навыков, речи, коммуникативных умений учащихся». 8. Совместные праздники «Выпуск учащихся с сопровождения специалистов» . 9.Правовой всеобуч для родителей (на школьных родительских собраниях). «Причины совершения несовершеннолетними противоправных действий, ответственность» с приглашением инспектора ОДН ОУУМ и ПДН», « Соблюдение правил безопасности на дорогах».

Слайд 19

10 . Включение родителей в проектную деятельность. Реализовывали краевой проект «Школа – территория здоровья».Родители активно участвовали в проектах «Играя, укрепляем здоровье». Конкурс «Правила дорожного движения».

Слайд 22

12. Участие родителей в реализации целевой программы - проект «Сопровождение инклюзивной и дифференцированной образовательной практики в общеобразовательных организациях города Зеленогорска» - участвовали в семинарах, Днях открытых дверей родители детей, посещающих школу и детей из детских дошкольных учреждений (посетили наши семинары 25 родителей)

Слайд 24

Проект «Планета добра» социальное взаимодействие школы и городских организаций по формированию толерантной среды к детям с ОВЗ в условиях города, способствующей их социализации и интеграции в общество как полноценных граждан.

Слайд 26

Ближайшая конкретная цель проекта: Распространять идеи и социальные образцы толерантного взаимодействия среди населения города, формировать культуру толерантности детей.

Слайд 27

Задачи проекта. Развитие коммуникативной компетенции детей и родителей в процессе работы в проекте. Обобщение и распространение опыта взаимодействия с детьми с ОВЗ среди образовательных организаций и учреждений города. Расширение круга общения детей с ОВЗ и здоровых детей, взрослых. Формирование нравственных качеств личности у обучающихся волонтёров (отзывчивость, готовность оказать помощь, сочувствие). Вовлечение в предметно – практическую деятельность детей с ОВЗ, способствующей развитию моторики, сенсорных процессов, творческого потенциала. Организация площадок, ориентированных на детей с ОВЗ во время проведения городских праздников, акций. Организация совместного лектория для родителей, участвующих в проекте. Формирование толерантного поведения в организации общения и совместной деятельности детей и родителей различных социальных групп населения. Создание условий для включения детей в творческую деятельность различных групп, объединений. Развитие готовности к сотрудничеству, взаимовыгодному, взаимообязывающему партнерству образовательной организации и учреждений города.

Слайд 28

Целевая группа: Целевой группой данного проекта являются семьи, имеющие детей с ОВЗ – с интеллектуальной недостаточностью и сами дети. Родители являются участниками Зеленогорской Ассоциации родителей особых детей «Планета добра».

Слайд 29

Социальные партнёры: Волонтёры-сверстники Зеленогорского МОУ школа №175; Обучающиеся МОУ школ 164, 163 (1 -3 классы); МУ «Музейно – выставочный центр»; ЦДиК МУП «Центр досуга и кино»; «Центр экологии, краеведения и туризма» (МБОУ ДОО ЦДОД), волонтёры; МУ Библиотека имени В. Маяковского.

Слайд 30

Особенность нашего проекта состоит в том, что он организует совместную деятельность родителей, детей с ОВЗ и детей, не имеющих ограничений в здоровье и их родителей. Ранее наша организация участвовала в подобной деятельности, её инициатором была общественная организация родителей. Для расширения жизненного пространства детей, их социальных контактов, формирования толерантной среды среди населения города, расширение сферы социального партнёрства школа в данном проекте возьмёт на себя основную организующую и планирующую функции.

Слайд 31

В рамках соглашения о социальном взаимодействии помещение, оборудование и кадровое обеспечение для проведения мероприятий предоставит КГБОУ «Зеленогорская школа-интернат» с привлечением ресурсов социальных партнёров, также предусматривается проведение мероприятий на территории социальных партнёров, включение детей в социокультурные мероприятия города - участие в городские мероприятия.

Слайд 32

Для реализации плана проекта предусмотрены различные формы проведения мероприятий: кружки, экскурсии, конкурсы, эко – уроки, квесты, тематические площадки (музыкальная, игровая, творческая, спортивная, занимательная, театральная), концерты, праздничные игровые программы, фотоконкурс, социальные акции, флэшмоб, включение в социокультурные мероприятия города.

Слайд 33

Участники – обучающиеся школы – интерната, школы 175, 163.

Слайд 37

КВЕСТ «Путешествие в мир Знаний» Станция «Мастерок» Станция «Спортивная» Станция «Игралочка» Станция «Умелые ручки» Станция «Дом дружбы» Участники – обучающиеся школы – интерната, 163, волонтёры школы 175.

Слайд 42

Праздник «Корзинка для осени» Участники – обучающиеся школы – интерната, 163, волонтёры школы 175, родители.

Слайд 49

Все формы сотрудничества с семьёй, средства реабилитации ребёнка должны способствовать максимальной адаптации, интеграции ребёнка в образовательной среде школы, города. Необходимо конструктивное взаимодействие, а не противо - стояние.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий педсовета «Семья и школа: пути эффективного взаимодействия»

Семья и школа – это две ведущие педагогические системы, во  взаимодействии которых  определяется и  вектор  личностного развития ребенка и морально-нравственного состояния всего об...

Семья и школа.Пути взаимодействия и сотрудничества.

Выступление на родительском собрании. В статье рассматриваются основные формы взаимодействия семьи и школы в воспитании детей....

Семья и школа: пути эффективного взаимодействия

Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его воспитание и развитие, поэтому одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педаго...

Семья и школа. Пути взаимодействия и сотрудничества

На современном этапе развития общества основная цель, поставленная перед российским образованием - достичь нового уровня социализации подрастающего поколения, воспитать нравственного, ответственного, ...

Доклад «Семья и школа: пути эффективного взаимодействия»

Сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. Это отвечает с...

«Семья и школа: пути эффективного взаимодействия»

Выступление по теме: "Принципы и правила работы с трудными родителями"...

Выступление на педсовете «Семья и Центр пути эффективного взаимодействия»

цель:  Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с родителями. Выявление проблемы и поиск оптимальных форм совместной работы Центра и семьи в интересах ребенка...