Особенности формирования и оценки базовых учебных действий
статья
В статье говорится об особенностях, трудностях формирования базовых учебных действий у умственно отсталых школьников. Разработаны критерии оценивания, т.е. те. возможные БУД, которые необходимо и возможно сформировать у обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_formirovaniya_bud1.pdf | 252.27 КБ |
otsenka_bud.pdf | 341.25 КБ |
выступление на педагогическом форуме | 86.5 КБ |
formirovanie_bud_smirnova.zip | 612.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Формирование базовых учебных действий обучающихся с интеллектуальными нарушениями на логопедических занятиях с использованием лингводидактического комплекса
Смирнова Людмила Васильевна
учитель – логопед высшей категории
Краевое государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Зеленогорская школа-интернат»
Аннотация.
Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. Результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) обучающихся с интеллектуальными нарушениями связаны и обусловлены сформированностью базовых учебных действий, которые формируются и на занятиях учителя – логопеда с использованием технического и дидактического оборудования.
Ключевые слова: базовые учебные действия, внеурочная деятельность, личностные и предметные результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП), лингводидактические средства обучения.
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ― программа формирования БУД, Программа) реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования Федерального государственного образовательного стандарта к личностным и предметным результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП).
Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающихся с умственной отсталостью. БУД не обладают той степенью обобщенности, которая обеспечивает самостоятельность учебной деятельности и ее реализацию в изменяющихся учебных и внеурочных условиях. БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.[ ].
Базовые учебные действия обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.
В качестве базовых учебных действий рассматриваются операционные, мотивационные, целевые и оценочные.
Задачами реализации программы являются:
― формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
― овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
― развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.
Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо:
•определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся;
•определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов.
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется на момент завершения обучения школе [5].
Функции базовых учебных действий:
обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;
реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности;
обеспечение целостности развития личности обучающегося.
С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) базовые учебные действия целесообразно рассматривать на различных этапах обучения.
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.
Характеристика базовых учебных действий
Личностные учебные действия
Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
читать; писать; выполнять арифметические действия;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
В коррекционной деятельности целесообразно использовать следующие приемы педагогической коррекции [6]:
- приемы, обеспечивающие доступность учебной информации для детей с нарушением интеллекта;
- специальные приемы организации обучения;
- логические приемы переработки учебной информации;
- приемы использования технических средств, специальных приборов и оборудования.
Данные приемы коррекционной работы обеспечивают процесс формирования БУД. Программа формирования БУД реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности. Деятельность учителя – логопеда направлена на формирование и коррекцию системного недоразвития речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями. В коррекционные программы учителя – логопеда включается раздел «Формирование базовых учебных действий».
Результатами освоения логопедических программ является формирование базовых учебных действий (БУД): личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Базовыми личностными результатами формирования речевых навыков по программе являются следующие умения:
-сформировать устойчивый познавательный интерес к речи, как средству общения;
-сформировать стремление к правильному употреблению звуков, слов в собственной речи.
Базовые регулятивные умения:
- ориентироваться в пространстве класса (учебного помещения);
- уметь пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)
- работать с учебными принадлежностями и уметь организовывать рабочее место;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев.
Базовые познавательные умения:
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
- работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение (пиктограмма, символ),
предъявленные на бумажных и электронных носителях).
Базовые коммуникативные умения:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников в спорной ситуации.
В коррекционной логопедической работе активно используются технические средства обучения: мультимедийная программа «Дельфа», оборудование «Лингводидактический комплекс» - лингводидактические средства обучения (ЛДСО) [3]. Материалы этого пособия используются в комплексной речевой работе: пособия для развития мелкой моторики, пособие «Лото настроения», материалы комплекта «Речь и речевое общение»: лото - пособие «Где они?», раздаточные сюжетные карточки для развития фразовой и связной устной речи, способности к последовательному построению рассказа, для формирования моделей поведения используются коммуникативные игрушки.
Речевая коррекционная работа с использованием лингводидактических средств обучения (ЛДСО) проводится с целью: учить понимать и обыгрывать речевые ситуации, формировать спонтанную связную устную речь, диалогическую и монологическую формы речи, воспитывать эмоциональность как вспомогательное средство в понимании и коррекции речи [8].
Задачи:
- Развитие зрительно- пространственного, временного восприятия.
- Формирование ритмико – интонационной стороны речи.
- Усвоение образование предложений с предложно – падежной конструкцией, логической организации речевой деятельности.
- Формирование умений диалогической речи, умений по составлению связных монологических высказываний.
- Формирование у обучающихся понимания на доступном уровне ролевых функций, социального поведения.
Методический аппарат лингводидактического комплекта «Речь и речевое общение» вместе с заданиями и упражнениями способствует формированию:
-логического мышления;
- способности к анализу;
- воображения.
пространственно – временного восприятия;
коммуникативных умений.
Воспитывает:
- эмоциональность как вспомогательное средство в понимании и обучении;
-умение видеть целое, суть явления через задействованные в процессе объяснения информации визуальные каналы восприятия.
Обучает:
- использованию языковых структур в конкретных ситуациях повседневной жизни;
-Пониманию оттенков значений действий, выраженных приставочными глаголами;
-навыкам образования притяжательных прилагательных;
- словам с противоположными значениями;
- значениям новых слов.
При работе с ЛДСО формируются следующие базовые учебные действия:
Базовые личностные умения:
-сформировать устойчивый познавательный интерес к речи, как средству общения;
-сформировать стремление к правильному употреблению звуков, слов в собственной речи.
Базовые регулятивные умения:
-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
Базовые познавательные умения:
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
- работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, элементарное схематическое изображение (пиктограмма, символ), предъявленные на бумажных носителях);
-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-умение видеть целое, суть явления через задействованные в процессе объяснения информации визуальные каналы восприятия.
Базовые коммуникативные умения:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с детьми и взрослыми;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.
- Набор по развитию ритмико – интонационной стороны речи – модель
«Лото настроений». Надо чаще давать детям задания, в которых бы они упражнялись в выражении вопросительной, восклицательной, повествовательной интонации. Именно это умение необходимо ребёнку при построении связного высказывания разных типов – повествования, описания, рассуждения, так как каждое из них требует разного интонационного оформления.
- Лото - пособие «Где они?». С помощью комплекта можно организовать
игры, объединённые общим названием «ГДЕ ОНИ?».
Цель: Ориентировка в пространстве и на плоскости.
Способствует организации обучения направлениям в пространстве, закреплению слов, обозначающих пространственное положение: наверху, внизу, над, под, сзади, перед, слева, справа, внутри, снаружи.
Игра №1.
Психолого – педагогические задачи игры:
-Обучение направлениям в пространстве,
- закрепление слов – обозначение пространственного положения.
Ход игры:
Вариант 1.
Мы помещаем домик в такое место, где его могут видеть все ученики.
Раздаём карточки ученикам, учитель ставит животных в определенных положениях и ученик, который имеет на своей карточке соответствующую картинку, кладёт на эту картинку жетон.
Вариант 2.
На карточках с синей рамкой отрабатываются направления противоположностей: наверху – внизу. Спереди – сзади, слева – справа, с одной стороны – с другой стороны, внутри – снаружи.
Игра 2.
Психолого – педагогические задачи игры:
- Ориентировка в следующих пространственных положениях: над, под, на, наверху.
Ход игры: На картинках изображены 2 вида животных – кошка и собака.
На каждой картинке они появляются в различных комбинациях - мы
получаем 42 различных варианта.
Преподаватель раздаёт карточки и говорит, какой стороной к себе они должны положить их на парту. В зависимости от цвета рамки, преподаватель или ученик должен выбрать соответствующий рисунок и отработать с ним пространственные понятия, помещая животных в различные положениях по отношению к домику и громко сообщить имя животного и его положение.
- Работа с сериями сюжетных картинок.
Использование картинок серий ЛДСО «Речь и речевое развитие» облегчает запоминание и воспроизведение рассказа.
Отрабатывается:
- последовательность событий
- причинно – следственные связи
- переставить картинки – восстанови порядок
- закончи рассказ
- сделать вывод или дать оценку поступкам, поведению героев
- придумать название рассказа
- по плану разложить картинки
Работа с сериями картинок способствует усвоению конструкций предложения, улучшает логическую организацию речи. Игровой характер картинок нравится детям, которые разыгрывают речевые ситуации, что приводит к развитию спонтанной речи и интонации.
- Работа с комплектами «Коммуникативные игрушки».
Целью использования коммуникативных игрушек является:
- развитие коммуникативных навыков и культуры речевого поведения;
- развитие устной речевой деятельности.
Цель комплекта:
Воспитывать и развивать у каждого ребёнка:
- коммуникационные и лингвистические стороны устной речевой деятельности;
- эмоционально – нравственные основы поведения.
Задачи комплекта:
Формирование и развитие:
- необходимого уровня монологической и диалогической речи;
- словарного запаса;
- умений общаться со сверстниками и взрослыми.
Структурной единицей комплекта является демонстрационная тактильная игрушка – коммуникативная игрушка.
Содержанием игр могут служить доступные детям сценки, взятые из их повседневной жизни. Общаясь с куклами, дети приучаются передавать в развёрнутой связной речевой форме свои ощущения и представления об окружающих предметах, их назначении и действиях с ними.
Коммуникативная игрушка – посредник в общении между детьми. Используются игры с правилами, элементы сюжетно – ролевых игр: «В лесу», «Как мы ходили в цирк», «Встреча», «Мы в театре» - с использованием кукол – бибабо.
Комплект коммуникативных игрушек «Народы мира» - представители различных народов, фигурки людей с ограниченными возможностями здоровья. Цель - приобщение к национальной культуре. Детям полезно дать элементы этнографических представлений, используя слайды, кинофильмы о разнообразии человеческих рас и национальностей. Следует формировать у них представление о многообразии человеческих языков одновременно с положительным отношением к ним. Набор состоит из:
- африканской семьи (мать, отец, сын, дочь);
- европейской семьи;
- азиатской семьи;
- южно – американской семьи.
- Модель «Фигурки инвалидов: люди с ограниченными возможностями здоровья.
Несмотря на то, что каждый вид нарушений психофизического развития (дети с ОВЗ) имеет свои специфические особенности, для всех видов отклонений доминирующим является нарушение речевого общения, способности к приёму и переработке информации. Именно по этой причине дети с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) испытывают трудности при обучении, формировании базовых учебных действий. Возникает потребность в использовании специального оборудования и средствах обучения. Комплект лингводидактических средств обучения (ЛДСО) обеспечивает и вносит разнообразие в процесс обучения, воспитания, формирования и коррекции речи, способствует повышению эффективности коррекционной логопедической работы, формируя необходимые базовые учебные действия.
Библиографический список.
- Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет. Коноваленко С.В. М.: Изд – во «Гном и Д», 2009.
- Коррекционно – развивающая программа для детей младшего школьного возраста (0 -1 класс) с множественными проблемами в развитии // Коррекционная педагогика. – 2006. - №5.
- Методические рекомендации к использованию лингводидактического комплекса. Коростелёв Б.А., Тер – Григорьянц Р.Г., Тихонова М.Ю. М.: Редакционно – издательский центр, 2015.
- Общение. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Ярославль: «Академия развития», «Академия холдинг», 2010.
- Обучение особых детей общению. Феррои Л.М., Панюшева Т.Д. // Аутизм и нарушения развития. – 2009. - № 4.
- Обучение детей с аутизмом социально – бытовой ориентировке. Соломахина Е.А., Острейкова И.А. //Аутизм и нарушения развития. -2010.- №1(28). – с.11-20.
- Развиваем связную речь. Бортникова Е. Екатеринбург: ООО «КнигоМир», 2010.
- Учим ребёнка говорить: здоровьесберегающие технологии. Беляковская Н.Н., Засорина Л.Н. Творческий центр «Сфера», М.,А 2012.
- Формирование первоначальных коммуникативных умений у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Мамаева А.В. Красноярск, 2014.
Тезисы:
1.
Подписи к слайдам:
Требования ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП (вариант 1) АООП (вариант 2), СИПР Структурные элементы АООП, СИПР: программа формирования базовых учебных действий
Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающихся с умственной отсталостью. Цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.
Задачи реализации программы ― формирование мотивационного компонента учебной деятельности; ― овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности; ― развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.
« Лингводидактический комплекс» - лингводидактические средства обучения (ЛДСО) Материалы этого пособия используются в комплексной речевой работе: пособия для развития мелкой моторики; пособие «Лото настроения»; материалы комплекта «Речь и речевое общение»: лото - пособие «Где они?», раздаточные сюжетные карточки для развития фразовой и связной устной речи, способности к последовательному построению рассказа; формирование моделей поведения -коммуникативные игрушки.
Цель использованием лингводидактических средств обучения (ЛДСО) Цель работы: учить понимать различные социальные ситуации, составлять по ним рассказ и оценивать их, формировать спонтанную связную устную речь, диалогическую и монологическую формы речи, социально – бытовую ориентировку, воспитывать эмоциональность как вспомогательное средство в понимании и коррекции речи.
Задачи: Развитие зрительно- пространственного, временного восприятия. Формирование ритмико – интонационной стороны речи. Усвоение образование предложений с предложно – падежной конструкцией, логической организации речевой деятельности. Формирование умений диалогической речи, умений по составлению связных монологических высказываний. Формирование у обучающихся понимания на доступном уровне ролевых функций, социального поведения.
Базовые личностные умения: устойчивый познавательный интерес к речи, как средству общения; стремление к правильному употреблению звуков, слов в собственной речи. При работе с ЛДСО формируются следующие базовые учебные действия:
Базовые регулятивные умения: -принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
Базовые познавательные умения: - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; - пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; - работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, элементарное схематическое изображение (пиктограмма, символ), предъявленные на бумажных носителях); -делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; -умение видеть целое, суть явления через задействованные в процессе объяснения информации визуальные каналы восприятия.
Базовые коммуникативные умения : - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик); - использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с детьми и взрослыми; - обращаться за помощью и принимать помощь; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности; - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; -доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.
Пособия для развития мелкой моторики
Набор по развитию ритмико – интонационной стороны речи – модель «Лото настроений»
Цель: Ориентировка в пространстве и на плоскости. Способствует организации обучения направлениям в пространстве, закреплению слов, обозначающих пространственное положение: наверху, внизу, над, под, сзади, перед, слева, справа, внутри, снаружи. Пособие «Где они?»
Пособие «Где они?»
Работа с сериями сюжетных картинок . Использование картинок серий ЛДСО «Речь и речевое развитие» облегчает запоминание и воспроизведение рассказа. Отрабатывается: - последовательность событий - причинно – следственные связи - переставить картинки – восстанови порядок - закончи рассказ - сделать вывод или дать оценку поступкам, поведению героев - придумать название рассказа - по плану разложить картинки
Тематика сюжетных картинок «Как получают продукты питания»: молоко, соль, хлеб, яйца, рис, томатную пасту, мёд». Как выращивают фрукты: апельсины, яблоки». «Как получают минеральную воду». «Как получают оливковое масло», «Режим дня», «Занятия детей»; «Прогулка», «Занятия спортом», «Рыбалка». «Разные жизненные ситуации» . «Жизнь домашних животных».
Виды упражнений - последовательность событий: - «Как получают продукты питания», «Что сначала, что потом?»; - восстановление порядка действий: переставить картинки – «Режим дня», «Снеговик»; - закончи рассказ - «Ситуации»; - придумай начало, середину, конец рассказу – подбери картинки - «Прогулка», «Рыбная ловля», «Купание», «Ситуации»; - сделай вывод или дай оценку поступкам, поведению героев, расскажи, как бы поступил ты?; - придумай название рассказа; - разложи картинки по плану или по подробному вопроснику; - составь рассказ по сериям картинок.
Формирование логического и ассоциативного мышления, связной устной речи, способности к последовательному построению рассказа
Работа с сериями картинок способствует усвоению конструкций предложения, улучшает логическую организацию речи. Игровой характер картинок нравится детям, которые разыгрывают речевые ситуации, что приводит к развитию спонтанной речи и интонации. Работа с сериями картинок способствует формированию базовых учебных действий.
Комплект «Коммуникативные игрушки» Целью использования коммуникативных игрушек является: - развитие коммуникативных навыков и культуры речевого поведения; - развитие устной речевой деятельности. Цель комплекта: Воспитывать и развивать у каждого ребёнка: - коммуникационные и лингвистические стороны устной речевой деятельности; - эмоционально – нравственные основы поведения. Задачи комплекта: Формирование и развитие: - необходимого уровня монологической и диалогической речи; - словарного запаса; - умений общаться со сверстниками и взрослыми.
Структурной единицей комплекта является демонстрационная тактильная игрушка – коммуникативная игрушка. Содержанием игр могут служить доступные детям сценки, взятые из их повседневной жизни. Общаясь с куклами, дети приучаются передавать в развёрнутой связной речевой форме свои ощущения и представления об окружающих предметах, их назначении и действиях с ними. Коммуникативная игрушка – посредник в общении между детьми. Используются игры с правилами, элементы сюжетно – ролевых игр: «В лесу», «Как мы ходили в цирк», «Встреча», «Мы в театре» - с использованием кукол – бибабо.
Комплект коммуникативных игрушек «Народы мира» - представители различных народов, фигурки людей с ограниченными возможностями здоровья. Цель - приобщение к национальной культуре. Следует формировать у них представление о многообразии человеческих языков одновременно с положительным отношением к ним. Набор состоит из: - африканской семьи (мать, отец, сын, дочь); - европейской семьи; - азиатской семьи; - южно – американской семьи. - Модель «Фигурки инвалидов: люди с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с интеллектуальными нарушениями испытывают трудности при обучении, формировании базовых учебных действий. Возникает потребность в использовании специального оборудования и средствах обучения. Комплект лингводидактических средств обучения (ЛДСО) обеспечивает и вносит разнообразие в процесс обучения, воспитания, формирования и коррекции речи, способствует повышению эффективности коррекционной логопедической работы, формируя необходимые базовые учебные действия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования различных видов универсальных учебных действий при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности по математике
Особенности формирования УУД при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности на примере проекта в 8 классе по геометрии "Теорема Пифагора"...
Особенности формирования различных видов универсальных учебных действий при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности по математике
Особенности формирования различных видов универсальных учебных действий при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности по математике на примере проекта по геометрии "Теорема Пифагор...
Разработка контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 6 классе (по разделу "Имя прилагательное")
Контрольно-измерительные материалы представлены как проектная работа по итогам обучения на курсах повышения квалификации (декабрь 2014 года), составлены с учетом требований ФГОС, содержат примеры зада...
«Проектирование системы заданий для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках физической культуры в 5 классе»
«Проектирование системы заданий для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках физической культуры в 5 классе»...
Проектная работа "Разработка контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 6 классе по теме "Глагол"
Проектная работа представляет собой разработку пакета контрольно –диагностических материалов для формирования и оценки УУД на уроках русского языка в 6 классе по разделу «Глагол» ( по УМК М. Т. Б...
Разработка контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 6 классе
https://cloud.mail.ru/public/5UKz/G6ZyfTtBV...
Методическая разработка "Приемы оценки базовых учебных действий"
Методическая разработка "Приемы оценки базовых учебных действий"...