Формирование культуры правового и безопасного поведения – одна из важнейших задач образовательного учреждения
консультация
Поведенческая составляющая играет важную роль в развитии правовой культуры и культуры безопасности школьников. Для того чтобы учащийся умел использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также отстаивать свои права в случае их нарушения, образовательное учреждение должно стать открытым пространством, действующим на основе ценностей прав человека. Только тогда в ней будет комфортно и безопасно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
material_doc.docx | 45.26 КБ |
material_present.pptx | 962.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование культуры правового и безопасного поведения – одна из важнейших задач образовательного учреждения
В жизни современного общества нет такой области, в которой человек чувствовал бы себя в абсолютной безопасности независимо от уровня экономического развития и формы государственного правления страны, в которой он проживает. В наш век информационных технологий невозможно отгородиться от сообщений СМИ о природных катаклизмах, военных конфликтах, авиакатастрофах, дорожно-транспортных происшествиях и прочих чрезвычайных ситуациях. Такая информация стала частью повседневной жизни и заставляет нас думать о возможной опасности повсеместно: на работе, в общественных местах, на дороге и даже у себя дома. А это значит, что человек должен быть готов принимать меры безопасности и грамотно действовать в экстренной ситуации.
Снижение численности и ухудшение состояния здоровья населения России связано не только с разрушительными природными явлениями или техногенными катастрофами. Возрастающее количество социальных конфликтов, дорожно-транспортных происшествий, производственных аварий и прочих критических ситуаций, возникающих под влиянием так называемого «человеческого фактора», говорит о том, что школьникам необходимо в первую очередь знать, как самим не стать источником опасности для себя и окружающих. А значит, возрастает актуальность формирования культуры безопасного поведения в тесной связи с повышением правовой культуры.
Целью современного образовательного процесса является не только усвоение учащимися определенного объема знаний, но и формирование у них жизненных установок, способствующих успешной социализации. Федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют высокие требования к будущему гражданину Российской Федерации, включая в понятие гражданственности в том числе и законопослушное поведение как результат усвоения легитимных, социально одобряемых морально-нравственных норм существования личности в обществе.
Подрастающий гражданин со школьной скамьи должен усвоить, что кроме прав, обеспеченных ему конституцией, жизнь в обществе налагает на него ряд обязанностей, выполнение которых необходимо в его интересах, в интересах общества и государства. При этом он должен не просто усвоить некий объем знаний, но и приобрести практические навыки действий в правовом поле, которые позволят, насколько это возможно, сделать безопасной прежде всего его жизнь.
Приступать к формированию культуры правового и безопасного поведения следует с раннего возраста. Для обеспечения эффективности этого процесса необходимо учитывать возрастные психологические и физиологические особенности учащихся, их потребности и интересы.
Как только человек появляется на свет, он становится участником дорожного движения, поскольку организация всех сфер жизни общества связана с функционированием дорожно-транспортной инфраструктуры. С самого раннего возраста, когда закладываются основы характера, приобретаются навыки и привычки, которые останутся с человеком на всю жизнь, следует начинать обучение детей правилам дорожного движения и основам безопасности дорожного движения. Пусть на первых порах безопасность дошкольника обеспечивают родственники, которые могут сопровождать его по дороге в дошкольное учреждение и обратно. Но когда ребенок станет учеником, его безопасность будет зависеть от того, насколько хорошо он подготовлен к самостоятельному передвижению по улицам города или поселка.
Необходимость включения в систему гражданско-правового обучения детей правил дорожного движения, начиная с дошкольного возраста, обусловлена в первую очередь высоким процентом детского дорожно-транспортного травматизма. В среднем по России в каждом восьмом ДТП страдает ребенок. Правовой нигилизм взрослых, пренебрежение с их стороны элементарными правилами безопасности оборачивается проблемой государственного масштаба.
Главная задача дошкольного образовательного учреждения – сформировать у воспитанников твердые и устойчивые принципы культурного поведения в качестве участников дорожного движения. К пяти годам ребенок – уже личность, осознающая себя частью социума и активно впитывающая в себя нормы и правила взаимодействия с остальными его членами. В этом возрасте сформировать у ребенка положительное отношение к выполнению правил безопасного поведения на дороге легче, чем в школьном. Для дошкольника очень важна положительная оценка взрослыми того, что он делает, поэтому сознание того, что он будет хорошим пешеходом, примером для других, гордостью родителей мотивирует его соблюдать правила безопасного поведения на дороге. Уважительное отношение к закону дорог, заложенное с раннего детства, становится прочной основой формирования законопослушного гражданина в будущем.
Вслед за дошкольным наступает следующий важнейший период жизни ребенка – младший школьный возраст. Короткий временной отрезок от 6 до 10 лет для ребенка – период серьезных изменений физического и психического статуса, важнейший этап становления личности, когда на передний план выступает формирование сознательного и ответственного отношения к учебе, поведению, своему здоровью. На уровне начального образования информационное ориентирование школьников в вопросах безопасности реализуется через модуль «Правила безопасной жизни» учебного предмета «Окружающий мир». В содержание предмета входят правила личной гигиены школьников, элементарные медицинские знания и умения оказания первой помощи при лёгких травмах, правила безопасного поведения на дорогах, на транспорте, правила пожарной безопасности, основные правила обращения с электричеством, газом, водой, правила безопасного поведения на природе.
Начальная школа должна закрепить и расширить навыки безопасного поведения, усвоенные детьми в дошкольных образовательных учреждениях. Обучение младших школьников «дорожной грамоте» целесообразно продолжить на основе изучения правил дорожного движения как нормативно-законодательного документа, регламентирующего правовые нормы поведения участников дорожного движения в реальной дорожно-транспортной среде.
Для наглядно-образного способа мышления младших школьников особое значение имеет связь правовой информации с фактами из их повседневной жизни, приучение детей к сознательной оценке своего поведения, формирование у них внутренней целевой установки на обеспечение безопасности. Изучение правил дорожного движения именно в контексте правового обучения позволяет детям открыть для себя связь между соблюдением нормы права и защитой жизни и здоровья людей, а значит и их интересов, поскольку дети также являются членами общества.
Одного знания ребенком правил дорожного движения или пожарной безопасности недостаточно. Безопасность обеспечивается не суммой усвоенных знаний, а умением правильно себя вести в различных ситуациях, полезными привычками, которые вырабатываются методом многократного повторения, проигрывания ситуаций, которые могут возникнуть дома, во дворе, в школе, на улице. Только таким образом разовьются умения и навыки правильно оценивать ситуацию и действовать в соответствии с обстановкой.
Важное место должно занимать обучение младших школьников жизненно важным навыкам. Сейчас много времени отдается действиям в чрезвычайных ситуациях и гораздо меньше – психологической подготовке к решению повседневных жизненных проблем. А ведь они также могут угрожать безопасности и требуют правовой грамотности для успешного разрешения.
Крайне важный аспект безопасного поведения младших школьников – взаимоотношения с детьми постарше и взрослыми. Для ребенка в этом возрасте авторитет взрослых, в том числе и незнакомых, непререкаем. В отношении незнакомцев необходимо выработать у ребенка такие навыки поведения, которые он должен выполнять неукоснительно, так как от этого зависит его здоровье и безопасность.
В качестве методов и форм работы лучше выбирать игровые. Ученые, давно занимающиеся этой проблемой, разработали дидактические игры, в ходе которых отрабатываются вербальные формулировки и действия ребенка в отсутствие родителей или других родственников (опекунов). Названия игр говорят сами за себя:
- «Большое и маленькое «Нет!»,
- «Незнакомец»,
- «Один дома»,
- «Телефонный звонок»,
- «Подкуп»,
- «Машина»,
- «Защита»,
- «Дорога домой»,
- «Вымогательство».
Необходимо внушить ребенку, что даже открытый конфликт со взрослым – это правильно, так как главное для ребенка – отстоять себя и право на свое мнение и поступок. Но лучший способ избежать неприятностей – не вступать в контакт с незнакомцами.
Чрезвычайные ситуации случаются редко, но от них никто не застрахован, так что детям полезно иметь при себе (или выучить) телефоны служб экстренной помощи, родителей, соседей или других доверенных лиц. В работе с младшими школьниками важно помнить, что категорические требования соблюдать общепринятые поведенческие нормы неэффективны, если не подкреплены понятными ребенку, наглядными, действенными аргументами. Когда маленький человек осознает и примет необходимость следовать правилам, от которых зависит его безопасность, когда он приобретет навыки определенных действий, опыт, эти правила станут для него нормой, регулятором поведения.
С 5 класса начинается изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Разработка обновленной концепции курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе применения информационных технологий и с учетом современных требований поручена Министерству образования и науки и Министерству по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» традиционно рассматривает обеспечение безопасности населения путем подготовки в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности.
На расширение и углубление знаний учащихся 5-9 классов о безопасной жизнедеятельности, полученных в начальной школе, рассчитаны следующие модули: «Основы безопасности личности, общества и государства» («Основы комплексной безопасности», «Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций», «Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации»), «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» («Основы здорового образа жизни», «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи»).
В 10-11 классах в программу изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (к указанным выше) добавляются модули «Основы обороны государства», «Правовые основы военной службы», «Элементы начальной военной подготовки», «Военно-профессиональная деятельность». Предмет является обязательным для изучения, осваивается на базовом уровне и предполагает получение знаний через практическую деятельность.
Безусловно, данные направления учебной деятельности чрезвычайно важны. Однако следует помнить, что в силу возрастных особенностей именно подростки чаще всего оказываются в опасном положении в повседневной жизни, и строить работу с ними следует с учетом этих особенностей.
Средний и старший школьный возраст знаменуется серьезными изменениями в психическом развитии детей. Резкий гормональный взрыв, приходящийся на возраст 11-16 лет, часто превращает самых послушных детей в строптивых бунтарей. Это нормальное явление, таков закон природы. Подросток отвергает авторитет взрослых, стремясь к самостоятельности, примеряет на себя различные модели поведения, желая выстроить собственную жизненную траекторию. Самое большое влияние на формирование личности подростка оказывает его окружение, люди, которые его «понимают», в то время как родители и учителя, как правило, «не понимают».
Подростковый период всегда был проблемным с точки зрения безопасности и права. Подростки не становятся злодеями нарочно. Ими движет желание проявить себя, испытать свои силы, узнать границы своих возможностей. В настоящее время, когда социальные вызовы, провоцирующие молодежь на совершение противоправных поступков, усиливаются, правовая грамотность для подростков часто является условием безопасности.
В связи с информатизацией жизни общества пристального внимания требует формирование культуры безопасного поведения в современном информационном пространстве. Это важно для всех, а для детей в особенности, так как общение, в том числе и в соцсетях, – важнейшая часть их жизни. Интернет-зависимость, как всякая зависимость, опасна сама по себе. Но важнее другое: интернет практически неподконтролен цензуре и предоставляет не только свободу доступа к информации, но и является площадкой, где открыто пропагандируются наркотики, порнография, суицид, террор, национальная и расовая неприязнь. Оградить подростка от деструктивного влияния всемирной паутины может только умение и желание критически оценивать информацию, отсеивать «информационный мусор», отрицательно влияющий на сознание.
Положительных результатов в этом направлении можно достичь путем совместной работы семьи и школы. И дети, и родители должны больше узнать о способах воздействия нежелательной информации, о том, как от нее защититься. Родители, учителя ОБЖ и информатики, классные руководители должны готовить сознание детей к противодействию негативным информационным воздействиям, формировать медиаграмотность, навыки критического мышления, развивать способности к самоблокированию информации, учить отличать качественную информацию от некачественной.
В продолжение разговора о зависимостях следует отметить, что кроме алкоголизма, который неуклонно молодеет, и наркомании, которая вообще является болезнью молодых, так как до старости наркоманы не доживают, появился ряд новых «адреналиновых» молодежных увлечений на грани правового поля: опасные селфи, руферство, сталкерство, диггерство, бейсджампинг, зацепинг, планкинг. Эти забавы не только несут угрозу собственному здоровью подростков, так как вся деятельность происходит без соблюдения мер безопасности, но иногда напрямую ведут к нарушению закона (например, проникновение на охраняемую территорию, создание заведомо опасной ситуации на дороге и в транспорте).
Таким образом, чем старше становится ребенок, тем выше его ответственность за собственные действия и тем важнее его внутренняя установка на то, чтобы эти действия были безопасны и соответствовали правовым нормам. В первую очередь, формирование культуры поведения – задача родителей, но школа также должна реагировать на молодежные тенденции и принимать меры профилактики противоправного поведения, тем самым формируя правовую культуру обучающихся. Защитить ребенка от нежелательных социальных контактов невозможно. Запреты и ограничения часто дают противоположный результат, но предложить качественный образец социально одобряемой роли и способов реагирования педагогике под силу.
Кроме уроков ОБЖ, в школах в приоритетном порядке и на государственной бюджетной основе организуются военно-патриотические клубы, спортивные секции. Занятия в них интересны подросткам, так как учащиеся могут приобрести навыки альпинизма, применения стрелкового и холодного оружия, овладеть приемами рукопашного боя и другими видами самообороны. Однако тем важнее для педагога целенаправленная работа над формированием нравственно-ценностных убеждений воспитанника, чтобы навыки, не подкрепленные внутренними убеждениями, не стали основой для агрессивного поведения, не обратились противоправными деяниями. Овладевая приемами самообороны, подросток должен усвоить понятия «превышение предела самообороны», «нанесение телесных повреждений».
Эффективность формирования законопослушного поведения напрямую зависит от позитивного имиджа военнослужащих и служителей закона. Контакты школы с правоохранительными органами (инспекцией по делам несовершеннолетних, участковым инспектором, на территории которого находится здание школы, сотрудниками ГИБДД) – закреплены законодательно. Они выполняют все предписанные алгоритмом действия в целях искоренения правонарушений, однако официальные контакты не способствуют полноценной воспитательной работе.
Необходимо показать учащимся, что сотрудники правоохранительных органов не просто отрабатывают функционал, а искренне относятся к выполнению своих обязанностей, работают по призванию. Это возможно, если приглашать на занятия сотрудников спецподразделений, например, для неформальных бесед, судейства в соревнованиях, проведения занятий по изучению современной военной экипировки. Традиционные встречи с ветеранами ВОВ постепенно уступают место встречам с участниками боевых действий в местах локальных военных конфликтов, количество которых, к сожалению, не уменьшается. И в данном вопросе закон на стороне школы: она сама вправе искать социальных партнеров, поскольку образование является открытой общественно-государственной системой.
Итак, формирование правового и безопасного поведения обучающихся – одна из государственно-значимых задач, стоящих перед образовательной системой. Повышение культуры безопасности жизнедеятельности как элемента правового воспитания способствует формированию как умения оценивать собственные поступки с точки зрения их законности, так и активному участию индивида в создании безопасного жизненного пространства, обеспечивающего соблюдение прав и свобод окружающим (например, права на жизнь), в том числе при действиях в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Поведенческая составляющая играет важную роль в развитии правовой культуры и культуры безопасности школьников. Для того чтобы учащийся умел использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также отстаивать свои права в случае их нарушения, образовательное учреждение должно стать открытым пространством, действующим на основе ценностей прав человека. Только тогда в ней будет комфортно и безопасно.
Образовательное учреждение, в центре внимания которого ценность человеческой личности, может обеспечить высокий уровень культуры поведения. Когда будущий гражданин страны сознательно подчиняется требованиям закона не потому, что ожидает наказания за его неисполнение, а потому, что это способствует комфортному и безопасному существованию личности, общества и государства, тогда можно говорить о том, что цель формирования культуры правового и безопасного поведения достигнута.
Список литературы
- Зязина, Т. В. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности : учеб.пособие / Т. В. Зязина, А. И. Григорьев. – Воронеж : ВГПУ
- Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика / Пер. с англ. В.В.Сапова. М.: Астрель, 2006.
- Лисина Е., Севастьянов Б.Образовательная структура в области безопасностижизнедеятельности // «ОБЖ». 2004. - № 4. - С. 40-44.
- Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности. – М.: Педагогика, 1972.
- Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников :дис. ... д-ра пед. наук / В. Н. Мошкин. –Барнаул, 2004
- Рассолова Е. А. Системный подход к правовому воспитанию старшеклассников во внеучебной деятельности: автореф. дис…. канд. пед. наук: 13.00.01. – М.: МПГУ, 2007
- Скрипник Л. Ю., Полихов М. В., Псарев И. С. Действуем, как учили: эвакуация из школы // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2016
- Суворова, Г. М. Экологическое образование как фактор социального становления подростков [Текст] / Г. М. Суворова. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2004
- Школа социального партнерства / под ред. Е. Г. Калинкиной. – Н. Новгород, 2004.
- Учительская газета», №11 от 13 марта 2018 года http://www.ug.ru/archive/73799
- Пояснительная записка к программам ОБЖ . Образовательный портал ОБЖ. РУ http://www.obzh.ru/poyasnitelnaya-zapiska
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нет такой области, в которой человек чувствовал бы себя в абсолютной безопасности независимо от уровня экономического развития и формы государственного правления страны, в которой он проживает.
часть повседневной жизни необходимость готовности принимать меры безопасности и грамотно действовать в экстренной ситуации природные катаклизмы СООБЩЕНИЯ СМИ военные конфликты авиакатастрофы дорожно-транспортные происшествия мысли о возможной опасности повсеместно
с нижение численности населения знания, как самим не стать источником опасности для себя и окружающих техногенные катастрофы разрушительные природные явления социальные конфликты дорожно-транспортные происшествия производственные аварии ухудшение состояния здоровья населения необходимость формирования культуры безопасного поведения и повышение правовой культуры
ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: усвоение учащимися определенного объема знаний; формирование у обучающихся жизненных установок, способствующих успешной социализации.
требования к будущему гражданину Российской Федерации включение в понятие гражданственности законопослушное поведение как результат усвоения легитимных, социально одобряемых морально-нравственных норм существования личности в обществе
я Подрастающий гражданин со школьной скамьи должен усвоить, что кроме прав, обеспеченных ему конституцией, жизнь в обществе налагает на него ряд обязанностей, выполнение которых необходимо в его интересах, в интересах общества и государства. При этом он должен не просто усвоить некий объем знаний, но и приобрести практические навыки действий в правовом поле, которые позволят, насколько это возможно, сделать безопасной прежде всего его жизнь.
Приступать к формированию культуры правового и безопасного поведения следует с раннего возраста. Н еобходимо учитывать возрастные психологические и физиологические особенности учащихся, их потребности и интересы .
ОСОБЕННОСТИ : закладываются основы характера; приобретаются навыки и привычки, которые останутся с человеком на всю жизнь. ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ: правила дорожного движения; основы безопасности дорожного движения. Безопасность ребенка зависит от подготовленности к самостоятельному передвижению по улицам города или поселка. Формирование культуры правового и безопасного поведения Дошкольный возраст
Формирование культуры правового и безопасного поведения высокий процент детского дорожно-транспортного травматизма н еобходимость включения в систему гражданско-правового обучения детей правил дорожного движения, начиная с дошкольного возраста п равовой нигилизм взрослых пренебрежение со стороны родителей элементарными правилами безопасности
ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: сформировать у воспитанников твердые и устойчивые принципы культурного поведения в качестве участников дорожного движения.
РЕБЕНОК 5 лет: личность , осознающая себя частью социума и активно впитывающая в себя нормы и правила взаимодействия с остальными его членами; важность положительной оценки взрослыми: хороший пешеход; пример для других ; гордость родителей. ЗАДАЧА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: формирование у ребенка положительного отношения к выполнению правил безопасного поведения на дороге. Формирование культуры правового и безопасного поведения Дошкольный возраст
Уважительное отношение к закону дорог, заложенное с раннего детства, становится прочной основой формирования законопослушного гражданина в будущем.
ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДА: серьезные изменения физического и психического статуса ; становление личности ; выход на передний план формирования сознательного и ответственного отношения к учебе, поведению, своему здоровью. Формирование культуры правового и безопасного поведения Младший школьный возраст
модуль «Правила безопасной жизни» учебного предмета «Окружающий мир »: правила личной гигиены школьников; элементарные медицинские знания и умения оказать первую помощь при лёгких травмах; правила безопасного поведения на дорогах, на транспорте; правила пожарной безопасности; основные правила обращения с электричеством, газом, водой; правила безопасного поведения на природе. Формирование культуры правового и безопасного поведения Младший школьный возраст
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ «ДОРОЖНОЙ ГРАМОТЕ»: изучение правил дорожного движения как законодательного документа, регламентирующего правовые нормы поведения участников дорожного движения в реальной дорожно-транспортной среде. Формирование культуры правового и безопасного поведения Младший школьный возраст
НАГЛЯДНО-ОБРАЗНЫЙ СПОСОБ МЫШЛЕНИЯ: связь правовой информации с фактами из повседневной жизни; сознательная оценка детьми своего поведения; формирование у детей внутренней целевой установки на обеспечение безопасности. Формирование культуры правового и безопасного поведения Младший школьный возраст
я Изучение правил дорожного движения в контексте правового обучения позволяет детям открыть для себя связь между соблюдением нормы права и защитой жизни и здоровья людей, а значит и их интересов, поскольку дети также являются членами общества.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ: умение правильно себя вести в различных ситуациях; п олезные привычки, которые вырабатываются методом многократного повторения, проигрывания ситуаций, которые могут возникнуть дома, во дворе, в школе, на улице. развитие умений и навыков правильно оценивать ситуацию и действовать в соответствии с обстановкой
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫМ НАВЫКАМ: действия в чрезвычайных ситуациях; психологическая подготовка к решению повседневных жизненных проблем. Формирование культуры правового и безопасного поведения Младший школьный возраст
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО СТАРШИМИ ДЕТЬМИ И ВЗРОСЛЫМИ: непререкаемый авторитет взрослых; необходимость выработки у ребенка навыков поведения, которые он должен выполнять неукоснительно, так как от этого зависит его здоровье и безопасность. Формирование культуры правового и безопасного поведения Младший школьный возраст
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ: « Большое и маленькое «Нет !»; « Незнакомец »; « Один дома »; « Телефонный звонок »; « Подкуп »; « Машина »; « Защита »; « Дорога домой »; « Вымогательство». Формирование культуры правового и безопасного поведения Младший школьный возраст
Необходимо внушить ребенку, что даже открытый конфликт со взрослым – это правильно, так как главное для ребенка – отстоять себя и право на свое мнение и поступок. Л учший способ избежать неприятностей – не вступать в контакт с незнакомцами.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ: выучить с детьми телефоны служб экстренной помощи, родителей, соседей или других доверенных лиц; подкреплять теорию понятными ребенку, наглядными, действенными аргументами; требовать соблюдения общепринятых поведенческих норм. Формирование культуры правового и безопасного поведения Младший школьный возраст
Разработка обновленной концепции курса на основе применения информационных технологий и с учетом современных требований Учебный предмет « Основы безопасности жизнедеятельности » Министерство образования и науки Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Учебный предмет « Основы безопасности жизнедеятельности » подготовка в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций обеспечение пожарной безопасности ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Учебный предмет « Основы безопасности жизнедеятельности » МОДУЛИ 5-9 КЛАССЫ: « Основы безопасности личности, общества и государства »; « Основы комплексной безопасности »; « Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций »; «Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации »; « Основы медицинских знаний и здорового образа жизни »; « Основы здорового образа жизни »; « Основы медицинских знаний и оказание первой помощи ».
Учебный предмет « Основы безопасности жизнедеятельности » ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МОДУЛИ 10-11 КЛАССЫ: «Основы обороны государства »; « Правовые основы военной службы »; « Элементы начальной военной подготовки »; « Военно-профессиональная деятельность».
Учебный предмет « Основы безопасности жизнедеятельности » освоение на базовом уровне получение знаний через практическую деятельность обязательность для изучения
В силу возрастных особенностей именно подростки чаще всего оказываются в опасном положении в повседневной жизни.
Формирование культуры правового и безопасного поведения Средний и старший школьный возраст ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДА: серьезные изменениями в психическом развитии детей; резкий гормональный взрыв; превращение самых послушных детей в строптивых бунтарей; отвержение авторитета взрослых; стремление к самостоятельности ; апробирование различных моделей поведения; желание выстроить свою жизненную траекторию ; большое влияние окружения на формирование личности подростка, людей, которые его «понимают»; желание проявить себя, испытать свои силы, узнать границы своих возможностей.
общение , в том числе и в соцсетях , – важнейшая часть жизни детей; и нтернет-зависимость опасна сама по себе; интернет практически неподконтролен цензуре; интернет предоставляет свободу доступа к информации; интернет является площадкой с открытой пропагандой: наркотики; порнография; суицид; террор ; национальная и расовая неприязнь. Формирование культуры безопасного поведения в информационном пространстве
Формирование культуры безопасного поведения в информационном пространстве Ограждение подростка от деструктивного влияния всемирной паутины: умение и желание критически оценивать информацию; отсеивание « информационного мусора», отрицательно влияющего на сознание.
Формирование культуры безопасного поведения в информационном пространстве п одготовка сознания детей к противодействию негативным информационным воздействиям; формирование медиаграмотности ; формирование навыков критического мышления; развитие способности к самоблокированию информации; развитие умения отличать качественную информацию от некачественной. ПЕДАГОГИ ОБЖ ПЕДАГОГИ ИНФОРМАТИКИ РОДИТЕЛИ КЛАССНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ
«АДРЕНАЛИНОВЫЕ УВЛЕЧЕНИЯ» на грани правового поля: опасные селфи ; руферство ; сталкерство ; диггерство ; бейсджампинг ; зацепинг ; планкинг . угроза здоровью подростков; нарушению закона: проникновение на охраняемую территорию; создание заведомо опасной ситуации на дороге и в транспорте .
я Формирование культуры поведения – задача родителей, но образовательное учреждение также должно реагировать на молодежные тенденции и принимать меры профилактики противоправного поведения, тем самым формируя правовую культуру обучающихся. Защитить ребенка от нежелательных социальных контактов невозможно. Запреты и ограничения часто дают противоположный результат.
Организация военно-патриотических клубов, спортивных секций приобретение навыков альпинизма ; приобретение навыков применения стрелкового и холодного оружия; овладение приемами рукопашного боя и другими видами самообороны; формирование нравственно-ценностных убеждений воспитанника; усвоение понятий «превышение предела самообороны», «нанесение телесных повреждений».
Повышение культуры безопасности жизнедеятельности как элемента правового воспитания формирование умения оценивать собственные поступки с точки зрения их законности активное участие индивида в создании безопасного жизненного пространства , обеспечивающего соблюдение прав и свобод окружающим
комфорт Образовательное учреждение – открытое пространство, действующее на основе ценностей прав человека безопасность у мение учащегося использовать свои права умение учащегося исполнять обязанности умение учащегося соблюдать запреты умение учащегося отстаивать свои права в случае их нарушения
В центре внимания образовательного учреждения – ценность человеческой личности.
Цель формирования культуры правового и безопасного поведения достигнута, когда будущий гражданин страны сознательно подчиняется требованиям закона потому, что это способствует комфортному и безопасному существованию личности, общества и государства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в школе. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты"
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитии, прочность знаний, вера в свои силы…»В.А.Сухомли...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни участников образовательного процесса
В данной работе Вы узнаете, как сформировать культуру здорового образа жизни учеников....
Организация работы образовательного учреждения по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у школьников
Актуализация вопроса воспитания у подрастающего поколения позитивного мнения о роли здорового образа жизни....
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексный подход к формированию у обучающихся современного уровня культуры безопасности.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области "Основы безопасности жизнедеятельности". Комплексный подход к формированию у обучающихся совреме...
Выступление на ГМО учителей физической культуры "Особенности формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта
В докладе раскрываются особенности формирования здорового и безопасного образа жизни в соответствии с ФГОС, нововведения новых стандартов в решении проблемы сохранения здоровья, формирования здорового...
Выступление на ГМО учителей физической культуры "Особенности формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта
В докладе раскрываются особенности формирования здорового и безопасного образа жизни в соотвествии с ФГОС, нововведения новых стандартов в решении проблемы сохранения здоровья, формирования здорового ...
Тема: «Формирование и развитие функциональной грамотности – одна из важнейших задач современной школы» (Мастер-класс)
Учебные предметы «История» и «Обществознание» обладают широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся. Необходимо регул...