Проект "Сказочный мир театра теней".
проект (5 класс)

    Основной принцип теневого театра очень прост – использование тени от фигуры или предмета, падающий на экран при освещении их каким-либо источником света.

    Для классического теневого театра характерны относительно маленький экран, применение в основном плоских или полуобъемных кукол-фигур, использование простого белого цвета.

    Театрализованная деятельность дает возможность формировать опыт социальных навыков поведения, вследствие этого любая легенда либо художественная литература, сказка для ребенка постоянно имеет высоконравственную нацеленность (добросердечность, решимость). Вследствие чего через театральную деятельность дети познают мир не только лишь разумом, однако, и сердечком,  высказывая собственное мнение к доброму делу и злу.

   Театрализованная деятельность может помочь ребятам справиться с застенчивостью, неуверенностью в себе, стеснительностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_skazochnyy_mir_teatra_teney.doc198 КБ

Предварительный просмотр:

                Министерство образования и науки Республики Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                            «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 2»

               

«Согласовано»:  директор по в. р.

ГБОУ СКОШИ № 2

С.Д. Дашиева /____________ /

от «01.09. 2019 г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ СКОШИ № 2

А.Н. Аюшеев /____________ /

                                                                   Творческий проект «Сказочный мир театра теней»

                                                                                                                                                       Составитель:  воспитатель 1 категории Ефимова Л.В.

                                                                                                  г. Улан-Удэ

                                                                                                      2019-2020

                                                                              Пояснительная записка                              

 Нормативно-правовым основанием для разработки и применения проекта являются:

- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. № 26«Об утверждении Сан Пин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих

образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014№1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- Приказ Минобрнауки России от19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

- Локальные акты и Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2 г. Улан-Удэ.

Театр теней является одним из доступных видов искусства для детей с ограниченными возможностями здоровья. Театр теней позволяет решить многие актуальные проблемы современной специальной педагогики и психологии. Театрализованная деятельность в коррекционной школе - это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала обучающихся, воспитания творческой направленности личности.

Теневые театрализованные представления оказывают огромное значение на развитие детей. Они развивают речь и мелкую моторику рук,   развивают коммуникативные навыки и творческие способности, формируют умения взаимодействовать с окружающими, развивают эмоционально-волевую сферу, устойчивый интерес к художественной литературе, книге, развивают целеустремленность, волю.

Театр теней положительно влияет на процесс обучения, способствует воспитанию и развитию обучающихся. Этот вид деятельности требует от детей внимательности, сообразительности, быстрой реакции, организованности, умения действовать по определённому образу.

Театр теней создает условия для социализации обучающегося и, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости.

Цель: создание условий для развития творческих способностей детей с интеллектуальным нарушением средствами театра теней.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую, программно-методическую, справочную литературу по вопросам развития творческих способностей детей средствами театральной деятельности.

2. Подобрать репертуар для драматизации в теневом театре, адаптировать театрализованные игры, этюды и упражнения.

3. Организовать образовательную деятельность с детьми, направленную на расширение представлений о теневом театре, развитие навыков изготовления атрибутов и кукловождения.

4. Развивать эмоциональный фон и речь детей, способность к импровизации, творческой активности, проявлению инициативы и самостоятельности через использование игр и драматизаций в теневом театре.

5. Организовать методические мероприятия по повышению компетентности педагогов в вопросах использования теневого театра в образовательной деятельности.

6. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду для возможности использования теневого театра.

7. Обобщить и представить опыт по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами теневого театра, педагогическому и родительскому сообществу.

Идея проекта: Использование теневого театра, его элементов в образовательной деятельности школы - интерната с целью творческого развития способностей детей.

Определение работ, необходимых для разработки и запуска проекта

Создание команды для реализации проекта.

Ожидаемые положительные результаты:

Овладение навыками теневого театра.

Развитие зрительного восприятия и внимание, пространственного мышления, мелкой

Моторики (навыки кукловождения).

Развитие коммуникативных способностей, взаимодействия со сверстниками.

Развитие творческого воображения и фантазии.

Дети знают и владеют приемами изготовления атрибутов к теневому театру.

Более развит эмоциональный фон и речь детей младшего школьного возраста, проявляются способности к импровизации, расширено представление о теневом театре.

Определение участников:

- Обучающиеся 5 «а» класса;

- Воспитатель;

Сроки исполнения: сентябрь 2019 г.- май 2020 г.

Тип: творческо-игровой.

Вид: групповой.

По продолжительности: долгосрочный.                                                                                             

Новизна данного проекта:

    Отличительные особенности данного проекта:

 1. Адаптирован как для здоровых детей, так и для детей с ОВЗ.

2. Систематизирована структура организации занятий.

 3. Направлен на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности.
Актуальность проекта:

    Театр теней соединяет в себе три вида искусства — музыку (инструментальное или голосовое сопровождение), литературу (рассказы и сценарии), ремесло (изготовление кукол) или живопись (декорации и сами куклы) в одном.

    Основной принцип теневого театра очень прост – использование тени от фигуры или предмета, падающий на экран при освещении их каким-либо источником света.

    Для классического теневого театра характерны относительно маленький экран, применение в основном плоских или полуобъемных кукол-фигур, использование простого белого цвета.

    Театрализованная деятельность дает возможность формировать опыт социальных навыков поведения, вследствие этого любая легенда либо художественная литература, сказка для ребенка постоянно имеет высоконравственную нацеленность (добросердечность, решимость). Вследствие чего через театральную деятельность дети познают мир не только лишь разумом, однако, и сердечком,  высказывая собственное мнение к доброму делу и злу. Театрализованная деятельность может помочь ребятам справиться с застенчивостью, неуверенностью в себе, стеснительностью.

    Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Все мы рождаемся с разными способностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ОВЗ, меньше.

    Театр для детей с отклонениями в здоровье - жизненно необходимая социальная среда, определяющая путь развития его личности. Театральный коллектив обеспечивает ребенку эмоциональную защиту и психологический комфорт.
   Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к искусству, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов.

    Участие «солнечных» детей в групповых занятиях могут помочь в создании гуманных эмоций, снятию цикла замкнутости, одиночества, психологического усилия. С «особенным» ребенком следует играть равно столько, сколько и со здоровым ребенком, только лишь требования и условия для игровой деятельности должны быть хорошо продуманы и подготовлены.  

     Огромный интерес у детей вызывает теневой театр. Теневые театрализованные игры оказывают огромное значение на развитие. Они развивают речь и мелкую моторику рук, развивают коммуникативные навыки и творческие способности, формируют умения взаимодействовать с окружающими, развивают эмоционально-волевую сферу, устойчивый интерес к художественной литературе, книге, развивают целеустремленность, волю.

    Через театрализованную деятельность происходит всестороннее развитие ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе. Большинство детей, впоследствии, с легкостью вступают в контакт со здоровыми сверстниками и взрослыми.
Этапы реализации проекта:

I. Организационный этап

Мероприятия

Сроки

проведения

Ответственный

Контроль

1

Изучение литературы по вопросам развития

творческих способностей детей средствами

театральной деятельности

Сентябрь

2019

Ефимова Л.В.

Самоконтроль

2

Подбор театрализованных игр, этюдов, упражнений, направленных на развитие

навыков вербального и невербального общения

Октябрь

2019

Ефимова Л.В.

Самоконтроль

3

Подбор чистоговорок, пальчиковых гимнастик.

Обучение детей созданию театра ручных теней. Знакомство с возможностями

собственной тени.

Индивидуальные занятия

по обучению детей кукловождению в театре

теней

Ноябрь

2019

Ефимова Л.В.

Самоконтроль

II. Основной этап

4

Составление конспекта занятия театра теней по мотивам русской народной сказки «Теремок»,  распределение ролей, заучивание детьми текста инсценировки; создание кукол для представления;

Декабрь

2019

Ефимова Л.В.

Самоконтроль

5

Инсценировка русской народной сказки «Теремок»  для детей начальных  и специальных классов

Январь - февраль

2020

Ефимова Л.В.

Контроль МО воспитателей

6

Составление конспекта занятия театра теней по сказке Сутеева А.Е. «Как ёжик счастье искал», распределение ролей, заучивание детьми текста инсценировки; создание кукол для представления.

Март

2020

Ефимова Л.В.

Самоконтроль

7

Инсценировка сказки «Как ёжик счастье искал»

Апрель

2020

Ефимова Л.В.

Контроль МО воспитателей

III. Итоговый этап:

Мероприятия

Сроки

проведения

Ответственный

Контроль

8

Презентация проекта «Театр теней» на родительском собрании

Май

2020

Ефимова Л.В.

9

Диагностика освоения проекта

Май

2020

Ефимова Л.В.

1. Ресурсы, способствующие реализации проекта:

Материально-технические - использование музыкального центра, ширмы для теневого

театра, настольной лампы.

Финансовые - привлечение денежных средств из внебюджетных источников.

2. Конечный продукт:

- Театрализованные представления для детей и взрослых к тематическим мероприятиям

с использованием театра теней.

- Картотека театрализованных игр.

- Постановка цели, задач проектной деятельности. 
- Подборка литературы по теневому театру. 
- Разработка сценария спектакля «Теремок». 
- Подготовка консультаций для родителей. 

  Литература:

И.А.Лыкова. В.В. Шипунова «Теневой театр вчера и сегодня»;  А.С. Игнатова. С.Н. Илларионова. («Теневой театр своими руками»).

Белишина А. А. Театрализованная деятельность детей с ОВЗ как средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей // Молодой ученый. — 2017. — №49. — С. 332-334. — URL https://moluch.ru/archive/183/47004/ (дата обращения: 14.03.2020).

Вечканова И. Г. Театрализованные игры в реабилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: учебно-методическое пособие. СПб: КАРО, 2006.
Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Методическое пособие / Изд. 2-ое, испр. и доп. М.: АРКТИ, 2002. Набойкина Е. Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. СПб: Речь, 2006.

          Диагностика театрализованной деятельности воспитанников 5 «а»  класса за 2019-2020 уч год

Ф И ребенка

Способность

различать

настроение,

переживания,

эмоциональное

состояние

персонажей

Умение свободно и

раскрепощенно

держаться при

выступлениях

Умение

импровизировать

средствами

мимики,

выразительных

движений и

интонаций

Быстрое и прочное

запоминание текста

Словарный

запас

Умение

самостоятельно

сыграть свою

роль

Общий

уровень

развития

ребёнка

В

И

В

И

В

И

В

И

В

И

В

И

В

И

1

Дармахеева Сэлмэг

3

4

3

4

2

3

2

3

1

2

3

4

13

20

2

АндриевскийАнтон

3

4

4

5

2

3

2

3

1

2

3

4

15

21

3

Бухольцева Вера

2

3

2

3

1

2

1

2

1

2

2

3

9

15

4

Мардаленов Рома

3

4

4

5

2

3

2

3

2

3

3

4

16

22

5

Данжалова Снежана

2

3

2

3

1

2

1

2

1

2

2

3

9

15

Общий балл

13

18

15

20

8

13

8

13

6

11

13

18

62

93

Средний балл

2,6

3,6

3

4

1,6

2,6

1,6

2,6

1,2

2,2

2,6

3,6

10,3

15,5

Уровень

С

ВС

ВС

ВС

Н

С

Н

С

Н

Н

С

ВС

С

ВС

Уровни оценки от 1 до 5 баллов:

Входная диагностика (В)                                                        Итоговая диагностика (И)

Очень низкий (ОН)                                                                  Очень низкий (ОН)

Низкий _Н)                                                                                Низкий (Н)

Средний (С)                                                                               Средний (С)

Выше среднего (ВС)                                                                 Выше среднего (ВС)

Высокий (В)                                                                               Высокий (

           

      Мониторинг динамики уровня освоения театрализованной деятельности обучающихся 5 "а" класса 2019-2020 учебный год  

         

Входная диагностика: уровни способностей к театрализованной деятельности  воспитанников 5 «а» кл., низкий  - 22,8%, средний уровень- 10,2%, выше среднего – 42%   

Итоговая диагностика: низкий уровень – 30,8%, средний уровень- 54,8%, выше среднего- 42,4%.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Проектная деятельность детей в изобразительном искусстве" (инструмент: «Театр теней») 1-8 класс

Статья предназначена в помощь педагогам дополнительного образования для развития у детей конструкторского мышления и обучения этапам проектной деятельности на примере "Театра теней"....

Проектирование танцевального номера объединения народного танца "Русский сувенир" "Тень - тень над водою"

Проектирование танцевального номера  «Тень – тень над водою».Каждая эпоха как в зеркале отражается в танцевальной культуре народа.Фольклор наполняет душу каждого человека гордостью за свой народ,...

Презентация по МХК "Азбука театра (часть1) Виды театра. Античный театр"

Презентация по МХК  "Азбука театра  (часть1)  Виды театра. Античный театр" Содержит большое количество иллюстративного материала. Может быть также использована на уроках изобр...

Дыхание осени ТЕАТР ТЕНЕЙ

Для театра теней на Осенний бал было написано сочинение...

Час общения на тему "Театр, театр, театр"

2019 год объявлен годом Театра. Но сельские жители и, в том числе, дети имеют  узкое представление о  театре. Для того , чтобы расширить представление о театре, как об удивительном и древнем...

Театр, театр, театр...

Этот материал может быть полезен для проведения часов общения и внеклассных мероприятий не только в 5 классе, но и в начальной школе. В конспекте можно увидеть игровую, исследовательскую деятельность ...

Презентация проекта театра теней "Сказки Бабушки Аннэ"

Бабушка Аннэ - так звали легендарную мансийскую сказительницу, писательницу, фольклориста, Заслуженного деятеля культуры ХМАО-Югры Анна Митрофановну Конькову (уроженка мансийской деревни Евра из рода ...