«Индивидуально-дифференцированный подход к обучению математики для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
статья

Доклад учителя математики на тему "Индивидуально-дифференцированный подход к обучению математики для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad2016g.docx31.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Шаховская школа-интернат для обучающихся

с ограниченными   возможностями здоровья»

                                                Доклад

«Индивидуально-дифференцированный подход к обучению математики для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

                                                                                              Подготовила учитель:

Ковыркина И.Ю.

п.Шаховская

25.02.2016г.

           При решении задачи повышения качества образования и воспитания немаловажное значение имеет психолого-педагогическое изучение школьников, своевременное выявление причин отставания отдельных учеников и выбор наиболее эффективных путей устранения этих отставаний.

Учебно-познавательная деятельность и усвоение знаний учащимися несут на себе отпечаток индивидуальных особенностей их мышления, памяти, внимания, способностей, а также мотивов и установок учения. Встает вопрос об учете этих особенностей и организации индивидуальной работы с учащимися в процессе урока.

Психофизические причины аномального развития еще более углубляют индивидуальные особенности личности, поэтому индивидуализация обучения в специальном (коррекционном) образовательном учреждении  приобретает особую важность. Для коррекционной педагогики дифференцированный и индивидуальный подход в обучении – один из   

принципов специального образования.

  Проблема дифференцированного обучения продолжает оставаться актуальной и сегодня. Что же такое дифференцированное обучение и индивидуальный подход в обучении?

  Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся.

  Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка.

  Развитие мышления учащихся - одна из основных задач школы.

  То, что обучение так или иначе должно быть согласовано с уровнем развития ребёнка,- это установленный и многократно проверенный факт, который невозможно оспаривать.

  Разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями.

  Психофизиологические особенности учащихся, разные уровни их умственных способностей закономерно требуют для обеспечения эффективного обучения каждого ученика или группы детей неодинаковых условий обучения. В условиях классно-урочной системы обучения это возможно при индивидуализации и дифференциации обучения.

   Как строить процесс дифференцированного обучения?

Практики говорят: по степени умственного развития, работоспособности. Теоретики считают: по степени помощи ученику. Дифференциацию можно проводить по степени самостоятельности учащихся при выполнении учебных действий.

  Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов.

   Для себя я разбила эту работу на несколько этапов:

  1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся – и физических ( здоровья), и психологических, и личностных. В том числе особенностей мыслительной деятельности, и даже условий жизни в семье.

В связи с этим вспоминаются слова К. Д. Ушинского:

« Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях».

Для этого я использую личные наблюдения, анкетирование, беседы с родителями, а также опираюсь на результаты обследований, проводимых нашими психологами и логопедом.

 

2.Выделение отдельных групп учащихся, отличающихся:

- различным уровнем усвоения материала на данный момент;

-уровнем работоспособности и темпом работы;

-особенностями восприятия, памяти, мышления;

-уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.

 

3.Составление или подбор дифференцированных заданий, включающие различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания.

 

4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.

 

Каждый из этих этапов по-своему сложен. У каждого учителя свой подход к выделению групп учащихся.

 С моей точки зрения, правильнее будет не деление детей на «слабых» и «сильных», а отнести их  к трём условным группам. Эти группы не постоянны, их состав может меняться.

1 группа - дети, требующие постоянной дополнительной помощи.

2 группа – дети, способные справиться самостоятельно.

3 группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.

 

Дети 1 группы отличаются низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, трудностями в  организации собственной деятельности, низким уровнем развития памяти, внимания, мышления. Им необходимы постоянная стимуляция, яркая мотивация, чёткое отслеживание временного режима, проверка качества выполнения заданий, включение заданий на развитии. Этим учащимся педагоги обычно уделяют максимум внимания в ущерб остальным.

 

 Дети 2 группы более всего устраивают учителя, с ними мало хлопот. У них хорошие память и внимание, нормально развитое мышление, грамотная речь, их отличают исполнительность, добросовестность, высокая учебная мотивация. Им необходимо постоянное ненавязчивое внимание учителя, небольшая стимуляция, включение творческих заданий.

 

Дети 3 группы обладают «академической одарённостью», представляющей собой единство познавательной потребности, эмоциональной включённости, мотивации и способности к регуляции своих действий.

 

Как педагогу-практику сделать каждый урок продуктивным и максимально эффективным для всех групп учащихся? Как «подать» материал, чтобы одарённые не скучали, а дети с трудностями обучения и развития понимали его?

  Эффективность урока зависит от целого ряда факторов. Работать над ним учитель начинает ещё при написании календарно-тематического плана. Важно продумать место и роль каждого урока в теме, связь между уроками курса, распределить время на введение в тематику, закрепление и отработку, контроль и коррекцию результатов.

   Непосредственно подготовку к уроку важно начинать с целеполагания, мы знаем о триединых целях образования: обучение, развитие, воспитание.

   Чтобы разнообразить учебные будни, учителя обычно используют различные формы и жанры урока.

  По математике можно проводить «блиц-турниры» - это уроки решения задач. В учебниках УМК «Школа 2100» решения задач проводятся в форме блиц турниров: нужно решить определённое количество задач за отведённый норматив времени( 3-5 задач за 1-2 минуты).

   На блиц-уроке учащимся предлагается весь урок решать задачи. Разнообразие и интерес в это занятие вносит внутренняя и внешняя дифференциация: учитель подбирает задачи трёх уровней сложности, а право выбора сложности задачи оставляет за учеником. Оценивание за урок проводится рейтинговое, в зависимости от сложности и количества решённых задач. Для высокого рейтинга ученик должен решить, например 3 сложных и 6 простых задач – выбор за ним.

  Учащиеся, быстро набрав нужные баллы, выступают в роли консультантов для более «слабых» учащихся, обучая их.

  Даже самые неуспешные ученики могут справиться с заданиями, ведь задачи с низким уровнем трудности им по плечу, а в случае затруднения всегда можно взяться за другую задачу или воспользоваться помощью консультанта.

 Эта форма урока наиболее эффективна при закреплении решении задач одного вида ( по теме « Периметр», « Площадь»).

 

         Математика.

Тема:  «Решение задач на разностное сравнение».

1 группа. Соедини текст задачи с нужным выражением.

У Вити30 2 кассеты с мультфильмами, а у Кати в 3 раза кассеты больше, чем у Вити. Сколько кассет у Кати?

 

         302+3           302-2              302:3

 

2 группа. Составь выражение к задаче.

 

Ширина ленты 9 см. Это на 7см больше, чем ширина тесьмы. Какова ширина тесьмы?

 

3 группа. Составь выражение. Придумай свою задачу к выражению.

 

В среду Митя выучил 2 стихотворения, а в четверг – на 3 больше. Сколько стихотворений Митя выучил в четверг?

 

 

Для уроков обобщения изученного материала широко использую такую известную форму обучающего контроля, как зачёт.

 На зачёте можно пользоваться всем: тетрадью, учебником, памятками, советами консультантов.

1.До проведения зачёта попросите учеников письменно ответить на вопросы: Что было непонятно в данной теме? Что вызвало затруднение? О чём бы ты хотел узнать подробнее?

2. По ответам детей составьте вопросы зачёта и подготовьте консультантов (к ним можно будет обратиться в случае затруднения), по всем вопросам темы поработайте с экспертами ( учащиеся, которые будут принимать ответы по теоретической и практической части у одноклассников).

3. Чтобы привлечь к активной работе на зачёте « средних» и « слабых» учащихся, возлагают на «сильных» роли наблюдателей: они должны следить за приёмом и сдачей зачёта, помогать малоопытному эксперту, направлять его деятельность.

Таким образом, на уроке все учащиеся активны, осознают важность и значимость выполняемых ролей, учатся задавать наводящие, провокационные вопросы, оппонировать друг другу.

.

 Проводя контроль, педагоги обязательно должны сделать анализ работ, довести его до учащихся, выполнить работу над ошибками.

 Коллективный характер урочных занятий, порождая состязательность учащихся, стимулирует их познавательную активность, содействует  развитию их творческих способностей, формированию дисциплинированности, прилежания, товарищества и других нравственных качеств.

 Фронтальная форма обеспечивает привлечение к работе всех учеников класса и их общий прогресс в учении. Вместе с тем она не может быть  универсальной, так как недостаточно учитывает уровень развития, познавательные интересы и возможности, специфические особенности каждого ученика. Поэтому фронтальная работа на уроке сочетается с индивидуальной.

«Индивидуализация обучения – организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация обучения осуществляется в условиях коллективной работы в рамках общих задач и содержания обучения». (№ 5)

В психологии индивидуализация обучения рассматривается как один из принципов гуманизации педагогического взаимодействия. Этот принцип означает «выявление и культивирование в каждом ребенке индивидуально специфических элементов общей и специальной одаренности, построение  такого содержания и методов обучения и воспитания, которые были бы  адекватны возрастным (по уровню развития) и индивидуальным (личностным) особенностям и возможностям, способностям и склонностям всех  учащихся, соответствовали сензитивным периодам их возрастного и индивидуального развития». (№ 12 с. 389-390)

Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода.

Таким образом, одним из важнейших условий реализации индивидуально-дифферен¬цированного подхода к учащимся является постоянное    изучение их индиви¬дуальных и типических особенностей, познавательных возможностей, влияющих на успешность усвоения учебного материала.

Успешность применения индивидуального подхода к учащимся определяется правильным подбором дифференцированных заданий, систематическим контролем учителя за их выполнением, оказанием своевременной помощи ребенку в случае возникновения у него затруднений.

Фронтальная, групповая и индивидуальная работа учащихся по-разному способствует реализации образовательных и воспитательных задач.  Поэтому необходимо рациональное их сочетание, обоснованный и продуманный выбор той или иной формы учителем с учетом особенностей учебного предмета, содержания изучаемого материала, методов обучения, особенностей класса и отдельных учащихся.

Вывод:

При работе с дифференцированными заданиями важно учитывать зону актуального и ближайшего развития. А для этого важно осуществлять постоянный контроль за результатами работы, диагностику и после изучения каждой темы, и в ходе изучения темы.

 Я использую дифференциацию на разных этапах урока. Виды дифференцированных заданий зависят от цели, которую ставит учитель.

Если учителя волнует развитие детей, успех в обучении каждого учащегося, то  он обязательно будет осуществлять индивидуальный  и дифференцированный подход в обучении.

Литература

1.  Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной  (коррекционной) школе. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.

2.  Гнездилов М.Ф.Методика русского языка во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1965.

3.   Грабал Вл.Некоторые проблемы мотивации учебной деятельности учащихся // Вопросы психологии. 1987. № 1.

4.  Дробинская А.О.Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь. – М.: Школьная Пресса, 2005.

5.   Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю.Педагогический словарь. –   М.: Академия, 2000.

6.   Малер А.Р., Цикото Г.В.Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М.: Академия, 2003.

7.  Обучение детей с задержкой психического развития: пособие для    учителей / Под ред. В.И. Лубовского. – Смоленск: Россиянка, 1994.

8. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития  (олигофренопедагогика) / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Академия, 2003.

9.   Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1983.

10. Перова М.Н.Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIIIвида. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.

11.   Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2005.

12.   Фридман Л.М., Кулагина И.Ю.Психологический справочник учителя. – М.: Совершенство, 1998.

13.   Харламов И.Ф.Педагогика. – М.: Гардарики, 1999.

14.  Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Методическое пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

Всестороннее изучение учащихся – основа правильного педагогического воздействия на каждого ребенка, оно обеспечивает компенсацию дефекта,успешное развитие и обучение аномального ребенка в коллективе....

Здоровьесберегающее обучение и воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Одной из приоритетных задач современной школы должны стать сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них здорового образа жизни, так во многих исследованиях рассматривается ка...

Моё ЭССЕ «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации»

Моё ЭССЕ «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации»...

Открытый урок математики для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Цель этого урока- создание условий для интеллектуального, нравственного и...

Адаптированная рабочая программа по математике для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее АООП) основного общего образования (далее ООО) по аматематике для обучающихся с НОДА – это образовательная программа, адаптированная ...

«Особенности обучения на дому обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (умственной интеллектуальной отсталостью)»

В настоящее время проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – детей с ОВЗ) привлекает внимание не только педагогов, психологов, социальных работников, но и являетс...