Семья и школа - пути конструктивного взаимодействия.
проект
Программа сотрудничества педагогов и специалистов с семьей обучающегося включает задачи, направленные на повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие мотивации родителей к конструктивному взаимодействию со специалистами, отражающие способы контактов семьи и организации с целью привлечения родителей к участию в разработке и реализации программ обучения и воспитания, преодоления психологических проблем семьи.Необходимо конструктивное взаимодействие, а не противо - стояние. Все формы сотрудничества с семьёй, средства реабилитации ребёнка должны способствовать максимальной адаптации, интеграции ребёнка в образовательной среде школы. В психолого - педагогической поддержке, сопровождении нуждаются практически все семьи, воспитывающие детей с умственной отсталостью, особенно имеющих инвалидность. Родители находятся в состоянии растерянности, испытывают чувство страха за себя и ребёнка. Состояние подавленности и тревожности мешает им в понимании проблем своего ребёнка. Это непонимание, страх признания существования проблем развития детей, родители скрывают за словами, что его ребёнок особенный, что педагоги не смогли найти к нему подход, заинтересовать его. Родителям надо избавиться от последствий пережитого стресса, нужна помощь в понимании проблем ребёнка, принятии его таким, какой он есть. Необходимо вывести родителей из состояния эмоционального кризиса, понять, что готовых рецептов воспитания и обучения нет. Логика воспитания требует от родителей постоянных эмоциональных, психологических и материальных затрат. Но большинство родителей не сразу, а постепенно начинают заниматься воспитанием и обучением своего ребёнка. Родитель является основным носителем реализации методов воспитания и обучения, социализации своего ребёнка.Нужно грамотно и правильно распределить обязанности между семьёй и школой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_praktiki_vzaimodeystviya_s_roditelyami.doc | 47.5 КБ |
statya_semya_i_shkola_vzaimodeystvie.docx | 234.57 КБ |
festival_ped._praktik_2020g.iyun_24.06.2020.doc | 1.92 МБ |
proekty_shkola_i_semya_vzaimodeystvie.ppt | 2.4 МБ |
Предварительный просмотр:
Смирнова Людмила Васильевна
учитель – логопед высшей категории
Краевое государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Зеленогорская школа-интернат»
Семья и школа: пути эффективного взаимодействия.
Нормативные документы современной системы образования: закон «Об образовании в РФ» 273-ФЗ, Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)http://zelschool.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoj-organizatsii/obrazovatelnye-standarty, Концепция развития дополнительного образования детей в РФ провозглашают необходимость создания особой социокультурной и образовательной среды, учитывающей общие и индивидуальные образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обеспечивающей доступность образования с использованием дифференцированного и деятельностного подходов в обучении (приложение 1 – нормативные акты, приказы) http://zelschool.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoj-organizatsii/knopka-7/lokalnye-akty.
Эти подходы являются основными средствами достижения цели образования и воспитания: развитие личности обучающегося в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации. Цель- введение ребенка в сложную предметную и социальную среду, через индивидуально дозированное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
Главная проблема самих детей с умственной отсталостью заключается в нарушении их связи с окружающим миром, из-за ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, недоступности ряда культурных ценностей, Процесс социализации крайне затруднен, прежде всего, тем, что у таких детей значительно снижена способность к обобщению и присвоению общественного опыта. Родители этих детей, как правило, имеют скудные знания о современных методах коррекции коммуникации. Они часто не понимают их состояния.
Для осуществления целей образования необходимо единство процессов образования и воспитания, разнообразные организационные формы воспитательного процесса и учёт индивидуального развития каждого обучающегося, что в свою очередь обеспечивает развитие познавательной сферы, личностного развития, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, совершенствование сотрудничества семьи и школы. http://zelschool.ru/images/docs/roditel/2017/_15.pdf (закреплено в положениях, локальных актах школы (приложение 2). http://zelschool.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoj-organizatsii/knopka-7/lokalnye-akty Семья – важнейший ресурс. Именно в семье ребенок получает первые знания, навыки и переживания. Невозможно помочь ребёнку, не помогая его семье. Только при сотрудничестве педагогов и семьи возможно эффективное развитие обучающихся (приложение 3 –модель организации сотрудничества с семьёй).
Сотрудничество с семьёй обучающегося осуществляется в образовательном процессе – междисциплинарное взаимодействие и во внеурочной деятельности (приложение 4 –формы сотрудничества с семьёй).
Внеурочная деятельность рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, и направленная на достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования. . http://zelschool.ru/vneklassnaya-i-vneurochnaya-deyatelnost/programmy Методы и способы организации внеурочной деятельности направлены на обеспечение положительных результатов в образовательной деятельности (приложение 5 – задачи внеурочной деятельности).
Программа сотрудничества с семьёй обеспечивает единство требований к обучающемуся в семье и в организации, организацию регулярного обмена информацией о ребёнке, о ходе реализации программ обучения (АООП и СИПР) http://zelschool.ru/vneklassnaya-i-vneurochnaya-deyatelnost/programmy и результатах их освоения, личностных результатах ребёнка (жизненных компетенций), организацию участия родителей во внеурочных мероприятиях.
Цель программы:
-обеспечение конструктивного взаимодействия организации и
родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи;
-привлечение родителей в междисциплинарное взаимодействие педагогов
школы. Задачи программы (приложение 6).
В школе реализуется социальный проект "Планета Добра", http://zelschool.ru/knopka-1/319-planeta-dobra-2 направленный на формирование основ толерантности. Целевой группой проекта являются дети с ОВЗ и их родители, дети без ограничения здоровья и их родители. Родители активные участники и организаторы мероприятий в рамках этого проекта. Родители являются участниками Зеленогорской Ассоциации родителей особых детей «Планета Добра».
Цель проекта:
- Распространять идеи и социальные образцы толерантного
взаимодействия среди населения города, формировать культуру толерантности детей. Задачи проекта (приложение 7).
Социальные партнёры:
- Волонтёры-сверстники Зеленогорского МОУ школа №175;
- Обучающиеся МОУ школ 164, 163 (1 -3 классы);
- МУ «Музейно – выставочный центр»;
- ЦДиК МУП «Центр досуга и кино»;
- «Центр экологии, краеведения и туризма» (МБОУ ДОО ЦДОД), волонтёры;
- МУ Библиотека имени В. Маяковского
Особенность нашего проекта состоит в том, что он организует совместную
деятельность родителей, детей с ОВЗ и детей, не имеющих ограничений в здоровье и их родителей. Для расширения жизненного пространства детей, их социальных контактов, формирования толерантной среды среди населения города, расширение сферы социального партнёрства Зеленогорская школа -интернат в данном проекте взяла на себя основную организующую и планирующую функции.
В школе действует детско - родительский клуб
«Росток». Цель: Информационно - просветительская работа с родителями – распространение знаний по практическому использованию коррекционно – развивающих, здоровьесберегающих технологий для формирования жизненных компетенций детей. Положения и требования ФГОС связали воедино урочную и внеурочную деятельность в плане формирования жизненных компетенций обучающихся (приложение 8). Под «жизненной компетенцией» - личностные результаты по ФГОС, понимается совокупность знаний, умений и навыков, необходимых ребенку в обыденной жизни.
Основой оценки освоения программ обучения (АООП и СИПР) и воспитания обучающегося служит динамика развития его личности, личностные результаты (жизненные компетенции), позволяющие достичь максимальной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества. Aктивная жизненная позиция обучающихся: участие во внеурочной деятельности, интерес к этим мероприятиям, это ведь тоже личностный рост ученика. Предполагаемый, ожидаемый результат.
Совместная деятельность детей и родителей будет создавать общее эмоциональное переживание, родителям и ребятам необходимо будет оказывать помощь друг другу при выполнении задания, сострадать, переживать неудачи и радоваться успеху. Мероприятия, в которых будут принимать участие родители, должны послужить хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка - школы и семьи.
Результаты практики взаимодействия с родителями отслеживаются по
следующим критериям: 1.Повышение участия родителей в образовательном процессе, заинтересованность родителей в формировании у детей жизненных компетенций – динамики личностных результатов (приложение 9). Разработаны 7 интегративных критериев личностных результатов, мониторинг которых осуществляется в начале обучения (метод наблюдений, информация родителей, методики педагога – психолога), за каждый период обучения – 4 класс, 7 класс, по окончании школы. Приводим пример мониторинга личностных результатов на примере одного обучающегося класса по окончанию начальной школы. Рост личностных результатов на среднем уровне, стабильная положительная динамика в обучении и воспитании. Родитель активный участник внеурочной деятельности, помощник учителя и специалистов.
2.Результативность повышения активности родителей во взаимодействии семьи и школы через анкетирование (приложение 10).
3.Наличие публикаций, выступлений по отдельным направлениям практики взаимодействия с родителями (приложение 11). Дальнейшее развитие проекта (Приложение 12).
Все формы сотрудничества с семьёй, средства реабилитации ребёнка должны способствовать максимальной адаптации, интеграции ребёнка в образовательной среде школы, социума города. Необходимо конструктивное взаимодействие, а не противо - стояние.
Предварительный просмотр:
Семья и школа: пути конструктивного взаимодействия
Смирнова Людмила Васильевна
председатель ШПМПк,
учитель – логопед высшей категории,
Краевое государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Зеленогорская школа-интернат»
Аннотация.
Программа сотрудничества педагогов и специалистов с семьей обучающегося включает задачи, направленные на повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие мотивации родителей к конструктивному взаимодействию со специалистами, отражающие способы контактов семьи и организации с целью привлечения родителей к участию в разработке и реализации программ обучения и воспитания, преодоления психологических проблем семьи. Необходимо конструктивное взаимодействие, а не противо - стояние. Все формы сотрудничества с семьёй, средства реабилитации ребёнка должны способствовать максимальной адаптации, интеграции ребёнка в образовательной среде школы.
Ключевые слова: модель и формы работы с семьёй, информационно - просветительская работа с родителями, жизненные компетенции обучающихся, родительский клуб «Мы вместе».
В психолого – педагогической поддержке, сопровождении нуждаются практически все семьи, воспитывающие детей с умственной отсталостью, особенно имеющих инвалидность[2]. Родители находятся в состоянии растерянности, испытывают чувство страха за себя и ребёнка. Состояние подавленности и тревожности мешает им в понимании проблем своего ребёнка. Это непонимание, страх признания существования проблем развития детей, родители скрывают за словами, что его ребёнок особенный, что педагоги не смогли найти к нему подход, заинтересовать его. Родителям надо избавиться от последствий пережитого стресса, нужна помощь в понимании проблем ребёнка, принятии его таким, какой он есть. Необходимо вывести родителей из состояния эмоционального кризиса, понять, что готовых рецептов воспитания и обучения нет. Логика воспитания требует от родителей постоянных эмоциональных, психологических и материальных затрат. Но большинство родителей не сразу, а постепенно начинают заниматься воспитанием и обучением своего ребёнка. Родитель является основным носителем реализации методов воспитания и обучения, социализации своего ребёнка.
Нужно грамотно и правильно распределить обязанности между семьёй и школой. Необходимо конструктивное взаимодействие, а не противо - стояние. Каждому ребёнку необходим свой объём помощи. Все формы сотрудничества с семьёй, средства реабилитации ребёнка должны способствовать максимальной адаптации, интеграции ребёнка в образовательной среде школы.
Основным направлением работы с семьёй является :
Информационно - просветительская работа с родителями -
распространение знаний по практическому использованию методик, приёмов обучения и воспитания, здоровьесберегающих технологий для формирования жизненных компетенций обучающихся. Задачей информационно – просветительской работы является повышение уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, индивидуальных возможностях и динамики обучения ребёнка[4].
Программа сотрудничества с семьей реализовывалась всеми участниками образовательного процесса в рамках своей профессиональной деятельности, в том числе специалистами ШПМПк, в работе родительского клуба «Мы вместе». Цели программы обозначены исходя из потребностей обучающихся.
Цель программы:
обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов организации и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи.
Задачи программы:
- психологическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка-инвалида;
- повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка;
- обеспечение участия семьи в разработке и реализации АООП;
- обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в организации;
- организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации АООП и результатах ее освоения;
- организация участия родителей во внеурочных мероприятиях.
Схема 1
Схема 2
Ожидаемыми результатами сотрудничества с семьёй является организация мониторинга: анкетирование, опросы, выставки, тестирование.
1.Участие родителей в диагностике, разработке, реализации, результативности освоения СИПР. Родители были познакомлены с содержанием ФГОС, СИПР. «Структура специальных индивидуальных программ развития».
Участвовали:
- в диагностическом этапе – обменивались с педагогами мнениями о сформированности умений;
- в разработке – знакомились с программой, вносились определённые изменения;
- на этапе реализации – посещали уроки и занятия, получали рекомендации учителей и специалистов, учитывались мнения родителей;
- на этапе результативности – доводилась до сведения родителей оценка результативности освоения СИПР: предметных и личностных результатов.
- Анкетирование родителей 2 класса «Формирование нравственных качеств».
2. Проводились общественные смотры знаний с целью просветительской и консультативной работы с семьями в вопросах коррекционно – развивающего воспитания и обучения детей:
- родители посещали открытые уроки и занятия – в рамках «Открытой недели коррекционного блока»;
- Провели общешкольное мероприятие «День открытых дверей» - где присутствовали представители общественной организации «Д,О,М,», родители детей, посещающих школу и детей из детских дошкольных учреждений;
- Международный день - инвалида «Всем детям равные возможности».
3. Родители принимали участие в занятиях, родительских собраниях по профориентации – проводят их классные руководители, учителя технологии.
4.В школе функционирует ШПМПк, в состав которого входит команда специалистов, объединённая общими целями и способная решать проблемы детей, имеющих определённый сложности, трудности в развитии, поведении и их семей[3].
Задачи деятельности специалистов ШПМПк:
- комплексное воздействие на личность ребёнка, посредством взаимодействия и взаимосодействия педагогического коллектива школы и родителей;
- выработка коллективных, обоснованных рекомендаций по основным направлениям обучающимися;
- социальная защита ребёнка в случаях неблагополучных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах;
- охрана и укрепление соматического и нервно – психического здоровья учащихся;
- просветительская и консультативная работа с семьями в вопросах коррекционно – развивающего воспитания и обучения детей;
- психологическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка-инвалида;
- повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка;
- обеспечение участия семьи в разработке и реализации АООП;
- обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в организации;
- формирование коммуникаций у ребёнка, единство требований семьи и школы по формированию коммуникативных норм, поведения ребёнка;
- организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации АООП и результатах ее освоения;
- организация участия родителей во внеурочных мероприятиях.
В школе проводится мониторинг семьи: анкетирование, опрос (беседа) с родителями по вопросам жизнеобеспечения ребёнка[1].
Формы работы с семьёй:
- групповые и индивидуальные консультации;
- родительские собрания;
- родительские конференции;
- участие родителей в диагностическом этапе вновь поступивших обучающихся, разработке и реализации АООП, СИПР;
- участие в проведении заседаний ШПМПк;
- участие в занятиях по профориентации, во внеурочное время;
- включение родителей в проектную деятельность;
- активное участие в родительском клубе «Мы – вместе»;
- взаимодействие по вопросам социализации: родитель – родитель;
- деятельность родителей в образовательном процессе.
В плане деятельности специалистов ШПМПК намечается определённая работа с родителями.
Примерный план:
месяц | мероприятие | специалисты, учителя | отчёт о выполнении |
сентябрь | Посещение родительский собраний «Деятельность специалистов ШПМПК в школе». «Рекомендации специалистов ШПМПк» по классам. | Специалисты ШПМПк | |
октябрь | Лекторий для родителей: «Меры социальной поддержки семей, имеющих детей – инвалидов и малоимущих семей» с приглашением специалистов УСЗН ЗАТО г. Зеленогорска. | Социальный педагог школы | |
октябрь | Родительский лекторий Практикум для родителей учащихся с нарушением звукопроизношения: -«Система коррекционной работы по автоматизации звукопроизношения» - «Формирование навыков письма и чтения». - «Развитие словаря». | Учителя – логопеды | |
октябрь | Лекторий для родителей «Методы и приемы развития мотивации к обучению у младших школьников». | Учитель – дефектолог | |
октябрь | Лекторий для родителей вновь прибывших младших школьников «Проблемы адаптации обучающихся». | Педагог – психолог | |
ноябрь | Правовой всеобуч для родителей «Причины совершения несовершеннолетними противоправных действий, ответственность» с приглашением инспектора ОДН ОУУМ и ПДН. | Социальный педагог, педагог - психолог | |
декабрь | Практикум для родителей учащихся надомного обучения «Коррекционная работа по формированию познавательной, эмоционально – волевой сферы, двигательных навыков, речи, коммуникативных умений учащихся». | Учителя надомного обучения, специалисты | |
февраль | Родительский лекторий по классам. «Уровень развития познавательной, эмоционально – волевой сферы, двигательных навыков, связной устной и письменной речи, коммуникативных умений учащихся».
| Учителя - логопеды, учитель - дефектолог, педагог - психолог, врач – психиатр, социальный педагог, учитель по физвоспитанию, инструктор ЛФК. Планируется проведение совместных интегрированных занятий специалистов, педагогов | |
март | Проведение «Недели психологии» (разработка положения, плана проведения, определение наиболее эффективных мероприятий и т.д.). Примерная тематика: -«Психологический климат в семье» -«Что делать, если ребенок в «группе риска». Проводят врач – психиатр, психолог, социальный педагог с приглашением родителей, педагогов школы. (март) | Проводят врач – психиатр, психолог, социальный педагог с с приглашением родителей, педагогов школы. | |
апрель | Лекторий «Результаты сопровождения младших школьников» | Учителя – логопеды, учитель – дефектолог, педагог – психолог | |
с сентября по март | «Школьный проект - конкурс «Я и моя семья», совместная деятельность родителей и детей: мини- сочинение о семье, стихи, сценки, открытка, рисунки, поделки. | ||
Май | Совместный праздник «Выпуск учащихся с сопровождения специалистов» | ШПМПк | |
Весь год | Участие в тематических неделях | Специалисты, родители |
В план работы ШПМПк включается проведение совместных с родителями заседаний по вопросам обучения, поведения, социальной адаптации учащихся. На заседания по обсуждению динамики обучения учащихся, находящихся на сопровождении по индивидуальным программам, также приглашаются родители. Учитываются пожелания и просьбы родителей по дальнейшей организации обучения.
Родители участвуют в проектной деятельности детей и педагогов. Реализовывали краевой проект «Школа – территория здоровья». Родители активно участвовали в проекте «Играя, укрепляем здоровье».
5. Проводятся лектории для родителей - «Меры социальной поддержки семей, имеющих детей – инвалидов и малоимущих семей» с приглашением специалистов УСЗН ЗАТО г. Зеленогорска.
6. Проводятся практикумы для родителей учащихся индивидуального обучения «Коррекционная работа по формированию познавательной, эмоционально – волевой сферы, двигательных навыков, речи, коммуникативных умений учащихся».
7. С участием родителей проводится праздник «Выпуск учащихся с сопровождения специалистов».
8. Проводится правовой всеобуч для родителей (на школьных родительских собраниях) «Причины совершения несовершеннолетними противоправных действий, ответственность» с приглашением инспектора ОДН ОУУМ и ПДН», «Соблюдение правил безопасности на дорогах».
19. В течение 2 лет реализовывался городской проект «Солнечная Школа Доброты», был составлен Зеленогорской общественной организацией родителей детей с ограниченными возможностями здоровья «Д.О.М.» («Доброта. Общение. Милосердие.»). Мероприятия в рамках этого проекта осуществлялись совместно педагогами школы и родителями, он направлен на повышение социальной активности родителей детей-инвалидов, воспитание основ толерантности у младших школьников.
В проекте приняли участие:
-детей с ОВЗ – 72 человека, из них дети – инвалиды 39 человек, из которых 10 человек находятся на индивидуальном обучении на дому);
- детей – волонтёров 27 человек (из 2-х школ города);
-родителей – 25 человек;
- педагогов школы – интерната- 8 человек;
-педагогов школ города – 3 человека.
-Участвовали детский фольклорный ансамбль «Русичи»и детское молодёжное объединение «Союз молодёжных сил».
10.Участие родителей в реализации проекта «Сопровождение инклюзивной и дифференцированной образовательной практики в общеобразовательных организациях города Зеленогорска» - 25 родителей посетили наши методические семинары. В «Днях открытых дверей» участвовали родители детей, посещающих школу и детей из детских дошкольных учреждений.
Был оставлен план информирования общественности по внедрению и апробации требований ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
План информирования общественности по внедрению и апробации Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2015 – 2016 учебный год.
№ п/п | Дата проведения | Мероприятие | Тема | Участники, выступающие | |
Сентябрь 2015 г. | Родительское собрание в 1 классе (дети с умеренной степенью умственной отсталости) | «Обучение детей по специальным программам» | Родители детей 1 класса. Учитель Воспитатель Специалисты: учитель – дефектологог Учитель – логопед Педагог – психолог | ||
Октябрь 2015г. | Родительский клуб «Мы – вместе!» | Ознакомление с содержанием ФГОС, СИПР. «Структура специальных программ». | Родители 1, 2 «Б», 4 «Б» классов. Председатель ШПМПк Учитель. Воспитатель | ||
Октябрь 2015г. | Семинар по сопровождению инклюзивной и дифференцированной образовательной практики в общеобразовательных организациях города Зеленогорска. | «Условия для создания и реализации индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях». | Директор К.б.н., доцент кафедры специальной педагогики и психологии КК ИПК и ППРО И.В.Хабарова Педагоги общеобразовательных школ города. Представители общественной организации «Д,О,М,» | ||
Ноябрь 2015 г. | Родительский клуб «Мы – вместе!» | «Особенности сенсомоторного развития детей с ОВЗ и способы их коррекции»
| Родители 1, 2 «Б», 4 «Б» классов. Учитель Учитель -дефектолог учитель – логопед воспитатель | ||
Декабрь 2015 г. | Родительский клуб «Мы – вместе!» | Обучение неговорящих детей. Применение метода альтернативной коммуникации. | учитель – логопед учитель учитель | ||
Декабрь 2015 г. | Международный день - инвалида «Всем детям равные возможности» | Коррекционная работа с с тяжёлыми нарушениями речи, с РАС, ДЦП. | Родители 1, 2 «Б», 4 «Б» классов. Учитель. Учитель - дефектолог учитель – логопед | ||
Январь 2016 г. | Родительский клуб «Мы – вместе!» | Занятия «Динамика обучения и адаптации детей – инвалидов в условиях образовательной организации» | Занятия в 1, 2 «б» , 4 «б», 8 «в» классах проводят учителя, специалисты | ||
Январь 2016 г. | Семинар по сопровождению инклюзивной и дифференцированной образовательной практики в общеобразовательных организациях города Зеленогорска. Специальные методы, приёмы коррекционной работы в обучении и развитии детей с интеллектуальной недостаточность | Реализация рабочих программ по курсам на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с интеллектуальной недостаточностью. | Педагоги общеобразовательных школ города. Представители родительской общественности. Учителя и специалисты школы – интерната. | ||
Февраль 2016 г. | Родительский клуб «Мы – вместе!» | Программы обучения, сопровождения. | Родители 1 класса. Команда 1 класса | ||
Февраль 2016 г. | Семинар по сопровождению инклюзивной и дифференцированной образовательной практики в общеобразовательных организациях города Зеленогорска. | Коррекционная работа с безречевыми детьми, с тяжёлыми нарушениями речи, с РАС, ДЦП. Программы обучения, сопровождения. Мастер – классы с трансляцией видеосъёмки о применении специальных методов, приёмов работы на уроках и занятиях специалистов. | Научный консультант школы учителя и специалисты школы. Представители родительской общественности. | ||
Февраль 2016 г. | Семинар по сопровождению инклюзивной и дифференцированной образовательной практики в общеобразовательных организациях города Зеленогорска |
психолого – педагогического сопровождения семьи ребёнка с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью)
работы с семьями. Модели, формы работы с родителями. 3. Деятельность родительского клуба. | Представители родительской общественности. Председатель ШПМПк Врач – педиатр Врач – психиатр Соц. педагог классные руководители, педагог – психолог | ||
Март 2016 г. | Родительский клуб «Мы – вместе!» | Диагностика личностных результатов. Работа по подробному вопроснику. | Учитель воспитатель Родители 1 класса. | Команда 1 класса | |
Март 2016 г. | Родительский клуб «Мы – вместе!» | Анкетирование родителей 1 класса «Формирование нравственных качеств» | Учитель воспитатель Педагог – психолог | ||
Март 2016 г. | Зональный семинар | «Анализ и реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью». | Представители родительской общественности директор школы
Команда 1 класса | ||
Апрель 2016 г. | Семинар по сопровождению инклюзивной и дифференцированной образовательной практики в общеобразовательных организациях города Зеленогорска. | Мониторинг освоения образовательных программ. | Научный консультант учителя 1 класса, специалисты Родители. | ||
Май 2016 г. | Май 2016г. | Модель внеурочной деятельности. Программа воспитателя. Программа доп. образования. Программа внеклассной деятельности. | Зам.директора по ВР Учителя, воспитатели, Специалисты школы | ||
Общешкольное мероприятие «День открытых дверей». Реализация требований федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». | Аналитический отчёт образовательного учреждения по итогам работы Ресурсного центра по теме: «Сопровождение инклюзивной и дифференцированной образовательной практики в общеобразовательных организациях города Зеленогорска». Анализ анкет. | Директор школы Научный консультант Председатель ШПМПк Педагоги общеобразовательных учреждений города. Представители общественной организации «Д,О,М,» Родители детей, посещающих школу и детей из детских дошкольных учреждений. | |||
В течение учебного года | Информация о проведённых семинарах на сайте школы. | «Сопровождение инклюзивной и дифференцированной образовательной практики в общеобразовательных организациях города Зеленогорска. | Председатель ШПМПк | ||
Август 2016 г. | Публикация в СМИ. | Статья «Готовность образовательного учреждения к реализации требований ФГОС». | Директор школы Председатель ШПМПк | ||
Сентябрь - ноябрь 2016г. | Семинары по сопровождению инклюзивной и дифференцированной образовательной практики в общеобразовательных организациях города Зеленогорска. | Практико – ориентированные семинары «Разработка структурных элементов СИПР, АООП» | Представители родительской организации «Д,О.М.», Родители школы. Педагоги образовательных учреждений города. Педагоги школы. | ||
Декабрь 2016 г. | Зональный семинар «Программа формирования базовых учебных действий» | «Программа формирования базовых учебных действий» | Педагоги школы. Представители родительской организации «Д,О.М.», Родители школы. Педагоги образовательных учреждений города. зоны | ||
Январь- май 2017 г. | Семинары по сопровождению инклюзивной и дифференцированной образовательной практики в общеобразовательных организациях города Зеленогорска. | Педагоги школы. Представители родительской организации «Д,О.М.», Родители школы. Педагоги образовательных учреждений города. | |||
Апрель 2017. | Общегородское мероприятие «День открытых дверей». | Педагоги школы. Представители родительской организации «Д,О.М.», Родители школы. Педагоги образовательных учреждений города. |
Деятельность родительского клуба «Мы вместе»
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей с психофизическими нарушениями посредством психолого-педагогического просвещения; привлечение родителей к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию и обучению ребенка.
Информационно - просветительская работа с родителями – распространение знаний по практическому использованию здоровьесберегающих технологий, коррекционных приёмов работы для формирования жизненных компетенций.
Учителя и специалисты ШПМПк активно участвовали в деятельности родительского клуба «Мы – вместе!»
Месяц | Тема | Ответственные |
25.09. 15 | Тема «Необходимость использования специальных методов, приёмов работы в обучении и воспитании детей с умственной отсталостью». | учителя – логопеды,педагог – психолог учитель -дефектолог учитель |
10.10.15 | Тема: Ознакомление с содержанием ФГОС, СИПР. | Директор Председатель ШПМПк Учитель |
25.10.15 | Тема «В гостях у логопеда». Школа первоклассника. «Формирование и развитие речи». | учителя – логопеды |
25.11. 15 | Тема «Формирование сенсорной сферы» Значимость сенсорного опыта для общего развития ребенка. | Учитель -дефектолог учитель, учитель – логопед |
25.11. 15 | Детско-родительские практикумы «Как мы за собой ухаживаем» | воспитатель |
03.12. 15 | Обучение неговорящих детей. Применение метода альтернативной коммуникации. | учитель – логопед учитель, учитель |
10.12.15 | Сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра. | учитель – логопед врач – психиатр |
15.12. 15 | Тема «Рисуем вместе». Совместная продуктивная деятельность взрослого и ребенка – детско-родительский практикум. | Учитель ИЗО воспитатель педагог – психолог |
28.01. 16 | Тема «Движение – это жизнь» . Адаптивная физическая культура для детей с проблемами в развитии – детско-родительское занятие. | Учителя физкультуры |
15.02. 16 | Тема «Пластилин». Коррекционные возможности лепки из пластилина. | Учитель Воспитатель |
15.02.16 | Формирование нравственных категорий «Что такое хорошо, что такое – плохо». Игровой тренинг. | воспитатель педагог – психолог |
25.03. 16 | Тема «Играя, развиваем». Игра – средство коррекции познавательной деятельности. Дифференциация игр, её цели, содержание, формы проведения. Сюжетно – ролевые игры. | Учитель воспитатель педагог – психолог |
29.03. 16 | Диагностика личностных результатов. Работа по подробному вопроснику. | Команда 1 класса |
05.04. 16 | Тема «Волшебная кисточка». Коррекционные возможности рисования. | Учитель ИЗО |
25.04. 16 | Практическое занятие совместное с детьми «Путешествие по городу», «Где мы живём» | Учитель воспитатель |
14.05. 16 | Анкетирование родителей «Формирование нравственных качеств» | Учитель воспитатель |
25.05. 16. | «Дети и музыка» Влияние музыки на психику человека. | Учитель музыки |
Проблемы, риски работы с семьёй [ 5].
- Сопровождение детей и семей «группы риска». Профилактика семейного неблагополучия.
- Педагогическое и правовое просвещение родителей. Не все родители понимают необходимость занятий с ребёнком с умственной отсталостью (не хотят признать, что есть проблемы в развитии, упускают время).
- Необходимо конструктивное взаимодействие, а не противо - стояние.
Родитель является основным носителем реализации методов воспитания и обучения, социализации своего ребёнка. В связи с этим положением необходимо конструктивное взаимодействие семьи и школы. Необходимо использовать такие формы работы с родителями, чтобы они чувствовали себя членами нашей школьной семьи, сделать родителей активными помощниками школе, инициаторами, активными участниками всех дел.
Библиографический список
- Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. М.А. Поваляева. Ростов – на –Дону «Феникс», 2002.
- Методы изучения и диагностика отклоняющегося развития. И.А. Шаповал, М., Творческий центр «Сфера», 2005.
- Обычные семьи, особые дети. Милтон Селигман, Розалин Бенджамин Дарлинг. Системный подход к помощи детям с нарушениями развития. «Теревинф», М., 2009.
- Планирование и организация деятельности начальной школы. В. Давыдов, Н. Талызина, М., Образовательный центр «Педагогический поиск», 2005.
- Психология и тактика семейного воспитания. Петровский А.В. М., 1981.
- Специфика родительских отношений и их влияние на психическое развитие дошкольников с перинатальным поражением ЦНС. Сырвачева Л.А., Уфимцева Л.П. Краноярск, 2015.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: обеспечение конструктивного взаимодействия организации и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи; привлечение родителей в междисциплинарное взаимодействие педагогов школы.
Задачи программы: информационно - просветительская работа с родителями: повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка; психологическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка с умственной отсталостью, ребёнка - инвалида; обеспечение участия семьи в разработке и реализации АООП; обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в организации; организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации АООП и результатах ее освоения; организация участия родителей во внеурочных мероприятиях.
Модель организации сотрудничества с семьёй образовательная организация семья Формы работы материальное обеспечение кадровое обеспечение общественный совет школы информационно – методическое обеспечение образовательные организации города учреждения дополнительного образования Культурно – просветительские учреждения внутренние ресурсы школы внешние ресурсы - сетевое взаимодействие общественные родительские организации библиотека им. Маяковского
Формы сотрудничества с семьёй образовательная организация семья участие родителей в диагностике, разработке, реализации, результативности освоения СИПР посещение уроков/занятий индивидуальные консультации участие в заседаниях ШПМПк включение родителей в проектную деятельность участие в мероприятиях родительского клуба «Мы – вместе» участие в занятиях, родительских собраниях по профориентации внеурочная деятельность привлечение родителей к планированию, разработке и реализации классных и школьных мероприятий взаимодействие по вопросам социализации детей: родитель – родитель. Лекторий для родителей общественные смотры знаний участие в методических семинарах участие в классных и школьных мероприятиях
1.Участие родителей в диагностике, разработке, реализации, результативности освоения СИПР родители были познакомлены с содержанием ФГОС, СИПР. «Структура специальных программ». Участвовали в диагностическом этапе – обмен мнениями о сформированности умений, в разработке – знакомились с программой, вносились определённые изменения, на этапе реализации – посещали уроки и занятия, получали рекомендации учителей и специалистов, учитывались мнения родителей, на этапе результативности – доводилась до сведения родителей оценка результативности освоения СИПР: предметных и личностных результатов. Анкетирование родителей 2 класса «Формирование нравственных качеств».
2.Общественные смотры знаний с целью просветительской и консультативной работы с семьями в вопросах коррекционно – развивающего воспитания и обучения детей : родители посещали открытые уроки и занятия – в рамках «Открытой недели коррекционного блока», Общешкольное мероприятие «День открытых дверей» - Представители общественной организации «Д,О,М,», родители детей, посещающих школу и детей из детских дошкольных учреждений. Международный день - инвалида «Всем детям равные возможности» .
Родительский клуб «Мы – вместе!» Цель: Информационно - просветительская работа с родителями – распространение знаний по практическому использованию коррекционно – развивающих, здоровьесберегающих технологий для формирования жизненных компетенций «Специальные методы, приёмы работы в обучении и воспитании детей с умственной отсталостью». Родительский лекторий «Школа первоклассника». «В гостях у логопеда» - «Формирование и развитие речи». «Формирование сенсорной сферы» «Игралочка». «Дети и музыка». «Движение – это жизнь». «Пластилин» . «Волшебная кисточка».
3.Участие в занятиях, родительских собраниях по профориентации – проводят их классные руководители, учителя технологии. 4.Участие в заседаниях ШПМПк – с целью выработки направлений коррекционной работы с ребёнком, единых требований в обучении и воспитании, проводятся с родителями детей, которые находятся на индивидуальном обучении, отслеживание результативности освоения СИПР, оценка личностных результатов. 5. Лекторий для родителей - «Меры социальной поддержки семей, имеющих детей – инвалидов и малоимущих семей» с приглашением специалистов УСЗН ЗАТО г. Зеленогорска.
6.Посещение родительских собраний «Деятельность специалистов ШПМПК в школе». «Рекомендации специалистов ШПМПк» по классам. 7. Практикум для родителей учащихся индивидуального обучения «Коррекционная работа по формированию познавательной, эмоционально – волевой сферы, двигательных навыков, речи, коммуникативных умений учащихся». 8. Совместные праздники «Выпуск учащихся с сопровождения специалистов» . 9.Правовой всеобуч для родителей (на школьных родительских собраниях). «Причины совершения несовершеннолетними противоправных действий, ответственность» с приглашением инспектора ОДН ОУУМ и ПДН», « Соблюдение правил безопасности на дорогах».
10 . Включение родителей в проектную деятельность. Реализовывали краевой проект «Школа – территория здоровья».Родители активно участвовали в проектах «Играя, укрепляем здоровье». Конкурс «Правила дорожного движения».
12. Участие родителей в реализации целевой программы - проект «Сопровождение инклюзивной и дифференцированной образовательной практики в общеобразовательных организациях города Зеленогорска» - участвовали в семинарах, Днях открытых дверей родители детей, посещающих школу и детей из детских дошкольных учреждений (посетили наши семинары 25 родителей)
Проект «Планета добра» социальное взаимодействие школы и городских организаций по формированию толерантной среды к детям с ОВЗ в условиях города, способствующей их социализации и интеграции в общество как полноценных граждан.
Ближайшая конкретная цель проекта: Распространять идеи и социальные образцы толерантного взаимодействия среди населения города, формировать культуру толерантности детей.
Задачи проекта. Развитие коммуникативной компетенции детей и родителей в процессе работы в проекте. Обобщение и распространение опыта взаимодействия с детьми с ОВЗ среди образовательных организаций и учреждений города. Расширение круга общения детей с ОВЗ и здоровых детей, взрослых. Формирование нравственных качеств личности у обучающихся волонтёров (отзывчивость, готовность оказать помощь, сочувствие). Вовлечение в предметно – практическую деятельность детей с ОВЗ, способствующей развитию моторики, сенсорных процессов, творческого потенциала. Организация площадок, ориентированных на детей с ОВЗ во время проведения городских праздников, акций. Организация совместного лектория для родителей, участвующих в проекте. Формирование толерантного поведения в организации общения и совместной деятельности детей и родителей различных социальных групп населения. Создание условий для включения детей в творческую деятельность различных групп, объединений. Развитие готовности к сотрудничеству, взаимовыгодному, взаимообязывающему партнерству образовательной организации и учреждений города.
Целевая группа: Целевой группой данного проекта являются семьи, имеющие детей с ОВЗ – с интеллектуальной недостаточностью и сами дети. Родители являются участниками Зеленогорской Ассоциации родителей особых детей «Планета добра».
Социальные партнёры: Волонтёры-сверстники Зеленогорского МОУ школа №175; Обучающиеся МОУ школ 164, 163 (1 -3 классы); МУ «Музейно – выставочный центр»; ЦДиК МУП «Центр досуга и кино»; «Центр экологии, краеведения и туризма» (МБОУ ДОО ЦДОД), волонтёры; МУ Библиотека имени В. Маяковского.
Особенность нашего проекта состоит в том, что он организует совместную деятельность родителей, детей с ОВЗ и детей, не имеющих ограничений в здоровье и их родителей. Ранее наша организация участвовала в подобной деятельности, её инициатором была общественная организация родителей. Для расширения жизненного пространства детей, их социальных контактов, формирования толерантной среды среди населения города, расширение сферы социального партнёрства школа в данном проекте возьмёт на себя основную организующую и планирующую функции.
В рамках соглашения о социальном взаимодействии помещение, оборудование и кадровое обеспечение для проведения мероприятий предоставит КГБОУ «Зеленогорская школа-интернат» с привлечением ресурсов социальных партнёров, также предусматривается проведение мероприятий на территории социальных партнёров, включение детей в социокультурные мероприятия города - участие в городские мероприятия.
Для реализации плана проекта предусмотрены различные формы проведения мероприятий: кружки, экскурсии, конкурсы, эко – уроки, квесты, тематические площадки (музыкальная, игровая, творческая, спортивная, занимательная, театральная), концерты, праздничные игровые программы, фотоконкурс, социальные акции, флэшмоб, включение в социокультурные мероприятия города.
Участники – обучающиеся школы – интерната, школы 175, 163.
КВЕСТ «Путешествие в мир Знаний» Станция «Мастерок» Станция «Спортивная» Станция «Игралочка» Станция «Умелые ручки» Станция «Дом дружбы» Участники – обучающиеся школы – интерната, 163, волонтёры школы 175.
Праздник «Корзинка для осени» Участники – обучающиеся школы – интерната, 163, волонтёры школы 175, родители.
Все формы сотрудничества с семьёй, средства реабилитации ребёнка должны способствовать максимальной адаптации, интеграции ребёнка в образовательной среде школы, города. Необходимо конструктивное взаимодействие, а не противо - стояние.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий педсовета «Семья и школа: пути эффективного взаимодействия»
Семья и школа – это две ведущие педагогические системы, во взаимодействии которых определяется и вектор личностного развития ребенка и морально-нравственного состояния всего об...
Семья и школа.Пути взаимодействия и сотрудничества.
Выступление на родительском собрании. В статье рассматриваются основные формы взаимодействия семьи и школы в воспитании детей....
Семья и школа: пути эффективного взаимодействия
Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его воспитание и развитие, поэтому одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педаго...
Семья и школа. Пути взаимодействия и сотрудничества
На современном этапе развития общества основная цель, поставленная перед российским образованием - достичь нового уровня социализации подрастающего поколения, воспитать нравственного, ответственного, ...
Доклад «Семья и школа: пути эффективного взаимодействия»
Сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. Это отвечает с...
«Семья и школа: пути эффективного взаимодействия»
Выступление по теме: "Принципы и правила работы с трудными родителями"...
Выступление на педсовете «Семья и Центр пути эффективного взаимодействия»
цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с родителями. Выявление проблемы и поиск оптимальных форм совместной работы Центра и семьи в интересах ребенка...