"Навыки общения и культуры поведения как одни из важнейших элементов преемственности ценностей в передаче социокультурного опыта детям с интеллектуальной недостотаточностью"
статья

Рыкова Татьяна Николаевна

Формирование навыков коммуникативного общения. Основная задача в работе с детьми с нарушением интеллекта максимально адаптировать их в процесс социальной интеграции, и овладение коммуникативными навыками является важнейшей составляющей в этом процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Навыки общения и культуры поведения как одни из важнейших элементов в процессе социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью

Рыкова Татьяна Николаевна,

воспитатель ВКК ОГБУ СО ИДДИ №1 

 

       Общение – сложный процесс. Процесс взаимодействия людей, информационный процесс, отношение людей друг к другу, процесс их взаимного влияния друг на друга, процесс взаимного переживания и взаимного понимания друг друга.

       Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Через процесс общения у человека появляется возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, а это, в свою очередь, реализовывать себя и свои возможности в жизни и занять собственное место в обществе. Именно общение – важнейший фактор формирования личности, основное условие развития ребенка, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через взаимодействие с другими людьми.

       В нашей стране ежегодно выявляется около 100 тысяч детей, нуждающихся в опеке (дети-сироты, дети, чьи родители лишены родительских прав). Немалую часть из их числа составляют дети с аномалиями развития. Несмотря на попытки создания детских учреждений по типу семейного детского дома, общины и т.д., основным типом остаются традиционные интернаты и детские дома.

       Специфическая социальная среда создаёт и специфическую социальную ситуацию развития личности, влияет на межличностное взаимодействие, социальным аспектом которого выступает как раз общение. Такой специфической социальной средой для детей являются детские дома и интернаты. Специфичность этой социальной действительности состоит в том, что в отличие от полноценной семьи, в которой ребёнок, осуществляя коммуникацию, общаясь, получает возможность делиться с родителями своими переживаниями, удовлетворять потребность в ласке, признании, выражать многочисленные проявления своего внутреннего мира, в интернате он не находит ожидаемого отклика на свои потребности в контактах со взрослыми и детьми. Причина этого кроется в том, что в условиях интерната ребенку приходится довольствоваться поверхностным общением и взаимодействием. Это искажает развитие личности ребенка. В исследованиях, посвященных развитию личности умственно отсталых, отмечается, что выпускники коррекционных школ и интернатов испытывают трудности в социальной адаптации.      

       Что такое воспитание? Мне представляется, что это «питание» души и сердца ребенка, обогащение всем самым возвышенным, прекрасным, благородным. Дети растут быстро. Не успеешь оглянуться, а воспитанники уже совсем взрослые. Какие они? Что делают? Как войдут они в большой мир? Что возьмут с собой доброго, хорошего?..

       Обучение и воспитание умственно отсталых детей отличается особой сложностью. Их развитие идет по особому пути. У них формируются специфические черты характера, поведения личности. У умственно отсталых детей отсутствуют навыки межличностного общения в среде нормальных людей, несформированны потребности в таком общении, у них неадекватная самооценка, негативное восприятие других людей, гипертрофированный эгоцентризм, склонность к социальному иждивенчеству. Своеобразие взаимоотношений, складывающихся у таких детей со взрослыми и сверстниками, ограниченный круг общения, а также бедный социальный опыт значительно затрудняют социальную адаптацию выпускников интернатов. Человек как социальное существо в процессе своей жизнедеятельности вступает в разнообразные социальные контакты. Эти контакты имеют конкретные цели и требуют коммуникативных навыков. Жизнь детей в интернате ограничивает их контакты с внешним миром и обедняет условия для приобретения собственного опыта.              

       Имея немалый опыт работы в детском доме-интернате, я вижу, что умственно отсталые дети не владеют житейскими навыками, не настроены на продуктивное общение с взрослыми, не умеют себя вести, а ведь этим детям предстоит адаптироваться к сложным условиям жизни, выйти в общество здоровых людей.  Многие выпускники интернатов испытывают большие трудности, оказавшись один на один с самостоятельной жизнью. Они не в состоянии планировать свое будущее, переживают свою ненужность, они привыкли жить по указке, многие из них воруют, бродяжничают. Они не умеют общаться. Их речь скудна и дефектна. В разговоре они ограничиваются выражением самых простых своих нужд и ощущений, употребляя короткие слова и фразы.

       Наблюдая за поведением детей, я осознала, что необходимы занятия, на которых дети учились бы общаться, размышлять над нравственной сутью каждого поступка, ориентироваться в вопросах, связанных с правилами культуры поведения, занятия, развивающие душу ребенка и воспитывающие хорошие манеры. Именно поэтому я выбрала тему «Искусство общения и культура поведения». Культура поведения – характерный признак хорошего воспитания, один из важнейших элементов культуры человека. У каждого общества свои правила поведения, но есть ценности общечеловеческие и именно на их основе развивается культура любого народа. Неотъемлемая часть культуры – этикет, складывающийся веками, уходящий своими корнями в сферу нравственности. Культура ценна для всего человечества, всем она дорога. Не дорога она только тем людям, которые лишены ее. Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

       Время летит быстро. Воспитание сегодня, а не завтра. Воспитание лучших качеств, таких как чуткость, тактичность к окружающим. Воспитание лучших мыслей, лучших чувств. Развивая навыки общения, прививая культурно-гигиенические навыки и навыки культурного поведения на улице, в транспорте, в помещении, на природе, знакомя с элементарными законами гостеприимства и правилами поведения за столом, можно помочь детям преодолеть многие сложности, успешно адаптироваться в новой обстановке. В этом состоит важность и актуальность избранной темы. Актуальный вопрос о наиболее полной социализации умственно отсталых детей в общество невозможно решить без сформированных у них навыков общения и элементарных навыков культуры поведения.

       Развитием навыков общения занимались различные отечественные и иностранные специалисты по педагогике и психологии. Рассматривая вопрос о развитии навыков общения у умственно отсталых детей, следует подчеркнуть мысль, впервые высказанную русским психологом и врачом Г.Я. Трошиным в 1915 г., а затем четко сформулированную и обоснованную Л.С. Выготским в 1935 г., о единстве основных закономерностей развития нормального и аномального ребенка. Таким образом, пути и способы формирования навыков общения у здорового ребенка, изучавшиеся многими ведущими психологами разных стран и обобщенно отраженные в основных теоретических положениях детской психологии, оказываются приложимыми при рассмотрении формирования навыков общения у умственно отсталых детей.

       Анализ литературы по формированию навыков общения показывает, что эту проблему решали многие отечественные и зарубежные специалисты по педагогике и психологии. Хочется отметить работы Исаевой Т.Н.,  Малера А.Р., Цикото Г., Ф.Фребеля, М. Монтессори и др. Интересны идеи А.М. Зотовой по интеграции ребенка-инвалида в среду здоровых сверстников, как метод социальной адаптации // Дефектология, 1997г. - № 6. В книге Маллера А.Р., Цикото Г.В. «Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта»  отмечается, что общение необходимо для непосредственно полной социализации и интеграции детей-инвалидов в общественную жизнь.

       Л.М. Шипицина, О.В. Защиринская, А.А. Воронова, Т.А. Нилова разработали программу развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками для детей от 3 до 6 лет («Основы коммуникации», 1996г.). В 2004 году вышло второе, дополненное и переработанное издание «Азбука общения» ( С.-Петербург, издательство «Детство-ПРЕСС, 2004г.). Авторы предлагают в своей книге обзоры теоретического и практического курсов обучения специалистов.

       Проанализировав различную литературу по формированию навыков общения, я пришла к выводу, что для моей работы с умственно отсталыми детьми необходимо создать свою систему занятий, которая была бы более приемлема и адаптирована к детям этой категории.

       Научная новизна моей работы заключается в систематизации данных по проблеме формирования навыков общения и культуры поведения у умственно отсталых детей и выявлении наиболее успешных путей решения. Система занятий по культуре поведения для умственно отсталых детей ранее в литературе не встречалась, не использовалась. Я самостоятельно разработала цикл занятий по культуре поведения для умственно отсталых детей. Мной составлена  и адаптирована программа, куда включены занятия  по  развитию навыков общения и культуры поведения у умственно отсталых детей, способствующие их социальной адаптации и интеграции в обществе.

       Новизна заключается в том, что я самостоятельно стала проводить, ставя главной задачей, формирование навыков общения и культуры поведения в виде отдельных занятий. Ранее эта задача решалась как сопутствующая.

       Программа «Искусство общения и культура поведения» состоит из 4-х разделов. Сроки реализации данной программы – три года.

Раздел I. Культура общения (21ч).

Предусматривает следующую цель: развитие у умственно отсталых детей навыков общения. Знакомство и отработка общепринятых норм поведения, обязательных форм вежливости в общении со сверстниками и взрослыми.

Задачи:

  • Воспитание интереса к окружающему миру, развитие чувства понимания себя и других людей, потребности в общении.
  • Развитие у детей с умственной отсталостью навыков общения и социальной активности в различных жизненных ситуациях с педагогами, сверстниками и другими окружающими людьми.
  • Развитие коммуникативных способностей.
  • Выработка у детей социально-эмоциональных навыков, положительных черт характера, способствующих наиболее эффективной их адаптации и интеграции в общество.
  • Коррекция у детей с умственной отсталостью нежелательных черт характера (агрессивность, грубость) и нарушенных форм поведения.

Раздел II. Столовый и гостевой этикет (10ч).

Цель: формирование у умственно отсталых детей навыков культурного поведения, навыков общения. Знакомство и отработка правил гостевого и столового этикета.

Задачи:

  • Знакомство с законами гостеприимства, правилами гостя и хозяина.
  • Воспитание приветливости, внимательности, предупредительности, тактичности.
  • Учить детей пользоваться столовыми приборами, элементарной сервировке стола.
  • Знакомство с правилами поведения за столом во время приёма пищи.
  • Учить детей умению использовать знания форм этикета во время общения в различных жизненных ситуациях.

Раздел III. Культурно-гигиенические навыки (10ч).

Цель: формирование у умственно отсталых детей навыков сохранения своего здоровья. Формирование потребности и стремления к чистоте и опрятности.

Задачи:

  • Научить детей соблюдать правила личной гигиены, следить за своим здоровьем, укреплять его.
  • Доступно объяснить детям, что человек, считающий себя культурным должен быть аккуратным, дисциплинированным, чистоплотным.
  • Коррекция у детей с умственной отсталостью нарушенных форм поведения, черт характера (неряшливость, лень) и вредных привычек.

 Раздел IV. Культура поведения в общественных местах (14ч).

Цель: знакомство и отработка общепринятых норм поведения в общественных местах.

Задачи:

  • Воспитание интереса к окружающему миру, потребности в общении.
  • Учить детей правилам поведения в общественных местах, воспитывать уважение к незнакомым взрослым и сверстникам.
  • Учить детей правилам поведения, навыкам общения в театре, в транспорте, цирке, детском доме.
  • Развитие способностей у детей с умственной отсталостью воспринимать реальный мир города, улицы, уметь понимать и ориентироваться в нем.
  • Формирование любви к природе. Воспитание сострадания ко всему живому.

       Чтобы достичь поставленных целей, занятия  должны проходить в увлекательной форме, быть эмоциональными, методически разнообразными, насыщенными игрой, психологическими экспериментами, ситуациями, упражнениями.

       Основные формы обучения:

- развивающие игры (пальцевые, ситуативные, ролевые, сюжетные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-тесты, игровые соревнования);

- наблюдения, экскурсии;

- чтение и обсуждение рассказов, стихов, сказок, загадок;

- беседы;

- беседы по картинкам, конкурсы, обсуждение содержания рисунков, обсуждение ситуаций по картинкам, просмотр фотоальбомов;

- рисование;

- упражнения;

- прослушивание аудиозаписей, просмотр видеозаписей;

- задания, тесты для проверки знаний.

Об эффективности данной программы могут говорить следующие результаты:

- полученные знания познакомили детей с тем, как можно видеть и понимать себя и других в процессе общения;

- занятия научили детей ценить хорошие отношения, позволили детям понять необходимость проявления заботы и внимания по отношению друг к другу;

- дети получили представление о поступках и привычках людей, что дает возможность им в дальнейшем вырабатывать социально значимые мотивы положительного поведения, развивать в себе желание подражать хорошим примерам;

- заложенные  знания развили в детях чувство ответственности за свои поступки;

- полученные знания о приемах, средствах и методах вежливого общения друг с другом, взрослыми позволили  научиться детям правильно вести себя в различных ситуациях в детском доме, в гостях, на улице, используя как жестовые, так и речевые средства общения и правильно применяя правила этикета;

- существенно скорректирован уровень конфликтности в группе;

- увеличилась продолжительность общения в игровых объединениях;

- дети лучше ориентируются в окружающей жизни, глубже понимают происходящие вокруг события, уверенней чувствуют себя в общественных местах.

       Полученные данные в целом свидетельствуют о целесообразности использования данной программы в процессе подготовки к жизни умственно отсталых детей.

       Для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью важна спокойная обстановка, доброжелательное отношение. Важно, чтобы весь режим детского дома, всё то, что мы называем повседневной жизнью, было наполнено содержательной деятельностью и общением. Это способствует развитию духовного мира ребёнка, формированию положительных черт характера и нравственных качеств личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути и средства формирования навыков коммуникативного общения и культуры поведения у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Доклад:а) развитие мотивов общения;б) развитие средств общения;в) совершенствование форм общения....

Авторская педагогическая разработка (адаптированная воспитательная программа) "Искусство общения и культура поведения".

Данная программа предназначена для работы с умственно отсталыми детьми, находящимися в специальных детских домах. Адресована воспитателям данного типа учреждений. Рассчитана на трехлетний срок обучени...

Профориентационные экскурсии и встречи - важный элемент работы по профориентационному самоопределению.(из опыта работы)

Профориентационные экскурсии и встречи-важный элемент  в работе по профориентационному самоопределению школьников. Экскурсий на предриятия и встречи с людьми различных профессий помогают обучающи...

Специфика формирования эффективных навыков общения у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуальной недостаточностью в условиях школы

Одна из первых социальных потребностей ребенка - это потребность в общении. Общение - сложный и весьма многогранный процесс. Общение является важнейшей социальной потребностью, без реализации которой ...