Статья "«Игровая деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках ручного труда»
статья
Данная статья раскрывает возможности использования игровой деятельности на уроках ручного труда для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_igrovaya_deyatelnost.docx | 29.15 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игровая деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках ручного труда»
«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
Игра - важнейшая часть жизни ребенка. Игровые технологии в воспитании и обучении подрастающего поколения, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра до сих пор остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребенку незнакомые грани изучаемого предмета, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует повышению у школьников интереса к учебе, а значит, процесс обучения становится более эффективным.
Для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) игра выступает ведущим средством обучения и воспитания с младших лет и до старшего возраста. От ее разнообразия, содержания, эмоциональной и интеллектуальной насыщенности зависят результаты развития индивидуальности и социализации личности. В играх ребенок осваивает окружающий предметный мир и отношения взрослых. Он не только осваивает готовые способы действий, но и экспериментирует, приспосабливает предметы к своим потребностям, использует их в соответствии с развивающимся воображением.
Детство - самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям и труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития. Для детей с ограниченными возможностями здоровья игра составляет основное содержание жизни, выступает ведущей формой деятельности, тесно переплетенной с трудом и обучением. В игру вовлекаются все стороны личности ребенка: он двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Особое место в деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья занимают творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу. В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации и самовыражению.
Именно в игре происходит психическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, формирование учебной и трудовой деятельности. Игра - это подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.
Основной целью обучения учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является их максимальная адаптация в современное общество. Решение этой задачи обеспечивается всей системой учебно-воспитательной работы школы.
Включение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в трудовую деятельность с самого начала развития олигофренопедагогики признавалось одним из главных условий их подготовки к самостоятельной жизни. Существующая система трудового обучения сложилась с учетом специфики работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Достаточно сказать, что в действующем учебном плане нашей школы почти одна треть времени отводится на трудовое обучение.
Учащиеся со средней, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости, с ТМНР обучаются ручному труду, при этом количество часов, отведённых для данного предмета в старших классах, пока достигает десяти часов.
Игровые формы на уроках ручного труда могут использоваться как элемент урока. Игры могут стать удобной формой актуализации знаний (в начале урока или перед началом изучения новой темы); динамической паузы, необходимой по ходу урока, закрепления изученного материала и контроля в конце учебного занятия. В игровой форме может пройти и целый урок.
На уроках ручного труда используются предметные, сюжетные и ролевые игры.
В ходе игры учащиеся раскрепощаются, развиваются их творческие способности, обогащается речь. Включение игры в урок способствует частой смене деятельности обучающихся, необходимой для снижения утомляемости детей с ограниченными возможностями здоровья. В то же время игровые моменты часто удивляют обучающихся своей неожиданностью и непредсказуемым содержанием. А как отмечал В.А Сухомлинский, мышление начинается с удивления.
Также возможно использование элементов игровой деятельности с использованием смайликов, изображающих эмоции человека. Мы их называем «Наши помощники». Обучающимся предлагается оценить свое настроение в начале и, в качестве рефлексии, в конце урока. Часто, после участия в различных играх, настроение обучающихся в конце урока улучшается. Это дает повод учителю считать, что его урок прошел на «Отлично».
В качестве узнавания обучающимися темы урока используются элементы игры-квеста, когда ребятам необходимо по подсказкам всем вместе или группами найти задание и выполнить его. Совместное выполнение заданий учат ребят работать в команде не только друг с другом, но и с учителями и воспитателем. В групповой работе формируются умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других учеников, терпимо относясь к критике в свой адрес, деликатно отзываясь об ошибках своих товарищей; приобретаются желание и умение добиваться поставленной цели.
На уроках ручного труда с успехом применяются такие ролевые игры, как «Ателье», «Скульптор», «Художник», «Мастерская по ремонту одежды». Так как контингент нашей школы составляют преимущественно мальчики, многие задания, связанные с работой с тканью и бисером, входящих в программу по ручному труду, они выполняют с неохотой. Поэтому необходимо включать в ход урока элементы игры в «Модное ателье» с элементами художественного оформления (вышивание, применение различных швов, бисер). Роли между учащимися распределяются, учитывая желания и возможности учеников. Игра повышает мотивацию к обучению, стимулирует к выполнению заданий, и ребята с удовольствием пришивают пуговицы, шьют разными видами швов, изготавливают изделия из бисера.
В пятом, шестом, седьмом и даже более старших классах с успехом применяются сюжетно-ролевые игры с использованием героев сказок и рассказов, например Грязнули и Федоры из сказок «Мойдодыр» и «Федорино горе» К.И. Чуковского, Бобки из рассказа Н.Н. Носова «Заплатка» и т.д. Учитель предлагает обучающимся угадать сказку или рассказ, их героев и оценить, какую помощь могут оказать ребята этим персонажам. Учащиеся с удовольствием отгадывают героя и рассказывают, чем они могут ему помочь. Одному требуется пришить пуговицы, зашить порвавшуюся рубашку, другому – пришить заплатку и т.д. Включаясь в игровую деятельность, мальчики с большим желанием «помогают» героям и выполняют различные операции по своему желанию и вкусу.
Свободная сюжетная игра - самая привлекательная для детей деятельность. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает субъективное внутреннее ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений - всего того, что в практической деятельности дается ему с трудом или вовсе недостижимо. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребенка реально ощутимого продукта, в ней все условно, все «как будто», «понарошку». В сюжетной или ролевой игре ребенок может быть «строителем», «учителем», «дизайнером», «архитектором», «художником», «портным» и т.д. Во время сюжетно-ролевых игр обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья включаются в такие волнующие события, происшествия, которые в действительности с ними никогда и не случались. Они могут повторять, «проживать» заново события, в которых они не смогли проявить себя так, как им хотелось бы.
В качестве динамической паузы на уроках ручного труда часто используются такие игры, как «Море волнуется…», «Съедобное-несъедобное», «Живое-неживое» и т. д. Возможно и применение театрализованных игр, таких как «Я знаю пять названий …». Эти игры развивают координацию движения, ловкость, терпение, внимание. Словесные дидактические игры (игры с мячом, «Назови одним словом», «Слова-перевертыши» и т.д.) обогащают словарный запас обучающихся, развивают произносительную сторону речи, т.к. позволяют повторять слова и выражения многократно.
Интеллектуальные игры развивают воображение, восприятие, внимание и память, знакомят ребят с окружающим миром. Разгадывание загадок, кроссвордов носит обучающий характер, способствует развитию мыслительной деятельности ребят.
На уроках, посвященных изготовлению фигурок животных из различных материалов (пластилин, природный материал, бумага и т.д.), применяются игры-имитации. Обучающиеся изображают животных, имитируют их повадки и голос. Примером таких игр может служить измененная игра: «Звери волнуются раз, звери волнуются два, звери волнуются три, фигуру медведя (кошки, собаки, обезьянки и т.д.) нам покажи!». Такие игры развивают воображение, фантазию, наблюдательность, творческие способности обучающихся.
На этапе подведения итогов урока часто используются игровые приемы «Опиши свою поделку», «Дай название своей поделке» и т.д. Не все работы у обучающихся получаются красивыми, что-то не получается вовсе. И ребята часто с юмором описывают свои ошибки, дают смешные названия поделкам, что, в свою очередь, дает положительный заряд даже при неудачах.
Все эти возможности дидактической игры расширяют практический мир школьника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт. Психологами и педагогами установлено, что, прежде всего, в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребенок воссоздает интересующие его сферы жизни с помощью условных действий.
Детство – не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности, то, что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку. Дидактические игры в комплексе с другими обучающими и воспитательными средствами представляют собой основу формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Во время различных игр обучающиеся с умственной отсталостью приобретают те качества и черты, которые необходимы им в будущей жизни.
Литература.
1.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М.: Концептуал, 2018.
2.Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Школа-Пресс, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Внеурочная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - пример силы духа, неиссякаемого оптимизма и утверждение безграничности человеческих возсожностей....
Развитие познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках химии с использованием ИКТ
По моему мнению, современный урок должен быть интересным, познавательным, обязан учитывать интересы учащихся, оставлять некоторую недосказанность и побуждать к творчеству, чтобы реб...
Проектная и исследовательская деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Для специальной (коррекционной) школы VIII вида забота о жизненной перспективе выпускника наряду с компенсацией недостатков в развитии всегда были доминирующими....
Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровьяНекрасов Антон СергеевичМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя обще...
Организация проектной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Содержание работыГЛАВА 1. Теоретические основы метода проекта. 1. История проектного обучения ( метода проектов).2.Суть и диапазон метода проектов.3Статус метода проектов4.Типология метода...
Доклад по теме «Инновационные методы обучения и воспитания на уроках трудового обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Педагогические чтения – 2017 «Совершенствование профессиональной компетентности учителя как способ повышения качества образовательных услуг в условиях модернизации системы образования». Секция «В...
СТАТЬЯ Проектная и исследовательская деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии
СТАТЬЯ Проектная и исследовательская деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии...